Главная страница

Билеты игпзс. 1. Предмет, периодизация и методология истории государства и права зарубежных стран


Скачать 0.52 Mb.
Название1. Предмет, периодизация и методология истории государства и права зарубежных стран
АнкорБилеты игпзс
Дата30.06.2020
Размер0.52 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIGPZS (4).docx
ТипДокументы
#133265
страница13 из 24
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24
Часть захваченных государственных земель предоставлялась за военную и государственную службу (икта). Владелец этой земли собирал подати с подвластного населения в свою пользу.

Особую разновидность собственности составил вакуф (вакф) — обычно недвижимое имущество, переданное собственником для каких-либо благотворительных целей (мечети, медресе и др.). Лицо, передавшее вакф, сохраняло за собой право управлятьи резервировать часть дохода для себя.

Обязательственные отношения. Всесторонней разработке подвергнуты договорные права. Обязательства из договоров делились на срочные и бессрочные, возмездные и безвозмездные, дву­сторонние и односторонние.

Ростовщичество осуждалось, но на практике имело место. Запрещалось обращать в рабство должника, но должника можно было привлечь к отработке долга. В отношении найма земли арендаторы на завоеванных терри­ториях обязывались платить тяжелый государственный налог.

Брак и семья. Заключение брака рассматривалось как торговая сделка с необходимым согласием сторон и значительным выкупом за невесту ее отцу.

Коран допускает иметь мужчине до 4х жен, но оговаривает это обязанностью предоставлять каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Любой из 4х браков мог быть расторгнут. Муж мог развестись без объяснения причин. Жена могла добиться развода только при содействии суда и при наличии оснований: муж имеет физические недо­статки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обра­щается с женой или не выделяет средств для ее содержания.

Наследственное право. Завещание не должно составляться в пользу законных наследников и превышать 1/3 имущества. При наследовании по закону за счет наследственной массы покрывались расходы, связанные с погребением, затем оплачивались долги. Первыми в списке получателей наследства стояли дети, затем братья, дяди.

Преступления и наказания. Особую группу составили пре­ступления против религии и общественного спокойствия. Отступление от ислама наказывалось смертной казнью с конфискацией имущества. Точно так же преследовались участники восстаний и сопротивляющиеся властям. Тяжким религиозным грехом считались разбой, кража, употребление вина, прелюбодеяние, умышленное убийство или смертельное поранение, которые по обычному праву влекли кровную месть; с появлением ислама стало возможным возмещать ущерб денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу.

Некоторые наказания носили особо жестокий и устрашающий характер. Смертная казнь обычно проводилась публично путем повешения или четвертования, а затем тело казненного выставля­ли на всеобщее обозрение и поругание. Применялось также утоп­ление и закапывание заживо в землю.

Суд и процесс. Судебный процесс носил обвинительно-состязательный харак­тер. Дела уголовные и гражданские рассматривались обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были вести свои дела сами, не прибегая к помощи адвокатов. Про­цесс судоговорения велся устно (потом стали вести протоколы по гражданским делам). Доказательства: признания ответчика, показания свидете­лей, клятвы. Дело должно было решаться в одно заседание.

Женщина при осуществлении наказания должна быть сокрыта под покрывалом. Мужчина наказывается в таком одеянии, которое не смягчало бы мучительности наказания.
28. Государство и право средневековой Японии.

В середине VII в, китайская модель администрации была скопирована в Японии. Ее две столицы Нара (710) и Киото (794) явились копиями столицы танского Китая — Шанхая. Из Китая был заимствован и буддизм.

В XII столетии прежняя административная структура была разрушена в ходе углубляющейся феодализации общества и борьбы враждующих княжеских кланов, которая закончилась только к началу XVII в., с приходом к власти дома Токугава, использовавшего систему военно-бюрократического правления во главе с сегуном и его правительством.

Этот режим правления просуществовал два с половиной века, вплоть до реформы периода Мэйдзи (1868), связанной с восстановлением традиционного для страны монархического правления. Заселение японских островов происходило в течение многих веков, если не тысячелетий, в результате чего имело место смешение в начале нашей эры монголоидных и маньчжурско-тунгусских племен с палеоазиатскими и малайскими.

Одной из этих племенных групп, ямато, удалось в III—IV вв. н. э. создать государство, основное население которого составили крестьяне, обложенные разными повинностями — продуктовой и денежной рентой, отработками и т. д. В городах возникли цехи и гильдии. Духовное влияние буддизма и конфуцианства происходило вначале при посредничестве Кореи.

С VI в. вместе с буддизмом возрастает влияние конфуцианства. В 604 г. принц Сётоку (Сётоку-тайси) излагает свои законы в виде Конституции 17 статей, где основные принципы правления изложены в духе буддизма и конфуцианства. Здесь зафиксирован принцип высшего суверенитета правителя и строгого подчинения младших старшему. Сётоку постоянно приглашает в Японию китайских и корейских монахов и ремесленников и посылает молодых японцев в Корею и Китай с целью приобщения к новому опыту и знаниям.

Затем происходит соперничество знатных родов за власть и влияние при царском дворе, которое завершается в 645 г. «переворотом Тайка». Группа аристократов во главе с принцем Наканооэ оттеснила влиятельный при дворе род Сога и провела назревшие к тому времени реформы («реформы Тайка»). Преобразования коснулись правительственного аппарата: создание должностей левого и правого министров, советника императора (им стал представитель могущественного дома Фудзивара), политических советников (ими стали монахи). Принц со временем (после 673 г.) принял титул тэнно (правитель, угодный Небу).

По указу 646 г. была произведена отмена частных земельных владений, а земли и люди объявлены государственными; введено административно-территориальное деление с губернаторами провинций и начальниками уездов; было предписано составление земельных реестров и подворной переписи лиц, получивших земельные наделы; введена унифицированная налоговая система, установлена новая система подачи судебных прошений. С появлением в 668 г. первого кодекса законов «О мире» и проведением в 670 г. первой переписи населения были заложены прочные основы централизованного государственного управления.

В 701 г. при императоре Момму началось составление нового кодекса «Тайхо рицуре», который состоял из двух частей, фактически двух кодексов «Тайхо рё» и «Тайхо рицу». Термин «рё» обозначает акты конституционного (общеустроительного) и административного назначения, а термин «рицу» — карательные и судебные установления.

Конституция Сётоку-тайси содержала поучения и предписания правителю, сановникам, назначенным чиновникам и народу. Идеи и призывы Конституции Сётоку-тайси нашли воплощение в последующем законодательстве, которое, как и легистские идеи в Китае, содействовали преодолению клановой раздробленности и становлению единого централизованного государства.

«Тайхо рё» представляет собой сборник 30 законоустановлений, регулирующих широкий спектр налоговых и трудовых повинностей, обязанностей должностных лиц, а также общих рекомендаций и установок на справедливое осуществление общественных обязанностей правителя и народа и на соблюдение традиционных моральноэтических требований.

«Тайхо рицу» регулирует преимущественно сферу управления, включая судебную. К наиболее тяжким преступлениям отнесены посягательства на носителей государственно-властных обязанностей, а также на родственников по восходящей линии.

Утверждается солидарная ответственность наряду с персонализированной должностной. Различается соучастие в исполнении преступных действий. Для привилегированных предусмотрено смягчение наказания. За разглашение государственной тайны полагалась каторга. Если сообщенные сведения малоценные и косвенные, виновнику полагалось наказание в 60 палок. Наказание розгами полагалось чиновникам за неявку на службу без уважительной причины (20 розог за каждый день прогула); 50 розог получали те чиновники, которые допустили ошибки в документах и петициях на имя государя. Строго каралось также пользование запрещенной литературой. К ней были причислены сочинения по астрономии, китайскому военному искусству, придворный семидневный календарь, гадательные книги (в последнем случае не все книги).

Сёгунат. Перемены наступают в XII в., к власти приходят сегуны — военные диктаторы, которые образуют свои правящие династии. На их правление приходится расцвет городов, ремесел и торговли, причем цехи и гильдии регулировали не только свою, но и общественную и личную жизнь своих сотоварищей.

Режим такого правления именовался бакуфу — «правительство в походной палатке», называемое также сёгунатом. Всего в истории было три сёгуната, когда правили представители трех династий сегунов со столицами в трех разных городах. На протяжении нескольких веков статус императора в качестве главы государства был номинальным, поскольку вся административная и судебная иерархия находилась под контролем сегуна — военачальника.

Император почти безвыездно жил в своем дворце, его лицезрели преимущественно прислуживавшие ему лица и близкие родственники. Обычно по достижении некоторого возраста государи отказывались от престола и проводили остаток дней в уединении и молитвах. Этому способствовала и буддийская традиция с ее поощрением удаления от мирских дел в уединенные монастырские общины. При попытке совершеннолетнего монарха вмешаться в политику его тем или иным способом устраняли. Власть сегуна переходила к сыну.
29. Особенности государства и права средневекового Китая.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ:

  1. Первая половина тысячелетия после падения Циньской династии (III в. н. э.) прошла в борьбе против варварских вторжений, от которых не спасала построенная Великая стена. Положение стабилизировалось в правление династии Тан (618—907) и сменившей ее династии Сун (907—1279). Именно в этот исторический период Китай стал местом высокого уровня процветания, социальной стабильности.

  2. Однако эта стабильность и процветание были нарушены и приостановлены очередной волной вторжений варварских племен из внутренних частей Азии. Все это завершилось монгольским господством (1280—1368), приведшим к истреблению нескольких десятков миллионов населения и опустошению земледельческих районов.

  3. Восстановление хозяйственной стабильности и достижение нового процветания приходятся на правление династии Мин (1368-1644).

Социальная структура:

  • благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегированные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - и от налогов.

  • добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей.

  • дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным' свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батраками, стражниками, слугами и т. д.

Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.

Государственный строй

Главой государства был император - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограниченные права.

При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств).

Первому канцлеру подчинялись:

  • ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников;

  • ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью;

  • ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов.

В ведении второго канцлера находились:

  • военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи;

  • ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;

  • ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных.

Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии.

Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра

Судоустройство

В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судебные дела рассматривались не только в судебных органах, но и в административных органах, выполняющих судебные функции.

На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV - XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей - выборный старейшина деревни.

Судебные дела в основном решались в уездных управах - ямынях. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством. Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где решения выносились от имени императора.

Право

Для средневекового Китая характерно появление династийных сводов законов (от основателя династии) + здесь практиковалось заимствование из предшествующего династийного законодательства (кодекс 1647 г. во многом воспроизводивший законодательство Минской династии).

Самыми разработанными кодификациями начального периода средневековья стали законы династии Тан (618—907) и династии Сун (907—1279). Династия монгольских правителей Юань (1280—1368) предпочла подражание издревле существующим порядкам и превратила в законы специально отобранные судебные прецеденты.

Исторически сложилось так, что уголовные (карательные) законы и своды законодательства получили в Китае наибольшее развитие. Однако и старые, и средневековые кодексы включали довольно широкий круг законов военных, гражданских и административных. Такое соотношение отраслей законодательной деятельности объясняется тем, что в Китае

Комплексный, многоотраслевой характер династийного законодательства проявил себя в минском кодексе XIV в. Все законы, изложенные в 460 статьях, собраны в 30 главах, но параллельно законы также подразделяются соответственно традиционным для Китая шести ведомствам, названия которых указывают одновременно на отраслевой характер законодательного регулирования. Законы подразделяются на законы по ведомству чинов, ведомству финансов, ведомству церемоний, военному ведомству, ведомству наказаний и ведомству работ. «Ведомственным» разделам кодекса предпослано вступление из 47 статей, названное «Меры наказаний и принципы применения законов», что дает основание отнести способ построения кодекса к разновидности, именуемой в европейской традиции пандектной системой изложения законов (вначале излагаются общие принципы и определения, а затем нормы законоположений по отраслям или областям регулирования).

+ обычное право, для которого характерно использование принципа равновозмездности либо откупа от наказания (композиции) и изгнания преступника из рода-племени (атимия).

Со времени династии Тан собрания законов разной силы и степени важности подразделялись на четыре группы: люй, лин, кэ и ши. Законы «люй» фиксировали преступления и содержали точные меры наказания. Законы «лин» обеспечивали процесс властного администрирования в обществе и государстве путем установления правил и образцов, а также предписаний для взаимоотношений между «благородными» и «презираемыми», а также между знатными и низкорожденными. Законы «кэ» и «ши» также относились к области административных отношений в пределах административно-властного управления ведомств. Они регулировали правила награждения, субординации, а также правила и инструкции, относящиеся к внутреннему распорядку.

Танский уголовный кодекс (653 г., обнародование состоялось только в 737 г).

Структура: 502 статьи были собраны в 30 глав (цзюаней), которые сведены в 12 тематических разделов

+ «указное право» императоров, которое затем в виде кратких записей решений и постановлений с добавлениями составляло особый жанр законодательствования и специфический источник права — собрание указов («чи»), или китайскую разновидность прецедентного императорского права.

Вывод: Средневековое китайское законодательство обладало такими особенностями перехода от обычного права к законам + особенность династийного законодательства - допущение того, что эффективность государственной системы контроля и регулирования возможна только на основе сочетания и взаимодействия моральных норм.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24


написать администратору сайта