История Азии и Африки. 1. Проблема отставания Востока в отечественном востоковедении. Основные вопросы 1) способны ли народы Востока к дальнейшему развитию (да нет) 2) почему началось отставание
Скачать 224.41 Kb.
|
Издат деятельность в Европе беспокоила Абдул Хамида, не столько из-за популярности в Турции, сколько из-за плохого образа, который они создают ему в Европе. Он мешал изданию, обращался к франц властям, чтобы из газету закрыли, и Риза постоянно переносил редакцию, т.к. правительство реагировали на просьбу. Абдул развернул в стране контрпропаганду, он пытался доказать, что младотурки не османы, а свободные масоны, которые хотят сломить халифат и ислам. Абдул умело играл на противоречиях через свою армию платных доносчиков. Он знал, что в организациях нет единства. Ему удалось склонить ряд деятелей на свою сторону, в их числе был Мурат. Его убедили, что султан готов провести реформы. Это была победа, т.к. Мурат был идолом для молодежи. Но организация не затихала. Центры: Лондон, Румыния, Неаполь, Болгария. Но между ними не было организационной связи и это стало осозноваться. Первая неудачная попытка объедин была предпринята каирской группой. Они первые выдвинули идею - созыва конгресса. В итоге созвали в феврале 1902 г. 1 конгресс париж, февраль. Ибрагим Темо - создатель первой ячейки. 2 вопроса решали: о привлечении армии и о возможности использования помощи держав. Все участники выступали против Зулюма. Но среди участников были разногласия. Против любого вмешательство держав выступал Риза. 1 конгресс не обеспечил объединение, на нем произошел раскол движения. Теперь младотерц движение раскололось на 2 течения: Общество прогресса и единения Махмеда Ризы и Общество личной инициативы и децентрализации - Сабахедди. Эти 2 организации стали действовать самостоятельно, разрабатывать свои программы. Разногласия видны уже из названий. 49.Социально-политические и идейные воззрения младотурок. Младотурки вели свою деятельность под общим для всех лозунгом - Восстановление конституции 1878 г. Но младотурки по-разному оценивали смысл конституционных реформ. Общество прогресса и единения Махмеда Ризы. Ликвидация беззакония и установление системы законодательства обеспечат свободу личности и стало быть экономический прогресс. Надо разрушить абсолютизм и создать систему конституц правления. Условием этого принципа - просвещение народа. Риза много писал о том, что основная причина неудачи новых османов - не подготовленность масс к их идеям. Идея: конституция, конституц правление и просвещение. Общество личной инициативы и децентрализации – Сабахеддин. Сами по себе конституц и парламент не обеспечат страну, если не произойдет изменения в соц структуре общества. Надо выявить и устранить коренные причины нищеты. Саба считал, что только в результате воспитания в людях личной инициативы может быть обечпечен прогресс. Традиции турец системы воспитания не формирует в людях качества, необходимые для созидательной деятельности. Мы хотим жить не зарабатывая, богатеть не работая. Надо воспитывать стремление к знаниям, усердие, упорство. С/х, ремесло и торговля - источники богатств. Идеал общества - англо-саксонская система. Само по себе конституц система не сможет излечить общество от пророков. Риза – объединение, централизм и Саба - децентрализация. Саба: если налоги будут оставаться в компетенции монарха, то страна останется под гнетом деспотии, свобода провинциям. Риза критиковал Сабу, он обвинял его в предательстве интересов турок, его программа предоставляет автономию не туркам, но Саба говорил, что он предлагает административную децентрализацию, а не политическую. Он расширяет права местных органов администрации, предоставление им пава самоуправления. Это был компромисс нетурецкому населению. Именно его программа послужила платформой для компромисса на 2 конференции, когда объединились. Османизм Ризы был замешан на сохранении господства османов. В работах младотурок выступало, что условием совмест борьбы должен стать отказ нетурецких народов от национальных чаяний с чувством общей родины. Предполагаемые условия объединения как и конституция предлагали отказ от нац представление, унижали нетурок. Поэтому тюркизм пришел на смену османизма. Стали распрост идеи тюркизма и попутно идеи пантюркизма. Тюркисты - представители зарождавшегося турецкого национализма, которое распространится после краха ОИ. Цель - просвещения турецкого народа. Практика: они стремились приблизить турецкий язык - они его тюркизировали. Пантюркизм - идеи единения всех турок. Основа империи- языковое и религиозное единство. Турции отводилось господст положение и туркам - поэтому это реакционное движение. Ошибка когда начинают перечислять среди идеи младотурков - идеи пантюркизма. Панисламизм был взят на вооружении Абдул Хамидом, а млодотурки с этим наоборот боролись. Они его использовали только в борьбе с экспансией держав. Панисламизм был взят младотурками на вооружение только когда уже пришли к власти. Но они не имели ничего общего с отцом-основателем. Младотурки подчеркивали мысль о необходимости держав разделить ОИ. Риза протестовал против любого вмешательства. Если они вмешаются, то это будет позором для страны. Они считали, что при другом султане ОИ не была бы такой зависимой. Говорили, что султан жовел экономику до кризиса, но решания соц-эконом не предлагали. 1907 г декабрь, Париж - 2 конгресс. Объединение. Изложена программа в Декларации - итоговый документ Конгресса. Цели: отречение султана, радик изменение сущест режима и установление представительной власти. Меры для борьбы: вооруженное сопротивление властям; не вооруженное сопротив путем эконом и полит забастовок; отказ от уплаты налогов; пропаганда армия, призыв армии не выстпать против революционеров и 5 пункт - всеобщее восстание; + другие способы действия трактуемые властями. Документ построен на том, что вопросы будущ гос устройства были сознательно отстранены. Декларация сводила пороки режима к личным недостаткам монарха. По декларации предпогал свержение режима. Риза на конференции признал необходимость насильственных методов борьбы. Курс на всеобщее восстание был четким. Это дает основание Петросяну предполагать, что младотурки из либералов становятся революционерами. 50.Реформаторское движение в Китае в конце XIX в. «100 дней реформ». В конце XIX в. на политической арене Империи обозначились две группировки: «державная» и оппозиционная. 1. «Державная» – это люди, обладающие непосредственно политической властью. Среди них были: а) консерваторы в лице маньчжурской аристократии, которые вообще ничего не хотели менять, и не ощущали остроты сложившейся ситуации; б) «умеренные» сторонники перемен – группа, выступавшая за проведение политики «самоусиления». Социальной базой «умеренных» были высшие военные чины, компрадоры, «прогрессивные» чиновники и т.д. Одним из них был Ли Хунчжан. Старый политик и его сторонники считали, что страну нужно реформировать. Договоры 1898 г. дадут Китаю главное – дружеские отношения с Западом. Используя иностранный опыт, Китай сможет возродиться. Под возрождением понималось в первую очередь экономическое возрождение, а точнее – военное. 2. Оппозиционеры – это представители китайской интеллигенции, понимающие весь трагизм ситуации в стране. Среди них были: а) реформаторы во главе с Кан Ювэем. Эта группировка сложилась в 80-90-е гг.; б) революционеры во главе с доктором Сунь Ятсеном. Революционная оппозиция сформировалась в начале XX столетия. Приверженцы Кан Ювэя считали, что договоры 1898 г. являются «оковами для Китая». Они, хотя и робко, говорили о необходимости не только экономических, но и политических преобразований. Большинство реформаторов не шло дальше требований установления конституционной монархии. Главным же идеологом «конституционной» оппозиции был Кан Ювей. Он родился в 1858 г. на юге Китая, получил классическое конфуцианское образование. Из обширной этико-политической концепции Конфуция Кан взял в первую очередь идею нравственной природы человека. Конфуций считал, что каждый человек может воспитать в себе пять добродетелей: жэнь – человеколюбие; и – долг; ли – нормы поведения; чжи, вэнь – знания; синь, сяо – верность и сыновья почтительность. У Конфуция почтительность сына к отцу «сяо» переносится из семьи на государство. Китайцы – одна большая семья, где правитель считается отцом и матерью нации. Согласно учению Конфуция пятью добродетелями может обладать только благородный человек, ему же противостоит ничтожный простолюдин. Как известно, у Конфуция между благородным человеком и ничтожным нет неприступной стены. Каждый человек может путем самовоспитания стать благородным мужем. Для этого и создавалась система шэньши. Кан Ювэй старался приспособить философию древнего мыслителя к собственным планам реформ. Теория «Великого Единения» («Датун») – утопического коммунизма с ликвидацией частной собственности и организацией общественного производства. - нет классов - все равны - уничтожение чс - промышленность, сх, торговля – в руках общества. Постепенно вокруг Кан Ювэя объединяются представители прогрессивной интеллигенции и «новые» помещики. Они выступают за развитие китайского капитализма, за конституционную монархию. Успех преобразований зависит от участия в них императора, то есть это должны быть реформы «сверху». В 1888 г. Кан Ювэй направил императору Гуансюю доклад, в котором предупреждал о внешней опасности, осуждал продажность чиновников и призывал начать реформы. Императрица Цыси посчитала доклад крамольным, и до императора он не дошел. Поражение Китая в войне с Японией (1895), договоры о разделе Китая на «сферы влияния» (1898) активизировали деятельность всех китайских патриотов. Уже в 1895 г. Кан Ювэй и его сторонники создали своеобразный клуб сторонников реформ под названием «Ассоциация усиления государства». В 1897-1898 гг. он посылает новые доклады императору. Главная мысль реформатора – стране необходимы не только экономические, но и политические преобразования. Только так можно избежать полного порабощения, сохранить независимость. В апреле 1898 г. он создает новую политическую организацию «Союз охраны государства». Император Гуансюй все больше прислушивается к предложениям реформаторов. Вскоре он вызывает Кана на аудиенцию, 11 июня 1898 г. был опубликован первый указ о реформах. Так начались преобразования, названные в историографии «Сто дней реформ». Своим первым указом император сместил Ли Хунчжана и других сановников со всех постов. На освободившиеся должности назначали реформаторов. За 100 дней были изданы указы, которые должны были улучшить состояние дел в разных сферах государства. В области экономики – это постановления о поощрении национальной промышленности, железнодорожного строительства, ремесла. Указы о создании учебных заведений по подготовке технических специалистов. В области политики принимаются законы, ограничивающие власть маньчжурской аристократии. На государственные посты назначают «талантливых людей». 12 сентября 1898 г. состоялось совещание конституционной палаты, где обсуждался проект конституции. В области культуры и быта были приняты постановления о запрете «вредных» обычаев, таких, как обычай бинтовать ноги девочкам. Началась борьба с опиумокурением, проводится реформа школьного дела. Правительство планировало открыть Пекинский университет и медицинский институт, принять декрет о печати. Конечно, за 100 дней невозможно реформировать государство, преобразовать традиционную структуру. Поэтому из всех начинаний выполнено было совсем немного. Маньчжурская бюрократия саботировала реформы и готовилась к перевороту. 21 сентября 1898 г. Гуансюй был арестован. В указе говорилось, что император «добровольно ушел от дел» и просит Цыси взять бразды правления в свои руки. Кан Ювэю и некоторым его соратникам удалось бежать в Японию. Шесть человек было казнено. Причины поражения реформаторов. Во-первых, Гуансюй искал опору в армии. С этой целью он привлек на свою сторону командира одного из вновь созданных воинских подразделений, Юань Шикая, который не верил в реформы и предал его Цыси. Во-вторых, отсутствие социальной базы у реформаторов. Это понимали и сами руководители движения. Именно поэтому они и хотели привлечь на свою сторону модернизированные части китайской армии. Надежды реформаторов не оправдались, так как в стране было значительно больше сторонников сохранения традиций, чем людей с новаторскими взглядами. Из крупных начинаний Кан Ювэя императрица сохранила лишь программу военной реформы. Кроме того, в декабре 1898 г. Цыси демонстративно открыла задуманный реформаторами Пекинский университет. 51.Сунь Ятсен и «три народных принципа». Сунь Ятсен родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил медицинский институт в Гонконге. В 1895 создал революционную организацию «Союз возрождения Китая», ставившую целью свержение маньчжурской династии Цин (1644–1912). После неудачного вооруженного выступления в январе 1895 эмигрировал, жил в Японии, США, Западной Европе. В 1905 в Токио создал организацию Тунмэнхуэй («Объединенный союз»), возглавившую Учанское восстание (1911), которое положило начало антимонархической Синьхайской революции. Был избран первым Временным президентом Китайской Республики (январь–апрель 1912). В 1923–24 реорганизовал Гоминьдан (Национальную партию) и положил начало созданию южнокитайской революционной базы, откуда власть Гоминьдана впоследствии распространилась на всю страну. Социально-политические программы Сунь Ятсена основывались на «трех великих принципах», известных в китайской марксистской литературе как «три народных принципа» (сань миньчжуи): «национализм», «народовластие», «народное благосостояние». До Синьхайской революции принцип «национализма» у Сунь Ятсена означал «национальную революцию» – свержение маньчжурской династии; «народовластие» – «политическую революцию», т.е. свержение монархии; «народное благосостояние» – «социальную революцию» и обеспечение социальной справедливости. Последняя может быть достигнута путем сосредоточения общественного богатства в руках государства при ограниченном использовании частного предпринимательства. В период сотрудничества с Коминтерном «три народных принципа» претерпели изменения. Принцип «национализма» стал толковаться как борьба с империализмом и китайскими милитаристами за объединение страны. Принцип «народовластия» означал устроение государства на основе всеобщего избирательного права и разделения властей, причем к исполнительной, законодательной и судебной властям добавлялись экзаменационная (организация должностной аттестации) и контрольная власти, продолжающие традиционные для Китая политические институты. Политическая реформа рассчитана на три этапа: «период военного правления», «период политической опеки» со стороны правящей партии, «период конституционного правления». Принцип «народного благосостояния» – это «социализм», или принцип «Великого единения» (Да тун). Он осуществляется путем реализации принципа «каждому пахарю – свое поле» посредством тщательно подготовленного выкупа земли у помещиков. Собственно философские построения Сунь Ятсена комбинируют элементы китайских и современных ему западных теорий. Особое внимание он уделял проблеме соотношения «знания и действия» (чжи – син). Выработал собственную концепцию – «действие легко, знание трудно», – подняв статус знания. В свете своей гносео-праксеологической концепции интерпретировал развитие человечества: на 1-м этапе люди «не знали и действовали»; на 2-м – «действовали и затем уже знали»; на 3-м – «знают и затем действуют». Отождествлял тай цзи («Великий предел») с западным понятием «эфир», в котором видел творящий хаос, порождающий материю. Принял эволюционную теорию Ч.Дарвина только в отношении природы. Человеческое сознание рассматривал как некий итог развития «жизненного начала», подразумевая под ним биологическую клетку, в духе неовитализма наделенную «чувством и сознанием». Отрицал правомерность перенесения концепции борьбы за существование на человеческое общество, полагал, что социальный прогресс основывается на «всеобщем принципе» (гун ли, см. Ли-принцип; здесь – синоним справедливости) и «благосмыслии» (лян чжи, см. также Ван Янмин) – врожденном «знании блага». Надежды на лучшее будущее для Китая связывал с его культурно-гуманитарным превосходством над Западом. Социально-политические теории Сунь Ятсена легли в основу политической практики и фразеологии партии Гоминьдан. 52.Иранская революция 1905-1911 гг. Периодизация. первый период – с декабря 1905 г. по январь 1907 г. (до принятия конституции); второй период – с января 1907 г. до ноября 1911 г. (размежевание сил, политическая чехарда, попытки контрреволюционных переворотов); третий период – с ноября по декабрь 1911 г. (вооруженное вмешательство Англии и России во внутренние дела Ирана, подавление революции). Первый период революции не случайно назван конституционным, ибо в это время главной была борьба за принятие конституции и созыв парламента. Непосредственным поводом к революции стали события в Тегеране в конце 1905 г. - начались антиправительственные выступления под лозунгом отставки премьер-министра Доуле, который был взяточником. Кроме его отсиавки, оппозиционеры требовали изгнания иностранцев из аппарата управления, введения конституции и созыва парламента (меджлиса). По приказу губернатора были схвачены и избиты 17 купцов, среди которых были сеиды (потомки Пророка). Они не выполнили предписания правительства о снижении цен на сахар. В знак протеста в декабре 1905 г. закрылись все базары, лавки, мастерские. Часть духовенства и купечества села в бест в пригороде столицы. Так началась революция 1905 -1911 гг. В современной историографии нередко события 1905-1911 гг. называют конституционным движением, и это оправдано, так как в начальный период все оппозиционные группировки выступали единым фронтом, требуя принятия конституции и созыва парламента. Основные события происходили в Тегеране, Исфагане, Тебризе. Летом 1906 г. движение за реформы вступило в свою завершающую стадию. Июльская забастовка заставила шаха отправить в отставку первого министра Доуле, вскоре правительство издает указ о введении конституции. Осенью 1906 г. опубликовано положение о выборах в меджлис. Парламент сразу же стал заниматься доработкой конституции. В декабре шах Мозаффар ад-Дин утвердил проект конституции и через 8 дней умер. С января 1907 г. на престол вступил его сын, ярый реакционер, противник государственной либерализации Мохаммад Али-шах. Конституция 1906-1907 гг. поражала западных наблюдателей своим либеральным духом: ограничения власти шаха и противостояния англо-русскому проникновению в Иран. Примечательно то, что революционная элита опиралась на традиционный монархизм народа (шах хорош, да советники плохие). На втором этапе революции в 1907 г. Мохаммад Али-шах под давлением меджлиса подписал «Дополнения к Основному закону», то есть была завершена выработка конституции. В «Дополнениях» значительно расширялись полномочия духовенства. Создавалась специальная «комиссия пяти», в нее входили виднейшие шиитские лидеры. В стране провозглашались демократические свободы, санкционировалось создание провинциальных и областных энджоменов, декларировалась неприкосновенность личности, частной собственности, жилища, свобода слова, печати и т.д. Правда, все свободы должна была контролировать «комиссия пяти». Религиозным лидерам, членам «комиссии пяти», предоставлялось право решать, соответствует тот или иной закон духу ислама или нет. Таким образом, модель конституционной монархии принималась, если она сохраняла, а еще лучше усиливала власть духовенства. Во второй период революции произошло размежевание сил, и началась борьба различных политических группировок за власть. Каждая группировка объявляла себя поборницей свободы и демократии, стремилась выступать от имени всего народа. Революционные события в Иране трактуются иностранными державами как признаки ослабления центральной власти. Англия и Россия, воспользовавшись политической обстановкой, подписали 31 августа 1907 г. соглашение о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Этим соглашением было завершено формирование военно-политического союза Антанты. Меджлис отказался ратифицировать англо-русское соглашение 1907 г. Обстановка в стране становилась все напряженней. В декабре 1907 г. шах подтягивает к столице преданные ему войска. В июне 1908 г. с помощью казачьей бригады полковника Ляхова Мохаммад Али-шах совершает первый контрреволюционный переворот. Меджлис был разогнан, закрыты демократические газеты, начались политические репрессии и т.д. В этих условиях центр движения переместился в Иранский Азербайджан, в город Тебриз. Высшей точкой революции стало Тебризское восстание 1908-1909 гг., иногда его называют «гражданской войной». В 1909 г. шахским войскам с помощью ханов кочевых племен удалось осадить Тебриз. Кольцо блокады сжималось, в городе не было пресной воды, пищи. Однако восставшие не сдавались. Россия решает помочь шаху и начинает военные действия против Тебриза. Несогласованность карателей имела обратные последствия для восставшего города. Российские войска разгромили Тебриз, но и разорвали кольцо блокады. Голодные, измученные, но живые повстанцы ушли из Тебриза в Решт, а оттуда в столицу Ирана Тегеран. Мохаммад Али-шах был низложен. Его место занял малолетний сын Ахмед. Меджлис был восстановлен, к власти пришли либералы. Главой правительства стал Сепахдар из Гиляна. Выборы во второй меджлис были еще менее демократические, в них участвовало всего 4% населения Ирана. В ноябре 1909 г. второй меджлис взял курс на «подавление народных бунтов». В целях преодоления финансового кризиса было решено пригласить в Иран американских советников. Россия и Англия не желали упрочнения американского влияния в Иране. С помощью России шах предпринимает вторую попытку вернуть власть. Воспользовавшись политической чехардой, в июле 1911 г. Мохаммад Али-шах из России через Каспий начинает поход на Тегеран. Известие о появлении бывшего шаха вызвало новый взрыв народного возмущения, начались митинги, демонстрации. Осенью шахские отряды были разбиты правительственными войсками. Шах вновь бежал из страны. На третьем этапе революции началась открытая англо-русская интервенция в Иран. Поводом для посылки российских войск послужил конфликт, связанный с конфискацией США имущества одного из братьев свергнутого шаха. Имущество было заложено в российском Учетно-ссудном банке. В ноябре 1911 г. Россия при поддержке Англии предъявила Ирану ультиматум с требованием дать отставку Шустеру. Следует заметить, что экономическая деятельность американского советника стала давать первые позитивные результаты. Ультиматум вызвал возмущение и протест всех иранских патриотов. Начался бойкот иностранных товаров, «забастовал» тегеранский базар. Меджлис решил отклонить ультиматум. Отклонение ультиматума послужило поводом для военного демарша союзников-оккупантов. Революция была подавлена. Меджлис прекратил свое существование. Формально в стране сохранилась конституция, но ее исполнение было приостановлено. Подавление революции усилило позиции Англии и России в Иране. В феврале 1912 г. иранское правительство, в котором от либералов не осталось и следа, признало англо-русское соглашение 1907 г. о разделе Ирана на сферы влияния. На территории страны оставались российские и английские войска. Сильнейшим орудием колониальной политики в Иране стала деятельность Англо-персидской нефтяной компании. Революция привела к падению престижа центральной власти, в стране заметно окрепли сепаратистские настроения. Иностранная интервенция способствовала подавлению революционного движения. Так как в 1911-1913 гг. войска России и Англии не были эвакуированы из страны, на территории нейтрального Ирана во время Первой мировой войны велись военные действия между армиями стран Антанты и Тройственного союза. 53.Младотурецкая революция 1908-1909 гг. Новый подъем движения связан с русской революцией 1905-1907 гг. и иранской революцией 1905-1911 гг. В 1905-1908 гг. в самой Турции начались антиправительственные выступления. В 1905 г. было совершено покушение на жизнь монарха, правда, неудачное; осенью этого же года наблюдались волнения среди моряков турецкого флота; в 1906-1907 гг. произошло несколько крестьянских восстаний, национальные движения на окраинах. Они носили неорганизованный характер и были быстро подавлены. Революционный подъем, с одной стороны, заставил правительство идти на уступки, с другой стороны, младотурки вынуждены были изменить свою тактику. В 1906 г. комитет «Единение и Прогресс» перенес свое местопребывание из-за границы в македонский город Салоники. Там концентрируются партизанские отряды. Руководители отрядов, македонские патриоты боролись за независимость своей родины. Они приветствовали участие в освободительном движении представителей всех национальностей, населяющих Македонию, в том числе и турок. Революционный подъем в Македонии, с одной стороны, и страх потерять эту провинцию – с другой, заставил младотурок активизировать свои действия. Произошло объединение различных группировок Комитета, младотурки взяли курс на вооруженное восстание. На Парижском съезде (1907) намечается дата восстания – конец августа 1909 г. Им удалось взять руководство движением в Македонии в свои руки – они считали своим долгом сохранение Империи. Периодизация. Первый период – июль 1908 г. - восстание в Македонии, была восстановлена конституция 1876 г., в стране установилось двоевластие. Второй период – 1908 - 1909. - подъем революционного движения, оживление общественно-политической жизни в стране, обострение борьбы за власть. Третий период – 1909 г. Открытое выступление реакции. Разгром младотурками контрреволюционного мятежа. Установление единовластия младотурок. Ход. Первый этап. В июне 1908 г. младотурецкая организация в Македонии начинает вооруженную борьбу против турецкого правительства и привлекает на свою сторону части османской армии. 23 июля восставшие захватили город Салоники. Так началось восстание в армии. Абдул-Хамид посылает в Македонию «специалиста по укрощения албанцев» Шемси-пашу - убит младотурками. Султан приказал перебросить на Балканы анатолийские войска. Но и они перешли на сторону младотурок. В течение несколько дней султанский режим в Македонии рухнул, власть перешла в руки представителей комитета «Единение и Прогресс». Из Македонии они посылают воззвания к жителям страны, в которых призывают народ поддержать борьбу за «свободу Турции». Уже 23 июля восставшие заняли все города Македонии. Султан был поставлен перед свершившимся фактом. В этот же день он получает ультиматум с требованием в течение трех дней восстановить в стране конституцию и созвать парламент. В случае отказа - направить в Стамбул стотысячную армию. Султан не стал ждать трех дней, он сразу же подписал указ о восстановлении конституции. Утром 24 июля, получив газеты, жители Стамбула не поверили своим глазам: в стране восстанавливалась конституция – стамбульцы не верили. Так закончился первый период революции. Султан признал победу младотурок, но был оставлен у власти. Зарубежных наблюдателей революция поразила своей внезапностью и мирным, почти бескровным характером. На втором этапе идет «триумфальное шествие» новой власти. Из тюрем освобождают политических заключенных, всюду проходят манифестации в поддержку младотурок. На улицах Стамбула и ряда других городов скандируются лозунги свободы, равенства, братства. Мусульмане братаются с немусульманами. Однако это внешние атрибуты победы. Реальность. Во-первых, они сохранили власть султана и старый управленческий аппарат, только убрали из него наиболее реакционных деятелей. Правда, наряду со старыми государственными структурами младотурки создали младотурецкие комитеты. Таким образом, установилось двоевластие. Младотурки, если бы захотели, могли бы уничтожить прежний госаппарат, но они этого не сделали. Султан Абдул-Хамид II использовал ситуацию для укрепления своих позиций. Уже в августе 1908 г. он издал указ, в котором, в дополнении к восстановленной конституции, расширяет свои права. По указу только султан мог назначать великого везира, военного и военно-морского министров. Во-вторых, младотурки не пошли на уничтожение традиционных форм земельной собственности и крупного землевладения. «Единение и прогресс» была официально преобразована в политическую партию. В программе партии отмечалось, что «крестьяне могут покупать земли, не нарушая права собственности прежних владельцев». Вводился денежный налог. В-третьих, в программе говорилось об ограничении власти шаха, расширении компетенций парламента, необходимости провозглашения свободы слова, печати и т.д. Что же касается положения рабочих, то младотурки обещали подумать о рабочем законодательстве, но быстро забыли о своем обещании. В-четвертых, официальной государственной идеологией Империи провозглашался османизм. Формально - равенство перед законом всех народов, населяющих Империю. Но фактически - отрицал наличие национального вопроса в Турции, лишал национальные меньшинства элементарных прав и насильственно ассимилировал их. Национальный язык - турецкий, преподавание в школах должно вестись только на нем, в парлемент мог избираться только владеющий языком. Антинародная, националистическая политика младотурок подрывала их собственные позиции. Это позволило султану в опоре на реакционные партии и стамбульский гарнизон начать контрреволюционный мятеж. Третий этап. На две недели было восстановлено самодержавие. Интересно, что султана поддержали не только улемы с зелеными знаменами ислама и офицеры, уволенные из армии младотурками, но и сторонники Сабахеддина, Младотурки подавили мятеж при помощи верных им войск из Македонии. Как и в 1908 г. часть армии и народ поддержали младотурок. Их сплотила общая борьба против Абдул-Хамида II. Мятежный султан не был оставлен на престоле. Его низложили и заключили под стражу. Парламент избрал султаном Мехмеда V, который должен был «царствовать, но не управлять». Правительство было реорганизовано, в него вошли представители младотурок. Таким образом, период двоевластия закончился казалось бы победой младотурок. Но они сами сильно изменились, и от их революционности и либерализма не осталось и следа. Итоги революции явно расходились с программой иттихадистов. 54.Первые годы правления младотурок. «Младотурецкий триумвират». 55.Синьхайская революция 1911 – 1913 гг. События. В октябре 1911 г. начался мятеж военного гарнизона в районе Уханя (города Ханькоу, Ханьян, Учан). 10 октября 1911 г. власть в провинции захватили восставшие. К концу 1911 г. уже в 14 провинциях из 18 власть находилась в руках восставших. 29 декабря в Нанкине доктора Сунь Ятсена избирают временным президентом Китайской республики. В выборах участвовали представители 15 провинций из 18. В феврале 1912 г. император Пу И отрекается от престола и передает бразды правления страной Юань Шикаю. Сунь Ятсен решил сложить с себя полномочия временного президента в пользу Юань Шикая. Весной 1912 г. Объединенный союз Сунь Ятсена преобразован в Национальную партию – Гоминьдан. Выборы в первый китайский парламент проходили в апреле 1912 г. Большинство мест получили сторонники Сунь Ятсена, однако выборы были признаны незаконными, так как в них участвовали только жители южных провинций. В течение года идет борьба за власть между революционерами и умеренными либералами. Сунь Ятсен выступал за сильную законодательную власть, его идеалом была парламентская республика (идея сильного парламента и слабого президента). Юань Шикай считал, что Китаю необходима сильная исполнительная власть в лице главы государства авторитарного типа. И хотя в 1912 г. Юань Шикай утверждал, что в условиях раздробленного Китая предпочтительнее президентская республика, в сокровенных мыслях генерал оставался монархистом. Борьба за власть продолжалась. На выборах в апреле 1913 г. в двухпалатный парламент большинство мест получила революционная партия Гоминьдан, президентом же Китая остался Юань Шикай. К этому времени уже установился авторитарный режим бывшего генерала. Летом-осенью 1913 г. на юге страны начинается т.н. «вторая революция». Однако революционерам не удается закрепиться в южных районах. Военная победа над Гоминьданом открыла для Юань Шикая путь к военной диктатуре. Сунь Ятсен и его ближайшие соратники были вынуждены покинуть страну. В ноябре 1913 г. Юань Шикай распускает парламент, закрывает все демократические газеты. Начинаются репрессии против республиканцев. В начале 1914 г. упраздняются провинциальные демократические учреждения, отменяется написанная Сунь Ятсеном временная конституция. Первого мая 1914 г. был опубликован проект новой конституции, согласно которой президенту предоставлялись диктаторские права, а также восстанавливались многие должности, звания и титулы только что свергнутой монархии. Согласно новой конституции вся власть (исполнительная, законодательная и судебная) оказалась в руках Юань Шикая. Вскоре президент продлил срок своих полномочий до десяти лет, а также получил право назначать своего приемника. Государственный переворот 1913-1914 гг., совершенный президентом-генералом, открывал ему дорогу к императорскому трону. В конце 1914 г. Юань Шикай в императорском платье совершил торжественный обряд в храме Неба. Это действие символизировало верность имперским традициям. Но перед страной стояли другие задачи. На протяжении ряда лет правительству Юань Шикая не удавалось остановить вооруженные выступления, мятежи и бунты в различных частях страны. В 1915-1916 гг. провинции Юнъань, Гуанси, Чжэцзян, Гуандун, Сычуань и Хунань заявили о своей независимости. Центробежные силы общества продолжали процесс разъединения страны. До 1916 г. китайский президент пытался восстановить монархию. Его внезапная смерть в июне 1916 г. показала, что в стране нет достаточно сильной, обладающей должными возможностями и авторитетом личности, способной объединить государство. 56.Страны Востока в годы первой мировой войны (общая характеристика). Революционные выступления показали, что в колониях и зависимых странах формировались сильные общественные силы. Революции и революционные движения начала XX в. продемонстрировали огромные потенциальные силы и революционные возможности угнетенных народов. Но непосредственно накануне первой мировой войны наблюдались спад революционного движения и временное торжество реакции в большинстве стран колониального Востока. Первая мировая война значительно ускорила развитие стран Востока, втянула его народы в международную политику, создала предпосылки для нового подъема национально-освободительного движения. В время ПМВ колонии – глубокий тыл и источник мат. Ценностей, для обеспечения войны. Усиление экономической эксплуатации – рост налогов и поборов, падение зп. Усилилась эксплуатация крестьянства помещиками и монополиями. Крестьяне окончательно разорялись. Усилилась классовая дифференциация в деревне, быстро росли ряды бедноты и сельскохозяйственного пролетариата. К концу войны почти всюду резко сократились посевные площади и поголовье скота. Война обострила противоречия между национальной буржуазией колониальных стран и монополистическим капиталом метрополий. Активизировались выступления национальной буржуазии против империализма. В некоторых колониях сократилось население. Мобилизация. Сократился ввоз промышленных товаров из метрополий в колонии и зависимые страны. Это дало толчок росту их национальной промышленности. Особенно заметно увеличилось промышленное производство в Индии, Китае, Египте, Корее. Развитие капитализма в колониях и зависимых странах имело важные социальные последствия. Численно вырос и окреп национальный пролетариат. В наиболее развитых в промышленном отношении странах Востока особенно в Китае и Индии, к концу войны он являлся уже важной общественной силой. Многое увидели и многому научились миллионы солдат их колоний, призванные империалистами в армию. Они побывали в разных странах. Их кругозор расширился. Наряду с подъемом демократического и национально-освободительного движения в Индии, Китае, Иране, Турции оживилось освободительное движение в других странах колониального Востока. Крупные антиимпериалистические выступления развернулись в Корее и Вьетнаме. Усилилось национально-освободительное движение в Индонезии. В Египте в начале 1916 г. происходили антиправительственные демонстрации резервистов, призванных в армию. Антиимпериалистические выступления охватили и сравнительно отсталые африканские колонии. Весь ход развития колониальных и зависимых стран в годы первой мировой войны подготовил почву для нового мощного подъема освободительной борьбы угнетенных народов. Однако в полном объеме последствия войны выявились во время революционных выступлений народов колониального Востока, развернувшихся под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции. 57.Турция накануне и в годы первой мировой войны. Турция пришла к кануну войны крайне ослабленной, раздираемой глубокими внутренними противоречиями. В стране господствовала политическая реакция. Младотурецкое правительство проводило шовинистическую политику по отношению к нетурецкому населению. Экономика подорвана после балканских войн, многочисленных кредитов. Сельское хозяйство было разорено. Национальной промышленности почти не существовало. Усилился контроль иностранного капитала над турецкой экономикой. Преобладающие позиции в Турции занимал английский и французский капитал. Накануне войны резко усилилось экономическое и политическое проникновение германского империализма в Турцию. Хотя экономические позиции Германии в Турции были слабее позиций Англии и Франции, ее политическое влияние быстро росло. В результате секретных германо-турецких переговоров был подписан тайный германо-турецкий договор о союзе. Он устанавливал, что если Россия вмешается в австро-сербский конфликт и Германия выступит на стороне Австро-Венгрии, то Турция также обязана объявить войну России. На другой день после подписания договора турецкое правительство провело мобилизацию. Одновременно оно объявило о «нейтралитете» Турции в начавшейся войне. После поражения на Марне заинтересованность Германии в турецком союзнике значительно возросла. В октябре Германия предоставила Турции крупный заем. Это была плата за вступление в войну. 29 октября 1914 г. германо-турецкие корабли под командованием адмирала Сушона бомбардировали Севастополь и другие русские порты. Турция включилась в первую мировую войну на стороне германского империализма. После вступления в войну Турция из полуколонии нескольких империалистических держав стала германской полуколонией. Под полный контроль немцев перешла турецкая армия. Немцы полностью подчинили себе турецкое правительство. Под германский контроль перешли важнейшие отрасли экономики и финансы Турции, а также ряд концессий, принадлежавших до войны капиталистам стран Антанты. Германия безжалостно выкачивала из Турции продовольствие и сырье. Крайних пределов достигла шовинистическая политика по отношению к угнетенным национальностям: изгнание армян, репрессии против арабского населения. Главные силы турецкой армии под командованием Энвера начали в конце 1914 г. наступление против России, которое завершилось для турок катастрофой. В дальнейшем русские войска перешли в наступление, продвинулись в глубь Анатолии. Неудачей закончилось и турецкое наступление на Египет. Более успешно для турок развивались военные действия против Англии и Франции. В районе Дарданелл турецкие войска около года стойко отбивали атаки англо-французского десанта, потом свалили. В Ираке английские войска, наступавшие с юга, были окружены турками в Кут-аль-Амаре и в 1916 г. Капитулировали. Поражение главных сил турецкой армии на Кавказском фронте предопределило военный разгром Турции в первой мировой войне. К весне 1917 г. положение турецких армий было уже безнадежным. Война губительно сказалась на экономике страны. Катастрофически сократились посевные плошади и поголовье скота. В годы войны в Турции не наблюдалось сколько-нибудь значительного развития промышленности, но буржуазия внутренних районов Анатолии экономически окрепла. Окрепнув экономически, анатолийская буржуазия стремилась овладеть внутренним рынком, расширить свои политические позиции. Несмотря на осадное положение, в столице и в других городах вспыхивали голодные бунты. Антивоенные настроения распространялись среди солдат и офицеров турецкой армии. В стране нарастал глубокий политический кризис. Победа Германии в войне означала бы окончательное превращение Турции в бесправную колонию германских монополий, победа Антанты — раздел Османской империи другими империями. В годы войны в Турции сложились важные предпосылки подъема революционного и национально-освободительного движения. В период войны начался кризис колониальной системы империализма. Он отразился на всех сторонах жизни колониальных и зависимых стран, на характере их отношений с метрополиями. Основой и главным содержанием кризиса колониальной системы стало прогрессивно нараставшее национально-освободительное движение угнетенных народов колониального Востока. Народы колоний и зависимых стран Азии и Африки стали одним из решающих факторов международного развития. |