Главная страница
Навигация по странице:

  • 14. Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

  • 15. Новаторские искания в лирике Фета.

  • 16. Философская лирика Тютчева: романтизм и реализм.

  • 1. Роман Чернышевского Что делать. Идейнохудожественные особенности, приемы тайнописи


    Скачать 290.21 Kb.
    Название1. Роман Чернышевского Что делать. Идейнохудожественные особенности, приемы тайнописи
    Дата02.06.2019
    Размер290.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEkzamen_Grach.docx
    ТипДокументы
    #80074
    страница4 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    13 Вопрос. Типология народных образов и проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

    Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству. 
        В центре поэмы — собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и надежды, жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни крестьянина вместились в это произведение. Сюжет поэмы “Кому на Руси жить хорошо” близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне — не странники-богомольцы. Они — символ пробуждающейся России. 
        Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей истины. Это прежде всего семь мужиков. Их главная цель — найти “счастье мужицкое”. Деление героев идет по признаку, относящийся к реформе крепостного права:

    Люди холопского звания или холопы (и в душе, и на деле). Мирные свойственные лакеям. Это: Яков, Ипат, лакей Переметьева. У лакея Переметьева счастливое прошлое, он получает определенные блага. Ипат же тоже вспоминает, но начинает с эпизодов детства. Ипат, который упал с телеги барина, возвращается по нескольким причинам: 1) экономично не выгодно терять крепостную душу; 2) судебное разбирательство, если он замерзнет на дороге, а не в барской усадьбе. А Ипату дорого лишь барское внимание на такого холопа недостойного как он. Якову же важно, что барин увидел в нем человека. Безысходность жизни доводит до того (в особенности жесткий обман, когда близкому человеку причиняют вред тот, кто назвал Якова братом), что он забывает христианские законы. Он чувствует себя виноватым в судьбе племянника. Рассказ про Якова имеет под собой жизненную основу: случай в рязанской губернии. Наивность крестьянского мировосприятия, которая строится из законов совести, веры и правды. Действительность доказывает, что дворянской слово не крепко. С отменой крепостного права, умение служить не ушло.

    Тема правдоискателей. Матрена Тимофеевна, Ермила Гирин, Гриша Добросклонов, семь странников и Яким Нагой. Они делятся на две группы: 1. несогласованные с неправдами этой жизни. 2. Бунтари, вокруг которых группируется народная сила. Яким Нагой обращает на себя внимание, когда выступает в спор с Павлом Веретенниковым. Последний одет по моде будущего. Он говорит о крестьянах, что они умны, много пьют. Ему возражает Яким, а все остальные лишь поддакивают. Якима выдает самостоятельность мышления, высокий уровень сознания, умение доказывать - признаки правдоискателя. Во время пожара Яким спасет картинки сына, которые ему дороже икон. Яким жил в Питере, где начинается движение передвижников, понятное народу. Яким попал на одну из выставок и оценил картины по достоинству. Яким спасает то, что не надеется потом восстановить - он спасает картины передвижников. Заинтересовали они его тем начинаем, что влияло на его рассудок.

    Образ Агапа.

    Крестьянам дают волю, но не дают земли. Он способен по-настоящему оценить реформы. Для него чувство человеческого достоинства дороже всех благ. Некрасов показывает, что это самосознание преобладает лишь у единиц, а основная масса стремится к покорности. Надежда крестьян на то, что власть будет защищать их интересы. Из этой группы выделяется подгруппа, к которой относятся бунтари: САВЕЛИЙ, ЕРМИЛА ГИРИН. Весь бунт ( сцена с Савелием) сводится лишь к частной личной мести. Нет заранее спланированного движения. В бунтах никого не было дальнейшей цели. Они не поднимутся до осознания того, что все происходящее с ними повсеместно и что необоснованно бороться нет смысла. У бунта нет заранее продуманной цели. И этим эпизодам Некрасов объясняет неудачи престижных и нынешних восстаний. Вспышки недовольства быстро гаснут - неумение понять, что все зависит от правительства. Савелий советует терпеть, так как правды все равно не найти. В разговоре с Матреной Некрасов показывает, что молодое поколение еще не привыкло к покорности. Характерно поведение Матрены. Она исключение из всех правдоискателей, то есть большинство правдоискателей - мужчины. Этапы эволюции. В эпизоде с Федотом и в эпизоде с мужем играют роль исключительные обстоятельства. Ее выдает более высокий уровень сознания - о закономерности женской судебной жизни. Ермило Гринин относится тем, что он работает на благо народа, за умение ставить общие интересы над личными. К писарю обращались написать прошение, а прошение писались лишь в случаи конфликта с баринами. Е.Г. знал законы. Проблема власти: чем больше власть, тем больше желания воспользоваться властью ради своей прихоти. Народ сжился с мыслью, что если человеку дана власть, то ею надо пользоваться. Народ не привык к тому, что власть перед ним отчитаться. Ермила выбивает путь исканий народа поддержки, так как в одиночку правды не найти. Ермила сидит в остроге из-за того, что в деревне понадобились воинства, дабы переуговорить не бунтовать и защитником выступил Ермила.


    14. Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»

    1. Соц.-ист. принципы изображения человека

    (Манер сказа- рассказ от лица человека определенного сословия)

    2. Объединения в одном стихотворении

    3. Прием контраста

    4. Новая роль пейзажа. (Далее через пейзаж рассматриваются переживания человека. У Некрасова пейзаж социально опрощен)

    5. Большая роль эпиграфа (Жел. Дорога, О погоде)

    6. Перекличка с классическими образами и сюжетами.

    Приемы тайнописи:

    -события так тесно связаны, что второе объясняет первое

    -исторические ассоциации.

    Лиризм поэмы проявляется и в самом тоне авторского повествования. Авторское начало в поэме вполне ощутимо, хотя и не всегда выделено на первый план. Позиция повествователя определена совершенно точно. Он вместе с народом; он, как и они, тревожится за последствия холодной затянувшейся весны, радуется широкому раздолью сельской ярмарки…

    Но голос автора-повествователя не всегда сливается с голосом мужиков. Автор выступает в поэме как носитель более передового, революционно-демократического сознания. В его задачу входит вести народ, раскрывать перед ним перспективы разумной и сознательной жизни. Отсюда появление в поэме открытых авторских обращений к читателю, посвященных не только настоящему, но и желаемому будущему: «Эх! эх! придет ли времечко…» Так возникает в «Кому на Руси…» проблема времени, которое становится одним из важнейших объектов изображения.

    Начинается произведение вполне в духе фольклора, которому не свойственна конкретизация:

    «В каком году — рассчитывай,

    В какой земле — угадывай…»

    Но тут же появляется точное указание, определяющее социально-правовое положение мужиков-странников: «Семь временнообязанных…» Сразу же становится понятно, что действие происходит в России в определенный временной отрезок: еще два года после отмены крепостного права (1886) крестьяне обязывались нести некоторые повинности в пользу своих бывших владельцев, почему и назывались «временнообязанными». И это сочетание сказочного и реального характерно для!всей поэмы, хотя их соотношение постоянно изменяется: с развитием действия сказочные элементы (скатерть-самобранка, например) постепенно исчезают.

    Для крестьян и тем более для Гриши Добросклонова будущее открыто, для них время только начинается. Напротив, у врагов народа будущего нет, для них время остановилось. В высшей степени характерно в этом отношении прозвище князя Утятина: Последыш.

    Нечто подобное происходит и с использованием в поэме категории художественного пространства. Отрицательные герои существуют в замкнутой сфере, им не дано выхода на широкий простор деятельной жизни. А странники-правдоискатели изображены на широчайшем пространстве русской земли;.они постоянно в дороге, в пути. Вот почему мотив дороги, чрезвычайно характерный для Некрасова («В дороге», «Коробейники», «Железная дорога»; «Русские женщины»), становится определяющим в построении всей поэмы. Таким образом, пространственно-временные отношения помогают глубже проникнуть в сложную структуру художественного текста.

    Некрасов строит поэму на основе свободной композиции. Недаром некоторые исследователи, Говоря о «Кому на Руси жить хорошо», используют кинематографический термин «монтаж». Монологи, исповеди, народные сцены, хоры, песни, отдельные реплики, внешне никак друг с другом не снизанные, образуют сложное полифоническое единство, подчиненное в конечном счете авторскому замыслу. Новаторство поэмы «Кому на Руси жить хорошо» проявлялось но всех компонентах текста, в том числе и в стихе поэмы, который сочетал фольклорные и литературные традиции. Этот стих давал иозможность передать своеобразие народного языка, монологи крестьянских ораторов, ярмарочное оживление, но в то же время и более сложную авторскую речь, пропагандистские выступления Гриши Добросклонова, его стихи.

    В художественную систему поэмы органически включается мир устного народного творчества как воплощение вековой народной мудрости, помогающей лучше осмыслить богатства национального характера, его незаурядной нравственной силы, красоты и величия. Нет ни одного фольклорного жанра, который так или иначе не отразился бы в некрасовской поэме (волшебная и бытовая сказка, былины, песни, причитания, пословицы, поговорки, загадки). Но поэт использует богатейший фольклорный материал не слепо, не механически; он подчиняет его своему идейно-художественному заданию, порою переосмысляет те или -иные его мотивы и образы.

    Историко-литературное значение центрального произведения Некрасова исключительно велико. Выработанные поэтом принципы изображения народной жизни, народных характеров, его художественные открытия оказались очень важными и для его современников, и для  его наследников уже в  литературе.

    15. Новаторские искания в лирике Фета.

    Деятельность Фета высоко ценил В.Г. Белинский. Поэтическая судьба Фета. Объясняется личной жизнью. Причисляется к поэтам чистого искусства(высказывания спец задач и понятия искусство для искусства).

    Афанасий Шеншин- отец Шарлотта Фёт- мать.

    Фет был незаконнорожденным сыном Орловского помещика.Он рано разлучился с домом,отправился в загородный пансеон. В прибалтике обучал детей дворянской знати. Он был отверженный, не мог быть мещанином. Все привело к тому, что поступил в Московск.универ. Фет мечтал о приобретении дворянства. Поступил на воинскую службу. Двойственное положение в глазах общества очень тяготило его. В утешение Фет начал создавать свой особый поэтический мир. Дает необычный образ Музы, который связал с шекспировской Офелией.Это прекрасная,редкая красота,но Фет учил человека радоваться,что просто и привычно.

    ЛИРИКА

    «Чудная картина»

    Чудная картина,

    Как ты мне родна:

    Белая равнина,

    Полная луна,

    Свет небес высоких,

    И блестящий снег,

    И саней далеких

    Одинокий бег.

    До 70-х гг. фольклорные мотивы повлияли на журн. «Современник».

    В РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО НЕ ВХОДИЛ СОЦ.МИР.

    Мир народных поверий,обычаев постепенно входит в лирику Ф.

    ПР., Баллада «Змей»-Змей и оборотень желанные существа для героини.

    Чуть вечерней росою

    Осыпается трава,

    Чешет косу, моет шею

    Чернобровая вдова.

    И не сводит у окошка

    С неба темного очей,

    И летит, свиваясь в кольца,

    В ярких искрах длинный змей.

    И шумит все ближе, ближе,

    И над вдовьиным двором,

    Над соломенною крышей

    Рассыпается огнем.

    И окно тотчас затворит

    Чернобровая вдова;

    Только слышатся в светлице

    Поцелуи да слова.

    «Финист ясный сокол»

    Фет развивает традиции Жуковского и Пушкина –святочные гадания и его формы. Фет скрывает связь с Жуковским «Светлана»-робость героини,ожидание.

    К мотивам Пушкина, Ф.рассказывает о героини,кот. Выходит во двор и ей раскрывается тема судьбы.

    Узнание имени суженого-наивные ожидания «Перекресток,где ракитка»

    Перекресток, где ракитка
    И стоит и спит...
    Тихо ветхая калитка
    За плетнем скрыпит.
    Кто-то крадется сторонкой,
    Санки пробегут -
    И вопрос раздастся звонкой:
    "Как тебя зовут?"

    Тема ПРИРОДЫ И ЛЮБВИ переплетается
    Фет избегает слово любить и любовь.

    «Облаком волнистым»-нет ни героя,ни героини. Делает читателя соавтром.

    Облаком волнистым

    Пыль встаёт вдали;

    Конный или пеший -

    Не видать в пыли!

    Все ранние стихи Фета-яркий/гармоничный мир-отчетлива тоска в реальности.

    Фет был близок к самоубийству.

    Он не пытался приоткрыть мир истинных переживаний.

    «Хандра», «Осень»-это было похоже на подражание романтизму.

    Осень

    Как грустны сумрачные дни

    Беззвучной осени и хладной!

    Какой истомой безотрадной

    К нам в душу просятся они!

    Но есть и дни, когда в крови

    Золотолиственных уборов

    Горящих осень ищет взоров

    И знойных прихотей любви.

    Фет любил Марию Лазиц.

    «Между счастием вечным…»

    Между счастием вечным твоим и моим
    Бесконечное, друг мой, пространство.
    Не клянись мне - я верю: я, точно, любим -
    И похвально твоё постоянство;
    Он уходит с военной службы и посвещает себя лит-ре. Мечтает об усадьбе, дворянстве,деньгах.

    В результате поэт дарованием получает все,женится на купеческой дочери с приданым.

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ Фета:

    -новое лит.направление-импрессианизм ,т.е.впечатление. В России данное направление пошло от Фета. В стихотворениях нет сюжета,все основано на эмоциональном чувстве,впечатлениях.

    -эксперимент в стихах «Шепот,робкое дыханье,трели соловья…»-стихи лишены грамматических форм. В стихотворении развиты эмоции

    -нет распространенных стихов

    -разбитость образов

    -загадочность(ночь,лицо…)

    Сближает Фета и Тютчева такая деталь как ЛИСТВА.

    У Ф. внутренние действия оказываются не так важны как динамика переживаний. Он избегает выделения эмоций и чувств. Как ИМПРЕССИОНИСТ в его стихах присутствует размытость образов и мнрогозначность.ПР.,сцена,кот.лирич. герой видит из окна усадьбы в стих. «Какая грусть…»

    Какая грусть! Конец аллеи

    Опять с утра исчез в пыли,

    Опять серебряные змеи

    Через сугробы поползли.

    На небе ни клочка лазури,

    В степи всё гладко, всё бело,

    Один лишь ворон против бури

    Крылами машет тяжело.

    Здесь,образ зимы,сада,не понятно,почему герой грустит,только потом понимаем, что из дома просто нельзя выйти. Эта «серебряная тропка-змеи» на самом деле поземка(говорил Асеев), брюсов отмечал,что это дорожки,протоптанные в снегу. К единому мнению так и не пришли, а отсюда и размытость образов, читатель сам додумывает смысл детали.

    ЭКСПИРЕМЕНТ В СТИХЕ- «Шепот, робкое дыханье,трели соловья…»-построено на динамики,нет глаголов.


    Шепот, робкое дыханье.

    Трели соловья,

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья.

    Свет ночной, ночные тени,

    Тени без конца,

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица,

    В дымных тучках пурпур розы,

    Отблеск янтаря,

    И лобзания, и слезы,

    И заря, заря!..

    «Бабочка»-строится на динамики бабочки с человеком.Это ведущий стих, строится на чередовании длинных и кратких строк.Т.О.Создается колыхание бабочки.

    Ты прав. Одним воздушным очертаньем

    Я так мила.

    Весь бархат мой с его живым миганьем -

    Лишь два крыла.

    Не спрашивай: откуда появилась?

    Куда спешу?

    Здесь на цветок я легкий опустилась

    И вот - дышу.

    Надолго ли, без цели, без усилья,

    Дышать хочу?

    Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

    И улечу

    ЦИКЛ У ФЕТА «НАКТЮРНЫ»-проявляется тема ночи у Фета и Тютчева(философский план; ночь-первоначально хаос, когда не было света,гармония земной жизни. Ночь вызывает у человека томительные чувства. Она напоминает ему о хаосе,небытие, заставляет человека задуматься о месте человека в мире).

    У Фета ночь-это время полета, фантазии. Время,когда человек живет яркой эмоциональной жизнью,начинает ощущать красоту ту,кот.он не замечает в обыденной жизни.

    «Нактюрн» Фета – белые стихи,рассказывают о том,как привычной будни ночью приобретают новые впечатления.

    «Ночью как-то вольнее дышать мне»-всходит луна и преображает небо. Месяц волшебный и вокруг все стан.волшебным.Чел. у окна видит, слышит то,что не замечал днем.Завершается картина пением вестника утра-петуха.

    Ночью как-то вольнее дышать мне,
    Как-то просторней...
    Даже в столице не тесно!
    Окна растворишь:
    Тихо и чутко
    Плывет прохладительный воздух.
    Др. стих похоже на стих Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»,герой не может понять,о чем говорят звезды.У Фета ночью чел.только ночью может влиться в мир гармонии- «Я долго стоял неподвижно»

    ТЕЗИС ПОЭЗИИ «Поделись живыми снами,

    Говори душе моей,

    Что не высказать словами,

    Звуки на душу навей…»

    Т.е. показать то,что нельзя увидеть. Идет перекличка с Жуковским,Лермонтовым, Пушкиным.

    ЗВУКОПИСЬ Фета создается на эмоциональном восприятии.

    ЦИКЛ «МЕЛОДИИ», т.е. уподобление поэзии музыке.


    16. Философская лирика Тютчева: романтизм и реализм.

    В раннем периоде творчестве (20-30е гг.) Т. стоял на умеренно либеральных позициях. Поэт верит в исправительную силу слова, Т. не сочувствовал декабристам. Т. считает, что монархия является самым подходящим строе для России. Одно время Т. был близок к славянофилам, прославлял допетровскую Русь.

    Т. был человеком, который привлекал современников постановкой неординарных философских проблем. Главная тема его творчества- философская лирика. Т. наследует темы и образы русского романтизма, он пытается осмыслить роль человека в системе мироздания. Т. говорит о трагическом разладе человека и природы, который заложен в самом существе человека. Человек одинок перед лицом природы.

    Продолжая романтические традиции Т. вносит и свои темы. Т. видит в человеке мыслящее существо и в этом его беда и разлад с природой. Человек пытается устроить жизнь на основе разума, но пределы человеческого разума ограничены природой.

    В 30-е годы особенно сильны трагические ноты. Чел-к противостоит всему миру. Чел-к- это одинокая планета, целый мир.

    В 50-60-е гг. затихают романтические черты Т., начинают интересовать проблемы соц. бытия. В его творчестве появляются ____. Этому способствует и знакомство с лирикой Некрасова. Но взгляды Т. на жизнь России во многом противоречивы. Все происходящее в ___ мире Т. переводит в природу.

    Т. обращается и к теме народа. Народная жизнь вызывает в нем сочувствие, но он считает добродетельно смирения. Т. вызывал к себе внимание и тем, что вводил в поэзию полемику. Постепенно Т. начинает связывать тему природы с историей. Тема памяти и воспоминаний, глубина человеческой души измеряется умением помнить. Чуткость нами----- талант человека («Я встретил Вас…»).

    Любовная лирика Т. чем-то противостоит этой теме у Фета. У Т. она всегда трагична (связано с личными переживаниями). Т. связывает трагизм с роком.

    Особенно характерен Денисьевский цикл: 1- ая жена Т. умерла очень рано. Т. женится во второй раз, но встретив Елену Денисьеву, понял, что ошибся. Т. долго скрывал свою любовь, но оказалось сама Е. влюблена в него. Е. была моложе Т. на 23 года. Эта любовь принесла Т. больше страданий, чем радости. Т. считал невозможным развод. Т. и его жена не была ни в чем виновата ( она тоже была против развода, т.к. очень любила мужа). Т. не мог уйти от семьи, а Е. из дома выгнал отец. У Е. начинается скоротечная болезнь, причиной которой __ Т.

    Т. интересовала неповторимость внутреннего мира отдельного человека. Повествование ведется от обособленного «Я».

    В 50-70-е гг. это «Я» заменяется на «мы». Т. интересует дух. мир человека с т.зр. психологии.

    Т. характерен прием контраста: любовь-смерть, радость- страдания, день-ночь.

    Лирика Т.-это лирика философских вопросов, на кот. и сам Т. не знал ответов. У Т. всегда и все стояло под вопросом. Именно и это стимулировало рус. общ. Жизнь. Писателям, поэтам всегда хотелось ответить Т. (Л.Н. Толстой « Не могу молчать»- полемика со стих-ем «Молчать». Роман Тур. «Дым»это развитие одного из образов Т.

    Наша лекция

    У Т. главная тема человека и природа, размышляя о законах человеческой жизни, философия природы. Литературная судьба Т. необычна: первые его стихи попали к Пушкину и он опубликовался в «Современнике». Во времена Пушкина его заметил Белинский. Его талант отмечают Достоевский, Некрасов.

    Особенности творчества Т. и его особенности:

    Тютчев, наследуя традиции философского романтизма не только пытается понять законы природы, истории и даже полемизирует с Пушкиным. И пишет оду на Вольность. К этой оде относится двойственность: с одной стороны- отставание свободы личной и политической. Его пугает в оде Пушкина отрицание материального авторитета, он даже осмелевает советовать Пушкину.

    Он откликается стихотворением и на восстание декабристов. С одной стороны- осуждает восстание, с другой- сам не является полным защитником самодержавия.

    Т. писал эпиграммы на Николая I

    Романтические традиции:

    Романтики рассматривают две проблемы: человек и природа, человек и общество. Соц. тематики у Т. почти нет. Когда романтики рассматривают тему человека и природы, возникают романтические ситуации, противопоставление контраста гармонии природы.

    У романтиков это связано с идеей безжалостного рока. Человечество, развиваясь все больше и больше утрачивает гармонию. Т. рассматривает противостояние человека и природы.

    Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах»- распад души и ума. Воплощение мысли французского философа Паскаля. Он соотносит чувство с совр. концепцией материализма: Человек не более чем слабая тростинка, но это тростинка мыслящая.

    Тема- идеи от Библии «глас вопиющего в пустыни», Душа и есть глас, вопиющий в пустыни. Использование аллитерации, звукописи в стих «Песок сыпучий по колени» рассказывает о лесной дороге, по кот. в коляске едет одинокий путник с возницей. Т. пытается искать законы природы, знакомясь с законами физики. Стихотворение «Фонтан» споры с рационалистами, причина- починка фонтанов в загородном Петергофском дворце. Стихотворение состоит из двух частей.

    2 этап лирики

    Его стихотворения предреформенной и послереформенной поры. Когда жизнь заставляет обратиться к соц. проблемам. Напр., стих-е «Слезы людские», «Эти бедные семьи».

    Также есть цикл стихотворений, посвященных Царскому Селу. Ц.С. для Т. возможность воспоминания, кот. заставляют его сравнивать прошлое Руси и современность «Тихо озеро струится», «Волны и думы». «Море и утес»- размышление о политических проблемах. Тема любви проходит через все тво-во Т. У романтиков Т. заимствует тему трагизма любви. Денисьевский цикл Т. сравнивают с Панаевским циклом Некрасова.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта