Главная страница
Навигация по странице:

  • Естественно-правовая теория.

  • Историческая школа права.

  • Марксистская теория права.

  • Теологическая теория происхождения права.

  • TGP отв. 1 тгп как наука понятие, предмет, функции


    Скачать 0.97 Mb.
    Название1 тгп как наука понятие, предмет, функции
    АнкорTGP отв.pdf
    Дата15.12.2017
    Размер0.97 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаTGP отв.pdf
    ТипДокументы
    #11557
    страница7 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   18
    30)
    Марксистско-ленинское учение о государстве. Его конструктивно-критический анализ.
    Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса
    «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.
    Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».
    Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но также нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.
    К основным чертам марксистско-ленинского учения о праве и государстве можно отнести следующие:
    1. Обусловленность генезиса и природы государства и права как надстроечных явлений экономической сферой общества и, прежде всего, характером производственных отношений (экономическим базисом общественно-экономической формации). И если не преувеличивать значение данной закономерности, оценивать ее лишь «в конечном счете», то в принципе историко-материалистический подход марксизма к государству и праву является верным.
    2. Объяснение происхождения и сущности государства и права расколом общества на антагонистические классы. По Марксу, природа государства и права не могут быть поняты вне контекста борьбы классов.
    Теоретики большевизма придали этому тезису первостепенное значение. Для них государство — это, прежде всего, «машина» классового подавления.
    3. Идея о применении мер насилия в целях ликвидации «старой организации общества». Эта идея в теории и практике большевизма, как известно, была доведена до крайних форм.
    4. Отрицание принципа разделения властей. Идея соединения в одном органе как законодательной, так и исполнительной власти, - один из теоретических постулатов, положенных в основу создания Советского государства.
    5. Идея отмирания государства - одна из наиболее важных в марксизме-ленинизме: государство должно исчезнуть вместе с делением общества на классы. При этом праву предстоит отмереть вместе с государством.
    6. В целом для марксизма характерны недооценка роли права, тезис об отсутствии у него исторических перспектив, скептическое отношение к идее правового государства. В этой связи многие западные авторы относят марксистское учение о праве даже к числу юридико-нигилистических. Вместе с тем в рамках теории марксизма было высказано и немало теоретически ценных положений о праве и его природе. В частности, оценка права как равного масштаба, применяемого к неравным отношениям.
    Таким образом, критически пересматривая марксистско-ленинское учение о праве и государстве, следует сохранить те теоретические положения, которые прошли проверку временем и представляют ценность для современной юридической науки и обществоведения в целом. В первую очередь, это касается общеметодологических принципов и подходов, таких как принцип историзма, принцип диалектики, подход к праву и государству как социальным явлениям, зависимым от материальной жизни общества и его дифференциации на большие социальные группы, и др.

    31)
    Основные концепции правопонимания. Причины многовариантности.
    Правопонимание – научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
    Концепция правопонимания - определенная модель восприятия права, в которой закладываются определённые признаки и характеристика права с точки зрения определённого подхода.
    - естественно-правовая:
    Естественно-правовая теория берет начало ещё в Древней Греции и Риме (Демокрит, Сократ, Платон) и отражает попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека.
    Позитивное значение этой теории состоит в том, что она утверждает идею естественных неотъемлемых прав человека; благодаря этой теории стали различать право и закон. Главное — это духовное, идейное, нравственное начало, приоритет над нормативным и реальным началами. Право — это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.).
    - социологическая:
    Социологическая теория права зародилась в 19 в. Основной постулат ее состоит в том, что право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, действиях людей. Право — это не то, что задумано и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право
    — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений
    («живое право»). Формулируют такое «живое» право, прежде всего, судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Источник познания права — это непосредственное наблюдение жизни, поступков, изучение обычаев и документов (договоры, завещания, сделки).
    - легистский подход:
    Понятие права как приказа, как принудительных установлений государства, как совокупности (системы) обязательных правил (норм), предписанных официальной властью. Для легизма характерны пренебрежение правами человека и гражданина, защита власти и увеличения ее нормотворческих возможностей. В этом смысле легизм представляет собой нормативное выражение авторитаризма. Пафос и устремления легизма — подчинение всех властно-приказным правилам и установлениям. Здесь повсюду господствует взгляд на человека как на подчиненный объект власти, а не свободное существо. Своим приказом государственная власть порождает право.
    Все, что приказывает власть, есть право.
    - психологическая (Петражицкий):
    Психологическая теория признает правом конкретную психическую реальность – правовые эмоции человека.
    Человек подразделяется на переживающего позитивное право, установленное государством, и переживающего интуитивное, личное право. Интуитивное право и выступает регулятором повеления человека. Основано на отождествлении права и закона. Психика людей — это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права — позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а, прежде всего, из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой культуры чрезвычайно важна.
    - интегративная:
    Интегративный подход позволяет «собрать» воедино, объединить на общей основе все компоненты права — идеи, нормы, правовые представления и чувства, отношения (действия), отобразив тем самым естественно- правовую природу права, его нормативность, обязательность, восприимчивость индивидуальным и массовым правосознанием и его деятельностный характер. В праве все в одинаковой мере важно. Право есть правовая идея, воплощенная в норме (законе), реализующаяся в фактических правомерных действиях и отношениях — в правовом порядке. В таком аспекте право предстает системой общественного порядка, реальной силой общества, противостоящей произволу и беспорядку.
    Причины многовариантности:
    Плюрализм определений права объясним. В его основе лежат как гносеологические причины (особенности познания права, связанные с обособлением и приданием большего значения какой-то одной группе свойств и недооценке иных), так и онтологические (многообразие форм проявления права). Право может быть выражено в виде закона, обычных норм, признанных государственной властью, правовых эмоций, представлений, привычек нормативных и индивидуальных решений и др.
    Право рассматриваем, как сложное комплексное явление и в рамках различных концепций рассматриваем в разных значениях.

    32)
    Причины, закономерности и основные теории происхождения права.
    Право – система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.
    Ряд исследователей считают, что право возникло с появлением государства, другие же считают, что право существовало еще при первобытнообщинном строе, т.е. доклассовое (примитивное право, традиционное право).
    По их мнению, правом являлись любые правила поведения людей, их племенные обычаи, их взаимоотношения, которые регулировались определенными лицами, на первоначальном этапе ими были вожди, старейшины, затем церковь. Однако обычаи, различные религиозные ритуалы, нормы морали не могли отражать интересы всего общества, не могли определять права и обязанности человека в обществе.
    Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса.
    Основными причинами возникновения права были: экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло имущественное расслоение общества на классы, между которыми велась ожесточенная классовая борьба.
    Право организует политическую власть в государстве, выступает средством политики конкретного государства, также является выражением воли и интересов общества, оно получает свое внешнее выражение и закрепляется в виде нормативных актов, договоров, правовых обычаев. Право обеспечивается аппаратом принуждения и управления, а это является одним из главных принципов характеризующих государство – наличием публичной власти. Право, как и государство, возникает для необходимости управления в государстве!!!!
    Основные теории происхождения права.
    * Теологическая;
    * Естественная;
    * Историческая;
    * Марксистская.
    Естественно-правовая теория.
    Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII—
    XVIII вв.
    Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.
    Основные идеи:
    1. в рамках данной доктрины разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это, так называемое, «неписаное» право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право;
    2. отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);
    3. источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», приобретается от рождения либо от Бога.
    Достоинства:
    * это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
    * в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, которые должны приводиться в соответствие с правом, т. е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;
    * провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым «выбивает» теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
    Слабые стороны:
    * такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто;
    * такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
    Историческая школа права.
    Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII — начале XIX вв.
    Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др.
    Основные идеи:
    1. право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
    2. право — это, прежде всего, правовые обычаи (т. е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр
    «национального духа», глубин «народного сознания» и т. д.;

    3. представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.
    Достоинства:
    * впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
    * справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
    * верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.
    Слабые стороны:
    * данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;
    * ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.
    Марксистская теория права.
    Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XIX—XX в.
    Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др.
    Основные идеи:
    1. право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т. е. как классовое явление;
    2. содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;
    3. право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно- нормативное выражение. Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.
    Достоинства:
    * в связи с тем, что представители данной теории право понимали как закон (т. е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;
    * показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;
    * обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.
    Слабые стороны:
    * преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;
    * слишком жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.
    Теологическая теория происхождения права.
    Представители: Фома Аквинский, Жак Маритен.
    Основные идеи:
    1. Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих
    (гуманистических) начал.
    2. право вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смириться перед этой волей, подчиниться ей во всем.
    3. Творец всего сущего на Земле, в том числе и права, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность его невозможно.
    4. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения необходимого правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный характер, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.
    Достоинства:
    Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью.
    Слабые стороны:
    Теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании
    Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

    33)
    Позитивное право: понятие, признаки, соотношение с естественным правом.
    Позитивное право – система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантируемых государством, содержащихся в законодательстве и других источниках юридических норм.
    Позитивное право, положительное право — право, действующее в данный момент. Основными чертами позитивного права являются выраженность в источниках права, установленных или признанных государственной властью, изменчивость и зависимость от воли законодателя.
    Признаки позитивного права:
    1) нормативность – она выражается формулой «если…, то…., иначе…»;
    2) формальная определенность – любая норма закреплена в нормативном правовом акте;
    3) институциональность – нормы издаются законодательными органами, учреждениями. Органы местного самоуправления имеют право издавать законы, действующие на данной территории;
    4) неперсонифицированность – нормы рассчитаны не на конкретного индивида, а на всех людей одной группы;
    5) процессуальность – существуют правила (процедура) создания норм;
    6) обеспеченность принудительной силой государства – в случае несоблюдения норм возникает принуждение субъекта государством в виде санкций.
    Термин «позитивное право» может применяться для характеристики действующих правовых норм и их отграничения от норм, отменённых или фактически потерявших юридическую силу, а также от представлений о нормах, ещё не принятых, но желательных в будущем, существующих только в виде проектов законов, предложений, требований, правовых идей.
    Понятие позитивного права появилось благодаря развитию естественно-правового учения, которое исходило из того, что вечное и неизменное, общее для всех народов, определяемое самой природой человека либо данное свыше — Естественное право, следует отличать от искусственного действующего права, которое не только различно в каждой стране, но и постоянно изменяется по воле законодателя в связи с переменами в жизни общества.
    Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   18


    написать администратору сайта