Главная страница
Навигация по странице:

  • Девиантное поведение

  • Билет 10

  • 40 вопрос.

  • яс. 1 вопрос Социальные воззрения Платона. Общество и государство в трудах Платона Государство и Законы


    Скачать 0.49 Mb.
    Название1 вопрос Социальные воззрения Платона. Общество и государство в трудах Платона Государство и Законы
    Дата30.01.2022
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаistoria.docx
    ТипЗакон
    #346760
    страница4 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    39 вопрос. Теории среднего уровня Мертона. Теория девиантного поведения.
    Согласно анализируемой теории Мертона, существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в изобилии в повседневных исследованиях. Теории среднего ранга выполняют роль связующего звена. Исходя из этих теорий, Мертон приходит к выводу о необходимости "посредника" между эмпирическими исследованиями действительности и теоретическими обобщениями закономерностей социального поведения. Теории среднего уровня могут быть как результатом обобщения большой группы социальных фактов, так и средством конкретизации отдельных областей социологии.

    Американский социолог считал эти теории единственно реально существующими и заслуживающими внимания. Социологическая теория в строгом смысле слова - это и есть, по Мертону, теория среднего уровня. Именно такая теория позволяет "создать" язык эмпирического исследования. Всеохватывающие системные теории "высшего уровня" представлялись ему достаточно абстрактными, рабочие же гипотезы "низшего уровня" - второстепенными, не имеющими подлинно социологического значения. Исходной категорией анализа в теориях среднего уровня для американского социолога выступала социальная группа, поскольку именно через нее осуществляется связь между индивидом и общественными структурами. Мертон прекрасно понимал, что в социологии, как и в любой другой науке (а он, как уже было сказано выше, добился заметных результатов в разработке социологии науки), должны существовать теории разного уровня. Теории среднего уровня по сравнению с общей социологической теорией имеют более узкую область применения. Каждая из них в своей предметной области ограничена относительно автономными сферами общественной жизни, изучением тенденций их развития, механизмов действия. Вместе с тем ученый показал, что все три уровня социологического знания тесно связаны между собой. Более того, переход от одного к другому открывает перед социологом каждый раз новые возможности. Особое значение имеет переход от общетеоретического к операциональному уровню, результат которого конкретизируется в эмпирическом исследовании. Относительная самостоятельность уровней и их значимость давали основание Мертону надеяться, что по мере развития социологии будет усиливаться взаимодействие социологов, занятых разработкой каждого из них. Он разрабатывал теории среднего уровня в самых различных областях социологического знания: социологии массовых коммуникаций и науки, военной социологии и социологии медицины, социологии власти и социологии политики. Но, пожалуй, самый глубокий след оставила его теория среднего уровня в сфере изучения отклоняющегося поведения. Здесь на его идеи существенно повлияли взгляды Э. Дюркгейма, изучавшего аномию, самоубийство, иные формы девиантного поведения.

    Девиантное поведение. По его мнению, девиантное поведение обусловлено аномией как рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями и социально одобряемыми средствами их достижения. В рамках своей концепции Мертон разработал типологию девиантных поступков (см. таблицу).




    В системе Мертона конформизм предполагает согласие и с целями общества, и со средствами их достижения. Например, общепризнанным мерилом успеха в американском обществе (а в последнее время также и в украинском) считается достижение богатства. Социально одобряемые средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования, поступление на работу и построение карьеры. Но далеко не все люди могут получить хорошее образование, лучшие фирмы принимают на работу достаточно ограниченное количество специалистов. Когда люди сталкиваются с невозможностью достичь финансового успеха социально одобряемыми средствами, они могут прибегнуть к незаконным способам.

    Инновация предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые средства их достижения. Примерами инновации являются шантаж, ограбления, растрата чужих денег, мошенничество и пр. Данный вид девиантного поведения возникает в том случае, когда индивид сталкивается с ограниченным доступом к ресурсам, с одной стороны, и сильным желанием выглядеть успешным в глазах общества – с другой.

    Ритуализм предполагает игнорирование целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Примером может выступать бюрократ, фанатично преданный своему делу, который тщательно заполняет бланки, проверяет их соответствие всем инструкциям, регулярно подшивает их к делу и т.д., но не осознает, для чего все это делается.

    Ретритизм предполагает отрицание, как целей данного общества, так и средств достижения этих целей. Другими словами, человек дистанцируется от общества. К этой разновидности девиации можно отнести монахов, отшельников, с одной стороны, и наркоманов, алкоголиков и самоубийц – с другой.

    Бунт также выражается в отрицании и целей общества, и средств их достижения. Но в отличие от ретритистов, бунтовщики не отходят от общества, а пытаются предложить ему новые цели и новые средства их достижения. К этому виду девиантов можно отнести реформаторов и революционеров.

    Билет 10

    10 вопрос

    Материалистическое понимание истории как основа социологии К. Маркса.

    К.Маркс и Ф. Энгельс считали, что общество - это сложная взаимосвязанная структура. К объяснению общества они подходили с позиций исторического материализма.

    Вместе старались выделить факторы, влияющие на развитие общества:



    Основа общества – базис

    Основа базиса - производство материальных благ

    Базис существует независимо от сознания людей, он формирует надстройку. Именно от типа экономических отношений зависит религия, культура, правовая система

    Маркс выделил в качестве главного вида общественных отношений отношения экономические, наиболее сильно влияющие на все остальные структуры жизни общества.

    «Ядро» общественной формации - способ производства материальной жизни:

    • производительные силы (отношение людей к преобразуемой ими природе, в том числе человека с его знаниями, трудовыми навыками и умениями, производственным опытом (личный элемент) и средства труда (вещный элемент).

    • производственные отношения(отношения между людьми в процессе их производственной деятельности)

    Маркс выделяет 5 общественных формаций:

    1. первобытнообщинная

    2. рабовладельческая

    3. феодальная

    4. капиталистическая(пролетариат, станки, навыки более сложные, работник получает зп, продавая труд)

    5. коммунистическая

    Давай существуют свои классы, которые занимают положение в обществе в соответствии с доходом.

    Также для каждого этапа развития характерны антагонистические отношения между классами.

    Один из главных способов преобразования общества – революция.

    Способом достижения коммунизма Маркс и Энгельс видели пролетарскую революцию, которая приведет к созданию бесклассового общества, к строительству коммунизма

    40 вопрос. Позитивистская школа в русской социологии (Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев).

    Сложилось в 1890-х годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его представителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других.Главные труды Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931) касались фундаментальных проблем общественного развития - его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т. д. Все эти проблемы решались ими исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.

    Е.В. Де-Роберти нередко называют представителем позитивистской философии. Это имеет свои основания. В соответствии с основными установками философско-социологического позитивизма Де-Роберти стремился «поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории». При этом он заявлял, что «всемирная история рас, народов, государств является колоссальным по своим размерам сплошным социологическим опытом».Де-Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т. д. Социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, предметом которой является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность.Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности. По его мнению, индивидуальная и коллективная психика людей, их психический склад воплощаются во всех проявлениях их духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества.Существенный вклад в обоснование роли и значения психологических факторов в развитии общества внес Н.И. Кареев. Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая социология Н. И. Кареева постоянно соединяется с философией и психологией, в том числе социальной психологией.Социология, - писал Кареев, - исходит из определенного мировоззрения, из общей картины общества, которая создается социальной философией. В то же время она должна опираться не на произвольные умозрительные построения, а на факты и науку. Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, ибо последние по его мнению, всегда имеют психологическую основу.Н.И. Кареев обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека, а именно на его ум, чувства и волю. Он отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них как это наблюдается у рационалистов, эмпириков и волюнтаристов.Особую роль в психических взаимодействиях людей играет опять-таки их индивидуальная и коллективная психика. В этом оба мыслителя - Н.И. Кареев и Е.В. Де-Роберти - придерживались единого мнения. Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры, которая представляет собой «результат коллективного творчества и психического взаимодействия». В конечном счете психические взаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни.Следует осмысливать взаимоотношения личности и общества, а также другие проблемы общественной жизни, такие как разделение труда, обмен услугами и продуктами человеческой деятельности, борьбу классов, систему политической власти, подчиняющей все части общества единому целому. Все эти и многие другие проблемы можно понять, лишь глубоко осмыслив значение психологического фактора в деятельности и поведении людей и в развитии общества. Так рассуждали представители психологического направления русской философии. Представленное в трудах Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других мыслителей это направление оказало существенное влияние на развитие общественной мысли в России.

    Под влиянием идей позитивизмах начали формироваться идеи Роберти. В его творчестве можно выделить 2 крупных периода:60-80г.когда происходило становление его взглядов под влиянием идей Конта, и с 90- формирование идей психологизма. В своих тредах он опирался на идеи Конта и Спенсера, но подверг их значительной рецензии.

    В своей работе « политико-правовые этюды» Роберти определял предсмертных социологии как особые социальные законы управляющие обществом и отличные от законов индивидуального развития, а также, в отличие от Конта, предлагал в круг исследования социологии ввести политэкономию. Общество он рассматривал как единый нецикличный организм, а основной метод познания – описание реальное содержание социальных событий и фактов. Впоследствии он в качестве основного метода предложил индуктивный метод причинного объяснения. Этот метод он сводил к рациональному объяснениях фактов и приспособлению внешних событий к внутреннему механизму наших мыслей.

    Затем в цикле статей «социологические Заметки» и в обобщающей работе « социология» дал первый набросок своей « биосоциальной гипотезы», которую уточнял, проверял и развивал на протяжении все жизни. В 90 Роберти расширил предмет социологии, включая в не мораль и этику. В итоге, это привело к пониманию социологии как универсальной науки о человеческом духе, куда включается история науки, история отдельных отраслей знаний, теория познания, политика и др. Целью же социологического познания является познание законов психологического взаимодействия. Центральным понятием социологии является надорганического. Роберти настаивал на единстве окружающего мира , состоящего из след.элементов: неорганического, органического и социального( надорганического). Развитие надорганического определяется психофизическими процессами. В этом процессе он выделял 2 стадии. 1- характеризовал как стадию психофизических отношений, которая связана с элементарными нервно-мозговыми взаимодействием. Она даёт начало сравнительно простым социальным явлениям. 2- высшая стадия включает стадию психологического взаимодействия, обнимающую огромное количество исторических, т.е. общественных процессов и фактов. На этой стадии возникает коллективное, групповое сознание, формируется социальный опыт. Роберти считал, что все социальные явленияи процессы можно выстроить в одну линию: психологическое взаимодействие-общественные группы- личность- наука- философия- искусство- практическая деятельность. Особое внимание он уделял последним 4 членам ряда, которые он называл 4 факторами цивилизации. Развитие цивилизации начинается с превращения человека разумное создание, происходит она под влиянием социальной энергии, которая вырабатывается постоянным соприкосновением сознания. Вся деятельность людей ставилась социологом в зависимости от идей и достижений в сферах науки, философии, искусства и практики. Всякое психологическое взаимодействие Роберти рассматривал как исходную точку коллективного опыта, который сопровождается передачей и обменом идей. При этом он рассматривал психологию социального индивида и психологию социальной группы как явления одного порядка. Личность, по его мнению, формируется под влиянием социальной среды и исторического пыта и воспринимает все , что вырабатывает социальная группа. Личная психология есть проявление коллективной психологии. Из коллективной псизологии выводилась общественная жизнь, а псологическое взаимодействие групп выступало как высшая форма общественности и конечная причина всего социального.

    Будучи российским социологом Роберти не мог пройти мимо дискуссии о роли личности в историческом процессе. Личность- результат длительного развития общественности, которая активно вовлечена в исторический процесс. Таким образом, личность является главным двигателем социального процесса. С другой стороны, целью прогресса становится формирование нравственной личности, личность выступает творцом социальной эволюции, при этом воплощая в себе сгусток коллективного пыта.

    Идеи позитивизма Конта также оказали влияние на Кареева. Он выделял 3 области знания, которые он ценил и ими определялось все тематическое разнообразие его исследований: история, философия, социология.

    Социологию он определял как науку о природе и генезисе общества, об основных его элементах, факторах и силах, об изменениях ю, о характере процессов в нем совершающихся. При этом, используя термин Конта, характеризуя специфику познания общества, он называл социологию « интегральной» наукой, т.е. социология не может быть простым соединением теорий политики, юриспруденции и экономики. При этом Кареев считал, что социология как наука не должна ставить вопрос о лучшем устройстве общества. В методологии познания общества он придерживался идей позитивизма. Он соглашался с мыслями Конта о том, что общество следует рассматривать в двух измерениях-статике и динамике. Статика изучает строение общества, является теорией общественного равновесия, динамика изучает процессы общественного развития и является теорией общественного развития . Однако в отличие от Конта , он считал что большое внимание следует уделить социальной психологии. По его мнению, социология должна опираться на исследование коллективной психологии, поскольку общественные явления-это взаимодействие между людьми, посредством которого передаются не только мысли, но и направление действий других людей.

    Среди методов познания он большое внимание уделял сравнительно-историческому методу познания, который предлагал для исследования статистического среза общества, и эволюционному методу для анализа динамики развития общества.

    Все общественные процессы и явления Кареев рассматривал как итог духовного взаимодействия людей, а общество- как сложную систему психопрактических взаимодействий личностей. Социальная организация- продукт социальной( коллективной) психологии, показатель положения личности, предела индивидуальной свободы.

    Большое внимание он уделял проблеме соотношения личности и общества, которые находятся в тесном взаимодействии, обуславливая друг друга. В отличие от Конта, который считал, что главный объект социологии- общество,
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта