Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Существенные особенности античной науки.

  • 51. В чем особенность экстенсивного и интенсивного путей развития науки.

  • 4. Средневековая европейская наука.

  • 5. Новоевропейская классическая наука и ее особенности.

  • Основные ученые

  • Ньютон

  • Декарт

  • Менделеевым .Т.о.

  • Основные особенности новоевропейской классической науки

  • Ответы на вопросы КМ ФиИН. !Ответы на вопросы часть1. 4 класса наук, различных по ряду параметров (предмету, методологическому арсеналу) логикоматематические, естественнонаучные, инженернотехнические и технологические, социальногуманитарные. С точки зрения философского метода наука


    Скачать 479 Kb.
    Название4 класса наук, различных по ряду параметров (предмету, методологическому арсеналу) логикоматематические, естественнонаучные, инженернотехнические и технологические, социальногуманитарные. С точки зрения философского метода наука
    АнкорОтветы на вопросы КМ ФиИН
    Дата03.03.2023
    Размер479 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла!Ответы на вопросы часть1.doc
    ТипДокументы
    #967063
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    2. Существенные черты древневосточной преднауки.

    Наиболее развитая в период дл 6 в. до н.э. в аграрном, ремесленном, военном, торговом отношении восточная цивилизация (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) выработала определенные знания. Эти знания накапливались, хранились и передавались от поколения к поколению, что позволяло им оптимально организовать деятельность. Однако наличие некоторого знания само по себе не создает науку. Ее определяет целенаправленная деятельность по выработке нового знания.
    1. На Др.Востоке знания вырабатывались путем обобщений практического опыта и циркулировали в обществе по принципу наследственного профессионализма. Процессы изменения знаний происходили стихийно, отсутствовала критико-рефлективная деятельность по оценке знаний. Знания принимались на бездоказательной основе, знание функционировало как набор готовых рецептов, что вытекало из его практического характера.

    2. Особенностью древневосточной науки является отсутствие фундаментальности. Наука представляет не деятельность по выработке рецептурно-технологических схем, рекомендаций, а самодостаточ­ную деятельность по анализу, разработке теоретических вопросов – «познание ради познания». Древневосточная же наука ориентирована на решение прикладных задач. Даже астрономия, казалось бы, не практическое заня­тие, в Вавилоне функционировала как прикладное искус­ство, обслуживавшее либо культовую (времена жерт­воприношений привязаны к периодичности небесных явлений – фазы Луны и т. п.), либо астрологическую (вы­явление благоприятных и неблагоприятных условий для текущей политики и т. д.) деятельность. В сравнение: в то время в Др.Греции астрономия пони­малась не как техника вычисления, а как теоретическая наука об устройстве Вселенной в целом.

    3. Древневост. наука не была рациональной, что было обусловлено характером социально - политического устройства древневосточных стран. Антидемократизм в социально-политической жизни этих стран (страны Ближнего Востока – откровенная деспотия) отражался на их интеллектуальной жизни. Предпочтение отдавалось не рациональной аргументации и доказательству, а авторитету. Отсутствие предпосылок к обоснованию знания и принятые механизмы аккумулирования и трансляции знания приводили его к фетишизации (религиозному слепому поклонению). Отсутствие демократии, обусловленная этим жреческая монополия на науку определили ее нерациональный, догматический характер, превратив ее в разновидность полумистического, сакрального (священного, относящегося к религиозному) знания.

    4. Решение случайных задач, носящих частный нетеоретический характер, лишало древневост. науку систематичности. Поскольку поиск был ориентирован на нахождение практических рецептов, не проводилось универсальных доказательств. А отсутствие доказательного рассмотрения предмета в общем виде лишало возможности вывести необходимую о нем информацию.

    Следовательно, если исходить из того, что такие признаки как фундаментальность, доказательность, рациональность необходимы для спецификации науки как элемента надстройки, особого типа рациональности, то наука в этом понимании не сложилась на Др. Востоке. А исторический тип познавательной деятельности, который сложился на Др.Востоке соответствует донаучной стадии развития интеллекта и научным еще не является.


    3. Существенные особенности античной науки. Античная Греция в период своего расцвета (6-9 в.до н.э.) считается подлинной колыбелью науки. Особенности античной науки: 1) теоретичность (источник научного знания - мышление); 2) независимость от практики; 3) логическая доказательность; 4) открытость критике, демократизм. Эти особенности были обусловлены социально-политической жизнью в Др.Геции. Так повсеместное применение труда рабов породило в общественном сознании неприятие всего, что связано с орудийно-практической деятельностью. Абстрактно-умозрительная интеллектуальная деятельность считалась достойным занятием свободно гражданина и именовалась наукой, а производственно-трудовая деятельность приписывалась рабам и звалась ремеслом. Более того, даже в самой науке греки обособливали подлинную науку (например, физику) от приложений (например, механику как прикладную отрасль), занятия которыми порицались. Дело в том, что непременным условием появления науки является использование идеализации. Материально-практическое отношение к действительности порождает лишь абстрагирование. А для возникновения идеализации, т.е. вычисления признаков, которых не существует в реальности, требуется отказ от материально-практического отношения к действительности и переход на позиции созерцательности, что и было сделано в Греции. Ведь никакому практику не придет в голову заниматься вопросами сущности мира, познания, истины, человека как таковыми, т.е. они невозможны в практическом воплощении и не применимы к производственной сфере. Отсюда – особая теоретичность и независимость от практики античной науки.

    Формирование аппарата логического рационального обоснования и доказательности явилось результатом демократизации общественно-политической сферы античной Греции. Он перерос рамки средства непосредственного осуществления политической деятельности и превратился в универсальный алгоритм продуцирования знания в целом, стал инструментом трансляции знания от индивидуума в общество. На этом фоне уже могла складываться наука как доказательное познание. Если за минимальную необходимую посылку науки считать рациональную обоснованность, то можно сказать, что по такому принципу построены медицина Гиппократа, история Геродота, Геометрия Евклида и т.д.

    Правовое равенство граждан означало, что каждый из греков имел свое собственное мнение, поэтому каждое суждение подлежало обоснованию и подвергалось критике. Отношение греков к истине было как к продукту рационального доказательства, основанного на обосновании.
    51. В чем особенность экстенсивного и интенсивного путей развития науки. В экономике выделяют два типа экономического роста: с экстенсивным типом производства и с интенсивным типом производства. Экстенсивный – увеличение масштабов производства при сохранении существующего уровня технологии за счет использования дополнительных ресурсов (оборудования, рабочей силы, земли, дополн. финансовых ресурсов). Интенсивный тип связан с ростом эффективности производства за счет более совершенных факторов производства, т.е. за счет использования достижений НТП, повышении квалификации работников, качества выпускаемой продукции и обновления ассортимента. На практике нет чисто ни первого, ни второго типа экономического роста. Обычно бывают преимущественно экстенсивный или преимущественно интенсивный.

    По аналогии с экономикой можно сказать, что в науке так же два типа развития: с одной стороны (интенсивный путь) наука развивается за счет расширения массы научных исследований (развитие в ширь), с другой – развитие в глубь – идет погружение в структуру, выявление внутренних связей и взаимодействий.

    4. Средневековая европейская наука. Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э, а ее завершение к 14-15 вв. В истории Европы этот период называют «мрачный», имея в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской империи, нашествие варваров, проникновение религии во все сферы духовной культуры. Знания средних веков вписаны в систему средневекового миросозерцания. Особенности средневековой европейской науки: 1) Универсализм; 2) Символизм; 3) Иерархизм; 4) Теологизм.

    Возникшее в 1 веке христианство быстро овладело умами образованных передовых гос. деятелей. В центры научных знаний превращались монастыри. При монастырях и церквях, начиная с 6 в., существовали школы, обеспечивающие необходимый для священнослужителей уровень образования. Но школы давали и элементы светского образования. Но по сравнению с римской эпохой содержание преподаваемых знаний было урезано, так как приспосабливалось к выполнению религиозно-церковных функций.

    В это время говорят: так как все на земле сотворено, то существование любой вещи определено свыше, значит, она не может быть несимволической. Понятия отождествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности знания.

    Познание может осуществляться только под контролем церкви. Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Средневековье отказалось от многих провидческих идей античности, не вписывающихся в религиозные представления. Так как познавательная деятельность носит теологически-текстовый характер, то исследуются и анализируются не вещи и явления, а понятия. Поэтому универсальным методом становится дедукция (царствует дедуктивная логика Аристотеля).

    В это время существуют уже области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию и др. Многие исследователи расценивают существование этих дисциплин как промежуточное звено между натурфилософией и техническим ремеслом.

    Патристика – учение отцов церкви – выступила первым этапом развития средневековой философии. С 1 по 6 в. проблематику философии в рамках патристики представляли: Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движение истории к определенной конечной цели, соотношение свободы воли и спасения души. Большое значение имело то, что разум мыслился как стремящийся к расширению своих границ, а умопостигаемая природа возлагала свои надежды на возможности человеческого разума.

    В науке господствовал схоластический метод, что лишало значимости задачу по исследованию природных закономерностей. Схоластика, оформившаяся в 9-12 вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в которой видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деятельностью: Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентерберийский.

    Для Средневековья была характерна борьба между номинализмом и реализмом, которая касалась существа общих понятий - «универсалий». Номиналисты отрицали онтологическое (бытийное) значение общих понятий. Универсалии существуют лишь в уме. В 14 в. Оккам выразит эту идею номинализма, заявив, что предметом познания могут быть только единичные вещи - индивидуальности. Реалисты утверждали, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Номиналисты создали учение о двойственной истине, настаивавшее на разделении истин богословия и истин философии. Истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Принцип двойственности истины указывал на две разные картины мира: теолога и натурфилософа.

    Особенности средневековой науки: ориентация на совокупность правил в форме комментариев, тенденция к систематизации и классификации знаний. Компиляция составляет характерную черту средневековой науки. Промышленный переворот, который осуществился в Новое время, был во многом подготовлен техническими новациями Средневековья. Т.о. средневековая европейская наука - специфический феномен. С одной стороны, продолжение традиций античности, свидетельство тому - существование таких мыслительных комплексов, как созерцательность, склонность к теоретизированию, отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным. С др. стороны, разрыв с античными традициями: алхимия, астрология, имеющие «экспериментальный» характер.
    5. Новоевропейская классическая наука и ее особенности. Этап классической науки охватывает период с 17 до к. 19 в. Процессами, которые способствовали формированию научного естествознания в период Нового времени, были: 1) крушение архаичной антично-средневековой картины мира под напором набравшей силу натуралистической идеологии. Происходит укрепление идеи самодостаточности природы, управляемой естественными, объективными законами, лишенной примесей теологического символизма, а также концептуализируемой на основе типологии «причина-следствие».2) соединение абстрактно-теоретической (умозрительно - натурилософской) традиции с ремесленно-технической. Ученые эпохи Возрождения и Нового времени стремились соединить рациональность античной науки с технико-инструментальным характером восточной преднауки. Ее цели: а) сосредоточение на изучении отдельных процессов и явлений для использования полученных знаний в технических и технологических целях; б) перенесение предмета науки с природы самой по себе на искусственно созданные в лабораториях материальные системы.3) аксиологическая переориентация интеллектуальной деятельности.

    Основные ученые: Начало положено в трудах Коперника - создание новой гелиоцентрической системы мира (перестановка центра Вселенной, обоснование движение как естественное свойство земных и небесных объектов); доказана неприемлемость изучения окружающей действительно­сти только на основе наблюдения. Кроме того, Коперник показал ограничен­ность чувственного познания, неспособного отличить наши пред­ставления о действительности от реального положения дел. Была доказана неприемлемость изучения окружающей действительно­сти только на основе наблюдения и необходимость критичности научного разума. Эта линия анализа была продолжена Галилеем, которому при­надлежит заслуга открытия нового метода научного исследования - теоретического или мысленного эксперимента. Идеи закона инерции и примененный Галилеем метод заложили основы классической физики.

    В Новое время, т.о, происходит расширение понятия научной рациональности за счет введения стандартов опытно-экспериментальной апробации знания. Соединение математических методов с опытным исследованием привело к появлению экспериментально-теорети­ческого естествознания. Ньютон продолжил и завершил начатое Галилеем дело созда­ния классической механики, что положило начало длительному периоду гос­подства механических представлений о мире в науке. Джордано Бруно отстаивал идею бесконечности Вселенной. Декарт – геометрия - универсальный инструмент познания. Кеплер - установил три закона движения планет относительно Солнца. Лейбниц - родоначальник математической логики и один из создателей счетно-решающих устройств. Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химических элементов Менделеевым.

    Т.о. образцами новой науки стали: 1) аналитическая геометрия Декарта, 2) классическая механика Ньютона, Галилея, 3) математический анализ (Ньютон, Лейбниц, Коши, Вейерштрасс).

    Основные особенности новоевропейской классической науки: -убежденна в социальной нейтральности науки и ориентирована собственными ценнос­тями, связанными с поиском истины. - идеалом науки было построение абсолютно истинной карти­ны природы. - предметом науки являются законы, общие по­ложения, обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех. - строго однозначная причинно-следственная связь возводилась в ранг объяснительного эталона. Объяснение понималось как поиск ме­ханических причин, а обоснование сводилось к сведении знаний о природе к принципам механики. В соответствии с этим строилась картина мира, которая носи­ла механистический характер. - наука, исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. - выработан категориальный аппарат науки, приспособленный к механистическому истолкованию мира. - Наука утверждает стабильность и универсальность порядка природы. - пространство неизменно и не связано с материей. Время - абсолютно и никак не связано ни с пространством, ни с материей.

    В к. 18 – 1-й пол.19 в. намечается тенденция к использованию научных знаний в производстве, причиной чему было развитие машинной индустрии. Это вызвало развитие технических наук, которые проявляют свои специфические черты, отличающие их от естественнонаучного знания. Экспансия науки на все новые предметные области, расширяющееся технологическое и социально-регулятивное применение научных знаний, сопровождались изменением институционального статуса науки.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта