Главная страница
Навигация по странице:

  • Анаксимен .Всё сущее происходит из первоматерии – воздуха – и обратно в неё возвращается. Воздух бесконечен, вечен и подвижен.

  • Логос – это закон мироздания, царящая в мире всеобщая закономерность, объективная и неуничтожимая.

  • Атомисты

  • Второй этап

  • Протагор Горгий , Гиппий

  • 9. Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.

  • Сократ

  • Пла­тон Философия Платона – это объективный идеализм.

  • Мир идей – первичен, а вещи – вторичны, бледные тени мира идей.

  • 10. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.Проблема соотношения разума и веры.

  • 11. Дискуссии о природе универсалий в средневековой схоластике: номинализм, реализм, концептуализм. Аврелий Августин (354 – 430).

  • Схоластика

  • Пьер Абеляр

  • 1639903611653_фтлофофия норм шпоры. 1. Понятие мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения. Философия


    Скачать 362.09 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения. Философия
    Дата08.09.2022
    Размер362.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1639903611653_фтлофофия норм шпоры.docx
    ТипДокументы
    #666972
    страница3 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Анаксимандр. Заслуга Анаксимандра в том, что он первый вводит понятие первопринципа всего сущего (архэ). У него таким началом выступает апейрон – беспредельная, бескачественная, неопределённая вечнодвижущаяся материя. Все вещи возникают в результате выделения из апейрона противоположностей – горячего и холодного, сухого и мокрого и т.д. Он автор версии о происхождении жизни на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Человек произошёл от какой-то большой рыбы.

    Анаксимен.Всё сущее происходит из первоматерии – воздуха – и обратно в неё возвращается. Воздух бесконечен, вечен и подвижен.
    8. Проблема первоначала в досократовской философии.  Изменчивость и постоянство мира: Гераклит и Парменид. Концепция атомизма.

    Среди крупнейших мудрецов Греции несомненно следует на­звать основателя античной диалектики Гераклита Эфесскогооснователя эфесской школы (учение о первоначале, учение о логосе, стихийная диалектика).

    Гераклит считал, что первоосновой всего может быть только огонь: Огонь, видоизменяясь, переходит в разные формы. Сгущаясь, он переходит во влагу, в более плотном виде пере­ходит в воду. Вода же, уплотняясь, становится землей, кото­рая, в свою очередь, рассыпаясь, может превратиться в воду, а из воды выделяется пар. Так, по Гераклиту, происходит посто­янный круговорот природы - вниз, вверх. Огонь выступает как разумная живая сила, которая «судит» и «правит» миром. Когда огня недостаточно, тогда появляется мир, при избытке огня все сгорает в мировом пожаре.

    Солнце, новое ежедневно, «правит космосом согласно ес­тественному порядку». И хотя Солнце по Гераклиту «шириной всего лишь в ступню человеческую», роль его в жизни космоса ог­ромна, оно выполняет роль помощника Логоса. Логос – это закон мироздания, царящая в мире всеобщая закономерность, объективная  и неуничтожимая. Гармония мира складывается из противоположностей, между которыми про­исходит борьба.

    Гераклит первым из античных философов придает стихий­ной диалектике рациональный характер. Общеизвестно его высказывание «все течет», хотя во фрагментах рукописей и не было обнаружено. «Нельзя в одну и ту же реку войти дважды», - считал Гераклит. «Мы только входим в реку, а вода уже утекла. Так и у человека. Мы те и уже не те. Мы есть и нас нет».

    Человек постоянно боится смерти, а зачем - ведь он умирает каждое мгновение. Интересны представления Гераклита о человеке и его душе. Человеческая душа - часть мировой Души. Человек втягивает в себя посредством дыхания Божест­венный Логос и становится разумным. Когда человек засыпа­ет, он теряет разум, а, просыпаясь, становится «снова в уме». Чем ближе человек к Логосу, тем умнее. Когда человек умира­ет, душа остается жить. Она соединяется с Божественным Ра­зумом - Логосом.

    Элейская школа : ПарменидЗенон

    Согласно Пармениду, бытие — это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того, постижимость разумом — важнейшее определение бытия. В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.

    Зенон.Отстаивал позицию целостности и неизменности сущего. Зенон выдвинул ряд парадоксальных положений, которые получили название апорий (апория в переводе с греческого означает «затруднение», «безвыходное положение»). С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не есть бытие.

    Пифагорейцы. Пифагор Самосский (ок 580-500 гг до н.э.). Считал основой мира число.

    Атомисты. Атомизм основали два человека – Левкипп и ДемокритДемокрит развил идею своего учителя об атомах и пустоте. Невидимые атомы имеют бесконечное число форм. Отсюда – разнообразие форм вещей.Атомы находятся в постоянном движении. Душа человека -  тоже соединение атомов (огневидны). После смерти человека душа рассеивается в пространстве.

    Второй этап в развитии античной философии – классический, эпоха формирования целостных концепций. Поворот от космологической проблематики к проблемам человека и общества. Вершина философской мысли этого периода – философия Сократа, Платона и Аристотеля. Во второй половине V века до н.э. великим досократическим системам было противопоставлено скептическое движение софистов. Софистом был человек, который добывал средства к существованию, передавая молодым людям определенные знания, которые, как тогда думали, могли быть им полезны в практической жизни. Наиболее известными среди софистов были Протагор Горгий, Гиппий и др., которые учили об относительности истины и отсутствии объективных  моральных  ценностей.  Тем  самым  они  положили  начало развитию  гносеологической  проблематики  в  философии.  Общей  чертой их учений был морально-гносеологический релятивизм, наиболее точно выраженный тезисом Протагора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».

    Сократ,_Платон,_Аристотель.'>9. Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.

    Кульминацией классического этапа было творчество великих философов древности - Сократа, Платона и Аристотеля. 

    Сократ поставил человека в центр своей философии.

    Искусство беседы, в которой рождается истина, Сократ называл майевтикой. Ее сущность заключается в том, что Сократ, последова­тельно задавая вопросы, раскрывал противоречие в ответах про­тивника, заставляя его задумываться над предметом спора.

    Основное содержание сократовских рассуждений посвящено проблемам морали. Философия, с точки зрения Сократа, есть способ познания добра и зла.

    Пла­тон 

    Философия Платона – это объективный идеализм. У него мир вещей текуч, преходящ. Однако есть нечто вечное, что определяет материальные явления. Это при­чины, которые нельзя воспринять чувствами, но можно по­стичь умом. Их Платон называет идеями. Мир идей – первичен, а вещи – вторичны, бледные тени мира идей. В теории познания Платон придерживался следующих взглядов: чувства не могут быть источником знаний. Источником знаний являются припоминания бессмертной души человека о мире идей, которые она созерцала до того, как вселилась в тело человека. Платон развил учение о творении космоса божеством, которое он называет Демиургом. Таким образом, мир, по Платону. имеет троякую причину: материю, идею и божественнуюволю.

    Аристотель. Его философия стала вершиной античной мысли.

    Аристотель явился систематизатором всех имевшихся в ту эпоху отраслей научного знания и основоположником целого ряда наук (логики, психологии, биологии, истории науки, истории философии, эстетики, этики и др.). Все науки, по Аристотелю, делятся на три больших раздела: теоретические науки, где познание ведётся ради него самого; практические науки, дающие руководящие идеи для поведения человека и способствующие его нравственному совершенствованию; науки продуктивные, или творческие, задача которых - производство определённых объектов, достижение пользы и создание прекрасного.

    Важное место в мировоззрении Аристотеля отводилось представлениям о форме и материи. «Форма» очень близка к «сущности», она есть сущность, или, наряду с внешней оформленностью вещи, ее внутренняя структура, закон построения функционирования, развития. «Материя», по Аристотелю, представляет собой неоформленный субстрат, она пассивна, неспособна сама по себе из себя ничего породить. Материя вечна, как и форма, между ними нет отношения «первичное — вторичное». Единство формы и материи в каждом конкретном случае есть превращение возможности в действительность, есть актуализация возможности. Реальное существование отдельной вещи обуславливается четырьмя причинами: материальной, формальной, деятельностной (инструментальной) и целеполагающей, которая выступает в качестве главной причины. Свои наблюдения над отдельными вещами Аристотель переносит на мир в целом. Он полагает, что есть «причина причин», «форма форм».Движение неотрывно от вещей. Аристотель утверждал: «Не существует движения помимо вещей».

    Эллинистический период (338 г. до н.э. – 30г. н.э.) и римская философия. Кризис классической философии, замыкание в отдельных школах, заострение внимания на этической проблематике. Продолжают деятельность т.н. сократические школы (киники и киренаики). Сформировались также школа стоиков (Зенон Стоик, Сенека, Эпиктет) и эпикурейцев (Эпикур, Лукреций).
    Оценивая в целом историю античной философии, А. С. Богомолов писал: «Учения древних философов — милетцев и пифагорейцев, Гераклита и элеатов, атомистов и Платона, Аристотеля и стоиков, скептиков и неоплатоников — вошли в золотой фонд европейской и мировой культуры как памятники своего времени и как предвосхищения будущего... Развиваясь и видоизменяясь соответственно времени, учения древних философов воспринимаются в последующем философском движении, «переключаясь на решение новых, еще неведомых самим древним задач.
    10. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.Проблема соотношения разума и веры.

    «Средневековая философия» - тесная связь с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. К основным чертам средневековой философии обычно относят: теоцентризм, сотериологию, креационизм, провиденциализм, откровение и символизм.  Формирование средневековой философии осуществлялось в процессе размежевания с античным рационализмом и борьбы против всевозможных ересей, поэтому первые христианские философы назывались апологетами. В соответствии с этим начальный период в развитии средневековой философии получил название апологетики (II - III вв. н. э.).

    Период разработки  «отцами  церкви»  основ  христианской  догматики  обычно  называют  патристикой  На этом этапе фрагментарное философствование сменяется работой над систематизацией церковной доктрины.

    Помере  завершения  работы  над  догматическими  основами  церковной  доктрины  средневековая  философия  вступает в новую полосу своего развития, с XI по XIV вв. в европейской философии господствует схоластика.

             Положение философии в средневековой европейской культуре определялось соотношением веры и разума в теологических доктринах. Осмысление данной  оппозиции  приводило  к формированию  трех  основных позиций в оценке статуса и роли философии:

    а) В ранней христианской апологетике декларировалась абсолютная  несовместимость  религиозной  веры  с   человеческим  разумом.  В основе такого отношения христианства к философии лежат суждения апостола Павла о том, что «мудрость мира сего есть безумие перед Богом», «мир своею мудростью не познал Бога». «Верую,  ибо нелепо» - этими словами можно выразить формулу взаимоотношения веры и разума в начальный период развития средневековой философии. Следствием этого явилось открытое  неприятие  философии  как  наследницы  античного  рационализма.

    б)  В  период утверждения христианского вероучения это отношение христианства к философии принимает более мягкие формы признания в качестве относительного подхода к истине (полностью истина выражена лишь в откровении). Формула «верую, чтобы понимать» (Аврелий Августин) ставила философию в положение «служанки богословия».

    в) В  поздней  средневековой  схоластике  была  предпринята  попытка  представить философию как независимую область человеческого познания.  Согласно формуле «понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр), она призвана обосновывать религиозные догматы, переводя их на язык философских понятий и подвергая логическому  анализу.

    Первое время образованные христиане выступали письменно как защитники (апологеты) новой религии и пытались доказать, что христиане вовсе не то, что из них пытаются сделать их враги. Предъявлялись эти апологии императорам как высшей в империи инстанции. Большинство апологий не сохранилось. Наиболее известными апологетами, чьи сочинения  нам доступны, являются Тертуллиан и Ориген. Это – доникейская теология. Она образует первую часть патристики и является идеологией и теологией гонимой церкви. Император Константин превращает гонимых в гонителей, сделав христианство единой  и единственной религией империи. Христиан преследовали за то, что они ставили церковь выше государства и, признавая императора  как главу государства, отказывались поклоняться ему как божеству.Не одобряли христианство и большинство философов. А когда христианство победило, то оно начало поход  на философию, уничтожая неугодные сочинения философов, а иногда и самих философов.

    Квинт Тертуллиан . Всем известен его тезис: «верую, потому что абсурдно» («Я не нахожу лучшего предлога к посрамлению себя, как, презирая стыд, быть свято бесстыдным и счастливо безумным. Сын Божий был распят: я того не стыжусь, потому что как будто бы надобно стыдиться. Сын Божий умер: надлежит тому верить, потому что разум мой возмущается против этого. Он восстал из гроба, в котором был положен: дело верное, потому что кажется невозможным».

    Тертуллиан – сторонник крайнего фидеизма стремления подчинить философию религии. Мало того, он воинствующий фидеист. Всякую философию он считает ересью саму по себе  и источником ересей религиозных. «Философы умы спорливые и презрительные», занятые праздными вопросами  и разговорами, не знают истины, «они ещё ищут, стало быть, не нашли».  Тертуллиан принимает и тезис о творении Богом мира из ничего.
    11. Дискуссии о природе универсалий в средневековой схоластике: номинализм, реализм, концептуализм.

    Аврелий Августин (354 – 430).  Наиболее известные произведения - «Исповедь», «О Граде Божием». Августин развивает учение о творении природы Богом из ничего актом своей воли. Вневременным актом творения Он создаёт материю, пространство и время. Бог не только сотворил природу, но и постоянно поддерживает её в существовании. Бог – источник естественного порядка. Мировоззрение, основанное на принципе сотворения мира Богом из ничего, получило назва­ние креационизма 

    Бог наделяет душу человека вечными истинами, а также светом, озаряет душу. В этом озарении человек способен непосредственно узнать истину.

    Души есть только у людей. Христианство чётко отделяет человека от остального мира. Души - бессмертны, потому что не имеют пространственной протяжённости, а потому не могут быть разрушены, но имеют протяжённость во времени, ей присущи способности: разум, воля и память. Воля выше разума, акт веры – высший акт воли. Акт воли должен предшествовать акту познания (надо сначала уверовать в Бога, а потом уже пытаться Его познать).

    Аврелий Августин оценивается западно-христианской культурой как основоположник системной философии истории. Он разрабатывает концепцию исторического процесса как учения о двух «градах» – земном и небесном, основанных, соответственно, на любви к себе и любви к Богу. История мыслится Августином как процесс, конечной целью которого является достижение «вечного мира в Боге».С этой концепцией тесно связано учение Августина о спасении лишь избранных (предопределение). Никто не знает, кто избран.

    Схоластика – направление в средневековой философии, сложившееся в 11 в. на основе упрощения католицизма. Главной задачей её считалось объяснение истинности и незыблемости вероучения.

    Немало споров средневековые философы вели о сте­пени познаваемости сотворенного мира. Особенно ярко это проявилось в борьбе двух школ - реализма  и номинализма. Признавая, что мир можно познать до опреде­ленных пределов с помощью разума, эти философские на­правления по-разному решали вопрос о соотношении единич­ных вещей и общих понятий, отражающих их сущность; другими словами, это был спор о соотношении чувственного и рационального уровней познания, о соотношении единичного о общего.

    Большинство схоластов были «реалистами» - Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский.

    Будучи неоднородным, данное направление проявлялось в ряде концепций. Так, крайние реалисты придержи­вались платоновского учения об идеях, суть которого сводилась к тому, что есть идеи, существующие до единичных вещей и вне их. Например, сначала появляется и существует идея стола, а потом уже создаются конкретные столы; сначала идея добра, а потом уже - конкретные добрые дела, и т. п. К тому же до сотворения мира эти общие идеи, или «универсалии», как их называли средневековые авторы, находятся в Божественном Разуме. Природа же, по их мнению, представляет собой после­довательность ступеней проявления Бога, который по «универсалиям», как по образцам, творит мир. В конечном счете первоначальным, подлинным бытием, с точки зрения крайних реалистов, обладает не реальный (физический) мир, а мир общих понятий, идей.   

           Сторонники умеренного реализма исходили из аристотелев­ского учения об общих родах, согласно которому общее реаль­но существует, но обязательно в самих вещах и явлениях и ни в коем случае не вне их. Это значит, что абсурдно утверждать реальность «человечности», а не конкретных людей, реаль­ность «сладкого», а не конкретных предметов.

    Противоположное решение этой проблемы предлагали но­миналисты - Росцелин , Дунс Скотт , Уильям Оккам, не допускав­шие реального существования «универсалий», утверждавшие, что общее существует лишь после вещей. Умеренные номиналисты рассматривали общие понятия не как самостоя­тельные вещи, а только как мысли, понятия, слова, имена, создаваемые нашим умом в результате абстрагирования при­знаков, общих для тех или иных предметов или явлений. Та­ким образом, общее, по их мнению, это продукт ума, но об­щее имеет свое основание в самих вещах.

    Крайние номиналисты объявили общие понятия условными знаками, иллю­зией, не существующей даже в человеческом сознании. Номиналисты утверждали, что и в Божественном Разуме изначально нет каких-либо общих понятий. Они появляются там уже после сотворения мира в результате акта Божествен­ной Воли. Отсюда ориентация представителей этого направле­ния на эмпирический мир, на опыт, огромный интерес к про­блемам познания природы. Можно сказать, что номиналисты впервые в истории философии четко поставили проблему объек­та и субъекта познания. В самом познании они выделили раз­личные уровни - эмпирический и теоретический, пытались исследовать их специфику; впервые стали рассматривать по­знание как процесс, а не как онтологическую реальность. Та­ким образом, номинализм, исходя из реальности чувственного мира, подрывал схоластику изнутри, готовил почву для отде­ления философии от теологии, а также для нового естество­знания. Наиболее ярко это проявилось в решении проблемы доказательства бытия Бога.

    Оригинальную позицию в вопросе об универсалиях занимал Пьер Абеляр, выступивший против обоих учений с собственной теорией, которую философия обозначила именем концептуализма.

    Она заключалась в смягченном номинализме: реальны отдельные предметы, но и общие имена –  не пустой звук: они соответствуют тому понятию, концепту, которое, по сравнении отдельных предметов, образует нашу мысль и которое имеет своеобразную духовную реальность.

    Крупнейшим в истории схоластики философом является Фома Аквинский, который соединил в своих работах христианскую догматику и аристотелизм, создав вторую великую систему классической философии, определив дальнейшее направление развитие и западного христианства, и философской доктрины католичества
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта