Главная страница
Навигация по странице:

  • Изобразительно-творческое развитие

  • Младший дошкольный возраст

  • Старший дошкольный возраст

  • Творческий процесс создания художественного образа включает в себя

  • Этапы изобразительного творчества дошкольников

  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ (из опыта работы).

  • изо для ларисы. 1. Стили изобразительного искусства


    Скачать 1.61 Mb.
    Название1. Стили изобразительного искусства
    Дата11.05.2019
    Размер1.61 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаизо для ларисы.docx
    ТипДокументы
    #76728
    страница29 из 31
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31
    ритерии оценок детских работ

    Общие критерии:

    1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа.

    1. Индивидуальный стиль детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.

    1. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

    Специальные критерии:

    Младший дошкольный возраст

    1. наличие эмоциональной невербальной реакции на продукты своего творчества;

    2. выражение отношения к действительности через работу;

    3. наличие выразительности художественных образов;

    4. разнообразие содержания художественных образов, создаваемых детьми;

    5. умение видеть, выделять цвета спектра и гармонично сочетать их в художественных образах;

    6. умение владеть элементарными формообразующими движениями (выделять и выполнять плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемные (цилиндр);

    7. способность соотносить предметы по величине в художественных образах;

    8. умение строить композицию образа, соблюдая элементарные композиционные закономерности (формат, линия горизонта, симметрия и асимметрия, композиционный центр, равновесие, ритм, динамика и статика);

    9. разнообразие техник, используемых в работе;

    10. стилистическое единство художественного образа;

    11. наличие или отсутствие стереотипов художественных образов.

     

    Старший дошкольный возраст

    1. наличие эмоциональной невербальной реакции на продукты собственного творчества, умение критически подходить к оценке своей работы;

    2. выражение отношения к действительности через работу;

    3. наличие выразительности художественных образов;

    4. разнообразие содержания художественных образов, создаваемых детьми;

    5. умение видеть, выделять цвета и их оттенки, получать самостоятельно различные цвета, гармонично сочетать их в художественных образах;

    6. умение владеть формообразующими движениями (выделять и выполнять плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, параллелограмм) и объемные (цилиндр, шар, куб, конус, призму, многогранник, полусферу, пирамиду);

    7. способность отражать зависимость предметов по величине в художественных образах;

    8. умение строить композицию образа, соблюдая законы (закон единства содержания и формы, закон цельности, закон типизации, закон контрастов); правила и приемы композиции (формат, размер, масштабность, точка зрения, симметрия и асимметрия, композиционный центр, равновесие, ритм, динамика и статика, свет и тень, тон, прием изоляции);

    9. владение традиционными техниками живописи и рисунка;

    10. разнообразие нетрадиционных техник, используемых в работе;

    11. стилистическое единство художественного образа;

    12. наличие или отсутствие стереотипов художественных образов.

    Изобразительно-творческое развитие заключается в самовыражении детей дошкольного возраста в процессе изучения специфики произведений изобразительного искусстваи использования полученных знаний в собственном творчестве.

    Младший дошкольный возраст:

    1. интуитивное использование художественных эталонов при создании художественных образов на основе изученных произведений;

    2. разнообразие цветового и композиционного решения;

    3. восприимчивость и способность увидеть необычные свойства обычных предметов и явлений;

    4. способность чувствовать новое при использовании прошлого опыта, находить вариативные решения при выполнении знакомых заданий;

    5. умение определять выразительные средства, необходимые для передачи образа, с помощью педагога и самостоятельно.

    Старший дошкольный возраст:

    1. академически верное цветовое и композиционное построение художественного образа на основе изученных произведений;

    2. разнообразие художественных эталонов, используемых при создании выразительного образа;

    3. умение осознанно применять динамическую конструкцию;

    4. восприимчивость и способность увидеть необычные свойства обычных предметов и явлений;

    5. способность чувствовать и понимать новые возможности при использовании прошлого опыта, находить вариативные решения при выполнении знакомых заданий, при ориентации в незнакомой ситуации;

    6. умение самостоятельно преодолевать стереотипы восприятия при создании выразительных образов.

     

    23. этапы тврч акта изо

    . Этапы творческого акта в изобразительной деятельности дошкольника.

    У художника сначала возникает мотив ( система мотивов материнских, социальных); процесс вынашивания замыслов ( разработка содержаний, …. художественной формы, длительное - кратковременно, чтение литературы, посещение архивов, беседы с людьми, наблюдения); исполнение , реализация замыслов ( связан с чувствами, используются невербальные приёмы активизации творчества; длительным, долгим); окончательная оценка полученного результата, если необходимо, то доработка.

    Овладение ребёнком изодеятельностью означает овладение им основными структурными компонентами :

    - мотивами,

    - целеполаганием,

    - действием,

    - операциями.

    Рисуя, ребёнок использует т.ж. мотивы, что и в игре. У ребёнка присутствуют все этапы, но они сокращены по времени, а замысливание и реализация совмещены.

    Творческий процесс создания художественного образа включает в себя следующие основные этапы: 1. Возникновение идеи, замысла 2. Вынашивание замысла (уточнение, оформление идеи в конкретное содержание) 3. Реализация замысла (дальнейшая разработка содержания, воплощение его в конкретные формы). 4. Заканчивается творческий процесс появлением художественного произведения.

    Этапы изобразительного творчества дошкольников: I этап - накопление первоначальных представлений Приобретая социальный опыт, ребѐнок выделяет наиболее значимое для себя и изображает его. Нужно научить детей выбирать при рисовании тему, содержание, сюжет, объекты, которые определяют смысловой центр будущей композиции. Педагог может организовать экскурсию, занятия, творческие игры; использовать методы ознакомления: наблюдение, обследование, беседа, рассказ. II этап - период возникновения замысла РЕПОЗИТОРИЙ При уточнении будущего сюжета необходимо исходить из избранного ребѐнком замысла и если есть необходимость в доброжелательной форме помочь ему определить главного участника действия, место действия, детали, сюжетную линию. III этап - период реализации замысла Проводится отбор и использование художественных средств. Задача педагога – помочь ребенку найти те средства, которые в наибольшей степени соответствуют его возможностям и замыслу. IV этап - окончательная оценка полученного результата и его обработка, если в этом есть необходимость Достоинства детского рисунка: эмоциональность, искренность, непосредственность выражения своих мыслей и чувств (как и у взрослых художников); содержательность, смелость, гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка, выразительность

    . Л.А. Парамонова выделяет три особенности детского художественного творчества. Первая особенность – ребенок создает иногда оригинальные рисунки, сочиняет стихи, мелодии, делает много «открытий» в процессе познания окружающих предметов и явлений.. Вторая особенность – в эмоциональном отклике, стремлении искать, находить, много раз повторять найденный в рисунке, лепке, образ, пробовать другие варианты его решения, в увлеченности процессом нахождения и повторения способа изображения, создания сюжетной или декоративной композиции. Третья особенность – в стремлении ребенка экспериментировать с материалами, искать новые способы, комбинировать разные средства выразительности при создании образа в рисунке, лепке, аппликации. Его деятельность носит поисково-ориентировочный характер, а тенденция к использованию различных материалов и способов изображения придает ей творческий интегрированный характер. На каждой возрастной ступени изобразительная деятельность становится все более самостоятельной, свободной, творческой. Вот почему каждому педагогу необходимо знать данные особенности и учитывать их в работе с детьми.

    24 критерии см 22

    25 см 23

    26 использов триз

    ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Технология ТРИЗ – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.

    Одна из самых важных задач образования на современном этапе – воспитание личности нового типа – творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

    Основные задачи:

    • развитие управляемого творческого воображения;

    • формирование навыков творческого стиля мышления;

    • систематичности;

    • диалектичности (способности к движению, к саморазвитию);

    • не шаблонности;

    • смелости решения;

    • творческой интуиции;

    • развития речи.

    В технологии имеют место как индивидуальные, так и коллективные приёмы. К коллективным относятся:

    • эвристическая игра,

    • мозговой штурм,

    • коллективный поиск.

    Особенностью технологии является – системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ – всё это делает занятия увлекательными и разнообразными.Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ (из опыта работы). "

    Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

    Овладеть механизмом развития творческих способностей у детей может помочь теория решения изобретательских задач-ТРИЗ. Использование элементов ТРИЗ в педагогическом процессе с детьми помогает научить их анализировать всё происходящее вокруг.Триз-полный отказ от стереотипов. Инструмент для реализации творческой личности.

    Кредо тризовцев: каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

    Используя инструменты ТРИЗ в изодеятельности мы учим детей мыслить,творить и фантазировать, тем самым методы и приёмы ТРИЗ помогают развитию творческого воображения.

    Эффективными средствами для решения задач по развитию творчества детей дошкольного возраста является следующий стиль работы:

    -соблюдение планомерности, постепенности в занятиях,систематичности;-создание необходимых условий для применения знаний, умений, навыков, полученных на занятиях, в повседневной жизни;-позиция ребёнка, при которой он имеет возможность свободно и активно действовать на занятии и вне занятий;-прежде чем познакомить детей с элементами ТРИЗ, взрослому нужно самому, "прочувствовать" этот инструмент и быть творческой личностью.

    Рассмотрим,какие инструменты ТРИЗ помогают детям постигать диалектические закономерности, воспитателям-строить процесс обучения.

    1Методы решения изобретательских задач (системный анализ, ресурсы. 2Методы активизации творческого воображения (синектика, -морфолгический анализ, моделирование маленькими человечками, метод проб и ошибок, метод мозгового штурма). 3Синектика (прямая аналогия, личностная аналогия, фантастическая аналогия).4Противоречия (принцип динамичности,копирования, "наоборот"

    дробления).

    Использовала в работе игры по системе ТРИЗ (игры на знакомство с противоречиями, на нахождение внешних ресурсов, системного анализа, функционально-стоимостного анализа) и проблемные ситуации.

    серия занятий с использованием элементов ТРИЗ. Серия занятий: "Необычный зоопарк"(МРО, "Нарисуй противоположности", "Волшебники", "Дед жара" (противоречия, "Украсим платье для весны", "Одежда" (ММА,"На что похож ёж" (аналогия, "Клоуны"(противоречия, "Если бы я был птицей" (эмпатия)."Что может танк"(ВПР).

    используя элементы ТРИЗ в изодеятельности, ребёнок не просто воспроизводит то, что видит, но и по-своему истолковывает и домысливает свой рисунок. Использование элементов ТРИЗ -являются основой развивающего обучения, у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления.

    27 факторы, определ своеобразия дет хдож творчество

    Также следует выделить факторы, определяющие своеобразие детского художественного творчества. Основополагающим фактором является развитие познавательных и творческих способностей ребенка.

    Кроме того, к факторам, определяющим своеобразие детского художественного творчества относят следующие:

    1. Половые особенности;

    2. Культурная среда;

    3. Место и условия проживания ребенка;

    4. Личностно-психологические качества, темперамент ребенка.

    5. Способности ребенка к изобразительной деятельности.

    Такие исследователи как Левин Л.С. выделяют следующие факторы, влияющие на своеобразие детского рисунка:

    - Приоритетность психических процессов у ребенка (фантазия, воображение, память, восприятие).

    - Стилевые предпочтения.

    - Содержательные предпочтения.

    - Склонность к определенному виду искусства.

    Своеобразие художественного образа, создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и воплощения обусловлен особенностями психического и личностного развития ребенка - дошкольника.

    В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующие творческую активность. Особого внимания заслуживает анализ воображения.

    Воображение - основа творческой деятельности,

    Творчество - один из существующих показателей развития личности, одна из существующих ее характеристик.

    В то же время воображение - основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период секзитивен для его развития, следовательно, одна из главных задач взрослых - создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в тех которые основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать.

    Механизм творческого воображения детей зависит от факторов, влияющих на формирование «Я»: возраст, особенности умственного развития (возможные нарушения в психическом и физическом развитии), индивидуальность ребёнка (коммуникации, самореализация, социальная оценка его деятельности, темперамент и характер), воспитание и обучение.

    Воображение у человека развивается всю жизнь. Способность человека выделить сначала целое, потом части. Воображение проявляется в придумывании и реализации замыслов. Сознание невозможно без воображения. Ребёнок - исследователь, он выдвигает гипотезы, проверяет их. Воображение и чувства в творческом процессе тесно взаимосвязаны. У ребёнка чувства неглубокие, но яркие; недостаточное осознание. Детское воображение отличает яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ изображаемого обстоятельства.

    Сравнивая детское воображение с взрослым, Выготский подчеркивал, что не только материал для образов у ребенка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослых. Он также отметил такое качество образов детского воображения как субъективность. Выготский выделил 2 типа воображения:

    • - пластическое (объективное) - материалы внешних впечатлений;

    • - эмоциональное (субъективное) - взятые изнутри.

    Существенное замечание ученого о том, что воображение нельзя путать с гибкостью и динамикой репродуктивных представлений. В воображении главное - перенос определенных свойств с одного образа на другой. Перенесенное свойство - главенствующая целостность, которая определяет формирование других частей нового образа.

    Давыдов В.В. подчеркивал, что именно в замысле ребенка обнаруживается одна из важных особенностей воображения - умение "видеть" целое раньше частей. "Замысел - некоторая общая целостность, которую нужно раскрыть через многие части. Такое раскрытие происходит в процессе реализации и воплощения замысла".

    Дьяченко установила, что воображение имеет 2 компонента:

    • - порождение общей идеи решения задачи;

    • - составление плана реализации идеи.

    Дети подразделяются по видам воображения. К 3-ём годам начинаем дифференцировать детей по видам воображения:

    • - познавательное воображения предмета - сюжет, детально;

    • - эмоциональное - схематичное.

    Оригинальность выше у детей с эмоциональным воображением. Более оригинальные работы - младшая и подготовительная, менее - средняя, старшая.

    К 7-ми годам ребёнок освоил (в игре) нормы, правила, ценности. Он стремится к социально значимой, социально оцениваемой деятельности, поэтому образы оригинальны. Психологи и педагоги признают, что именно в художественной деятельности и в игре происходит в первую очередь развитие воображения. Оно проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла.
    И

    Мы уже говорили, что для творческих способностей, как и для многих других психологических качеств, существует сенситивный период, которым является дошкольный возраст развития ребенка [81].
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


    написать администратору сайта