TGP отв. 1 тгп как наука понятие, предмет, функции
Скачать 0.97 Mb.
|
21) Государство и политические партии. Государство и церковь. Государство – политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. Политические партии – общественные организации, выражающие политические интересы граждан и их определенные желания участвовать в управление страной. Общественные организации: * политические (партии, движения, избирательные блоки – деятельность направлена на получение государственной власти, удержание государственной власти, влияние на государственную власть); * неполитические (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребителей, экологические организации и движения, культурные общества, молодежные объединения, благотворительные фонды и др.). Основное значение имеют партии с четко определенными политическими целями. 3 функции: - идеологическая – формирование идеологии; - кадровая – выдвижение на выборные должности своих представителей по определённым деловым качествам; - политическая конкуренций – партии выдвигают кандидатов, контролируют деятельность, политическая опора государства. Государство взаимодействует с политическими партиями – определяет правовые параметры деятельности партий и придает им качество субъектов политической жизни – регистрации и осуществляет контроль за деятельностью партий, а также осуществляет прекращение в судебном порядке деятельности, нарушающей законодательство и преследование партий, которые действуют на нелегальной основе. Ко всем партиям предъявляется требование строго соблюдать конституцию и демократический режим внутрипартийной жизни. Партии являются организациями гражданского общества и не могут присваивать себе функции государственной власти. И партии, и государство являются политическими организациями, политическими общественными институтами. Более того, государство и партии традиционно считаются «элементами политической системы общества». Вместе с тем, в отличие от партий, государство выражает интересы общества в целом, является официальным представителем всего народа. В этой связи государство обладает только ему присущими возможностями и атрибутами - «рычагами» политической власти, за обладание которыми и борются политические партии с тем, чтобы с помощью механизма государственной власти обеспечить реализацию своих программ. Основания прекращения партий: пропаганда розни, противоправная деятельность… Государство и церковь. Церковь — тип религиозной организации, объединяющей последователей того или иного религиозного течения на основе систем. Зависит от модели: - светское государство – церковь отделена от государства и школа отделена от церкви; - теократическое – духовенство и церковь включается в государственный механизм, а догматы - основа правового регулирования; - государство, где отдается преимущество определенной религии – признают социальное значение религии – Турция. Взаимодействие: - законодательное определение параметров – регистрация и прекращения деятельности церкви – пропаганда национальной, конфессиональной деятельности, пропаганда войны и т.д. Церковь в политической жизни не участвует, проводит работу духовного характера. В современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число основных моральных ценностей. В законодательных актах широко распространено использование оценочных понятий, задаваемых через категории морали («недостойное поведение», «цинизм», «честь»), следовательно, нормы морали могут выступать в качестве оснований юридической оценки, в с другой – нарушение моральных принципов является неотъемлемой составляющей оснований наступления правовых последствий. Таким образом, право и мораль соотносятся своим взаимодействием. - Религиозные нормы – разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Существует два основных виды взаимоотношения церкви и государства: 1. Наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями; 2. Режим отделения церкви отделения от государства и школы от церкви. 22) Типология государств: основания типологии. Конкретно-исторические типы государств. Тип государства и права – это модель (идеальный, выраженный в понятии образ) государства и права, в которой объединяются общие и существенные черты определенной группы государственно-правовых явлений и которой соответствует определенный класс конкретных государств и конкретных правовых систем. Типология государств — это их специфическая классификация, которая содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование. Существует два подхода: Формационный и Цивилизационный. Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Выделяются следующие типы государств: 1. Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры; 2. Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне; 3. Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат; 4. Социалистическое государство — сущность этого государства, как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально- культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизм. Приведенная типология государств в общем и целом применима и к праву. Цивилизационный подход (А. Тойнби и др.). При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д.). Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса (основы), а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др. Тойнби выделил около в мировой истории около 20 цивилизаций и провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не имея целью производить на этой основе типологию государства. Чтобы выделить тип государства применительно к каждой конкретной цивилизации, необходимо учитывать тип цивилизации. Недостатки Формационного подхода: 1. Однолинейность в трактовке исторического развития государства; 2. Игнорирование азиатского способа производства; 3. Характеристика социалистического государства как исторически последнего и высшего исторического типа государства; 4. Умаление роли культурно-духовной жизни общества в развитии и типологии государственности. Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества. Типология государства - это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно- экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства прафеодализм ). Достоинства данной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны; 1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда “вписывается“ в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.). В рамках цивилизованного подхода основными критериями как раз выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А.Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п. Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более “заземленная“ типология государств. Слабые стороны: 1) недооцениваются социально-экономические факторы; 2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества. 23) Соотношение государства и права. В науке по вопросу о соотношении государства и права различают следующие две противоположные основные теоретические позиции: 1. Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права. Оно создает право и использует его в качестве инструмента, позволяющего реализовывать свою политику. Эта концепция опирается на марксистское понимание государства и права. В период существования СССР она была широко распространена в отечественной науке и использовалась в практике государственного строительства. Право рассматривалось как некий обязательный придаток государства. Но парадокс заключен в том, что и само развитое государство не может существовать без права, поскольку последнее обеспечивает легитимность государства. Просто опираться на ничем не прикрытое насилие, попирать нормы морали, обычаи, традиции государство не может, во всяком случае, на длительных этапах своего существования. Насилие, совершаемое государством, должно быть облечено в законную форму. Прежде чем наказывать человека за какой-либо проступок, необходимо, чтобы он его совершил, т.е. преступил закон. 2. Либеральная концепция. Государство и право признаются относительно самостоятельными институтами общества. Государство формулирует право, но не формирует его. Государство создает законы, закрепляя в них естественное право, но не творит право. Согласно этой точке зрения право выступает наиболее эффективным социальным регулятором, и эта эффективность во многом объясняется тем, что лишь за правом стоит сила государственного принуждения, поскольку государство выступает как механизм, закрепляющий, охраняющий и восстанавливающий справедливость, выраженную в праве. Право – система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений. Государство – политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. 24) Учение о разделении властей и его реализация в современной России. Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Идея разделения властей формируется в 16-17 века Гоббс, Монтескье (о духе законов): посредством разделения властей реализуется: 1. Невозможность узурпации одним лицом или органом. 2. Реализует специализацию д-ть власти 3. Создание механизма восстановление нарушенного права= система сдержек и противовесов. Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение — исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила — чиновничий аппарат, "силовые" министерства и ведомства. Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он — арбитр в спорах о праве. Спорный вопрос о выделении специфической ветви власти - контроль – надзорных функций: прокуратура (ведь неверно, что она в судебной ветке), уполномоченный по правам, ЦБ, счетная палата и др. Система «сдержек и противовесов» - совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти. Особенностью применения принципа разделения властей в России, по сравнению с рядом других государств, является его конституционное закрепление. Конституция РФ 1993г. не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно чётко закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию. Согласно Конституции, законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание – парламент. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и ГД (ст. 94, 95). Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РФ (ст. 110). Судебная власть осуществляется «посредствам конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст.118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд. Особенность РФ: Президент РФ, являясь главой гос-ва, не входит в полной мере в систему разделения властей. Его задача – координация д-ти всех ветвей власти, он наделен конст.нормами разл.полномочиями как в зак., исп., так и судебной области. На фед.ур-не: зак. – ФС РФ, исп. – П РФ, Прав-во, суд. – КС РФ, ВАС РФ, ВС РФ. Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д.Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль играет президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса и т.п. Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом. |