Главная страница
Навигация по странице:

  • Г. Цебаллосом-Ласкурейном в 1980 г

  • Всемирной туристской организацией (ВТО)

  • В немецкоязычных

  • что Германия

  • 29. МКС Киевская Русь Киевская Русь

  • Софийский собор в полоцке и новгороде

  • Развіццё старабеларускай мовы, літаратуры, летапісання.

  • Пачатак Адраджэння на Беларусі. Узнікненне кнігадрукавання. Фран-цыск Скарына і Мікола Гусоўскі.

  • 32. МКС РП сярэдзіны ХУІ-ХУШ ст.:Асвета і кнігадрукаванне.

  • Бібліятэчная і архіўная справа.

  • Тэатр і музыка

  • 33. МКС Бел. в составе Рус. Империи

  • 1. Приоритетные направления гос политики в сфере культуры


    Скачать 0.76 Mb.
    Название1. Приоритетные направления гос политики в сфере культуры
    АнкорMKS_gos.doc
    Дата11.09.2018
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаMKS_gos.doc
    ТипДокументы
    #24398
    страница6 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    28. Развитие экотуризма в странах Зап Европы

    Первое определение было дано Г. Цебаллосом-Ласкурейном в 1980 г. Экологический туризм — это путешествие в относительно нетронутые или незагрязненные природные территории со специфической целью обучения, восхищения и получения наслаждения от созерцания природы, пейзажей, растений и диких животных, а также изучения культурных особенностей этих территорий.

    Определение, принятое Всемирной туристской организацией (ВТО), гласит: "Экотуризм включает все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе".

    Критерии (или свойства),  экологический туризм должен быть: 1) основанным на использовании преимущественно природных ресурсов; 2) минимизирующим ущерб природной и социально-культурной среде; 3) ориентированным на экологическое просвещение и образование; 4) обеспечивающим устойчивое экономическое и социальное развитие, а также культурное и экологическое благополучие местного населения тех районов, где он осуществляется.

    пять основных принципов экологического туризма

    1. использование экологичного транспорта - велосипедов, безмоторных лодок, парапланов и т.п. или экологичного вида топлива; 2. организацию привалов, туалетов, костров, приготовление пищи (из экологически чистых местных продуктов) в строго отведенных для этого местах; 3. грамотную утилизацию мусора (мусор не выбрасывают на маршруте, а собирают, после чего он поступает на специальную переработку); 4. привлечение туристов для решения местных экологических проблем (сбор мусора и др.); 5. сбор грибов, ягод, лекарственных растений, любых природных сувениров только в разрешенных зонах; 6. осуществление строительства мест отдыха - приютов, хижин, гостиниц, кемпингов и т.п. из экологически безвредных материалов и так, чтобы не нарушить нормальное экологическое развитие окрестного ландшафта.

    Сельский туризм в Европе приобрел популярность в 70-х годах, когда экология крупных городов заметно ухудшилась, жизнь приобрела другой ритм и, как следствие городских жителей стало одолевать постоянный стрессы и усталость. Курорты уже успели поднадоесть, и людей потянуло к корням, к традициям, к красоте и простоте природы. Первыми кто начал практиковать этот вид отдыха оказались Франция, Италия, Австрия, Великобритания. Сегодня в деревню на отдых только в Европе, устремляются 60 миллионов человек в год. И надо отметить, что нередко любители такого отдыха едут отдыхать из более развитых странах в менее развитые. 

    Зеленый сельский туризм, особенно популярный в США и странах Западной Европы,— отдых в сельской местности (в деревнях, на хуторах, в удобных крестьянских домах). Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни среди природы, знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями.
    "Зеленый" туризм" (green tourism) подразумевает применение в туристической индустрии экологичных методов и технологий. 
    В немецкоязычных странах прилагательное "экологический" употребляется весьма редко и в определениях "зеленых" отраслей туризма практически не используется. Там наиболее широкое распространение получил термин "мягкий туризм" или "экологически и социально ответственный туризм".

     Поскольку главное, что привлекает туристов —это дикая, без следов вмешательства человека, природа, экотуристы менее других требовательны к комфорту. Хотя некая базовая инфраструктура и набор услуг им, безусловно, необходимы, экотуристы не нуждаются в размещении, питании и развлечениях по западным стандартам роскоши. Они охотно употребляют блюда местной кухни, пользуются услугами местных жителей, с большим интересом относятся к местным условиям и обычаям.

    Несмотря на то, что Германия густо заселена, здесь очень развит экологический туризм.В Динкельсбюле совершенно отсутствует индустрия, а есть только мелкие ремесленные лавочки. Сам город ограждён стеной. В стене есть только пять проходов-ворот, которые закрываются на большие праздники . Вокруг стену окружает ров с водой, где водится разнообразная рыба. Раз в год вся рыба вылавливается и выставляется на улицах города в больших аквариумах, её можно свободно купить.


    29. МКС Киевская Русь

    Киевская Русь, раннефеодальное государство 9 — начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе в результате объединения восточнославянских племен, древним культурным центром которых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе.  Для белорусских земель это был период дальнейшего развития производительных сил, укрепления раннефеодальных княжеств, особенно Полоцкого, увеличения торговли, развития культуры, возникновения городов.

    Богатая и разносторонняя культура Киевская Русь явилась основой для последующего развития культур русского, украинского и белорусского народов.

    Русь имела тесные контакты с народами Центральной и Северной Европы, в ней преобладали именно византийские влияния. Большое значение в судьбе Древней Руси, в том числе и ее западных земель, имело принятие в X в. христианства. Оно способствовало развитию общественных отношений, подъему культуры, письменности, укреплению международных связей. Наиболее ярко они проявились в культуре Полоцкой земли, где уже в начале XII в. сложились самобытные школы зодчества, живописи, пластики, декоративно-прикладного искусства, которые не имеют аналогов в других землях Древней Руси. Местные мастера творчески переосмысливали лучшие достижения мирового искусства, создавали благоприятные условия для развития самобытных черт, которые позднее, в период формирования белорусской народности, проявились особенно отчетливо.

    В 988 году князь Владимир=крещение. Язычество начало свой долгий путь слияния с христианством. Служители древней религии волхвы упоминаются летописями еще в ХII веке как организаторы Киевского восстания 1113 года.

    Принятие христианства имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилось теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

    Для русского народа принятие христианства означало в то время приобщение к многовековой и высокой культуре Византии. музыка, живопись, в значительной мере архитектура и почти вся литература Киевской Руси находились в орбите именно христианской мысли.: церковное пение, церковная литература, летопись, житие, слово=рассказать о том как украшали шикарно..

    Во второй половине IХ создается славянская письменность на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Братья Кирилл ( 827-869гг.) и Мефодий ( 815-885 гг.) прибыли из Византии по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 году. Договор 911 года между Олегом и Византией уже был написан на двух языках - греческом и славянском. О довольно широком распространении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют летописи и археологические находки, относящиеся к Х1 веку, а так же многочисленные новгородские берестяные грамоты.

    Под большим воздействием церкви находился другой вид древнего искусства - архитектура. С приходом на Русь христианства широко начинается строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Отсутствие собственной традиции каменно – кирпичной архитектуры и собственных мастеров привело к тому, что строительство в Киеве на ранней его стадии было целиком в руках приезжих греческих зодчих.

    Софийский собор в полоцке и новгороде - памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Во внутренних помещениях собора сохранились мозаики, мозаичным был и пол. Многие фрески написаны на русские сюжеты. Изображены семья Ярослава Мудрого, а так же бытовые сцены: скоморошные пляски, борьба ряженых, охота на медведя.


    30. МКС ВКЛ

    Беларуская культура другой паловы XIII - першай паловы XVI ст. развівала-ся на аснове засвойвання багатых традыцый высокаразвітых візантыйскай і старажытнарускай культур, пад уздзеяннем мясцовых прыроднагеаграфічных і кліматычных умоў, а таксама сацыяльнаэканамічнага і грамадскапалітычнага ладу Вялікага княства Літоўскага. Закладваўся падмурак для развіцця ўласна беларускай мовы, літаратуры, летапісання, кнігадрукавання, музыкі, архітэктуры, выяўленча-га мастацтва.

    Адной з крыніц фарміравання самабытнай беларускай культуры быў фаль-клор.

    Панавала ідэалогія класа феадалаў пры духоўнай дыктатуры царквы. Культурныя здабыткі з'яўляліся прывілеяй вышэйшых саслоўяў. Так, пісьменнасць была распаўсюджана ў асноўным толькі сярод класа феадалаў, школы існавалі пераважна пры кляштарах і цэрквах і былі мала даступныя народу. У ХУ-ХУІ стст. фарміруюцца і ўзбагачаюцца буйныя царкоў-на-манастырскія і прыватныя бібліятэкі, якія абслугоўваюць у асноўным прад-стаўнікоў вышэйшых саслоўяў грамадства. Выгаднае геаграфічнае становішча Беларусі абумовіла яе ролю культур-нага пасрэдніка паміж праваслаўным Усходам і каталіцкім Захадам. Кантакты з За-ходняй Еўропай прывялі да ўзнікнення новых з'яў у беларускай культуры. У бела-рускую мову пранікаюць новыя словы, літаратура ўзбагачаецца перакладнымі творамі, у архітэктуры і мастацтве назіраюцца элементы заходнееўрапейскіх мас-тацкіх стыляў.

    Развіццё старабеларускай мовы, літаратуры, летапісання. У ХІП-ХУІ стст. на Беларусі па-ранейшаму шырока распаўсюджвалася цар-коўна-рэлігійная літаратура з яе асноўнымі жанрамі. Гэта - кнігі Бібліі, жыціі свя-тых, апокрыфы. Творы былі перакладныя ці арыгінальныя. Кірылам Тураўскім.. «Хаджэнне ў Царград і Іерусалім» Ігната Смаляніна. Яго апісанне падарожжаў мела важнае пазнавальнае значэнне. Сярод свецкіх літаратурных твораў асаблівай папулярнасцю карысталіся такія пе-ракладныя рэчы, як «Александрыя», «Троя», «Трыстан і Ізольда».

    Пачатак Адраджэння на Беларусі. Узнікненне кнігадрукавання. Фран-цыск Скарына і Мікола Гусоўскі. Вялікія геаграфічныя адкрыцці, з'яўленне кнігадрукавання, развіццё навукі і тэхнікі прывялі да ўзнікнення новай, пераважна свецкай культуры. На гэтай аснове сфарміраваўся гуманістычны светапогляд. Характэрнай рысай эпохі Адраджэння быў працэс фарміравання народных моў літаральна ва ўсіх еўрапей-скіх краінах, станаўлення і развіцця нацыянальных культур.

    У канцы XV - пачатку XVI ст. склаліся эканамічныя, сацыяльныя і палі-тычныя перадумовы Рэнесансу на Беларусі: рост гарадоў, фарміраванне белару-скай народнасці, ажыўленне грамадска-палітычнай дзейнасці і нацыянальна-класавай барацьбы, секулярызацыя духоўнага жыцця і пашырэнне міжнарод-ных узаемасувязей.

    Францыск Скарына (каля 1490 -каля 1551). Ён нарадзіўся ў Полацку. ў Празе, Ф.Скары-на пры дапамозе заможных віленскіх і полацкіх мяшчан заснаваў друкарню. За няпоўныя тры гады ён пераклаў, пракаменціраваў і падрыхтаваў да друку 23 кнігі Бібліі. 6 жніўня 1517 г. выйшла з друку першая кніга- «Псалтыр». Ф.Ска-рына меў намер выдаць усю Біблію, аб чым сведчаць агульны тытульны ліст, прадмовы да ўсяго выдання. Аднак гэта задумка засталася незавершанай.

    У 1520 г. Ф.Скарына пакінуў Прагу і пераехаў у Вільню, дзе адкрыў першую на сваёй радзіме друкарню. У 1522 г. выйшла ў свет «Малая падарожная кніжка» -зборнік рэлігійных і свецкіх твораў. Ф.Скарына вьіступіў у якасці стваральніка новага літаратурнага жанру –прадмовы. Дзе адлюстроўваліся яго грамадска-палітычныя, прававыя, эстэтычныя, мовазнаўчыя і педагагічныя погляды. Коратка і лаканічна пераказва-ючы змест твораў, прадмовы Ф.Скарыны сталі класічнымі ўзорамі ў гэтым жанры беларускай літаратуры, паслужылі прыкладам для беларускіх пісьменнікаў XVI-XVII стст.

    Згодна з гуманістычнымі традыцыямі акрамя сакральнага зместу Ф.Скары-на бачыў у біблейскіх кнігах крыніцу для набыцця ведаў па гісторыі, геаграфіі, ас-траноміі. Ф.Скарына вядомы не толькі як беларускі і ўсходнеславянскі першадрукар і асветнік, але і як вучоны і грамадскі дзеяч эпохі Адраджэння. Яго палітычным ідэалам з'яўлялася асвечаная, гуманная і моцная манархічная ўлада.Дзейнасць Ф.Скарыны аказала дабратворны ўплыў на кнігадрукаванне і асвету ў пазнейшыя эпохі, садзейнічала развіццю філалогіі, батанікі, медыцыны, павышэнню культурнага ўзроўню беларускага насельніцтва.

    31. МКС 16в.

    16 век - расцвет белоруской культуры- золотой век. сложное политическое положение ВКЛ из-за левонской войны. образовывается РП. Особенности: на территории РБ прошла реформация и контрреформация. Реформация принесла протестантизм, который проникнув в культуру повлиял на расцвет книгопечатания, просвещения, свободомыслия духовной жизни. например: Сымон Будны (1530-1593) упершыню ў сусветнай літаратуры выдаў Евангелле (1574) з прадмовай, каментарыямі і заўвагамі, у якіх спрабаваў даць радыкальную рацыяналістычную крытыку кніг Новага Запавету. Работал на Брестской типографии, выпускались книги не только для РБ но и для Польши, и западной Европы напольском и латинском языках соответственно. Появилось много школ, идеи западноевропейских гуманистов. Коллегиумы: были в 11 городах рб: полоцк, слоним, орша... Академии: Виленская и Полоцкая.

    + упомянуть про Cкарыну

    книгопечатание

    странствия скарыны

    про то что нам там завозили и учили всяким методикам печатания + в школах преподавали иностр языки


    32. МКС РП

    сярэдзіны ХУІ-ХУШ ст.:

    Асвета і кнігадрукаванне. XVI ст. прынесла змены ў асветніцкую і школь-ную справу Беларусі. Разам з развіццём прагрэсіўных традыцый Старажытнай Русі на асвету пашыраецца ўплыў рэнесансавага гуманізму. На тэрыторыі Бела-русі з'яўляюцца найболып перадавыя для таго часу пратэстанцкія і брацкія шко-лы. Яскравым прыкладам кальвінісцкай школы на Беларусі быў Слуцкі ліцэй, засна-ваны ў 1617 г. У ліцэі вывучаліся галоўным чынам гуманітар-ныя навукі - лацінская, грэчаская, старажытнаяўрэйская, польская, нямецкая мо-вы і літаратуры, рыторыка, гісторыя, логіка, правазнаўства, матэматыка, фізіка. найболын здольныя вучни накіроўваліся ва універсітэты Германіі, Англіі, Італіі.

    Арыянскімі абшчынамі былі заснаваны школы ў Іўі, Клецку, Нясвіжы, Койданаве, Любчы, Лоску, Навагрудку і іншых гарадах і мястэчках. Брацкія школы з'яўляліся цэнтрамі не толькі асветы, але і кнігадрукавання. Брацкія друкарні ў Вільні, Еўі (каля Вільні), Куцейне і Магілёве выдавалі боль-шасць кніг богаслужэбнага зместу. Значную ролю ў распаўсюджванні навуковых ведаў адыграла Гродзенская медыцынская школа, заснаваная Антоніем Тызенгаўзам. Узначальваў яе ў 1775 г. французскі ўрач і натураліст Ж.Э.Жылібер. Ён стварыў пры школе прыро-дазнаўчы кабінет, аптэку, анатамічны тэатр і батанічны сад, выдаў два тамы фун-даментальнай працы «Літоўская флора» (1781).

    Бібліятэчная і архіўная справа. Багацейшай у Рэчы Паспалітай з'яўлялася Нясвіжская бібліятэка Радзівілаў, заснаваная ў 1600 г. У бібліятэцы налічвалася больш за 20 тыс. тамоў кніг амаль на ўсіх еўрапейскіх мовах. Разам з рэдкімі і старажытнымі кнігамі, творамі антычных паэтаў і У 1772 г. бібліятэка была канфіскавана іперавезена ў Пецярбург. Па загаду Кацярыны II яе перадалі Акадэміі навук 14 892 кнігі, без уліку гравюр, карт і нот .

    Літаратура. відам і жанрам: публіцыстыцы, гісторыка-мемуарнай літара-туры, палітычнай сатыры, паэзіі. Беларуская рэфармацыя і контррэфармацыя вылучылі плеяду публіцыстаў: С.Буднага, В.Цяпінскага, П.Скаргу, І.Пацея, М.Сматрыцкага, Х.Філалета, Л.Кар-повіча, братоў Зізаніяў, А.Філіповіча і інш.

    Сымон Будны (1530-1593) упершыню ў сусветнай літаратуры выдаў Еван-гелле (1574) з прадмовай, каментарыямі і заўвагамі, у якіх спрабаваў даць рады-кальную рацыяналістычную крытыку кніг Новага Запавету.

    Васіль Цяпінскі (1540-1600) у прадмоведа Евангелля, якое ён выдаў (каля 1570 г.) на беларускай мове, крытыкаваў палітыку акаталічвання беларускага народа, выступаў за развіццё беларускай мовы, перабудову асветы і набліжэнне яе да працоўных мас, быў прыхільнікам збліжэння славянскіх народаў, падкрэсліваў іх гістарычную і моўную роднасць, значэнне іх культурнай спадчыны..

    Мялецій Сматрыцкі М.Сматрыцкі вучыўся на філасофскім факультэце Віленскай езуіцкай акадэміі, слухаў лекцыі ў Лейпцыгскім, Вітэнбергскім, Нюрнбергскім універсітэтах. Нам ён вядомы больш як аўтар славутай «Граматыкі», якую М.Ламаносаў назваў «вратамі» сваёй вучонасці.

    Тэатр і музыка з'явіўся школьны тэатр, дзе перад пачаткам п'ес на гістарычныя і біблейскія тэмы, а таксама ў антрактах і пасля спектакляў разыгрываліся інтэрмедыі - пантамімы, танцы, кароценькія п'ескі або сцэнкі, найчасцей камічнага зместу. бат-лейка. прыгонны тэатр. Многія беларускія магнаты: Радзівілы, Храптовічы, Агінскія, Тышкевічы, Сапегі, Тызенгаўзы і інш., імкнучыся да раскошы, запрашалі для пабудовы сваіх маёнткаў і іх упрыгажэння лепшых айчынных і замежных дойлідаў, мастакоў, майстроў садова-паркавага мастацтва.


    33. МКС Бел. в составе Рус. Империи

    После 3-ёх разделов Речи Пос-й бел. земли были присоединены к Российской империи: Факторы влияния на МКС в период Российской империи: 1. Имущество костелов оставалось нетронутым, но крестить в свою веру не разрешалось (Москва третьи Рим), 2. 1773 год – белорусская римско-католическая епархия (по указу Екатерины II), 3. Граница еврейской оседлости (1794 год), 4. Администрация на белорусских землях по российскому узору, 5. Война с Наполеоном (1812 год): на волнах романтизма в Западной Европе услышали о белорусах. На это повлиял тот факт, когда через территорию Беларуси вначале на восток, потом на запад прошло много образованных людей, которые служили в армии французского императора, а затем, после окончания военных баталий, делились увиденным. Если ранее Беларусь по вине польских и русских ассимиляторов бала практически оторвана от европейской цивилизации, теперь Европе стала больше известна история, этнографично-фольклорные особенности восточнославянского народа. Соответственным образом и белорусы знакомились с особенностями европейской культуры; 6. Процесс разложения феодально-крепостного строя, 7. 1832 год – «Личный комитет по делам западных губерний», который должен был разрабатывать и осуществлять план расширения российского дворянского землевладения и соответственные меры в области просвещения, суда, культуры; 8. Борьба с польскостью в восточной части Беларуси: засланные чиновники, которые являлись проводниками русской культуры и языка; 9. 1839 год – объединение униатской церкви с православной, чтобы ослабить польско-католическое воздействие на белорусское население, 10. Присоединить белорусские хозяйства к российской хозяйственной системе с её широким рынком сбыта, что содействовало увеличению торговли, промышленности, строительству новых дорог и каналов – процесс русификации и игнорирование национальных особенностей белорусов (1840 год указ Николая I о запрете употребления термина «Беларусь»)

    Но! Присоединение к Рос. ипм. Объективно играло и положительную роль: 1803 годшкольная реформа в Беларуси: создание гимназий, влияние Виленского университета, но не смотря на то, что в университете язык обучения был не белорусский и не литовский, а польский, но его професорско-преподавательский состав умел пробудить в белорусских и литовских студентах уважение к своему культурному наследию. Тогда, в 20-ые гг. возникли тайные общества филоматов (А. Мицкевич, Я. Чачот) и филаретов; в 1836 году преподавание всех учебных предметов было переведено на русский язык, польский язык был исключён из программы. Просвещение начало строиться по принципам «православие, самодержавие, народность». Правительство отменяло существование самостоятельного белорусского языка, который считался диалектом русского или польского.

    Отмена крепостного права (1861 год): события, которые свидетельствуют о преобразовании белорусской народности в белорусскую нацию (исторически устойчивое сообщество людей), Разложение классов-сословий феодального общества в капиталистическое (помещики и крестьяне в буржуазию и пролетариат соответственно), Тесная связь с общедемократическим подъемом, подъемом национального самосознания белорусов, стремление к свободе и равенству, Связь белорусской культуры, конечно же, с русским, а также украинским, польским, литовским народами, Политика русификации со стороны царской власти, что считали Беларусь отраслью русских, Отсутствие автономии белорусов .

    Все факторы повлияли на развитие культурных связей на территории современной Беларуси в период её вхождения в состав Российской империи.


    написать администратору сайта