Главная страница
Навигация по странице:

  • 22. Философская мысль в Беларуси.

  • 23. Категория бытия и его интерпретации в истории философии. Проблема бытия в философии XX-XXI вв.

  • 1639903611653_фтлофофия норм шпоры. 1. Понятие мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения. Философия


    Скачать 362.09 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения. Философия
    Дата08.09.2022
    Размер362.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1639903611653_фтлофофия норм шпоры.docx
    ТипДокументы
    #666972
    страница7 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13

    21.Философия постмодерна.

    Постмодернизм – это совокупность общекультурных тенденций прежде всего западного мира, связанных с кризисом культуры модерна, а также специфические идеи, связанные с их осмыслением. Философия постмодерна не представляет собой некой целостности. Это тенденция и способ осмысления, противопоставленный модернистским концепциям и обладающий рядом характерных черт. Формируется с конца 60-х годов ХХ века на фоне общей либерализации западной культуры, признания существования различных систем ценностей. Новая философия выступает против претензий старой, модерной философии, на всеобъемлющий характер её построений. В этом смысле постмодерн рассматривается как "смерть философии" в её традиционном понимании. Основные представители: Жак Деррида Жиль Делёз Жан-Франсуа Лиотар , Жан Бодрийяр Ричард Рорти 

    Произведение, где впервые употреблено слово "постмодерн" относительно философии - "Состояние постмодерна" Ж.-Ф. Лиотара (увидело свет в году).

    Основные черты:

    1. Отрицание целостности реальности. Реальность мозаична.

    2. Отсутствие деления на объективную и субъективную реальность (симуляция и симулякры, гиперрреальность)

    3. Размывание опрделённости субъект-объектной оппозиции.

    4. Релятивизм в отношении к истине.

    5. Ризоматичность. фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность для имманентной автохтонной подвижности и, соответственно, реализации ее внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования

    6. Неукоренённость. понятие постмодернистской номадологии (см. Номадология), выражающее установку постмодернизма на отказ от идеи глубины - как 1) в пространственном отношении: топография постмодернизма фундирована презумпцией плоскости (см. Плоскость), так и 2) в отношении когнитивном: постмодернистская теория познания основана на идее отсутствия "глубины" объекта (в данном случае термин "глубина" метафорически фиксирует характерную для классической метафизики ориентацию на поиск ноуменальной сущности объекта 

    Основным методологическим принципом постмодерна является деконструкция. Заключается в ликвидации иерархичной структуры культурного текста путём изъятия центра и разрыва связей соподчинённости. Наделение всех частей равноценной значимостью («центра нет, и центр – везде»). "Отцом" деконструкции традиционно считается Ж. Деррида.

    Одним из виднейших представителей постмодерной философии является Жан Бодрийяр, создатель т.н. концепции симуляции и симулякров. При этом, как отмечает Ж. Бодрийяр, "симулякр - это вовсе не то, что вкрывает собой истину, это истина, скрывающая, что её нет"

    Постмодерная культура порождает и новый гуманизм, нацеленный на утверждение и возвышение личного достоинства не человека «вообще», а конкретного – Ивана, Джона, Наташи. Постмодернизм открыт, неопределён, негарантирован, что и составляет его сущность.


    22. Философская мысль в Беларуси.

    Особенности формирования философской мысли Беларуси связаны со спецификой развития белорусской культуры. Статус и содержательная специфика белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторами. Среди них И.В. Бусько важнейшими считает следующие:

    1. Географическое положение Беларуси как региона взаимодействия западноевропейского и восточноставянского культурно-цивилизацинных пространств вело к тому, что её территории особенно часто выступали ареной военных действий, что сопровождалось разрушением материальных и утратой духовных ценностей, гибелью людей, вхождением различных её регионов в состав разных государств. Беларусь неоднократно за свою историю переживала демографические катастрофы. Возникали проблемы в становлению философии.

    2. На развитие белорусской культуры оказывали сильное воздействие близкие ей по ряду особенностей и в отдельные периоды более консолидированные соседние славянские культуры – польская и русская. Территория Беларуси стала полем идеологического соперничества различных христианских конфессий – православия, католичества, протестантизма, униатства.Хотя в целом эти процессы опосредованно способствовали эволюции отдельных сфер культуры, они же сдерживали формирование национального самосознания, важного для вызревания оригинальных, самобытных особенностей философии.

    3. Элита общества оказывалась склонной к изменениям своей культурной ориентации, смене идентичности, что зачастую стимулировалось или сопровождалось сменой вероисповедания.

    Содержательная эволюция философской мысли Беларуси связана со следующими этапами:

    Первый этап - предфилософский: его истоки усматривают в культуре т.н. древнерусского периода  времён принятия христианства (10-12 вв.), имевшего для белорусских земель большое значение благодаря деятельности полоцкой княжны Рогнеды, основавшей на этих землях первый монастырь. Знаковыми фигурами этого периода являются Климент СмолятичКирилл ТуровскийЕфросинья Полоцкая, т.к. они способствовали распространению христианских идей и принципов, призывали к просвещению и «книжному почитанию» (К. Туровский), что должно было обеспечить человеку душевную гармонию и помочь в достижении счастья. Позитивная сторона принятия христианства связана с распространением образования, изданием рукописных книг, развитием письменности и литературного творчества, формированием комплекса философских, общественно-политических, этических и эстетических идей, обращением к древнегреческим текстам с целью подлинного и глубинного понимания Священного Писания.

    Второй этап - гуманистическое и реформационное движение (XVI - первая половина XVII вв.), для которого характерно формирование белорусской народности и языка.

    Данный период представляют Ф. СкоринаН. ГусовскийС. БудныйА. Волан и др

    Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения вопло­щала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести:

    1) антропоцентризм, т. е. идею само­достаточности человеческого бытия, когда в центре внимания фи­лософов выступала проблема исторического предназначения че­ловека;

    2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о без­граничных возможностях человека в деле практического пре­образования природы, общества на началах разума;

    3) натура­лизм, выступавший в качестве основополагающего принципа ин­теграции мироздания и самого человека.

    Сле­дует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь выпук­ло представлена идея ограничения абсолютной свободы интере­сами всеобщего блага. Белорусский гуманизм не абсолютизиро­вал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социаль­ного служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремле­нием сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для бе­лорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, СымонБудный). Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, инициировавшее обсужде­ние целого ряда философских проблем: природы духовной свободы, роли разума в познавательской деятельности, соотношения веры и разума, отношения к античному духовному наследию. Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно сни­зил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, ли­шил ее монополии на толкование Священного писания, вывел инди­вида на непосредственный контакт с Абсолютом. Тем самым был от­крыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества.

    По сути говоря, было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-куль­турные последствия: научно-рациональный подход должен был не­обходимо распространиться на изучение природы и общества. Про­тестантская духовность подчеркивала ценность посюсторонней жиз­ни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности (Ф. Скорина, М. Литвин). Ре­формация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, пра­ва на общественно-политическую активность. Получила распростра­нение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения.

    Философская и общественно-политическая мысль белорусско­го Возрождения включает 3 этапа:

    1. Философия раннего Возрождения. В социально-экономическом плане это был период интен­сификации ремесленного производства, торговли, роста и возвы­шения городов, усиления межклассовых и межсословных проти­воречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономичес­кой и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпо­хи - идея рационального переустройства общества.

    Философия Возрождения и Реформации, вторая половина XVI в. Этот период включил в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования (судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг., создание Главного Литовского трибу­нала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитариз- ма).

    Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные те­ологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей ра­ционализма, политического реформизма, естественного права (М. Литвин, С. Будный, А. Волан). Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец XVI-XVII вв.). Содержание этого периода обозна­чено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их на­ционально-политического самоопределения. Это было время ут­верждения схоластического типа философствования. Гуманисти­ческие тенденции этого периода, представленные Казимиром Лыщинским, отчасти Симеоном Полоцким, отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барок­ко и схоластики.

    В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления.

    Радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Для него характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслите­лей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании. Схоластическое бо­гословие только замутняет свободный разум человека. По сути, это была своеобразная попытка тотального разрыва с традиционной культурой, ее ценностями. Xотя, справедливости ради, нужно от­метить интерес этого направления к таким ценностям, совсем не чуждым христианству, как равенство, братство, человеколюбие. Представители этого направления пытались осмыслить эгалитар­но-демократические идеи Евангелия. Умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласо­вания античной, философской традиции с ценностями средневеко­вой христианской и гуманистически-ренессансной культур. Мыс­лители этого направления были уверены в возможности использо­вания в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Они активно осваивали платонизм, аристотелизм, этические и полити­ческие учения стоицизма, с уважением относились к патристике (Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит), но отвергали схоластику, тем более что последняя высту­пила в качестве идейного орудия контрреформации. Порок схолас­тики гуманисты усматривали в ее излишней академичности, отор­ванности от повседневной жизни, общественных процессов. Уме­ренные гуманисты-реформаторы видели нетленные образцы общес­твенного переустройства в античных философских концепциях, ре­альном практическом опыте европейских народов, в библейских текстах. Они обогатили отечественную философскую мысль новы­ми идеями и проблемами. Их относительная слабость заключалась, видимо, в недооценке самой философии, точнее, недооценке само­достаточности философского знания. Ценность философии они ус­матривали в ее возможном практическом приложении. По их мне­нию, философское знание должно было выступить в качестве ору­дия социальных преобразований. Мировоззренческое значение фи­лософии, значимость профессионально-философской активности не учитывались в достаточной мере. Атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (С. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский). Эти мыслители заимствовали и осмысливали античные решения проблемы про­исхождения мира, античные обоснования естественноприродной сущности человеческой морали; они отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индиви­дуальный разум и опыт в качестве средств познания. Оценивая гуманистически-ренессансную философскую мысль Беларуси, следует отметить, что она подготовила предпосылки для формирования нового типа мировоззрения. Белорусская философия в этот преиод переживает времена своего расцвета.

    Третий этап - господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли.Белорусская мысль движется в русле европейского Просвещения, манифестирующего идеи рационалистической философии с ее принципом суверенности разума, благодаря которому можно не только познать, но и преобразовать мир (природный и социальный). Образование и воспитание - основной механизм формирования свободного человека и установления справедливого общества.

    Белорусское Просвещение связывают с функционированием тайных студенческих сообществ - физиократов (сторонников разного рода реформ), филоматов (любителей знания), «променистых» (патриотов национальной культуры) и филоретов (друзей добродетели), актуализировавших социально- философскую проблематику (права и свободы человека, диалектика личности и общества, пути восстановления государственности и т.д.). Эти значимые для белорусской мысли темы рассматривались в трудах К. Нарбута, И. Стройновского, А. Мицкевича, Т. Зана и др.

    Четвёртый этап - национально-демократические идеи в белорусской общественной мысли Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Особенностью этапа является разработка этих идей деятелями национально-освободительного движения (К. Калиновский) и творческой интеллигенции (Ф. Богушевич, М. Богданович, А. Пашкевич, Я. Купала, Я. Колас и др.). Философски значимой становится тема национального самосознания и национальной идентичности.

    Шестой этап - доминирование марксистской традиции в белорусской философии (20-80-е гг. XX в.), в рамках которой проводились исследования в области:
    - истории философии

    - философии и методологии науки

    - теории диалектики

    - социальной философии

    -философии культуры

    В 90-е годы XX в. начинается новейший этап в развитии белорусской философской мысли, для которого характерно расширение проблемного поля исследований, выход за рамки марксистской методологии и попытка более глубокого и детального анализа путей развития Республики Беларусь в глобализирующемся мире.
    23. Категория бытия и его интерпретации в истории философии. Проблема бытия в философии XX-XXI вв.

    Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема. Раздел философии,изучающий проблемы бытия, называется онтология.



     

    Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия – это синонимы

    Бытие есть философская категория, выражающая момент изменчивости, неопределенности, бестелесности любого фрагмента реальности.

    Постижение категории бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии.

    В античной древности первое такое осознание принадлежит Пармениду. Среди мыслей, которые сами по себе субъективные порождения человеческого, он обнаружил мысль, как бы выводящую за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не существование чего-то, а просто существование.

    По Аристотелю, бытие – это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами:

    во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание (принцип материальности, или фактической данности вещи);

     во-вторых, каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (знаменитая аристотелевская концепция активной формы);

    в-третьих, каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение (принцип причинности);

     в-четвертых, каждая вещь имеет свое определенное назначение (принцип цели).

    Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.

    Для античной философии в той или иной степени свойственно нерасчленение бытия и мышления во всех аспектах: гносеологическом, онтологическом и этическом. В то же время в ней были заложены основы для познания сущего в последующие века человечества (обоснование истины, добра, красоты, свободы через понятие бытия, творческая активность бытия и диалектика бытия и Ничто и т.д.).

    В средние века оформилось так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия, а именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. Иначе о нем можно помыслить и существование вне ума, что противоречит исходной посылке. Это доказательство многократно утверждалось и вновь оспаривалось (вплоть до наших дней).

    В эпоху Возрождения и особенно в Новое время происходит секуляризация (обмирщение) философии, а впоследствии и все более явное разделение философии и естественной науки. В связи с этим характерна "объективизация" понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций. Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мыслится вне отношения к ней человека, как своего рода механизм, действующий сам по себе, а Вселенная – как машина.

    Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход: субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции, преходящие и изменяющиеся. Р. Декарт рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания, человеческого существования: "Я мыслю, следовательно, существую". Это означает: бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания. Г. Лейбниц выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. Свое крайнее выражение эта идея достигает у Дж. Беркли, отрицавшего существование материи и утверждавшего: "быть - значит быть в восприятии".

    По И. Канту, "бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении". Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к его содержанию. Для И. Фихте подлинное бытие - деятельность Я, а материальное бытие - ее продукт.

    Г. Гегель начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и абстрактнейшего понятия – с чистого бытия. Он понимает бытие как процесс или истории, или вечного движения, или самой жизни.

    В то же время для всей идущей от Нового времени "классической" философии, включая Гегеля, характерен разрыв с человеческой стороной бытия.

    С позиций диалектического материализма трактуют проблему бытия основоположники философии марксизма К. Маркс и Фр. Энгельс. Опираясь на материалистические традиции в толковании бытия, разработанные еще английскими и французскими философами-материалистами, марксизм понимает под бытием материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от человеческого сознания. Констатируя вечность бытия, марксизм вместе с тем признает начало, возникновение и конечность конкретных вещей и явлений. Бытие не существует без материи, они вечны и существуют одновременно. Небытие означает не исчезновение бытия, а переход из одной формы бытия в другую. Основоположники марксизма, в отличие от своих предшественников, выделили несколько уровней бытия и, в частности, природное бытие и общественное бытие. Под общественным бытием они понимают совокупность материальной и духовной деятельности людей, т.е. “производство самой материальной жизни”. В последующие годы, включая и XX столетие, принципиальных “прорывов” в толковании бытия практически не произошло.

    В качестве примера можно привести понимание бытия одним из наиболее известных философов XX в. М. Хайдеггером.

    Так, согласно Хайдеггеру:

    Бытие и время взаимно определяют друг друга, однако так, что ни первое - бытие - нельзя рассматривать как временное, ни второе - время - как сущее”. Исходя из сказанного, по-видимому, не стоит удивляться тому, что на завершающем этапе своей деятельности Хайдеггер приходит к выводу о невозможности рационально познать бытие.

    Таким образом, в историческом развитии философии Бытие с точки зрения его субстанциональности трактовалось как идеальное (духовное) или материальное, а со стороны характера его существования как объективное или субъективное. Отличительным признаком объективности существования является существование вне и независимо от сознания человека, а субъективности – существование внутри и благодаря сознанию человека. В основе всего многообразия различных трактовок бытия  лежат (при определенном огрублении) три основные парадигмы видения мира и его единства, т.е. объективно-идеалистическая, субъективно-идеалистическая, материалистическая. В объективно-идеалистическом понимании бытие предстает в виде объективно существующего Разума: Абсолюта, Бога, Понятия. В субъективно-идеалистической  трактовке  бытие связывается с чувствами, сознанием субъекта: быть – значит быть воспринимаемым, мыслимым. Пока что-то воспринимается субъектом, оно существует, т.е. обладает бытием. В материалистической концепции под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на органы чувств человека. Эта реальность существует вне и независимо от сознания  человека и ее бытие, способ  существования состоит в том, что она способна воздействовать на все, включая сознание человека.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13


    написать администратору сайта