1. Роман Чернышевского Что делать. Идейнохудожественные особенности, приемы тайнописи
Скачать 290.21 Kb.
|
Вопрос 4. Помяловский. «Молотов». Николай Герасимович Помяловский (11 апреля 1835, Санкт-Петербург — 5 октября 1863, там же) — русский писатель, прозаик, автор реалистических повестей. Родился в семье дьякона. Приступает к литературному творчеству уже во время учёбы — принимает участие в рукописном журнале «Семинарский листок» (публикует насколько статей и начало рассказа «Махилов»). Мировоззрение писателя сложилось под влиянием революционных демократов, в частности Чернышевского. Для Помяловского характерно резко отрицательное отношение к дворянской культуре в целом, отвращение к буржуазному накопительству. В демократической литературе 60-х годов были две основные творческие линии. Для первой характерны очерки, для второй — проблемные повести и романы, отличительным признаком которых был образ «нового человека», поиски положительного героя из разночинной среды. В творчестве Помяловского представлены обе эти линии. К первой принадлежат «Очерки бурсы», ко второй — повести «Мещанское счастье» и «Молотов». Герой Помяловского — плебей, разночинец, борющийся за своё место в жизни, ненавидящий барство, безделье, либеральную болтовню; однако классовое самосознание, чувство собственного достоинства не избавляют его от капитуляции перед действительностью. Основная тема повестей Помяловского — процесс созревания социального самосознания разночинца и его борьба за свое место в жизни, конкретные формы и внутренние противоречия этой борьбы. «Мещанское счастье» и «Молотов» — самые известные произведения писателя, представляют собой диологию, в центре которой — повествование о судьбе разночинца Молотова. Произведения затрагивают многие проблемы социального характера: проблема воспитания, повествуют о женскойэмансипации, об отношениях разночинцев и дворянства, но основной проблемой является осмысление судьбы образованного интеллигентного разночинства в обществе. «Молотов» гораздо более зрелое произведение, чем «Мещанское счастье». В нем П. показал себя крупным художником-реалистом, одним из зачинателей литературного стиля революционной демократии 60-х гг. Это сказалось прежде всего на изображении центрального лица повести. Положительный герой П. — живое лицо. П. — реалист. Реализм П. проявился и в мастерском изображении бытовых деталей, которое, не являясь самоцелью, полно обобщающего значения. Интересно в этом смысле описание огромного петербургского дома, в известной степени символизирующего собой весь общественный строй, сжатое и скупое описание, которое служит яркой экспозицией, определяющей общую тональность произведения. У большинства народников эта рисовка деталей и уменье воспользоваться ими для показа смысловой доминанты произведения отсутствуют. В страницах, посвященных роду Дороговых, можно усмотреть некоторое влияние «Дворянского гнезда» Тургенева, но если между ними и есть связь, то скорее следует сказать, что П. полемизирует с Тургеневым, включив в аналогичные рамки совершенно иной материал. Изображение чиновничьего быта в «Молотове» оказало несомненное воздействие на первую часть «Что делать?» Чернышевского: есть ряд фабульных соответствий в этих двух произведениях. Среда, в которой происходит действие второй повести — «Молотов», — петербургское чиновничество, семья Дороговых, их родственники и знакомые. Помяловский рассказывает историю четырех поколений этой семьи. Мы видим Дороговых и их родню достигшими того идеала, к которому они стремились: безбедного, обеспеченного существования. Помяловский в известной мере симпатизирует этим людям, мысленно противопоставляя их дворянству, благополучие которого основано на подневольном, крепостном труде. Здесь всё действительно добыто потом и кровью. Примерно та же среда изображена Чернышевским в начале его романа «Что делать?» в гораздо более темных красках. И тем не менее Чернышевский относит жизнь Розальских (во втором сне Веры Павловны) к «чистой», «реальной» грязи. «Реальная грязь» грязна, но все составляющие ее элементы здоровы; как только изменится расположение атомов (т. е. как только изменится общественный строй), грязь превратится в нечто другое, «и всё другое, что выйдет, будет также здоровое, потому что основные элементы здоровы». Тут же говорится, что «жизнь имеет главным своим элементом труд, а потому главный элемент реальности — труд...».Труд и является той чертой в облике Дороговых и им подобных, которая заставляет Помяловского относиться к ним с известной симпатией. В этой повести Помяловский показывает Молотова в двух аспектах. Это подлинный плебей. Он не тянется к привилегиям и привилегированному классу, как Дороговы, их родственники и знакомые, жаждущие того, чтобы их происхождение от мужиков и мещан было поскорее забыто. Молотов презирает тунеядцев и белоручек и всего в жизни добивается своими собственными головой и руками. «... У нас редко кто имеет нравственную собственность, своим трудом приобретенную\», — говорит Череванин, — всё получено по наследству, всё — ходячее повторение и подражание. А Егор Иваныч хотел иметь всё свое...» Случайно подслушанный Молотовым разговор Обросимова с женой имел для него очень важные последствия. Центральной задачей его жизни сделалась с тех пор борьба за личную независимость, за свое «мещанское счастье», путь к которому он видит в материальной обеспеченности. Молотов стремится достигнуть положения, при котором ему не придется прибегать к милости «благодетелей, давальцев, меценатов» Сам Молотов моментами недоволен достигнутым «счастьем» и говорит о нем, как о «благонравной чичиковщине», но несравненно больше не удовлетворен своим героем сам Помяловский. Критическое отношение к нему писателя наиболее отчетливо выражено в последних словах повести: «Тут и конец мещанскому счастью. Эх, господа, что-то скучно...» Молотов был задуман как положительный герой, но в процессе осуществления замысла писатель увидел порочность его социального пути. Ему противопоставлен в повести Череванин. Натура более широкая, чем Молотов, он глубже понял вопрос личной свободы и независимости и впал в «кладбищенство», когда действительность обманула его ожидания. Он пришел к заключению, что хорошие слова остаются только словами, что розовые мечты оборачиваются сереньким личным благополучием. Симпатизируя Молотову и Наде, он как бы вместе с Помяловским говорит о скуке их «счастья». Череванин понимает, что «счастье» Молотова — не выход, что оно непрочно и только ненадолго откладывает «проклятые вопросы», которые необходимо было так или иначе разрешить. Помяловский показывает в своей повести, что современная ему общественная жизнь толкает мелкого буржуа либо к постепенному примирению с ней, к «мещанскому счастью» и «скуке», либо к безысходной тоске и «кладбищенству». Но, показывая эти две тенденции, сам он тянется к третьему — еще для него неясному пути. 5 Вопрос. Тема народных низов в лирике Некрасова. 2 ведущие темы: Жизнь русской деревни Жизнь соц низов в городе Появляется тема маленького человека, бедняка – разночинца ( стих «В дороге» - одно из первых, Белинский обратил внимание: «Вот теперь я верю, вы поэт, и поэт истинный». Манера литературного сказа (впервые, раньше такого не было) Лит сказ – повествование ведущееся от рассказчика, а не от автора. Это или представитель иной среды, или носитель уровня определенного мировоззрения. Особенна и его речь (если в народе противоречия, диалект, для героя – рассказчика – это недопустимо) « В лирике Некрасова Россия заговорила на разные голоса» В стихотворении «В дороге» - 3 героя. За время долгого пути, ямщик рассказывает свою историю, рассказа о трагической участи молодой девушки, которая была взята в дом, чтобы стать подругой по играм барской дочери. Отсюда трагедия брать воспитанниц (должна быть красивая и смышленая), училась вместе с барышней. Барышня выходит замуж, а далее о девушке – крестьянке никто не заботится. Выдают ее замуж за крестьянина. Удручает это мужа: КРЕСТЬЯНКА рассматривает портрет, читает книжки и тд, КАКОГО ХРЕНА??? Больше всего мужа беспокоит то, что также она пытается воспитывать и сына (моет, чешет, учит читать). Жена сохнет, крестьянин недоумевает. Возникает 2 плана повествования, лирический герой обрывает рассказ ямщика. 1 план - повествование ямщика 2 план – мнение возникающее у самого читателя. Стихотворение «В деревне» свидетель разговора, 2 загубленные судьбы. Охотник с рогатиной (медвежатник), 40 медведей надел, на 41 сплошал. Вместе с его смертью рушится все. Крестьянка не имеет сил, чтобы продержать хозяйство, старается прокормиться, раздавая имущество. НО восхваляет барыню, давшую несколько копеек на похороны. К этому же циклу относится стихотворение «Забытая деревня» Стихотворение «На Волге» Сложная композиция, повествование ведет рассказчик + включаются голоса других людей, 2 – х частная композиция. 1 а - детство, все гармонично, красота, щедрость природы, но возникает контраст – артель бурлаков…мир страданий, лищенный надежд. 1 бурлак: «а как бы к утру умереть, так лучше было бы ещё». В атрелях была традиция не бросать своих…вели до последнего 2- я часть – по композиции их все – таки 2, но вообще идейно 3. – это воспоминая взрослого человека, думает не о единичном случаи, а о положении народа в целом. Почему всё терпят?? Значит это массовая психология, нац черта – ФИЛОСОФСКИЙ ПЛАН, «У парадного подъезда» - 3 части. Наблюдение лирического героя стоя у окна. Акцент не то, что швейцар прогнал, а реакция мужиков – покорность своей судьбе «Суди его Бог» Сатирическая. Тема официальная и реальная. После смерти некрологи, но реально – вся жизнь сводится лишь к возможности получить огромное жалование, эксплуатируя народ. Официально – хвала, тихо – проклятья. 3 – размышленипя аналогичные размыщлениям «На Волге» , бедственное положение народа зависит не только от власти, но и от терпеливости народа. «Железная дорога» важен эпиграф – пролог. Собеседник лирического героя – человек в шинели на красной подкладке (генеральская форма), рядом мальчик, одетый в кучерский армячок. Стихзотворение развивается отталкиваясь от этой сценки. Объяснение чьими силами железная дорога была построена. Тема «царя голода» - конкретная форма нищеты. Ключевая сцена – одна из финальных сцен! Выясняется, что мужикам не дадут денег за работу, а с них их еще и требуют!!! Подрядник часто штрафовал за то, что ломался инвентарь и тд… Подрядник выставляет мужикам водку. И «прощает» недоимки. (сцена с впряжением в упряжку, и танцуют барыню), за подачку мужики готовы превратиться в лошадей…. Идет перекличка с гоголевском птицей тройкой, вот она, выезжающая на силе забитых мужиков. Последняя часть – может ли что – то измениться в судьбе народа? Недовольство в низах зреет, и, возможно, выльется в мощное движение «Жаль что уже в это время прекрасное, не жить ни мне, ни тебе» Тема городской бедноты. Цикл «На улице» - по своей форме исходит из газетного опыта Некрасова. Одна из таких зарисовок – «Вор». Полемика с «криминальной наклонностью человека». Очень важен портрет воришки. Когда его окружают, он даже не пытается бежать, это не профессиональный вор. Детали: Сюртук – не свойственная крестьянину одежда городских низов, скорее всего это мелкий чиновник Отсутствие сапог Лицо – следствие недавнего недуга. Болезнь свалила бедолагу. В то время на службе было достаточно одного факта отсутсвия – увольняли без всякого объяснения. Сюртук дырявый – значит не продашь, никому не нужен.Голод довел до того, что человек перешагивает через себя. Стремится не убежать, а вцепиться в калач. Автор не говорит, что будет дальше с этим человеком, а показывает только реакцию толпы: «злорадная радость. Стихотворение «Гробок» - наблюдение на городской улице. Люди не имеют право на семью, детей. Каждый новый ребенок – лишний рот. Появляющийся человек – не желанный, его проклинают. Своеобрразными контрастами возникают стихотворения «Крестьянские дети» и «Плач детей». Жизнь крестьянских детей не сладка, они маленькие, а сознание взрослого. «мужичек с ноготок» беседует на равных, себя ощущает не ребенком, но с другой стороны сама жизнь среди природы дарит удовольствие . Удовольствие от общения с природой. Характерна не по- детски взрослая наблюдательность. «Плач детей» связан с трудом детей на прядильных производствах – часто погибают, живуь=т беспросветно, сон не дает отдыха, их единственное желание – ВЫСПАТЬСЯ! Редко они вспоминают свое деревенское прошлое. 6 Вопрос. Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова. В каждой эпохе возникают сложности, даже в самой либеральные времена не дали свободы. В творчестве мы видим портреты современников Белинский (какого хрена….) «Памяти приятелей», «Медвежья охота» В памяти приятеля Некрасов говорит о горькой закономерности, после смерти может быть забыт не только потомками, но и своими друзьями. Даже могила Белинского заросла травой , забвение о его памяти. В отрывке «Медвежья охота» « ….нас гуманно мыслить научил…», хотя и до Белинского были прогрессивные писатели. Некрасов говорит о большой скромности Белинского, который служил своей стране, жил актуальными проблемами времени. Эта черта была унаследована и Некрасовым. Нужно сожалеть от том, что не сделано. Стихотворения памяти Добролюбова, стихотворение «Пророк» памяти Чернышевского. Пророк оказывается емким, в этом эволюция темы Пушкина, Лермонтова, Некрасова Если у Пушкина глаголом жечь сердца людей – поэт – пророк, имеющий влияние на умы и душир современников Лермонтов – эпоха николаевской реакции, хотя пророк пытается исполнить свою миссию, ему не к кому обратиться. Его правда не нужна Пророк Некрасова - отталкивается от истории о Христе . Уходил от людей, был готовк испытаниям. Он идет к людям, чтобы восстановить жизненную гармонию. Именно такой пророк о чернышевском. Чернышевский не собирался жалеть себя, заботиться о том, чтобы уцелеть в этом мире. Последняя строфа обращается к Евангилеевским событиям. Некрасов считает, что в любое время без таких самоотверженных людей не возможно ни прогресса, не развития духовной жизни. Возникает тема СОБСТВЕННОГО жизненного пути…Сравнивает себя с другими: Добролюбовым, Писаревым «Муза» - многие современники ожидают от таланта Некрасова , но его муза не умеет петь сладкогласно, его спутница – печальная спутница бедняков. Хотя у Некрасова есть любовный цикл, он всё равно в духе времени. Любовь скорее испытание, чем наслаждение. «Поэт и гражданин» 1856 – конец николаевской эпохи. Своего рода историческое перепутье. Не известно, что даст новое царствование. Это и тема двойничества. Стихотворение построено как диалог. Но не понятно кто отражает авторскую позицию: поэт или гражданин. Это беседа с самим собой, воспоминание о трагедии своих предшественников. По Сути это диалог между духовными порывами и пройденным опытом. Переколичка с Рылеевым, эпоха требует объединения. В период правления Николая возник кружо к Петрошевцев, стремление пробудить общество, показать, что так жить нельзя, нужно вести просветительскую работу. Некрасов находился в колебании. В общем помнить: Я лиру посвятил народу своему! 7 Вопрос. Сатирические мотивы в лирике Некрасова Стихотворение «Свобода» входит в сатирическое творчество Некрасова, состоит из 2 – х частей 1 – уверение властей, какие блестящие перспективы раскрываются 2 – горькие комментарии самого автора Сатира связана с делами и до реформы, и после… «Первый шаг в Европу» - рассказ о различном положении дел в Европе и в России «Отрывок из путевых записок Графа Горанского» Это сочинение россиянина предпочитающего жить за границей, к фамилии добавляет частичку ДЭ, свысока размышляет о Российской жизни. Жизнь русского народа видит или из окна кареты или особняка, 3 летних месяца живет в имении, а получив деньги отбывает за границу. Возмущен тем, что крестьяне негодяи и лиходеи. Потрясает рассказ о расправе крестьян над своим помещиком, но Горанский наивно считает, что его - то крестьяне всем довольны. « Псовая охота» - отрывок из поэмы… Дворяне – помещики находят восторг не в духовных увлечениях, а в псовой охоте… Раскрываются 2 стороны: 1. Восторг и порыв только у хозяев, для самих соуг – повседневная обязанность. При том каждый хозяин заботится о том, чтобы слуги не выглядели хуже. Детали: Пародирование помещиками «Полтавы» Пушкина, сцена выхода из шатра Петра 1 – такой же помещик готов идти на зайцев Кульминация – разодрали барашка Стихотворение «Нравственный человек» Показывает внутренний мир человека графского сословия. Герой считает себя примером и образцом. Гордится, что живет согласно строгой морали – РЕФРЕН Относится к жанру лит сказа. 2 плана повествования. 1 – как видит себя герой, 2 – как воспринимает читатель. Гуманный, благородный человек распространяет вокруг себя зло» Но сточки зрения юридических законов – не подсуден. С точки зрения нравственности – чудовище. Загубил жизнь собственной дочери. Но в обществе уважаем. А значит надо менять законы! Вся русская жизнь нуждается в серьезных и глобальных переменах. ЕЩЁ К САТИРЕ: Цикл «Песни о свободном труде» - осмысление послереформенной действительности. 8 Вопрос. Художественное своеобразие лирики Некрасова Введение в поэзию манеры литературного сказа Прием контрастов (социальных) Особая роль эпиграфов ( в железной дороге, в псовой охоте. В цикле о погоде) Особенность пейзажа (пейзаж является не только фоном действия. Он несет в себе более серьезную смысловую нагрузку, это пейзаж социально окрашенный, пейзаж – символ. «Перед дождем» - когда появляется экипаж – это символо политики, а последняя строфа – параллель с гоголем , опять птица – тройка. Но по Российским дорогам несется повозка с жандармами. А сам Николай – глава жандармов «Утро» - само название становится полеимикой. Утро – прекрасное время. Показывает утро в деревне и утро в городе, тот же пейзаж, заставляющий страдать человеческую душу. Опять отталкивается от Пушкина. Где – то раздается выстрел..кто – то покончил с собой. « Не сжатая полоса» - полоса уходит не сжатой…а вот почему???? Использование мотивов русской классики: Пушкин, Лермонтов, Гоголь Обращение к фольклору, использование на протяжении всего творчества. Ребенка учат одному – терпению, иначе не выжить в жестоком мире. В 17 веке возникает прием сатирического абсурда… - перекличка со стихотворением «Калистрат» Широко использует жанры городского романа. «Огродник» - исповедь человека отправленного на каторгу. За дворянскую дочь.. Имеет реальную основу (тип того ж в костромском крае) Сочетание художественности и публицистики |