Главная страница

1. Приоритетные направления гос политики в сфере культуры


Скачать 0.76 Mb.
Название1. Приоритетные направления гос политики в сфере культуры
АнкорMKS_gos.doc
Дата11.09.2018
Размер0.76 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMKS_gos.doc
ТипДокументы
#24398
страница5 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

23. Финансирование культуры в европейских странах.

В связи с этим весьма интересным представляется подход ряда  ученых (в том числе: доктора философских наук, профессора Г.Л. Тульчинского1[1]) кклассификации возможных типов поведения государства по отношению к финансированию некоммерческого сектора сферы культуры и искусства, всоответствие с которым  в современном мире выделяются четыре основные роли государства. И свидетельством этому  является весь мировой опыт.

Первая роль —«государство-помощник». Государство не вмешивается в содержательные процессы культурной деятельности, а с помощью налоговых льгот стимулирует финансирование культуры отдельными лицами и корпорациями. Таким образом, госбюджет, в основном, опосредованно участвует в финансировании культуры, недополучая часть налоговых средств. (пример «государства-помощника» - США,где до 1965 г.,где вообще отсутствовал механизм государственного финансирования культуры и искусства, а их поддержка осуществлялась исключительнонегосударственными фондами, численность которых в США составляет свыше 25000).

Вторая роль —«государство-архитектор». Его помощь культуре иискусству является частью государственной программы повышения благосостоянияобщества. В основе государственной культурной политики лежат в большей степенистандарты общественного , а не профессионального развития.  Поддержкакультуры и искусства, как правило осуществляется, в виде долгосрочного прямогогосударственного финансирования. Примером «государства-архитектора» можетслужить ряд стран континентальной Европы, особенно — Франция. Так, затратыфранцузского государства на культуру составляют около 99% от общего объемафинансовой поддержки культурной деятельности, и лишь 1% составляет долямеценатов и спонсоров.

Третья роль — «государство-патрон». В этом случае, наоборот, государство прилагает максимум усилий дляобеспечения  высокого уровня профессиональных стандартов культуры иискусства. Оно определяет лишь общий уровень поддержки культуры, выделяясоответствующие финансовые средства. Их распределением между конкретными организациями ведает независимая от правительства организация (Совет, Фонд ит.п.). Классическим примером«государства-патрона» является Великобритания. Однако  в качестве другогоподобного примера может выступить  и современная Россия. четвертая роль — «государство-инженер». Государство финансирует культуру дляобразования и эстетического воспитания населения. Как и Архитектор, Инженерподдерживает культуру и искусство с помощью аппарата управления, который принимает решения о размерах и получателях выделяемых бюджетных средств. (примера - бывший СССР.)

В большинстве развитых европейских стран бюджетное финансирование остается одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на эти нужды в общих расходах бюджетов стран составляют сравнительно небольшую часть — от 0,2% до 2,5%. Модель государственного финансирования культуры складывается в каждой стране на основе выбора методов, форм и механизмов финансовой политики. На ее формирование сильное влияние оказывают такие факторы, как традиционные национальные культурные предпочтения, а также развитие благотворительности, спонсорства и меценатства. В унитарных государствах, например в Швеции, основную роль продолжает играть центральный бюджет, тогда как в федеративной Германии его экономические функции в основном ограничиваются субсидированием эфирного вещания и зарубежных культурных мероприятий.

Поддержка культуры и искусства из государственного бюджета осуществляется по нескольким каналам: в форме прямого финансирования; при помощи общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам; на основе совместного участия органов власти разного уровня в финансировании; через независимые посреднические структуры; с использованием механизмов партнерства, на основе смешанного государственно-частного финансирования.


24. Подготовка менеджеров в сфере культуры зарубежом (США, И ДР)

Высшее образование в США/ Студенты, получив степень бакалавра, могут продолжить свое обучение. Например, закончить магистратуру или получить докторскую степень. Магистратура присваивается после окончания двухлетнего курса специализации в специфической области. Студенты, желающие продолжить дальше свою специализацию в специфической области знания, могут претендовать на докторскую степень PhD. Для присвоения степени PhD потребуется от 3 до 6 лет дополнительного обучения в зависимости от выбранного курса, возможности студента и диссертации. В 70-80-е годы произошли изменения в концептуальной модели профессионального образования. Современными прогрессивными тенденциями в образовании менеджеров в США являются: разработка целостных моделей профессиональной компетентности менеджера, гибкость, вариативность в сочетании с выделением обязательных базовых учебных предметов, возможность выбора индивидуального образовательного маршрута в изучении программ, опционно-модульный способ и междисциплинарный, комплексный и интегративный подходы в построении учебных программ, профессиональная ориентация учебных дисциплин, их практическая, прикладная направленность, гуманитаризация содержания образования, включение в него специфических личностно-развивающих компонентов, информатизация и возрастание прогностического и мультикультурного характера содержания образования, активная роль субъектов образовательного процесса в определении целей и отборе содержания образования, принятие в расчёт национальных приоритетов и социальных ценностей общества.Образовательными технологиями, отражающими специфику подготовки менеджеров в США являются интерактивные, приближенные к реальной профессиональной деятельности и общению, нацеленные на создание развивающей мультикультурной образовательной и профессиональной среды, учитывающие особенности мотивации обучения взрослых людей. Эти технологии основаны на активном, практикующем, экспериментальном обучении с применением новейших информационных средств. В качестве основных направлений нами были выделены и проанализированы «case-study» (изучение конкретной ситуации), «field study» (полевое исследование), проектное обучение и «обучение с компьютерной поддержкой».

Немецкая структура высшего образования Бакалавриат: первая ступень академического образования, признаваемая на международном рынке труда. Учеба длится 6-8 семестров. Получив степень бакалавра, можно идти работать или учиться дальше в магистратуре. Магистратура:Вторая ступень академического образования в Германии. Получение степени магистра возможно только после степени бакалавра. Длительность обучения от 2 до 4 семестров. Со степенью мастера Вы можете пойти работать или обучаться дальше, в аспирантуре. Доктарантура (аспирантура - Promotion ) По окончании немецкой аспирантуры, в рамках которой необходимо написать исследовательскую работу (диссертацию), присваивается степень доктора (аналог кандидата наук в России). Для обучения в аспирантуре нужно иметь полное университетское образование. Продолжительность обучения зависит от исследуемой темы: как правило, от 2 до 5 лет. Менеджмент в сфере культуры в институте города Людвигсбурга (Германия) В 1990 году в рамках плана культурного развития земли Баден-Вюртемберг было положено начало образовательной дисциплине «Менеджмента в сфере культуры» в городе Людвигсбурге. Институт города Людвигсбурга - один из первых в Германии, предлагающий обучение по данному предмету. На сегодняшний день институт менеджмента в сфере культуры предлагает следующие формы обучения и образовательные предложения: 1. Магистерская программа «Культурология и менеджмент в сфере культуры» - наиболее всеобъемлющая программа. 2. Курсы повышения квалификации «Менеджмент в сфере культуры» предназначены для лиц, уже начавших работать в культурной сфере. 3. Институт менеджмента в сфере культуры занимается также научным исследованием в культурной сфере и предлагает консультационные услуги.

В систему высшего образования Великобритании входят: - колледжи высшего образования, - политехнические институты, - университеты.

Поступление в высшие учебные заведения в Великобритании одинаково как для иностранных студентов, так и для британских студентов. Для поступления в вузы необходимо иметь общее свидетельство об образовании продвинутого уровня (GCE "A-levels"). Одновременно можно подавать документы в шесть вузов. После успешного прохождения курса обучения в высших учебных заведениях Великобритании можно получить две ученые степени: - бакалавра, - магистра.Высшее образование в Великобритании начинается с получения степени бакалавра. Для получения, которой необходимо три года, а в Шотландии, к примеру, для получения степени бакалавра потребуется четыре года обучения. Производственная практика не входит в программу обучения и продлит учебу на один год. МАГИСТРАТУРА МАНЧЕСТЕРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ) ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМИ ПРОЕКТАМИЦель факультета - подготовка управленцев, профессионально работающих с проектами и программами социально-культурного развития на локальном, региональном и национальном уровне. Базовым принципом является проектный метод, сочетающий теоретические и реализационные, общегуманитарные и специальные дисциплины. Такая форма компенсирует недостатки отраслевого подхода, предмет которого сводится к "учреждениям" строго определенного типа. По результатам обучения слушателям присваивается степень магистра и выдается диплом "Master in Arts in Cultural Management" Манчестерского Университета (Великобритания). Длительность обучения на факультете 1-2 года

25. Менеджмент в Японии

Японская система менеджмента — одна из самых эффективных в мире. Главное ее достоинство — умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентируется на групповую форму организации труда. Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены группы участвуют в принятии управленческих решений и несут равную ответственность за их реализацию. Информация о делах фирмы, ее планах доводится до всех сотрудников. Практикуется активное вовлечение (на добровольной основе) работников в решение технологических и экономических проблем. Отсюда сопричастность к результатам работы, тесный контакт руководства, различных служб и работников. Менеджер всегда на производстве, среди сотрудников. Предложения и жалобы сотрудников рассматриваются немедленно. Большое значение на японских фирмах уделяется научно-техническому прогрессу. Действует система управления производительностью и качеством работы, при которой обязательно устанавливается виновник брака. На фирмах создаются кружки качества, задача которых — повышение эффективности и качества производства на уровне цехов, участков и рабочих мест. Материально и морально стимулируется активное участие каждого работника в деятельности кружков качества. В результате, по опубликованным данным, количество рационализаторских предложений в Японии в несколько раз больше, чем в США. Существует правило: каждое принятое рационализаторское предложение должно быть реализовано.

Представляет интерес система приема на работу и продвижения по службе. Среди выпускников средних и высших учебных заведений осуществляется тщательный отбор. Затем организуется торжественный прием на работу с испытательным сроком. Полный курс подготовки (1 год) проводится в одном из подразделений фирмы под руководством закрепленного за новичком опытного сотрудника. Тот кто доказал способность работать, принимается на постоянную работу. Среди сотрудников, состоящих в штате, наблюдается открытая, гласная конкуренция за право добиться лучшей должности. В среднем через 5 — 7 лет при высоких ежегодных показателях труда сотрудник может стать менеджером низшего уровня. Дальнейший служебный рост увязывается не только с результатами работы, но и со стажем и возрастом. При достижении 55 — 60 лет сотрудник обязан уйти на пенсию. Психология людей связана с их культурой. Это учитывают в своей работе менеджеры многих стран. Так, система японского менеджмента основана на социальных ценностях и культурных традициях, принятых в этой стране. Японские менеджеры поддерживают традиционные ценности и национальные обычаи. Именно гармоничное сочетание современных методов, технологий, постоянное внедрение инноваций, с одной стороны, и традиционных ценностей и культуры взаимоотношений и идеи патернализма, с другой стороны, помогло японцам достигнуть социально-экономического процветания.

Японские менеджеры создали собственную модель управления производством и обществом, заимствовав все самое ценное из общемировой теории и практики, прежде всего американской. Однако специфика японского менеджмента принципиально отличается от американского и характеризуется доминирующей ориентацией на человека. Сегодня японские менеджеры являются лучшими в мире специалистами по человеческим отношениям. Они учитывают и активно используют исторически сложившийся менталитет японского народа, такие национальные черты, как исключительное трудолюбие, высочайшая дисциплинированность, практицизм, взаимопомощь. К числу наиболее важных ценностей японского общества можно отнести: обязанность (долг), сотрудничество и коллективизм. Японское общество – это закрытое общество, основанное на членстве в смежных группах. Оно состоит из ряда групп, каждая из которых требует частичной лояльности. Люди, которые принадлежат к другой группе, рассматриваются как чужаки. Лояльность к своей группе означает отчуждение от других групп. Это позволяет японцам проявлять сильную конкуренцию, которая для них всегда основана на конкуренции групп, а не личностей друг с другом. Японские фирмы всегда готовы конкурировать с зарубежными фирмами и очень часто выигрывают в конкурентной борьбе за счет группового единства и согласия.

26. Организация свободного времени в США

История развития досуговых организаций США. Первые детские лагеря. Первые детские лагеря появились в Северной Америке в 80-х годах XIX века. Уже в конце XIX века родители стремились уберечь своих детей от пагубного влияния цивилизации, поэтому искали спокойные места для летнего отдыха своих детей. Самые первые детские лагеря были не государственными, а частными, небольшими, для мальчиков старшего возраста. в 1890-е годы летних кампусов появилось столько, что даже средний класс и малообеспеченные семьи смогли позволить себе отправлять в них своих мальчиков. Первые летние лагеря для девочек также стали появляться в начале ХХ века, они создавались «для нового, более самостоятельного поколения женщин». Мальчиков и девочек учили основам выживания в условиях дикой природы, занимались с ними гимнастикой, учили плавать, обучали основам декоративно-прикладного искусства. В детских лагерях уделялось большое внимание религиозному воспитанию.

Первые клубные организации Америки.1928 - «Будущие фермеры Америки» создан с целью развивать сельскохозяйственные навыки бизнеса.1905 - организация клуба «4H» (для детей 10-19 лет). Лозунги: «Выигрывай без хвастовства, проигрывай без обид». Деятельность 4H. Четыре слова — «голова», «сердце», «руки» и «здоровье»,— стали символом и лозунгом движения молодежных клубов «4Н». В эти клубы мальчишек и девчонок приводит девиз: «Научись, работая».

Клубы для мальчиков - бойскауты, клубы для девочек - герлскауты ("Camp Fire Girls" - «девочки у лагерного костра»).Ска́утское движе́ние (англ. Scouting) — всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе. Слово скаут (англ. scout) переводится с английского, как разведчик. «Обучение через дело» — метод, привнесённый в начале прошлого века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику. Бойскауты. Организация платная. Возраст 8-18 лет (волчата 8-11 лет, разведчики (бойскауты) 11-17 лет, разбойники (старшая группа) 17-18 лет). Герлскауты (продают сласти, журналы, дают платные концерты, выращивают овощи, цветы) – 1 группа 7-9 лет, 2 группа 10-14 лет, 3 группа 14-18 лет. 3 вида основной деятельности: худож. деятельность (танцы, пение, музыка, рисование), домоводство, занятия на открытом воздухе.

Организация досуга на современном этапе Рекреационная сфера представляет собой совокупность природных, материально-технических и финансово-организационных средств, направленных на обеспечение рекреационного обслуживания населения в соответствии с индивидуальными и общественными потребностями в области досугово-рекреационной деятельности. В состав данной сферы, таким образом, включаются: территориальные природные ресурсы, финансовые средства, материально-техническая база, система организации и управления данной сферой, а также система образования специалистов-рекреаторов.Основными структурно-функциональными компонентами рекреационной сферы являются: государственный, общественно-добровольный (некоммерческий) и коммерческий секторы рекреационного обслуживания населения. Некоммерческие досуговые организации представляют собой довольно большой сектор в общей досугово-рекреационной сфере, обеспечивающий население большим объемом разнопрофильных досуговых программ и услуг. По подсчетам, например, американских специалистов ежегодный объем финансовых расходов в рамках данного сектора в США превышает 15 миллиардов долларов. Некоммерческие организации и учреждения: молодежные организации (религиозные и светские), организации по обслуживанию спецгрупп населения, организации сферы социальной защиты определенных групп населения.


27. Фестивальный менеджмент в странах Зап Европы

Фестиваль (фр. festival, от лат. festivus — праздничный) — массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Проводятся как в крупных закрытых помещениях, так и в современном мировом формате на открытом воздухе "опен эйр" на полях, площадях, парках, в естественных архитектурно-исторических интерьерах замков и других достопримечательных мест. Первые фестивали, которые появились в Великобритании, были музыкальными. С XX века становятся популярными международные фестивали.

Виды фестивалей: Кинофестиваль, Театральный фестиваль ( Авиньонский фестиваль, «Золотая маска»), Музыкальный фестиваль (Музыкальный фестиваль в Зальцбурге, Музыкальный фестиваль в Байройте, Музыкальный фестиваль «Пражская весна», Музыкальный фестиваль «Славянский базар», Глайндборнский оперный фестиваль, и т.д.); Балетный фестиваль (Международный балетный Нуриевский фестиваль в Казани); Рок-фестиваль; Фестиваль авторской песни (Гринландия (фестиваль), Грушинский фестиваль, Ильменский фестиваль); Танцевальный фестиваль (Фестиваль Трайбл Культуры, Фестиваль Эротических Танцев); Фестиваль народного искусства («Венок дружбы» (Бобруйск)); Литературный фестиваль (Аксёнов-фест в Казани); Фестивали психологии и духовных практик (Международный фестиваль Йоги, Тантры и массажных практик YoTa-fest (Йота-фест) (Крым), Фестиваль психологии и тренинговых программ "Альфа-фест" (Киев, Яремче), Фестиваль интенсивного развития "К Солнцу"!); Фестивали (конвенты) по другим видам искусств: фантастика («Аэлита»), анимация (КРОК), ролевых игр (Зиланткон), исторической реконструкции (Фестиваль средневековой культуры в Меджибоже, Львов Древний), хореографии, контактной импровизации и т.д., либо широкого профиля (Сидмонтонский Фестиваль); Также фестивали религиозные («Братья»), пивные и др.

Большинство из ныне известных и популярных фестивалей появилось в 1950-е годы. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности связаны не только с обновлением видов зрелищного общения в структуре современной городской культуры, но и с глобальными политическими изменениями.

Временные характеристики каждого фестиваля определяют его статус в ряду других событий культурной жизни города, региона, страны проведения, взаимодействие с региональной и местной экономикой и культурной инфраструктурой, объемы и источники финансирования, численность постоянно действующей дирекции и уровень административных расходов т. п. Фестиваль может функционировать и как единовременная и как систематически повторяемая культурная акция. Практика фестивалей исполнительских искусств как единовременных акций в последние годы не имеет широкого распространения в Европе. Как правило, это культурные акции, посвященные юбилеям деятелей искусств и историческим датам. Так во многих странах мира состоялись фестивали музыки Д.Д.Шостаковича, посвященные семидесятилетию композитора. Примером такого рода фестиваля может служить и серия юбилейных концертов в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, художественным руководителем которой стал выдающийся музыкант и многолетний друг композитора М.Л.Растропович .В культурных практиках современной Европы можно встретить еще одну форму фестиваля - единовременной культурной акции. Это фестивальные проекты, организуемые международными культурными институтами ЮНЕСКО, Международным институтом театра, Международной ассоциацией детских театров, Европейской ассоциацией новой музыки и другими. Такие фестивальные проекты не имеют четкой периодичности проведения, их организаторы стремятся каждый последующий фестиваль провести в одной из стран - членов международных институтов. Финансирование такого рода проектов, как правило, ориентировано на следующие источники: - гранты культурных комиссий международных политических институтов, таких, как Совет Европы, Европейское экономическое сообщество, ЮНЕСКО,гранты самих международных культурных организаций и средства их национальных комитетов..



написать администратору сайта