Главная страница
Навигация по странице:

  • Единичное

  • Целое

  • Элемент

  • Необходимость

  • 28. Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы.

  • 29. Синергетика как новое видение природы. Основные идеи и принципы синергетики и ее роль в постижении бытия. Синергетика

  • 30. Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования.

  • Х.Плеснера

  • 31. Основные идеи философской антропологии в ХХ-XXI вв. Проблема сущности и существования человека в современной философии.

  • 1639903611653_фтлофофия норм шпоры. 1. Понятие мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения. Философия


    Скачать 362.09 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения. Философия
    Дата08.09.2022
    Размер362.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1639903611653_фтлофофия норм шпоры.docx
    ТипДокументы
    #666972
    страница9 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    Закон диалектической противоречивости

    Например, воспаление — сложный и противоречивый процесс, который может быть одновременно и патологическим, и защитным, полезным для организма. Взаимапревращаемость защитных и повреждающих реакций организма следует понимать как единство противоположностей. Один и тот же механизм может выступать и в качестве защиты, и в качестве патологического процесса

    Данный закон принято называть несколько иначе - «закон единства и борьбы противоположностей». Он всеобщ. Положение о его всеобщности стало стандартным; в положение о его всеобщности перестали вдумываться, оно воспринимается как малоинформативное, иногда «пустое».
    Не всякие противоположности, находящиеся в единстве, оставляют противоречие. Для того чтобы противоположности образовали противоречие, они должны находиться во взаимодействии (проникать и отрицать друг друга). В противоречиях – и единство, и борьба.
    Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития. Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер противоречий, значимость их в системе.
    Сами противоположности находятся в изменении, движении. Их взаимодействие связано с обменом веществом, энергией, информацией, влияющим на их изменения и на изменения общей их системы.

    В развитии противоречий можно выделить следующие этапы или состояния: 1) гармонию, 2) дисгармонию, 3) конфликт.

    Общая теория диалектического противоречия фиксирует в качестве основных форм разрешения противоречий действительности: а) переход противоположностей друг в друга, соответственно в более высокие формы; б) «победу» одной из противоположностей; в) исчезновение (гибель) обеих противоположностей при коренном преобразовании системы и др.; любое разрешение противоречия есть существенное качественное изменение в бытии, т.е. отрицание. В то же время могут быть противоречия, окончательно не разрешаемые.

    «Единство» противоположностей разноаспектно. Таких аспектов по крайней мере четыре: 1) единство как взаимодополняемость, связь в составе целостной материальной системы; 2) единство как равновесие, равнодействие противоположных сторон; 3) единство как возможность перехода одной противоположности в другую (в смысле изменения положения в системе) и 4) единство как возможность временного объединения, «союза» в условиях разнонаправленности (в состоянии полярности и конфликтности). Качественная сторона единства противоположностей выражается в первом, третьем и четвертом аспектах, количественная сторона - во втором.

    Единство и борьба противоположностей являются источником и главной движущей силой развития. В их научном конкретном познании — ключ к практическому использованию противоречий, к управлению процессами развития.

    Существуют противоречия конструктивные и деструктивные. Деструктивные противоречия могут обретать черты антагонистических противоречий. Эти противоречия для своего преодоления нуждаются в их разрушении. Все это и укладывается в понятие «деструкция». Не изжито представление, будто наличие противоречия у предмета пагубно для него. Противоречия неизбежны, без них нет развивающихся систем.

    Термин категория от греч означает высказывание, свидетельство, указание. По Аристотелю, категории – это наиболее общие понятия, охватывающие различные области реальности.

    К категориям диалектики относятся единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, форма и содержание, элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость. Возможность и действительность.

    Единичное схватывает неповторимые черты отдельного, а общее отражает то, что повторяется в других материальных образованиях.
    Сущность – совокупность всех необходимых сторон и отношений вещи, взятых в их естественной взаимосвязи, в их жизни. Это то. Без чего данная вещь не может быть сама собой.
    Явление – это способ обнаружения сущности через свойства и отношения, доступные чувствам.
    Категория, охватывающая совокупность всех компонентов вещи, явления, процесса их взаимодействий, называется содержанием.Под аналогичными внешними проявлениями болезни (симптомами) могут быть скрыты разные причины заболеваний и разные болезни (сущность).
    Форма – это организация устойчивых связей между компонентами содержания.в прямой зависимости от изменения структуры (формы) органа может быть значительно снижена его функция.(содержание)
    Целое представляет собой форму, посредством которой осуществляется проникновение в сущность вещи.
    Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
    Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при внешнем и внутреннем изменениях.
    Элемент – понятие, означающее первичные частицы, из комбинации которых она образуется.
    Причина – это действие, обусловливающее определенное изменение.
    Следствие – результат взаимодействия явлений, в котором фиксируется то новое, что побуждалось причиной.
    Необходимость есть то, что обязательно должно произойти в конкретных условиях.
    Случайность это то, что может быть, а может и не быть.

    Течение болезни должно привести к обезвоживанию но вдруг наступает шок
    Возможность – это то, чего еще нет, но может быть, действительность реализовавшаяся возможность.Болезнь содержит возможность выздоровления, а здоровый организм обладает возможностью заболевания. Например, попадание возбудителей инфекции в организм не ведет автоматически к возникновению болезни, являясь лишь возможностью заболевания.
    28. Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы.
    Понятие «природа» - одно из важнейших философских понятий. В сознании современного образованного человека слово "природа" ассоциируется главным образом с двумя значениями: 1) природа в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания). В этих своих значениях термин "природа" восходит к латинскому слову "natura", которое было воспринято и усвоено практически всеми народами и языками христианского мира.

    Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственнуюДанное разделение имело место уже в античности, например в философии Аристотеля, ко­торый отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подража­ние. В данном конкретном смысле естественное ассоциируется с природой (гео- и биосферой), а искусственное - с различными сфе­рами деятельности человека и социальной организацией его жиз­ни.

    В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д.) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т. д.). Отношения челове­ка с естественной средой обитания зависят как от природных ус­ловий, так и от уровня развития материального производства. Поскольку материальное производство - основная форма отноше­ний между человеком и природной средой, а материально-пре­образующая деятельность - сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека, или «вторая природа», «неорганичес­кое тело цивилизации» согласно К. Марксу. В объем данного по­нятия включается все, что так или иначе произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведен­ные путем селекции, генной инженерии и т. п.

    В середине 20 века начинает формироваться концепция коэволюции природы и общества. Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, ко­торая должна была выстроить оптимальное соотношение инте­ресов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Н. Тимофеев-Ре­совский.

    Концепция коэволюциибазируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособле­ния ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. В концентрированном виде она выражает исторический опыт человечества, содержащий в се­бе определенные регламентации и императивы социоприродного взаимодействия. Проблема устойчивого развития системы- «общество-приро­да». Цель стратегии устойчивого развития - обеспечить выжива­ние человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития. Ее реализация состоит в согласова­нии задач социально-экономического развития, сохранения окру­жающей среды и природных ресурсов для удовлетворения пот­ребностей современных и будущих поколений. Для этого разрабо­таны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический им­ператив, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что при­звано способствовать положительной динамике изменения важ­нейших взаимосвязанных индикаторов в триаде «человек-хозяй­ство-природа».
    29. Синергетика как новое видение природы. Основные идеи и принципы синергетики и ее роль в постижении бытия.
    Синергетика- это междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 70-е годы XX в., рассматривающее общие закономерности и прин­ципы процессов самоорганизации в системах различной природы. Термин “си­нергетика был введен Г.Хакеном, обратившем внимание на сходное поведение элементов систем раз­личной природы(фазовые переходы, гидродинамическая устойчивость, образо­вание макромолекул, динамика популяций и др.) при переходе от хаоса к порядку.Синергетика складывается как теория самоорганизации (саморазвития), создаваемая в рамках естественнонаучной проблематики. Причем она быстро становится специфическим философско-методологическим подходом, логикой описания нелинейного развития сложноорганизованных систем, претендующей на объяснение самых различных процессов - от рождения Вселенной до позна­ния и творчества.

    Сторонники синергетического подхода полагают, что в перспективе в синер­гетике будет разработана логическая (теоретическая) модель процессов самоор­ганизации, обладающая чертами универсальности и общезначимости, а потому применимая для научного исследования в любой предметной области. Кратко созданную синергетикой “базовую модель” процесса самоорганизации (самораз­вития) можно представить следующим образом.
    Самоструктурирование возможно в открытых системахОткрытая сис­тема - это система, включенная во внешние взаимосвязи и обменивающаясяс окружающей средой веществом, энергией, информацией. Такая система облада­ет “источниками”(зонами “подпитки” извне, что способствует росту, струк­турному усложнению) и “стоками” (зонами “сброса”, в результате чего проис­ходит обеднение, структурное упрощение).

    Открытая система постоянно находится в движении - флуктуации. Флуктуация - это отклонение системы от равновесия (отклонение данного зна­чения переменной величины от среднестатистического). Если флуктуация пре­вышает некоторый предел (по Гегелю - “нарушается мера количественных изме­нений”), система входит в необратимое изменение (“переходит в новое качест­во”). В результате наличная структура гибнет, либо с рождением новой структу­ры, либо без такового.

    Состояние необратимого изменения системы (по Гегелю, этап “скачка”) связывается с ее вхождением в “зону бифуркации”, характеризующуюся неопределенностью будущей судьбы системы.Точка бифуркации - точка развертывания возможных направлений эволюции системы, причем принципи­ально непредсказуемо, произойдет ли полный структурный распад системы или генезис новой упорядоченной структуры.

    Принципиально важно то, что синергетика рассматривает “зону бифур­кации ” как зону, где самопорождаются особые структуры, задающие линию дальнейшей самоорганизации системы. Это связывается с синергетическим эффектом - особым “кооперативным” (однонаправленным) поведением элемен­тов системы в некоторой ее области. Синергетический эффект нужно понимать как “пусковой механизм” процесса формирования особого вида структур-аттракторов. Аттрактор - это процесс самоструктурирования (и одновременно некоторая структура), потенциально включающий в себя “план эволюции”, са­модостраивания вновь возникающей структуры в некотором направлении в открытой нелинейной среде.
     30. Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования.
    Проблема человека – одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки, философии и политики демократических государств. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

    Философская антропология как направление современной запад­ной философии берет свое начало в трудах М.Шелера, и получает дальнейшее развитие в работах Х.Плеснера ,А.Гелена.

    Плеснеру принадлежит знаменитое суждение: «Если жизнь животного центрична, то жизнь человека эксцентрична, он не может порвать центрирования, но одновременно выходит из него вовне. Эксцентричность есть характерная для человека форма фронтальной поставленности по отношению к окружающей среде». Это значит, что подлинное познание человека предполагает наблюдения над самим течением его жизни с многообразием его эмоциональных проявлений, среди ко­торых забота, отчаяние, надежда, радость, любовь и раскаяние, че­редуясь, сменяют друг друга. 
    Индивидуальный аспект человеческого существования пред­полагает рассмотрение периода жизни индивида, ограниченного во времени датами рождения и смерти. В качестве первичной пред­посылки бытия человека является жизнь его тела. В этих границах бытие человека весьма зависимо как от его телесно-природных данных, так и от общественно-исторических условий существования.

    В человеке различаются три основных компонента: дух; душа; тело. Когда человек занят умствен­ным трудом, (дух) в нем действеннее. Когда в человеке преобладает жизнь страстей или работа чистого воображения, са­мое деятельное начало – (душа). Дух человека считается определяющим душу. Душа, взяв в физическом плане элементы, переданные генетически от родителей, сумела создать себе физи­ческое тело. Она поддерживает функции этого тела, исправляя повреждения своей физической оболочки.
    В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог.
    Философия Нового времени видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность.
    Философия XIX - начала XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других – к иррациональному.
    Современная мировая философия фиксирует существенные транс­формации в статусе и приоритетах личности. Если понятие «индивид» выступает предпосылкой для понятия «личность», а ин­дивидуальное бытие основанием для бытия личности, то использование понятия «индивид» в отличие от понятия «личность» под­черкивает, что на передний план выдвигаются витально-инстинктивные факторы жизнедеятельности. 

    Экзистенциализм достаточно категорично заявляет о непри­менимости научных методов к познанию человеческой личности. Она ускользает от научной объективности. Человек, всегда поме­щенный в ситуацию выбора, многократно меняется на пути к «самому себе». Отрекаясь от традиционной науки, предтеча экзи­стенциализма С.Кьёркегор предлагает весьма интересное учение о трех стадиях восходящего движения к подлинной экзистенции (под­линному существованию).

    •  На первой стадии – эстетической, связанной с детерминаци­ей внешним бытием, главной является ориентация на наслаж­дения.

    •  На второй, этической, господствует долг и предписания мо­рального закона.

    •  На третьей, религиозной, принципом существования оказы­вается сознательно принятое страдание, здесь человек приоб­щается к Богу. Это самоуглубление позволяет постигнуть новое «трансцендентное» измерение бытия.

    Персонализм, объявляющий личность основным смыслом общецивилизационного развития, предлагает весьма нетривиальные подходы к ее изучению. Личность с необходимостью обнаружи­вает себя во вне – это ее экстериоризация. Вместе с тем она, питаясь глубинными внутренними регулятивами и установками, обращена во внутрь – это ее интериоризация. Каждый индивид «имеет цель в себе» и в то же время «во всех», а «встреча Ты и Я в Мы» создает особый персональный опыт – коммуника­цию душ. Обществу как совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей противопоставляется лично­стное сообщество, где происходит объединение людей «по ту сторону слов и систем».
    31. Основные идеи философской антропологии в ХХ-XXI вв. Проблема сущности и существования человека в современной философии.
    Философские проблемы в конечном счете связаны с человеком и призваны в той или иной мере ответить на вопрос: в чем смысл человеческого существования. Философия не дает и не может дать окончательного ответа на вопрос, в чем смысл человеческого существования, поскольку этот ответ каждый человек должен найти сам, но философия призвана помочь человеку найти этот ответ. Вопрос этот чрезвычайно сложный. Сложность заключена уже в самом вопросе. Что такое смысл? Чем он определяется? Смысл изначально заложен или он вносится самим человеком? Что значит существовать, что реально существует? Что такое жизнь, чем она обусловлена? Ответы на эти вопросы зависят от мировоззрения человека, картины мира, понимания природы, сущности и бытия человека, от его целей и ценностей, от эпохи, культуры, отношения к смерти, проблемам счастья, бессмертия и др.

    Современные философские концепции по-разному решают проблемы сущности человека и смысла жизни, но все они, делая акцент на тех или иных аспектах этой проблемы, кто в большей, кто в меньшей степени раскрывают подлинный смысл человеческого существования.
    Большинство теорий исходят из того, что человек изначально обладает сущностью, правда, разные философские системы по-разному ее понимают. Есть и такие теории, в которых утверждается, что никакой сущности в человеке изначально нет, что сущность сам человек формирует.

    В мире все существующее имеет свою сущность и человек - не исключение. Другое дело, что человек обладает свободой и сам выбирает свой жизненный путь. Он может приблизиться к своей подлинной сущности, а может от нее отдалиться. Сущность характеризует человека со стороны «должного». В понятии «сущность человека» как идеале воплощены стремления человека к абсолютному добру, абсолютной истине, красоте, свободе, в конечном итоге – к абсолютному бытию. Личность как полное и законченное воплощение сущности человека в отдельном индивидууме – нечто недостижимое. Полное воплощение сущности человека в его эмпирическом бытии разрешило бы противоречие, лежащее в основе его жизни, ликвидировало бы противоположность духа и материи, сущности и существования, свободы и необходимости.

    Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, позволяющей сдерживать и контролировать телесные влечения и инстинкты. Благодаря разуму он постигает законы мироздания, создает науки, изобретает технику, преобразует природу, формирует новую среду обитания. Классическая философия исходила из этой идеи. В современной философии также немало теорий, которые исходят из того, что главным в человеке является разум. К примеру, американский философ Э. Фромм считает, что человек как сознательное существо сам перед собой ставит цели и тем самым сознательно делает выбор между двумя стратегиями жизни – «иметь» и «быть». В зависимости от этого люди делятся на две категории: тех, кто стремится к накопительству и в этом видит смысл своей жизни, кто стремится иметь; и тех, кто стремится к своему всестороннему развитию, то есть стремится быть.

    Экзистенциалисты считают, что у человека нет никакой предзаданной ему сущности. Все определения человека как «духовно-душевно-телесного существа» или как субъекта, над которым «надстраивается» духовность, и он становится личностью – ничего не значащие абстракции. Индивидуальную сущность ему никто не преподносит – он сам ее создает. Поэтому человек должен сам создать модель собственного бытия, свой мир, свое мировоззрение. Хайдеггер различал неподлинное бытие и подлинное. Неподлинное бытие – это мир Заботы. Человек всегда чем-то озабочен, при этом он ориентирован вовне. В мире Заботы человек обезличен, он живет «как все», для него скрыто подлинное бытие. Единственное, что способно возвратить человеку человеческое – это осознание собственной смерти. Страх человека перед смертью и связанное с этим чувство Ничто, переживаемое индивидуумом, является условием «подлинности» его человеческого существования. Только в этом случае человек осознает свою уникальность, неповторимость, историчность, конечность, свободу.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта