1639903611653_фтлофофия норм шпоры. 1. Понятие мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения. Философия
Скачать 362.09 Kb.
|
24. Понятие материи в философии и науке. Современные представления о структурной организации материи. Понятие материи возникло еще в античной философии. Само слово “материя” в дословном переводе значит “основа”. Понятно, что в философии слово “материя” используется в переносном смысле, как термин, и по мере развития философского знания понятие материи становится все более общим и абстрактным.Материя есть философская категория, выражающая момент устойчивости, определенности, телесности любого фрагмента реальности. В истории философии известно четыре последовательно сменявших одна другую модели материи: субстратная, субстанциональная, атрибутивная и реляционная. Субстратная модель материи сложилась в античной философии, где материя понималась как субстрат – нижний слой – всего существующего, как материал, из которого все состоит(Например, выделяли в многообразии сущего четыре стихии, простейших вещества: землю, воду, воздух и огонь, и полагали, что одна из них есть первая стихия, а остальные производны). Субстациональная модельутвердилась в средневековой философии. Здесь материю трактовали как субстанцию, дословно – “конечную остановку” множества воплощений и превращений. Субстанция в понимании средневековых мыслителей – это носительница всех свойств, сущность, не нуждающаяся ни в чем внешнем для своего существования, или автономная система, как говорим мы сейчас. Атрибутивная модель материи(философия Нового времени) – от слова ”атрибут”: неотъемлемое свойство. Согласно механистическим представлениям всему сущему принадлежит общее фундаментальное свойство - это свойство массы, которую определяли как количество вещества. Это-то свойство-атрибут и стало основанием определения: материя есть все то, что обладает массой. Еще проще: материя - это вещество. Отсюда вытекают и другие свойства материи: тяжесть, непроницаемость, инертность, объем и т. п. Реляционная модель материи начала формироваться еще до переворота в естествознании.Ее смысл: нет никакой необходимости связывать понятие материи с теми или иными конкретными свойствами явлений действительности; достаточно задать отношение познающего субъекта к эти м явлениям. Важнейшим понятием реляционной модели стало понятие “объективная реальность”, то есть все то, что существует само по себе, вне и независимо от нашего сознания. Материя есть все то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущения, и далее: единственное “свойство” материи, с признанием которого связан философский материализм, это свойство “быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от нашего сознания”. Современная научная картина мира. В XX веке утвердился структурно-функциональный подход к проблеме классификации объективной реальности. Выглядит эта классификация следующим образом: любая система есть совокупность элементов, и она же есть элемент более сложной системы. Природа – это большая матрешка! Так, атом состоит из элементарных частиц; из атомов состоят молекулы; из молекул состоят различные вещества; из веществ состоят живые клетки; из клеток построены организмы; из организмов образованы животные сообщества: популяции, виды, экосистемы; из органических и неорганических элементов строится социальная система, человеческая культура, ноосфера; она, вместе с биосферой, литосферой, атмосферой и т. д. составляет часть планеты Земля; Земля есть часть Солнечной системы; Солнечная система есть часть галактики Млечный Путь; наша галактика – часть Метагалактики; Метагалактика – часть нашей Вселенной. Более того, на уровне научных гипотез или же философии природы имеется идея, согласно которой элементарные частицы состоят из еще более фундаментальных образований – кварков, превосходящих по массе сами элементарные частицы во много раз, а кварки построены из фридмонов или планкеонов, своего рода микро-”черных дыр” с огромной плотностью вещества, а в последних скрыты целые вселенные. Получается так, что мегамир и микромир смыкаются друг с другом, а объективная реальность замкнута сама на себя, что напоминает образ мира в древней восточной философии: змея, кусающая себя за хвост. Фигурально говоря, открыв маленькую матрешку, мы обнаружим, что в ней скрыта самая большая. 25. Пространственно-временная организация бытия. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Важнейшими характеристиками бытия выступают пространство и время. Уже Аристотель рассматривал время как меру движения, а пространство как его границу. Дело в том, что пространство и время – самые исходные и простые понятия, а самое простое сложнее всего определить. Так, каждый человек различает простейшие ощущения сладкого и соленого, но невозможно словами объяснить различие между ними. То же и с пространством и временем. Если движение универсально и оно есть изменение в пространстве и времени, то и сами пространство и время универсальны и материя не может существовать иначе, чем в пространстве и времени. Таким образом, получаем первое определение того и другого. Пространство и время есть универсальные формы существования материи. Различия: -Пространство есть форма сосуществования явлений. Находиться в пространстве означает быть расположенным один вне другого. Каждое явление находится вне другого явления. Стол находится вне стула, один атом воздуха находится вне другого атома воздуха. сопротивляются совмещению их в одном и том же пространстве. Пространство обладает протяженностью, и оно трехмерно. Поэтому любая реальная вещь имеет три измерения: длину, высоту и толщину. Трехмерность пространства является условием того, чтобы в мире существовало что-то устойчивое и равновесное, следовательно, чтобы вообще что-то существовало. -Пространство обратимо. Это означает, что можно всегда вернуться в то же самое место, разумеется, если оно уже не занято другим телом. -Время есть форма смены явлений одного после другого. Существовать во времени означает находиться в форме необратимой последовательности одного после другого. -Пространство, как уже говорилось, обратимо хотя бы в относительном смысле. Время необратимо и в относительном, и в абсолютном смысле. Необратимость времени есть условие того, чтобы в мире существовали закономерности и порядок, а не хаос. -Время в отличие от пространства одномерно. Оно имеет лишь одно измерение, его можно изобразить в виде стрелы, направляющейся из прошлого через настоящее в будущее. Различается материалистическое и идеалистическое понимание пространства и времени. Согласно первому, пространство и время являются формами существования материи, они существуют реально и не зависят от человеческого сознания. В качестве примера идеалистического понимания пространства и времени приведем позицию немецкого философа Канта. Пространство и время не есть свойства вещей самих по себе, они есть формы нашего созерцания вещей, это - тот способ, каким мы воспринимаем вещи. Различается метафизическое и диалектическое понимание пространства и времени. Метафизическое понимание связано с ученым И. Ньютоном, который считал, что материя существует сама по себе, а пространство и время сами по себе. Материя находится в абсолютном пространстве, как в огромном пустом ящике, и в абсолютном времени, как безразличном ко всему потоке. Концепции пространства и времени:субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и развертываются процессы. Подобно тому как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов. (сторонник Ньютон) Реляционная концепция говорит о том, что пространство и время - это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют.(сторонник Лейбниц) 26. Динамическая организация бытия. Понятие движения. Типы движения. Основные формы движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Многообразие мира означает, что каждое “здесь” и “теперь” мира отличается от других “здесь” и “теперь”, т.е. мир изменяется в пространстве и во времени. Это изменение мира в пространстве и во времени есть движение. Движение есть изменение материи в пространстве и во времени, или изменение вообще. Это определение движения как изменения вообще – очень важно. Часто движение понимается лишь как механическое перемещение в пространстве. Вещь находилась вот здесь, а теперь она переместилась вот сюда. И к этому сводят движение. Но если мы определяем движение как изменение вообще, то тем самым охватываем самые разнообразные процессы – то, что происходит внутри атомов и молекул, рост кристаллов, обмен веществ живых организмов, т.е. и жизнь есть движение, так как существует лишь в изменении. История общества, революции, войны, обыденная жизнь миллионов людей есть тоже вид движения. Таким образом, движение есть любое изменение в мире – физическом, химическом, биологическом и социальном. Это означает универсальность движения, его всеохватность и неустранимость. Здесь мы переходим ко второму определению движения. Движение есть способ существования материи. То есть материя существует лишь в движении. Это, в свою очередь, означает, что всякое явление может сохранять себя как данное явление, лишь изменяясь. Чтобы остаться тем же самым, нужно непрерывно изменяться, становиться другим. Движение, таким образом, включает в себя противоположные характеристики: изменение и сохранение. Это подводит нас к третьему определению движения. Движение есть противоречие. Покой есть такое движение какой-либо вещи или системы, которое в то же время сохраняет эту вещь или систему этой же самой.Например, все частицы моего организма находятся в движении: происходит обмен веществ, кровь пульсирует в сосудах, колотится сердце. Но именно это движение и сохраняет меня как живую конкретную личность, я остаюсь тем же самым. В этом смысле я нахожусь в покое, хотя, может быть, в механическом смысле я сейчас передвигаюсь по улице, еду на поезде, чем-то взволнован, но, тем не менее, остаюсь самим собой, т.е. нахожусь в покое. О формах движения материи. Движение вообще – это абстракция. Также, например, как человек вообще есть абстракция, реально существуют мужчины или женщины, дети, взрослые, пожилые и т.д. И движение реально существует в виде конкретных форм. Можно различать три крупные формы движения материи: 1) движение в неживой природе; 2) движение в живой природе; 3) социальная форма движения материи, или история. Соотношение между различными формами движения материи выражается следующими двумя положениями. Первое. Каждая форма движения материи при определенных условиях может переходить в другую форму движения материи. Это положение отражает единство материального мира. Второе. Каждая форма движения материи обладает специфическими особенностями и законами, которые несводимы к особенностям и законам другой формы. То есть нельзя одну форму движения объяснить через свойства другой формы, формы движения качественно различны. Рассмотрим, в чем выражается отличие между живой и неживой природой. Неживая природа – механические, физические и химические процессы - подчиняются причинно-следственным отношениям. Событие, которое состоялось в прошлом, определяет состояние настоящего. системы.(Простейший пример: бильярдный шар начинает катиться по столу, потому что перед этим по нему ударили кием. Прошлое состояние Солнечной системы – определенное распределение в пространстве Солнца и планет – определяет настоящее и будущее состояния Солнечной системы) В живой природе продолжают действовать причинно-следственные отношения, но они перестают быть определяющими. Таковым становится отношение цели. Настоящее поведение живого существа определяется тем, что должно произойти в будущем.(Лев гонится за ланью, но он бежит не туда, где она сейчас находится, ведь ясно, что она не будет стоять на месте и дожидаться его. Лев бежит наперерез - туда, где лани нет, но она будет, когда он туда добежит. Бежит в точку, где ее нет, но будет в будущем. Это явление называется опережающим отражением: поведение живого существа строится на учете события, которое еще не произошло, но должно произойти в будущем) Социальная форма движения характеризуется особым явлением – культурой. Культура есть сознательная деятельность по производству так называемой второй природы, или артефактов, которые естественным путем в принципе не могли бы возникнуть: искусство, нравственность, технические изобретения, такие как колесо, рычаг, часы, очаг, парус, компьютер и т.д. 27. Диалектика как философская теория развития. Законы и категории диалектики. Диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.Развитие является основным предметом изучения диалектики. Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами: развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.п. Вне конкретных систем нет никакого развития. Развитие идет от возникновения, возникновение связано с прехождением и вместе с ним дает становление. Становление – это и отсутствие качества (наличного бытия) и в то же время существование и формирование предпосылок именно данного, а не какого-то другого качества. Признаки развития: 1) качественный характер изменений, 2) их необратимость и 3) направленность. Ни один из этих признаков не является достаточным для определения развития. Недостаточны и какие-либо два из них. Одной из первых в истории философии была классическая модель диалектики, представленная трудами немецких философов – Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Это была рационалистическая, логико-гносеологическая модель диалектики.Вызревание идей диалектики внутри естественных наук в первой половине XIX века создало основные теоретические предпосылки для появления сразу нескольких концепций развития: диалектико-материалистической, градуалистской и натуралистской (или «сциентистской»). Представителем градуалистской модели развития был английский философ Г. Спенсер. С его точки зрения, в основе всеобщей эволюции лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородности, от разнородности к еще большей разнородности. Еще одна концепция – «натуралистская». Это – диалектика естественнонаучных материалистов. Наиболее яркое представление о стихийно-диалектической концепции развития дает эволюционизм Ч.Дарвина. Противоположностью сциентистской (натуралистской) концепции является антропологическаямодель развития. Ей присуща антисциентистская направленность — не в том плане, что отрицается значение науки вообще, особенно, для развития техники, производства, но в том, что наука подвергается резкой критике за рационалистическо-негативное воздействие на духовность человека и за «приписывание» диалектики природе. Один из виднейших представителей экзистенциализма Ж.-П. Сартр считает, что природа есть сфера действия «аналитического разума», в ней действует механистичность. Закон отрицания отрицания. Существуют два типа отрицания – деструктивное и конструктивное. Деструктивное отрицание разрушает систему, ведет к ее распаду, ликвидации; здесь имеет место не регресс, а именно прекращение всякого развития, конец существования системы, ее уничтожение. При деструктивном типе отрицания большую, а часто и решающую роль играют внешние по отношению к материальной системе факторы. Конструктивные отрицания, наоборот, детерминируются главным образом внутренними факторами, внутренними противоречиями. Система в этом случае содержит в себе свое собственное отрицание; это самоотрицание. Оно представляет собой необходимый момент развития, обеспечивает связь низшего и высшего, менее совершенного и более совершенного, причем и в прогрессивном, и в регрессивном, и в горизонтальном развитии. В действии закона отрицания отрицания (или закона диалектического синтеза) обнаруживается важный момент формального или структурного характера: осуществляется преемственность во внутренней форме, в структуре, причем со ступенью еще более ранней, чем та, которая имелась до второго «отрицания». Закон перехода количества в качество Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений. В социально-экономической области также постоянно наблюдаются переходы количества в качество. Владелец денег, например, превращается в капиталиста только тогда, когда сумма денег, авансируемая им на производство, достигает величины, позволяющей ему освободиться от личного участия в процессе производства и прибегнуть к найму и эксплуатации рабочей силы. Наряду с переходом количества в качество происходит обратный переход – качества в количество (в отмеченном выше значении «перехода»). Новое качество влияет на исчезновение одних и становление других «количеств». Переход качественных изменений в количественные в процессе развития выражается в том, что качество: 1) определяет характер и направление количественных изменений, 2) оказывает существенное влияние на скорость, темпы протекания количественных изменений и 3) определяет меру (или безмерное развитие) данного явления. Итак, основное содержание закона перехода количества в качество состоит в обусловленности качественных изменений количественными и в определяемости количества качеством. Алластаз и гомеостаз таблетки и яд небольшие сдвиги и болезнь |