Главная страница
Навигация по странице:

  • 19. Аналитика человеческого существования как предмет исследования в философии экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю).

  • 20. Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания. Философская герменевтика

  • 1639903611653_фтлофофия норм шпоры. 1. Понятие мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения. Философия


    Скачать 362.09 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения. Философия
    Дата08.09.2022
    Размер362.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1639903611653_фтлофофия норм шпоры.docx
    ТипДокументы
    #666972
    страница6 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    18. Основные исторические формы позитивистской философии. Классический позитивизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм.

    К  началу  ХХ  в.  в  западной  философии  начинают  оформляться достаточно  автономные  направления  философской мысли, в рамках которых радикально отвергаются принципы классического философствования и к которым часто применяется термин «постклассика».

    К ним можно отнести различные формы позитивизма с его идеей «положительного знания» и требованием очищения философии от метафизических иллюзий (О. Конт. Г. Спенсер, Дж. Милль, Э. Мах, П. Фейерабенд, К. Поппер).

    Начало ХХ в. ознаменовалось развитием и обоснованием феноменологической  философии которая стала одним из наиболее авторитетных и распространенных направлений постклассической философии на Западе, и сыгравшая значительную роль в становлении экзистенциализма как философии существования (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю). В рамках постклассической философии развивались и доктрины религиозной философии ХХ в – неотомизм и неопротестантизм.

    Социально-критическая традиция постклассической философии представлена различными течениями, восходящими к марксиситской философии 

    Позитивизм возник в 30-е гг. 19 столетия. Его основателем был французский фило­соф О. Конт . Конт выделил три стадии в духовной истории человечества - религиознуюметафизическую и позитивную. На первой стадии осмысление происходит в форме мифа, легенды, былины. Это детство человечества - время, когда в мышлении отсутствует критическое отношение к миру, а реальные знания подавляются фантазией и воображением. На второй стадии делаются попытки истолковать наблюдаемые явления действием невидимых субстанций и сил. Здесь рассуждения опираются на строгую логику, но человек ставит вопросы о происхождении, сущности, цели - вопросы метафизического характера. Подлинная мудрость, убеждает Конт, достигается только на третьей стадии, когда человеческий интеллект готов к зрелым рассуждениям. Эта стадия соответствует оформлению научного знания.

    Значительный вклад в развитие по­зитивизма внесли английские ученые Дж. Ст. Милль  и Г. Спенсер. Они стремились создать такую фи­лософию, которая согласовывалась бы с развитием естествен­ных наук. Дело в том, что господствовавшая тогда гегелевская философия принижала частные, конкретные науки, считала философию «наукой наук». Позитивистская же школа высту­пала с лозунгом «Наука сама себе философия». Вместе с тем Конт считал, что индивиду­альный опыт не исключает синтеза научного знания, за кото­рым можно сохранить старое название «философия», рассмат­ривая ее как своеобразную синтетическую науку, в функции которой будет входить разработка общенаучных методов познания, выявление связей между отдельными науками, общая систематизация знаний. Позити­визм широко распространился среди ученых-естественников всего мира.

    В 70-е годы XIX в. под давлением открытий в естествозна­нии начинает рушиться физическая картина мира, созданная на базе классической механики. Приходит в упадок и первая форма позитивизма, построенная на ней. «Второй позитивизм» зародился в Германии и Австрии. Из создавшегося положения выход предложили его основоположники Рихард Авенариус (1843 - 1896) и Эрнст Мах (1838 - 1916). Свое направление они назвали «эмпириокритицизм» - критика опыта. В дальнейшем позитивизм преодолел и этот этап своего разви­тия, перейдя к своей новой форме.

    Неопозитивизм представляет собой третий этап в развитии позитивизма. Первоначально он проявил себя в 20-х гг. XX в. в рамках философского семинара. Руководил семинаромавстрийский философ и физик М. Шлик .

    Одним из самых ярких представителей неопозитивизма был Людвиг Витгенштейн (1889-1951).

    В отличие от классического позитивизма, неопозитивизм лишь ориентирует философию на науку, отказывая ей в праве самой быть наукой. В неопозитивизме философия понимается функционально, т. е. не как теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. «Науку, - писал М. Шлик, - следует определить как «поиск истины», а философию как «поиск смысла». Филосо­фия, по его мнению, вообще не является наукой, т. е. системой познания, она является деятельностью, посредством кото­рой проясняется смысл необходимых для познания понятий. Поскольку мысли в науке выражаются в суждениях и поня­тиях, неопозитивизм предметом философии считает систему на­учных дефиниций, а задачей философии - их логический анализ.

    В неопозитивизме выделяется несколько этапов и направлений, важнейшими из которых являются логический позитивизм и лингвистический позитивизм. Главная задача логического позитивизма - отделение ис­тинных научных положений от ложных.

    В рамках позитивистской философии был выработан ряд принципов:

    верификация – принцип, согласно которому любое научное положение проверяемо в эмпирическом опыте.

    Однако, строгое применение принципа верификации натолкнулось на непреодолимую преграду: дело в том, что не поддают­ся чувственной проверке общие положения; поскольку они не мо­гут быть подтверждены конечным числом актов опыта. А мно­гие законы науки - это общие теоретические построения, например, закон сохранения, закон тяготения, закон стоимо­сти и т. д. К тому же они, как и другие положения науки, об­ладают смыслом и до эмпирической проверки. Кроме того, не могут быть верифицируемы знания о прошлом и будущем, как о процессах, недоступных в настоящее время наблюдению. Сле­дует еще отметить, что верифицируемое предложение после проверки утрачивает смысл и подлежит новой верификации;

    конвенционализм – принцип, согласно которому понятия и законы (и любая истина) рассматривается как следствие соглашения между учёными;

    физикализм  - принцип, согласно которому язык науки должен быть унифицирован и очищен от неоднозначных положений (постороен по принципу языка физики).

    Успех неопозитивизма объясняется тем, что он вни­мательно относился к проблемам, которые вставали перед на­учным знанием, и на основе логико-математического аппарата раскрывал структуру научного знания, подробно исследовал основные теоретические функции науки. Не случайно среди разделявших какое-то время взгляды неопозитивизма были крупнейшие ученые - Н. Бор, В. Гейзенберг и др. К середине XX в. авторитет неопозитивизма в западной философии за­метно снизился.

    К середине ХХ века начинает складываться постпозитивизм. Постпозитивизм начинает рассматривать науку в её развитии - возникает проблема роста и изменения научных знаний. Важной чертой является реабилитация философско-мировоззренческих вопросов. В конечном счёте постпозитивизм не только возвращает философии право на самостоятельность и реабилитирует метафизику, но признаёт наличие метафизического компонента в науке.

    Британский философ Карл Поппер разработал теорию эволюции, в которой рост научного знания рассматривался как частный случай общих эволюционных процессов, происходящих в мире. Продолжил исследование проблемы демаркации знания (отделения научного и ненаучного знания), вместо принципа верификации предложил принцип фальсификации, который применим не только к процессу проверки научной теории (являвшейся таковой при достаточном обосновании до тех пор, пока она не будет опровергнута), но и к отделению научного знания вообще, которое является принципиально опровержимым.

    Венгерско-британский исследователь ИмреЛакатос выдвинул теорию научно-исследовательской программы. Рост развитой науки рассматривал как смену ряда непрерывно связанных теорий. Эта непрерывность обусловлена нормативными правилами научно-исследовательской программы, в каторой выделял «жёсткое ядро» (неопровергаемые допущения программы) и «защитный пояс» (вспомогательные гипотезы).

    Американский философ Томас Кун рассматривал проблему эволюции науки, выделяя при этом следующие стадии развития науки :допарадигмальную, нормальную науку и экстраординарную науку (научную революцию). Парадигма (дисциплинарная матрица) – система мировидения и ценностей, задающая общее направление исследований. Структура парадигмы: 1) символические обобщения (язык конкретных наук); 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические принципы миропонимания (напр., материализм, идеализм); ценности, задающие господствующие идеалы научного знания.

    Американо-австрийский философ Пауль Фейерабенд в 70-е гг. создаёт концепцию «эпистемологического анархизма». Отрицает существование объективной истины. Развитие научного знания представляет собой неограниченное приумножение (пролиферацию) конкурирующих теорий, взаимная критика которых стимулирует научное знание. Обосновывает теорию методолгического плюрализма. «Наука оказывается гораздо ближе к мифу, чем это готова признать научная философия. Это одна из многих форм мышления, выработанных человеком, и не обязательно лучшая из всех» (П. Фейерабенд).
    19. Аналитика человеческого существования как предмет исследования в философии экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю).

    Одним из влиятельных направлений современной западной философии является экзистенциализм. Название этой фило­софской школы происходит от лат. ex(s)istentia - «существование», поэтому направление называют также «философией существования».

    Основы экзистенциализма были зало­жены еще в XIX в. датским теологом и философом С. Кьеркегором

    Экзистенциалистской философии придерживаются люди, различающиеся по своим политическим убеждениям.

    При всех разночтениях экзистенциализм имеет общие исход­ные принципы. Центральным положением этой философии явля­ется одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоен­ным сознанием. Экзистенциалистская философия выражает настроения определенных кругов интеллигенции, которая уви­дела в ней озабоченность проблемами культуры, путями ее развития, увидела стремление объяснить причины неустроенности человеческой жизни, не­устойчивого положения «простого человека» в обществе, вы­явила протест против нивелирования личности, невниматель­ности к ее страданиям, массовой гибели людей в войнах.

    Интерес к этой философии связан с тем, что она выступи­ла защитницей гуманизма, что она привлекла внимание к «вечной» проблеме - человека, его места и роли в мире, вы­ступила глашатаем эмансипации личности - и это создало ей широкую популярность.

    О.Ф. Больнов, указывая на причины возникновения экзи­стенциализма, пишет, что чудовищные политические потрясе­ния XX в., две мировые войны противопоставили человеку мир как жуткий и опасный. Человек оказался безнадежно за­брошенным, отданным всеобъемлещему разрушению, он на­правляет усилия на то, чтобы справиться с бременем своей судьбы.

    Фило­софия экзистенциализма отвечает запросам выбитого из колеи человека, смятенного перед лицом прогресса науки и великих исторических сдвигов современного мира. Один из представи­телей экзистенциализма характеризует это состояние так: безопасность исчезла. Поэтому эту философию часто называ­ют «философией отчаяния», или «философией кризиса».

    Центральным понятием в экзистенциальной философии  является «экзистенция» - существование. У экзистенциалистов «существование» - чистая субъективность, «то, чем я являюсь для себя». Переживание субъектом своего «бытия в мире» и есть существование, экзистенция. Причем существова­ние человека предшествует сущности, ибо сущность человече­ского бытия и его экзистенции в том, что он из себя делает. Следовательно, экзистенциальное бытие - это я сам, это мое сознание.

    Экзистенциалисты не отрицает существования внешнего мира, ве­щей этого мира («сущего»). Но вещи внешнего мира, рассмат­риваемые вне человеческого существования, вне отношения человека к ним, лишены смысла и определенности, и только человеческое существование посредством постоянной заинтересованности, «озабоченности» в отношении окружаю­щего придает им определенность, возводит их из «ничто» в ранг сущего. Получается, что внешний мир обнаруживается и существует до тех пор, пока есть человеческое существование. 

    Экзистенциалисты говорят о временности человеческого существования. «Временность» - это переживание человеком времени, окрашенное в трагические эмоциональные тона, по­скольку существование простирается между рождением и смертью. Человек должен научиться жить и любить, сознавая хрупкость и конечность всего этого. Основными настроениями и чувст­вами человека являются обреченность, тревога, безнадежность и страх. Это важные категории экзистенциализма.

    Окружающий мир, «фактичность», все объективные об­стоятельства жизни чужды и враждебны субъекту, отношение субъекта к объекту выражается в чувстве страха. «Предметом страха является мир как таковой», - говорил М. Хайдеггер, один из основных философских трудов которого носит название "Бытие и время". Страх порождается тем, что человек сталкивается с неведо­мым, непознаваемым миром, в котором он должен создавать себя. Из факта несводимости внешнего мира к сознанию эк­зистенциалисты делают вывод о фатальной враждебности этого мира по отношению к человеку и его слу­чайности. Кроме того, страх обусловлен и наличием свобод­ного выбора, которым располагает человек; в процессе выбора он ни на что не может опереться, выбирает неопределенное, полагаясь на самого себя. Так как человек не может не выби­рать, поэтому он не может избежать страха. Выбирать же он должен всегда, ибо существование есть активный выбор самого себя, в процессе которого человек обретает свою сущность и, тем самым, свободу. «Поскольку я выбираю, я существую, ес­ли я не выбираю, я не существую», - говорил Ясперс. 

    Экзистенциалисты возводят страх в главный принцип жизни каждого человека.

    «Свобода» Различные представители экзистенциализма по-разному толкуют свободу. Сартр считает, что свобода состоит в воз­можности выбирать самого себя, быть самим собой. По Сартру человек ответственен за свое бытие, которое он выбирает.         Свобода у экзистенциалистов предстает как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. В этом смысле свобода есть проклятие, но она также и единственный источник человеческого величия, счи­тал Сартр. Быть свободным гораздо труднее, чем отказаться от свободы, так как человек должен всегда идти против течения, быть обреченным на нонконформизм. Можно отказаться от вы­бора, но тогда человек пере­стает быть личностью. Основным философским трудом Ж.-П. Сартра считается книга "Бытие и ничто", воспринимаемая в своё время едва ли не как "Библия экзистенциализма"

    Процесс познания экзистенциалисты толкуют как созерцание. H.A. Бердяев и К. Ясперс считали, что внутренний мир не­постижим с помощью средств научного исследования, он от­крывается только философии. Ясперс ставил философию выше науки, так как она является осмыслением экзистенции; всякая попытка сведения философии к знанию о предметах ведет к исключению из философии собственно философского содер­жания, т. е. личностно-мировоззренческой проблематики. С точки зрения Ясперса, и философия, и человеческая сущ­ность - это пребывание в пути. Как философия незавершаема и неисчерпаема, так и человеческая сущность всегда в станов­лении. Ясперс не приемлет такого понимания философских вопросов, которые толкуются как решенные для всех и навсегда.

    Научное и философское мышление - это разные «стили» мышления. Научное мышление - это не мышление как тако­вое, а только форма использования последнего.
    20. Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания.

    Философская герменевтика. Теория практика толкования текстов. Ядро герменевтики образует общая теория интерпретации и понимания. Основной вклад в её создание внесли немецкие исследователи Фридрих Шлейермахер  и Вильгельм Дильтей 

    Шлейермахер формулирует основной методологический принцип – понятие герменевтического круга (метод познания целостного сообщения через его части и понимания частей исходя из целостного контекста). Чужое сознание открывается нам, когда мы вживаемся в позицию автора. Это совпадение нашего духовного состояния и состояния автора Шлейермахер называет конгениальностью.

    Дильтей заложил основы философской герменевтики, считая, что в основе понимания лежит способность человека создавать и воспринимать культурные знаки, которые раскрывают нам смысл действительности и делают её понятной.

    В историю герменевтики обычно включают Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, а также современных мыслителей герменевтического направления Х.-Г. Гадамера (1900-2002) и П. Рикёра (1913-2005).

    Гадамер существенно модифицирует герменевтический подход. Настаивая на непреодолимой уникальности бытийной исторической ситуации, в которой был создан текст, и ситуации его интерпретатора, Гадамер делает вывод: «проникновение» невозможно, да и нежелательно. Интерпретатор находится в совершенно иной ситуации, чем создатель текста, и дистанцию необходимо сохранять. Текст обладает также самостоятельностью и относительно автора, т.к. продолжает существовать в последующих интерпретациях. Таким образом, методологическим основанием герменевтики становится своеобразный герменевтический треугольник, в вершинах которого расположены автор, текст и интепретатор. В наиболее успешных случаях герменевтике удаётся достигнуть «сплава горизонтов». Этому способствует такое толкование соответствующего текста, при котором он берётся не изолированно, а в контексте его влияния.

    Рикёр переносит вопрос о герменевтике в онтологическую плоскость: отказавшись от разработки герменевтики как метода познания, он занимается построением её как способа бытия. В качестве основной характеристики человеческого феномена он выделяет символическую функцию, то, что даёт возможность человеку быть чем-то иным, нежели природным существом, соотносясь с реальностью при помощи знаков. Одной из главных проблем герменевтики у Рикёра становится вопрос о человеке как субъекте интерпретации и об истолковании как преимущественном способе включения индивида в целостный контекст культуры.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта