1. Роман Чернышевского Что делать. Идейнохудожественные особенности, приемы тайнописи
Скачать 290.21 Kb.
|
1. Роман Чернышевского «Что делать?». Идейно-художественные особенности, приемы тайнописи. Чернышевский – представитель революционно-демократического движения в России. Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора. В романе представлена социально-политическая проблема переустройства общества революционным путем, т. е. через физическое столкновение двух миров: мира «старого» и «нового». Эта проблема дана намеками в истории жизни Рахметова и в последней, 6-ой главе «Перемена декораций». Помимо этого поднимается вопрос о внутренней перестройке человека, который в процессе борьбы со старым силой своего разума может воспитать в себе новые моральные качества. Автор прослеживает этот процесс от его начальных форм (борьба против семейного деспотизма) до подготовки к перемене декораций, т. е. к революции. Эта проблема раскрывается в отношении Лопухова и Кирсанова, в теории разумного эгоизма, а также в беседах автора с читателями и с героями. Проблема эмансипации женщины, а также норм новой семейной морали. Эта нравственная проблема раскрывается в истории жизни Веры Павловны, в отношениях участников любовного треугольника (Лопухов, Вера Павловна, Кирсанов), а также в первых 3-х снах Веры Павловны. Социально-утопическая. Проблема будущего социалистического общества. Она развернута в 4-ом сне Веры Павловны как мечта о прекрасной и светлой жизни. Сюда же относится и тема освобождения труда, т. е. технического машинного оснащения производства. Жанр – утопия. Автор писал о настоящем, о том, что видел на самом деле. Идейно - художественные особенности, с помощью которых автор доносит свои мысли до читателя: 1. названию каждой главы придан семейно-бытовой характер с преимущественным интересом к любовной интриге, что довольно точно передает сюжетную фабулу, но скрывает истинное содержание. Например, глава первая «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе», глава вторая «Первая любовь и законный брак», глава третья «Замужество и вторая любовь», глава четвертая «Второе замужество» и т. д. От этих названий веет традиционностью и незаметно то, что является действительно новым, а именно новый характер отношений людей. 2. применение сюжетной инверсии — передвижение 2-х вводных главок из центра в начало книги. Сцена таинственного, почти детективного исчезновения Лопухова отвлекала внимание цензуры от истинной идейной направленности романа, т. е. от того, чему в дальнейшем уделялось основное внимание автора. 3. применение многочисленных намеков и иносказаний, называемых эзоповой речью (тайнописью). Как известно, тайнопись Чернышевский использовал с целью одобрения произведения цензорами и дальнейшей его публикацией, ведь роман написан Чернышевским во время пребывания в тюрьме. Роман прошёл двойную цензуру. Сначала он читался членами следственной комиссии по делу Чернышевского, затем поступил к цензору «Современника». Чернышевскому удалось так удачно замаскировать революционное содержание романа, что члены следственной комиссии не обнаружили в нём ничего крамольного, а цензор «Современника», видя на рукописи печать и шнуры комиссии, проникся соответствующим трепетом и пропустил не читая. Примеры: «золотой век», «новый порядок» — это социализм; «дело» — это революционная работа; «особенный человек» — это человек революционных убеждений; «сцена» — это жизнь; «перемена декораций» — новая жизнь после победы революции; «невеста» — это революция; «светлая красавица» — это свобода. Все эти приемы рассчитаны на интуицию и интеллект читателя. 2.Николай Герасимович Помяловский «Очерки бурсы», проблема «человек и среда». Помяловский родился в 1835 году в семье дьякона. Мировоззрение писателя сложилось под влиянием революционных демократов, в частности Н.Г.Чернышевского. В 1862 - 1863г журналы "Время" и "Современник" публикуют 4 части произведения "Очерки бурсы", 5я часть не завершена, будет опубликована после кончины Помяловского. Изначально писатель помышлял о 20 очерках, в кот ему хотелось бы рассказать более подробно о жизни учеников бурсы. Но в сентябре 1863 года писатель заболевает и умирает от гангрены. От произведений, в центре которых была фигура «нового человека», от поисков «положительного героя» из разночинской среды Помяловский перешел к другому жанру, характерному для литературы 60-х годов, — к «обличительным» очеркам. В 1862—1863 он напечатал «Очерки бурсы». Бурса изображена П. как часть ненавистного социального целого, как одна из сторон затхлой, убивающей и разлагающей личность жизни. В очерках есть много резких слов о религии и церкви, покрывающих злоупотребления и насилия. Религиозному ханжеству П. открыто противопоставлял в не пропущенных цензурой местах свой атеизм, хотя и не столь последовательный, как активный, воинствующий атеизм Чернышевского. Множество «кощунственных» мест о религиозных обрядах, духовенстве, бурсацком начальстве и т. д. было выброшено цензурой. При создании характеров героев, решающее значение для Помяловского приобретает выяснения влияния общественной среды на личность и судьбу человека. В тех случаях, когда писатель ставит своей целью показать диалектику складывания характера, он идет на художественный эксперимент, сознательно и подчеркнуто изменяя внешние обстоятельства, исследуя действие на человека резко отличной среды и затем фиксируя конечный результат. ЛЕКЦИЯ! Главная проблема произв-пробл «человека и среды» План: 1)Жизнь какой соц.среды здесь представлены- судьбы разночинца 2)Учебное заведение, учителя и ученики 3)Почему именно так строится образование 4)Почему сами родители отдают своих детей в бурсу, даже сбежавшего ребенка насильно тащат назад в бурсу, беглецы боятся явиться домой и пополняют соц.дно, криминальный элемент. -проблемы Официальные учебные заведения должны были воспитывать пастырей народных душ,кот.будут просвещать народ, стать для него примером. Оказывается, что средний уровень духовности пастырей ниже самого народа. Среда одинакова, но из бурсы выходят разные люди. Одних кончат сразу(мальчик Семен-он оказался внутренне слабым к злу бурсы, пошел по пути доносительства и предательства), другие-талантливы от природы,энергичны. В данных обстоятельствах это выражается в том,единственное, что в них сохраняется-это чувство бунта и протеста. Следовательно из бурсы люди выходят с ноклонностями: эмоциональность проявляется в бунте внутреннем, а внешне борются жесткими методами.(Характерно то, что в бурсе мальчики теряют свои имена, приобретают свои клички. Одного из мальчиков прозвали Сатана, хотя он и в духовном заведении, у него есть друг Аксютка. Именно его судьба и прослеживается на протяжении всего произв-ия. Это жизнь подростка в определенных соц.условиях,когда человек выходит в окруж.мир. В бурсе ценется не ум/знание,а физическая сила(ярк.проявл. темы человека и среды).Влияние большого мира насилия и маленького мира в самой бурсе,где группа учеников «сволочи» бурсы силу использовали по-разному. Одни-алочные хищники,др-готовы бороться за справедливость,отстаивать правду. Остро ставится и вопрос о браке. С т.з. христианской религии-это таинство. В реальности все извращено циничным образом( момент с женихами бурсы).Даже в среде молодых,кот учатся понимать людей, счастливый брак по взаимному чувству встречается редко. Здесь свое «темное царство». Природа человека такова, что в глубине души каждого, есть тяга к красоте. В бурсе есть талантливые певцы. ПР.,1 зимний вечер в бурсе – это вывод в финальном смысле. Тема комнаты-тьма души(В темноте несколько голос поют церковные псалмы. Только постепенно грубая толпа приобретает человеч.облик,кто-то начинает подпевать. Тема псалма.Рассказ о том, как воспитывался деспот,кот.покорил народ и отправил их в свои земли. Народ вспоминал свою Родину. Бурсакам близка эта тема,т.к они чувствуют себя рабами. Сначала это жалобы, а потом приходит прощение, борьба, пытаются найти в друг друге поддержку. Автобиагрофический образ Карася. Он проходит эволюцию: 1)мечта о бурсе. Попав туда, он нажил много обиды, что даже пропала охота учится. Ему главное выжить и это дается с трудом. Единственное, что помогало-это надежда,что на праздники отпустят домой. НО Карася лишили отпуска домой. Здесь из тихого мальчика он превратился в одичалого подростка. Карась делает все, чтобы попасть в госпиталь,т.к.оттуда точно домой. Т.О. бурсаки готовы искалечить себя,только бы вырваться домой. Эта тяга,искра народа, ничем не убиваема. Это может вызвать сопротивление, кот.перерастет в потрясение всего гос-ва. Критики восприняли очерки с негодованием: - неповерили, что такое может быть в дух.среде; - здесь даются дальние выводы, кот.бы касались жизни гос-ва. 1)Герой Помяловского - плебей, разночинец, борющийся за своё место в жизни, ненавидящий барство, безделье, либеральную болтовню; однако классовое самосознание, чувство собственного достоинства не избавляют его от капитуляции перед действительностью. 2) Соотношение соц. и человеческого в человеке дают очерки Бурсы. Речь идет о духовной семинарии Александро-Невского прихода и духовного училища, где писатель учился с 1843 по 1851 год.. Заведение изображено на тех же началах, что и подлиповцы: животных (бурсаки – стая, презирают слабых и больных) социальных (бюрократическая иерархия) Эти два начала противостоят друг другу. Здесь не разрыв, а синтез этих двух начал. У бурсаков тоже есть своя социальная система. У начальства тоже есть культ силы: презирают бурсаков, которые жалки. УЧИТЕЛЯ учителя большей частью ограничивались тем, что задавали вызубрить «от сих до сих» по нелепому архаическому учебнику. Невежество бурсацких педагогов было нередко анекдотическое; они сами подчас сами не знали элементарных вещей, не в состоянии били ничего объяснить учащимся, да и не желали утруждать себя объяснениями. латынь — ведет учитель Долбежин. Он также сечет всех подряд, но его ученики любят: Дол-бежин честен, взяток не берет и фискалов не жалует. в очерке «Женихи бурсы»: «Если бы Лобов, Долбежин, Батька и Краснов не употребляли противоестественных и страшных мер преподавания, то, уверяю вас, редкий бурсак стал бы учиться, потому что наука в бурсе трудна и нелепа. Лобов, Долбежин, Батька и Краснов поневоле прибегали к насилию нравственному и физическому. Значит вся причина главным образом не в учителях и не в бурсаках, а в бурсацкой науке, чтоб ей сгинуть с белого света». УЧЕНИК вор Аксютка, который уже в бурсе был человеком конченным, но и обладавший многими хорошими качествами Ваня Гороблагодатский. Наделенный большой физической силой герой по прозвищу Карась (это сам Помяловский; идея спасения с 4 очерком – «Бегуны и спасенные бурсы».). Очерк посвящен бурсакам, которые пытались бежать. Наблюдает за этим Карась. Сначала он сам хочет учиться в бурсе: готов пройти через унижение. Но его инициация прерывается несправедливым и жестоким наказанием. 2й шаг к освобождению – ненависть к начальству. Но этого мало. Есть опасность «стать хорошим бурсаком». Отчасти Карась им становится, но у него появляется чувство стыда: когда он разговаривал с начальством, хочет плюнуть в глаза. Этот стыд – сознание того, что такое положение – неправильное, недостойное человека, само участие в этом его унижает. Чувство стыда ведет к следующему шагу. Начинает помогать самым униженным бурсакам тем, кто внизу обеих иерархий. Он с ними разговаривает: о том, что ему грустно, хочется домой и так далее. Может, поскольку люди эти его не понимают, он моделирует другие отношения: можно говорить по-человечески и признавать свои слабости. Забота об униженных – обретение другого мира. Очерк оптимистичен. Карась не хочет оставаться там, хочет домой. Он думает о побеге, но видит, что такой выход невозможен. Решает, заболеть, заболевает пневмонией перед Пасхой. Итог: есть спасение, другой мир и другие люди. Помяловский не сдерживает себя и дает резко критические оценки педагогам бурсы. По-настоящему страшен Батька своей «кровожадностью» И «зверскими инстинктами, этот виртуоз - истязатель детей, беспощадный и ничем не ограничиваемый в своем изуверстве. Он «имел обыкновение ставить на колени на целый год, на целую треть, на месяц,…заставлял кланяться печке, целовать розги, сек…, одно слово - артист в своем деле, да под пьяную еще руку». Подстать ему и Лобов, появляющийся в классе не иначе как «с длинным березовым хлыстом», придумавший сверхнаказание - порку «на воздусях». Это люди, в которых бурса вытравила все человеческое, превратив их в кровожадных палачей. Однако, в образах Долбежина, Краснова, Разумникова автор находит и положительные черты. Так, например, Долбежин при всем его цинизме и дикой грубости, «был честен», «не брал с родителей взяток». Педагог Краснов - «мужчина красивый, с лицом симпатическим, по натуре своей человек добрый, деликатный». Но никто из них не думал изгонять розги - единственное средство заставить бурсака учиться, необходимый суррогат педагогического дела» в бурсе. Учителя так же как и бурсаки - жертвы бурсы. Да к тому же сами прошедшие эту школу. Помяловскому удается сопоставить характеры педагогов с характерами бурсаков. Так «Лобов граничил по своему характеру к Тавле, Долбежин к Гороблагодатскому». Долбежин напоминал так называемых «отпетых бурсаков; он, как и товарищество, терпеть не мог «городских». Рисуя универсальный метод педагога Лобова, автор спрашивает: «Что этот педагог в своей юности - недосечен или пересечен?». 3) «период насильственного образования одна из характерных особенностей эпохи. целью воспитание покорного раба В «Очерках» верно не только общее освещение: они документально верны. Детальное знание всей подноготной бурсы и жгучая ненависть к ней обусловили собой, с одной стороны, реалистическое изображение бурсы, а с другой — гневный публицистический тон автора. Существенной стилистической особенностью произведения, связанной с его тематикой, является обилие церковно-славянизмов и цитат из «священных текстов», которые неоднократно использованы в комическом, пародийном плане Н.Г.Помяловский принадлежит к группе писателей-демократов, пришедших в литературу в конце 50-х в начале 60-х годов. Он близок к ней как по характеру разрабатываемой проблематики, самого объекта типизации, так и в направлении поисков изобразительных средств. Но по своему видению мира, методу его отражения, результатам писательского труда Помяловский самобытен Вопрос 3. Помяловский «Мещанское счастье». Николай Герасимович Помяловский (11 апреля 1835, Санкт-Петербург — 5 октября 1863, там же) — русский писатель, прозаик, автор реалистических повестей. Родился в семье дьякона. Приступает к литературному творчеству уже во время учёбы — принимает участие в рукописном журнале «Семинарский листок» (публикует насколько статей и начало рассказа «Махилов»). Мировоззрение писателя сложилось под влиянием революционных демократов, в частности Чернышевского. Для Помяловского характерно резко отрицательное отношение к дворянской культуре в целом, отвращение к буржуазному накопительству. В демократической литературе 60-х годов были две основные творческие линии. Для первой характерны очерки, для второй — проблемные повести и романы, отличительным признаком которых был образ «нового человека», поиски положительного героя из разночинной среды. В творчестве Помяловского представлены обе эти линии. К первой принадлежат «Очерки бурсы», ко второй — повести «Мещанское счастье» и «Молотов». Герой Помяловского — плебей, разночинец, борющийся за своё место в жизни, ненавидящий барство, безделье, либеральную болтовню; однако классовое самосознание, чувство собственного достоинства не избавляют его от капитуляции перед действительностью. Основная тема повестей Помяловского — процесс созревания социального самосознания разночинца и его борьба за свое место в жизни, конкретные формы и внутренние противоречия этой борьбы. «Мещанское счастье» и «Молотов» — самые известные произведения писателя, представляют собой дилогию, в центре которой — повествование о судьбе разночинца Молотова. Произведения затрагивают многие проблемы социального характера: проблема воспитания, повествуют о женской эмансипации, об отношениях разночинцев и дворянства, но основной проблемой является осмысление судьбы образованного интеллигентного разночинства в обществе. В повести «Мещанское счастье» главный герой Молотов Егор Иванович предстает перед читателем наивным романтиком, мечтающем о справедливом устройстве мира. Молотов полагает, что помещик Обросимов, которому он служит, доверяет ему, видит равного себе. Но в дальнейшем оказывается, что между помещиком и разночинцем, «плебеем и барином» разверзлась пропасть межклассовых противоречий. Разночинец Молотов осознает, что ему необходимо самому искать свой путь, добиваться материальной и моральной независимости. «Мещанское счастье» и «Молотов» — первые в русской литературе той эпохи большие произведения, в центре которых стоял «плебей», разночинец, притом описанный не со стороны недоброжелательным или плохо понимающим его автором, а, так сказать, изнутри. Основной конфликт, стягивающий сюжетную и идейную ткань «Мещанского счастья», — это конфликт между «плебеем» и «барством». Он с симпатией относится не только к своему главному герою, сыну слесаря Молотову, но и к Дороговым, тяжким трудом, добившимся сносного существования, и противопоставляет их дворянству, благополучие которого основано на крепостном труде. Но в то же время П. показывает, как, добившись этого относительного благосостояния, Дороговы постепенно превращаются в типичных представителей массы реакционной мелкой буржуазии. Новый герой, выдвинутый мелкой буржуазией, наиболее развернуто представлен у П. в образе Молотова. Молотов — не Дорогов. Его характерные черты, сочувственно обрисованные П., — «плебейская» гордость, презрение к господствующим классам, отказ от их «благодеяний» и покровительства, стремление к полной независимости. Однако П. видел симптомы перерождения и в Молотове (последний разговор с Надей). Молотову противопоставлен бездомный, все отвергающий Череванин, неспособный удовлетвориться «мещанским счастьем». И Череванин и Молотов изображены во второй повести как бы на распутье. Они отвергают идеалы и быт вскормившей их среды, но не могут нащупать настоящего пути борьбы за общественное переустройство.Череванин натура более широкая, чем Молотов, он глубже понял вопрос личной свободы и независимости и впал в «кладбищенство», когда действительность обманула его ожидания. Он пришел к заключению, что хорошие слова остаются только словами, что розовые мечты оборачиваются сереньким личным благополучием. Симпатизируя Молотову и Наде, он как бы вместе с Помяловским говорит о скуке их «счастья». Череванин понимает, что «счастье» Молотова — не выход, что оно непрочно и только ненадолго откладывает «проклятые вопросы», которые необходимо было так или иначе разрешить.Помяловский изображает своих героев, не идеализируя. Череванин и Молотов, взаимно отрицая друг друга, вскрывают недостаточность и порочность своих жизненных установок. Ярко проявляется это в их словесном поединке в ресторане — одной из самых сильных и существенных сцен повести. Здесь победителем вышел Молотов, доказавший Череванину ложь «кладбищенства», но ненадолго. В конце повести происходит противоположное: при помощи «кладбищенства» развенчивается «мещанское счастье». «Мещанское счастье» повесть во многом несамостоятельна, на ней заметно влияние тургеневской поэтики (несвойственный П. лирический пейзаж, ситуация «Молотов — Леночка», даже словесные совпадения). Гораздо более зрелым произведением является «Молотов». В «Мещанском счастье» Помяловский, по его собственным словам, хотел «разъяснить отношения плебея к барству».Конфликт между продающим свой труд «умственным пролетарием», не имеющим ни кола ни двора, ни «благородных» предков и традиций, и его хозяином-помещиком, «дед и прадед которого умерли под теми же липами», составляет основу идейной и сюжетной ткани произведения. Помяловский хотел показать всю неизбежность этого конфликта. Передавая переживания Молотова, писатель замечает: «Иногда достаточно одного случая, чтобы убедиться в тысяче подобных; есть факты, в которых выражается идея, присущая многимфактам» |