1. Язык как общественноисторическая наука. Предмет и задачи курса
Скачать 0.55 Mb.
|
46. Генеалогическая классификации языков. Генеалогическая классификация языков — группировка языков мира на основании определения родственной связи между ними — отнесения их к одной семье, группе, т. е. на основе общего происхождения предполагаемого праязыка. Праязык — язык основы исторической общности родственных языков: для славянских - праславянский, для романских - народная латынь и т. д. Из-за разной степени близости языков они разделяются на ряд ветвей, которые, в свою очередь, делятся на группы; входящие в группы языки расчленяются на диалекты. Таким образом, генеалогические классификации группируют языки по отношениям родства, учитывая степень этого родства с точки зрения количества "шагов", отделяющих тот или иной язык от времени распада праязыка (или праязыковой диалектной общности). Так, современный русский язык от праиндоевропейского отделяют три "шага": общеиндоевропейский — общеславянский — древнерусский (древ- невосточнославянский) — великорусский. Можно добавить еще один "шаг", если считать, что общеславянскому предшествовало балтосла- вянское единство. В соответствии с этой классификацией выделяют следующие языковые семьи: • индоевропейская; • афразийская; • дравидская; • уральская; • алтайская. 2. Индоевропейская семья языков — наиболее крупная семья языков Евразии. Индоевропейские языки делятся на следующие ветви: • хеттско-лувийская или анотсыийекая (в Малой Азии), в XVIII—XVII вв. до н.э. (хеттский, лувийский, полайский) и VII—VI вв. до н.э. (лидийский, ликийский, карийский); сегодня все языки мертвые; • индийская или индоарийская. В нее входят санскрит ("обработанный"), ведийский язык (язык вед, собрание религиозных текстов), бенгальский, цыганский, ХИНДИ, УРДУ; • иранская — объединяет языки: мертвый язык "Авесты" (священные книги зороастризма, созданные на общеиранском языке), персидский язык, курдский, хорасанский; • славянская - подразделяется на три группы: 1 восточнославянская (русский язык с четырьмя наречиями: великорусское, малорусское, белорусское, червонорусское), 2 южнославянская (сербохорватский, македонский, словенский и болгарский языки); 3 западнославянская (чешский, словацкий, польский, кашубский, мертвый полабский); • балтийская — включает литовский, латышский и мертвый прусский языки; • германская - подразделяется на три группы языков:1 северогерманская, или скандинавская (датский, норвежский, шведский, исландский); 2 западно-германская (английский, голландский, фламандский, немецкий, идиш — новоевропейский); 3 восточно-германская (мертвые языки: готский, бургундский, вандальский, герульский); • италийская — объединяет языки народов, населявших Апеннинский полуостров с III в. до н.э. до V в. н.э. (архаическая латынь, лассическая латынь). На их основе стали развиваться романские языки; • романская — включает три группы языков: 1 западно-романские (испанский, португальский, каталанский, провансальский, французский), 2 центрально-романский (итальянский, ретороманский, вымерший далматинский), 3 восточно-романские (румынский и молдавский); • кельтская (ирландский, шотландский, бретонский, валлийский); • греческая (древнегреческий, классический древнегреческий, греческий византийского периода, новогреческий языки); • албанская — включает три разновидности албанского литературного языка: токский (православного населения), гетский (католического населения) и арберешский (умиатских населений); • армянская (только армянский язык); • анатолийская (мертвый хеттский язык); • тохарская (восточно-тохарский и западно-тохарский языки). 3. Уральская языковая семья включает в себя две ветви: • финно-угорская: прибалтийско-финские языки — северная группа (финский, карельский) и южная группа (эстонский, ливский и водский); волжские - марийский, мокшанский и эрзянский; пермские - удмуртский, коми; угорские - венгерский, мансийский; саамский; • саммадийская: ненецкий, энетский. 4. Афразийская (афро-азиатская) семья объединяет пять ветвей языков: • семитская ветвь - разделяется на подгруппы: аккадская, или северо-восточная (аккадский язык); ханаано-арамейская, или северо-западная (амарейский, древнееврейский или ханаанейский, финикийский, арамейский, иврит и ассирийский); арабская, или центральная (арабский и мальтийский); абиссинская, или южная (минейский, сабейский, эфиопский); • египетская (древнеегипетский, коптский языки); • берберская;• чадская; • кушитская. 5. Кавказская семья языков объединяет три ветви языков: • западно-кавказская (абхазский, адыгейский и кабардино-черкесский); • восточно-кавказская (черкесский, ингушский, аварский, лезгинский языки); • южно-кавказская (грузинский, занский, лазский, сванетский). 6. Алтайская языковая семья: • тюркская ветвь (чувашский, татарский, башкирский, киргизский, узбекский, кумыкский, казахский, якутский, туркменский, турецкий, азербайджанский; мертвые печенежский, половецкий и хазарский); • монгольская (монгольский, бурятский, калмыкский); • тунгусо-маньчжурская (нанайский, удэгейский, эвенкский). 7. Китайско-тибетская семья подразделяется на две ветви: • восточная (китайский, дунганский и каренский); • западная (бирманский, тибетский, качинский). 47. Типологическая классификация языков. КЛАССИФИЦИРОВАТЬ (от греч. «разряд» + «делать») – распределять какие-либо предметы по классам (отделам, отрядам) в зависимости от их общих признаков и закономерных связей между ними. КЛ-ЦИЯ ЯЗЫКОВ – это определение места каждого языка среди языков мира. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ (МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ) КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ - классификация языков, основанная на сходстве и различиях в морфологическом и грамматическом строе, т.-е. в способах образования форм отдельных слов. независимо от генетической или территориальной близости. По этим различиям делят языки обыкновенно на следующие классы: 1. Корневые или изолирующие языки большинство языков Юго-Вост. Азии (Китай, Вьетнам) Для них характерны: нет форм слова. Слова не изменяются. Корневое слово состоит только из корня. Большую роль играет порядок и интонация (языки западной Африки). Мао ра дои, дои ви ра тао (кошки боятся собак, собаки не боятся кошек); грамматич. значимость порядка слов в предложении (кит слово «хао» м/б разной частью речи и иметь разные значения «хао жень» хороший человек, «жень хао» человек любит меня) 2. Аффиксирующие языки в грамматическом строе важную роль играют аффиксы, связь между словами более грамматична, аффиксы имеют формообразования 1) агглютинативные языки, образование в языках грамматических форм и производных слов путём присоединения к корню или к основе слова аффиксов, имеющих грамматические значения. Аффиксы однозначны, то есть каждый из них выражает только одно грамматическое значение, и для данного значения всегда служит один и тот же аффикс. Аффиксы следуют друг за другом, не сливаются ни с корнями, ни с другими аффиксами, и их границы отчётливы. Гласные аффиксов могут подвергаться фонетическим изменениям в зависимости от звукового состава основы (см. сингармонизм), могут изменяться и согласные на стыках морфем, но все эти изменения подчинены чисто фонетическим закономерностям, характерным для данного языка. Это наблюдается, например, в большинстве алтайских и финно-угорских языков: иш — «дело», «работа», -чи — словообразовательный аффикс (ишчи — «рабочий»), -лер, -имиз, -ден — (множественное число), принадлежности (1-е лицо множественного числа) и падежа (исходный падеж). Особенности: каждая морфема почти всегда имеет одно значение. Морфемы могут использоваться во всех частях речи. Пример: баш – голова. И.п., ед. ч. Турецк башлар – голова, мн.ч., им.п. Баштын – р.п., ед.ч. Башлартын – р.п., мн.ч. 2) флективные (от лат. flectivus «гибкий») — устройство языка синтетического типа, при котором доминирует словоизменение при помощи флексий — формантов, сочетающих сразу несколько значений. Флективный строй противоположен агглютинативному, в котором каждый формант несёт только одно значение. Классическими примерами флективных языков являются латинский, немецкий, русский языки. при помощи окончаний, в том числе и нулевых (домО — дома, шелО -шла); при помощи внутренней флексии — граммашчески значимого изменения фонемного состава корня (англ. foot — feet 'нога — ноги'; mouse — mice мышь — мыши'). 3. Инкорпорирующие, или полисинтетические, напр. чукотско-камчатские, мн. языки индейцев Сев. Америки. Многие языки народов Севера (чукотский, корякский, камчадальский и др.), индейцев Америки. Признаком морфологической структуры слова в этих языках является ее незавершенность, «неокончательность»: слово приобретает своеобразную структуру только в составе предложения. Ты/майн/ываля/мна/ркын (Я большой нож точить). Нет ни одного языка, который бы чисто принадлежал к одному типу классификации, например рус. Относится к флективному, но есть элементы агглютинации (читал, читал-а, читал-и в которых суф –л- передает значение прошедшего времени, а род и число выражено флексиями) Критерий типологической классификации - строй языка бывает аналитическим и синтетическим ПО ШЛЕЙХЕРУ. Аналитический строй предполагает более широкое использование служебных слов, фонетических средств и порядка слов для образования форм слова, словосочетаний и предложений. Языками аналитического строя являются английский, французский, итальянский, испанский, персидский, болгарский и некоторые другие индоевропейские языки. Синтетический строй характеризуется тем, что наряду с использованием служебных слов, порядка слов и интонации большая роль принадлежит формам слов, образуемым при помощи аффиксов — флексий и формообразующих суффиксов и префиксов. Языками синтетического строя являются русский, польский, литовский и большинство других индоевропейских языков; синтетическими были все древнеписьменные индоевропейские языки, например латинский, греческий, готский. В чистом виде аналитизм и синтетизм не представлен не в одном языке мира, каждый имеет элементы и того и другого. Все языки Х. Штейнталь делил на языки с формой и языки без формы, причем под формой следовало понимать как форму слова, так и форму предложения. Языки с отсутствием словоизменения Штейнталь называл присоединяющими: без формы — языки Индокитая, с формой — китайский. Языки с наличием словоизменения Штейнталь определял как видоизменяющие, без формы: 1) посредством повтора и префиксов — полинезийские, 2) посредством суффиксов — тюркские, монгольские, финно-угорские, 3) посредством инкорпорации — индейские; и видоизменяющие, с формой: 1) посредством прибавления элементов — египетский язык, 2) посредством внутренней флексии — семитские языки и 3) посредством «истинных суффиксов» — индоевропейские языки. Ф.Н. Финк (1909) в основу своей классификации положил принцип построения предложения и характер связей между членами предложения. В результате Финк показывает восемь типов: 1) китайский, 2) гренландский, 3) субия, 4) турецкий, 5) самоанский (и другие полинезийские языки), 6) арабский (и другие семитские языки), 7) греческий (и другие индоевропейские языки) и 8) грузинский. При типологическом исследовании надо различать две задачи: 1) создание общей типологии языков мира, объединенных в те или иные группы, для чего недостаточно одного описательного метода, а нужно использование и сравнительно-исторического 2) типологическое описание отдельных языков с включением их индивидуальных особенностей, различением регулярных и нерегулярных явлений, которое, конечно, тоже должно быть структурным. 48. Интеграция и дифференциация как основные процессы исторического развития языков К основным процессам развития и взаимодействия разных языков относят дифференциацию и интеграцию, процессы разнонаправленные и по своим результатам противоположные. Дифференциация (от лат. differentiatio — различение), или дивергенция (от лат. divergo — отклоняюсь) — процесс взаимодействия языков, в результате которого в языке возникают диалекты, превращающиеся при определенных условиях в родственные языки. Это основной путь образования семьи языков после распада общего для них праязыка — превращение диалектов или наречий некогда одного языка в самостоятельные языки. Интеграция (от лат. integratio — соединение в целое), или конвергенция (от лат. convergo — приближаюсь) — процесс, приводящий к взаимодействию, смешению или слиянию языков (или диалектов) в результате тесного их контакта. Интеграция может быть: • добровольной — в случае утраты диалектных различий в рамках того или иного национ&чьного языка; • насильственной - при поглощении языка побежденных языком победителей. 2. При конвергентном развитии языков возникают явления скрещивания языков — субстрат, суперстрат и адстрат. Субстратом (от лат. sub — под, stratum — слой, пласт) называется совокупность элементов языковой системы, не связанных с законами развития данного языка, а восходящих к языку, распространенному ранее на данной территории; т. е. своеобразные "следы" побежденного языка в системе языка победителя (романские языки развились из народной латыни, которая накладывалась на разные субстраты). Характерные черты субстрата: • субстрат — явление языка как исторической категории (искажения в речи отдельных людей или отдельных групп людей, говорящих не на родном, а на вторичном языке, не имеют отношения к проблеме субстрата); • влияние субстрата не связано с лексикой; • субстрата нет в "чужих" собственных именах, если и они фонетически и грамматически "не перечат" законам заимствовавшего языка; • влияние субстрата — нарушение внутренних законов развития языка, что может сказаться в строе языка (в его морфологии и фонетике); лингвистически "валентным" влияние субстрата становится только тогда, когда вся масса данного языка в его строе (а не лексике) сдвигается с пути развития по внутренним законам; • при скрещивании языков один из них "гибнет", подчиняясь другому, но, "погибая", вносит искажение во внутренние законы победившего языка, в его строй. Суперстратом (от лат. super — над, stratum — слой, пласт) называется совокупность элементов языковой системы, не связанных с законами данного языка, а вводимых из языка пришлых этнических групп, ассимилированных исконным населением, т. е. это своеобразные "следы" исчезнувшего языка пришельцев, принявших язык местного населения (элементы французского суперстрата в английском языке, проникшие в него после норманнского завоевания). Субстрат и суперстрат — элементы побежденного языка в языке-победителе. Адстратом (от лат. ad — при, около, stratum — слой, пласт) называется совокупность элементов языковой системы, отражающих результат влияния одного языка на другой в условиях длительного уществования контактов носителей этих языков. Возникает при длительном двуязычии в пограничных районах. Адстрат — нейтральный тип языкового взаимодействия: языки не растворяются друг в друге, а образуют прослойку между двумя самостоятельными языками. 51.Языки и диалекты на ранних этапах развития общества- были языками вида Homo sapiens, т.е. они принадлежат тому же классу семиотических систем, что и любой современный язык. Вместе с тем в рамках этой общности языки первобытной поры отличаются удивительным своеобразием. Аналоги некоторым экзотическим чертам первобытных языков могут быть обнаружены в виде остаточных следов и следствий в языках позднейших формаций и в языках так называемых "архаических" социумов в современном мире. 1. Для яз состояния первобытно общинной поры характерны множественность и дробность языков в рамках яз семьи при отсутствии четких границ между языками. На сравнительно небольших пространствах сосуществовало множество родственных языков и диалектов, образующих языковой континуум. Это такая ситуация, когда 2 соседних языка очень похожи, близки друг к другу; языки, отстоящие друг от друга через один, похожи менее; через два — еще менее и т. д.. Именно такой языковой ландшафт —дробный — застал в 80-х гг. XIX в. Миклухо-Маклай в Новой Гвинее. 2. Для первобытной поры характерно быстрое изменение языков вследствие постоянных и глубоких языковых контактов. В первобытном бесписьменном обществе языковая история протекала бурно. Время существования одного языка могло быть непродолжительным. Не закрепленные в письменной традиции, языки легко забывались, и это никого не беспокоило. Военная победа племени не всегда означала победу языка этого племени. Победители нередко усваивали язык побежденных; нередко возникал новый гибридный язык 3. Для языков первобытной поры характерно существование групповых подъязыков — мужских, женских, а также юношеских и девичьих в период инициации. Охотничью или строительную лексику знали только мужчины, а лексикудомоводства — женщины. 4. XIX — XX вв. исследователей архаических социумов поражало, как много в племенных языках названий для всего конкретного и единичного, что позволяло аборигенам в зримых, слышимых, осязаемых подробностях представлять в речи внешний мир, — и это при заметных лакунах в сфере общих родовых обозначений. 4. коммуникация на основе звукового языка включает в себя самое широкое использование языка жестов 5. Для языков первобытной поры характерно табуирование слов и выражений. => быстрое обновление словаря племенных языков. Для народов, находившихся на примитивной ступени развития, были типичны языки, на которых говорили малое число людей. 52 Образование языков народностей при рабовладельческом и феодальном строе. Язык ранних гос-в Первые гос образования возникают примерно в то же время, когда у народа появляется письменность. Возникает частная собственность, углубляется обществ разделение труда, на смену обычному праву, суду старейшин приходят писанные законы и профес институты власти. эти процессы воздействовали и на характер яз коммуникации, и на сами языки. При этом различия рабовладельческой и феодальной формаций для истории языков представляются менее значимыми, чем их общие черты: все это ранние формы государственности, ранние века письменности, ручной труд в производстве 1. Для язык ситуаций в средние века характерен особый вид культурного двуязычия, которое образуют, с одной стороны, надэтнический язык религий и книжно письменной культуры, а с другой местный (народный) язык, обслуживающий обиходное общение, в том числе отчасти и письменное. Эта черта языковых ситуаций связана с преобладанием в средние века религиозного мировоззрения, существованием мировых религий 2. В истории язык ситуаций феодальная эпоха —диалектной дробности и обособленности. Так отражается в языке феодальная раздробленность, слабость эконом связей в условиях натура хоз-ва. Интенсивная миграция племен первобытной поры прекратилась; образовались государства с более прочными границами. При этом границы диалектов совпадали с границами феод земель. Вместе с тем в феод пору складываются и наддиалектные формы общения. Позже на основе койне формируются народные лит языки — такие, как хинди, французский, русский. 3. Для феодальной поры характерна иерархичность и регламентированность, книжно-литературного общения. Таковы черты самого феод общества — с его сложной соц структурированностью (четкое разделение общества на клир и мир; многоярусная церковная и светская иерархия; вассалитет — сюзеренитет феодалов; цехи и гильдии ремесленников и купцов; прикрепленность крестьян к земле); сложным этикетом отношений между людьми; сложной системой эстетических правил, условностей, приличий. 4. В сравнении с современной культурой, для средних веков характерно более пристальное внимание к слову. Это черта культур, развившихся на основе религий Писания. Книжные люди средневековья видели в слове ключ к познанию тайн бытия, записанных в священных текстах. В способности человека записать и прочитать текст виделась волнующая тайна, раскрывающая человеческую сущность. Восточные деспотии (вавилонская, древнеперсидская), а также афинское и римское государства со всеми их завоеваниями представляют собой конгломераты народов и языков, объединенных одной государственной властью. При множестве языков тот или иной из них становился общим на известный период времени, но для большинства народов был вторым языком. Античной культуре было свойственно государственное и культурное единоязычие — в Афинском государстве преобладали среди других родственных греческих диалектов греческий койне, а в Риме среди разнообразных италийских языков — латинский. В раннем средневековье возникают варварские, или "готические" империи, пестрые по своему составу — племенному и языковому. Разнородные элементы этих государств слабо связывались лишь военными нуждами. Усиление отдельных феодов (уделов) раздробляло и ослабляло государство в целом. В этот период складываются поместно-территориаяьные диалекты из разных подплеменных наречий. Диалектное распределение населения не совпадает с имевшимся ранее племенным делением, так как феодализм уничтожил племенное объединение людей и племенное дробление языков, а породил тенденцию к разделению людей и дроблению языков на основе территориальных, экономических и политических связей. Эти диалекты-наречия служили разговорным языком, особым для каждого удела, но общим для всех классов его населения. Но для государственных нужд требовался общий наддиалектный язык. В качестве такого литературного языка в средневековую эпоху использовались мертвые, закрепленные письменностью языки: • в странах Востока — язык Корана, арабский; • в западноевропейских государствах — классическая латынь; • у славян — старославянский. |