1. Роман Чернышевского Что делать. Идейнохудожественные особенности, приемы тайнописи
Скачать 290.21 Kb.
|
21. Роман Тургенева «Накануне». Проблематика и поэтика. Добролюбов о романе. Экспозиция: действие происходит под Москвой. Приятели Шубин и Берсенев, которые ведут разговор, наслаждаются теплым летним днем на природе. У Т. Главный герой никогда не появляется с первых страниц романа (это особенность построения). Герои, предстающие в экспозиции, сперва кажутся главными. Ш. и Б. в своей беседе намечают вопросы романа: Влияние среды на человека и его личный потенциал. Речь идет не просто об общей знакомой, которая не похожа не только на родителей, но и вообще на усадебных девушек. Она своеобразный, глубокий человек. Еще один прием: кажущееся и реальное. Внешне Елена Стахова ничем не выделяется среди воспитанниц дворянской усадьбы. Нет красоты, талантов. Но заурядна она только внешне. Ее глубокий внутренний мир открывается через дневники и через рассказ о детстве (прием ретроспективы: действие началось, но, чтобы пояснить ситуацию, автор обращается к прошлому). Именно характер героини определяет ее дальнейший выбор и судьбу. Тема человека и природы. Возникает спор, в котором каждый по-своему прав. Шубин считает природу идеалом гармонии. Берсенев говорит, что природа не будет до конца познана человеком, говорит о нераскрытых тайнах мироздания, ставит роковые вопросы, проблемы. Вопрос о счастье и смысле жизни. Шубин: высшее счастье – любовь. Но в то же время она разрывает связь человека с обществом, он замыкается на частном. Вопрос: есть ли на земле такое счастье, которое не разрывает человека с обществом. Этот вопрос развивается в романе. Появление Инсарова – прием кажущегося и реального. Он непривлекателен внешне, немногословен, не стремится поделиться с окружающими идеями, весь поглощен своими занятиями, но именно его отмечает Елена, а до этого его отметил Берсенев. Елена показана в момент, когда начинается путь ее исканий. Среди занкомых она стремится найти человека, который расскажет ей о смысле жизни. Любовный треугольник: Шубин-Елена-Берсенев. Она предвзята, считает Шубина недалеким, ищет не только любовь.берсенев – молодой ученый, его перспектива – общественное служение (то,чего ищет Елена). Однако Берсенев понимает, что в судьбе Елены он будет номером 2. Первый – Инсаров. Тургенев показывает разные психологические типы Инс. И Берс. Интересна сцена прогулки в Царицыно. Показана красота природы, всем хочется выразить чувства. Кто-то предложил спеть народную песню.здесь конфликт: русские баре не знают русских народных песен. Выручает девочка Зоя, воспитанница Стаховых, она исполняет немецкий романс, который вызвал восхищение у компании пьяных немцев. Русские дворяне не помнят корней, далеки от народа и его культуры. Инсаров же знает фольклорный мир своего народа. Среди российских болгар Инсаров – признанный лидер, вожак. Важен дневник Елены, воспоминание о ее детстве, где она знакомится с нищей девочкой Катей, которая заболела и умерла. Елена увлечена мыслью о том, что спасать нужно весь крестьянский мир. Отсюда ее увлечение идеями Инсарова. Они не размышляют, а просто борются за интересы народа, забыв о личных чувствах. ДвойственностьШубина: Сперва мы смотрим на него глазами Елены (нелюдимый, легкомысленный, стремится жить за чужой счет). Здесь – вновь тема кажущегося и реального. Автор показывает, что Шубин гораздо глубже, чем он видится Елене. Он художник, что сродни философу. Становится комментатором событий от лица автора. Он первый заметил, что привлекло Елену в Берсеневе и сказал ему, что она почти влюбилась. Понял также, что у него самого шансов нет. Сам Шубин был скульптором,но не желал копировать античные образцы. Он ищет другое искусство. Этот период – накануне нового движения, которое только созревает. Шубин пытается делать портреты крестьян, мещан. То есть учится у реальной жизни, а ни у античных канонов. У него есть собственные искания: скульптурно-сатирический портрет. Начинает с себя. Два портрета в мастерской Шубина раскрывают сущность Инсарова. Один портрет показывает его общественную значимость. Второй (сатирический) изображает силу, напор, но еще и отсутствие глубоких чувств( «в нем много ума, таланта, но нет поэзии»). Чувству красоты и поэзии Инсарова учит природа. Помимо своей воли он влюбился в Елену, хотя и знал, что любовь будет несчастна. Кульминация: Инсарову пора возвращаться в Болгарию и решает не видеться с Еленой. Она обеспокоена его отсутствием, боится его потерять и уходит из дома, чтобы объясниться. Начинается дождь, Елена прячется в придорожной часовне. Там она встретила нищенку, дала ей кружевной платок. После ухода нищенки в этой часовне оказывается Инсаров. Душа взяла верх над рассудком. Происходит объяснение, Елена и Инс. уезжают в Болгарию. В семье скандал. На помощь приходит Шубин, который находит подход к отцу Елены. Елена и Инсаров едут в Венецию, где он заболевает чахоткой. В театре в Италии они смотрит оперу по роману Дюма «Дама с каменьями». Там рассказывается, что на пороге счастья влюбленных ждала трагедия: заболевает и умирает героиня. Инс. и Елене стало страшно, они бояться, что такая ситуация произойдет и с ними. Сидя у постели Инс., Елена видит в окно летящую чайку. Загадывает: если полетит прямо, Инс. выздоровеет, свернет – обречен. Чайка, до этого летевшая прямо, резко сворачивает. В конце Елена начинает ощущать свою вину перед Шубиным, который посвятил ей душу, перед родителями, которых она оставила. Болезнью Инсарова расплатилась за свое высокомерие. Играет важную роль сон. Ей снится, что она в разлуке с Инсаровым, а он вдалеке в маленькой тесной кельею она едет к нему по бесконечному белому снегу. С ней вместе в повозке Катя (умершая в детстве нищая девочка). Она указывает Елене путь. По народным преданиям – они едут в царство мертвых. Далее – океан, буря, из глубины слышится голос Инсарова, зовущий ее. Елена в ужасе просыпается. Инсаров в самом деле зовет ее. Утром они едут в Болгарию. Финал: корабль, на котором они плыли, утонул в бурю, сведений о погибших нет. Роман «Накануне» вызвал бурную полемику. Одна из статей принадлежит Добролюбову («Когда-то придет настоящий день»). Автор говорит, что Тургенев чутко улавливает общественные настроения, все интересные черты массовой психологии. Добролюбов говорит, что если в России появятся Инсаровы, то их отношения с другими сословиями будут сложнее, чем с болгарами. Сила Инсарова в поддержке соотечественников. В России все иначе: одна часть поднимается, другая ей противостоит. Болгары же едины.русским Инсаровым будет трудно, они встретят противостояние, имеющие влияние будут дискредитировать их. Поэтому даже героям, подобным Елене, будет трудно. В романе Тургенева увиден призыв к революции. а пародией на Добролюбова станет образ Базарова. 22 вопр. Отцы в романе Тургенева «Отцы и дети». По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Павел Петрович Кирсанов изображен как барин-аристократ с прекрасными манерами, тщательно следящий за своим внешним видом и исполнением дворянского этикета. Он сын генерала, служил в столице гвардейским офицером, мог сделать блестящую карьеру. Трагическая любовь к пустой светской красавице перевернула его жизнь, он уехал в имение, где живет с братом Николаем Петровичем. Во взглядах Павла Петровича смешались западничество и славянофильство. В молодости он причислял себя к либералам. Русский народ Кирсанов считает патриархальным. Народ, по его мнению, «чтит предания», «не может жить без веры», но, разговаривая с мужиками, Павел Петрович «морщится и нюхает одеколон». В округе его считают гордецом, но уважают за его великолепные манеры. Представителем поколения «отцов» является и Николай Петрович Кирсанов. С ним мы встречаемся на первой странице романа. “Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах...” - так рисует его автор. Николай Петрович имеет поместье в двести душ, которое он называет “фермой”. Помещик из него получился неважный, несмотря на то, что он ведет хозяйство на новый лад и “размежевался с крестьянами”. Он — нежный и любящий отец, искренне радуется приезду сына. “В кои-то веки дождался я Аркаши... Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел”. Во время жизни с сыном в Петербурге отец старается заводить знакомства с молодыми товарищами, но увлечения Аркадия Базаровым и его идеями он не понимает. “Но отвергать поэзию? - подумал он опять. - Не сочувствовать художеству, природе?” Николай Петрович любит помечтать, читает Пушкина, играет на виолончели и восторгается природой - одним словом, живет чувствами. Он добряк по натуре, спокойный, уравновешенный человек. Вокруг него любящие его люди, счастье с Фенечкой и ребенком, хороший сын Аркадий. Но в целом жизнь его проходит в мелких житейских хлопотах. Николай Петрович сопротивляется распаду дворянской системы, пытается обустроить имение, не отстать от жизни, но «песенка его спета», он «человек отставной». Он, как истинный барин, во всех своих начинаниях демонстрирует полную неприспособленность к жизни. К резким заявлениям Базарова он относится с недоумением. Николай Петрович в душе сомневается, что Базаров на самом деле не чувствует прелести окружающего мира, склонен терпимо относиться к его заблуждениям. Аркадий Кирсанов, несмотря на молодость, также по взглядам принадлежит к поколению «отцов». Его захватили бунтарские речи Базарова, он уважает в друге целеустремленность и стойкость, но характер у него добрый, покладистый, он не может быть лидером, только ведомым. Аркадий с молоком матери впитал идеологию и жизненные устои дворянства, ему привычны роскошь, покой и безмятежная жизнь дворянина. Он любит Катеньку Одинцову, счастлив с семьей, его вполне устраивает жизнь помещика. Самыми трогательными в романе нарисованы старики Базаровы. Они простые, добрые люди, скромные великие труженики. Сына своего обожают, гордятся им, готовы все для него сделать. Отец Базарова – штаб-лекарь, служил во время Отечественной войны 1812 года. Он был знаком с участниками декабрьского восстания, помнит о них, с уважением о них отзывается. Вся жизнь его – созидательный труд. В саду он «сам каждое деревце сажал», с утра он уже с лопатой в руках. Отец Базаров в ущерб себе провел прогрессивные реформы и отдал землю крестьянам, о чем не жалел, а, напротив, гордился этим поступком. Мать Базарова Тургенев описывает с большой симпатией: «настоящая русская дворяночка». Она «с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хоть и сплетничала подчас». Базаров очень любит стариков, хоть и не показывает этого. Перед смертью он просит Одинцову позаботиться о стариках, потому что «…таких людей, как они, в нашем большом свете днем с огнем не сыскать». Семья заложила в Базарове истинные нравственные ценности, которые не в силах изменить никакие новые веяния. Тургенев с огромной силой таланта изображает горе родителей, потерявших молодого, полного сил сына. Автор подчеркивает, насколько важна связь между поколениями и как важно ее сохранять. 23 вопр. Сущность нигилизма и противоречия мировоззрения Базарова. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных знаниях. Художественное произведение описывает события, происходящие в 1857 году, незадолго до отмены крепостного права. Правящие классы России отрицательно воспринимали нигилизм, считая, что он представляет опасность в социальном и культурном отношении. Автор романа без субъективизма показывает, что нигилизм Базарова представлен и сильными и слабыми сторонами. В своей статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев открыто заявляет, что ему не чужды убеждения главного героя, он принимает и разделяет их почти все, за исключением взглядов на художества». Нигилизм критикует прогнившую и отжившую самодержавно-крепостническую систему. В этом его прогрессивная роль. Не случайно в романе описано насколько запущенным является все хозяйство в имении Кирсановых. Этим автор указывает на социальные и экономические неблагополучия в обществе. Автору неприятен стиль жизни старшего Кирсанова, ведущего аристократический образ жизни. У этого человека нет никакой благородной цели: он проживает свою жизнь без созидания, живет для себя, ничего не приумножая. Нигилист Базаров в разговоре с Павлом Петровичем говорит ему об этом, указывая на его бездействие, паразитическое существование. После выхода романа в свет, Тургенев напишет в одном из писем К. К. Случевскому о том, что его произведение – это отрицание дворянского сословия, как передового класса. Базаров считает аморальным желание обогащаться. Сам герой показывает это всем своим образом жизни. Он считает своим долгом бескорыстно трудиться ради науки, тем самым, подтверждая, что он – трудолюбивая личность. Своим нигилизмом Базаров утверждает верховенство материалистического мировоззрения, доминирующее развитие естественных наук. Позитивной стороной этой теории можно считать плодотворное стремление не доверять словам, вере, а поддавать все проверке, исследованию, находить истину в результате размышлений и упорного труда. Нельзя отрицать утверждение исследователей о том, что борьба с невежеством и суеверием – одна из самых сильных сторон базаровской позиции. Герою тяжело наблюдать за забитостью и невежеством простых людей. Он, как демократ, гневно говорит о кротости и долготерпении крестьянина, считая, что основная задача – это помощь в пробуждении самосознания простого русского человека. Слабыми в нигилистической теории Базарова являются его эстетические взгляды. Герой отрекается от таких понятий, как «искусство», «любовь», «природа». Исходя из его теории, нужно быть потребителем природных богатств. ПО его словам, природа – это всего лишь мастерская, а не храм. Базаров едко критикует пристрастие Николая Петровича к игре на виолончели. А автору приятны звуки прелестной музыки, он называет ее « сладостной». В строках романа звучит и очарование красотой русской природы. Его привлекает все: осиновый лесок в лучах заходящего солнца, неподвижное поле, небо в бледно – голубых тонах. Насмешке поддает Базаров и творчество Пушкина, критикуя поэзию и скептически оценивая то, в чем досконально не разбирается. В разговоре выясняется, что Пушкин, по мнению героя, был военным. По мнению ярого нигилиста, книги должны приносить практическую пользу. Занятия химика он считает полезными и нужными в сравнении с деятельностью поэтов. Но развитие сюжета ведет Базарова к внутреннему конфликту, возникающему в нем под влиянием той самоей «метафизики», которую он игнорирует. На первых страницах романа герой предстает абсолютно цельным: в идеологических «схватках» с защитником авторитетов и принципов, Павлом Петровичем, он выходит победителем, его взгляды остаются непоколебимыми. Но уже на этапе, когда между ними происходит дуэль, заметно, что базаровский нигилизм оспаривается не только в открытых столкновениях с «отцами». Жизнь старшего поколения позволяет читателю почувствовать, что в их мироощущении и в их жизненных историях заключена своя правда. И хотя Базаров ее всецело отрицает, она в дальнейшем предъявит права и на него самого. Все меняется, когда на балу у губернатора он встречает Анну Сергеевну Одинцову. Чувство к ней поселяется в нем как нечто постороннее, противоречащее его взглядам, ведь любовь для него – «романтизм, чепуха, гниль, художество», а здесь ему приходится с негодованием осознавать «романтика в себе». До сих пор им отрицалась тайна индивидуальности, всех людей можно было считать одинаковыми, «люди, что деревья в лесу». Влюбившись, Базаров готов усомниться в своих убеждениях: «может быть, точно всякий человек загадка». В Анне Сергеевне его притягивает то, что противоположно его «дикарству» - аристократически совершенная красота, безмятежное спокойство, тайну которого он пытается разгадать. Чувствует он и другое – силу этой независимой, умной женщины, которую надо завоевать. Хотя Базаров волнует воображение Одинцовой, его необузданная натура внушает ей страх, и, в конце концов, искушению страсти она предпочитает спокойствие, которое «все-таки лучше всего на свете». Так Базаров оказывается обречен на борьбу с самим собой, ведь страдания безответной любви несовместимы с его убеждениями. Таким образом, Базар вступает в конфликт с самим собой. Роман Тургенева — это роман о противоречивости нигилизма как убеждения. Прогрессом можно назвать осуждение героем состояния в обществе, нищеты, бесправия, невежества народного, никчемности дворянского сословия. Но все же многие позиции Базарова вызывают возражение. Он много отрицает, но при этом ничего и не предлагает взамен. Он пытается разрушить устоявшееся положение вещей и только. 24 вопр. «Ученики» Базарова. Ученики Базарова: Аркадий, Ситников, Кукшина. Большее внимание уделяется Аркадию. Если рассмотреть, так уже в первой сцене Аркадий лишь на словах последователь Базарова. Он словно пародирует его образ. Аркадий увлекся идеями нигилизма по юности, не понимая его смысла и внутренне не соответствуя ему. Ситников – псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. «Нигилизм» Ситников понимает как преодоление своих комплексов. Он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, страдает от незначительности и никчемности своей личности. А «нигилизм» позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу. Ситникову свойственно «тревожное и тупое напряжение» и собачья преданность вождю-Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает. Базаров считает, что ситниковы нужны для грязной работы: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» Также Ситникова привлекает в учении то, что оно «не должно признавать авторитетов». Кукшиной тоже это приглянулось. И первое, что она сделала – разъехалась с мужем. Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица и псевдонигилистка. Кукшина очень резка в своих оценках и непримирима во взглядах. Она интересуется положением женщин во всем мире («женским вопросом»), увлекается естественными науками. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа. Кроме того, неряшлива и неопрятна. В «нигилизме» она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом». У неё и у Ситникова всё получается не естественно, не просто, а оттого и противно. Она нахваталась научной терминологии, не имея о науке никакого понятия. «Я тоже практическая», - заявляет Кукшина о себе. Но в чём ей практичность? Разве в том, что кричит к месту и не к месту об эмансипации женщин? Ах, как отвратительна эта женщина, когда она «вся красная от выпитого вина и стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом»! Даже Аркадий, который отличается тактичностью, и тот назвал это бедламом. Ситникова и Кукшину вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. (...) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X). Итак, поставив рядом с Базаровым Кукшину и Ситникова, Тургенев подчеркнул тем самым всю значительность характера, всю серьёзность убеждений главного героя. Несомненно, у Базарова должны были быть и друзья, и настоящие единомышленники по общественной деятельности. «Нас не так мало, как вы полагаете. (...) От копеечной свечи Москва сгорела» (X), — говорит молодой нигилист Павлу Петровичу, но в романе нет никаких намёков на важную общественную деятельность героя. Тургенев показал его одиночкой. В этом сказалась тенденциозность писателя, идейное неприятие характера и убеждений героя со стороны автора. |