1. Приоритетные направления гос политики в сфере культуры
Скачать 0.76 Mb.
|
9. Механизмы финансирования организаций культуры в РБ. Можно выдел. 3 источника финансир. организаций социально-культурной сферы: привлеченные средства: благотворительные ср-ва, спонсорские ср-ва, гранты, членские взносы, резервные взносы, заемные ср-ва, кредиты; Гос ср-ва: прямое финансирование (содержание гос. сети учреждений, программы), финансир. потребителя, косвенное финансирование; Собственные ср-ва: доходы от основн. деятельности, доходы от предпринимат. деятельности. В наст. время основой гос. гарантий сохранения, развития, распространения культуры в РБ остается бюджетное финансир. По отношению к общим расходам местных бюджетов расходы на культуру составл. 4 - 5%. В целом склад. след. соотношение общих расходов: за счет республиканского бюджета - 20%, местных – 80%. Законодательно разрешены дополнит. источники финансир. деятельности учрежд. культуры (доходы от предпринимат. деятельности, кредиты банков, добровольные пожертвования, др.). Гос. финансир. культуры направл. на сохран. историко-культ. наследия и дальнейшее развит. культуры, созд. условий для всестороннего развития личности, роста ее творч. инициативы, духовных, эстетич. потребностей. Созданы и функционир.: фонд Президента РБ по поддержке культуры и ис-ва, специальный фонд по поддержке талантливой молодежи. За годы деятельности указанного фонда более 1000 молодых талантов получ. финансовую поддержку, 725 лауреатов республик. и междунар. конкурсов стали стипендиатами, кот. продолжают учиться в учреждениях образования ис-ва и культуры, работают в отрасли, стали проф. музыкантами, артистами балета, художниками, кинематографистами. Из средств фонда Президента РБ по поддержке культуры и ис-ва финансир. выплата ежегодно вручаемых специальных премий Президента РБ «За духовное возрождение». Из республик. бюджета финансир. междунар. театральные фестивали «Золотой витязь», «Белая Вежа», Дни культуры РБ в странах СНГ, Дни культуры Российской Федерации в РБ, междунар. конкурс пианистов, конкурсы «Евровидение» и др. Гос. целевое финансир. крупных культурн. акций, проектов позвол. обеспечивать проведение общественно-политич. мероприятий, кот. подним. престиж гос-ва: междунар. фестиваля «Славянский базар» в Витебске, междунар. фестиваля «Золотой шлягер» и др. Для финансирования культуры созд. республик. фонд финансир. культуры, а также фонды финансир. культуры местных Советов народных депутатов. Источниками формир. фондов финансир. культуры явл.: благотворительные поступления от предприятий, учреждений, организаций всех видов собственности, прибыль от проведения специальных лотерей, аукционов, выставок; благотворительные поступления от общественных организаций, от граждан; поступления от продажи, приобретения ценных бумаг, выпускаемых фондом. Гос-во устанавл. гарантир. долю бюджетных средств на развитие ис-ва и культуры в размере не менее 3 процентов от общей суммы Гос бюджета РБ. Для финансир. видов ис-ва и направлений культ. деятельности в составе фондов финансирования культуры могут созд. спец. фонды (театра, музыки, кино, изобразительного искусства). Распредел. ср-в фонда финансир. культуры осуществл. в соответствии с положением о фонде, утвержд. Советом Министров РБ. Деятельность фондов финансир. культуры местных Советов народных депутатов утверждается соответствующими местными Советами. | 10. Фандрайзинг в контексте деятельности учреждений культуры. Фандрайзинг– целенаправл. систематич. поиск спонсорских (или иных) ср-в для осуществл. социально значимых мероприятий (проектов, программ, акций) и поддержки тех или иных институтов. Может осуществляться как бизнес, благотворительная или спонсорская деятельность. Термин «фандрайзинг» был заимствован из США, где он используется уже многие десятилетия преимуществ. в области привлеч. финансир. в так назыв. 3 сектор. Третий сектор США, развив. с к XIX - нач. XX вв. и функционир. наряду с частным и гос сектором, объед. некоммерч. негос. организации, для кот. осн. целью деятельности явл. не получение прибыли, а решение различн. соц. задач, игнорируемых частным и гос. сектором. Каждая фандрайзинговая кампания имеет строго определ. задачи, в соответствии с кот. выдел. 2 осн. вида фандрайзинга: Проектный - задачи фандрайзинга свод. к поступлению конкр. средств под реализацию проектов. Данный вид явл. наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой организации культуры, так и для финансирующей стороны. Это объясняется наличием четко определенных целей использования ср-в, возможностью привлечения значительных финанс. источников при низких расходах на фандрайзинг, а также получ. коммерч. выгод от финансир. проекта. Оперативный - направление привлеченных ср-в на покрытие текущих расходов. Оперативный фандрайзинг явл. наименее эффективной формой привлечения ср-в в организацию культуры, т.к. поступающ. ср-ва не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Они могут идти на выплату зар.платы, покрытие коммунальных, матер. расходов, вследствие чего сниж. заинтересованность вкладчиков в подобном финансировании. Чаще всего оперативный фандрайзинг примен. организациями культуры, наход. в критич. финансовом положении. Проведение долгосрочных, крупномасштабных фандрайзинговых кампаний создало спрос на новых специалистов- фандрайзеров, предоставляющих услуги в области привлечения ср-в. Задачами фандрайзера явл. анализ рынка доноров, определ. совместных интересов доноров и некоммерч. организации, разработка системы привилегий для доноров, методов привлечения ср-в, непосредственная организ. фандрейзинговой кампании. Можно говорить о 4 осн. группах доноров и жертвователей ср- в, к кот. могут обращаться фандрайзеры: гос и межгосударственные организации и инстанции (отечественные, зарубежные): госзаказ, гранты, целевое выделение средств; коммерческая сфера, включ. банковскую, промышл., торговую, сферу услуг; спонсорская, благотворительная помощь деньгами, услугами, информацией; некоммерческая сфера, прежде всего – благотворит. фонды (отечественные, заруб., междунар.); частные лица. Общие этапы проведения фандрайзинга: 1 Планирование: выбрать задачу для решения, установить врем. рамки; собрать информацию о потенц. спонсорах, продумать аргументацию для каждого из них; анализ мотивов потенц. спонсоров; анализ прошлого опыта сбора ср-в, определ. своих сторонников, к кот. надо обратиться в первую очередь, ранжирование по вероятности получ. положит. ответа; подготовка материалов (инструментов фандрайзинга) для представления контрибуторам (письма запросы, заявки, пресс-релизы, партнерские проекты, ящики для сбора пожертвований); согласование внутри организации методов сбора ср-в; организ. работы помощников, обеспеч. их информацией, инструментами, др. необход. ср-ми; установл. порядка контроля за поступл. средств. 2 Реализация: выбор методов проведения фандрейзинга (рекламн. кампании, телефандрайзинг – обращение по телефону, факсу, индивидуальный фандрайзинг – личная беседа при встрече, солофандрайзинг - поддержка влиятельных, известных лиц, полифандрайзинг – бесплатные приглашения на мероприятия, презентации и др.); установл. ответственности за проведение фандрайзинга; выделение ср-в на реализацию фандрайзинга. 3 Контроль: осуществл. контроля за ходом реализ. фандрайзинга; корректировка планов с учетом произошедших изменений. 4 Анализ: определ. эффективности этапа планирования; анализ эффективн. этапа реализации; оценка эффективн. конечных результатов. | 11. Финансовый менеджмент: основы и содержание. Фин. менеджмент представл. собой управление финанс. ресурсами организации в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальн. прибыли. Это управление системой экономич. отношений по поводу образования, распростран., использов. фондов денежных ср-в. В др. значении, это управл. денежными ср-ми предприятия. Стратегический менеджмент: работа, нацеленная на реализацию долгосрочных перспективных решений в области управления капиталом. Тактический фин. менеджмент: форма управления процессом формир. и использ. фондов ден. ср-в, совершения текущих платежей, расчётов. Оперативный фин. менеджмент.: это оперативное управл. денежной наличностью. Цель фин. менеджмента: выработка решений для обеспеч. максимизации рыночной стоимости бизнеса, прибыли предприятия. Задачи: формир. достаточного объема фин. ресурсов для предприятия, эффективное использов. фин. ресурсов; оптимизация денежного оборота, расчетной политики предприятия; максимизация прибыли при допустимом уровне фин. риска; обеспеч. фин. устойчивости, платежеспособности. 2 группы объектов фин. менеджмента: 1. активы и капитал предприятия; денежные потоки предприятия; фин. ресурсы; реальные и фин. инвестиции; риски. 2 фин. отношения. В качестве субъектов фин. менеджмента внутри предприятия выдел.: собственника, предпринимателя (директора) и фин. менеджера. Такое деление предопределено различием в функциях, построено на осн. концепции агентских отношений, когда собственник делегирует свои полномочия предпринимателю или директору предприятия, кот. в свою очередь, наним. фин. менеджера для выполнения определ. задач в области финансов. Функции фин. менеджмента: они приобретают важное значение в достижении фин. целей, заним. приоритетное место в управленч. системе предприятия. 1. Функция управления – фин. планирование – охватыв. весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий, воплощении их в жизнь. 2. Прогнозирование – разработка на длит. перспективу фин. состояния объекта. Прогнозы представл. собой предвидения соответств. изменений. 3. Функций организации – объединен. людей, совместно реализующих фин. программу на базе разработ. правил, процедур. 4. Регулирование– это воздействие на объект управлении с целью достиж. устойчивости фин. системы. 5. Координация– это согласование работы всех звеньев системы управления. 6. Стимулирование – заинтересов. работников в результатах своего труда. 7. Контроль сводится к проверке организации фин. работы, выполнения фин. планов, анализу фин. результатов. | 12. Реклама и PR в структуре маркетинговых коммуникаций. Маркетинговые коммуникации - это связи, образ. фирмой с контактными аудиториями (потребителями, поставщиками, партнерами посредством различных ср-в воздействия, к каковым относятся реклама, PR, стимулирование сбыта, пропаганда, личная продажа, а также неформальных источников информации в виде молвы, слухов. В большинстве случаев осн. и самым дорогим инструментом маркетинговых коммуникаций служит реклама. Осн. задача маркетинг. коммуникаций - донести до ЦА осн. конкурентное отличие бренда (бренд-кода), кот. в свою очередь повлияет на выбор и покупку товара потребителем. Реклама - это целенаправл. воздействие на сознание покупателя, реализ. по средствам публичного представления товаров, услуг (их св-в, характеристик, образов, эмоций,вызыв. их использованием ) через различн. ср-ва распростран. информации. Медиапланирование - суть данного процесса заключ. в выборе наиболее эффективн. сочетания рекламных носителей как с точки зрения охвата ЦА, так и с точки зрения стоимости размещения рекламы. Медиаплан - это документ, в кот. отражена последовательность размещения рекламы в различн. медиаканалах, др. словами - это план-график размещения рекламы. Десять рекламных заповедей: 1 сформировать у потенц. потребителя образ фирмы, товара, лица или явления, перейти от полного отсутствия информации, незнания к осведомленности об их существовании. 2 преодолеть барьер недоверия к предмету рекламы и сформир. у потребителя определ. знания о рекламир. товаре (фирме). 3 возбудить у потребителя положит. эмоции и определ. благожелательное отношение к товару (фирме). 4 превратить благорасположение в предпочтение товара (Фирмы). 5 создать условия для перехода от предпочтения к вступлению в контакт с рекламодателем, к покупке, а затем и к повторной покупке (повторному обращению к фирме). 6 стремиться сделать многих потребителей своими постоян. покупателями (клиентами). 7 стимулировать сбыт товаров (услуг), ускорять товарооборот, вести поиск выгодных партнеров. 8 сформировать у др. фирм мнение, что они могут иметь в вашем лице надежного партнера. 9 оказывать потребителю помощь в выборе товаров (услуг, фирм), в его социальной, политич., нравственной ориентации. 10 постоянно помнить, что ваши затраты на рекламу должны окупаться через увеличение сбыта, прибыли, рост имиджа, реализацию социальных целей. Функции рекламы: Информативная функция рекламы заключ. в том, что реклама заявл. о существ. товара, услуги, организации, фирмы, определ. лица или явления, дает развернутые характеристики об их природе, отличит. св-ах, преимуществах, качественных особенностях. Коммуникационно-психологич. функция рекламы чаще всего начинает действовать сразу после начала воздействия информативной. Как только потребитель в ходе тех или иных коммуникаций с рекламодателем или посредниками получ. начальный объем информации о товаре, реклама может осуществлять на него определ. психологич. воздействие для преодоления барьера недоверия к предмету рекламы, осуществл. побуждения к развитию потребностей в новых формах коммуникаций и к реализации определ. действий (более полное ознакомл. с предметом рекламы, осуществл. сравнений, получ. консультаций, выяснение условий покупки). Стимулирующая функция реализ., когда потребность уже хотя бы частично осознана и реклама осуществл. постоянное напоминание, побуждение к действию, вступлению в контакт, приобретению, покупке. Селективная функция явл. дополнением, продолжением информативной функции рекламы. После разбора осн. функций рекламы можно сформулир., ее осн. задачи. К ним чаще всего относят: престижные, коммерч., некоммерч. |