Главная страница
Навигация по странице:

  • Методы юридической науки

  • 2.Общенаучные.

  • 3.Частнонаучные

  • ТГП в системе юрид. наук.

  • TGP отв. 1 тгп как наука понятие, предмет, функции


    Скачать 0.97 Mb.
    Название1 тгп как наука понятие, предмет, функции
    АнкорTGP отв.pdf
    Дата15.12.2017
    Размер0.97 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаTGP отв.pdf
    ТипДокументы
    #11557
    страница1 из 18
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    1)
    ТГП как наука: понятие, предмет, функции.
    ТГП – это обобщающая политико-правовая наука, характеризующая социальные, экономические и политические основы государства и права как явлений цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействия и назначение в обществе.
    Признаки:
    1.ТГП – фундаментальная наука: 1)изучает гос-во и право, без нормального функционирования которых немыслимо существование современного человеческого сообщества; 2) является непременным атрибутом комплекса знаний о человеке, его поведении и активно способствует правомерному общению людей друг с другом, а в конечном счете их воспроизводству; 3) выступает в качестве своеобразной квинтэссенции
    (переводится как «пятый элемент») всей юр науки, в ней аккумулируются в концентрированном виде основные постулаты, достижения, прогностические модели юриспруденции => тгп находится в одном ряду с др. фундаментальными науками – как естественными (физика, химия), так и общественными (философ, психология) и взаимодействует с ними.
    2.ТГП – социально-гуманитарная наука. Исследует и освещает в обобщённом виде наиболее крупные и важные явления жизни общества со времени перехода человечества в эру цивилизации.
    3.ТГП – универсальная наука. Сочетает прагматическое и теоритическое предназначение человеческих знаний в области гос-ва и права. Доказывает необходимость и полезность правового воздействия на различные виды общественных отношений (н-р, полит отн-ия, когда они выходят за рамки корпоративных политических организаций и затрагивают интересы других лиц, их объединений или всего гос-ва). ТГП по отн-нию к др государствоведческим и правовым дисциплинам явл. обобщающей наукой, она проводит итоги конкретных исследований, выводит за скобки общие, повторяющиеся в дисциплинах положения и данные.
    4.ТГП – прогностическая наука. Открывает новые явления в государственно-правовых сферах, формулирует тенденции, закономерности их функционирования и развития. Она стоит ближе др. наук ко всему новому в силу абстрактного хар-ра и общенаучного потенциала быстрее реагирует на это. На основе анализа факторов гос-но- правовой действительности она выдвигает гипотезы о дальнейшем развитии гос-ва и права, разрабатывает теоретические модели правовых экспериментов, конструирует механизмы реализации юр средств.
    Предмет ТГП – взаимод-ие общ-ва и гос-ва, роль и место гос-ва и права в полит. системе общ-ва. ТГП – наука обществ., юрид., философ., полит., методолог., идеолог. (разных стран).
    К ним относятся: гос-во и право как явления цивилизации и культуры; основные понятия гос-ва и основные понятия права (категориально-понятийный аппарат); основные правовые принципы; основные ценности гос-ва и права; основные закономерности развития гос-ва и права. Гос-во и право изучаются в связи с обществом, экономикой, политикой, человеком, культурой. Все юридические науки имеют один объект изучения – гос-во и право.
    Функции ТГП – это направления теоретической деятельности, отражающие общее и специфическое значение данной науки. Они взаимосвязаны и действуют в системе, реализуются через категории и ценности, проверяются практикой гос-го и правового строительства.
    1.теоретико-познавательная (гносеологическая) – нацелена на выявление природы гос-ва и права, приращение научных знаний о них.
    2.политико-управленческая – отражает одновременно единство и взаимосвязь, противоречия и динамизм политических и правовых явлений. Результатом осуществления ее в идеале д.б. взвешенные, научно обоснованные управленческие решения, политические компромиссы в рамках закона и здравого смысла.
    3.идеологическая – оказывает действенное влияние на правосознание индивидов, культивировать гуманистические принципы правового гос-ва, формировать юр. мировоззрение.
    4.методологическая – важная роль для отраслевых юр. наук. В ходе ее реализации вырабатываются общие положения, имеющие необходимое и принципиальное значение как для отдельных дисциплин, так и для юриспруденции в целом.
    5.прогностическая – позволяет на основе научных данных о гос-ве и праве, тех или иных тенденциях их развития предвидеть будущее, учитывать эти данные при проведении социально-экономических и политических реформ и экспериментов.

    2)
    Методология и методы ТГП.
    Методология ТГП — система способов, средств и приемов, с помощью которых добываются знания о государственно-правовой действительности. Принципы методологии:
    *принцип историзма, обусловливающий изучение государства и права в процессе их исторического развития;
    *принцип объективности, который позволяет исследователю абстрагироваться от случайных, субъективных или незначительных характеристик как в самой науке, таки в государственно-правовой реальности;
    *принцип универсализма, обеспечивающий возможность изучения конкретных государственных и правовых систем, их семей, групп и в то же время выявления общих для всех, глобальных закономерностей развития названных явлений;
    *принцип открытости (плюрализм), который означает, что государство и право не могут исследоваться с позиций какой-то одной мировоззренческой системы научных взглядов.
    Методы юридической науки – средства, способы получения знаний о гос-ве и праве. Методы разнообразны, различны:
    1.Философские. Философские подходы, использование философских категорий: форма и содержание, сущность и явление, структура и функция, причина и следствие, общее и единичное, свобода и необходимость.
    2.Общенаучные. Выработаны в иных неюридических науках, используются в юрид. науках (ТГП): исторический; методы, разработанные кибернетикой (управленческий: гос-во – организация, занимающаяся управлением. В
    ТГП право рассматривается как средство управления; информационный: гос-во должно информировать о своих целях задачах, действиях. Право имеет информационную сущность (в законе содержится информация)); теория моделирования (явление изучается по некоторому объекту, модели); социологический (метод социального эксперимента , наблюдение и т.д.).
    3.Частнонаучные – методы, разработанные конкретной наукой и используемой в рамках данной науки.
    Специально-юридический метод – использование юрид. понятий, конструкций; метод сравнительного правоведения и государствоведения (ученые занимаются сравнением своего гос-ва с гос-вами других стран).

    3)
    ТГП в системе общественных и юридических наук.
    1. ТГП связана с философией. Философия – наука о закономерностях развития общества, человека, природы; эти закономерности действуют в сфере ТГП. ТГП имеет множество теорий и подходов: единой позиции в целом нет.
    Философия помогает глубоко понять закон и правовые основы гос-ва. Философия дает методы исследования для
    ТГП и др. юрид. наук.
    2. ТГП тесно связана с экономикой. Экономика изучает экономические отношения людей, составляющие основу общества. С помощью гос-ва и права регулируются экономические отношения. Гражданский кодекс – экономическая конституция страны.
    3. ТГП тесно связана с историей. История задает вектор развития общества в будущем. История уделяет внимание гос-правовым вопросам. ТГП изучает закономерности развития гос-ва и права. ТГП можно понять только в связи с всеобщей историей.
    4. Политология – учение о политических явлениях. Субъект осуществления политики – гос-во как создатель права. ТГП изучает гос-во как законодательный орган.
    ТГП в системе юрид. наук. 3 группы наук: историко-теоретические (ИОГП, ИГПЗС, римское право, история правовых учений, ТГП, политология, философия права), отраслевые или основные (конст., гражд. право), специальные (судебная медицина, суд. психология, суд. психиатрия, суд. статистика, криминалистика). По отношению к другим юрид наукам ТГП – методологическая наука (разрабатывает методы).
    ТГП в системе юридических наук.
    Все юридические науки объединяются общим понятием - правоведение.
    Их можно разделить на 4 группы:
    1) теоретико-исторические науки: теория государства и права; история государства и права зарубежных стран; история отечественного государства и права; история политических и правовых учений.
    2) отраслевые юридические науки - регулируют сферу общественных отношений: а) материальные: конституционные; гражданские; уголовные; муниципальные; семейные и т.д. б) процессуальные: гражданский процесс; уголовный процесс; арбитражный процесс;
    3)специальные юридические науки (прикладные): криминалистика; судебная медицина, психиатрия, психология, бухгалтерия и т.д.
    4) международное право: международное публичное право; международное частное право.
    Для рассмотрения соотношения названных групп юридических наук с ТГП необходимо использовать следующую методологическую схему:
    1) выявить, в чем их сходство;
    2) выявить признаки, определяющие различия этих наук;
    3) установить, каким образом взаимодействуют рассматриваемые науки.
    В системе гуманитарных наук
    ТГП и философия. Философия – наука о всеобщих закономерностях природы, общества и мышления, система знаний об общих принципах бытия и сознания, об отношении человека к окружающему миру. Теория государства и права имеет с этой наукой, пожалуй, самые глубокие и прочные связи. Творческое использование вершинных достижений философского знания во многом обусловливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, которое в свою очередь вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие принципы развития свободы и социального прогресса.
    Обращение к передовым достижениям философии при изучении проблем государства и права позволяет исследователям избегать мировоззренческих ошибок, способствует правильной постановке новых проблем и более осознанному решению «вечных» вопросов государства и права.
    Философское мировоззрение помогает более глубокому усвоению ТГП как учебной дисциплины. Диалектическое миропонимание открывает путь к осознанию внутренней противоречивости государства и права, их многостороннего воздействия на общественные процессы.
    ТГП и экономические науки. Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т.п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты.
    Экономические отношения любого уровня развития требуют для себя наиболее адекватных государственных и правовых институтов. В этом смысле можно говорить об экономической заданности государственных учреждений и правовых норм, где непосредственно смыкаются экономические и правовые проблемы. Государство и право, возникая в ответ на экономические потребности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих общественных отношений.
    Государство и право сопряжены с экономическими отношениями непосредственнее, теснее, чем другие части общественной надстройки.
    Именно в них находят концентрированное выражение социально-экономические потребности и интересы. В нашей стране проблемы соотношения экономики и государственно-правового управления (регулирования) приобрели в последние годы особую остроту и актуальность. Надежды на автоматическое (после возникновения стихийного рынка) оздоровление экономики не оправдались и не могли оправдаться. Стихийное развитие экономических процессов ведет к расстройству и упадку всей системы материального производства.
    Мировой опыт доказывает, что политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред, подорвать и попусту разбазарить экономический потенциал страны. Результаты такого пагубного воздействия государственной власти на нашу экономику стали очевидным и безрадостным фактом. В этом немалая вина экономической, а отчасти и юридической науки.
    ТГП и социология. Социология – одна из гуманитарных наук, занимающаяся проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Поэтому она связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права.
    Социология изучает также закономерности социального поведения людей, его мотивацию.
    Опираясь на достижения социологии, на конкретные социологические исследования, наука о государстве и праве может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования государственного аппарата.
    ТГП и политология. Главное назначение политологии – изучение политики, политических институтов, систем и процессов. Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества. Причем государство, его деятельность отнюдь не частный случай политики, не один из отдельных, рядовых участников политической жизни. С государственной властью, с ее содержанием и формами, методами деятельности напрямую связана политическая жизнь в целом. Политика, по мысли древних греков, – это искусство управления государством.

    Политическая (государственная) власть представляет собой венец политики, служит основой порядка в обществе. С политической властью прямо или косвенно сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с государством и правом.
    ТГП и социальная психология. Теория государства и права, исследующая специфические формы и методы воздействия на поведение людей, не может не интересоваться социально-психологическими особенностями общественной жизни. Более того, изучение формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей невозможно без учета достижений социальной психологии.
    Социальная психология призвана помочь науке о государстве и праве устанавливать наиболее типичные последствия деятельности государственных и правовых институтов. Страх перед разгулом преступности, общественная апатия, шовинистические страсти, всеобщие неуверенность, подозрительность, истерия, пассивность, с одной стороны, и общественная безопасность, деловитость, уверенность в завтрашнем дне, организованность и высокая дисциплина – два полюса состояний общественной психологии, которые не только по- разному влияют на формы, функции государства, уровень развития и эффективность права и правового регулирования, но и в значительной мере являются результатами их функционирования.
    Почти все основные категории государства и права (власть, авторитет, субъективные права и обязанности, подчинение, дисциплина, законность, бюрократизм, коррупция и др.) не могут быть по-настоящему глубоко раскрыты без выявления их социально-психологической стороны.

    4)
    Власть и управление в первобытном обществе.
    Власть – это способность и возможность индивида навязывать свою волю. Власть обладает следующими признаками: носит общественный характер; является интеллектуально-волевым процессом; базируется на силе или авторитете.
    Управление (социальное управление в обществе) – целенаправленное воздействие на людей и их объединения для достижения определенных результатов (предполагает наличие особых органов управления).
    Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя, в связи с чем, первобытнообщинный строй нередко называют родоплеменной организацией общества.
    Род (родовая община) является исторически первой формой общественного объединения людей. Это был семейно- производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве.
    Племя - более крупное и более позднее общественное образование, которое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. Племя - это основанный опять-таки на родственных связях союз родовых общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды. Объединение родовых общин в племена вызывалось различными обстоятельствами, в том числе и такими, как совместная охота на крупных животных, отражение нападения врагов, нападение на другие племена и т.д.
    Кроме родов и племен в первобытном обществе встречаются такие формы объединения людей, как фратрии и союзы племен.
    Фратрии (братства) - это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Они являлись промежуточной формой между родом и племенем и имели место не у всех, а только у некоторых народов (например, у греков).
    Союзы племен - это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя. Они создавались либо для ведения войн, либо для защиты от внешних врагов. По мнению некоторых современных исследователей именно из союзов племен развивались ранние государства.
    Роды, фратрии, племена, союзы племен, являясь различными формами общественного объединения первобытных людей, в то же время мало чем отличались друг от друга. Каждая из них - это лишь более крупная, а значит и более сложная форма по сравнению с предыдущей. Но все они были однотипными объединениями людей, основанными на кровном или предполагаемом родстве.
    Власть в первобытном обществе не была однородной. Во главе семейно-клановой группы стоял отец-патриарх, старший среди более молодых родственников его поколения и следующих поколений. Глава семейной группы еще не собственник, не хозяин всего ее имущества, которое по-прежнему считается общим, коллективным. Но благодаря своему положению старшего и ответственного руководителя хозяйства и жизни группы он приобретает права распорядителя. Именно от его авторитарного решения зависит, кому и сколько выделить для потребления и что оставить в качестве запаса, для накопления и т.п. Он же определяет, как распорядится излишками, использование которых тесно связано с взаимоотношениями в общине в целом.
    Проблема ресурсов в общине на раннем этапе ее существования обычно не стоит - земли хватает всем, как и прочих угодий. Правда, кое-что зависит от распределения участков, но это распределение производится с учетом социальной справедливости, не редко по жребию. Другое дело - факторы субъективные. Одни группы многочисленнее и работоспособнее других; некоторые патриархи умнее и опытнее остальных. Все это сказывается на результатах: одни группы оказываются крупнее, зажиточнее, другие - слабее. Менее удачливые расплачиваются тем, что их группы становятся еще малочисленнее, так как на их долю не достается либо достается меньше женщин - следовательно, меньше и детей. Словом, неизбежно возникает неравенство между группами и домохозяйствами.
    В общине всегда есть несколько высших престижных должностей (старейшина, члены совета), обладание которыми не только повышает ранг и статус. Старейшина имел право распоряжаться ресурсами общины по своему усмотрению, а это в свою очередь говорит о большом авторитете старейшины. Старейшина стоит над другими обитателями общины, а это уже показатель проявления власти.
    Черты власти родовой общины следующие:
    1. Власть носила общественный характер, исходила от всего общества в целом (это проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода);
    2. Власть строилась по кровнородственному принципу, т. е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения;
    3. Не существовало особого аппарата управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от производительного труда, а выполняли параллельно и управленческие, и производственные функции - следовательно, властные структуры не были отделены от общества);
    4. На занятие каких-либо должностей (вождя, старейшины) не влияли ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников;
    5. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий.
    В родовой общине как первичной форме объединения людей власть и управление выглядели следующим образом.
    Основным органом и власти, и управления было родовое собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода. Оно решало все важнейшие вопросы жизни родовой общины. Для решения текущих, повседневных вопросов оно выбирало старейшину или вождя. Старейшина или вождь избирался из числа наиболее авторитетных и уважаемых членов рода.
    Никакими привилегиями по сравнению с другими членами рода он не обладал. Как все, он принимал участие в производственной деятельности и, как все, получал свою долю. Его власть держалась исключительно на его авторитете и уважении к нему со стороны других членов рода. Вместе с тем он в любое время мог быть отстранен родовым собранием от занимаемой должности и заменен другим. Кроме старейшины или вождя родовое собрание избирало военного предводителя (военачальника) на время военных походов и некоторых других "должностных" лиц - жрецов, шаманов, колдунов и т.п., которые тоже никакими привилегиями не обладали.

    В племени организация власти и управления была примерно такой же, как и в родовой общине. Основным органом власти и управления здесь, как правило, был совет старейшин (вождей), хотя наряду с ним могло существовать и народное собрание (собрание племени). В состав совета старейшин входили старейшины, вожди, военачальники и другие представители родов, составляющих племя. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа. Для решения текущих вопросов, а также на время военных походов избирался вождь племени, положение которого практически ничем не отличалось от положения старейшины или вождя рода. Как и старейшина, вождь племени никакими привилегиями не обладал и считался лишь первым среди равных.
    Аналогичной была организация власти и управления во фратриях и союзах племен. Так же как в родах и племенах, здесь встречаются народные собрания, советы старейшин, советы вождей, военные предводители и прочие органы, которые являются олицетворением так называемой первобытной демократии. Никакого специального аппарата управления или принуждения, а также власти, оторванной от общества, здесь еще не существует. Все это начинает появляться лишь с разложением первобытнообщинного строя.
    Таким образом, с точки зрения своего устройства первобытное общество являлось достаточно простой организацией жизнедеятельности людей, основанной на родственных связях, коллективном труде, общественной собственности и социальном равенстве всех его членов.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта