Главная страница
Навигация по странице:

  • Важнейшая полит задача - объединение мусульман под эгидой халифата, но это не имело первостепенного значения

  • Панисламизм - средство превратить ОИ из больного человека Европы в сильного человека Азии.

  • Афгани становится конституционалистом, реформы укрепят гос-во

  • Диагноз - неверно понимание корана большинством последователей.

  • Кто виноват - все последователи и эгоистичные правители.

  • 46.Движение «новых османов» 60 – 70-х гг. XIX в. Конституция Мидхата-паши.

  • Они опубликовали воззвания, призывавшие собрать палату представителей и заменить Абдул-Азиза другим султаном.

  • Под давлением султан вынужден был сменить великого везира Недим-пашу и многих членов правительства. В состав нового кабинета вошел и Мидхат-паша.

  • В ночь на 30 мая 1876 г. Абдул-Азиз был свергнут с престола

  • Абдул-Хамид II

  • По приказу султана Мидхат-паша был сначала приговорен к смерти, но выслан за границу. Руководители новых османов были вновь сосланы в отдаленные части империи.

  • В 1878 г. парламент выразил недоверие великому визирю и членам его кабинета за неспособность вести успешные действия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг

  • 47.Режим Абдул-Хамида

  • Общее

  • 48.Младотурецкое движение в конце

  • Младотурецая организация в 1889 г создана в мед учреждении, создатель албанец Ибрагима Темо

  • Общество имело цель – ликвидац деспотич режима - зулюма.

  • Сами участники называли себя османскими либералами.

  • Ахмед Риза 7 раз обращался к султану с просьбами восстановить конституц строй

  • Младотур организация не была едина как территориально, так и идейно.

  • Метод одинаков - через печать добиться признания.

  • История Азии и Африки. 1. Проблема отставания Востока в отечественном востоковедении. Основные вопросы 1) способны ли народы Востока к дальнейшему развитию (да нет) 2) почему началось отставание


    Скачать 224.41 Kb.
    Название1. Проблема отставания Востока в отечественном востоковедении. Основные вопросы 1) способны ли народы Востока к дальнейшему развитию (да нет) 2) почему началось отставание
    АнкорИстория Азии и Африки
    Дата05.01.2022
    Размер224.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety.docx
    ТипУчебник
    #324207
    страница11 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    45.Джамал-ад-Дин аль-Афгани – идеолог панисламизма.

    В основе панисламизма - единство мусульман всего мира и стремление их объединить в одной стране. В 19 в этой идей были реакцией на европ экспансионизм. Средством объединения должна была стать мусульманская религия. Идеологи: Афгани и еще другие. 

    Все труды по нему запрещены, как пособник терроризма.

    Он пытался совместить в учении принципы традиц ислама с современ идеями. Он стоял над мусульманским миром, он объединил и тех и других (не суит и не шиит).

    Трагическая судьба. Еще при жизни его окутали легендами. Ведутся споры о его происхождении. Приставка АЛЬ говорит о том, откуда человек родом. Он родился в Афганистане, в семье сунита, в 8 л отправлен в Кабул для изучения ислама. Другая точка зрения, иранцы считают его персом, отец его - перс-шиит. Он обучался не в Кабуле, а в шиитских святынях, там он познакомился с суфизмом и прибег к сокрытию веры, чтобы пропогандировать свое учение и назвался афганцем-сунитом. 

    Он был во многих странах. Жил в стамбуле, иране и египте.

    Его приезд в Стамбул связан с активной деятельность порты, тогда он еще не был известен как идеолог исламского возрождении. Его выслали, как он посмел интерпретировать великого пророка.

    Его выслали и из Египта с 1886-91 г жил в Иране. Здесь он стал панисламистом. Вернулся он в Турцию по приглашению Абдул Хамида еще до армянской резни в 92 г. Он уже был широко известен как идеолог мусульманского возрождения.

    Важнейшая полит задача - объединение мусульман под эгидой халифата, но это не имело первостепенного значения.

    Только ОИ объединяет большую часть исламского населения, следоват турецкий султан мог бы быть объединителем. Причины упадка является утрата единства правоверных и проникновение секуляристских идей. Упадок мира ислама - из за отступления от ислама. Это и привлекло Абдула- Хамида, когда он формировал свой режим. Панисламизм - средство превратить ОИ из больного человека Европы в сильного человека Азии. 

    Афгани считал, что мусульманское возраж должно базиров на исламе и коране.

    Соц развитие мусульман состояло только в имитации европейских норм. Природа ислама должна быть изменена в той части, которая допускает власть иноземцев. Но он не отвергал современ цивилизацию. Ислам был совместим с многими европ идеями и открытиями.

    Восприятие соврем цивилиз - важнейшая задача. Путь народов востока к современ цивилизации может быть открыт не через заимствование, а только через религиозное движение.

    Призывая к реформации, он призывал к идеям Лютера. Он указал, что народы еропы пришли к упадку. Лютер напомнил народу, что он просто свободен и не должен допускать никакого деспотизма, даже религиозного. Европа ушла вперед, потому что там прошла реформация. Поэтому его прозвали лютером исламского мира. Идеи Афгани рассматривают как первую попытку реформации в исламе.

    Он не подвергал пересмотру основных сторон ислама. Он боролся только с искажением, неверным пониманием ислама. Надо понять коран правильно. Он доказывал с помощью выдержек из корана возможность совмещение ислама с другими европ идеологиями. Надо просто осмыслить тексты корана, которые намекают на принцип совещательного органа.

    Коран определяет нормы повеления правителей и рекомендует им совещаться с теми, кем султан управляет.

    Афгани становится конституционалистом, реформы укрепят гос-во, эти идеи не могли быть поддержаны монархическими державами. Александр 3 пригласил его лично во дворец и Афгани высказал идею о необходимости конституции и предоставления права голоса народу и ему дали понять, что дальнейшее пребывание его в России нежелательно. 

    Афгани предостерегал от слепой имитация европ образцов и выступал против экспансии. Мусульмане могут найти вдохновение к науке в собственных текстах - читайте коран. Народы европы и сша возможно приняли бы ислам, если бы его проповедь была усовершенствована.

    Достоинства корана - дает рациональные ответы.

    Диагноз - неверно понимание корана большинством последователей.

    Мусульмане так далеко отошли от корана, что можно подумать, будто они делают это точно его нормам. А нормы никогда не призывали к разобщенности. Вместо того чтобы искать истинность веры, правоверные занимаются бессмысленным трактованием отдельных цитат.

    Коран дает общее, а не конкретное представление о том, что происходит в настоящем. Он выводил из корана теории экономики и даже идеи социализма. Афгани - первый идеолог, который решился на столь широкое истолкование корана и этим он нажил себе кучу врагов.

    Что делать - вернуться к чистоте надо. 

    Раскол сунитов и шиитов – распри из-за территории, прикрытые религией. В главном - в вере Корана они сходятся, следоват остальные различия не существенны. 

    Что делать? - Объединиться, раз различия не столько существенны. Мусульманство, христианство и иудаизм имеют общее - они должны объединиться. В разделе повинны только правители, т.к. для них религия – средство.

    Он отстаивал одновременно превосходство ислама. Он выступал только против империалистической политики держав, критика европ экспансии и доктрины религиозного превосходства европейцев. Он много полемизировал с европ деятелями, он отдавал должное многим качествам европейцев, но в целом европейцы не пытались улучшить жизнь населения жителей в странах востока. Они поощряли межнациональные конфликты, чтобы усилить свои позиции. Поэтому надо пойти на смерть ради духовного возрождения. Повести за собой народ могли только бесстрашные деятели, которые не алчны и безвозмездны. Афгани подчеркивал духовное единство прежде всего. Мы мусульмане. И только со временем оно должно обеспечить и политическое единство. 

    Концепция Афгани: халифат - не религиозный символ, гос-во. А ислам не просто религия, а он воплощал нац и полит общность, причем религ и полит основа доминировала над национальной. Отдавая предпочтения религ вопросам, афгани не противопоставлял нац единство, нац развитие. Потому что нац идея только зарождается и она не вычлинилась еще среди мусульманских народов. Нац идея не насторожила реформатора, он не видео в ней угрозу мусульманскому единству. 

    Главный вопрос- почему Афгани считают сторонником исламского фундаментализма, когда говорят о идеях панисламизма. У Афгани в конечном итоге Халифат это гос-во. Духовное единство доминирует над национальным. Поэтому не надо его запрещать. Он не понимал еще что нац идея уничтожит идею панисламизма. 

    Кто виноват - все последователи и эгоистичные правители.

    Что делать - объединиться

    Средство объединения - религия. 

    Он высмеивал пороки своих единоверцев, его веротерпимость создала ему массу врагов суждения о нем росли: он и фанатик и безбожник. 

    Последние годы он ожил на положении пленника во дворце.

    1896 г – теракт панисламистов. Обвинили Афгани. И иранский посол потребовал выдать Афгани. 
    46.Движение «новых османов» 60 – 70-х гг. XIX в. Конституция Мидхата-паши.

    Еще в 1871 г. великий везир при султане Абдул-Азизе добился амнистии для «новых османов». Так он хотел усилить над ними контроль.

    Однако в начале мая 1876 г. новые османы вновь активизировали свою деятельность.

    Они опубликовали воззвания, призывавшие собрать палату представителей и заменить Абдул-Азиза другим султаном. Им были недовольны многие, считая его ответственным за внешнеполитические неудачи.

    Привлечение известного турецкого государственного деятеля Мидхата-паши. Мидхат-паша представлял интересы либеральных помещиков и зарождающейся турецкой буржуазии. Он признавал необходимость более глубоких реформ во имя сохранения Османской империи, но и готов был широко использовать террор против народных масс.

    В 1876 г. в Стамбуле - огромная демонстрация. В ней участвовали учащиеся мусульманских религиозных школ (софты), торговцы, ремесленники, городская беднота. Под давлением султан вынужден был сменить великого везира Недим-пашу и многих членов правительства. В состав нового кабинета вошел и Мидхат-паша.

    Разгул народной стихии испугал не только султана, но и самих «новых османов». Стремясь предотвратить новые революционные выступления масс, они избрали тактику дворцового переворота. Во временном союзе выступили Мидхат и «новые османы» с той частью феодалов и богословов, которая считала султана ответственным за сложившееся катастрофическое положение.

    В ночь на 30 мая 1876 г. Абдул-Азиз был свергнут с престола, а затем было объявлено, что он покончил самоубийством. Недолгое время престол занимал душевнобольной Мурад V, которого считали ставленником Мидхат-паши. Затем был достигнут новый компромисс: 31 августа на престол был возведен угодный верхушке феодалов и богословов Абдул-Хамид II, но и Мидхат-паша получал титул великого везиря вместе с разрешением составить проект будущей конституции.

    В сложной внешней обстановке (противоречия на Балканах) Абдул-Хамид согласился принять проект конституции. Ему приходилось считаться с общим недовольством в стране, с угрозой бунтов. Кроме того, он надеялся использовать провозглашение конституции для того, чтобы сорвать конференцию держав.

    Конституция 1876 г.

    Турция – конституционная монархия.

    Двухпалатный парламент: Палата Депутатов (выс им ценз), Сенат (пожизненно назнач султаном).

    Доктрина «османизма»

    Все подданные империи – равны перед законом, безопасность личности и имущества, неприкосновенность жилища, пропорциональное распределение налогов, запрещение барщины, штрафов и конфискаций, гарантировала свободу деятельности в торговле, промышленности и сельском хозяйстве, свободу печати, гласность судов.

    Гос язык – турецкий, гос религия – ислам (т.е. неравенство)

    Султан – почти вся власть: право назначать и смещать министров, объявлять войну, заключать мир, вводить военное положение и прекращать действие гражданских законов (это продвинули реакционары султана).Султан сохранил за собой функции халифа - духовного главы мусульман.

    Несмотря на ограниченность, она была бы прогрессивна для Турции.

    День объявления «конституции Мидхата» был приурочен к открытию конференции европейских держав. Султан рассчитывал, что введение конституции сорвет конференцию, но этого не произошло. Турция отказалась принять реформы на Балканах. Обострение внешнего положения.. Россия стала готовиться к войне с Турцией.

    Пока шла конференция, Абдул-Хамид поощрял конституционное движение. Но так как конференция не привела к соглашению, то султану стала не нужна конституция и ее автор. По приказу султана Мидхат-паша был сначала приговорен к смерти, но выслан за границу. Руководители новых османов были вновь сосланы в отдаленные части империи.

    Разгромив сторонников Мидхат-паши, Абдул Хамид не решился упразднить конституцию.

    Открылась первая сессия парламента. Подавляющее большинство депутатов-турок составляли отставные государственные служащие, крупные землевладельцы. Среди депутатов-немусульман было немало крупных предпринимателей.

    Парламент был послушен, но критика в сторону администрации была.

    Через пол года Порта провела новые выборы в парламент, но число опозиции увеличилась, критика резче.

    В 1878 г. парламент выразил недоверие великому визирю и членам его кабинета за неспособность вести успешные действия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

    Он был распущен на неопределенный срок, не успев обсудить даже бюджета страны. Фактически конституция 1876 г. перестала действовать.

    Главной причиной поражения конституционного движения была узость его социальной базы.
    47.Режим Абдул-Хамида II. («Зулюм»).

    Произвол цензоров привел к тому, что туркам ничего хорошего из литературы не досталось. Европейская литература почти вся запрещена. 

    Началась борьба против тюркизма. Борьба за усиление арабского языка.

    Национальная политика.

    Подавление любых смут. Натравливание народов друг на друга.

    Специальные отряды. Личная гвардия султана. Цели – подавление вольностей немусульманских народов.

    Армянский вопрос. Армянское крестьянство испытывало османский гнет наравне с другими народами империи. После рус-тур войны Абдулл-Хамид целенаправленно стал переселять сюда мусульман с Балкан, которые по мирному договору объявлялись независимой территорией. С армян стали собирать двойные поборы - в казну и курдам. И вот армяне подняли восстание в Сосуне из-за налоговой политики. И Хамид велел ликвидировать армян. Туда послали конницу. Солдаты принялись охотиться на армян и убивать их – спланированные из центра операции по истреблению.

    Особо жестоко – в Стамбуле, на улицах, на глазах у дипломатов, забивали дубинками и топили.

    Общее число убитых - около 300 тыс человек за 2 года. 

    Абдулл Хамид говорил, что спасал го-во, армяне – революционеры. Действительно были две партии. Искали поддержки у иностранцев. Их цель - путем восстания добиться политической и экономической свободы для турецкой Армении. Одна из партий радикальнее, вторая умереннее. Хотели чтобы не Шакир-паша управлял губерниями, а христианский наместник, данный Европой. Оказалось, что ни одна из 6 держав не желает помочь армянам. 

    Идея панисламизма обосновывала всю политику. Доктрина принята была, когда большая часть Балканских территорий отпала. Повернулись к миру ислама. Султан хотел стать для них защитником. Их жизни и веры. Но Абдулл-Хамид в панисламизме видел возможность укрепить свою власть. Идея объединения мусульман вокруг его одного, султана-халифа. И при помощи панисламизма он хотел не только сохранить господство, но и расширить его на всех мусульман.

    Внешняя политика.

    После Берлинского конгресса Турция как бы утратила роли и возможности во внешней политике. И Абдулл-Хамид обиделся на европейские державы, бросившие его во время войны с Россией. Ухудшение отношений с Англией и Францией. Но сохранялся еще долг Англичанам и Франции. 

    Зато в 80-е улучшаются отношения с Россией. Стабилизация после войны. 

    Новым направлением во внешней политике стала ориентация на Германию. Пытается получить военную и дипломатическую поддержку Бисмарка. Для реорганизации османской армии призваны германские люди. Вильгельм 2, пришел к власти. Он имел больше амбиций и хотел влиять на Турцию. Вильгельм приехал в Стамбул. Вильгельм объявил себя покровителем всех мусульман и получил концессию на строительство дальнейшее жд. 

    48.Младотурецкое движение в конце XIX – начале ХХ в.

    В первые десятилетия, после роспуска парламента и отмены конституции, созданный режим так хорошо служил, не было выступлений и незначит выступлений оппозиции. В это время в среде турецкой интеллигенции зрело недовольство (офицеры и студенты).
    Наиболее образованный слой – военная интеллигенция.

    Тяжелое финансовое положение отразилось и на армии + армию использовали на подавлении бесконечных антитурецкиж выступлений. Если Высшее командование - опора султана, то оппозиция состояла из слоев низшего и среднего офицерства. Офицерство подразделяют на: миктебли - окончившие школы; и алайи - обязаны своим положением султану. Среди миктеблей росло недовольство. 

    Младотурецая организация в 1889 г создана в мед учреждении, создатель албанец Ибрагима Темо. Общество «Единение и прогресс». Затем появились ячейки во многих сферах, очагах образованности. Общество имело цель – ликвидац деспотич режима - зулюма.

    Младотурки так себя не называли. Термин младотурки - европейский, так они называли новых османов.

    Сами участники называли себя османскими либералами.

    Сейчас некоторые исследователи этим термином называют вообще всех боровшихся за конституцию.

    У нас: конституционалисты – новые османы, а против зулюма – младотурки. Младотурки - продолжатели движения 60-70х. Идея османизма. Сначала – центр в Турции, затем – европейский.

    Усиливается полит эмиграция и центром стал Париж. Возглавил его - Ахмед Ризабей. Он был полукровкой. Отец его Али бей- член первого сената, мать - немка. Поэтому он получил высокое образование.

    Вокруг него –группа эмигрантов, которые уехали из Турции в знак протеста.

    Ахмед Риза 7 раз обращался к султану с просьбами восстановить конституц строй. Сначала Абдул не обращал внимания на них, после армян резни начались репрессии, эмиграция увеличилась. Центр притяжения – парижская газета, которую основал Ризабей.

    В первом номере была опубликована статья: Наша программа.

    Цель - достижение мирным путем справедливого строя.

    Мы не за свержение власти ,а за порядок и прогресс.

    Нужны реформы.

    Против прямого вмешат других держав и это проистекает не из фанатизма. Религиозный вопрос - личное дело.

    Идея османизма. Программа отражала общие идеи турок: не делимость империи, не вмешат держав и равенство всех подданных без различия веры и национальности. 

    Младотур организация не была едина как территориально, так и идейно.

    Ещё один лидер – Мурат Бей – историк, зннал русск и франц. Газета «Весы». Он отличался от Ризы тем, что питал надежду, что Абдул Хамид если окружит себя достойными людьми, сам изменит свою политику.

    Метод одинаков - через печать добиться признания.

    Они за границей обсуждали дела Турции, излагали свои взгляды, создавали много брошюр, нелегально. Газета проникает в Турцию, ее экземпляры расходятся быстро в самом Константинополе.

    Центральная идея - необходимость восстановления конституции и созыв парламента.

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта