Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные черты философии Ренессанса(Возрождения)

  • Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности

  • Человек как творец самого себя

  • Апофеоз искусства и культ художника-творца

  • Антропоцентризм и проблема личности

  • Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения

  • Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей

  • Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно.

  • 13. Философия Нового времени и обоснование методов научного познания.

  • Опытно-индуктивная методология Ф.Бэкона и её основные характеристики.

  • Правила рационалистического метода Р. Декарта (1596-1649).

  • 1639903611653_фтлофофия норм шпоры. 1. Понятие мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения. Философия


    Скачать 362.09 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения. Философия
    Дата08.09.2022
    Размер362.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1639903611653_фтлофофия норм шпоры.docx
    ТипДокументы
    #666972
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    12. Особенности философии эпохи Возрождения.

    Эпоха Возрождения, охватывает период с 14 до конца 16в.. Новая эпоха была порождена целым рядом изменений в социально-экономической и духовной жизни Европы.

    В философии эпохи Возрождения обычно выделяют три периода:

    • гуманистический, или антропоцентрический: связан с проблемой положения человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека-творца. Основные представители: Данте Алигьери ,Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.

    • Неоплатонический:связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. В этот период творили Николай Кузанский ,Леонардо да Винчи, Николо Макиавелли, Николай Коперник, Томас Мор. Принимая во внимание достижение философской мысли Платона и Аристотеля, а так же переосмысливая философию неоплатонизма, они совершенствовали теорию познания и этику.

    • натурфилософский: Этот период отмечен творчествомФранческоПатрици, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, Галилео Галилея. Особенность этого этапа развития философии эпохи Возрождения заключается в том, что она наращивает свой потенциал вместе с развитием науки. Этот синтез философии и науки, дающий прирост в области методологии, характерен для трудов Галилео Галилея.

    Основные черты философии Ренессанса(Возрождения)

    • оппозиционность к церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы церкви философии — схоластики);

    • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

    • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

    • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

    • торжество индивидуализма;

    • широкое распространение идеи социального равенства

    Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи - живописец и изобретатель, Микеланджело - живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

    Ренессансный гуманизм основывается на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Начиная с XIV-XV веков в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия.

    Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

    Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности

    В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

    Человек как творец самого себя

    Посмотрим теперь, чем возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового. У Пико мы слышим отзвуки учения о человеке, которому Бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

    Апофеоз искусства и культ художника-творца

    Такой силы, такой власти своей над всем существующим, в том числе и над самим собой, человек не чувствовал ни в античности, ни в средние века. Ему не нужна теперь милость Бога, без которой, в силу своей греховности, он, как полагали в средние века, не мог бы справиться с недостатками собственной "поврежденной" природы. Он сам - творец, а потому фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса.

    И только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои сугубо земные нужды, он созидает новый мир, создает красоту, творит самое высокое, что есть в мире, - самого себя.И не случайно именно в эпоху Возрождения впервые размывается та грань, которая раньше существовала между наукой (как постижением бытия), практически-технической деятельностью, которую именовали "искусством" и художественной фантазией. Инженер и художник теперь - это не просто "искусник", "техник", каким он был для античности и средних веков, а творец.С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не случайно как раз живопись, изображающая прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников - Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает наивысшее выражение.

    Антропоцентризм и проблема личности

    В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки.

    Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения

    В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого "пантеизм" означает "всебожие". Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер; он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач Парацельс ,видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ - растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил - с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов - ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера - душе, а соль - телу. Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела "заведует" душа, точно так же в каждой части природы находится некое одушевленное начало - архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять.Не случайно натурфилософы Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля, которая представлялась им слишком рационалистичной и приземленной, поскольку была почти полностью лишена магического элемента и проводила строгое различие между одушевленными существами и неодушевленными стихиями - огнем, воздухом, водой и землей. Гораздо ближе к возрожденческому способу мышления был неоплатонизм.У неоплатоников натурфилософия заимствовала понятие мировой души, которое было отвергнуто в средние века как языческое, а теперь, напротив, все чаще ставилось на место трансцендентного христианского Бога. С помощью этого понятия натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

    Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей

    Одним из самых глубоких философов эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464). Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через противоположность "иному", не-единому. Николай Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что "единому ничто не противоположно". А отсюда он делает характерный вывод: "единое есть все" - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.

    Эта формула неприемлема для христианского теизма, принципиально отличающего творение (все) от творца (единого); но, что не менее важно, она отличается и от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со "всем". Вот тут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Николай Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть. Поэтому оно характеризуется как "максимум", единое же - как "минимум". Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentiaoppositorum) - максимума и минимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, он обращается к математике, указывая, что обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар.

    Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики.

    Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно.

    Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Коперника. Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее "подобной бесконечности", одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.

    Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос.Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть "Бог в вещах".

    Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению и был сожжен на костре.

    Таким образом, мыслителями эпохи Ренессанса была создана своя картина мира и человека, глубоко отличная от средневековой. Можно однозначно утверждать, что в эту эпоху свершилась мировоззренческая революция, которая подточила устои повсеместно господствовавшего традиционного общества и выдвинула принципиально новую систему установок и ориентиров, ставшую основой формирования техногенной цивилизации, определив как преимущества последней, так и её недостатки.
    13. Философия Нового времени и обоснование методов научного познания.

    Духовный облик, присущий периоду истории, который обычно называют Новым временем, во многих отношениях отличается от духовного облика периода средневековья. Из этих отличительных черт наиболее важны две: падение авторитета церкви и рост авторитета науки.

    В создании науки выдающееся место принадлежит четырем великим личностям: Копернику, Кеплеру, Галилею и Ньютону. Наука, ставшая техникой, принесла с собой ощущение власти: человек ныне в значительно меньшей степени находится во власти окружающего его мира, чем это было в прошлом.

    Значение творчества Галилея проявилось и в том, что он разработал метод научного исследования, который, по его мнению, складывается из четырех этапов:

    1) наблюдение (чувственный опыт);

    2) создание рабочей гипотезы (аксиомы);

    3) вывод законов природы (математическое развитие);

    4) опытная проверка сделанного открытия, как высший критерий правильности вывода.

    Потребность науки в систематизации огромного количества фактов, создании целостной картины мира, установлении причинно-следственных связей между явлениями природы активизировали поиски новых методов познания. В силу этого в философии на первый план выдвигаются проблемы теории познания (гносеологии), в частности: что значит знать? В этот период в философии складываютя две основные исследовательские парадигмы: эмпиризм и рационализм.

    Опытно-индуктивная методология Ф.Бэкона и её основные характеристики. 

    Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки - принесение пользы человечеству. Науку следует развивать, «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того,…, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Практическая направленность знаний бы­ла выражена Бэконом в известном афоризме: «Знание - сила».

    Главным сочинением Бэкона по методологии научного познания был «Новый Органон». В нем дается изложение «новой логики» как главного пути к получению новых знаний и построению новой науки. В ка­честве основного метода Бэкон предлагает индукцию. (индукция- от частного к общему)

    Бэкон считал, что человеческое созна­ние неспособно познать изучаемый предмет полно и точно. Серьезным препятствием на пути полного и точ­ного познания встают предрассудки, препятствующие человеку открыть ис­тину. Аллегорически он назвал их «идолами» рода, пещеры, рынка и театра. Первые два вида идолов он отнес к врожденным, а вторые два вида идолов - к приобретенным в процессе жизни людей.

    1) "идолы рода" обусловлены несовершенством устройства наших органов чувств;

    2) "идолы пещеры" связаны с узостью взглядов отдельных людей;

    3) "идолы рынка" - подверженность людей общераспространенным заблуждениям, т.е. связаны со штампом обыденного словоупотребления;

    4) "идолы театра" обусловлены догматической приверженностью людей к односторонним концепциям и верой в авторитеты.

    Правила рационалистического метода Р. Декарта (1596-1649).

    Основателем новоевропейского рационализма является французский философ Рене Декарт.

    Значительное место в творчестве Де­карта занимает учение о бытии. Цен­тральным понятием этого учения явля­ется «субстанция». Под субстанцией Декарт понимает всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя.

    Весь сотворенный мир Декарт расчленяет на два рода суб­станций: духовные и материальные. Если главным признаком духовной субстанции является ее неделимость, то материаль­ной - делимость до бесконечности. В качестве основного ат­рибута (коренного свойства) духовная субстанция имеет мыш­ление, а материальная - протяжение. Остальные же атрибуты производны от этих первых, и их следует называть модусами. Данные идеи, по мнению Декарта, не приобретены в опыте, они присущи духовной субстанции изначально, поэтому их можно считать врожденными. К врожденным идеям Декарт от­носил:

    а) понятия (бытие, Бог, число, длительность, телесность, структурность, воля и другие);

    б) суждения-аксиомы («у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего»,  «нельзя одновременно быть и не быть», «у всякой вещи есть причина», «целое больше своей части» и т. д.). 

    Цель познания Декарт видел в овладении силами природы, откры­тии и изобретении технических средств, усовершенствовании самой природы человека. Началом процесса познания он считал сомнение в истин­ности общепризнанного знания. Этап сомнения как бы рас­чищает почву для формирования нового знания. Если человек сомневается, то, зна­чит, он мыслит. Само сомнение существует постольку, по­скольку существует мышление, а значит, и «Я», как мыслящее существо. Отсюда родился знаменитый афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

    Истины математики он считал совершенно достоверными, обладающими признаками все­общности и необходимости. В силу этого обстоятельства Де­карт отвел исключительную роль в процессе познания такому методу, как дедукция, или дедуктивной форме доказательства изложения. Под дедукцией Декарт понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные по­ложения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом обнаруживается разу­мом интуитивно, без всякого доказательства, на основе ясности и очевидности.

    Метод, по мнению Декарта, превращает познание в орга­низованную деятельность, освобождает процесс исследования от случайностей. Благодаря методу процесс познания превра­щается из кустарного промысла в промышленное производст­во, из спорадического и случайного обнаружения истин - в систематическое и планомерное воспроизводство научных знаний.

    В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что научный ме­тод управляет разумом человека, ведет его коротким путем, поэтому он должен обязательно включать в себя определенные правила. Основными правилами дедуктивного метода, которые предложил Декарт, являются следующие:

    1) начинать с простого и очевидного, чтобы не было ника­кой возможности сомневаться в исходных посылках;

    2) путем дедукции получать все более сложные суждения;

    3) действовать при этом так, чтобы не упустить ни одного звена, то есть постоянно сохранять непрерывность цепи умо­заключений;

    4) критерием истины следует считать интуицию, с помо­щью которой усматриваются первые начала знаний, и пра­вильную дедукцию, позволяющую получать следствия из них;

    5) расчленять сложную проблему на составляющие ее част­ные проблемы или задачи.  

    Продолжателями рационалистической традции в философии являются Б. Спиноза, считавший, что субстанция может быль только одна - природа, в которой выделяется два модуса: природа творящая и природа сотворённая; и Г. Лейбниц, создавший теорию множественности субстанций - монад.

    Среди продолжателей традиции эмпиризма следует отметить Дж. Локка, Д. Беркли, Д. Юма.

    Сформированные в 17 веке настроения  могущества науки, человеческого разума получили своё развитие в эпоху Просвещения, когда знание становится достоянием широкой общественности. Мало того, философы и учёные считали своим долгом просвещать широкие массы, так как усматривали в это средство для устранения пороков и несоответствий в обществе.

             Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы кабинетов учёных и лабораторий, в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Особое внимание мысль этой эпохи уделяет проблемам педагогики.

              Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия, — вот пафос эпохи Просвещения.

    На знамени просветителей написаны два главных лозунга — наука и прогресс.   

    Человек в философии XVIII в. предстает, с одной стороны, как отдельный, изолированный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, отменяя прежние формы общности, философы XVIII в. предлагают вместо них новую — юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения от конфессиональных, национальных и сословных границ.

    Широкое распространение  идеи Просвещения получили в Германии, где их выразителями  стали Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, молодой И. Кант. В работах Гердера, наряду с работами Вольтера, впервые встречается сам термин «Просвещение» - проявление самосознания своей эпохи  как эпохи разума и света, возрождения свободы после долгого «средневекового сна».

             Социально-философские идеи «естественных прав» и «общественного договора»,оформившиеся в эпоху Просвещения, легли в основу представлений о социальном и политическом устройстве жизни и положили начало осмыслению государства как результата и продукта деятельности людей

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта