1 класс. А. А. Дородницына Российской академии наук (заведующий отделом к ф. м н. В. А. Варданян) Москва Просвещение Институт новых технологий
Скачать 5.75 Mb.
|
Бескомпьютерный вариант изучения курса Организация и проведение контрольной работы прежде всего будут зависеть от варианта изучения курса. Если ваши дети работают только с печатными материалами курса (бескомпьютерный вариант изучения курса, то они выполняют контрольную работу № 1 из тетради проектов, текст которой дан в двух вариантах и помечен кВ этом случае мы рекомендуем следующую систему оценивания обязательной части работы отметка «3» ставится за любые три правильно выполненных задания, отметка «4» — за четыре задания, отметка «5» — за пять. Задание 6 является в этой работе необязательными оценивается отдельно любым удобным учителю способом. Решение задач из тетради проектов Задача 1. Данная задача проверяет усвоение учащимися правила раскрашивания и темы Области. В частности, дети должны уметь выделять на картинке область и раскрашивать её в один цвет в соответствии с правилом раскрашивания. Как видите, 73 картинка в этой задаче непростая, поскольку области здесь не полностью совпадают с деталями русинка. Всего в данной картинке 5 областей и 4 области из них в результате решения задачи оказываются раскрашенными. Задача 2. Задача на проверку усвоения темы Одинаковые фигурки, в частности понятия такая же. Задача эта достаточно стандартная, таких задач дети встречали в учебнике довольно много. Задача считается решённой, если ребёнок не только нашёл фигурку, но и правильно обвел её указанным цветом. Задача 3. Задача на проверку усвоения понятия одинаковые бусины. Она (как и две предыдущие) достаточно стандартная. Скорее всего, все дети догадаются разбить бусины на группы по цвету, в этом случае решение можно найти быстрее. Задача 4. В этой задаче проверяется усвоение понятий сразу двух тем — Все, каждый и Одинаковые (такая же. Разные. Кроме того, здесь от детей требуется умение внимательно читать условие задачи. Так, во втором задании важно, чтобы ребята пометили два одинаковых лимона, а непросто две одинаковые фигурки ведь в наборе есть ещё одинаковые яблоки. Задача 5. Задача на проверку усвоения понятий все, каждый и метода полного перебора. Задача считается решённой только в том случае, если все 6 треугольных бусин соединены с круглыми бусинами (такого же цвета. Если хотя бы одна треугольная бусина не соединена с круглой, это свидетельствует о неусвоенности метода полного перебора. В таком случае задача считается нерешённой. Обратите внимание, на то что в наборе есть две треугольные бусины одного цвета. Совершенно необязательно, чтобы каждая из них была соединена со своей круглой бусиной, обе они могут быть соединены с одной бусиной (это не регламентируется нашими правилами игры. Задача 6 (необязательная. В данном случае все нераскрашенные фигурки разные. Поэтому, для того чтобы в результате раскрашивания появились три одинаковые фигурки, в наборе изначально уже должны быть две одинаковые фигурки. Поэтому решение можно начать с того, чтобы найти в наборе две одинаковые раскрашенные фигурки, а затем раскрасить нераскрашенную фигурку той же формы в тот же цвет. Компьютерный вариант изучения курса Если ваши ребята имеют возможность работать в курсе не только с печатными материалами, но и с компьютерной составляющей, желательно предложить им контрольную работу, состоящую из двух частей — бумажной и компьютерной. Поскольку в среднем задачи на компьютере дети решают быстрее, чем в учебнике, среднему классу можно предложить в качестве обязательных 6 задач — 3 задачи из тетради проектов (см. комментарий выше) и 3 задачи из компьютерной составляющей. В сильном классе можно предложить детям 7 обязательных задач — 3 задачи из тетради проектов и 4 задачи из компьютерной составляющей. Желательно выбрать задачи, которые не дублируют, а дополняют друг друга по тематике. Например, можно взять задачи 1, 2 и 3 из тетради проектов и задачи 3, 4 и 5 из компьютерной составляющей. Оставшиеся задачи из тетради проектов и компьютерной составляющей можно предложить детям в качестве необязательных. Мы рекомендуем следующую систему оценивания обязательной части работы отметка «3» ставится за любые четыре правильно выполненных задания, отметка «4» — за пять заданий, отметка «5» — за шесть. Решение необязательных задач учитель оценивает любым удобным ему способом. Решение компьютерных задач Задача 1. Задача на поиск двух одинаковых фигурок. Чтобы найти две одинаковые фигурки, в данном случае придётся сравнивать цвет майки, цвет юбки, цвет бантика, ракурс мышки и форму хвостика. Однако задача существенно упростится, если мы разобьем её на подзадачи. Нетрудно заметить, что в задаче имеются три мышки в красных 74 майках, три мышки в синих майках и две мышки в жёлтых майках. Соответственно мы разделим всю область поиска натри части синие майки, красные майки и жёлтые майки. Понятно, что мышки в разных по цвету майках не могут быть одинаковыми. Поэтому искать одинаковые фигурки мы будем в этих трёх группах — сначала водной, потом в другой, заем в третьей. Во втором задании ребёнку предлагается обвести две разные фигурки. Здесь ответов довольно много например, ребёнок может обвести одну из двух одинаковых фигурок. Ответ в варианте 1 одинаковые мышки в красных майках, синих юбках, с зелёными бантиками во втором варианте 2 — в жёлтых майках, зелёных юбках, с красными бантиками. Задача 2. В этой задаче мы проверяем усвоение учащимися понятий одинаковые, разные и все, каждый. Кроме того, ребёнок демонстрирует понимание действий соединить и пометить галочкой. Задача считаётся решенной правильно только в случае выполнения обоих заданий. Первое задание считается выполненным только в том случае, если помечены все круглые бусины, поэтому теоретически здесь необходим полный перебор. Однако на практике круглые бусины легко выделяются визуально. Задача 3. В этой задаче мы проверяем, насколько хорошо учащиеся усвоили процедуру сравнения фигурок наложением. Разумеется, детине обязаны сравнивать каждую фигурку с каждой при помощи лапки, но найти одинаковые фигурки совсем без наложения (на глаз) вряд ли у кого-то получится. При проверке работ оцениваться будет не способ решения задачи, а правильность этого решения (наличие двух одинаковых фигурок в окне. Если у ребёнка хороший глазомер ион нашёл две одинаковые фигурки без помощи лапки, такое решение должно быть признано верным. Задача 4. Знакомая детям задача типа Сделай фигурки одинаковыми. В таких задачах дети по очереди сравнивают квадратики двух фигурок и раскрашивают фигурки так, чтобы квадратики на одних и тех же местах имели одинаковый цвет. Данная задача имеет единственное решение — цвет всех нераскрашенных клеток в обеих фигурках определяется однозначно. Задача 5. Наиболее сложная из обязательных задач. Если до сих пор мы искали в совокупности либо совершенно одинаковые, либо одинаковые по цвету бусины, тов этой задаче нам предстоит сравнивать бусины по форме. Рассмотрим задачу варианта 1. В наборе ровно четыре жёлтые бусины (их можно сразу пометить, например галочкой. Каждую из них мы должны соединить с зелёной бусиной такой же формы круглую жёлтую с круглой зелёной, треугольную жёлтую с треугольной зелёной, квадратную жёлтую с квадратной зелёной. Заметим, что в итоге с одной круглой зелёной бусиной будут соединены две жёлтые круглые бусины. Задача 6 (необязательная. Задача повышенной сложности, требующая от учащихся логических умозаключений, а также умения разбивать задачу на подзадачи. Легко видеть, что среди нераскрашенных бусин одинаковых нет, следовательно, две одинаковые должны быть среди раскрашенных бусин. Нужно найти их методом перебора и раскрасить в такой же цвет одну из нераскрашенных бусин. Заметим, что разбиение задачи на подзадачи значительно облегчите решение. Эта стратегия состоит в том, чтобы искать две одинаковые бусины сначала среди круглых, потом среди треугольных и, наконец, среди квадратных бусин. Вот одно из решений задачи варианта 1: 75 Задача 7. Необязательная. Технически эта задача довольно сложная, так как в каждой фигурке много областей. Задача требует внимательности — учащимся необходимо соотносить каждую раскрашенную область с соответствующими областями в двух других фигурках. Заметим, что упростить решение, например перекрасив все области в один цвет, нельзя. Во-первых, это вытекает из условия задачи, в котором мы просим ребёнка раскрашивать только нераскрашенные области. Во-вторых, раскрашенные области защищены от перекрашивания. Задача имеет единственное решение. Урок Выравнивание, решение необязательных и трудных задач Если у вас есть возможность, желательно в конце каждой темы, после контрольной работы, проводить уроки выравнивания. Цель урока выравнивания — продвинуть всех учащихся класса в изучении материала курса ровно настолько, насколько позволяет уровень каждого конкретного ученика. Это урок, на котором слабые ученики смогут ликвидировать свои пробелы в знаниях, а сильные — попробовать свои силы в решении задач повышенной сложности. На этом уроке вы сможете реализовать индивидуальный подход к каждому ребёнку, предложив ему собственный набор задач из числа тех, которые мы заготовили к этому уроку (как из учебника, таки из компьютерной составляющей. Решение задач из учебника Задача 92. Аналогичные задачи в учебнике детям уже встречались (см. комментарий к задаче 82). Однако в отличие от задачи 82, где раскраска всех клеток трёх фигурок определялась однозначно, здесь есть клетки, не раскрашенные нив одной из трёх фигурок, например средние клетки верхнего ряда. Все такие тройки клеток дети могут как оставить нераскрашенными, таки раскрасить в один и тот же цвет. Задача 93 (необязательная. В этой задаче нужно раскрасить все бусины, поскольку каждая бусина в нашем курсе должна иметь некоторый цвет. Чтобы в наборе не было 76 одинаковых бусин, нужно, чтобы бусины одной формы были разных цветов. Поэтому здесь проще всего разделить все бусины натри группы по формами раскрашивать бусины по этим группам. Например, в наборе есть 4 нераскрашенные квадратные бусины и три раскрашенные. Значит, нужно раскрасить 4 бусины в разные цвета, но при этом не использовать цвета уже раскрашенных квадратных бусин. Кто-то из детей будет использовать здесь подобные рассуждения, а кто-то будет решать методом проб и ошибок, раскрашивая бусины по очереди и проверяя, не появилось ли в наборе двух одинаковых бусин. Задача 94. Фигурок в данном случае немного, но их трудно сравнить на глаз, поэтому приходится сравнивать квадратики на соответствующих местах. Способы решения здесь могут быть разными. Первый — сравнивать каждую фигурку с каждой, выбирая фигурки по очереди. Второй — сравнивать все фигурки сразу построчно и походу этого процесса делить фигурки на группы. Так, сравнив первые строчки всех 6 фигурок, мы видим, что в 5 фигурках они одинаковые — имеют по 2 синие клетки, а водной фигурке синяя клетка в верхней строчке одна. Эту фигурку можно сразу вычеркнуть, для неё такой же фигурки точно нет. Теперь в оставшихся 5 фигурках сравниваем вторые строчки. В трёх фигурках вторые строчки имеют 2 раскрашенные клетки — красную и жёлтую, водной лишь красную ив одной — лишь жёлтую. Ясно, что две фигурки с одной раскрашенной клеткой можно тоже вычеркнуть. В числе оставшихся трёх фигурок мы и находим две одинаковые фигурки. Дети, скорее всего, будут решать эту задачу хаотичным просматриванием, здесь и такой способ может сработать. Задача 95. Эта задача больше подходит для слабых и средних учащихся, поскольку таких задач дети решали уже много. В случае затруднений нужно посоветовать учащемуся выполнить полный перебор, сравнивая каждую цифру с каждой, двигаясь слева направо и используя пометки. Задача 96. В этой картинке выделение областей затруднено, поскольку области не совпадают с деталями рисунка и их довольно много. Здесь всего 10 областей (не считая глаз и носа, и все они в результате решения должны быть раскрашены. Задача 97 (необязательная. В случае затруднений здесь учащемуся можно предложить воспользоваться методом перебора. Возьмём первую букву первой строки, сравним её со всеми остальными буквами. При этом такой же буквы в наборе не нашлось, значит, первую букву можно вычеркнуть и взять следующую (вторую букву первой строки) и снова сравнить её со всеми оставшимися (невычеркнутыми) буквами. Так мы будем двигаться до тех пор, пока не найдём решение. В данном случае перебор закончится на четвёртой букве первой строки. В задаче использованы буквы кириллицы. Кириллица — одна из двух древнейших славянских азбук (другая славянская азбука называется глаголицей. Название кириллицы восходит к имени Кирилла (до принятия монашества — Константина) — выдающегося просветителя и проповедника христианства у славян, который вместе со своим братом Мефодием создал славянскую азбуку. Появление глаголицы относят кг кириллица была введена позднее, быть может, уже учениками Кирилла и Мефодия. Создав славянский алфавит, братья начали переводить с греческого на славянский главные богослужебные книги, в первую очередь Евангелие. Язык этих переводов, выполненных Кириллом, Мефодием, а затем их учениками, теперь называют старославянским языком. Буквенный состав древней кириллицы в целом соответствовал древнеболгарской речи. Письменные памятники от эпохи создания кириллицы не сохранились. Не вполне ясени состав букв первоначальной кириллицы, возможно, некоторые из них появились позднее. Кириллица употреблялась у южных, восточных и западных славян. На Руси кириллица была введена в X–XI вв. (после крещения Руси князем Владимиром в 988 г. В письменности восточных и южных славян по-разному изменялась не только форма букв 77 кириллицы, но и состав букв и их звуковое значение, что было вызывано языковыми процессами в живых славянских языках. В основу кириллицы был положен греческий алфавит. Чтобы передать особые звуки, которые отсутствовали в греческом, в него были введены новые символы, например Ж, Ш, Ъ, Ь (последние две буквы передавали гласные звуки, их не надо путать с современными твёрдым и мягким знаками, Я, Њ. Некоторые буквы оказались дублетными, те. использовались для записи одного итого же звука. Так, буквы О и љ передавали в греческом языке разницу между кратким о и долгим оно в славянских диалектах эти звуки не различались. На основе кириллицы исторически сложились современные болгарский, сербский, русский, украинский и белорусский алфавиты, а также многие алфавиты народов России. Мы приводим здесь буквы кириллицы и их названия. А Б В ГДЕ Ж азбуки веди глаголь добро есть живете Ѕ З И І КЛ М зело земля иже и како люди мыслете НО ПР СТ у наш он покой рцы слово твёрдо ук Ф Х љ Ц Ч Ш Щ ферт хер от, омега цы червь ша шта Ъ Ы Ь ќ Ю ђ Я ер еры ерь ять ю я юс малый Њ Ѓ ’ Ј ¬ юс большой кси пси фита ижица Задача 98 (необязательная Это достаточно непростая задача, она предназначена в основном для сильных учащихся. Фигурок здесь много, поэтому, чтобы натолкнуть на решение запутавшегося ребёнка, мы снова советуем метод перебора. Перебор здесь удобно вести по нераскрашенным фигуркам. Например, возьмём нераскрашенный шестиугольники просмотрим все раскрашенные шестиугольники. Чтобы мы могли сделать 3 одинаковых шестиугольника, имея лишь один нерасрашенный, нужно, чтобы два одинаковых шестиугольника уже были. В данном случае это не так, значит, шестиугольник можно раскрашивать в любой цвет — в группе шестиугольников 3 одинаковые фигурки сделать все равно не получится. Так мы будем перебирать все нераскрашенные фигурки, пока не удается построить решение. Вот одно из решений данной задачи 78 Задача 99. Решая эту задачу, детям предстоит вспомнить, что фигурки нельзя поворачивать и переворачивать в частности, зеркально симметричные фигурки по нашим правилам считаются разными. Поэтому, несмотря на то что на листе вырезания есть много пар похожих фигурок, там имеется только одна пара одинаковых ежей и одна пара одинаковых котов. Задача 100. Несложная задача на повторение листа определений Одинаковые фигурки. Здесь требуется только внимание и аккуратность, чтобы в точности повторить раскраску верхней фигурки на нижней. Задача 101 (необязательная. Необходимо раскрасить не две, а три одинаковые фигурки, а это осложняет процесс поиска. Возможно, некоторые дети в этой задаче запутаются. Здесь можно дать детям два совета — организовать перебори использовать пометки. Перебор помогает в силу того, что цифр вообще имеется всего 10, поэтому их легко все перебрать. Походу этого процесса полезно ставить пометки, вычёркивая те цифры, среди которых не нашлось трех одинаковых. Например, рассуждения могут быть такими. Возьмём цифру 9 (первую по счёту) и посмотрим, есть ли среди оставшихся цифр ещё две девятки. Видим, что имеется всего одна девятка, значит, среди девяток трёх одинаковых цифр нет. Можно вычеркнуть обе девятки и перейти к следующей цифре — цифре 2. Ясно, что в любой момент мы будем вести поиск только среди невычеркнутых цифр. Значит, либо мы в какой-то момент наткнёмся натри одинаковые цифры, либо, в конце концов, они у нас останутся невычеркнутыми. Задача 102. Аналогичные задачи в учебнике ребятам уже встречались (см. комментарии к задачами. В этой задаче в результате выполнения инструкции все бусины оказываются раскрашенными. Задача 103 (необязательная. В этой задаче для поиска одинаковых фигурок удобно применить стратегию, описанную в комментарии к задаче 94 из учебника. Верхние строки можно сравнивать сразу во всех фигурках, а нижние строки лучше сравнивать по клеткам. Компьютерный урок Выравнивание. Решение задач Задача 97. Задача сложная. Ребёнок должен проанализировать рабочий материал и сделать необходимые логические заключения. Итаку нас имеется шесть одинаковых мышек с нераскрашенными майками и две мышки с нераскрашенными юбками. Чтобы среди первой группы не было двух одинаковых, достаточно раскрасить майки в разные цвета, например синий, голубой, жёлтый, оранжевый, фиолетовый, зелёный. Точно также следует поступить с мышками в жёлтых майках. Однако следует иметь ввиду если впервой группе есть мышка в жёлтой майке, то во второй группе не должно быть мышки в красной юбке Можно, однако, с самого начала строить стратегию решения так, чтобы исключить возможность появления двух одинаковых фигурок. Для этого при раскрашивании фигурок первой группы надо исключить жёлтый цвета при раскрашивании фигурок второй группы — красный. Задача 98. Задача среднего уровня сложности. Здесь фигурки различаются только цветом и ориентацией относительно экрана (в остальном они абсолютно одинаковые. 79 Возможно, некоторым ученикам придётся напомнить, что при повороте фигурки относительно листа получается другая фигурка. В случае необходимости верните ребёнка к листу определений Одинаковые фигурки. Разные фигурки Задача 99. Можно решать эту задачу методом проб и ошибок, однако к настоящему моменту большинство учащихся, скорее всего, применят здесь более эффективную стратегию, основанную на логических умозаключениях. Действительно, если немножко порассуждать, можно существенно облегчить свою работу. Если бусины одинаковые по форме, то, для того чтобы они стали разными, их следует раскрасить в разные цвета. Разбивая задачу на подзадачи, сначала найдём все квадратные бусины и раскрасим их в разные цвета. Затем найдём все круглые бусины и раскрасим их в разные цвета. Тоже самое проделаем с треугольными бусинами. Однако навязывать учащимся оптимальные стратегии не следует. Если ребёнок решает задачу методом проб и ошибок и допускает ошибку, просто укажите ему на две одинаковые бусины и попросите ещё раз прочесть условие. Задача 100. Хотя фигурок здесь немало, они хорошо делятся на группы по цветам, а кроме того, разные машины отличаются друг от друга весьма заметно. В силу этого в пределах каждой цветовой группы фигурки легко сравнить беспорядочным просматриванием. Решая эту задачу, учащиеся не должны забывать, что фигурки, являющиеся зеркальным отражением друг друга, неодинаковые. Большинству учащихся, особенно мальчикам, задача покажется интересной и занимательной. Ребята смогут выделить множество разных признаков, которые позволят им найти одинаковые машины быстро. Таким образом, мы надеемся, что с этой задачей смогут справиться даже слабые учащиеся. Задача 101. Сложность этой задачи в том, что фигурок, среди которых ведётся поиск, достаточно много и зачастую они очень похожи друг на друга. Так, например, легко спутать восьмиконечную звезду с десятиконечной или же пятиконечную с шестиконечной. Поэтому при сравнении фигурок требуется особая тщательность и внимание. Если вы видите, что ребёнок совсем запутался, помогите ему наводящими вопросами, чтобы он смог довести решение до конца. Проще всего решить эту задачу, разбив её на несколько подзадач. Выбираем какую-нибудь нераскрашенную фигурку, находим все похожие и тщательно сравниваем их друг с другом. Если потенциальной пары для этой фигурки не нашлось, раскрашиваем её в любой цвет и переходим к следующей нераскрашенной фигурке. Если в какой-то момент находим для нераскрашенной фигурки потенциальную пару, раскрашиваем их одинаково, остальные фигурки раскрашиваем произвольно. Каждую из этих подзадач вполне можно выполнить хаотичным просматриванием. Задача 102. Один из вариантов решения — полный перебор фигурок и сравнение их с образцом. Чтобы при этом не запутаться, нужно просматривать фигурки систематически например, двигаться слева направо и сверху вниз. При этом можно просмотренные фигурки помечать галочкой. Другой вариант основан на том, что мы сравниваем фигурки не целиком, а частично. Так, левый верхний квадрат в фигурке-образце синий, значит, можно сразу вычеркнуть в наборе все фигурки, в которых этот квадрат белый (таких оказывается девять. Так будем перебирать квадраты до тех пор, пока не останется одна незачёркнутая фигурка. При таком способе решения на любом этапе нужную фигурку можно найти хаотичным просматриванием ведь фигурок походу решения остаётся все меньше и меньше. Вот решение данной задачи 80 Задача 103. В этой задаче все фигурки имеют одинаковый цвет, форму и детали рисунка, по размеру же отличаются незначительно. В силу этого для поиска двух одинаковых фигурок мы предлагаем учащимся использовать лапку. Кто-то из детей тем не менее найдёт одинаковые фигурки без наложения (это не запрещается. Однако в любом случае ребёнок должен проверить своё решение с помощью наложения. Задача 104. Выделить области в этой картинке довольно сложно. Тем не менее предлагать эту задачу можно всем учащимся, поскольку инструмент заливка возьмёт на себя бо́льшую часть работы. Средним учащимся после решения компьютерной версии будет полезно выполнить эту задачу в бумажном варианте. Наиболее сильным учащимся можно сразу распечатать экран с задачей и предложить бумажный вариант, тогда решение задачи на компьютере можно использовать в качестве проверки. Задача 105. Фактически в этой задаче соединены вместе две задачи — задача на поиск двух одинаковых фигурок и задача на построение фигурки по образцу. Действительно, если нужно раскрасить одну фигурку так, чтобы получились три одинаковые, значит, две одинаковые фигурки уже должны быть в наборе. Поиск таких фигурок в данном случае — задача непростая, поскольку фигурок в наборе немало. Как всегда в подобных случаях, эта задача решается либо полным перебором, либо разбиением её на подзадачи. В данном случае разумно разбить поле поиска на две группы по цвету правой верхней клетки. В каждой из образовавшихся групп искать две одинаковые фигурки гораздо проще. Вот решение данной задачи 81 Задача 106. Эта задача, скорее, относится к области художественного творчества. Действительно, перед нами орнаментальный рисунок, в котором легко заметить повторяющиеся детали. Можно сделать эту картинку действительно красивой и осмысленной, если при раскрашивании учитывать семантику узора. Например, дуги первого кольца везде раскрашивать в зелёный цвет, дуги второго кольца — в оранжевый, фон шестилепесткового цветка — в жёлтый, фон трёхлепесткового цветка — в голубой. Многим детям эта работа доставит истинное наслаждение, для остальных послужит хорошим отдыхом и разрядкой после напряжённой умственной деятельности. Компьютерный проект Фантастический зверь Практическая цель проекта — изготовление компьютерного изображения фантастического зверя, включающего фигуру животного, фон и звуковое сопровождение. Методическая цель проекта — познакомить ребят с процессом конструирования объекта из его частей с использованием инструмента лапка. План урока 1. Изготовление бумажного эскиза фантастического животного (5–10 мин. 2. Изготовление компьютерного изображения (20–25 мин. 3. Просмотри обсуждение готовых работ (10–15 мин) . Изготовление эскиза фантастического животного Перед началом этого этапа проекта учитель кратко объясняет цель проекта в целом. Каждый учащийся на данном уроке должен придумать и создать с помощью соответствующего компьютерного ресурса животное, которого не существует в природе и которое бы ребёнку понравилось. Сначала дети получают задание изобразить такого зверя на бумаге, ноне прорисовывать все детали аккуратно и красиво, а просто представить себе зверя и изобразить его как получится. Хотя эскизы детей, скорее всего, будут не слишком красивыми, всё-таки нежелательно сразу сажать учащихся за компьютер. При 82 работе с ресурсом воображение ребёнка сразу будет ограничено рамками шаблонов. А нам хотелось, чтобы хотя бы некоторое время фантазия детей не была ничем ограничена. Обычно у детей при этом получаются животные, сконструированные из элементов уже существующих животных. Таким образом, фантастические животные могут быть описаны по схеме уши, как у кошки, хобот, как у слона, крылья, как у бабочки, и т. д. Если ребёнок не умеет рисовать, то эскизу него может получиться такого качества, что на нём трудно будет что-либо разобрать. В таком случае вам придётся обсудить эскиз с ребёнком. При этом важно понять, представляет ли ребёнок себе своё животное. Приготовьтесь к тому, что у некоторых детей фантазии на такое необычное задание может не хватить. Спросите у ребёнка, какие именно животные ему нравятся или интересны (важно, чтобы ребёнок назвал не одно, а несколько животных, на каких из них будет похож фантастический зверь (их тоже должно быть несколько. Дальше нужно спросить ребёнка про каждую часть тела животного Какие будут уши (как у какого животного, Какая будет голова, Какой будет хвост и т. д. Возможно, вы решите, что создавать свой эскиз дети должны после знакомства с компьютерным ресурсом. Это, безусловно, сэкономит время работы в этом проекте. Однако при выборе такого варианта организации проекта детине смогут в полной мере проявить своё воображение и фантазию. Решать, конечно, вам, поскольку и при таком варианте реализуются в полном объёме как практическая, таки методическая цели проекта. Описание компьютерного ресурса При открытии ссылки на экране появляется изображение, напоминающее задачу компьютерного урока слева панель инструментов и библиотека картинок, всё остальное место — свободное рабочее полена котором дети будут создавать изображение фантастического зверя. Большинство инструментов на панели ребятам уже знакомо начать сначала, сохранить и выйти, лапка, ластик. Лапка в данном проекте предназначена для того, чтобы брать части животного из библиотеки картинок и помещать их на рабочую часть экрана. Ластик предназначен для того, чтобы удалять ненужные части животного с рабочей части экрана. Также на панели инструментов находятся новые (по сравнению с компьютерными уроками) кнопки. Обратите внимание ребят на кнопку Сохранить. Очень важно, чтобы дети сохраняли не только окончательные, но и текущие результаты своей работы. Кроме того, на панели инструментов находятся кнопки Выбор звука и Выбор фона. Всё остальное место панели инструментов занимают рабочие объекты-задачи (составляющие будущего изображения. В библиотеке картинок части животных несколько уменьшены, но даже в таком виде все они не умещаются на экране. Поэтому, чтобы просмотреть все части, которые могут пригодиться в работе, ребятам придётся использовать полосу прокрутки, которая находится по правому краю библиотеки картинок. Изготовление компьютерного изображения После того как все дети заготовят свои эскизы, они садятся за компьютеры и начинают знакомиться с ресурсом к проекту. Как обычно, интерфейс продукта достаточно дружественный, поэтому никаких общих пояснений со стороны учителя не требуется. Если хотите, скажите несколько слово том, как собрать зверя из частей, выбрать фон, выбрать звук, но дети вполне в состоянии выяснить это самостоятельно методом проб и ошибок. Первое, что ребёнку нужно сделать при знакомстве с компьютерным ресурсом, — это сопоставить свой эскиз с компьютерными возможностями. Это очень важный этап, соответствующий решению многих информационных прикладных и практических задач. Часто постановку информационной задачи приходится корректировать входе её решения, 83 сообразуясь с открывающимися теоретическими и техническими возможностями. Итак, ребёнок рассматривает части животных, имеющиеся в ресурсе, сопоставляет с частями, имеющимися на эскизе, заменяет части своего эскиза, которых в ресурсе нет, на другие. Вообще заметим, что данный ресурс не может, конечно, охватить всего многообразия детских идей. Так, например, многие дети (да и взрослые) при выполнении такого задания используют неодушевлённые предметы. Однако таких животных, как кошка-мясорубка, или тигр-газонокосилка, или слон-дом, с помощью данного ресурса создать нельзя. В этом проекте для создания зверя можно использовать только части реальных животных, а неодушевленные предметы нельзя. Если у ребёнка эскиз именно такого рода, то его придётся существенно переработать. После того как эскиз будет уточнён, начинается практическая работа по созданию компьютерного изображения. Дети выбирают нужные части животных и собирают их на рабочем поле в правильном порядке. Для того чтобы взять картинку, нужно выбрать лапку и щелкнуть на нужную деталь. При этом лапка сжимается, часть зверя увеличивается до экранных размеров, становиться прозрачной и приклеивается к лапке. Теперь надо перенести лапку в нужное место на экране и щёлкнуть ещё раз — деталь отклеится. Если впоследствии надо будете подвинуть, то придётся снова использовать лапку. Если какую-то часть изображения надо вообще удалить с рабочего поля экрана, то необходимо использовать ластик. Как видите, работа лапки в этом проекте имеет свои особенности. Первая — объекты на панели даны в уменьшенном виде, иначе панель заняла бы слишком много места на экране. Вторая особенность — работа лапки здесь выглядит не как перенос с одного места на другое, а как снятие увеличенной копии с фигурки. Действительно, после того, как вы возьмёте часть животного с панели, это изображение там всё равно останется, ив дальнейшем такую же часть можно взять ещё раз. Это сделано потому, что многие дети используют в своих эскизах идею количественного увеличения частей. Например, рисуют кошку стремя головами или собаку с десятью ногами. После того как фантастический зверь будет собран, ребёнёк выбирает звук, который будет издавать его фантастическое животное. Для выбора звука нужно щёлкнуть на кнопку Выбор звука. После этого на экране открывается панель Выбор звука. Теперь можно прослушать звуки, из которых предстоит выбирать, щелкнув мышью на динамик рядом с соответствующим номером. Если какой-то звук ребёнку понравился ион хочет взять его для своего животного, то следует нажать кнопку Принять. После этого на экране появится кнопка с динамиком, нажимая на которую можно прослушивать голос фантастического животного. Изменить выбор звука можно, нажав на панели выбора звука кнопку удаления. Проследите, чтобы все дети работали в наушниках, иначе на уроке будет невообразимый шум. Наконец, ребёнок выбирает фон — среду обитания для своего фантастического зверя. Для этого нужно нажать кнопку Выбор фона. После этого на экране откроется панель Выбора фона, работа с которой происходит также, как и с панелью Выбора звука. Просмотри обсуждение готовых работ В конце урока нужно обязательно оставить 5—10 минут для просмотра и обсуждения готовых работ. Если детям не хватило времени, проведите этот этап вначале следующего урока, потому что это действительно очень важно. Ведь это первый компьютерный проект, где работы детей будут отличаться очень существенно. Смотреть и обсуждать работы детям будет не только очень интересно, но и полезно. Каждый ребёнок представляет свой проект. Пока выступление длится всего 1 минуту, но это неважно — важно, чтобы дети привыкали к публичному выступлению и защите своих работ. Представляя свой проект, ребёнок нажимает динамик на рабочем экране, чтобы озвучить изображение. Замечательно, если ребёнок придумал название для своего животного. Желательно, чтобы каждый ребёнок сказал хотя бы 2–3 предложения по 84 своему проекту, например Это слонопотам. Он живёт в лесу, мяукает, как кошка, и питается рыбой. После представления проектов начинается их обсуждение. Возможно, у кого-то из ребят появятся вопросы или предложения к выступающему. Например, кто-то предложит более короткое название зверя или спросит, зачем этому зверю три головы. Придираться тут, конечно, не стоит ведь на то оно и фантастическое животное, чтобы дать волю своей фантазии. Но всё-таки стоит обратить внимание выступающего, если у животного совсем нет головы или ног. В конце урока дети выбирают работы, которые им показались наиболее интересными и необычными. Продумайте заранее способ оценивания работ. Может быть, вы остановитесь на способе качественного группового оценивания по принципу хорошо, интересно, очень интересно и т. д. Если выбудете ставить оценки за эту работу, тонам кажется правильным поставить отлично всем, кто полностью справился с проектом, вне зависимости оттого, насколько оригинальной была его работа, поскольку с технической точки зрения обычная и необычная работа содержит практически одинаковый объём компьютерных манипуляций. Следует считать, что ребёнок справился с работой, если животное имеет все жизненно необходимые части (тело, голова, конечности, выбран звук, выбран фон. Если чьи-то работы особенно понравились, то стоит отметить их дополнительной пятёркой, распечатать (на цветном принтере) и повесить где-нибудь в классе. Урок Русские буквы и цифры Новые ключевые понятия буквы русского алфавита (русские буквы, цифры, одинаковые буквы (цифры, разные буквы (цифры. При первом взгляде на лист определений кажется, что он просто дублирует материал, который детям уже известен ведь к настоящему моменту дети должны знать русские буквы и все цифры. С другой стороны, ещё до этого листа определений дети уже решали задачи, где в качестве элементов использовались буквы различных алфавитов. Как это понимать Дело в том, что до настоящего момента мы ввели ровно два вида элементов курса — фигурки и бусины. Понятие фигурка при этом очень широкое, включает в себя множество разных объектов. Практически любой одиночный рисованный объект, который не является бусиной, можно смело называть фигуркой. Впрочем, бусину тоже можно смело называть фигуркой, мы этого не делаем, просто чтобы не путать детей. Когда мы в задачах брали в качестве элементов буквы (любого алфавита, в любом написании, мы использовали и анализировали их как фигурки. При этом слово буква в формулировках мы употребляли в его обычном значении, также мы используем другие русские слова, которые не являются понятиями нашего курса (яблоко, банан, бабочка и т. д. На этом уроке мы вводим русские буквы и цифры на листе определений как ещё один вид элементов нашего курса. Явное представление всех русских букв и цифр на листе определений — часть наших правил игры. Начиная с этого момента, мы можем предлагать детям задачи на выделение, на создание наборов русских буква позднее на составление цепочек из русских букв. Буквы и цифры — элементы, которые используются при построении многих наук, в частности собственно информатики. Поэтому мы считаем необходимым ввести их в числе основных объектов курса, несмотря на то что определение их характеристических свойств невозможно выполнить формально и оно имеет целый ряд тонкостей. Например, мы можем сравнивать буквы и цифры как фигурки, но при этом понимая, что из всех свойств фигурок для них важна лишь форма и ориентация на листе. Именно они позволяют отличить и узнать данную букву или цифру например, определить представленный элемент как цифру 6. Ясно, что цвет и размер в этом процессе не играют никакой роли — красная маленькая буква щ несёт туже информацию, что и зелёная большая буква Щ. 85 Чаще всего для нас оказывается важным лишь то, что это русская буква — буква Щ. Ясно, что объяснить всё это детям на листе определений оказывается довольно затруднительно. Поэтому во всех задачах достаточно рассматривать буквы и цифры как фигурки — задач на различение букв и цифр по цвету и размеру в курсе нет. По той же самой причине все буквы у нас в курсе только заглавные. Естественно, что в курсе русского языка различаются заглавные и строчные буквы, но для наших информатических целей и задач заглавных букв оказывается вполне достаточно. После перечисления новых элементов курса — русских букв и цифр мы предлагаем на листе определений примеры пар букв в окнах, которые одновременно преследуют две цели. Первая — напомнить ребятам, что буквы (как бусины или фигурки) могут быть одинаковыми и разными. Пример разных букв показывает ребятам, что, как и фигурки, буквы и цифры нельзя поворачивать и переворачивать — для них важна ориентация относительно краёв листа. Вторая цель — ввести ещё один инструмент действия, относящееся к буквами цифрам, — напиши в окне. Это действие аналогично действиям вырежи и наклей в окно, нарисуй в окне. Правила игры этого действия те же — буквы должны находиться полностью в окне, не пересекать его границ, не перекрываться друг другом. Решение задач из учебника Задача 104. Здесь ребята работают с понятиями одинаковые, разные для букв и цифр. Напомним, что в нашем курсе буквы и цифры будут различаться только по двум свойствам — форме (написанию) и ориентации на странице. Написание и ориентация на странице для каждой русской буквы и каждой цифры представлены на листе определений, ни тони другое менять нельзя. При этом написание у двух одинаковых букв и цифр должно быть настолько схожим, чтобы буквы были узнаваемы, совпадения при наложении от одинаковых букв и цифр не требуется. Поэтому, если кто-то из детей нарисовал в правом окне две одинаковые цифры не совсем одинаковыми, это нестрашно. Оценка решения здесь должна быть качественной. Если хорошо видно, что обе цифры — например, цифры 7, то решение считается верным. Особое внимание обратите на тех ребят, которые нарисуют две цифры 0. Если ребёнок сильный, попросите его доказать, что это действительно ноль, а не буква О. На самом деле ноль и буква О несколько отличаются по написанию — буква О более круглая, а цифра 0 — более вытянутая. Это отчётливо видно на листе определений. Задача 105. Это задача на выделение русских букв и цифр из совокупности разнообразных знаков. При возникновении любых сомнений необходимо сразу обращаться к листу определений если такая буква (или цифра) там есть, значит, она выделена верно, если нет — неверно. Можно организовать проверку в этой задаче с опорой на лист определений. По окончании решения попросите детей найти все фигурки, обведённые оранжевым, среди русских букв на листе определений все найденные буквы можно помечать галочкой. Если все буквы оказались помеченными галочкой, то они выделены верно, и можно аналогично поработать с цифрами. Если нет, необходимо найти и исправить свою ошибку. Задача 106. В этой задаче ребятам следует очень внимательно читать задание, чтобы не попасться в расставленные для них ловушки. Как видите, кроме двух одинаковых русских букв (букв Г) и двух одинаковых цифр (цифр 4), в наборе есть ещё и одинаковые латинские буквы (буквы Z). Кроме того, в наборе есть очень похожие буквы, например русская буква У и латинская Y. Задача 107. Нетрудно заметить, что эта задача находится на стыке нашего курса и языковых курсов (чтение, русский язык, родная речь. Информатическое содержание этой задачи заключается в следующем. Скоро детям предстоит убедиться, что слова (как цепочки букв) можно составлять совершенно формально, те. выполняя некий набор формальных действий с буквами — работая по инструкции или описанию, можно 86 получать вполне осмысленные слова родного языка. Такие задачи вдвойне полезы — как для выработки информационной культуры ребёнка, таки для повышения языковой культуры. В этой задаче мылишь начинаем подобные игры со словами. Например, первое задание задачи (информатическое) может быть выполнено совершенно формально, его можно поручить любому исполнителю, например компьютеру. Второе задание (языковое) предназначено для человека, который не только заполняет окна и озвучивает слова (это теперь могут делать и компьютеры, но ещё и осмысливает прочитанное. Так, кто-то из детей может вспомнить известное стихотворение, где встречались падежные формы этих слов. Возможно, вам покажется уместным зачитать это стихотворение на уроке. Задача 108 (необязательная. В этой задаче ограничений совсем немного. Наиболее важное из них — чтобы в окне были написаны только те элементы, которые представлены на листе определений как русские буквы. Желательно организовать и здесь проверку с опорой на лист определений. Входе проверки учащийся должен для каждой буквы в окне найти такую жена листе определений. Конечно, буквы в окне могут несколько отличаться от букв на листе определений, например быть не столь ровными. Тем не менее дети должны стараться писать буквы настолько похожими на соответствующие буквы алфавита, чтобы они были безошибочно узнаваемыми. Обратите внимание на то, что некоторые дети вместо заглавных печатных букв могут написать строчные или прописные. Таких детей надо опять же вернуть к листу определений и попросить использовать только такие буквы, которые встречаются на листе определений. Задача 109 (необязательная. Подобные задачи ребята уже решали, поэтому предоставьте им побольше свободы. В самом крайнем случае предложите запутавшемуся ребёнку перебор всех фиолетовых бусин. Хотя, скорее всего, полный перебор ребёнку делать не придётся: ведь синих бусин в задаче всего две и обе они круглые. Компьютерный урок Русские буквы и цифры. Одинаковые и разные буквы и цифры На этом компьютерном уроке дети знакомятся с новым инструментом текст. Он предназначен для выполнения действия напечатай в окне, которое аналогично действию напиши в окне, выполняемому ребятами в учебнике. Инструмент текст работает только в специальных текстовых окнах. После выбора инструмента текст в ящике инструментов и щелчка мышью на текстовом окне в нём появляется текстовый курсор. Теперь в окне можно печатать. Иногда некоторые изначальные параметры заложены в самих текстовых окнах. Так, если в окне предполагается напечатать ровно один символ, то окно сделано односимвольным — напечатать в нём больше символов попросту невозможно. Удалить набранные буквы можно тремя способами — с клавиатуры, кнопкой Отмена или с помощью ластика. Для удаления букв с клавиатуры дети могут использовать клавишу Васкspасе. Кнопка Отмена, как всегда, удалит на экране последний набранный символ (если после этого не производилось больше никаких действий. Ластик удаляет из текстового окна все напечатанные в нём символы. Задача 107. В этой задаче дети учатся использовать новый инструмент текст. Как обычно, в условии задачи подробно объясняется, как это сделать. Поскольку на листе определений мы договорились с детьми использовать только заглавные буквы, в условии задачи есть указание нажать клавишу Shift. Если хотите, вы можете со временем (или даже на этом уроке) показать детям, как устанавливать режим заглавных букв с помощью клавиши Сарs Lock. Перед началом урока вам надо решить, будете ли вы сразу объяснять детям, как переключать клавиатуру на русские буквы. Если вы не хотите на этом уроке перегружать ребят информацией, просто проследите затем, чтобы на каждом компьютере была установлена русская раскладка букв. Самостоятельно переходить на русскую раскладку букв детей можно научить наследующем уроке или даже позже. 87 Задача 108. В этой задаче дети узнают один из способов удаления текста в текстовом окне. Если в предыдущей задаче эта процедура детям могла вообще не понадобиться, тов этой задаче буквы необходимо обязательно удалить. Если кто-то из ребятне может найти клавишу Васкspасе на клавиатуре, помогите ему. Несмотря на то что в принципе неправильную букву можно стереть ластиком, это было бы неверным решением, так как в задаче предписано использовать именно клавишу Васкspасе. Понятно, что кнопкой Отмена здесь ничего не сделаешь, так как буквы в задаче напечатаны программным путём, а кнопкой Отмена ребёнок может отменить только своё собственное действие. Задача 109. Задача на поиск одинаковых букв. Если ребёнок не усвоил информацию, содержащуюся на листе определений, то он, вероятно, будет сравнивать буквы как фигурки и не найдёт здесь ни одной пары одинаковых букв. Чтобы правильно сориентировать детей, мы приводим в условии подсказку — одинаковых пар должно получиться три. Если учащийся не воспринял эту подсказку должным образом (или просто не обратил на невнимания, необходимо вернуть его к рассмотрению примеров первого компьютерного листа определений. Вот решение данной задачи Задача 110. Задача на выделение русских букв и цифр из совокупности разнообразных символов. Если у ребёнка возникли сомнения, посоветуйте ему обратиться к соответствующему листу определений если такая буква (или цифра) там есть, значит, она выделена верно, если нет — неверно. Задача 111. Здесь ребёнок должен напечатать в окнах непроизвольные буквы и цифры, а строго определённые, именно те, которые указаны рядом с окнами. Отсюда следует, что прежде всего учащийся должен найти заданную букву (или цифру) на клавиатуре. Для ребёнка это непростая задача, тем более что на большинстве клавиш написаны как русские, таки латинские буквы. Это может вызвать массовые ошибки. Например, пытаясь напечатать русскую букву А, ребёнок нажимает на клавишу с латинской буквой А, в результате чего в окне печатается русская буква Ф. Некоторых детей это приводит в замешательство. С такими детьми надо побеседовать и общими усилиями разобраться, какие буквы на клавиатуре русские, а какие — латинские. Со 88 временем все дети научатся видеть на клавишах только русские буквы, а на латинские не обращать внимания. Задача 112. Несложная арифметическая задача на подсчёт бусин. Здесь дети впервые используют текстовые окна и задание Напечатай в окне для ответа на вопрос. В данном случае конкретные вопросы (Сколько красных бусин в окне и т. д) заменены заданием Сосчитай, сколько каких бусин в окне. Наш курс представляет собой формальную систему, в которой всякая деятельность регламентируется ясными и явно введёнными правилами игры, одинаково понимаемыми всеми участниками. Поэтому мы не можем предлагать ребёнку вопросы, допускающие неоднозначные ответы, либо ответы в свободной форме. Это привело бык размыванию правил игры. Так, в данной задаче ребёнок должен напечатать в окнах числа, а не числительные, например. Задача 113. Задача на повторение темы Одинаковые фигурки. Разные фигурки. В данном случаев качестве фигурок выбраны светофоры в различных конфигурациях. Если есть возможность, спросите детей, что означает каждая из этих конфигураций. Задача 114 (необязательная. Сложная задача. Во-первых, здесь надо найти одинаковые фигурки, что гораздо сложнее, чем, например, найти фигурку по образцу. Во- вторых, здесь требуется найти не две, а три одинаковые фигурки, что, разумеется, ещё более усложняет задачу. В-третьих, специфика самих фигурок такова, что их довольно трудно сравнивать, просто окинув взглядом, здесь нужен детальный (поклеточный) анализ. Задачи такого типа можно решать двумя способами. Первый — полный перебор. Второй способ состоит в том, чтобы разбить фигурки на группы по цвету одной какой- нибудь клетки, например правой нижней. Сразу замечаем, что в наборе есть только одна фигурка с красной правой нижней клеткой, только одна с голубой клеткой, только две с зелёной клеткой и только две с оранжевой клеткой. Все эти фигурки можно сразу вычеркнуть, так как мы ищем три одинаковые фигурки. Остаются 3 фигурки с белой правой нижней клеткой и 6 фигурок с жёлтой правой нижней клеткой. Разумно рассмотреть сначала меньшую группу. Сравнив фигурки, убеждаемся в том, что они одинаковые. Вот решение данной задачи 89 Урок Цепочка. Бусины в цепочке Новые ключевые понятия и выражение цепочка, начало цепочки, конец цепочки первый, второй, третий, четвёртый, пятый, предпоследний, последний так, чтобы. Понятие цепочка (иначе говоря, конечная последовательность) является центральным понятием всего нашего курса и наиболее широко используемым понятием информатики. Мы уверены, что это понятие является центральными для всей человеческой цивилизации. Важнейшие примеры цепочек связаны сходом времени. События в мире и наше восприятие мира связаны Цепью Времён. Различие между Было и Сейчас является простейшей цепочкой, характеризующей наше представление о мире. Затем возникает Было раньше и Было позже. Цепочка — череда дней и ночей — даёт человеку первую внешнюю по отношению к его памяти основу для расположения событий в цепочке. Возникает таинственное Будет, куда переносится порядок Раньше и Позже. Возникает представление о причинно-следственных цепочках. Появляется планирование действия, те. расчленение и расположение своих будущих действий в цепочку. Где-то поблизости — одна из величайших загадок Времени и Человека Судьба будущего, Детерминизм и Свобода воли. Человеческие языки уже предполагают членение — выделение элементов речи. С устной речью сразу оказываются связанными две цепочки — цепочка звуковых и слышимых образов и цепочка смыслов, значений, ассоциируемых с этими звуковыми фрагментами. Среди смысловых цепочек фиксация последовательности действий — История или указания к осуществлению последовательности событий — План, Инструкция, Программа. Проходят тысячелетия, и возникает письменность — способ фиксации сообщений и передачи их по Цепи Времён даже в условиях физического отсутствия автора такие цепочки — языковые письменные цепочки — будут одним из основных изучаемых нами примеров цепочек. Возникает также искусство счёта, построенное на цепочке действий при последовательном подсчёте и на цепочке имён: Один, Два, Три Эта цепочка удивительными естественным образом связана с цепочкой порядковых числительных, отвечающих последовательности событий во времени или предметов в пространстве Первый, Второй, Третий. Возникают различные специальные системы для записи больших чисел в виде цепочки символов. В конце концов, в мире побеждает одна из таких систем — десятичная. Вот ещё два важных вида цепочек, о которых мы пока не упомянули. Первый вид — телесные цепочки, те. нанизанные на веревочку бусины, или люди, стоящие в очереди. Пример такой цепочки — персонажи сказки Репка, выстроенные друг за другом. Второй вид в отличие от предыдущего, это абстрактные порядки, несвязанные ни сходом времени, ни с расположением в пространстве. Пример — всевозможное старшинство. Старшинство в армии, как вызнаете, может быть записано символами на погонах. Табель о рангах государственных служащих в России ещё один подобный пример. Компьютеры, как и мы, — те, кто живёт в мире цепочек, — не добавляют ничего нового к описанной выше картине, но делают её ещё более чёткой. Функционирование компьютера — это преобразование цепочек символов в цепочки действий взаимодействия компьютера с внешними устройствами — это обмен цепочками символов. Обратите внимание на то, что цепочки бусин, фигурок и букв на картинке листа определений часто извиваются. Это неслучайно. В дальнейшем мы так определим одинаковость цепочек, что, изгибая цепочку, мы всегда будем получать такую же. Сейчас мы хотим продемонстрировать просто существование причудливо расположенных цепочек. 90 Понятия начала и конца цепочки, скорее, технические, в задачах они используются не слишком часто. Обычно мы будем говорить о первой, второй, ..., последней бусине цепочки. Однако в наглядном представлении понятия начала и конца полезны. Обратите внимание на то, как обозначены начало и конец цепочки начало — это прямая палочка, перпендикулярная оси цепочки, а конец — стрелка. Начало и конец при таком понимании соотносятся с началом и концом нанизывания элементов цепочки на нить, где стрелка символизирует иголку, а палочка — узелок. На этом же листе определений вводятся порядковые числительные. Конечно, дети слышали слова первый, второй, последний Чур, я первый, Вася пришёл последними т. д. Как вы понимаете, смысл порядковых числительных в разных случаях один и тот же. Просто речь водном случае идёт о временных цепочках, а в другом — о пространственных. Пространственные и временные последовательности смыкаются в процессе пересчёта. Цепочки букв и цифр На данном листе определений дети начинают заниматься цепочками букв и цифр — основными объектами школьных курсов языков и математики. Однако подход к ним именно как к цепочкам, тес точки зрения информатики, помогает ребятам эффективнее усвоить обычное содержание школьного образования. Чтобы избежать двусмысленности (например, чтобы не путать цифры 6 и 9), отдельные буквы и цифры мы всегда строго ориентируем по отношению коси цепочки. Сами цепочки при этом могут всячески изгибаться и закручиваться. Однако если вы возьмёте любую цепочку из учебника и умозрительно приведёте её в начальное положение (не извлекая из плоскости листа) — начало цепочки слева, а ось цепочки параллельна нижнему краю листа, то окажется, что все буквы и цифры строго ориентированы по отношению к краям листа. В случае же с бусинами, как вы могли заметить, ситуация иная бусина в цепочке или без нее может быть ориентирована как угодно. Вы всегда сможете распознать её признаки — цвет и форму. Решение задач из учебника Задача 110. Это задание на понимание листа определений.При проверке обратите внимание на то, чтобы дети писали в окнах буквы именно в таком начертании, как они стоят в цепочке, те. писали заглавные печатные буквы. Что касается аккуратности написания, ненужно требовать от ребят слишком много. Главное, чтобы было понятно, какую букву написал ребёнок, иона не выходила заграницы окна. Задача 111. Задачана выполнение инструкции, которая даёт возможность освоиться с новой терминологией, особенно с порядком бусин в цепочке (первая, вторая, последняя, предпоследняя. Задача 112. В данном случае русские буквы перемешаны с латинскими. Первоклассники, которые совсем недавно освоили русские буквы, скорее всего, будут путать их с похожими объектами, такими, как латинские буквы. Особенно это касается тех случаев, когда какая-то латинская буква внешне напоминает одну из русских, например R и Я, Y и У, N и И. Если ребёнок допустил в этой задаче ошибку, нужно попросить его найти все помеченные галочкой буквы на листе определений Русские буквы и цифры. Задача 113 (необязательная. Кто-то из ребят в таких задачах сразу пытается проанализировать условие и затем построить цепочку наверняка, остальные используют метод проб и ошибок. Он состоит в том, чтобы сначала построить наугад любую цепочку буква затем для нее проверить все пункты описания в тексте задачи. Если все условия выполняются, значит, решение уже найдено. Если какое-то условие нарушается, значит, нужно немного изменить цепочку — так, чтобы оно выполнялось, а затем для полученной 91 цепочки снова проверить все условия. Так необходимо действовать до тех пор, пока все условия не окажутся выполненными. В данном случае методом проб и ошибок выясняется, что в цепочке не может быть меньше двух букв, иначе в цепочке предпоследней буквы вообще не будет. Также этим методом выясняется, что первая, последняя и предпоследняя бусины должны быть одинаковыми. Например, если ученик строит цепочку из двух или трёх букв, все буквы в цепочке должны быть одинаковыми. Задача 114. Как ив любой задаче со словом каждая, здесь необходим полный перебор. Чтобы не запутаться, лучше всего помечать каждую просмотренную цепочку если первая бусина синяя квадратная, то обводить если нет, ставить около неё какой-то значок или её вычёркивать. Задача 115. Это первая задача, в формулировке которой встречается выражение так, чтобы. По существу, это первая обязательная задача на построение объекта (в данном случае цепочки фигурок, удовлетворяющего заданным свойствам первой необязательной была задача 113). Строго говоря, задачи на раскрашивание клеток (Сделай из второй фигурки такую же) тоже задачи на построение объекта, удовлетворяющего некоторым свойствам, только в этом случае свойства задаются графически. В задаче 115 ив задаче 113) свойство задаётся описанием (текстом после слова чтобы. Задача эта может оказаться довольно трудной — нужно очень внимательно прочитать совсем непростой текст условия и затем постараться как можно аккуратнее соединить фигурки. Мы настоятельно рекомендуем работать в таких задачах простым карандашом цепочку, нарисованную ручкой или фломастером, трудно исправить в случае неверного решения. Напомните детям, что необходимо поставить знаки начала и конца цепочки, иначе задача просто не будет решена. В этой задаче впервые требуется установить связь между порядком бусин от начала цепочки (первая, вторая, …) и порядком с конца (последняя, предпоследняя. Например, не все ребята сразу догадаются, что в данном случае пятая и последняя бусины — это одно и тоже. Задача 116 (необязательная В этой задаче нужно найти цепочку, удовлетворяющую сразу нескольким условиям. Поиск такой цепочки может отнять у ребёнка некоторое время. Зато проверка, правильная ли цепочка вырезана, проста — надо проверить, выполняются ли для неё все три условия. Попросите детей проверить своё решение самостоятельно. В некоторых задачах просьба об этом входит в условие, но полезно приучать детей делать это всегда Кроме того, в задании не указано, откуда именно нужно вырезать цепочку. Если кого-то из детей это затруднит, подскажите, что, если сказано вырезать, значит, нужно искать лист вырезания. Компьютерный урок Цепочка. Бусины в цепочке» |