Главная страница
Навигация по странице:

  • 75. Философия научной картины мира.

  • 76. Философские проблемы современной научной картины мира. Синергетика – как принцип существования открытых систем.

  • 77. Физическая картина мира и ее развитие.

  • 38 Гипотеза как форма развития научного знания.

  • Ответы на вопросы КМ ФиИН. !Ответы на вопросы часть1. 4 класса наук, различных по ряду параметров (предмету, методологическому арсеналу) логикоматематические, естественнонаучные, инженернотехнические и технологические, социальногуманитарные. С точки зрения философского метода наука


    Скачать 479 Kb.
    Название4 класса наук, различных по ряду параметров (предмету, методологическому арсеналу) логикоматематические, естественнонаучные, инженернотехнические и технологические, социальногуманитарные. С точки зрения философского метода наука
    АнкорОтветы на вопросы КМ ФиИН
    Дата03.03.2023
    Размер479 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла!Ответы на вопросы часть1.doc
    ТипДокументы
    #967063
    страница9 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    74. Современная научная картина мира. Философия научной картины мира. Научная картина мира – совокупность общих представлений науки определенного исторического периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности.

    Согласно распространенному определению объективную реальность понимают как материальный мир в целом, во всех его формах и проявлениях, существующий независимо от человеческого сознания и первичный по отношению к нему. Вернадский, говоря о научном познании реальности, выделяет три пласта этого феномена: явления космических просторов, близкие нашей человеческой «природе», явления планетные и явления микроскопические. Научно наблюдаемые феномены жизни могут проявляться во всех трёх пластах. Житейские представления о мире как о реальности основаны на религиозных, философских, исторически-бытовых построениях. Научное отражение полностью абстрагируется от этих представлений и целиком опирается на научную методологию. Наука – это процесс, ориентированный на выявления наиболее общих свойств мира. Основой этого процесса служит научная методология – система алгоритмов решения этой задачи, а его результатом является получение научного знания, служащего удовлетворению базовых человеческих потребностей. Первая из этих потребностей – познавательная доминанта человеческой психики, вторая – научное обеспечение новых технологий.

    Существует несколько основных методологических принципов при построении современной модели реальности. Во-первых, это натуризм, т.е. отрицание существования каких-либо сверхъестественных или духовных феноменов, познание которых невозможно посредством научных методов. Во-вторых, это принцип, согласно которому не может существовать картин мира, которые не опирались бы на теоретический аппарат точных наук и в первую очередь физики. В-третьих, это – фаллибизм – убеждение в том, что мы не можем рассчитывать на получение абсолютно достоверной и полностью завершенной картины мира. Каждая конкретная теория имеет свои границы применимости и может быть подвергнута изменениям и усовершенствованиям.

    4 принцип – фальсификации – возможность опытного опровержения утверждений теории. В соответствии с этим принципом любое не фальсифицируемое знание нельзя считать научном (напр. религиозные догмы)

    5 принцип – историзм – является, быть может, не столь строгим. Его смысл в том, что не могут существовать модели картин мира, свободные от идеологических, познавательных и телеологических влияний своей исторической эпохи. Механическая теория Ньютона не могла появится в античную эпоху, а современники Ньютона были бы не в состоянии принять идеи Эйнштейна. С историзмом тесно связан следующий принцип – модернизм. Построение научной картины мира никогда не имело характера абстракно - познавательного процесса, напротив каждый раз речь шла о процессе наиболее адекватного научного отклика на очередной вызов истории – такого теоретического отклика, который послужил бы базой для создания суммы технологий, обеспечивающих модернизационное преодоление очередного исторического предела.

    Из пятого и шестого принципов следует, что картина мира обладает важным фундаментальным свойством – она динамична, постоянно находится в движении и способна к развитию.

    75. Философия научной картины мира. Научная картина мира – совокупность общих представлений науки определенного исторического периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности.

    Согласно распространенному определению объективную реальность понимают как материальный мир в целом, во всех его формах и проявлениях, существующий независимо от человеческого сознания и первичный по отношению к нему. Академик В.И. Вернадский, говоря о научном познании реальности, выделяет три пласта этого феномена: явления космических просторов, близкие нашей человеческой «природе», явления планетные и явления микроскопические. Научно наблюдаемые феномены жизни могут проявляться во всех трёх пластах. Житейские представления о мире как о реальности основаны на религиозных, философских, исторически-бытовых построениях. Научное отражение полностью абстрагируется от этих представлений и целиком опирается на научную методологию. Наука – это процесс, ориентированный на выявления наиболее общих свойств мира. Основой этого процесса служит научная методология – система алгоритмов решения этой задачи, а его результатом является получение научного знания, служащего удовлетворению базовых человеческих потребностей. Первая из этих потребностей – познавательная доминанта человеческой психики, вторая – научное обеспечение новых технологий, которые используются для расширения границ гомеостаза и освоения новых экологических ниш во всем многомерном пространстве существования человека.

    Существует несколько основных методологических принципов при построении современной модели реальности. Во-первых, это натуризм, т.е. отрицание существования каких-либо сверхъестественных или духовных феноменов, познание которых невозможно посредством научных методов. Во-вторых это принцип согласно которому не может существовать картин мира, которые не опирались бы на теоретический аппарат точных наук и в первую очередь физики. В-третьих, это – фаллибизм – убеждение в том, что мы не можем рассчитывать на получение абсолютно достоверной и полностью завершенной картины мира. Каждая конкретная теория имеет свои границы применимости и может быть подвергнута изменениям и усовершенствованиям.

    4 принцип фальсификации – возможность опытного опровержения утверждений теории. В соответствии с этим принципом любое в принципе не фальсифицируемое знание нельзя считать научном (напр. религиозные догмы)

    5 принцип – историзм – является, быть может, не столь строгим. Его смысл в том, что не могут существовать модели картин мира, свободные от идеологических, познавательных и телеологических влияний своей исторической эпохи. Механическая теория Ньютона не могла появится в античную эпоху, а современники Ньютона были бы не в состоянии принять идеи Эйнштейна. С историзмом тесно связан следующий принцип – модернизм. Построение научной картины мира никогда не имело характера абстракно-познавательного процесса, напротив каждый раз речь шла о процессе наиболее адекватного научного отклика на очередной вызов истории – такого теоретического отклика, который послужил бы базой для создания суммы технологий, обеспечивающих модернизационное преодоление очередной исторического предела.

    Из пятого и шестого принципов следует, что картина мира обладает важным фундаментальным свойством – она динамична, постоянно находится в движении и способна к развитию.

    76. Философские проблемы современной научной картины мира. Синергетика – как принцип существования открытых систем. По мнению Хокинга, в настоящее время на вопрос о том, может ли существовать единая теория всего реально существующего, следует дать три альтернативных ответа: 1) Полная теория существует и когда-нибудь будет построена. 2) Окончательной теории Вселенной нет, а есть бесконечный набор все более совершенных теорий. 3) Такой теории не существует, имеется граница, за которой нельзя предсказать что-либо определенное.

    За этими рассуждениями Хокинга скрывается неявный постулат, который состоит в том, что сам объект теоретизирования – Вселенная – в своих наиболее фундаментальных свойствах остается неизменным. Если вспомнить основные принципы нелинейной науки и рассматривать Вселенную как большую самоорганизующуюся систему, то можно прийти к выводу, что у нас нет достаточных оснований считать этот постулат истиной в последней инстанции. Несмотря на эти сомнения, многие теоретики убеждены, что такая теория будет, в конце концов, создана.

    Проблема антивещества. Вселенная состоит из вещества – главным образом из протонов, электронов и нейтронов, – и антивещества, т.е. антипротонов и позитронов, имеющих противоположные электрические заряды. Ни теория относительности, ни квантовая механика не дают ответа, почему при происхождении Вселенной из вакуума возникла такая асимметрия. Анализируя протекание этих процессов, Сахаров предположил, что скорости рождения частиц и античастиц должны немного различаться, а процессы разбаланса их концентрации должны протекать быстрее, чем их взаимная аннигиляция. Достаточно, таким образом, предположить, что в силу неких нелинейных эффектов процесс генерации материи шел с небольшим переносом в пользу вещества, и тогда в итоге часть вещества осталась «невос­требованной» и составила материальную основу всех ныне существующих объектов во Вселенной.

    Будущее вселенной. Стандартная модель предсказывает два варианта конца, современной Вселенной: либо «тепловая смерть» и результате непрерывного расширении, либо последующее сжатие (большой хлопок).

    Антропный принцип – одна из наиболее острых и спорных проблем современного миропредстав­ления. Область его применения – роль и место разумной жизни во Вселенной, а более конкретно – человека. Существуют три парадигмы, дающие ответ на этот вопрос: 1) Вселенная антропоморфна, она – целостный организм, а человеком управляют высшие космические силы. 2) Вселенная – механизм, созданный Богом, который сотворил человека по своему образу и подобию. 3) Стандартная космологическая модель, в рамках которой возникновение разумной жизни – проявление законов случая.

    Во Вселенной существует очень точная подгонка фундаментальных физических констант, и даже малые отклонения от стандартных значений привели бы к такому изменению свойств Вселенной, что возникновение в ней человека стало бы невозможно.

    Существует еще множество других философских проблем современности: проблема внеземного разума, универсальной истории или универсальной эволюции (смысл: все процессы подчинены общим законам).

    Синергетика – фундаментальное понятие обозначающее упорядочивание, т.е. переход от хаоса к структурированному состоянию, происходящее спонтанно в открытых и нелинейных системах. Именно свойство открытости и нелинейности являются причинами этого процесса.

    Самоорганизация может вести к переходу системы в устойчивое состояние, свойством которого является то, что оно как бы притягивает к себе все прочие траектории эволюции системы, определяемые различными начальными условиями. Если система попадает в конус устойчивого состояния, она неизбежно эволюционирует к этому состоянию, а все промежуточные состояния автоматически затухают.

    77. Физическая картина мира и ее развитие. Натурфилософская картина мира возникла в античной Греции. Вершиной её можно считать космологию Аристотеля. Если у Платона субстанцией, т.е. истиной реальностью считались эйдосы, идеи, то в учении Аристотеля роль субстанции отводилась видимому миру. Существует два рода бытия – возможное и действительное. Первое – это материя, которая в первозданном состоянии напоминает хаос, второе – форма, её воздействие на материю сообщает ей предметное бытие, движение, доступное опыту. Т.о, потенциально возможное превращается в актуальную реальность под причинным воздействием формы. Придуманную им концепцию мироздания называют гилеоморфизмом.

    Механистическую картину мира наиболее полно описал Ньютон. В основе концепции лежала физика принципов или аксиом, которые хотя и не могут быть получены логическим путем из опыта, но обосновываются непосредственным опытом. Космология основана на законе всемирного тяготения. Используя материальный аппарат этой теории, Ньютон теоретически объяснил законы Кеплера, разработал теорию движения луны и комет, предсказал приплюснутую форму земли.

    Казалось, все проблемы сняты. Явления переноса тепла объяснили с помощью механической субстанции теплорода, были придуманы и другие такие жидкости – электрические и магнитные субстанции. Но Карно открыл второе начало термодинамики. Был открыт закон сохранения энергии. По словам Максвелла существовал эфир (носитель Эл.магн. поля), который обладал парадоксальными свойствами. Эта субстанция должна была быть абсолютно твердой, т.к. скорость света очень велика, но одновременно не должна была оказывать ни какого сопротивления движению небесных тел. Передавая свет и другие эл.магн. волна, она в тоже время должна быть абсолютно прозрачной. Такие парадоксы накапливались и в итоге привели к созданию другой концепции мира на теории относительности и квантовой механике.

    Планк выдвинул гипотезу о квантах эл.магн. излучения. Согласно теории излучение испускается в виде отдельных порций энергии (квантов), величина которых пропорциональна частоте излучения.

    А в 1916 г. Эйнштейн создал общую теорию относительности (ОТО). Картина мира, соответствующая ОТО, содержит всего две автономные реальности – вещество и поле. Законы тяготения – это структурные законы, описывающие гравитационное поле между материальными объектами. Между материей и полем нет качественных различий: вещество находится там, где концентрация поля максимальна, поле там, где она мала.

    В дальнейшем были созданы теории неравновесных процессов, принцип нелинейности, когерентности и т.д.

    38 Гипотеза как форма развития научного знания. Гипотеза – это хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных представлений и понятий, которое должно в определенном месте восполнить пробелы эмпирического знания, или связать различные эмпирические знания в единое целое, или же дать предварительное объяснение факту либо группе фактов.

    Гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами. Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится фикцией.

    Она верифицируется соответствующими фактами опыта, в особенности, экспериментом, получая характер истины; она является плодотворной как эвристическая (познавательная) или рабочая гипотеза, если может привести к научным знаниям и новым путям познания.

    Существенная функция гипотезы состоит в том, что она ведет к новым наблюдениям и исследованиям, благодаря чему наша догадка подтверждается, опровергается или модифицируется.

    Факты опыта какой-либо ограниченной научной области вместе с осуществленными, строго доказанными гипотезами или связывающими, единственно возможными гипотезами образуют теорию.

    Основные правила выдвижения гипотез: 1) гипотеза должна находиться в согласии или быть совместимой со всеми фактами, которых она касается; 2) предпочтительнее та гипотеза, которая единообразно объединяет число других гипотез, выдвинутых ранее для объяснения серии фактов. Такую гипотезу называют рабочей; 3) если серия фактов связана, то число гипотез должно быть минимальным и их связь должна быть более тесной; 4) при выдвижении гипотез необходимо признавать ее вероятностный характер; 5) гипотезы, противоречащие друг другу, не могут быть вместе истинными. Искл: если они объясняют различные стороны и связи одного и того же объекта. Т.о, гипотеза базируется на определенных объективных данных, она имеет возможность быть развитой до степени теории.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта