Главная страница
Навигация по странице:

  • Раздел 3 «Портрет моего ребенка».

  • Раздел 5 «Вот что я могу».

  • Раздел 7 «Посоветуйте мне...».

  • 22.критерии оценка и условия развития изотворчества

  • Критерии оценок детских творческих работ

  • Условия развития творчества

  • Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольника

  • изо для ларисы. 1. Стили изобразительного искусства


    Скачать 1.61 Mb.
    Название1. Стили изобразительного искусства
    Дата11.05.2019
    Размер1.61 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаизо для ларисы.docx
    ТипДокументы
    #76728
    страница28 из 31
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31
    Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

    Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

    Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

    Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

    Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

    Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

    Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

    Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

    7. Технология «Портфолио педагога»

    Современное образование нуждается в новом типе педагога:

    • творчески думающим,

    • владеющим современными технологиями образования,

    У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

    Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

    8. Игровая технология

        Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

    • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

    • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

    • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

    •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

           Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

             В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.


    9. Технология «ТРИЗ»


    ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

    Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

    Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

            Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

    Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

            Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

    Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

    • Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

    • Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или явления в целом.

    • Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

    Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

    ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Технология ТРИЗ – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.

    Одна из самых важных задач образования на современном этапе – воспитание личности нового типа – творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

    Основные задачи:

    • развитие управляемого творческого воображения;

    • формирование навыков творческого стиля мышления;

    • систематичности;

    • диалектичности (способности к движению, к саморазвитию);

    • не шаблонности;

    • смелости решения;

    • творческой интуиции;

    • развития речи.

    В технологии имеют место как индивидуальные, так и коллективные приёмы. К коллективным относятся:

    • эвристическая игра,

    • мозговой штурм,

    • коллективный поиск.

    Особенностью технологии является – системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ – всё это делает занятия увлекательными и разнообразными.

    Элементы ТРИЗ технологии осуществляется в образовательном процессе в составе игровых, исследовательских технологий и технологий проектирования. Самостоятельное использование в работе с детьми технологии ТРИЗ требует курсовой подготовки.

    Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

    22.критерии оценка и условия развития изотворчества

    Особенности изобразительного творчества и условия его развития у детей дошкольного возраста Творчество – это определѐнная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение. Изобразительное творчество связано с созданием произведений искусства, отражающих окружающую жизнь на основе переработки и отбора наиболее характерного, типичного при создании художественного образа. Творческий процесс создания художественного образа включает в себя следующие основные этапы: 1. Возникновение идеи, замысла 2. Вынашивание замысла (уточнение, оформление идеи в конкретное содержание) 3. Реализация замысла (дальнейшая разработка содержания, воплощение его в конкретные формы). 4. Заканчивается творческий процесс появлением художественного произведения. Л.А. Парамонова выделяет три особенности детского художественного творчества. Первая особенность – ребенок создает иногда оригинальные рисунки, сочиняет стихи, мелодии, делает много «открытий» в процессе познания окружающих предметов и явлений.. Вторая особенность – в эмоциональном отклике, стремлении искать, находить, много раз повторять найденный в рисунке, лепке, образ, пробовать другие варианты его решения, в увлеченности процессом нахождения и повторения способа изображения, создания сюжетной или декоративной композиции. Третья особенность – в стремлении ребенка экспериментировать с материалами, искать новые способы, комбинировать разные средства выразительности при создании образа в рисунке, лепке, аппликации. Его деятельность носит поисково-ориентировочный характер, а тенденция к использованию различных материалов и способов изображения придает ей творческий интегрированный характер. На каждой возрастной ступени изобразительная деятельность становится все более самостоятельной, свободной, творческой. Вот почему каждому педагогу необходимо знать данные особенности и учитывать их в работе с детьми.

    Этапы изобразительного творчества дошкольников: I этап - накопление первоначальных представлений Приобретая социальный опыт, ребѐнок выделяет наиболее значимое для себя и изображает его. Нужно научить детей выбирать при рисовании тему, содержание, сюжет, объекты, которые определяют смысловой центр будущей композиции. Педагог может организовать экскурсию, занятия, творческие игры; использовать методы ознакомления: наблюдение, обследование, беседа, рассказ. II этап - период возникновения замысла .При уточнении будущего сюжета необходимо исходить из избранного ребѐнком замысла и если есть необходимость в доброжелательной форме помочь ему определить главного участника действия, место действия, детали, сюжетную линию. III этап - период реализации замысла Проводится отбор и использование художественных средств. Задача педагога – помочь ребенку найти те средства, которые в наибольшей степени соответствуют его возможностям и замыслу. IV этап - окончательная оценка полученного результата и его обработка, если в этом есть необходимость Достоинства детского рисунка: эмоциональность, искренность, непосредственность выражения своих мыслей и чувств (как и у взрослых художников); содержательность, смелость, гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка, выразительность.

    Критерии оценок детских творческих работ (Н.А. Ветлугина). Существует 3 группы критериев: 1. направлена на выявление отношения к творческой деятельности: - искренность, правдивость передаваемых чувств; - лѐгкость вхождения в воображаемую ситуацию; - способности к изобразительной деятельности; - творческое воображение; - потребность к творчеству. 2. качество способов творческих действий: - изменение, дополнение, преобразование знакомого; - создание нового образа или комбинация других; - применение знакомого в незнакомой ситуации. 3. качество результатов творческой деятельности: - использование адекватных изобразительных средств; - индивидуальный детский почерк; - соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

    Условия развития творчества Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству) и во всех видах деятельности включает в себя программу требований к изобразительным навыкам и методику, основанную на воспитании у дошкольников наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности должно быть средством, а не конечной целью. Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимыми в разных условиях. Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Использование серии творческих заданий, не имеющих однозначного решения (задания, требующие от детей единой ориентировки в творческой деятельности; задания, предполагающие целенаправленные действия на поиски нужного решения; задания, рассчитанные на самостоятельность творческого действия по обдумыванию замысла, планированию своих действий, отбору выразительных средств). Материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника (разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним). Сочетание разных форм работы с детьми. В процессе творческой деятельности изменяется роль педагога: от сотворчества – к созданию условий для самостоятельного, активного поиска способов изображения, когда педагог стимулирует проявление инициативы, эмоционально поддерживает творческие возможности каждого ребенка. Это способствует обогащению содержания изобразительной деятельности новыми художественными образами, развитию способностей в каждом возрастном периоде: от создания цветового образа – к графическому; от ритмичного расположения линий, мазков, форм – к передаче сюжетной композиции в рисунке, лепке, аппликации как реалистического, так и сказочного характера. РЕПОЗИТОРИЙ Все эти условия необходимо создавать в учреждениях дошкольного образования и по возможности в семье.

    2 вариант:

    Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольника

    Творчество детей характеризуется тем, что ребенок в результате деятельности создает новый, оригинальный продукт, в котором активно открывает что - то новое для себя, а для окружающих - новое о себе.

    Чтобы педагоги могли оценить уровень развития изобразительных умений детей и их творческих проявлений, Н.А. Ветлугина определяет следующие критерии:

    • - отношение детей к творчеству, их интересы, способности;

    • - качество способов творческих действий;

    • - качество продукции детского художественного творчества (см. рис. 1) Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М.: ВЛАДОС, 2006. С.62..

    Ветлугина Н.А. считает, что, открывая новое для себя, ребёнок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент делается на процесс деятельности, а не на результат. Именно потому Сакулина Н.П. рассматривает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, как непременные составные творчества.

    Итак, критериями анализа и оценки, созданных детьми изображений будут являться:

    • - содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации);

    • - передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась);

    • - строение предмета: части предмета расположены верно; их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно);

    • - передача пропорций предмета в изображении;

    • - композиция - вытянутое построение, скученное изображение, нет единства, пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое). Миниатюрное изображение, увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги;

    • - передача движения. Статическое изображение. Начальный момент изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передано сложное движение достаточно четко и определенно;

    • - цвет. Передана реальная окраска предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные, теплые или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов. Есть отступления от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него;

    • - характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линии грубые, жесткие. Линия слабая, легкая, сильная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура, выходит за линии контура);

    • - какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного их выбора;

    • - уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликации):

      • а) Требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась?

      • б) Обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю?

      • в) Есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями?;

    • - эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения:

      • а) насколько ярко (сильно, слабо или никак внешне), эмоционально относится к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту своей деятельности и других детей?

      • б) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное, по замыслу) предпочитает, как объясняет свое предпочтение?

      • в) Как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная характеристика оценки)?;

    • - использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа;

    • - творчество. Отметить, что нового внес ребенок в изображение, самостоятельность замысла, его реализацию. Оригинальность изображения.

    Исходя из критериев, были выделены уровни развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

    Низкий уровень:

    Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Дети безразличны к использованию цвета, не замечают выразительности формы, не используют в работах средства для создания выразительного образа. В творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые образы. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность, необходима постоянная поддержка.

    Средний уровень:

    У детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале работы, при возникновении требований, дети становятся пассивными. Дошкольники закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность технических умений и навыков формальна. Имеются незначительные отклонения при передаче формы, строения, величины. Дети знают цвета, но не всегда используют их для создания выразительного образ. В процессе деятельности нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки менее оригинальны, не отличаются наличием выразительных средств. Творческое воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия творческого замысла дети применяют тот способ, которым хорошо владеют.

    Высокий уровень:

    У детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны, обладают высоким уровнем технических умений и навыков в рисовании. Дети замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило работы с красками, правильно передают в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, величину. Дошкольники используют выразительные средства в работе (цвет, ритм, линия, композиция). В процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям необходима лишь незначительная помощь педагога. Работа отличается элементами новизны, фантазии, что говорит о развитии творческого воображения; при выполнении творческого задания дети довольно полно и оригинально раскрывают замысле.

    Эти критерии можно использовать и для оценки детских работ воспитанников не только старших групп, но и других возрастных групп, корректируя, однако, их в зависимости от возраста детей, выпуская те из показателей, которые сложны для более младших возрастов.

    Доп для общего

    К
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


    написать администратору сайта