Билеты игпзс. 1. Предмет, периодизация и методология истории государства и права зарубежных стран
Скачать 0.52 Mb.
|
Государственный строй характеризуется централизацией управления страной, развитым бюрократическим аппаратом, сильными и многочисленными полицией и армией, юридически неограниченной властью главы государства — короля. Король стал полновластным носителем верховной власти, все остальные — его подданными. Являясь абсолютным монархом, король осуществлял верховные права в области законодательства, управления, суда, финансов, командования армией. Власть короля считалась божественной и отождествлялась с властью государства. Во главе системы бюрократических учреждений стоял Государственный совет. Помимо короля, в него входили высшие должностные лица и приближенные короля. В совете обсуждались вопросы особой государственной важности, решения совета утверждал король. Высшими должностными лицами были канцлер и четыре статс-секретаря (министра) — иностранных дел, двора, военных дел, морских дел. Абсолютная монархия во Франции в этот период сыграла положительную роль в борьбе против феодальной раздробленности и способствовала образованию сильного централизованного государства. В дальнейшем, по мере становления новых буржуазных отношений она превратилась в архаический пережиток, препятствовавший дальнейшему развитию государства. 22. Правовая система средневековой Франции. К X в. во Франции практически перестала действовать Салическая правда и варварские обычаи. Решающая роль переходит к обычному праву. Оно отражало реальные потребности территориальных коллективов. Соблюдение обычаев было добровольным, однако обязательную силу им придавали суды. Первоначально они носили устный характер, а начиная с XIII в. кутюмы стали записываться. В XIII в. в Нормандии был составлен сборник обычного права — Большой кутюм Нормандии. В 1283 г. королевский бальи Филипп де Бомануар (1256—1296) составил сборник обычаев — «Кутюмы Бовези», который состоял из пролога и 70 глав и охватывал широкий круг вопросов: судопроизводство, правовой статус различных категорий населения, поземельные отношения и т. д. Они подтверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для королевской власти. Далее были - кутюмы Тулузы, Большой кутюм Франции и т. д. В 1454 г. Карл VII специальным ордонансом предписал свести в единые сборники кутюмы и направить для обобщения в Парижский парламент и в XVI в. было отредактировано 60 сборников «больших» кутюмов и около 200 сборников «малых». Это фактически означало их санкционирование властью. На юге Франции действовало римское право, которое выступало в качестве объединяющего фактора. Но и там действовали кутюмы. С XIII в. на юге Франции начинается ренессанс римского права, который связан с деятельностью школы глоссаторов. Предпосылки: потребность в правовой регламентации законных интересов и прав собственников; деятельность французской школы глоссаторов. Различия между двумя территориальными правовыми системами во Франции — писаным правом (на юге) и обычным правом (на севере) сохранились. + К источникам средневекового права Франции можно отнести нормы канонического права, городское право, законодательные акты короля (ордонансы, эдикты, приказы, декларации) и судебную практику парламентов, особенно Парижского парламента. Поземельные отношения. Феодальное право Франции различало два вида вещных прав на землю: право собственности (за крупными феодалами — герцогами и графами) держание (нижестоящие в сословной иерархии и несли определенные повинности в пользу сеньора) Важной особенностью феодальной поземельной собственности была ее расщепленность. Земля выступала как собственность двух или более феодалов, занимавших различные ступени социальной иерархии. Четко разделяя правомочия верховного и непосредственного собственника земли, право закрепляло иерархическую структуру феодальной земельной собственности. Наиболее распространенной формой земельных держаний был феод, наследственное земельное владение, пожалованное сеньором своему вассалу на условиях несения службы или уплаты установленных обычаем взносов. Вассалу принадлежали все доходы феода, подати и налоги с крепостных крестьян, работавших на этой земле, а также с согласия сеньора право передавать половину феода подвассалам. Развитие обязательственных правоотношений связано с формированием товарного производства и рынка. Товарно-денежные отношения требовали развития договорного права. Оно формировалось на основе рецепции римского права, заимствуя условия действительности договора, определяя ответственность сторон. Оно носило сословный характер, обеспечивало преимущества правомочий сеньора перед нижестоящими вассалами. Виды договоров: купли-продажи, договор найма (аренды) земли, дарения, заем. Особое значение приобрели ростовщические операции, и по договорам займа стали использовать ипотеку земли. Семейные отношения регламентировались нормами канонического права. Признавался лишь церковный брак, который отрицал свободу развода. Брак был сословным. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мальчиков и в 12 лет — для девочек. Семья в средневековой Франции была патриархальной. Начиная с XIV в. жена лишается дееспособности, ей запрещается совершать юридические сделки даже с согласия мужа. Наследование имущества осуществлялось по закону и по завещанию. Важную роль играл майорат, передача по наследству земли умершего старшему сыну, что давало возможность избежать дробления хозяйств. Обычное право ограничивало свободу завещания в пользу законных наследников. Напротив, на юге Франции было распространено наследование по завещанию. В области уголовного права приблизительно до XVI в. господствовали установления обычного права. В IX–XI вв. преступления рассматривались как действия, затрагивающие интересы отдельных лиц, а наказания сводились к компенсации за вред. В «Кутюмах Бовези» различается три вида преступлений по тяжести деяния: тяжкие (ересь, измена, убийство, изнасилование, поджог, кража и др. Наказывались весьма строго, нередко смертью или изувечением) средние (наказывались в основном штрафом, но судья мог и заключить в тюрьму) легкие. оскорбление, кража, членовредительство карались тюремным заключением и штрафом) Суд во Франции не был отделен от администрации. К XIII в. сложилась сложная и запутанная система судоустройства во главе с Парижским парламентом, состоявшим из нескольких следственных палат и так называемой большой палаты. Для ревизии дел и их решения на месте назначались разъездные судьи. Кроме того, были сеньориальные суды и церковные суды. При парламенте состояли королевский прокурор и королевские адвокаты. Судопроизводство было сословным и действовало по принципу: «всякий судится себе равным». Однако начиная с XV в. от деятельности королевского суда в качестве высшей судебной инстанции отстраняют феодальную знать. Судебный процесс происходил в двух формах: состязательной (гласно, письменно, судебный поединок) и инквизиционной (тайно, письменно, с применением пыток). 23. Развитие государственности в феодальной Германии. Годом возникновения Германского королевства считается 911 г., королем избран представитель местной знати — франконский герцог Конрад I (911-918). Политическая раздробленность Германии продолжает сохраняться до 1871 г. Связано это с целым рядом факторов (Германия была крайне неоднородна в культурно-этническом отношении, феодализм сложился значительно позже (в XI в.), чем в других странах.) Это обусловило: 1) длительное сохранение политической раздробленности германских княжеств; 2) развитие феодальной государственности в Германии, т. е. смена форм правления от раннефеодальной к сеньориальной, от сословно-представительной к абсолютной монархии происходит не в рамках всей империи, а в границах отдельных княжеств, земель; 3) партикулярный характер средневекового права в Германии. Периодизация: 1) Германская империя: Раннефеодальная монархия (X–XII вв.) и сеньориальная монархия (XIII–XIX вв.). 2) Самостоятельные государства-княжества: Сословно-представительная монархия (XIV–XVI вв.) и княжеский абсолютизм (XVII–XIX вв.). Формирование основных классов феодального общества в Германии завершилось в конце XI в. Среди особенностей общественного устройства Германии в раннефеодальный период - система вассалитета носила централизованный характер. Население Германии в XI–XII вв. состояло из трех основных сословий: Рыцари — светские и церковные князья, «свободные господа» (графы) и бароны (служилая аристократия). Бюргеры (горожане) — пользовались особыми правами и некоторой автономией. Не считались податным сословием, так как город выполнял все повинности коллективно, а каждый отдельный бюргер не подлежал обложению. Крестьяне — владели собственностью, не неся никаких повинностей за это перед феодалами и чиншевиками, которые уплачивали за владение землей определенную сумму. Города делились на имперские, княжеские и вольные. Полного самоуправления добились только имперские города, т.е. расположенные в пределах королевского домена, и некоторые из епископских городов, завоевавших статус «вольного города». Большинство немецких городов с возникновением территориальной княжеской власти оказались в полной зависимости от князей. Несвободное население: крепостные — холопы → полностью зависели от своих господ. Государственный строй в Германии X–XII вв. имел черты раннефеодальной монархии. Первые короли Саксонской династии — Генрих I Птицелов и Оттон I — смогли упрочить положение королевской власти и создали единое государство. Опора на епископат усилила на время королевскую власть: в 962 г. Оттон I сумел завоевать Италию и короновался в Риме императором. Титул императора устанавливал верховенство королевской власти над властью местных феодалов. Это привело к появлению государства «Священная Римская империя германской нации». Центральный аппарат состоял из канцлера, маршала (верховного главнокомандующего), пфальцграфа (смотрителя дворца) и др. Наиболее важные вопросы рассматривались на феодальных съездах, в которых участвовали непосредственные вассалы короля. На основе съездов впоследствии возникает рейхстаг. По форме государственного устройства империя напоминала конфедерацию. На местах управление осуществляли графы. Со временем они присвоили себе наследственные права. С XII в. происходит усиление власти герцогов, маркграфов, графов и епископов, что привело к политической децентрализации и становлению сеньориальной монархии. Германские императоры для проведения активной внешней политики в Италии постоянно нуждались в военной помощи князей. Взамен они были вынуждены предоставлять им политические привилегии. В XII в. князья получили право чеканить свою монету, взимать таможенные пошлины, собирать налоги, иметь свой суд, решения которого обжалованию не подлежали, и т.д. В результате герцогства, территориальные княжества, представляли собой замкнутые политические образования, обладающие государственным суверенитетом. Уже с конца ХIII в. Германия фактически управлялась группой из семи крупнейших князей: Бранденбургского, Саксонского, Рейнского, Чешского короля и трех архиепископов — Кельнского, Майнцского и Трирского. Помимо императорской власти в системе государственности Германии существовали общеимперские учреждения: рейхстаг и имперский суд. С XIV в. рейхстаг превращается в постоянно действующий орган власти, состоящий из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей городов. В Германии существовал общеимперский суд, члены которого были обеспечивать «вечный земский мир». Возглавлял имперский суд император. В отдельных землях в этот период уже складывается сословно-представительная монархия. Во главе княжества стоял князь. Его власть не была абсолютной, она ограничивалась сословно-представительными учреждениями — ландтагами. Они не имели права решающего голоса при обсуждении земских вопросов, однако по финансовых вопросам требовалось их согласие. Самостоятельной политико-административной единицей были города. Законодательная власть в них принадлежала городскому совету, где заседало бюргерство. Совет состоял из комиссий. Исполнительная власть принадлежала магистрату во главе с бургомистром. Особенность абсолютизма в Германии была в его княжеском характере, а не в общенациональном. Фактически власть императора распространялась только на земли его домена, не было общеимперского войска, администрации и даже единой монеты. Усилению княжеской власти способствовали: ослабление городов разорение дворянства, пострадавшего от Крестьянской войны, 1524–1525 гг. реформация, вызвавшая раскол Германии на две части: протестантскую и католическую опустошительная Тридцатилетняя война (1618—1648), из которой Германия вышла разоренной и ослабленной, потерпев полное поражение от Франции и Швеции. Утверждение княжеского абсолютизма в XVII в. стало следствием победы феодально-консервативного дворянства над слабой немецкой буржуазией, а не результатом компромисса этих сил, как в других европейских странах. Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия. 24. Право средневековой Германии. В XI–XV вв. - отсутствие целостной национальной системы общегерманского права (многочисленные и разнообразные правовые уклады, относившиеся либо к отдельным территориям, либо к определенному кругу лиц.). Особенности: Политическая раздробленность Противоборство светского и канонического права. В разных судах использовались разные правовые нормы. В княжествах и в крупных городах имелись свои сборники уголовного и гражданского права. C ХIII в. осуществлялась попытки кодификации права в Германии и процесса формирования общегерманского права на основе рецепции римского частного права. + острое противоборство светского и канонического права, вызванное политическим противостоянием германских императоров и римских пап. Источники. Особой формой законодательства стали имперские «статусы мира», содержащие нормы, относящиеся к охране собственности и жизни подданных и определяющие санкции к их нарушителям. Они закрепляли уже существующую судебную практику, содержали новые правовые нормы, которые вошли затем в земельное законодательство. + обычное право германских племен. Обычное право вместе с указами правителей образовало так называемое «земское» право — «ландрехт». Туда входили как постановления о земском мире и привилегиях, так и общие для всего населения данной земли нормы, по которым оно судилось в судах графств и сотен. + частные правовые компиляции, действие которых выходило за рамки отдельных немецких земель. «Саксонское зерцало» (около 1230 г.) — сборник норм обычного права и судебной практики (Эйке фон Репгау). Он состоит из двух частей: земское право (нормы брачно-семейного, вещного, обязательственного, наследственного, а также уголовного права и процесса, рассчитанное на свободное, но неблагородное сословие); ленное право — определяющее порядок наследования земельных наделов, организацию судопроизводства, разрешение споров между сюзереном и вассалом и распространявшееся только на благородных, «свободных господ», высшую знать. Уголовные наказания по судебнику были весьма суровы. Закон строго охранял интересы крупных феодалов, знати. Оно закрепило ряд важнейших политико-правовых идей: идея божественного происхождения права и его непререкаемого авторитета в обществе. + Еще один сборник - «Швабское зерцало» (1273-1282). Городское право. Оно формировалось городскими судами, которые разрешали споры между хозяйствующими субъектами, а затем охватило своей юрисдикцией все городское население. Особой известностью пользовалось право Франкфурта, Любека, Магдебурга и др. Право г. Магдебурга было заимствовано другими 80 городами и излагалось уже в письменном виде в форме сборников норм городского права. Каноническое право. Оно регулировало вопросы организации и деятельности католической церкви и оказало большое влияние на развитие гражданского и семейного права. Римское право, которое в XVI в. было признано основным источником права империи. В применении римского права были заинтересованы и городские слои, на основе которых формировалась буржуазия, и большая часть феодалов, и сам император. Римское право освобождало собственность от многих феодальных ограничений. Поземельные отношения регламентировались ленным правом. Верховным собственником земли был император. В Германии выделялись свободные, благородные держания — имперские лены, которыми владели герцоги, маркграфы, пфальцграфы — непосредственные вассалы короля, а также свободные крестьянские держания — гуфы, которыми владели зажиточные крестьяне на условиях краткосрочной аренды. Семейное право. Семейные отношения носили сословный характер. Семья была патриархальной, основана на власти отца. Семейное право закрепляло режим общности имущества супругов, которым распоряжался муж, выступавший опекуном своей жены. Однако с прекращением брака в случае смерти мужа или развода жене выделялась «женская доля», имущество для пожизненного содержания, а также свадебный подарок мужа. В наследственном праве режим регулирования прав на имущество был различным в ленном и земском праве. В ленном праве использовался принцип майората, т. е. имущество переходило к старшему сыну. В земском праве наследство делилось в равных долях между всеми сыновьями. С рецепцией римского права возникла свобода завещания в Германии. Согласно воле завещателя, к принятию наследства могли призываться и не родственники, однако сохранялась обязательная доля законных наследников. Уголовное право. Общегерманского свод уголовного права — Каролина. Каролина — свод уголовных и уголовно-процессуальных законов, составлен по поручению императора Карла V, действующий источник права Германии (1532). Всего 219 статей, из них 77 относились к уголовному праву и 142 — к уголовно-процессуальному. Под преступлением понималось нарушение «королевского мира», посягательство на установленный правопорядок. Характеристика: Предусматривались основные группы преступлений. Степень виновности определялась наличием умысла или неосторожности. Основной целью наказания являлось устрашение. на преступление. Судопроизводство носило закрытый характер, использовалось письменное делопроизводство. Процесс делился на две стадии: предварительное расследование судебное разбирательство. устанавливался факт совершения преступления, собиралась информация о преступнике. проводился предварительный допрос обвиняемого, который заключался под стражу. собирались доказательства для осуждения преступника. Подробно допрашивались обвиняемый и свидетели. Среди доказательств основным считалось собственное признание обвиняемого. Поэтому к подозреваемому могла быть применена пытка. Следствие не ограничивалось временными рамками. На четвертой стадии — судебное заседание — выносился приговор. Он мог быть не только обвинительным или оправдательным, но мог «оставить в подозрении» обвиняемого. 25. Государство и право Византийской империи Периодизация: переход к стабильному управлению (IV—VII вв.); интенсивное развитие феодальных институтов (VII—XIII вв.); усиление феодальной раздробленности (XIII—XV вв.); падение Константинополя (1453). После Юстиниана наступил период перехода к феодально-сословному строю с уменьшением наполовину общей территории державы. В VIII—IX вв. возникает сильная централизованная власть, а особенности в эпоху иконоборчества (против почитания икон и мощей), когда феодальное закабаление крестьян сопровождалось конфискацией богатства церкви и монастырей. С этого периода выбор патриарха и некоторых епископов стал зависеть от усмотрения императора. После восстановления иконопочитания в 843 г. вплоть до XII в. происходит возвышение централизованного бюрократического аппарата государственной власти, контролировавшей многие сферы жизни подданных. В IX в. было восстановлено преподавание юриспруденции и философии. В XIII в. Византия переживает период децентрализации и упадка, особенно после 1204 г., когда она распадается на несколько государств. В 1261 г., после изгнания крестоносцев из Константинополя, империя восстанавливается, но уже не обретает прежнего величия и могущества. Централизованному управлению вновь препятствует феодальная раздробленность. Управление империей. В центре все управление сосредоточивалось вокруг императора — верховного военачальника, законодателя, судьи, к тому же раздающего титулы и должности. Функциональные полномочия чиновников, должности которых, подобно императорской, тоже не являлись наследственными, были типичными для самодержавно-бюрократического строя. Так, правитель столицы эпарх осуществлял высшую судебную власть в городе, ведал его снабжением и надзирал за деятельностью ремесленных и торговых коллегий. Замещение высших должностей сделалось привилегией сенаторской знати. Император, которого выбирала знать вместе с войском и наместниками провинций, управлял, как и римские императоры первых веков империи, с помощью Сената (совещательного органа по вопросам мира и войны под председательством эпарха — градоначальника столицы) и Государственного совета, работавшего под председательством квестора, ведавшего текущими административными вопросами и осуществлявшего судебные функции. Высшими должностными лицами, помимо императора, были префект (эпарх) столицы, начальник дворца, квестор, две магистратуры армии, два префекта преториев. Все должности подразделялись на несколько разрядов. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост. Иерархия чинов и титулов была приведена в систему в конце IX в. Почетные титулы, не передававшиеся по наследству, делились на четыре разряда, а затем каждый из них еще на строго определенное число рангов. Всего таких рангов было 18. Система рангов напоминала некоторые древние лестницы чинов, например в циньском Китае и отчасти в Египте и Шумере. Ряд должностных лиц (евнухи, спальничие) находились как бы наверху иерархии, нередко получали от монарха чрезвычайные полномочия и становились временщиками (правителями с диктаторскими полномочиями). Обожествлялся трон, место василевса, его ранг, а не сама личность или династия правителей. В провинциях власть подразделялась на две — гражданскую и военную. В первые века под воздействием почти ежегодных вторжений арабов армия была разделена на элитную экспедиционную гвардию и остальные корпуса, именуемые фемами. В этом случае каждый корпус возглавлял стратег (генерал), который обладал одновременно военной и гражданской властью над армейским округом. Фемные войска быстро превратились в территориальные армейские подразделения, и солдаты этих войск стали сборщиками налогов. Обеспечение армии устойчивым жалованьем-наживой привело к быстрому истощению ресурсов в районах ее размещения. Городская жизнь и торговля пришли в упадок. Налоги с населения составляли основную статью пополнения государственной казны помимо военной добычи и торговых сборов. Византия усваивала римское правовое наследие, а также многие политические учреждения и идеи в тот период, когда там действовало так называемое постклассическое римское право. Античность вплоть до III—IV вв. не знала кодификаций законов, опыт римлян в этой области был подхвачен в Византии. Первым и самым значительным собранием законов стал Свод Юстиниана, основополагающее значение которого сохранялось на всем протяжении истории византийского государства. Целью кодификации Юстиниана было составление свода действующих законов. Было создано кодифицированное собрание конституций (императорских установлений) предшествующего периода (в двух редакциях, соответственно 529 и 534 гг.), сборника «права юристов» (Дигесты) и учебной книги Институции, положениям и разъяснениям которой специальным указом была придана сила законодательного установления. Четвертую часть свода составили Новеллы (565) — императорские установления самого Юстиниана. Первая дополняющая кодификация - сборник «Эклога», подготовленный и изданный в 726 г. Был провозглашен принцип равенства перед судом вне зависимости от имущественной обеспеченности, было введено жалованье всему судебному персоналу из казны и установлена безвозмездность суда для лиц, привлеченных к участию в судебных тяжбах. Были введены такие составы преступлений, как нарушение святости алтаря и права церковного убежища, клятвопреступление и вероотступничество, разграбление и осквернение могил, а также прелюбодеяние и другие преступления против нравственности и семейного уклада жизни. Включен также уточненный перечень телесных и членовредительских наказаний: битье палками и плетью, отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки, ослепление, бритье головы, выжигание волос. Направлением смягчения судебных кар стало введение менее жестоких способов и процедур казни — с отказом от распятия, сожжения и т. п. Смертная казнь сохранялась за кровосмесительную связь с близкими родственниками или мужеложство, за умышленный поджог, за отравление с летальным исходом, колдовство, убийство, разбой, а также за некоторые ереси. В целом система наказаний Эклоги была нацелена на обеспечение справедливого возмездия и искупления вины, а также на предупреждение преступлений в будущем (наказание как средство устрашения). Дети до семи лет не считались субъектами преступлений. Состояние аффекта освобождало от наказания. Штраф предусматривался за укрытие раба, связь с рабыней, растление малолетних и изнасилование. + Сборник включал нормы семейного и брачного права, наследственного права, опеки и дарений наряду с регулированием договоров купли-продажи, найма или займа. Особые статьи регулировали статус рабов, крестьян-ополченцев (стратиотов), институт эмфитевсиса (земельных держаний). Впервые тщательно регулировались вопросы военного права, в том числе местного управления на базе военных округов (фемов) во главе со стратигами (генералами), сочетавшими военную власть с гражданской. Процесс был инквизиционный: допрос проводился отдельно для обвиняемых и свидетелей, применялись пытки. Представительство сторон исключалось. Свидетели отбирались по тщательно продуманной системе: не допускались несовершеннолетние, жены, наемные работники, слуги, бедные, сыновья за отцов. Все стадии оформлялись письменно, в том числе исковые заявления, свидетельские показания, приговор. В VIII—IX вв. действовали законы: Земледельческий закон - регулировал поземельные отношения в крестьянской общине: споры о границах земельных участков, последствия самовольной распашки чужой земли, споры о жеребьевке, подати и экстраординарные налоги. Кража или порча имущества влекла имущественную ответственность, но предусматривалась также мера устрашения — у вора или поджигателя чужого сарая отсекали руку, за поджог чужого гумна из чувства мести предавали смертной казни. Морской закон представлял собой запись морских правовых обычаев. В Европе он стал известен как Родосский закон, которым многие европейские страны пользовались с VII вплоть до XV в. Военный закон, который регулировал наказания для состоявших на военной службе лиц. Моисеев закон включал собрание выдержек из Пятикнижия, относящихся к морально-религиозным предписаниям и нормам социального поведения. 26. Общая характеристика государственно-правовых систем стран средневекового Востока. Древним обществам Востока присуща деспотическая форма государства: монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, который выступает единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, со всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. В некоторых древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась лишь советом знати, или народным собранием, или управляющимися большесемейными городскими общинами. Характерные черты восточной деспотии: соединение всех ветвей власти в одних руках верность традициям и обычаям огромное влияние религии коллективизм, общинность Характерной особенностью политической истории стран средневекового Востока, в частности центральной и дальневосточной Азии, стало устойчивое воспроизводство многоукладной экономики, слабое развитие самоуправления и отсутствие столь присущих европейскому феодализму крупных феодально-служилых или вотчинных землевладений. Здесь, напротив, основной формой зависимых отношений было подчинение земледельческих общин государственной власти при весьма низком уровне социального расслоения в среде земледельцев, что во многом способствовало устойчивости деспотических форм военно-бюрократического правления. Консерватизм и стабильность форм хозяйствования и быта содействовали сохранению традиционных форм права и морали, обновляемых только под воздействием перемен в области религиозных верований и ритуалов, что было связано прежде всего со становлением и распространением мировых религий — ислама, буддизма и христианства. Другим направлением перемен стало возникновение в среде кровно-родственных и родоплеменных общественных структур военно-кочевых государств с налогами, военно-административной системой и сакрализованной властью верховного правителя (кагана, хана, «императора») — источника всех законов и творца политики. Титул каган появился во второй половине III в. у сяньбийцев и постепенно заменил у народов Центральной Азии гуннский титул шаньюй. Каган со временем стал означать примерно то же, что у персов «царь царей» (шан-ан-шах), «император» у китайцев, а также нечто эквивалентное византийскому «базилевсу» и с теми же претензиями на универсальное политико-властное значение титула. Впоследствии титул кагана сменился на титул царя, хана. У правителя кочевого государства была подвижная ставка — кочующий центр государства. У скифских царей это был курень — поенный лагерь, окруженный телегами. В китайских источниках такой центр именуется словом в значении «ставка», «место пребывания» или в значении «ставка-юрта». Уйгурский каган имел ставку с названием «золотой шатер». В китайском государстве Ляо походные ставки государей именовались ордами, летние ставки имели специальное название. При монголах слово «орда» становится наименованием ставки хана, столицы государства. Ставки, по всей видимости, часто были связаны с местами зимовок, которые определялись (вместе с маршрутом следования к ним) верховным правителем кочевого государства. 27. Источники и институты мусульманского права на примере судебно-правовой системы Арабского халифата. Мусульманское право (шариат) - социально-нормативный свод различных по характеру, основанных на религиозных заповедях правил поведения (религиозные нормы-требования, совмещаемые с правилами нравственными, юридическими, этическими). Оно входит в ислам, санкционируется исламом, но тем не менее выступает и как автономное нормативное образование. Коран — первый источник мусульманского права. Само слово "коран" передается выражением "произносить речитативом". Коран содержит откровения, которые Аллах ниспослал Мохаммеду и которые пророк затем излагал. Коран делится на 114 глав (сур),состоящих из стихов (аятов). В первые годы после кончины пророка применяли 3 способа формулирования правил, если не находили их в тексте Корана: Прибегали к помощи "прецедентов", которыми стали считать "предания о словах и поступках пророка" (хадисы), собранные в Сунне. Обращались к древним обычаям Медины, из которых делал заимствования сам Мохаммед. обращались к собственному чувству справедливости. Однако последний способ, к которому был вынужден прибегать факих (законовед), был довольно быстро вытеснен Сунной. Вне Корана Сунна воспринималась как собрание слов и поступков (деяний) Мохаммеда и в расширительном значении как "свод обычаев и правил поведения древней общины... практика и теория мусульманского правоведения". Вскоре правоверные мусульмане, придерживающиеся Сунны, получили название "люди Сунны", сунниты. Со временем свод преданий (хадисов) был канонизирован и собран в 6ти сборниках, приспособленных к судебной практике. В эти сборники вошли нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебно-процессуального права, а также правила об отпущении рабов на волю и др. Больше значение имеют для права 5 основных обязанностей мусульманина ("аркан" — пять столпов веры): исповедание веры (глахад) — обращение в ислам и исповедание веры в то, что "нет Бога, кроме Аллаха, и Мохаммед посланец Его"; молитва (салят), которой предшествуют очистительные омовения. Дома молитва произносится 5 раз в день; месяц рамадан (саум) — верующий с восхода до заката солнца должен соблюдать пост и воздержание; милостыня (закят) — налог, который платят богатые, чтобы помочь бедным. Он именовался также очистительным налогом. Формально считалось, что закят (закат) идет в пользу бедных, фактически же он шел в пользу государства и потом перераспределялся, паломничество (хадж) — раз в жизни побывать в Мекке. К источникам права относится иджма— вначале толкуется как общее согласие мусульманской общины + фетва(решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам). На случай молчания первых источников или знатоков приносит решение юридических дел по аналогии, обозначаемое термином кияс. Личный статус. Полноправным статусом по шариату в той его части, которая относилась к юридическим началам, пользовались только мусульмане. Иноверцы (зиммии) занимали более низкое положение и облагались тяжелыми налогами. Было известно также ограничение дееспособности для малолетних, слабоумных, находящихся в состоянии опьянения. Мусульманкам запрещалось также выходить замуж за иноверца. Вещные права. Особая разновидность - вещи, которые не могли находиться в собственности мусульман: чистыевещи — воздух, море, пустыня, мечети нечистыевещи — вино, свинина, запретные книги. Имущественные права имели те, кто достиг совершеннолетия и находился в здравом уме. Факт достижения совершеннолетия удостоверялся судьей. Значительное количество земли, оросительных сооружений, источников пресной воды, оружия, драгоценностей и рабов находилось в распоряжении государства. Государственная земля сдавалась в аренду. Определенная часть принадлежала халифу и его семье на правах частной собственности. Крестьяне платили 2 налога — тяжелый поземельный налог (харадж) и подушный налог (джизъя). При взимании налогов дозволялось применять насилие — пытки, тюремное заключение и др. |