Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Государственный строй Древней Руси.

  • 3. Категории населения Древней Руси, их правовое положение.

  • Зависимое население

  • Городское население.

  • 5. Княжеские уставы как источник права.

  • 1. Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права в России


    Скачать 170.07 Kb.
    Название1. Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права в России
    Дата24.02.2022
    Размер170.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаekzamen_IOGP_AYaGMA.docx
    ТипДокументы
    #372564
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1.Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права в России

    Предметом науки истории отечественного государства и права является изучение возникновения, развития и смены типов и форм российского государства и права, а также государственных органов и правовых институтов в России в определенный исторический период.

    Метод отвечает на вопрос: каким образом изучаем?

    - индукция (от частного к общему)

    - дедукция (от общего к частному)

    - диалектического материализма (до 1985 года – формационный подход)

    - историко-сравнительный (сравнение разных эпох)

    - научно-экспериментальный

    - статистический

    - структурное моделирование

    В настоящее время ученые выделяют несколько периодов:

    1. Древняя Русь (X-XII вв.).

    2. Период феодальной раздробленности (XII-XV вв.).

    3. Период образования Русского централизованного

    государства (XVI-XVII вв.).

    4. Россия в период абсолютизма (XVIII – середина XIX в.).

    5. Россия в период буржуазной монархии (середина XIX-начало XX в.).

    6. Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.).

    7. Создание Советского государства (октябрь 1917-1920 г.).

    8. Советское государство в период нэпа (1921-1929 гг.).

    9. Период тоталитаризма (1929-июнь 1941 г.).

    10. Советское государство в период ВОВ (июнь 1941 - 1945 г.).

    11. Советское государство в период либерализации общественных отношений (1953 - октябрь 1964 г.).

    12. Советское государство в период кризиса социализма (1960-1990 гг.).

    13. Период перестройки (апрель 1985 – декабрь 1991 г.).

    14. Российская Федерация на современном этапе

    2. Государственный строй Древней Руси.

    Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах — княжеский домен и вотчинное землевладение. Вне­экономические формы эксплуатации (дань, «полюдье») уступают место экономическим, основанным на праве собственности. Правовыми ос­нованиями для владения землей становятся пожалование, наследование, купля. Появляется феодальная зависимость. Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В XI—XII вв. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса.

    Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волос­тели (в сельской местности). Великий князь находился в договорных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI—XII вв.) вызы­вает появление новой формы и нового органа власти — «снема», т. е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета. Органом местного крестьянского самоуп­равления оставалась территориальная об­щина — вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы (пере­распределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-фи-нансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределе­нием, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Государственная власть постепенно усиливала свой контроль над об­щиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжес­кого приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, потом общиной начинает управлять приказчик-посельский. Совет при князе состоял из бояр и «княжих мужей». Отдельные функции или руковод­ство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина, становление системы происходило в условиях фе­одальной раздробленности. В раннефеодальной монархии важную госу­дарственную и политическую функцию вы­полняет народное собрание — вече. Полномочия веча: при участии всех свободных (право­способных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (сло­бод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин). Роль совета (думы) при князе определялась по-разному: иногда его рассматривали как постоянно действующий государственный орган, как порождение аристократической родовой тради­ции или как не орган вовсе, а просто «акт думания», принятия решений. Становление княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. В Х в. княгиней Ольгой была проведена «налоговая» реформа: установлены пункты («погосты») и сроки сбора дани, регламентированы ее размеры (уроки). В начале XI в. князем Владимиром устанавливается «десятина» — налог в пользу Цер­кви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения. Кроме дани княжеская администрация получала с населения другие прямые сборы — дар, полюдье, корма. Механизм сбора дани отрабатывался постепенно: княгиня Ольга собирала со «двора», князь Влади­мир — с «плуга», князь Ярослав — «с человека». Плательщики дани расписывались по погостам, сотням, вервям, потугам. Подати уплачива­лись медом, мехами и деньгами. После принятия христианства на Руси складыва­ются церковные организации, их юрисдикция. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по специальной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные). В качестве митрополии Константинопольского Патриарха РПЦ осуществляла суверенную законодательную дея­тельность. Акты, издаваемые ею, носили форму соборных постановлений и канонических посланий. Многие церковно-правовые акты имели государственное происхож­дение и издавались разными инстанциями и органами: великими и удель­ными князьями, византийскими императорами, позже — золотоордынскими ханами.

    3. Категории населения Древней Руси, их правовое положение.

    1) феодалы;

    2) духовенство;

    3) зависимое население;

    4) городское население (включая купцов и ремесленников). Феодалы. Входили князья, бояре, духовенство. На вершине князь, окруженный феодальной знатью. Князья и бояре являлись крупными землевладельцами. Дружинники как землевладельцы постепенно сливались с местными, земскими боярами и становились более независимыми от князя. Бояре также имели свои дружины. Они могли участвовать в заседаниях княжеского совета, несли вассальную службу военного характера. Князья и крупные бояре, стремясь обеспечить себя военными слугами, раздавали им землю. Вотчина обладала правом передачи по наследству. Особое место в общественной иерархии занимают дворцовые слуги: тиуны (управители), мечники, гриди, детские, отроки. Приближенные ко двору князя получили общее название огнищан. В Пространной Правде «огнищане» именуются «княжими мужами». Привилегии: жизнь охранялась двойной вирой, за принуждение огнищанина без санкции князя к испытанию железом уголовный штраф (за «муку») был в четыре раза больше, чем за «муку» смерда. По церковному уставу Ярослава честь жен и дочерей бояр ограждалась штрафом в 5 гривен золота, а простых людей – в 1 гривну серебра. Бояре и дружинники имели право при отсутствии сыновей передавать наследство дочерям, тогда как дочери простых людей наследовать не могли. Феодалы были полностью освобождены от платежа дани. Духовенство. Представляло собой отдельную группу населения и делилось на чёрное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе церкви стоял обычно назначаемый константинопольским патриархом митрополит, которому подчинялись епископы. Монастыри во главе с игуменами подчинялись епископам и митрополиту. Источниками содержания для митрополита и епископов служили:

    1) десятина из княжеских доходов и имения

    2) различного рода пошлины

    - пошлины с торговых мер и весов;

    - судные – с церковного суда;

    - ставленые

    3)недвижимые имения. Митрополит имел во владении несколько городов с волостями и селами. Уставы князей утверждали за духовенством разные привилегии, в частности свободу от мирского суда, службы и податей. Около соборов, церквей и монастырей сосредоточивалась общественная благотворительность, содержались больницы, богадельни, странноприимницы и школы. Низшее духовенство, имело менее привилегированное и обеспеченное положение, чем высшее. Первоначально большей частью оно было пришлое. Свое содержание приходское духовенство получало главным образом от доходов за церковные службы. Церкви княжеской постройки, особенно соборы, получали определенное содержание от князей. Зависимое население. Самой многочисленной группой феодально-зависимого населения были смерды – крестьяне-общинники, владевшие землей на основе общинной собственности. Из массы смердов выделяются «худые смерды» – разорившиеся общинники. Большая часть смердов оставалась свободной и платила дань князю. Разорившиеся становились закупами. Побои закупа без вины с его стороны (а также убийство) карались так же, как и побои (убийство) свободного. РП признавала за закупом право обращаться к судьям с жалобой на обиды, нанесенные ему хозяином. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от выплаты долга, и он превращался в свободного, господин же подвергался большому штрафу. Сбежавший закуп превращался в холопа. Господин имел право наносить ему побои за нерадивую работу. В древнерусском феодальном обществе существовали и рабы, называемые холопами или челядинами. Рабство на Руси имело патриархальный характер. Источником рабства Древней Руси был плен, самопродажа, женитьба на холопке, рождение от холопа, бегство закупа. Холопы как объект права: хозяин мог делать с хлопом все, что угодно, за убийство чужого холопа взимался «урок» – возмещение его стоимости господину и «продажа» – штраф за самовольное истребление чужой собственности. Холопы не могли вступать в какие-либо сделки без разрешения господина. Господин отвечал за долги холопа и получал вместо него прибыль. Не подвергался наказанию холоп и за преступления. В случае кражи, совершенной холопом, господин платил двойное возмещение похищенного. Среди феодально зависимых людей РП и летописи упоминают также изгоев, они не принадлежали к общине. Городское население. Основная масса была свободна. Личность горожан и имущество были защищены законом. Большая часть из них платили налоги и несли повинности в пользу государства. Рост общественного разделения труда привел к выделению ремесленников и купцов. Среди горожан были «лучшие» люди – купцы и «молодшие», или «черные» (т.е. бедные), которые обслуживали торговлю. РП различала два разряда купцов: купцов и гостей (ведущих местный торг и заграничных). Общественный строй Древнерусского государства, свойственный для периода формирования феодальных отношений, характеризуется наличием множества промежуточных категорий населения, не сформировавшимися в полной мере основными классами феодального общества.

    4. Характеристика судебного процесса и системы судебных органов Древнерусского государства.

    Состязательный характер: начинался только по инициативе истца, стороны обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным.

    Стадии:

    1) «заклич» означал объявление о совершившемся преступлении, в людном месте. Если пропажа обнаруживалась в течение трех дней с момента заклича, тот, у которого она находилась, считался ответчиком. Помимо заклича процесс также мог начаться с задержания преступника, пойманного на месте преступления или настигнутого в результате преследования.

    2) «свод» – напоминала очную ставку, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, неспособного дать объяснение, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем (вором). Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На него возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи, и ему предоставлялось право далее самому продолжать свод.

    3) «Гонение следа» – третья стадия судебного процесса, заключавшаяся в поиске доказательств и преступника. При отсутствии в Древней Руси специальных розыскных органов и лиц гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы. Система доказательств по Русской Правде состояла из:

    1) свидетельских показаний (видоков и послухов);

    2) вещественных доказательств («поличное»);

    3) «ордалий» (испытания огнем, водой, железом);

    4) присяги (при краже до 2 гривен).

    В качестве доказательства в Русской Правде не упоминается признание, но оно было. Суд. Суд общины судил за преступления, совершенные общинниками. Община судила согласно обычному праву и РП. Наказанием было также изгнание из общины. Но с укреплением феодальных отношений, с ростом государственности все большее количество дел становилось достоянием княжеской юрисдикции и назначаемых им судей. Князь судил сам или посредством бояр-посадников и тиунов. Княжескому суду подлежали наиболее серьезные преступления. В качестве судебного органа выступало и вече. Последним видом суда являлся церковный. Церковный суд был отделен от светского. Церковный суд осуществлялся только по делам, касающимся церкви, нравственности и семейных отношений.

    5. Княжеские уставы как источник права. Среди источников древнерусского права видное место занимает княжеское законодательство, которое появляется на Руси в Х веке (договоры князей между собой, договоры князей с народом, княжеские уставы, грамоты и уроки). Договоры князей между собой содержали обязательства, связанные с совместным обороной от внешнего врага, воздержание от действий против сторон, заключивших соглашение. Договоры (“ряды”) князей с народом заключались, как правило, на вече, чтобы контролировать деятельность князя, и опирались на традиции и обычаи старины. Тексты договоров не сохранились, но о них упоминается в летописях. Княжеские грамоты также мало сохранились, старейшая из них - грамота Мстислава I (1130 г.). Уставы - это распоряжение князя, что действовали длительное время и касались вопросов гражданского, семейного, наследственного, опекунского, уголовного права. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Устав Владимира определял взаимоотношения княжеской власти с церковью. Он предусматривал установление налога в пользу церкви так называемая десятина. Во времена Владимира церковное землевладение ещё не получило развития, поэтому десятина являлась основным источником дохода духовенства. Церковь по Уставу получала право суда в отношении духовенства и всех людей подвластных церкви. Также перечислялись дела, которые рассматривались церковным судом в отношении любых лиц. К компетенции церкви дела в области семейно-брачных отношений. Устав Ярослава посвящался главным образом семейно-брачным отношениям, преступлениям против семьи и нравственности. Встречались наказания за эти деяния и от; князя и от епископа. Почти все наказания были имущественного характера. Только в одном случае предусматривалась смертная казнь - ст. 13 Устава. В этой статье устанавливалась ответственность мужа за двоежёнство. Устанавливалось наказание 40 гривен в пользу епископа, а незаконная жена (как правило молодая) заключалась в монастырь. Если же муж причинял зло своей законной жене, то в этом случае, возможно было применение смертной казни. В Уставе Ярослава встречаются статьи, которые носят ярко выраженный классовый характер. За изнасилование и оскорбление женщины устанавливался штраф, размер которого зависел от положения потерпевшей. Если потерпевшая была женой или дочерью боярина, то наибольшая сумма. Если малого боярина, то меньше, если простого человека, то ещё меньше. Уроки представляли собой конкретные постановления о пошлины и другие налоги в пользу князя. Они, как правило, действовали временно. Характерно, что грамоты, уставы и уроки воспроизводят процессы дифференциации общества, взаимоотношений государства и церкви, регуляции земельной собственности.

    6. Возникновение и развитие русского права. Русская Правда.

    Наиболее ранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 471 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. Договоры Руси с Византией обычно составлялись в двух экземплярах: один — на древнерусском языке второй — на греческом языке. Затем стороны обменивались договорами. В них имеются ссылки на “закон русский”, являвшийся, по-видимому, сводом устных норм обычного права. В текстах договоров упоминались смертная казнь, штрафные санкции и другие наказания. Регламентировались также право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров и др. Также среди источников можно выделить обычное право; текущее княжеское законодательство; каноническое (церковное) законодательство; В качестве источников церковного права Древнерусского государства можно выделить:

    Устав «о судех церковных и десятине» («Устав Владимира»); «Закон судный людем»; Устав о судах церковных («Устав Ярослава»); византийский Номоканон. Крупнейшим памятником древнерусского права является Русская Правда. Источниками Русской Правды явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. Также определенное влияние оказало византийское каноническое право. До наших дней дошло более 100 списков Русской Правды, которые можно представить в трех основных редакциях: Краткая (КП), Пространная (ПП) и Сокращенная (СП). Различные списки получали свое наименование или по месту их нахождения, или по имени лиц, нашедших их. Список, отысканный Археографической комиссией, называется Археографическим. Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст.1-18), Правды Ярославичей (ст.19-41), Покона вирного (ст.42) и Урока мостников (ст.43). Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава (ст. 1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст.53-121). Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции. Русскую Правду можно определить как ко­декс частного права — все ее субъекты яв­лялись физическими лицами, понятия юридического лица закон не знал. Среди видов пре­ступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений против государства. Личность самого князя рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося более высоким положением и привилегиями. Русская Правда еще не знает абстрактных понятий «собствен­ность», «владение», «преступление». Кодекс строился по принципу ка-зуистичности, законодатель стремился предусмотреть все возможные жизненные ситуации. Эти юридические особенности обусловлены источниками Русской Правды. Включенные в нее нормы и принципы обычного права несовмес­тимы с абстрактным понятием юридического лица. Для обычая все субъ­екты равны, и все они могут быть только физическими лицами. Нормы Русской Правды защищали частную собственность (движи­мую и недвижимую), регламентировали порядок ее передачи по наслед­ству, по обязательствам и договорам.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта