Билеты игпзс. 1. Предмет, периодизация и методология истории государства и права зарубежных стран
Скачать 0.52 Mb.
|
Совет при императоре, который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили по общей формуле "свита, друзья, единомышленники, союзники" императора. Создается также полиция, внешняя и тайная, для расследования преступлений. С разделением империи на Восточную и Западную оба императора продолжают именоваться Августами, их помощники становятся преемниками. Заранее назначаемые преемники именуются Цезарями. Этот режим выглядит уже как военно-бюрократическое самодержавие. 15. Римское право: основные этапы развития. 1. Период цивильного (квиритского) права — Царский период (VIII — VI вв до н.э.) — с образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим(753 — 509 гг. до н.э.) - царский, складывается государство Рим. Значение родового собрания было невелико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение. Источники права:Правовые обычаи; Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената («Сенатус-Консульты»); Акты магистратов (Эдикты магистратов). 2. Период расцвета Римского права (классический период) — период Республики (V — I вв до н.э.). Становление и утверждение республики 509 — 27 гг. до н.э. Характеризуется борьбой плебса и патрициев. Возрастание значения частной собственности; расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов. Источники права: кривитское право — действовало на основании 12 таблиц, его юрисдикция распространялась только на граждан Рима. Преторское право — система частного права, сложившееся на основе решении преторов, определялось участниками правового регулирования, круг субъектов значительно расширялся. Юстентиум (право народов) — внутригосударственное обеспечение развития товарно-денежных отношений в Риме. 3. Период после классический (III - V вв.) - период Империи, который делится на принципат (I в до н.э. - IIIв н.э.) и доминат (III в н.э. - Vв н.э.). Принципат —переход от республики к монархии — царь становится первым среди равных. Доминат — абсолютная монархия, до конца римской империи. Возникает потребность в кодификации права. Отсутствие новых источников права. Основная деятельность направлена на упорядочение нормативного материала, его систематизацию по дате, принятию и изданию каким-либо органом (институтом), мнению юристов и т.д. «Институция Гая» построена по институционной системе — о лицах, вещах и формах. Законы XII таблиц — первая римская кодификация восходит к середине V столетия до н. э. Написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади; были в основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). От слова «цивитас» (город), право Таблиц называли «цивильным», то есть принадлежащим данной совокупности граждан; от слова «квирит» (как называли себя сами римляне) — «квиритским». Четко проведенное разделение вещей на две категории: res mancipi — земля, рабы, рабочий скот; res пес mancipi — все остальные вещи. Отчуждение res mancipi должно было совершаться в строго установленной форме — mancipatio (манципация) — производилась следующим образом. Продавец и покупатель приглашали не менее пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель касался рукой купленной им вещи («хватал раба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот раб принадлежит мне и я купил его за эту медь». Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде были достаточными основаниями для признания сделки недействительной. Все другие вещи переходили из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них: «вещи, не нуждающиеся в манципации» res пес mancipi. Долговое рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме nexurn (кабала). По способу заключения нексум походил на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, «налагал на должника руку» (заточение в оковах). Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство. Семейные отношения — неограниченная власть домовладыки. Все живущие под крышей его дома были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства». По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Дочь переходила в дом своего мужа, подпадая под власть его самого и его отца. По отношению к своему родному отцу и своей старой семье вообще она когнатка, кровная родственница. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки не имели. Происхождение брака «сине ману» — возможно, что первоначально это была некоторая юридически неполноценная разновидность брака между патрициями и плебеями, которым «правильный брак» был разрешен только после издания закона Канулея (445 г. до н. э.). Поскольку издержки на содержание семьи лежали на муже, установился обычай, чтобы в браке «сине ману» жена приносила приданое (в «правильном» браке все ее имущество было собственностью мужа). В случае развода оно возвращалось. Уголовно-правовые постановления отличаются крайней суровостью. Смертной казнью наказывается всякий, кто посмеет потравить или собрать урожай «с обработанного плугом поля». Поджигатель дома или хлеба, если он действовал преднамеренно, заключается в оковы, подвергается бичеванию, за которым следует смерть. Всякий вправе убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (обращение в рабство). Оскорбление, побои и членовредительство — компенсировались штрафом. Государственные преступления — устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, нарушения постановлений, касающихся общественного порядка, взяточничества судей и др. Преступления раба рассматривались судом. У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту. 16. Формирование правовых институтов феодального строя (феодальное право стран Западной Европы) В эпоху существования варварских государств у большинства европейских народов завершилось формирование нового социально-правового строя — феодализма. Большая или меньшая степень исторической продвинутости феодальных отношений (в зависимости от условий хозяйствования, общих исторических традиций, социальной обстановки разных народов) находила свое соответствие в уровне развития новых государственных форм. Развитие новой государственности и укрепление феодального уклада были более взаимосвязанными процессами, чем это было исторически при становлении древневосточного или античного общества. Феодальный уклад был в такой же степени порождением новых собственнических отношений в обществе, как и особых социально-политических связей, установленных государством, — частью в закрепление правопорядка, частью в собственных политических интересах. Поэтому начало эпохи феодализма стало особо значимым историческим шагом в жизни общества: право-государственный уклад становился действительно неразрывен со всеми иными формами социальных связей. Несравнимо большую роль в становлении нового уклада сыграли новые правовые институты. Они появились, с одной стороны, как историческое продолжение институтов и форм права, переданных эпохой Римской империи, с другой — как отражение новых явлений жизни. Становление феодализма — и как социально-правового уклада, и как государственного строя — в Европе не было еще одним вариантом самостоятельного исторического перехода от догосударственного быта к государственности: оно проходило на основе исторического наследия Римской империи и выработанных ею государственных и правовых институтов, под мощным влиянием этих институтов и форм, а возможно, было бы недостижимо без этого наследия и этого влияния. Новые общественные, феодальные связи имели два своего рода уровня. Это (1) связи между лицами, занимающими каждый свое место в социальной иерархии, и это (2) связи между лицами и вещами, прежде всего по поводу основного богатства общества на той стадии развития — земли. Феодализм — это не только особый аграрный порядок (связанный со специфическими отношениями собственности, формами организации хозяйства и отчуждения феодальной ренты). И не только особое переплетение государственных и собственнических связей (когда страна как бы составлена из своего рода мини-государств, в которых владельцу принадлежит значительная часть государственных по смыслу полномочий в отношении подвластных ему людей). Феодализм — это еще и особые отношения между людьми, вырастающие до уровня государственных связей. Причем исторически вышло так, что формирование таких особых отношений между людьми предшествовало новым собственническим отношениям. На протяжении второй половины I тыс. (когда возникли варварские государства в Европе и в их государственных рамках шло становление нового строя) особые феодальные связи между людьми были к тому же важнее в общественном смысле, чем место человека в аграрном порядке и в иерархии собственнических отношений. И только к XI в. (времени формирования новых государственных традиций) связи между людьми и связи по поводу собственности соединяются в уклад зрелого феодального строя. Место людей в аграрных отношениях могло быть задано и другими внешними факторами: военной службой государству и ее обеспечением (особенно важной в ту эпоху, когда едва ли не все проявления государственной деятельности в стране сводились к организации армий, сбору налогов и поддержке правильной юстиции), причастностью к распределению общегосударственных ресурсов, принадлежностью, наконец, к особым слоям общества — духовенству, церковнослужителям. В повседневной жизни вся эта множественность неизбежно принимала формы определенных, иногда даже единичных по значимости правовых установлений, связывающих ограниченное число субъектов — подчас даже только двух конкретных людей. И из этих конкретных правовых форм — через их воспроизведение во времени и повторение — постепенно рождался новый социально-правовой строй. Новые правовые формы и институты, рождавшиеся не только традициями юридической практики Римской империи, но порой и совершенно случайными жизненными обстоятельствами, стали теми кристалликами, которые скрепили порядки новой эпохи. Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. В Средние века определяются контуры основных правовых систем - континентальной и англосаксонской, складываются их специфические и несхожие правовые институты. В XI в. появляются первые кодифицированные сборники с изложением основных принципов феодального права. В становлении общеевропейской правовой культуры особую роль сыграло кодифицированное городское право со строго фиксированными нормами и каноническое право. Источники канонического права - Священное Писание, Деяния святых апостолов, Послания к римлянам и др. Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). Со временем римские источники права выходят из употребления и забываются. Им на смену приходит упрощенное римское право, которое по приказу королей объединялось в специальные кодексы. Своеобразное возрождение римского права поддерживала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство. можно выделить следующие характерные черты: 1) основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения, и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение; 2) феодальное право в значительной степени являлось "правом-привилегией", закрепляющим неравенство различных сословий; оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое человек занимал в обществе; 3) в феодальном праве не было привычной для нас дифференциации на отрасли права; существовало деление на ленное право, манориальное право, церковное право, торговое право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом; 4) огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся в нормы права; 5) характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого национального права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях; 6) для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества; по своей сути, внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую "рецепцию" римского права. 17. Франкское государства. Франкское государство сложилось в конце V - начале VI в. на территории Галлии - провинции Рима. Так называлась область Западной Европы, почти совпадающая с территорией нынешней Франции. Это государство было образовано одним из германских племен - салическими (приморскими) франками. С IV в. салические франки населяли низовья Рейна, а в V в. расширили свои владения до р. Соммы. Во второй половине IV в. франки стали селиться на территории римской провинции Галлии в качестве «федератов» Римской империи. Получая земли для поселения, они брали на себя обязательство помогать оборонять границы империи. После падения Западной римской империи франки стали захватывать остатки римских владений в Галлии. В 486 г. при Суассоне салические франки, возглавляемые военным вождем Хлодвигом (486-511 гг.) из рода Меровингов, нанесли поражение римским войскам и захватили части Галлии вплоть до р. Луары. Уже через 22 года почти вся Галлия находилась в руках Хлодвига. В период своего расцвета Франкское государство включало территорию современных Франции, Бельгии, Люксембурга, а также некоторых областей Нидерландов, ФРГ, Италии и Испании. В развитии Франкского государства можно отметить следующие периоды: 1й период - монархия Меровингов (VI в. - начало VIII в.); 2й период - монархия Каролингов (первая половина VIII в. - середина IX в.). В 843 г. государство франков прекратило свое существование. Оно распалось на три части, доставшиеся внукам Карла Великого: Западно-Франкское королевство (непосредственный предшественник Франции), Восточно-Франкское королевство (отчасти будущая Германия) и «Средняя Франция,» (области вокруг Рейна, Роны и Италия). Возникновение и становление Франкского государства имело свои особенности. Во-первых, средневековое общество на территории Галлии складывалось в ходе взаимодействия и синтеза находившихся в стадии разложения родоплеменных отношений у завоевателей и рабовладельческих отношений у коренного населения. Это взаимодействие ускорило становление феодального строя, в первую очередь, для франков. Во-вторых, сложившийся на базе двух общественных систем феодальный строй сохранил особенности и той и другой. Так, социальная структура формируемого общества включала не только втягивавшихся в зависимое положение свободных, но и рабов, колонов, вольноотпущенников. Не единообразной была и система государственных органов. В-третьих, в формировании государства франков известную роль сыграли остатки римских политических и юридических учреждений. В частности, в больших городах юга и центра государства оставались некоторые элементы римской муниципальной организации (городской общины). Монархия Меровингов Формирование социальной структуры и феодальных отношений. Процесс феодализации у франков получил мощный толчок в результате завоевательных воин, когда в руки франкских королей, служилой аристократии, королевских дружинников перешла значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии. Складывание феодальных отношений у франков и галло- римлян происходило не одинаково. Основную массу расселившегося в начале VI в. на франкском «севере» населения составляли свободные крестьяне. Это были жители соседской общины - марки. В общине существовала коллективная собственность на пастбищную землю и собственность отдельных семейств на пахотную землю. В конце VI в. в общине утвердилась частная собственность вначале на приусадебные, а затем на пахотные участки. Эти земли получили название аллода (свободно отчуждаемая земельная собственность, освобожденная от повинностей в пользу лица, вручившего землю). Как только земля перешла в частную собственность и стала предметом купли-продажи, залога и других сделок, начался активный процесс разложения крестьянской общины. Происходило обезземеливание крестьян, превращение свободных крестьян в зависимых людей. Зависимость свободных крестьян устанавливалось на основе договоров прекария. Нередко свободные крестьяне сами уступали свои земли крупным землевладельцам, чтобы предотвратить грозившую им со всех сторон опасность захвата их земель и вымогательств разного рода. Они отказывались от своей земли, чтобы получить ее обратно в бессрочную аренду - прекарий (от лат. precarium - «просьба»). Ставший прекаристом крестьянин оказывался в поземельной зависимости от собственника земли, что влекло для него в дальнейшем потерю личной свободы. Владелец прекария имел право на судебную защиту только от третьих лиц, но не от своего землевладельца. Прекарий мог быть истребован землевладельцем в любой момент. В лице прекаристов создавался социальный слой, переходный от свободного аллодиста-общинника к зависимому крестьянину - серву. Коммендация (от лат. commodatum - «вверять») состояла в переходе чаще всего слабых и безземельных лиц под покровительство сильных. Этот договор устанавливал не только поземельную зависимость крестьянина, но и его личное закрепощение, личную зависимость от господина. Процесс закабаления крестьян посредством договоров прекария и коммендации получил распространение в начале VIII в. и к его середине приобрел массовый характер. Государство всячески поддерживало этот процесс и старалось закрепить его законодательно. На галло-римском «юге» в VI-VII вв. процесс феодализации не имел такого размаха, как на «севере». Там сохранялись поместья галло-римской аристократии, где широко использовался труд рабов и колонов, которые значительно позже оказались в числе сервов, чем крестьяне на севере. Основной массе свободных крестьян в Галлии противостояла знать германского и галло-римского происхождения. Франкская знать формировалась в ходе завоевания франками галльских земель. Короли раздавали своим дружинникам и приближенным в собственность (в форме аллода) захваченные земли, способствуя тем самым складыванию слоя крупных земельных собственников. Ряды знати пополнялись также за счет галло-римской земледельческой аристократии, которую Меровинги привлекали к службе при дворе, в местных органах власти и в церковной иерархии. Самовластие знати усилилось к концу VII в. Это было связано с тем, что в целях обеспечения верности крупной знати короли предоставляли ей ряд привилегий, иммунитетов. Они сводились к наделению крупных собственников судебными, административными и военными полномочиями на принадлежащих им землях. Иммунитетные права сеньоров способствовали закабалению крестьян. Кроме знати и свободных крестьян, во франкском обществе были и такие социальные группы как рабы, колоны и литы. Рабство не получило у франков широкого распространения. Рабы преимущественно использовались в качестве дворовых слуг, реже ремесленников. Источниками рабства были войны и неуплата долга. На волю рабов отпускали редко. Вольноотпущенники мало отличались по правовому положению от рабов. Колоны (рабы, посаженные на землю) были известны еще со времен Римской империи. Они были лишены хозяйственной самостоятельности, не имели права заключать договоры, подписывать документы и др. Позднее некоторые запреты такого рода были сняты. Колоны получили право на самостоятельное ведение хозяйства, но в то же время обязаны были платить подати натурой и отбывать барщину. Литы- полусвободное население общины, главным образом, обедневшие сородичи. Находясь в личной и частично материальной зависимости от хозяев, они в отличие от рабов обладали известной правоспособностью: могли заключать сделки, предъявлять иски о защите личности и т. д. Государственный строй. Государство франков нельзя назвать единым. После непродолжительного единства в период правления Хлодвига на территории государства обособляются Нейстрия (Новое западное королевство), Бургундия и Австразия (Восточное королевство) и Аквитания (южная часть). Для периода правления Меровингов характерно, во-первых, постепенное перерождение органов племенной организации в органы государства, во- вторых, падение роли органов местного правления и, в-третьих, складывание государства в форме раннефеодальной монархии. Главой государства являлся король. Первый из франкских королей - Хлодвиг значительно укрепил свою власть, используя все доступные ему средства и методы: хитрость, вероломство, уничтожение сородичей. Захватив Галлию, Хлодвиг не тронул владений галло-римский магнатов, сохранил их привилегии. Он принял христианство и обеспечил себе тем самым поддержку со стороны влиятельной знати и христианской церкви. Именно церковь оправдывала захватнические войны королей идеей объединения многих народов под сенью истинной веры. Власть главы государства передавалась по наследству, носила священный характер. Он издавал законы, вершил суд, командовал войском, объявлял войну и заключал мир. Однако главной его заботой были порядок в королевстве, усмирение выходящей из подчинения местной знати. При короле функционировал королевский совет, в котором обсуждались вопросы государственной политики, но законодательные полномочия короля были неограничены. Неограниченностью королевской власти объясняется и отсутствие эффективно действующих центральных государственных органов. Укрупнение земельных владений знатных фамилий, получение ими иммунитетов привело к тому, что знать начала противостоять королевской власти. Наступило время «ленивых» королей. Королевский совет, составленный из представителей служилой знати и высшего духовенства, все более возвышал свой голос. Без его согласия король не мог принять ни одного серьезного решения. Следы родовой организации франков сохранились в виде так называемых «мартовских полей». Бывшее в эпоху военной демократии племенным собранием, «мартовское поле» в VII в. превратилось в весенний смотр войска, на котором обнародовались королевские постановления. Существенного политического значения этот орган не имел. До обнародования вышеназванные постановления рассматривались представителями знати. Их собрание получило название Съезда знати («Великое поле»). Складывающийся центральный аппарат отличался отсутствием четко разграниченных должностных полномочий, соподчиненности. Личные слуги короля были одновременно должностными лицами государства. Центральное управление королевством осуществляли министериалы. Вначале это были управляющие королевским хозяйством, затем лица, осуществлявшие государственное управление. Палатный мэр (майордом) управлял дворцом, позднее возглавил королевскую администрацию. Власть майордомов постепенно усиливалась в связи с постоянным отсутствием королей, вечно находившихся в военных походах. В отсутствие короля майордом председательствовал в королевском суде, командовал армией, управлял королевским доменом, а также обладал правом суда в отношении всех проживавших во дворце. Кроме этого, ему была подвластна местная администрация. Референдарий (докладчик) заведовал королевской канцелярией, хранил королевскую печать, оформлял акты и предписания короля и др. Ему подчинялись писцы и канцелярия. Дворцовый граф отправлял правосудие в королевстве, следил за исполнением приговоров. Камерарий и тезаурарий являлись королевскими казначеем и хранителем его движимого имущества. Местное управление. Должностные лица, осуществлявшие местное управление, решали одновременно и комплекс других задач хозяйственных, судебных, военных и др. Территория государства делилась на округа (паги), сотни. Управление в округе осуществлял граф, назначаемый королем обычно из числа крупных землевладельцев. Он решал полицейские, военные и судебные задачи. Помощником графа являлся виконт. В качестве фискальных органов помимо графа в паге действовали сацебароны, которые предшествовали графам исторически и были упразднены с развитием должности графа. В сотне все вопросы управления первоначально решали выборные лица, а затем назначаемые королевской властью чиновники. На «севере» они именовались центенариями, на «юге» - викариями. В сотне собиралось сотенное собрание, выполнявшее судебные функции. В общине (марке) сохранились органы самоуправления - сельский сход и избираемые на нем должностные лица. Более крупные пограничные округа носили наименование герцогств, в их главе стояли герцоги. Не довольствуясь наличием на местах постоянной администрации, короли время от времени назначали для выполнения особых поручений королевских посланцев, полномочия которых прекращались после выполнения данного задания. Судебная организация. У франков отсутствовали «чистые» судебные органы; Судебными полномочиями наделялись органы, осуществлявшие управленческие функции. Высшим судебным органом был королевский суд. В нем председательствовал король либо дворцовый граф. Королевский суд рассматривал дела без участия выборных от населения. В графстве правосудие отправлял суд графства под председательством графа, в сотне - судрахинбургов. Судьями такого суда являлись зажиточные граждане - рахинбурги, избираемые собранием сотни, а председателем - выборный тунгин. На судебных собраниях обязаны были присутствовать все свободные жители сотни. В общине судебным органом был сельский сход. Кроме того, некоторыми судебными правомочиями обладали высшие иерархи церкви (например, епископь)). Военная организация. Основу военной организации Франкского государства составляла королевская дружина - основное орудие подавления выступлений народных масс. Для ведения крупных военных операций созывалось народное ополчение свободных крестьян. Монархия Каролингов В период с начала VIII до середины IX в. во Франкском государстве произошли значительные изменения. Во-первых, произошла смена королевской династии. В начале тридцатых годов VIII в. некоронованным правителем Франкского государства стал австразийский майордом Карл (688-741 гг.), позже названный Мартеллом («Молотом»), соединивший в своих руках должности майордома трех франкских королевств. После смерти Карла Мартелла его сын Пипин Короткий в 751 г. был официально провозглашен королем Франкского государства. Последний король из династии Меровингов Хильдерик III был пострижен в монахи. Во-вторых,, раннефеодальная монархия стала приобретать форму сеньориальной монархии. Последнее было связано с изменениями в социально-политической структуре франкского общества после проведения реформ Карла Мартелла. Прежде всего была проведена частичная секуляризация церковных земель, отменено предоставление земель в виде аллода и установлен новый вид земельного держания - бенефиций (пожизненное держание, предоставляемое королем феодалам на условиях несения ими государственной службы, главным образом конной военной). Взамен пешего ополчения создано конное войско. Результатом реформы явилось, во-первых; укрепление слоя мелких и средних феодалов, которые составляли основу конного королевского войска. Во-вторых, реформа завершила формирование феодального общества. Дело в том, что она резко увеличила число феодальных землевладений и привела к дальнейшему закрепощению крестьян. Теперь уже значительный слой владельцев-бенефициариев жил за счет эксплуатации зависимого крестьянства, так как бенефициарии обычно получали землю с сидящими на ней крестьянами. Реформа привела к складыванию отношений сюзеренитета-вассалитета между феодалами различного ранга. В середине VIII в. широкое распространение получили иммунитетные пожалования сеньоров, окончательно сложились отношения покровительства, получившие развитие еще при Меровингах. Результатом происшедших изменений в социально- политической структуре франкского общества стало изменение основы хозяйственной организации франков. Место сельской общины в конце VIII — начале IX в. заняла собственно феодальная крупная вотчина, обрабатываемая поземельно зависимыми колонами или лично зависимыми крестьянами (сервами). Крестьянство оформилось как единый класс феодально-зависимых мелких производителей, противостоящих крупным землевладельцам - феодалам. Реформа Карла Мартелла на некоторое время усилила центральную власть. При сыне Пипина Короткого Карле Великом (768-814 гг.) монархия достигла своего расцвета. Завоевательные походы Карла Великого вдвое увеличили территорию государства. В 800 г. римский папа провозгласил Карла императором, что подняло авторитет Франкского королевства. Реформа привела к изменению формы государства. Резкое уменьшение числа свободных крестьян лишило короля возможности опираться на эту силу и противостоять власти земельной знати. Опорой короля стали его бенефициарии, наделенные значительными полномочиями. Ввиду этого центральная власть постепенно ослабевала, а власть королевских вассалов усиливалась, что свидетельствовало о превращении короля из монарха в сеньора. Франкское государство принимало форму сеньориальной монархии. В IX в. бенефиций стал превращаться в феод- наследственное земельное владение с обязанностью сторон (держателя и сеньора) друг перед другом, с полным правом держателя на владение, пользование и ограниченным правом распоряжения землей. Это привело к установлению полной независимости феодалов от королевской власти и в дальнейшем к распаду государства. В период правления Каролингов произошли изменения в системе государственных органов. При Карле Великом «мартовские поля» стали именоваться «майскими полями.». Должность палатного мэра была ликвидирована. Дворцовых графов стало несколько. В связи с усилением роли духовенства появилась должность архикапеллана- высшего духовного лица королевства. Во главе канцелярии стоял канцлер, который одновременно являлся ближайшим помощником архикапеллана. Он в IX в. заменил собой референдария. Большинство других существовавших ранее должностей (тезаурарий, маршал и т. д.) при Каролингах сохранилось. Местное управление не претерпело существенных изменений. Территория государства была разделена примерно на 200 графств. Должность графов стала передаваться по наследству и рассматриваться как наследственный почетный титул. Для контроля за деятельностью графов король стал назначать посланцев, но уже не время от времени, как при Меровингах, а регулярно. Направлявшиеся на места для проверки посланцы (от двух до пяти духовных и светских лиц) могли сменить должностных лиц графства, но не графов, и пересмотреть принятые графами решения. Судебная организация. В период правления династии Каро- лингов расширились судебные правомочия сеньоров в отношении крестьян, живущих на сеньориальных землях, а также на земле иерархов церкви. Как и ранее, основным звеном судебной системы являлись суды сотен. Председатель суда назначался королем, вместо выборных рахинбургов посланцы назначали специальных членов суда - скабинов. Была отменена обязанность свободных людей присутствовать на судебных заседаниях. Военная организация. Реформа Карла Мартелла привела к тому, что основой военной организации франков стало конное феодальное ополчение из числа держателей бенефиция. Конное войско стало главным орудием экспансии и подавления восстаний народных масс. Народное ополчение из числа свободных крестьян отошло на второй план. 18. Право франков. Салическая правда Источники права. Источниками права франков являлись правовые обычаи, королевские акты, иммунитетные грамоты и формулы. Правовые обычаи- самые ранние источники права. В конце V в. франки приступили к записи правовых обычаев и составлению сборников правовых обычаев, так называемых «варварских правд». К последним можно отнести Салическую правду (конец V начало VI в.), Рипуарскую правду (VI в.), Вестготскую правду (VI-VII вв.), Саксонскую правду (конец VIII - начало IX в.) и некоторые другие. Эдикты, декреты; предписания; капитулярии (королевские акты) дополняли правовые обычаи и играли немаловажную роль в регулировании общественных отношений у франков, особенно в периоды укрепления королевской власти. Иммунитетные грамоты, которые король выдавал своим вассалам, предоставляли последним ряд полномочий на подконтрольной им территории. Формулы представляли собой образцы документов, которые хранились в канцеляриях светских и духовных учреждений и служили своеобразным эталоном для совершения различного рода сделок: купли-продажи, займа и др. Среди письменных источников наибольший интерес для исследования представляет Салическая правда, поскольку она раскрывала особенности общественного и государственного строя, переходного от родовой общины к государству. Салическая правда. Первоначальный текст Салической правды, становление которой происходило в период царствованию Хлодвига, до нас не дошел. Наиболее древние рукописи относятся к временам Пипина Короткого и Карла Великого. Салическая правда выполняла роль судебника, то есть служила источником, которым руководствовались должностные лица государства, в частности судьи, при отправлении правосудия. Она представляла собой бессистемную запись разрозненных правовых обычаев, отражавших пережитки родового строя, такие как изгнание из общины за совершение преступления и др. Для норм правового памятника характерны формализм и казуистичность. Формализм прослеживается в установлении строгого порядка юридических действий, связанных с символикой, ритуалами. Нарушение этих действий, несоблюдение установленных нормами права ритуалов вело к ничтожности (недействительности) того или иного действия. Казуистичность норм уголовного права, зафиксированных Салической правдой, не вызывает сомнения, ибо в них речь шла не об общих понятиях, а о конкретных казусах (случаях). Хотя Салическая правда включает нормы всех правовых институтов, для нее характерна неполнота, фрагментарность. Вместе с тем Салическая правда отражает значимую роль, которую играли в обществерелигиозные установления, соседствующие с правовыми нормами (применение в судопроизводстве клятв, ордалий для снятия обвинения с человека), показывает процесс разложения родовых отношений, что связано с имущественным расслоением общества, дает представление об общественном строе франков начала VI в. Имущественные отношения. Нормы Салической правды закрепляли два вида собственности на землю: общинную (коллективную) и общесемейную. В коллективной собственности общины находились пастбищные земли и земли, занятые лесными угодьями, в общесемейной - приусадебные участки и пахотные земли. О существовании у франков общинной собственности свидетельствует титул «О переселенцах». Пришелец мог оставаться в деревне лишь с согласия всех до единого жителей села. Исполнение решения общинного суда о выселении чужака производил граф. Однако если новоприбывший успевал прожить без протеста членов общины один год и один день, он приобретал право на поселение по давности. О существовании семейной собственности свидетельствует строгая ответственность виновных за поджог или разрушение изгороди земельного участка, выделенного семье. Земельный участок не подлежал купле-продаже. Закон допускал лишь его наследование детьми по мужской линии. В конце VI в. стало возможным передавать землю другим родственникам, в том числе дочерям и сестрам умершего. Это было закреплено в эдикте короля Хильперика. В начале VII в. франки уже, без сомнения, получили право распоряжения как приусадебной, так и пахотной землей. Движимая собственность находилась в личной собственности. Она свободно отчуждалась и передавалась по наследству. Обязательственные отношения. Институт договорного права находился в зачаточном состоянии ввиду неразвитости товарно-денежных отношений. Судебник не содержал общих условий действительности договоров, а закреплял лишь необходимость достижения соглашения между сторонами при заключении отдельных видов договоров. При неисполнении договора наступала имущественная ответственность должника. Если должник отказывался вернуть долг (возвратить вещь), суд обязывал его не только исполнить договор, но и уплатить штраф. Закон предусматривал также личную ответственность должника в виде долгового рабства. Судебник закреплял такие виды договоров, как купля-продажа, заем, ссуда, мена и дарение. Заключение договора, как правило, происходило публично. Салическая правда содержит нормы, касающиеся возникновения обязательств вследствие причинения вреда в результате совершения преступления. Наследование. У франков существовало два вида наследования: по закону и по завещанию. Земельная собственность при наследовании по закону переходила вначале лицам мужского пола. В VI в. закон допускал к наследованию дочерей при отсутствии сыновей, за их отсутствием наследниками становились отец, мать, брат, сестра и другие родственники с отцовской стороны. Салическая правда закрепила наследование по завещанию в виде так называемой аффатомии (дарения). Она заключалась в том, что наследодатель передавал принадлежащее ему имущество доверенному лицу (посреднику) и обязывал его не позднее чем через год передать имущество наследнику (наследникам). Процедура аффатомии осуществлялась публично в народном собрании с соблюдением формальностей и особой процедуры. Брачно-семейное право. Нормы брачно-семейного права, отраженные в Салической правде, раскрывали вопросы, связанные с заключением и расторжением брака, а также с отношениями в семье. Формой заключения брака была покупка женихом невесты. Этому предшествовало согласие родителей жениха и невесты. Похищение невесты наказывалось штрафом. Запрещались браки между родственниками и браки свободных и рабов. Брак раба и свободного влек для последнего потерю свободы. Мужчина в семье занимал главенствующее место. Муж осуществлял опеку над женой и детьми: мальчиками - до 12-летнего возраста, девочками - до вступления в брак. После смерти мужа вдова попадала под опеку совершеннолетних сыновей или других наследников умершего. Хотя жена обладала собственным имуществом (приданым), распоряжаться им без разрешения мужа она не могла. Расторжение брака первоначально допускалось лишь по инициативе мужа. Муж мог развестись только в случае измены жены или совершения ею некоторых преступлений. Жена, оставившая мужа, подлежала смертной казни. В VIII в. Карл Великий установил нерасторжимость брака. Уголовное право. Этот правовой институт был не развит, носил отпечатки родового строя. Об этом свидетельствуют казуистичный характер правовых норм, высокие суммы штрафов, закрепление объективного вменения (ответственность без вины), сохранение остатков кровной мести. Кроме этого, Салическая правда закрепляет сложившееся общественное неравенство и при определении санкций за преступление исходит из классового положения потерпевшего, а иногда и из классового положения преступника. Франки понимали под преступлением причинение вреда личности и имуществу и нарушение королевского «мира». Все описываемые в Салической правде преступления можно объединить в пять групп: 1) нарушение предписаний короля; 2) преступления против личности (убийство, телесные повреждения и др.); 3)преступления против собственности (кража, поломка чужой изгороди и др.); 4) преступления против нравственности (насилие над свободной девушкой); 5) преступления против правосудия (лжесвидетельство, неявка в суд). В нормах Салической правды содержатся положения, касающиеся отягчающих обстоятельств, таких как соучастие, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления. Есть понятие подстрекательства к краже и убийству. Под наказанием у франков понималось возмещение вреда потерпевшему или членам его рода и уплата штрафа королю за нарушение королевского «мира». Взамен кровной мести Салическая правда начинает предусматривать уплату штрафа. За убийство накладывался штраф в пользу родственников убитого, так называемый вергельд (цена человека). Размер вергельда определялся социальным положением убитого. К свободным и рабам применялись различные наказания. Свободные присуждались к уплате штрафа и изгнанию из общины (объявление вне закона). При совершении имущественных преступлений с виновного, кроме того, взыскивались убытки, а при причинении вреда здоровью - средства на лечение потерпевшего. При изгнании из общины у виновного, как правило, конфисковывалось имущество. Рабы подвергались смертной казни, членовредительным и телесным наказаниям. Судебный процесс по Салической правде носил обвинительный характер. Доказательствами факта совершения преступления являлись задержание виновного на месте преступления, признание самого обвиняемого, свидетельские показания. Для снятия с лица обвинения использовались такие доказательства, как соприсяжничество, клятвы, ордалии; судебные поединки. При соприсяжничестве несколько лиц (как правило, 12 родственников, знакомых обвиняемого) могли подтвердить его хорошую репутацию и тем самым удостоверить, что он не мог совершить преступление. Ордалии («божий суд») применялись у франков чаще всего в виде испытания «котелком», то есть с помощью кипящей воды. От ордалий можно было откупиться, уплатив штраф в пользу потерпевшего и казны. Судебные поединки проходили в присутствии судей. Феодалы бились верхом и в полном вооружении, простые люди в качестве оружия использовали палки. Тот, кто победил в поединке, считался выигравшим дело. К рабам для признания ими своей вины применялись пытки. Судебное разбирательство проходило следующим образом. В судебном заседании потерпевший предъявлял обвинение виновной стороне. Обвиняемый либо признавал предъявленное ему обвинение, либо отвергал его. В случае признания виновным своей вины суд выносил решение по существу. В противном случае судья приступал к исследованию доказательств. Если суд признавал вину обвиняемого, последний должен был выполнить решение суда. При неисполнении судебного решения потерпевший обращался в суд рахинбургов, который в обеспечение исполнения судебного решения конфисковывал имущество виновного в размере долга. Если осужденный был не согласен с решением суда рахинбургов, он через 40 дней вызывался в суд сотни. В случае отказа и на сей раз выполнить решение суда, потерпевший вызывал осужденного в суд короля. Отказ явиться в королевский суд или выполнить его решения влек за собой объявление виновного вне закона. В этом случае и виновный, и его имущество становились собственностью потерпевшего. Параллельно с формированием государственности у франкских племен шло создание права. С этой целью осуществлялась письменная фиксация древнегерманских обычаев - запись обычного права германских племен. Таким образом были записаны "варварские правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др. Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в последние годы жизни и правления короля Хлодвига, и явл. одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она делится на титулы (главы). Франская монархия в начале VI века обрела свод норм обычного права - Салическую правду (Lex Salica)- одну из наиболее ранних записей норм обычного права германских племен с добавлением, в последующем, отдельных норм, установленных эдиктами франкских королей. Основным назначением Салической правды было руководство для судей на различные рода процессах. Салическая правда отражает современный уровень социальных отношений, для которых характерна высокая степень общинных традиций, архаичность, казуистичность правовых норм. Салическая правда. Русский пер. Н.П. Грацианского и А.Г. Муравьева. - Казань, 1993. Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные, этапы архаической судебной процедуры. Основное содержание Салической правды - перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об общественном строе франков начала VI в. В ней юридически закреплялась общинная собственность на землю. Угодья (леса, пастбища и т.д.) принадлежали всей общине крестьян. Участки пахотной земли в равной мере распределялись между крестьянскими семьями. Пахотные земли огорожены забором и используются индивидуально только для сбора урожая. В случае смерти хозяина, если нет наследника, земля возвращалась общине |