Главная страница
Навигация по странице:

  • Новая рациональность

  • 32. Критика редукционизма.

  • Метатеоретический уровень состоит из двух подуровней

  • 2 типа экспериментальных задач

  • Моделирование

  • Ответы на вопросы КМ ФиИН. !Ответы на вопросы часть1. 4 класса наук, различных по ряду параметров (предмету, методологическому арсеналу) логикоматематические, естественнонаучные, инженернотехнические и технологические, социальногуманитарные. С точки зрения философского метода наука


    Скачать 479 Kb.
    Название4 класса наук, различных по ряду параметров (предмету, методологическому арсеналу) логикоматематические, естественнонаучные, инженернотехнические и технологические, социальногуманитарные. С точки зрения философского метода наука
    АнкорОтветы на вопросы КМ ФиИН
    Дата03.03.2023
    Размер479 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла!Ответы на вопросы часть1.doc
    ТипДокументы
    #967063
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Синкретизм – увязывание интенции фундаментальной науки на получение достоверного знания с интенциями прикладной науки на получение социально работоспособного утилизуемого знания. В основе координации этих интенций – понимание подчиненности науки общечеловеческой логике продолжения цивилизационно базовых поставляющих процессов. Оптимальные результаты проектирования бытия в творческой деятельности могут быть получены только при согласовании знания и ценностей, истины и идеалов, этики и технологии.

    Телеономия. В неоклассике знания и ценности перестают противостоять друг другу. Возможность снятия противостояния лежит в новом взгляде на природу ценностей за рамками традиционной модели «наука – действительность» в пределах нетрадиционной модели «наука – очеловеченная действительность». В таком случае истолкование вещно-действительного уже не может дистанцироваться от экзистенционально-жизненного, истина и ценность перестают быть разобщенными.

    Новая рациональность. Неоклассика вводит новую идеологию рациональности, которая кратко определяется как гуманитарный антропоморфизм. Бытие представляется как сгусток ценностно-целевых воплощений, воспринимаемый через призму оптимальных путей выживания.
    32. Критика редукционизма. Редукционизм – методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым явлениям (напр., биологические явления – с помощью физических и химических законов; социологические – с помощью биологических и т. п.).

    Редукционизм абсолютизирует принцип сведения сложного к более простому, игнорируя специфику более высоких уровней организации. Вместе с тем обоснованная редукция может быть плодотворной (напр., планетарная модель атома).

    В данном случае речь идет о сведения философии к научно-теоретическому знанию, а также сведения научных теорий к "истинной" философии. Невозможность сведения философии к научно - теоретическому знанию обусловлена конструктивным характером философского разума как основного детерминанта содержания философии. Невозможность сведения научных теорий к "истинной" философии обусловлена тем, что важнейшим детерминантом содержания научно-теоретического знания является эмпирический опыт.

    После определенной конкретно-научной интерпретации философии имеет место лишь частичная ее сводимость к науке, ибо философское знание всегда открыто к различным его научным и вненаучным интерпретациям. Содержание философии всегда богаче любого конечного множества его возможных научно-теоретических интерпретаций. Новое же теоретическое конкретно-научное знание может быть в принципе спровоцировано содержанием как эмпирического знания, так и метатеоретического, в частности, философского.

    19. Соотношение эмпирического и теоретического знания. Суть эмпирического знания – множество высказываний об эмпирических объектах. Суть теоретического знания – множество высказываний об идеальных объектах. Если источником содержания эмпирического знания выступает информация об объективной реальности, получаемая через наблюдение и экспериментирование с ней, то основой содержания теоретического знания является информация об идеальных объектах, являющихся продуктов конструктивной деятельности мышления. Основными факторами, контролирующими изменение содержания эмпирического знания, являются наблюдение и эксперимент. Основными же факторами, контролирующими изменение содержания теоретического знания, являются интеллектуальная интуиция и логика. Контроль сознания за содержанием и изменением теоретического знания является значительно более сильным, чем за содержанием и изменением эмпирического знания. Это связано с тем, что содержание эмпирического знания лишь частично зависит от сознания. Т.о. теоретическое и эмпирическое знания имеют совершенно различные онтологии: мир мысленных идеальных конструктов в одном случае и мир эмпирических наблюдаемых предметов в другом. Из этого следует, что между эмпирическим и теоретическим знанием нет логического моста, т.е. что одно непосредственно не выводимо из другого. Методологически неверным является утверждение, что научные теории выводятся из эмпирического опыта. Научные теории не выводятся логически из эмпирических знаний, а конструируются и надстраиваются над ним для выполнения определенных функций. Создаются же они благодаря творческой деятельности разума.
    Схематически взаимосвязь между теоретическим и эмпирическим знанием может быт изображена так:

    Ао | Тео | ао = ео, где Ао – аксиомы, принципы, наиболее общие теоретические законы, | - знак логического следования, Тео – частные теоретические законы, ао - единичные теоретические исследования, ео – эмпирические утверждения, = - обозначение внелогической процедуры идентификации.

    Эта схема говорит о том, что теоретическое знание является сложной структурой, состоящей из утверждений разной степени общности. Наиболее общий уровень – аксиомы и теоретические законы. Второй мене общный уровень – частнотеоретические законы, описывающие свойства, структуру и поведение идеальных объектов, сконструированных из исходных идеальных объектов. Третий уровень – частные единичные теоретические высказывания, утверждающих нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях, свойствах некоторых идеальных объектов. Единичные теоретические утверждения логически выводятся из частных и общих теоретических законов. С эмпирическим знанием могут сравниться не общие и частные, а только их единичные следствия после их эмпирической интерпретации и идентификации. А последние идентифицируются с определенным набором чувственных данных. Только таким путем опыт и теория могут быть сравнимы на предмет соответствия друг другу.

    Очевидно, что любая эмпирическая интерпретация некоторой теории всегда не полна по отношению к собственному содержанию последней, т.к. всегда есть возможность предложить новую интерпретацию любой теории. Любое сколько угодно большое число интерпретаций теории не способно полностью исчерпать ее содержание. Это говорит о принципиальной несовместимости теории и эмпирии, о самодостаточности теоретического мира и его относительной независимости от эмпирического. Т.о. теория проверяется на опыте всегда не сама по себе, а только вместе с присоединенной к ней эмпирической интерпретацией, а потому ни согласие этой системы с данными опыта, ни противоречие с ними не способно однозначно ни подтвердить, ни опровергнуть теорию саму по себе. Как следствие – проблема истинности теории не может быть решена только путем ее сопоставления с опытом. Ее решение требует дополнительных средств, в частности привлечение более общих метатеоретических предпосылок и оснований научного познания.
    20. Уровни научного знания. Различают два уровня научного знания: эмпирический и теоретический. Теоретический уровень познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпир. знания. Задача: достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания.
    Характерные признаки: преобладание рационального момента – понятия, теории, законы и др. формы мышления, чувственное познание является подчиненным аспектом, направленность на себя.

    Методы теоретического познания позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения.

    Основные методы: 1) Абстрагирование. 2) Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов, внесение изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования (идеальный газ, точка отчета). 3) Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. 4) Аксиоматизация. 5) Дедукция – от общего к частному. 6) Гипотетико – дедуктивный – выведение заключений из гипотез, истинные значения которых неизвестны. Знание носит вероятностный характер. Включает соотношение между гипотезами и фактами. 7) Анализ. 8) Синтез. 9) Математическое моделирование – реальная система заменяется абстрактной системой (математическая модель, состоящая из набора математических объектов) с теми же отношениями, задача становится чисто математической. 10)Рефлексия – научно–исследовательская деятельность, рассматриваемая в широком культурно-историческом контексте, включает 2 уровня – предметный (активность направлена на познание конкретной совокупности явлений) и рефлексивный (познание обращается на само себя).

    Эмпирический уровень познания - это опытное исследование, направленное непосредственно на объект без промежуточных звеньев. Преобладает созерцание (чувственного познания), рациональный момент (суждения, понятия) присутствует, но имеет подчиненное значение. Характерные признаки: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и др. фактофиксирующая деятельность.

    Уровни эмпирического знания: 1. Единичное эмпирическое высказывание (фиксирование наблюдения); 2. Факты (индуктивное обобщение протоколов, выраженное в графиках, таблицах, диаграммах); 3. Эмпирические законы (функциональные, структурные, причинные, динамические, статистические); 4. Феноменологические теории (логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов). Основные методы эмпирического познания: 1. Наблюдение - предполагает наличие замысла, цели и средств для перехода от объекта наблюдаемого предмета к отчету. Опирается не только на органы чувств, но и на выработанные наукой методы и средства толкования. Требования: четкая постановка цели, выбор методики и разработка плана, систематичность, контроль за корректностью и надежностью результатов, обработка, осмысление и истолкование обработанного данных. 2. Сравнение - производится по какому-либо точно выделенному признаку предметов, свойству или отношению. Имеет смысл лишь в рамках какого-либо качества, в отношении которого предметы выступают как однородные. 3. Измерение – фиксирует не только качественные характеристики объектов и явление но и их количественные аспекты. Это процедура установления одной величины с помощью другой, принятой за эталон, т.е сравнение двух величин. 4. Эксперимент – производится при условии изучения некоторого состояния предмета наблюдения в специально подобранных условиях, которое в естественных условиях не всегда ему присуще или доступно субъекту. 5. Абстрагирование. 6. Индукция – метод движения мысли от частного знания к общему. 7. Фальсификация – доказательство ложности научных гипотез с помощью эмпирического опыта. (Поппер: фальсифицируемость знания является признаком его научности) 8. Экстраполяция – экстенсивное приращение знаний путем распространения следствий к-л гипотезы или теории из одной сферы человеческого знания на другие.

    При всех различиях эмпирический и теоретический уровни научного познания связаны. Эмпирическое исследование, выявляя новые данные с помощью экспериментов и наблюдений, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет, ставит перед ними новые, более сложные задачи). С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств.


    21. Метатеоретический уровень научного знания. Кроме эмпирического и теоретического уровней в структуре научного знания необходимо выделить наличие третьего более общего по сравнению с ними – метатеоретического уровня. Метатеория (от греч. «мета» - за, после) – это теория о теории: объектом научного анализа для метатеории выступает «сама» теория. Последняя при этом именуется предметной или объектной или же называется содержательной теорией.
    Метатеоретический уровень состоит из двух подуровней: 1) общенаучного знания; и 2) философского основания науки.

    1. Общенаучное знание состоит из следующих элементов: 1) частнонаучная и общенаучная картина мира; 2) частнонаучные и общенаучные гносеологические, методологические, логические, аксиологические принципы. Метатеоретические исследования вначале касались логики и математики, а затем, по мере своего развития и развития науки в целом, распространились на другие области знания и вызвали к жизни то явление, которое в настоящее время пронизывает всю современную науку, — ее саморефлексивность. Однако у каждой науки свое содержание метатеоретического знания, т.к. оно всегда конкретизировано и привязано к особенностям конкретной теории.

    1.1 Частнонаучная картина мира – это совокупность господствующих в какой-либо науке представлений о мире, основу которой составляют онтологические принципы характерной для данной науки теории. Например, биологическую картину мира классического естествознания составляла дарвиновская теория эволюции видов на основе механизма естественного отбора. Частнонаучная картина мира появляется как результат обобщения теоретического и эмпирического познания.

    Общенаучная картина мира – это, как правило, одна из частнонаучных картин мира, которая является господствующей в науке той или иной эпохи. Она является дополнительным элементом метатеоретического уровня тех частных наук, которые не имеют ее в качестве собственной частнонаучной картины мира.

    1.2 В метатеоретическом научном знании важное место занимают также разнообразные методологические и логические императивы и правила. При этом они существенно различны не только для разных наук, но и для одной и той же науки на разных стадиях ее развития. Аксиологические основания науки занимаются вопросами целей и ценностей научного познания. Ценности оказывают существенное влияние на понимание самого смысла и задач научного исследования, задавая его перспективу и оценивая степень приемлемости предлагаемых научных продуктов. Среди аксиологических оснований науки различают внутренние и внешние. Внутренние – направлены вовнутрь науки и выступают критериями оценки приемлемости и качества продуктов научной деятельности (это объективная истинность, доказательность). Внешние – номы и идеалы науки, которые направлены вовне ее и регулируют ее отношения с обществом, культурой и их различными структурами (это практическая полезность, содействие НТП, социальному прогрессу). Набор и содержание внутренних и внешних ценностей науки различен как для разных наук, так и для одной науки в разные исторические периоды. Различие имеется и в природе онтологических, гносеологических и аксиологических принципов как различных элементов в структуре метатеоретического научного знания. Если онтологические и гносеологические основания науки есть конструктивно-мыслительные продукты познавательной подструктуры сознания, то аксиологические – его ценностной подструктуры. Обе подструктуры сознания равноправны, внутреннее взаимосвязаны и дополняют друг друга.

    2. Одной из проблем философии науки является вопрос о статусе философских оснований науки в структуре научного знания, а именно вопрос включать или не включать их во внутреннюю структуру науки. По этому вопросу несколько точек зрения: 1) позитивисты: влияние философии на процесс научного познания является чисто внешним, поэтому их нельзя включать. 2) натурфилософы: философские основания должны быть включены, т.к. служат обоснованию ее теоретических конструкций, расширят ее когнитивные ресурсы и познавательный горизонт. 3) промежуточная позиция – в период становления новых фундаментальных теорий философские основания науки входят в структуру научного знания, а после того как научная теория достигла зрелости, они удаляются из нее (представитель Чудинов). Но ни одна из трех этих теорий не дает правильного истолкования природы и особой структуры философских оснований науки. Философские основания науки – это промежуточный между философией и наукой род знания, который не является ни чисто философским, ни чисто научным. Примеры ФОН: числа – сущность вещей, числа существуют объективно, пространство и время теории относительности атрибутивно и относительно.

    22. Методы эмпирического исследования. Н. наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, моделирование. Эмпирическая процедура вступает как средство выявления точного и однозначного физического смысла тех или иных понятий, для чего в их определение должен входить метод, позволяющий в каждом конкретном случае на основе эксперимента решить, правильно ли применение этого понятия в данной познавательной ситуации или нет. Основные методы эмпирического познания:

    1. Наблюдение. В отличие от простого созерцания предполагает наличие замысла, целей и средств, с помощью которых субъект переходит от предмета деятельности (наблюдаемого явления) к продукту (отчету о наблюдаемом). Научное наблюдение должно отвечать следующим требованиям: четкая постановка целей; выбор методики и разработка плана наблюдений; систематичность; контроль за корректностью и надежностью результатов наблюдений; обработка, осмысление и истолкование полученных данных. Предполагает взаимодействие наблюдателя с наблюдаемым объектом. Наблюдение фиксирует объективные сведения о природе. Результаты наблюдения, зафиксированные средствами любого языка, представляют собой так называемые эмпирические высказывания, которые отражают некоторое независимое от наблюдателя событие – т.е. имеют объективное содержание, и способны выражать наблюдаемые события некоторым контролируемым способом. Гносеологическая функция наблюдения – перевод наблюдаемой объективной ситуации в область сознания, превращение ее в нечто идеальное.

    2. Сравнение – процедура, при которой с помощью наблюдения сравнивают объекты между собой. Предполагает существование такого отношения, в котором сравниваемые предметы объективно выступают как качественно однородные и никакие другие их свойства не играют для указанного отношения никакой роли. Использование сравнения предполагает, что мы как-то уточнили ту объективную ситуацию, в рамках которой производится сравнение. Процедура сравнения включает в себя: 1) способ, которым может быть осуществлена операция сравнения, 2) соответствующую операциональную ситуацию.

    3. Из­мерение – процедура, которая фиксирует не только качественные характеристики объектов и явлений, но и количественные аспекты. Предполагается наличие некоторого масштаба, алгоритма процесса измерения и измерительного устройства. Измерение есть процедура установления одной величины с помощью другой, принятой за эталон. Измерение можно понимать как процедуру сравнения двух величин, в результате которой экспериментально устанавливается отношение между величиной измеряемой и принятой за единицу измерения. Измерение бывает: прямым (результат получается путем непосредственного сравнения измеряемой величины с эталоном и с помощью измерительных приборов) и косвенным (искомая величина определяется на основании прямых измерений других величин, связанных с первой математически выраженной зависимостью).

    4. Эксперимент. Ставится в тех случаях, когда необходимо изучить некоторое состояние предмета, которое в естественных условиях не присуще объекту или доступно субъекту. Исследователь воздействует на предмет исследования в специально подобранных условиях, а затем изучает его. В отличие от наблюдения, при постановке эксперимента возникает сначала необходимость достижения нужного состояния предмета, лишь затем, наблюдения за предметом. Следует выделять 2 типа экспериментальных задач – а) Исследовательский эксперимент, который связан с поиском некоторых зависимостей между несколькими параметрами объекта. б) Проверочный эксперимент, который применяется в случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть те или иные следствия теории.

    5. Моделирование – это практическое или теоретическое оперирование объектом, когда изучаемый предмет замещается каким-либо естественным или искусственным аналогом, посредством исследования которого мы проникаем в предмет познания. Модель – объективированная или мысленно представляемая система, замещающая объект познания. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно. Различают: физические и математические модели.

    6. Абстрагирование. 7.Индукция 8.Фальсификация

    9.Экстраполяция
    23. Эксперимент, его виды и функции в научном познании. Эксперимент – предполагает ак­тивное, целенаправленное и строго контролируемое воздей­ствие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вме­шиваться в естественное течение процессов. К нему прибегают, когда необходимо изучить некоторое состояния предмета наблюдения, которое в естественных условиях не всегда присуще объекту или доступно субъекту.
    Преимущества: 1) в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия, т.е. изучаться при сверхнизких температу­рах, при чрезвычайно высоких давлениях или, наоборот, в вакууме, при огромных напряженностях электромагнитно­го поля и т.п. В таких искусственно созданных условиях удается обнаружить удивительные, порой неожиданные свой­ства объектов и тем самым глубже постигать их сущность. 2) изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протека­ние. 3) важным достоинством многих эксперимен­тов является их воспроизводимость. Это означает, что усло­вия эксперимента, а соответственно, и проводимые при этом наблюдения, измерения могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных резуль­татов.

    Условия подготовки и проведения эксперимента:

    • никогда не ставится наобум, он предполагает наличие четко сформулированной цели исследования;

    • не делается «вслепую», он всегда базируется на каких-то исходных теоретических положениях;

    • не проводится беспланово, хаотически; предваритель­но исследователь намечает пути его проведения;

    • требует определенного уровня развития технических средств познания, необходимого для его реализации;

    • должен проводиться людьми, имеющими достаточно высокую квалификацию.

    Только совокупность всех этих условий определяет успех в экспериментальных исследованиях.

    Виды эксперимента: 1. исследовательский, связанный с поиском неизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта; 2. противоречивый, применяется, когда требуется подтверждение или опровержение чего-либо.

    Функция: только при определенных предпосылках и условиях исследователь получает истинное утверждение.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта