Главная страница
Навигация по странице:

  • Другими словами, поощрение снижает способность

  • Вначале познание окружающего

  • Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать

  • Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения

  • изо для ларисы. 1. Стили изобразительного искусства


    Скачать 1.61 Mb.
    Название1. Стили изобразительного искусства
    Дата11.05.2019
    Размер1.61 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаизо для ларисы.docx
    ТипДокументы
    #76728
    страница30 из 31
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31
    Понятие сенситивного периода включает необходимый набор специфических факторов, без которых невозможно развитие той или иной психологической функции, формирующейся в этот ограниченный временной период.

    Среди многих причин, обусловливающих одаренность, первой рассматривают наследственность [153]. Известны целые династии музыкантов (например, Бахов), краснодеревщиков, скульпторов, художников. Но в этих исторических примерах трудно отчленить наследственный фактор от раннего обучения. Понятно, что дети в этих семьях постоянно находились в специфической среде, а потому были более чувствительны к тем тонким воздействиям, которые и обеспечивают высокие достижения в той или иной области, и могли эффективно освоить специальность. Например, ребенок, родившийся в профессиональной семье музыкантов, слышал музыку еще в утробе матери, что способствовало развитию способности различать высоту звуков и ритмические последовательности. Тем не менее даже в династии Бахов каждый композитор отличался от другого, а гениальность только одного признается безусловно всеми. Именно поэтому более точно будет говорить о необходимом сочетании наследственной предрасположенности и раннего обучения.

    Очевидно, что стили семейного воспитания в меньшей мере влияют на проявление творчества. Известно, что великого скрипача Паганини отец бил и запирал в чулан, строго воспитывали и Моцарта, тогда как Дали или Скрябину было позволено практически все. Если в первых случаях ребенок жил в семье с авторитарным типом воспитания, то в двух последних – с попустительским.

    Оказалось, что регулярная похвала не влияет на число оригинальных ответов. Но она снижает качество и легкость мышления. Другими словами, поощрение снижает способность детей добиваться новых результатов [232]. Крайнее принуждение, в свою очередь, ухудшает гибкость мышления. Излишняя помощь взрослого в организации материала, особенно в комбинации со структурированной инструкцией, также снижает гибкость мышления ребенка [245]. К счастью для человечества, у дошкольников внутренняя мотивация чаще сильнее, чем внешняя.

    Чтобы реализовать креативность, необходимо иметь волевые качества, которые воспитываются в большей мере в более жестких условиях. Можно быть креативным человеком, но не достичь никаких результатов при отсутствии внутренней выдержки, воли и поддержки извне. Реализованная креативность у великих людей была следствием не только необычайных творческих способностей, но и сильных личностных качеств: умения противостоять обществу, добиваться реализации поставленной цели и побеждать в этой борьбе. Последние качества относятся к высокому уровню социального интеллекта, который не всегда соотносится с высокими значениями креативности.

    Однако бывают ситуации, когда люди с высокими творческими возможностями и низким социальным интеллектом соединялись с людьми с высоким социальным интеллектом, что повышало эффективность каждого. Одним из таких примеров может быть история С. Дали. В своих воспоминаниях он рассказывает о том, что, придя в школу, был невероятно застенчив, так как не мог даже зашнуровать ботинки. Встреча с женщиной, ставшей его музой – его Галой, обладающей высоким социальным интеллектом, позволила ему компенсировать отсутствие социальных навыков. Однако это привело к тому, что муза стала эксплуатировать талант С. Дали.

    К семейным факторам относится и количество детей в семье. Статистика свидетельствует, что чаще всего креативными становились последние дети, тогда как интеллектуальными – первые [53]. Это объясняется тем, что первому ребенку уделяется больше внимания, поскольку все время взрослых тратится только на одного. Именно первенцу суждено соответствовать амбициям родителей, поэтому к нему предъявляется больше требований и возлагается вся ответственность за реализацию родительских ожиданий. Последнему ребенку достается больше любви, от него меньше требуют и реже ограничивают в инициативе (что и создает условия для психологической свободы и психологической безопасности по Роджерсу).

    Но это правило имеет массу исключений. 3. Фрейд был старшим ребенком, но его очень любила и баловала мать, то есть она проявляла к нему те чувства, которые в большинстве семей проявляются к младшему ребенку. Известно, что у Леонардо да Винчи были две молодые мачехи, не имеющие собственных детей, которые любили и баловали его. Мы знаем, что родители мало общались с А. Пушкиным, но у него была няня, которая выполняла все, что так необходимо для проявления одаренности. Таким образом, на определенном этапе развития ребенку для формирования креативности необходима безусловная любовь воспитывающего человека. Однако для того, чтобы защитить свои оригинальные взгляды, выстоять перед стеной непонимания в дальнейшей жизни, необходимо развитие волевых свойств, которые требуют иного типа воздействия на личность. Волевые качества легко тренируются в многодетных семьях, а в нуклеарных с небольшим количеством детей они формируются при особом внимании родителей к привитию социальных навыков.

    Множество других обстоятельств влияет на возможность высоких творческих достижений. Например, немаловажное значение имеет место рождения. Известно, что более 60 % Нобелевских лауреатов США (из 390) происходят из больших городов [208]. Это легко объяснимо: в мегаполисах более насыщенная культурная среда, там много школ с различной направленностью обучения, библиотек, театров, картинных галерей, филармоний и т. д. В таких городах проживает большое количество талантливых родителей, уделяющих значительное время своим детям и имеющих достаточные средства, чтобы дать им качественное образование.

    Важным моментом является поддержание в ребенке внутренней мотивации к достижениям. Т. М. Амабиле [204] провела исследование, в котором детей дошкольного возраста разделили на две группы. Детям первой группы за любимое ими занятие – рисование фломастерами – предлагали небольшие подарочки (наклейки, марки), дети второй группы рисовали без подкрепления извне. Оказалось, что через две недели дети, которые до эксперимента рисовали с удовольствием, после получения внешнего подкрепления спонтанно рисовать перестали. Дети, не получавшие подобного подкрепления, продолжали рисовать в свое удовольствие. Это означает, что повлиять на проявление творческих способностей у детей можно, просто подавив их спонтанность внешними мотивировками. Тот факт, что взрослые действительно часто ломают детей в попытке сформировать у них внутреннюю мотивацию, может объяснить то, что у более креативных студентов обнаружены более высокие показатели тревожности и более выраженные защитные механизмы личности [214].

    Таким образом, среда может как усиливать проявления творческой активности ребенка, так и ослаблять их.

    Отечественные педагоги (Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Т.С. Комарова, Л.А. Парамонова, О.С. Ушакова) и психологи (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев), основываясь на результатах специальных научных исследований, убедительно доказали, что всем детям, независимо от природных данных, необходимо создавать оптимальные условия для их творческого развития. Современная практика решает эту проблему путем реализации личностно-ориентированной идеи в образовании.

    28.динамика творч процесса у худож, взрослого и реб.

    Важнейшей проблемой в понимании особенностей развития детского творчества является вопрос о «стадиях» его развития. Закономерность в развитии детского изобразительного творчества может быть представлена как ряд последовательно идущих «стадий» или ступеней.

    Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.

    Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.

     

    Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. Наступление изобразительной стадии в развитии детского рисунка происходит к трем с половиной годам и характеризуется появлением сначала "примитивных" людей-головоногов, животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу. У ребенка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить.

    Таким образом, первый этап творческого процесса — возникновение замысла — имеется и в деятельности ребенка.

    К четырем годам наступает вторая ступень изобразительной стадии: ребенок делает важное мировоззренческое открытие - окружающий мир строго структурирован. В рисунках детей появляется линия земли - черная или коричневая полоса, зеленые травинки, белый снег, на земле в ряд располагаются персонажи рисунка, а над ними - линия неба. На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний: ребенок может нарисовать коричневую землю, а потом закрасить ее белой краской: "Зима наступила". Или изобразить синий овал - "озеро", а потом закрасить его черной краской: "Высохло". Эта ступень продолжается до пяти-шести лет

    При этом, если у художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения.

    Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.

    Умение предварительно замысливатьобраз формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап может не появиться в деятельности дошкольника. Внешне наиболее ярко представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, однако он, как правило, не связан с доработкой образа.

    К шести-семи годам у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире. Старший дошкольник уже способен к некоторым элементампредварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет.

    В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

    Таким образом, в деятельности дошкольника представлены все этапы, но они сокращены по времени, а предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения.

    Взрослые и художники:

    Творчество — это следующий шаг после воображения, поскольку оно требует действий, а не приятных размышлений в горизонтальном положении. Это сугубо практический процесс, в ходе которого вы стремитесь создать нечто оригинальное. Тем не менее для любого творчества характерны некоторые общие черты.

    Во-первых, это процесс. Действительно, порой новые идеи приходят к людям уже полностью сформировавшимися, и тогда необходимость в значительной дополнительной работе просто отпадает. Но обычно творческий процесс начинается с отдаленного намека на идею — для Фейнмана таким намеком стало наблюдение за вращением тарелки, для Джорджа Харрисона — первая мысль о создании песни. Этот процесс может потребовать применения различных навыков и знаний, а результат окажется совершенно неожиданным.

    Творчество является результатом нескольких взаимосвязанных процессов. Первый — это генерирование новых идей, поиск различных возможностей, рассмотрение альтернативных вариантов. Для этого может понадобиться сделать несколько быстрых набросков, записать несколько мыслей, переместить объекты или себя самого в пространстве. Творческий процесс подразумевает дальнейшее развитие этих идей, для чего бывает необходимо оценить их с точки зрения эффективности и правильности. Творческий процесс, как и всякий акт созидания, всегда требует использования каких-либо вспомогательных средств для развития идей. При этом средства могут быть любыми. Traveling Wilburys, к примеру, использовали голоса и гитары, Ричард Фейнман — математику, а Фейт Рингголд — краски и ткани (иногда слова и музыку).

    … Вот почему люди, которые по-настоящему любят свое дело, не думают о нем как о работе в обычном смысле этого слова. Занимаясь любимым делом, такие люди счастливы, потому что пребывают в своей стихии.

    Одна из величайших загадок художественного творчества заключается в воздействии произведения искусства на зрителя. Интересно творчество маленьких детей, картины которых, несмотря на отсутствие у авторов «художественных навыков», воздействуют не менее сильно, чем произведения мастеров. Значит, нечто, сделавшее работу ребенка истинным произведением искусства, уже присутствует в ней и абсолютно не зависит от «ремесла». А работы многих взрослых так называемых «профессиональных художников» оставляют глухое равнодушие, несмотря на виртуозное владение ремеслом.

    Работа ребенка идет от естественной, природной гармонии, от непосредственной жизни в «семантической вселенной» [3]. Графический знак в работе профессионала появляется в результате заучивания «правильного» использования «правильного» эстетического канона

    Автор — творческая личность, обладающая рядом специфических качеств. Разные люди предрасположены к художественному творчеству в разной степени: способность — одаренность — талантливость — гениальность. Художник, находящийся на более высокой ступеньке этой творческой лестницы, сохраняет те качества, которые присущи тем, кто расположен на низших ее ступенях, но непременно должен обладать еще рядом дополнительных высоких достоинств.

    Способности художника, согласно американскому психологу Гилфорду, предполагают шесть склонностей: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационную гибкость, умение придавать художественной форме необходимые очертания. Способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес.

    Одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти тему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением. Человек художественно одаренный, создает произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Одаренность — это умение сосредотачивать внимание на объектах, достойных избирательного внимания, извлекать из памяти впечатления и включать их в систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

    Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение.

    Гений полно выражая суть своего времени, чаще всего как бы неумещается в свою эпоху. Он, можно сказать, тянет нить традиции от прошлого к будущему и потому частью своего творчества принадлежит прошлому, а частью будущему. Гений создает высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена. Гениальность художника проявляется и в силе восприятия мира, и в глубине воздействия на человечество.

    Творческий процесс начинается с замысла.

    Теория Пригожина о случайности и непредсказуемости истории может быть распространена на особо таинственный и случайный процесс, создания художественной реальности, рождающейся из хаоса во имя гармонии. В сознании художника параллельно существуют первоэлементы сознания впечатления бытия, самопроизвольные фантазии, рожденные внутренними потребностями личности, ее индивидуальными особенностями. Однажды (непредсказуемо когда), эти первоэлементы сознания соединяются в смутный образ героя и обстоятельств. А далее: герой начинает действовать, обстоятельства «заселяются» взаимодействующими персонажами. Это и есть стадия хаоса, ибо рождается множество героев, персонажей, обстоятельств. «Выживают» наипрекраснейшие: эстетический вкус художника отсеивает одних и сохраняет других. Хаос начинает жить по законам красоты, и из него рождается прекрасная, неожиданная художественная реальность. И весь этот процесс спонтанен и не вполне управляем самим художником.

    Благодаря памяти, воображению, ассоциациям, вдохновению, внутреннему освобождению в творческом сознании появляется множество образов, обстоятельств, ситуаций. Эстетический вкус помогает из бесчисленных вариантов отобрать лучшие. Творческий процесс — эстетическая селекция, он нацелен на читателя, на передачу ему определенной художественной информации и формирование системы его ценностных ориентаций.

    И см25

    29.преемственность

         Преемственность между ДОУ и школой предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой -опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

     Проблема преемственности детского сада и начальной школы издавна волновала педагогов. Уже Я.А. Коменский, создавая систему школ, охватывающую все периоды становления личности и развития человека, начиная с дошкольного детства, в руководстве для матерей («Материнская школа») последнюю главу назвал «Как подготовить ребёнка к школе». В ней он подчёркивает, что необходимо сформировать положительное отношение к школе и учителю. Затем он рассматривает содержание фактически всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста как фактор его подготовки к школе.

    В непрерывности художественного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста происходит последовательное обогащение опыта восприятия произведенийизобразительного искусства, формирование эстетического сознания, овладениеизобразительными умениями и навыками, развитие эмоционально-ценностной итворческойдеятельности. Важно, чтобыпреемственность в художественно-педагогическом процессе дошкольного и общего образования осуществлялась в обстановке эмоционального благополучия для каждого ребенка. Такой подход в целом снижает для ребенка психологические трудности адаптационного периода, способствует воспитанию у него позитивного отношения к школе, желания учиться, уверенности в своих силах, настроя на самовыражение и самореализацию.

              Занятия по изобразительной деятельности, являющейся деятельностью орудийной, способствуют развитию ручной умелости, координации движений руки и глаза, необходимых для успешного овладения в школе различными графическими деятельностями, и прежде всего письмом. Особая роль в этом принадлежит рисованию в детском саду.

         Концепция преемственности в осуществлении эстетического воспитания, развития детского творчества и формирования художественно – творческих способностей у детей.

    Задачи, решаемые в процессе ознакомления с произведениями искусства и различных видах художественно – творческой деятельности в детском саду, находят своё продолжение на уроках эстетического цикла в школе. И их решение имеет более широкий эффект, способствуя не только эстетическому, но и интеллектуальному, нравственному воспитанию ребёнка.

    -Единство и преемственность задач воспитательно – образовательного и тематического содержания художественных деятельностей, которые постепенно усложняются.

    -Преемственность методов и приёмов обучения изобразительной деятельности, развития творчества у дошкольников и младших школьников, которые во многом сходны в силу близости психофизиологических особенностей детей этих возрастных периодов. Так, преобладание наглядно – образного мышления у детей делает необходимым широкое использование наглядных приёмов обучения. Живость, яркая эмоциональная отзывчивость, интерес детей к игре требуют широкого включения в педагогический процесс игровых приёмов, ситуаций, разнообразных художественно – дидактических игр как в детском саду, так и начальной школе.

         Установление преемственности в обучении и развитии детского творчества требует учёта специфики той или иной художественно – творческой деятельности, не терпящей однообразия, шаблона, формализма. Большое значение имеет эстетически оформленная среда, в которой занимаются дети и которая формирует у них эстетическое отношение к окружающему, а также к деятельности и её продуктам. Это относится к форме организации и проведения занятий в детском саду и уроков в школе, которая не должна быть одинаковой для занятий и уроков на разные темы. Тематика изображения должна быть интересной детям и разнообразной. Вместе с тем тематика школьных уроков не может буквально повторять пусть даже интересно сформулированные темы занятий в детском саду. Тематика предлагаемых детям уроков, занятий должна быть разнообразной, предусматривать развитие и усложнение образного решения. Разнообразить важно и формы выполнения изображений (индивидуальные, коллективные композиции) как в рисовании, так и в лепке, аппликации и бумажной пластике. Многообразие необходимо в предлагаемых детям изобразительных материалах. Это обогащает художественные представления детей, способствует их эстетическому развитию.

    Линия развития творческого воображения в условиях изодеятельности как самостоятельная задача сохраняется и в начальной школе. Уже к концу дошкольного возраста у детей появляется более критичное отношение к результатам своей изодеятельности, осознание причин её несовершенства. В процессе осознания детьми смысла художественной деятельности (самовыражение и воздействие на других), у старших дошкольников зарождается новая потребность: овладения знаниями и более совершенными способами деятельности ( адекватными оценками и уровню требований окружающих). Оформляющаяся учебная деятельность становится ведущей в начальной школе.

    В плане преемственности получает дальнейшее развитие способность ребёнка самостоятельно ставить изобразительные задачи, организовывает и осуществлять для их решения адекватные действия ( например: целенаправленное наблюдение, упражнение в рисовании с натуры), проявлять инициативу, осознанную гибкость в поиске адекватных замыслу способов изображения и т.п.

    Преемственность в творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста может осуществляться по двум линиям: * развитие творческого воображения, доминирующего в дошкольный период и продолжающего развиваться в младшем школьном возрасте в разных видах и формах изодеятельности; * развитие творческого мышления у школьника в рамках учебной деятельности, опирающегося на достигнутый в дошкольном возрасте уровень творческого воображения, как базовое, фундаментальное новообразование дошкольного периода жизни рёбенка.

    У младшего школьника получает дальнейшее развитие способность ребёнка самостоятельно ставить изобразительные задачи (целеполагание). Как следствие, преемственным должно быть достижение более творческого уровня деятельности. Процесс освоения деятельности, процесс субъективного развития ребёнка органично включает в себя развитие всех сфер личности : когнитивной, эмоциональной, волевой.

    Следует проявлять уважение к творчеству детей. Такое отношение к результатам деятельности стимулирует творчество. Работа дошкольного учреждения и начальной школы должна осуществляться в тесной взаимосвязи с семьёй.

         Овладение детьми в дошкольный период различными художественно – творческими деятельностями, знания о разных видах искусства (как классического, так и народного), а также навыки и умения в области художественной деятельности, приобретённые ими в детском саду, являются фундаментом как для успешного изучения в школе предметов эстетического цикла, так и для интеллектуального и нравственного развития.

    Качество работы дошкольного учреждения определяется уровнем специальной подготовки детей к школе
    Анализ действующих программ для дошкольных учреждений и школы показывает единый, в основном, подход авторов к задачам, конкретизирующих поставленную цель — формирование художественной культуры личности. Принцип воспитывающего характера обучения на занятиях изобразительным искусством реализуется в задачах развития эстетического восприятия окружающего мира, формирования интереса к искусству, художественному творчеству, устойчивой потребности в нем; воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на произведения искусства, художественно-культурные ценности разных народов. Ценностно-познавательные и образо-вательныезадачи направлены на систематическое накопление знаний об изобразительном искусстве, художественное познание мира, развитие оценочно-эстетической активности. Тем самым установление взаимосвязи между программными задачами обучения и воспитания на занятиях изобразительной деятельностью определяет еще одну линию преемственности дошкольного учреждения и начальной школы.

    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


    написать администратору сайта