Главная страница
Навигация по странице:

  • 37 вопрос. Социально-экономические и политические условия развития России на рубеже 18-19 веков, как фактор, определяющий развитие общественной мысли 19 века

  • Билет 8

  • 38 вопрос. Исторические условия и предпосылки возникновения социологии в России. Предсоциологический этап. Взгляды П.Я.Чаадаева.

  • Билет 9

  • Черты

  • яс. 1 вопрос Социальные воззрения Платона. Общество и государство в трудах Платона Государство и Законы


    Скачать 0.49 Mb.
    Название1 вопрос Социальные воззрения Платона. Общество и государство в трудах Платона Государство и Законы
    Дата30.01.2022
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаistoria.docx
    ТипЗакон
    #346760
    страница3 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    Билет 7

    7 вопрос

    Социальная статика и социальная динамика в трудах О.Конта.
    Социология, по Конту, делится на две части: социальную статику и социальную динамику. Для с/с высшая цель - обнаружение законов социального порядка, для с/д— законов прогресса.

    Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим об­ществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества).

    Индивид, по Конту, естественным и необходи­мым образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склон­ности у него также носят естественный характер.

    Семья — это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Она прививает чувство социальной преемственности и понимание за­висимости от прошлых поколений. Будучи микросоциальной системой, семья предполагает иерархию и субординацию: женщина в ней должна повиноваться мужчине, а младшие — старшим.

    Общество образуется из совокупности семей; в нем стадия семей­ного существования перерастает в стадию политического существования. Социальные образования предполагают кооперацию, основанную на разделе­нии труда.

    Разделение труда, по Конту, не только экономический, но фунда­ментальный социальный факт. Именно разделение труда лежит в основе социальной со­лидарности, а также увеличения размера и растущей сложности социального организма. Оно развивает социальный инстинкт, внушая каждой семье чувство зависимости от всех других и своей собственной значимости.

    Солидарность, присущая всем живым объектам, в обществе дости­гает наивысшей степени. Для обозначения этой степени и специфики социальной солидарности в человеческом обществе Конт со временем начинает использовать понятие социального консенсуса (согласия). Кон­сенсус в его теории - «основная идея социальной статики».

    Социальная динамика — это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Социальный прогресс, в конечном счете, проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования".

    Главный закон социального прогресса у Конта — это закон трех стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.

    Первичный фактор соц.динамики – духовное и умственное развитие. Вторичные факторы- климат, раса, средняя продолжительность жизни, прирост населения.
    37 вопрос. Социально-экономические и политические условия развития России на рубеже 18-19 веков, как фактор, определяющий развитие общественной мысли 19 века.

    На формирование и развитие социологической мысли в России огромное влияние оказали такие факторы, как православная религия острота социального вопроса в стране, особенности географического расположения России ( восток- запад), специфика национального самосознания и др. Русская общественная мысль традиционно ориентировалась на осмысление прошлого ( человеческая история), но в ней всегда присутствовали дух преображения настоящего и тема будущего, искание справедливого и человечного общественно устройства. Русская мысль всегда имея социальную окрашенность и несла в себе установку на осмысление социально-политических процессов в обществе. В идеях русских мыслителей неизменным остаётся вопрос о месте и роли России в потоке мировой истории.

    Для общественной мысли 19 века одним из важнейших вопросов был вопрос о путях развития России, Ее особенностях, отличиях от западных стран. Осознание этих вопросовсоздает базу для развития социологического знания в России: в этот период закладывается основы антропологической социологии, формулируется идея историзма , формируется идея революционного преобразования общества как способ прогресса.

    Первый, кто поставил вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы был П.Я. Чаадаев. В 1836г.в московском журнале «телескоп» было опубликовано первое письмо из цикла « философические письма». Он дал очень высокую оценку западной цивилизации, отмечая Ее высокие достижения в образовании, науки, культуре и технике. Одновременно он резко критиковал российское самодержавие, наличие крепостного права и православия. Он приходит к выводу о веисторичности российского общества, выпадение его из общечеловеческой логики исторического развития. Он писал, что Россия находится вдалеке от мирового прогресса и живет без прошлого и будущего. В дальнейшем он критически относился к западной цивилизации, отмечал достоинства русского человека( совестливость, солидарность, открытость души) и выражал надежду, что России будет принадлежать особая роль в мировой истории. Пытаясь осмыслить особенности России, он говорил о важности географического фактора, а так же христианства, укрепляющего общество, которое состоит из множества наций и народностей. Письма Чаадаева произвели эффект « выстрела в ночи». Идеи, высказанные им, вошли в резкое противоречие с официальной идеологией. За что он был обьявлен царским правительством сумасшедшим и до конца жизни находился под медико-полицейским надзором.
    Билет 8

    8 вопрос

    Герберт Спенсер и его органическая социология: общество как социальный организм. Элементы социального организма.

    Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма.

    Основные труды: “Синтетическая философия”, “Социология как предмет изучения”, “Основы социологии”.

    На основе изучения развития органического мира Спенсер пришел к идее существования эволюции в биологическом мире и сформировал принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества.

    Социология – всеобъемлющая наука, включает и этнографию, и антропологию, и общую теорию исторического развития. Социология становится подлинной наукой, когда она следует идее природного, эволюционного закона. Социология продолжает разработку биологических законов на материалах общественного развития и превращает их в социологические законы. 

    Предмет социологии: конкретная объективная реальность самого общества, описываемых социальных явлений и процессов.

    Главный вопрос социологии – что такое общество.

    Основная задача исследования общества - познание эволюции обществ, а так же изменение социальных структур.

    Спенсер большое внимание уделял проблемам познания общества. Пытался найти ответ на вопрос «что лежит в основе объективного познания общественной жизни».
    Общество Спенсер называет социальным агрегатом. Важнейшим признаком общества является не простое собрание индивидов, а кооперация между ними (процесс совместной деятельности).

    По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид.

    Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:

    1) точно так же, как и биологический организм, общество увеличивается в своих размерах, растет.
    2) по мере роста и биологического, и социального организмов изменяется и усложняется их внутреннее строение;
    3) и в биологическом, и в социальном организмах усложнение структуры влечет за собой все углубляющуюся дифференциацию функций их различных органов;
    4) одновременно в ходе эволюции второго и третьего процессов развивается и усиливается взаимодействие и взаимное влияние всех составляющих структуру органов;
    5) и в обществе, и в биологическом организме, когда жизнь целого расстраивается, отдельные части могут какое-то время продолжать собственное независимое существование.

    В тоже время он видел различия биологического и социального организма:

    1.Биологический организм не делим, а общество состоит из достаточно автономных систем.

    2.В биологическом организме процесс взаимодействия частей осуществляется через физическое непосредственное взаимодействие. В обществе процесс взаимодействия происходит через символическую коммуникацию.

    3.Если гибель биологического организма одновременно сопровождается гибелью его составляющих элементов, то разрушение самого общества может не привести к гибели отдельных элементов.

    Каждый социальный организм, по мнению Спенсера, состоит из трех основных органов (систем):

    1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло);

    2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.);

    3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.).

    Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:

    1. интеграция (процесс слияния) - в объединении индивидов в группы, каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

    2. дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество - простое и однородное. Но впоследствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.


    38 вопрос. Исторические условия и предпосылки возникновения социологии в России. Предсоциологический этап. Взгляды П.Я.Чаадаева.

    Социология в России возникает во второй половине XIX в., после реформы 1861 г., провозгласившей отмену крепостного права и означавшей начало новой эпохи в развитии не только экономических, но и социальных, политических, духовных процессов в жизни страны. Наличие сильных остаточных феодально-крепостнических явлений, господство сельской общины привели к необходимости специальных научных трактовок. В них нуждалось и объяснение процессов усложнения и изменения социальной структуры российского общества в связи с появлением новых классов и слоев городской и сельской буржуазии, городского и сельского пролетариата. В качестве важного социального явления возникает общественное мнение, изучать и учитывать которое становится необходимым для всех господствовавших и оппозиционных структур. Таким образом, оказываются налицо социально-экономические и политические предпосылки появления новой для России науки — социологии.

    Одна из особенностей возникновения отечественной социологии состоит в том, что в России этот процесс происходил тогда, когда в Западной Европе социология уже активно развивалась благодаря трудам О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса. Появление российской социологии от ее западноевропейской «старшей сестры», составляет разницу приблизительно 30 лет.

    Предсоциологический этап. Который, принято в литературе называть веком просветительской философии, закладывались основы социальной мысли России. В XVIII в. предлагались различные варианты развития России, прежде всего в плане ее социально-политического устройства, характера власти и роли государства в жизни общества.

    Итак, 18 век - век просветительской философии закладывает основы общественной мысли России. В первой половине века можно наблюдать весьма любопытную тенденцию обоснования с помощью просветительских идеалов, идей естественного права необходимости деспотического социально-политического устройства, а проблемы государства, политической власти с этих пор вообще становятся постоянной темой российской социальной мысли.

    Во второй половине 18 в. рассматривают петровские реформы и одновременно стремятся выделить структурные элементы общества, выяснить их роль в социальном процессе. В частности, представляют интерес к анализу хозяйственной деятельности как ключевого фактора общественного прогресса.

    Чаадаев рассматривал роль и место русского народа в истории цивилизации, давая ему крайне негативную и низкую оценку. Автор стремится доказать, что у России нет традиций, что все в этой стране основано на подражании и заимствовании, что она живет без правил и убеждений. В этом смысле она выпадает из единства исторического процесса и находится в стороне от общечеловеческого прогресса, существует вне мировых традиций, без прошлого и будущего. Правда, в последующем он занял более оптимистическую позицию, утверждая, что у России есть возможность правильного социального выбора, связанного с решением проблем социального порядка и использованием плодотворных идей накопленных человечеством.

    Значение критических воззрений Чаадаева состоит в том, что они дали толчок для появления двух основных направлений социальной мысли в России — западничества и славянофильства, направления вокруг которых стали впоследствии формироваться многие социологические концепции. Главный пункт противоборства состоял в понимании сущности и путей социального развития России.
    Билет 9

    9 вопрос.

    Типы обществ по Спенсеру: военные и промышленные типы государств.

    Эволюция социальных организмов по Спенсеру осуществляется за счет роста населения, а также за счет объединения людей в социальные группы и классы. Люди объединяются в социальные системы либо ради зашиты и нападения, в результате чего возникают «военные типы обществ», либо ради производства предметов потребления, в результате чего появляются «промышленные общества». Между этими типами обществ происходит постоянная борьба.

    Военный тип - коллективистский тип общества. Личность здесь понятие отрицательное. Её интересы подчиняются обществу.

    Промышленный тип основан на личной свободе, предполагает инициативу личности.

    Черты

    В военное общество

    Промышленное общество

    Доминирующая активность

    Защита и завоевание территорий

    Мирное производство и обмен товарами и услугами

    Интегративный принцип

    Напряженность, жесткие санкции

    Свободная кооперация, договоренности

    Отношения между индивидами и государствами

    Доминирование государства, ограничение свободы

    Государство обслуживает потребности индивидов

    Отношения между государствами и другими организациями

    Доминирование государства

    Доминирование частных организаций

    Политическая структура

    Централизация, автократия

    Децентрализация, демократия

    Стратификация

    Предписание статуса, низкая мобильность, закрытое общество

    Достигнутый статус, высокая мобильность, открытое общество

    Экономическая активность

    Автаркия, протекционизм, самодостаточность

    Экономическая взаимозависимость, свободная торговля

    Доминирующие ценности

    Смелость, дисциплина, подчинение, лояльность, патриотизм

    Инициативность, изобретательность, независимость, плодотворность

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта