Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 20. Тургенев «Рудин» и «Дворянское гнездо». Идейно-художественное своеобразие.

  • 1. Роман Чернышевского Что делать. Идейнохудожественные особенности, приемы тайнописи


    Скачать 290.21 Kb.
    Название1. Роман Чернышевского Что делать. Идейнохудожественные особенности, приемы тайнописи
    Дата02.06.2019
    Размер290.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEkzamen_Grach.docx
    ТипДокументы
    #80074
    страница6 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Вопрос 19.
    Тургенев «Записки охотника». Идейно-художественное своеобразие.


    Тургенев говорил, что этот цикл складывал как мозаику. Цикл объединен повествованием странствующего охотника. Это впечатления, рассказы, случаи.

    Свободная кампания, возможность затронуть различные аспекты социальной жизни. Рассказы сначала выходили как самостоятельные рассказы, но затем стало понятно, что здесь общая тема – положение крестьянства в предреформенное время – и поэтому Тургенев объединил их.

    Задача – показать все негативные стороны крепостничества. Он изображает российскую обыденность, которая показывает, насколько ненормальным был установленный порядок. Для Тургенева было важным изучение особенностей потенциальных слоев населения. Первые рассказы писателя удивили читателей новым подходом.

    Тургенев сосредоточил внимание на трудностях крестьянского быта, человеческих драм. Тургенев говорит, что крестьянский мир многолик, каждый человек в нем уникален и самобытен, среди этих людей есть мыслители и философы.

    «Хорь и Калиныч». Проблема человека и природы. Крестьянин полностью зависит от природы: от климата, окружающего ландшафта. Противопоставляются две среды, Орловская и Калужская. Одна – степная, мало лесов, из-за чего плохие избы, земля не так плодородна. Крестьяне становятся низкорослыми, с невыразительными чертами лица и одеты похуже. В них больше векового рабского терпения, так как для них жесток не только помещик, но и сама природа. Там, где лес, избы просторные, добротные. Крестьяне видные, знающие себе цену, одеты иначе.

    Далее идет сопоставление двух народов. Внешне Хорь и Калиныч противопоставлены друг другу. Хорь – хозяин большого хозяйства, Калиныч – человек, у которого хозяйства как такового нет. Происходит это потому только, что помещик, страстный любитель охоты, использует его как проводника, то есть отрывает от крестьянских дел, поэтому-то у него ничего и нет. Хотя, у него есть пасека, это подчеркивает трудолюбие Калиныча, его талант.

    Хорь не хочет получать свободы. Он расчетлив, его помещика легко провести. Все отношения между государством и крестьянином, если последний крепостной, целиком ложатся на плечи помещика. Если у крестьянина в хозяйстве беда, помещик обязан помочь крестьянину. Если же Хорь откупится и останется один на один с бюрократической машиной, его обдерут, как липку.

    Хорь проявляет сдержанное любопытство к гостю, расспрашивая, есть ли свои крестьяне, и уверяя, что его гость не менее бестолков, чем хозяин. Хорь делает наставление барину, как вести хозяйство: чаще менять старосту.

    Хорь расчетлив и в крестьянском гостеприимстве – хозяину и охотнику он выставляет белый хлеб, одному же охотнику только черный хлеб. Калиныч же угощает лишь колодезной водой и медом. Оба героя расспрашивают гостя о заграничной жизни. Хорь расспрашивает об условиях, традициях и по ходу рассказа делает свои замечания: что в России приживется, а что нет, народ готов принимать западный опыт. Калиныч интересуется экзотической стороной: какие дома там, горы, леса и особенно рассказчика удивляет эпизод, когда Калиныч, приходя в гости к Хорю, приносит ему в подарок букет луговой земляники. Хорь живет, не чувствуя красоты окружающего бытия, Калиныч – романтик, он несет букет, чтобы друг мог насладиться ароматом. Каждый из них знает народные песни. Крестьяне – певцы от природы, вот только песни у них грустные. У обоих одинаково нет веселых песен. Эти два противоречивых характера соединятся в рассказе «Касьян с Красивой Мечи». Встреча с маленьким старичком, похожим на лешего. Не смотря на внешнее уродство, он обладает красивой душой, может и понять и посочувствовать. Главное в его характере – глубокая любовь ко всему. Он вызывается быть рассказчику проводником, и когда они идут по лесу, рассказчик замечает, как беспечно старичок себя ведет. Охота не удается, рассказчик лишь случайно убивает птицу, да и то получает выговор от Касьяна, который говорит, что домашняя птица создана для человека, а лесную трогать не надо. Касьян выражает не собственное мнение, а отношение крестьянина к природе, лес для него святыня. Рассказчику становится совестно, а мужичок говорит, что специально вызвался его провожать и отпугивал все это время от него добычу.

    Касьян – носитель крестьянской философской мечты о социальной справедливости, в которой содержатся элементы утопии. Главной ценностью для крестьянина является не материальный достаток, а социальная справедливость, гармония человека в единении с окружающим миром. Тургенев показывает, что простой человек по природе своей правдоискатель.

    Недоверие крестьян к барину, настороженность по отношению к нему – особенно берегли от барских глаз молодых женщин и девок. Касьян растит девочку. Выясняется, что и такого человека, как Касьян, кто-то любил, и этой любви осталась у него дочка.

    Автор рассказывает и о помещиках: «Два помещика», «Бурмистр».

    «Бурмистр».

    Показывает помещика, который в уезде считается одним из самых гуманных и образованных. Помещик Пеночкин, приехавший сюда из столичного мира.

    Ирония, детали.

    Пеночкин решает сопроводить гостя в деревню. По дороге выясняется, что Пеночкин трусоват. Контраст: беспокойство его за свою жизнь и безразличие к чужим. В деревне Пеночкин бывает редко, и крестьяне его знают плохо. Лишь в конце рассказа становится понятно его название. Бурмистр более хозяин и по сути дела является полновластным владельцем и крестьян и деревень. Тургенев показывает, что на место прежнего хозяина может придти новый, более жесткий.

    Автор рассказывает и о лесничих с необычным характером.

    «Бирюк».

    Он работает не за жалование, а за совесть, он привык противостоять всем невзгодам. В эту ночь рассказчик становится свидетелем эпизода во время грозы. Бирюк не просто сросся с лесом, но стал его частью. Крестьянин по своей нищете поставлен в такие условия, когда он вынужден пуститься на обман, хитрость, воровство. Крестьяне в бирюке видят лишь хранителя и все недовольства на барина адресуют лесничему.

    «Певцы».

    Античный сюжет перенесся на конкретную почву. Автор показывает, что в культуре ценят внешнюю отделку музыкального произведения, лишь техническое владение. По мере разрастания песни, автор показывает, что в кабаке ни одного человека нет, которого бы песня не задела.

    Переживания сходны с теми, что чувствуют слушатели.

    Перекликается с «Очарованным странником» - песней цыганки Груши (ей надо, чтобы от ее песни у человека «загорелось сердце»).

    Финал неожидан. Яков-победитель угощает всех и кончается все обычной попойкой. Рассказчику становится не по душе.

    «Свидание».

    Рассказчик – свидетель свидания лакея и барской девки. Противопоставленность искренностей. Девушка рассказывает о каждой травинке. Лакей подражает барину в сюртуке, с моноклем. Для него крестьянская девушка – удобное развлечение. Ее переживания и слезы лишь раздражают его. Ему нет дела до ее довольной судьбы. Он потерял искренность, чуткость, способность любить по-настоящему.

    «Чертопханов и Недопюскин».

    Автор показывает, что есть барин, вызывающий симпатию. Таков Чертопханов. Но он не может защитить, помочь. Если защищает, то случайно, так как его нрав требует справедливости. Он сам в жизни несчастлив, однако сломала его не несчастная любовь, а потеря любимой лошади. Автор показывает, что и русских помещиков такие же восточные нравы: деспотизм в отношении крепостных.

    «Живые мощи».

    Лукерья, когда-то красавица, которой судьба подарила взаимную любовь, по случайности лишается всего – и любимого человека, и здоровья, она не может двигаться самостоятельно. Однако она не ушла в свое горе, она открыта миру, умеет радоваться даже маленьким радостям. Она даже может еще служить людям – учить девок петь и видеть красоту окружающего мира.

    «Уездный лекарь».

    Человек, со временем огрубевший душой.

    «Однодворец Овсянников».

    Он считает грехом продавать хлеб. К нему крестьяне идут за советом, и именно он рассказывает о либеральных помещиках. Когда-то он им поверил, но понял, что это лишь маска (помещик Королев). Помещик Королев не в состоянии отдать крестьянам даже невыгодную землю.

    Митя – народный заступник. У него была возможность сделать карьеру. Грамотный, умный мужик, он вызывал ненависть всей округи. Но Митя не боится этого. Овсянников его поддерживает и единственное, укоряет в том, что тот берет благодарность, часто денежную, а деньги развращают.

    «Гамлет Щигровского уезда».

    Открывает тему Гамлета и Дон Кихота в тургеневском творчестве.

    Человек, лишний в помещичьей среде. Он не может быть заступником. Человек не имеет ничего своего. Каратаев пытается преодолеть сословные различия. Он становится жертвой этого мира. Тема лишнего человека, тема процветания посредственности в России.

    Во всем цикле большую роль играет пейзаж. У цикла кольцевая композиция (заканчивается «Лесом и степью»). Тема природы выполняет различные функции: психологического параллелизма («Свидание», «Бежин луг» - состояние рассказчика, заблудившегося и попавшего в небольшой овражек, заставляет его все воспринимать в новом духе).


    Один из лейтмотивов – тема оврага. С одной стороны, это реальная деталь, а с другой, овраг, в некотором роде символизирует скудость и неудобство деревенской жизни. Раньше под деревенские хозяйства отводили самую неудобную землю. Еще одна особенность пейзажа – детализация. Тургенев знакомит читателя не только с деревенскими жителями, их характерами, но также знакомит городских жителей с миром лесов, лугов. Описание внешнего вида каждой травки, ее название («Свидание», «Касьян…»). Сравнения при портрете героя из природного мира – сравнение Калиныча с закатным небом.

    Тема «Человек и живое». Собаки (отношения у барина и крестьянина к собакам разные). В «Харе и Калиныче» помещик отправляется на охоту с собакой, велит посадить ее в возок, бережет ее.

    Все повествование строится на контрасте – мир помещичий и мир крестьянский. Почти все герои не выдуманы, а списаны с реальности. «Харь и Калиныч» - реальные люди, с которыми был знаком Тургенев. Прототип помещика Полутыкина – Голофеев. В рассказе о «Чертопханова» прототип – сосед Тургенева, помещик Чертов.

    Цикл «Записки охотника» - это реальная жизнь, то, что непосредственно наблюдал писатель и о чем пытался рассказать.


    Вопрос 20.

    Тургенев «Рудин» и «Дворянское гнездо». Идейно-художественное своеобразие.

    «Рудин».

    1.1. История создания.

    Первоначально Тургенев дал название роману «Гениальная натура», в котором звучала ирония по отношению к главному герою, бросались в глаза слабые стороны личности Рудина, но затем, роман был назван нейтрально - «Рудин» Осенью и зимой 1855 года, после получения ряда замечаний и совета друзей писателю захотелось подчеркнуть прогрессивную историческую роль идеалистов-романтиков и он заканчивает раман, расширяя рамки произведения: вводит рассказ о кружке Покорского, последнюю встречу Лежнева с Рудиным. Таким образом, историческое содержание эпохи тридцатых годов, судьба героев получили, полное освещение.

    2.1. Характеристики действующих лиц.

    Ласунская Дарья Михайловна – «знатная и богатая барыня , вдова тайного советника». Была со всеми очень вольна в общении. В разговорах легкими намеками заставляла думать окружающих об очень большой ее роли в обществе –, «однако Европа ее знала мало, даже в Петербурге она важной роли не играла; зато в Москве ее все знали и ездили к ней», «о каком бы лице не заговорила Дарья Михайловна, на первом плане оставалась все-таки она, она одна, а то лицо как-то скрадывалось и исчезало .».

    Пигасов Африкан Семенович. Человек «озлобленный против всего и всех – особенно против женщин» (тут сказались личные обстоятельства). Очень честолюбив. Проживает один. Вступает в споры, но никогда не выходит победителем и не умеет выходить из спора достойно. Дарья Михайловна принимает его, «считая забавным».

    Пандалевский Константин Диомидыч. Молодой человек неопределенной национальности. Всю жизнь проживает за чужой счет. «Вообще дамы средних лет охотно покровительствовали Константину Диомидычу: он умел искать, умел находить в них».

    Липина Александра Павловна – бездетная молодая вдова. Богата. Проживает с братом Сергеем Павловичем Волынцевым. Просто милая женщина. «Всякая губерния говорила, что она прелесть».

    Волынцев Сергей Павлович – отставной штаб-ротмистр. Родной брат Александры Павловны. Человек ничем не выдающийся. Порядочен, но явно ограничен. Влюблен в Наталью.

    Басистов - молодой учитель детей Дарьи Михайловны, «добрый, честный и прямой». Обожаем детьми, ненавидит Пандалевского, благоговеет перед Рудиным - ловит на лету каждое его слово.

    Рудин Дмитрий Николаевич – бедный дворянин, получивший университетское образование. Умен «Всем непонятно казалось и странно, каким образом вдруг, в деревне, мог появиться такой умница». Оратор. «Рудин владел едва ли не высшей тайной – музыкой красноречия». Однако свой дар и образование на практике применить не может. Его слова с делами разняться. Это – его трагедия. «Видно он только на словах искал чистых и преданных душ».

    Лежнев Михайло Михайлыч. Местный помещик. «Очень говорят образованный, даже ученый человек, но чудак ужасный, фантазер». Живет один. Предпочитает общаться только с Александрой Павловной и ее братом Волынцевым. С Рудиным были университетскими товарищами – вместе посещали кружок Покорского.

    Наталья Алексеевна Ласунская – старшая дочь Дарьи Михайловны «семнадцати лет». «Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно». Ее явно все недооценивали. В общении с местным обществом ей не хватало умных, возвышенных людей – таких каким показался Рудин. «Она жадно внимала его речам». Полюбив Рудина, но скоро поняв его малодушие, ей хватает мужества сказать ему об этом в лицо. На что Рудин восклицает о ней про себя: «Нет, я ее не знал. Какая сила воли!».

    1.2. Сюжет.

    В губернии появляется одаренный оратор - молодой человек по фамилии Рудин. Выгодно отличается умом и ораторским искусством. Философские рассуждения Рудина о возвышенном заставляют Наталью Ласунскую влюбиться в него. Рудин говорит, что это чувство взаимно. Но развязка наступает быстро. Рудин оказался силен только речами. Наталья обличает его и Рудин уезжает. В эпилоге романа он погибает на Парижских баррикадах.

    1.3. Композиция.

    В композиции романа четыре части. Часть первая – приезд Рудина в дом Ласунской, часть вторая – жизнь Рудина в доме Ласунской: обожание его хозяйкой дома, любовь к нему Натальи, досада Лежнева, недоумение Александры Павловны, терзания Волынцева, часть третья – разговор Натальи и Рудина у Авдюхина пруда, отъезд Рудина, часть четвертая – эпилог.

    «Дворянское гнездо».


    2.1. История создания.

    Задумал этот роман Тургенев еще в 1855 году. Однако писатель испытывал в то время сомнения в силах своего таланта, накладывался и отпечаток личной неустроенности в жизни. Работу над романом Тургенев возобновил лишь в 1858 году, по приезде из Парижа. Роман появился в январской книге «Современника» за 1859 год. Сам автор в последствии отмечал, что «Дворянское гнездо» имело самый большой успех, который когда-либо выпал ему на долю. 

    2.2. Характеристики действующих лиц.

    Калитина Марья Дмитриевна – капризная богатая дворянка пятидесяти лет, «более чувствительна нежели добра, . она избаловала себя, легко раздражалась и даже плакала, когда нарушались ее привычки».

    Пестова Марья Тимофеевна – тетка Марьи Дмитриевны семидесяти лет. «Нрав имела независимый, говорила всем правду в глаза».

    Геоденовский Сергей Петрович – светский сплетник.

    Паншин Владимир Николаевич – молодой человек с блестящей внешностью и положением в обществе». «В город Он приехал для исполнения временного казенного поручения». Всегда всем угождает и любит нравиться окружающим. Ловок, но не лишен талантов – сочиняет стихи и музыку, поет. «В душе он был холоден и хитер». Хочет жениться на Лизе.

    Лиза Калитина – старшая дочь Марьи Дмитриевны. Девушка девятнадцати лет. Приветлива со всеми. Набожна - сказалось влияние богомольной няньки Агафьи в детстве. Плывет по течению судьбы, так как во всем видит волю бога.

    Лемм Христофор Теодор Готлиб – учитель музыки в доме Калитиных. Бедный немец, потомственный музыкант, человек, судьба к которому не благоволила. Необщителен, но глубоко понимает происходящее.

    Лаврецкий Федор Иванович – внучатый племянник Марьи Дмитриевны тридцати пяти лет. Человек добрый и благородный. По-своему мнению получил ущербное воспитание в детстве и из-за этого все его несчастия. Недоучившись из-за совершившейся женитьбы, преданный женой, хочет заняться настоящим делом – «землю пахать».

    Михалевич – у ниверситетский товарищ Лаврецкого, единственный его друг. «Энтузиаст и стихотворец».

    Варвара Павловна Лаврецкая – жена Федора Ивановича. Оставлена мужем в Европе после ее измены. Ловкая красавица, полностью вкусившая светскую жизнь и, уже не могущая с ней расстаться, «артистка в настоящем смысле этого слова».

    2.3. Сюжет.

    Лаврецкий Федор Николаевич приезжает в родную губернию - строить новую жизнь после того, как он расстался со своей неверной женой. Неожиданно для себя он полюбил Лизу Калитину, она ему отвечает взаимностью. Но, не успев начаться, их любовь разрушается – приезжает жена Лаврецкого. Лиза уходит в монастырь, Лаврецкий уезжает из губернии.

    2.4.

    В композиции романа шесть частей. Часть первая – приезд Лаврецкого в губернский город О., часть вторая – история дворянского рода Лаврецких, часть третья – Лаврецкий в Васильевском, Михалевич, Лемм, Калитины в Васильевском, часть четвертая – сближение Лаврецкого с Лизой, часть пятая – приезд Варвары Павловны в О., часть шестая – эпилог.

    Размышления И.С.Тургенева о судьбе лучших в среде русского дворянства лежат в основе романа «Дворянское гнездо».

    В этом романе дворянская среда представлена почти во всех ее состояниях — от захолустной мелкопоместной усадьбы до правящих верхов. Все в дворянской морали Тургенев осуждает в самой основе. Как дружно в доме Марьи Дмитриевны Калитиной и во всем «обществе» осуждают Варвару Павловну Лаврецкую за ее заграничные похождения, как жалеют Лаврецкого и, кажется, вот-вот готовы помочь ему. Но стоило только появиться Варваре Павловне и пустить в ход чары своего шаблонно-кокотского обаяния, как все — и Мария Дмитриевна, и весь губернский бомонд — пришли от нее в восторг. Это развращенное существо, пагубное и исковерканное той же дворянской моралью, вполне по вкусу и высшей дворянской среде.

    Паншин, воплощающий в себе «образцовую» дворянскую мораль, подан автором без саркастических нажимов. Можно понять Лизу, которая долго не могла как следует определить своего отношения к Паншину и по существу не сопротивлялась намерению Марьи Дмитриевны выдать ее замуж за Паншина. Он обходителен, тактичен, в меру образован, умеет поддерживать беседу, он даже интересуется искусством: занимается живописью — однако пишет всегда один и тот же пейзаж, — сочиняет музыку и стихи. Правда, одаренность его поверхностна; сильные и

    глубокие переживания ему просто недоступны. Подлинный артист Лемм это видел, а Лиза об этом, может быть, только смутно догадывалась. И кто знает, как бы сложилась судьба Лизы, если бы не спор. В композиции тургеневских романов идейные споры всегда играют огромную роль. Обыкновенно в споре или образуется завязка романа, или борьба сторон достигает кульминационного накала. В «Дворянском гнезде» важное значение имеет спор между Паншиным и Лаврецким о народе. Тургенев позднее заметил, что это был спор между западником и славянофилом. Эту авторскую характеристику нельзя понимать буквально. Дело в том, что Паншин — западник особого, казенного толка, а Лаврецкий — не правоверный славянофил. В своем отношении к народу Лаврецкий больше всего похож на Тургенева: он не пытается дать характеру русского народа какое-то простое, удобно запоминаемое определение. Как и Тургенев, он считает, что прежде, чем изобретать и навязывать рецепты устроения народной жизни, нужно понять характер народа, его нравственность, его подлинные идеалы. И вот в тот момент, когда Лаврецкий развивает эти мысли, рождается любовь Лизы к Лаврецкому.

    Тургенев не уставал развивать мысль о том, что любовь по самой своей глубинной природе — чувство стихийное и всякие попытки рационального ее истолкования чаще всего просто бестактны. Но любовь большинства его героинь почти всегда сливается с альтруистическими устремлениями. Они отдают свои сердца людям самоотверженным, великодушным и добрым. Эгоизм для них, как, впрочем, и для Тургенева, самое неприемлемое человеческое качество.

    Пожалуй, ни в одном романе Тургенев не проводил так настойчиво ту мысль, что в лучших людях из дворян все их хорошие качества так или иначе, прямо или косвенно связаны с народной нравственностью. Лаврецкий прошел школу педагогических причуд своего отца, вынес бремя любви своенравной, эгоистичной и тщеславной женщины и все-таки не утратил своей человечности. Тургенев прямо сообщает читателю, что своей душевной стойкостью Лаврецкий обязан тому, что в его жилах течет крестьянская кровь, что в детстве он испытал на себе влияние матери-крестьянки.

    В характере Лизы, во всем ее мироощущении начало народной нравственности выражено еще определеннее. Всем своим поведением, своей спокойной грацией она, пожалуй, больше всех тургеневских героинь напоминает Татьяну Ларину. Но в ее личности есть одно свойство, которое в Татьяне только намечено, но которое станет главной отличительной чертой того типа русских женщин, который принято называть «тургеневским». Это свойство — самоотверженность, готовность к самопожертвованию.

    В судьбе Лизы заключен тургеневский приговор обществу, которое убивает все чистое, что рождается в нем.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта