Главная страница
Навигация по странице:

  • 43. Социальная обусловленность судеб Иудушки и его братьев. Младшее поколение Головлёвых.

  • 44.Сказки Щедрина

  • 1. Роман Чернышевского Что делать. Идейнохудожественные особенности, приемы тайнописи


    Скачать 290.21 Kb.
    Название1. Роман Чернышевского Что делать. Идейнохудожественные особенности, приемы тайнописи
    Дата02.06.2019
    Размер290.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEkzamen_Grach.docx
    ТипДокументы
    #80074
    страница15 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    42. Роман «Господа Головлёвы». Эволюция образа Арины Петровны. Поэтика.

    Роман является социально-философским. Показана типичная ситуация для дворянской семьи. Особенности существования семьи до отмены крепостного права и после его отмены. В построении романа – одна и та же тема – отцов и детей. Веха – 1861 реформенный год.

    Воссоздавая историю русского деспотизма, СЩ прибегает к фантастике, гиперболе и гротеску. «ГГ» - художественное исследование одной семьи. В романе не раз встречается пейзаж Головлева: «Все глядело сумрачно, говорило об угнетении». Летом «Жар так и окачивает сверху горячей волной», «даже деревья стоят понурые и неподвижные, словно замученные», весна также неприятна и мрачна.

    Головлевы: Арина Петровна; муж-алкаш, ненавидящий ее; Степка-балбес; Пашка-тихоня, Порфиша (он же Иудушка); Аннушка (сбежала из дома с каким-то корнетом, рано умерла, оставила дочерей Анниньку и Любиньку). У Порфирия тоже было двое сыновей.

    Главы: «Семейный суд», «По-родственному», «Семейные итоги», «Племяннушка», «Недозволенные семейные радости». Центральная проблема – проблема семьи.

    Образ А.П. делится на 2 части: жизнь до реформы и традиции этой семьи. Выясняется, что она оказалась лишь более деятельной, чем ее предшественники. С.Щ. показывает, что вопрос о наследстве превращает это семейство в собрание людей, которых никак не назовешь родными. Внутри семьи – отчуждение.

    Для А.П. переломным становится 1861 год. Например, Тургенев показывает лучших из дворян, их реакцию на происходящее. Щедрин же изображает провинциальных консервативных дворян, чего они ждали и боялись. Опасения подвигли А.П. на роковой шаг: она решила разделить свою собственность. Вся беда в том, что она (по Щедрину) напугана была общественными опасениЯми.

    Фактор разорения АП – привычка быть авторитетом в своей семье. Она , рассчитывала, что произведет лишь формальное разделение между детьми, но дети, получив земли, бунтуют против нее. С ней остается лишь муж. АП владеет значительной частью собственностью, а этот капитал и в пореформенной России может принести прибыль.

    В произведении также рассказывается о том, как АП из властной, своенравной помещицы превращается в провинциалку, показывается ее внутренний мир. Когда у нее было богатство, она была деспотична, почти не питала родственных чувств к детям, любви к супругу. Автор показывает, что эта черта порождается обществом. И лишь когда она утрачивает свой авторитет, то становится человечной, в ней пробуждаются чувства. Она видит свою вину перед детьми, понимает, что жизнь в поместье гибельна для ее внучек и позволяет им покинуть поместье, чтобы они могли найти свое счастье.

    Тема проклятья также походит через весь роман. Первый раз: когда решалась судьба Степана на семейном совете. Иудушка подговаривает мать, что от Степана нужно потребовать бумагу о том, что он не будет претендовать на наследство. АП спрашивает Иудушку о том, куда же денется Степан. Тот говорит уклончиво, прямого ответа не дает. АП чувствует подвох и формально говорит о лишении родительского благословения. Второй раз: во время похорон Павла. Автор пишет, что в этой сцене перед ней будто бы проливается какой-то свет и с этого момента начинается ее прозрение. Ее внутренний суд над Иудушкой свершился.

    В маленьком имении АП живет без душевных сил, жизнью скудной и непривычной для нее. Ради общественного авторитета Иудушка пытается наладить отношения с матерью. Он начинает пересылать ей подарки (ничего не значащие безделушки). Мать давно поставила на нем крест, но ей хочется душевного тепла, поэтому она идет на примирение.

    Временное повествование своеобразно. Целая эпоха занимает несколько строк, а один день (день приезда Петьки) может растянуться на целую главу. Ему грозит суд и нужны деньги, но у АП их нет. Вот тогда она произносит проклятие, но неясно, кому его отсылает. С этого момента компромисса быть не может. СЩ показывает закономерность: чем больше он связан с собственностью, тем меньше он человек ( и наоборот).

    На протяжении романа АП чувствует бессмысленность своей деятельности. Во имя стяжания сгублены души тех, для кого совершались накопления.
    43. Социальная обусловленность судеб Иудушки и его братьев. Младшее поколение Головлёвых.

    Если говорить о социальной обусловленности судеб детей АП, то здесь следует учитывать много факторов: дом, воспитание, которое обезличивает, но не всех; отсутствие привычки трудиться; важен жизненный опыт того или иного члена семьи при выборе жизненного пути. Нежелание найти свой путь приводит Степана обратно в дом матери. Павел избрал военную карьеру, которая наложила на него характеристику «человека без поступков». Это не домашнее воспитание, а социальный опыт. У Павла есть внутренний протест, но нет возможности и силы духа, чтобы выразить его.

    Порфирий в отличие от братьев стал чиновником. Он повторяет цель своей матери. Хотя АП говорила, что делает это все ради детей, а Порфирий о них даже не думает. СЩ говорит, что человек, живущий по таким законам, изживает себя. В произведении звучит тема конца света, тема конца государства, тема замкнутого порочного круга. Иудушка еще не скончался, а за его имением уже следит дальний родственник. Роман имеет кольцевую композицию. Жажда роскоши, эгоизма, неумение зарабатывать – отличительные признаки младшего поколения Головлевых. Внучки АП устраиваются в провинциальный театр. Чтобы достичь успеха, нужна работоспособность и сила воли, а не только талант. У них же преобладает желание жить в комфорте и роскоши. Итог этого – нравственное и моральное падение. Когда они прозрели, лишь у одной хватило сил покончить с прежней жизнью. Вторая покончила с собой.

    Особенность романа в том, что он сосредоточен на изображении внутренней, а не внешней опустошенности. Звучит тема вырождения дворянства.

    Бессмысленное существование и трагический расчет в конце жизни - таков же удел детей и внуков госпожи Головлевой.

    Вот старший сын ее - Степка-балбес. Постоянное принижение, попреки, побои создали характер слабый, рабский. Человек талантливый, он не ощущал ни малейшего позыва к труду. Главное стремление его - в свое удовольствие пожить. И конец его страшен. Вся жизнь его, исполненная кривлянья, бездельничества, буффонства вдруг словно осветилась перед его умственным оком... И вот теперь ему предстояла расплата за тот угар, в котором бесследно потонуло его прошлое. Тоску по напрасно прожитой жизни Степан пытается утопить в вине.

    Другой сын Арины Петровны, Пашка-тихоня, тоже кончает за- поем. И перед этим человеком, лишенным поступков, возникает пустота, жизненный итог его - одиночество, беспомощность, мерт- вая тишина. ,

    Столь же беспросветна судьба младшего поколения Головле-вых. Это хмельное, блудное, измученное, истекающее кровью поколение людей, непригодных к жизни. И их отравила атмосфера стяжания и лицемерия, царившая в головлевском доме. Все смерти, все отравы, все язвы - все идет отсюда,- думает о Головлеве внучка Арины Петровны - Аннинька.- Здесь происходило кормление тухлой солониной, здесь впервые раздались в ушах сирот слова: постылые, нищие, дармоеды, ненасытные утробы и пр.; здесь ничто не проходило им даром, ничто не укрывалось от проницательного взора черствой и блажной старухи... И вот, когда они получили возможность располагать собой и поняли, что можно бежать от этого паскудства, они и бежали... туда!

    Сиротки Аннинька и Любинька становятся провинциальными, актрисами. В романе рисуется трудная судьба русской актрисы, на которую окружающие смотрят как на женщину легкого поведения. У сестер не хватило душевной стойкости и мужества, чтобы сохранить в таких условиях свое достоинство, и святое искусство привело их в помойную яму. Бесконечный пьяный угар, разврат, всеобщее презрение и нищета довели девушек до решения покончить с собой. Любинька выпила свою порцию яда, а Аннинька не решилась последовать примеру сестры. Пей... подлая! - кричала Любинька.- Сестрица! Милая! Голубушка! пей!..

    Больная, измученная, вернулась Аннинька в постылое Головлево чтобы там умереть.
    44.Сказки Щедрина

    Сказки Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Форма сказки была выбрана писателем не только потому, что этот жанр предоставлял возможность скрыть истинный смысл произведения от цензуры, но и потому, что он позволял просто и доступно трактовать сложнейшие проблемы политики и нравственности. В наиболее доступную народным массам форму он как бы переливал все идейно-тематическое богатство своей сатиры.

    Щедринские сказки поистине энциклопедичны. В них отразилось все русское общество пореформенной поры, все общественные и социальные силы России.

    Сказки относятся к 1периоду,связанному с изменениями в рус жизни общественно-культурной историей. Некоторые сказки возникли вместе с «Историей одного города» - 60-е гг. в 1880-м основной цикл сказок. Это неслучайно,80-е г. Тяжелый период русской истории,время наступления политич.реакции,жесткий контроль над проявлениями общественной жизни,лит.прессой. Рекомендуемые официальные издания не принимали произведения С-Щ.

    «История одного города»-библия 19в.,т.е.город с вечными законами,кот будут проявляться и дальше.

    Сказки Щ.-Евангельские притчи,кот.отвечают на запросы данного времени.

    Тематика сказок:

    1-осмысление последствий крестьянской реформы и взаимоотношения помещиков и крестьян. «Дикий помещик»,»Народ и чиновник», «Как мужик двух генералов прокормил». Статский ген.чиновник высшего ранга. Генерал рассказывает о мужицком сознании, у мужика есть и «ваше превосходительство»(хотя и отменили крепостн.права)-генерал по военной службе.Но дело происходит не в армии, за пределами гос-ва.Гл.роль играет покорный мужик, даже при любой реформе на нем можно ездить. «Коняга»-эволюция славянофильства, потеря интереса народа, но привычка жить за счет него.

    2-духовная жизнь России. «Орел меценат». Высмеивание идеи просвещенного монарха.Как бы не был прав, все равно рознит интеллект с народом, ограничение системы образования для них.

    «Карась-идеалист» Влияние общественных,философск. Идей видится в общественной деятельности. В проподях Карася слышатся высказывания Л.Толстого в 80-е г. Толстой был одним из ведущих лидеров, предстовителей Достоевского.Здесь 2 героя-карась мечтает о гармонии. Встречается со щукой.Его аппонент ерш скепти,мир устроен так,что жизнь-борьба вечных инстинктов,т.е. показывается 2 грани общества: 1)Толстой и Достоевский, 2)мир устроен от начала века.

    В сказках автор не заявляет о своих собственных позициях, читатель сам ищет ответы.

    3)рассказ об административном устройстве. «Медведь на воеводстве». Сквозной герой-история. Даже лев боится истории.

    Особенности сказок С-Щ. от устного народного творчества.В фольклорных сказках несколько абстрактных представлений,вневременных,несявзаных с жизнью определенного времени,гос-ва.

    У Щ. гл.современный подтекст сказки о России,о ситуации, складывающейся в глазах поколения. Поэтому мелькают имена общественных деятелей, традиции.

    В сказках нет положительной начала. Весь цикл сказок-поиск выхода из полит ситуации,попытка понять механизм появления законов,а опирается на естествознание.

    «Баран непомнящий» возник после того как в рос.печати появился отрывок из работы Дарвина «Инстинкты». У народа есть и генетическая память. В сказке Щ. говорит,что бараны живут в зависимости от человека, пострижка шерсти-норма. Сон барана о вольном предке не дает возможности жить спокойно, он и умерает от этого.

    Щ. считал, что пока только единицы понимает,что народ должен быть свободен.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта