Главная страница
Навигация по странице:

  • Демокрит

  • Ильин Иван Александрович

  • Лейбниц Готфрид Вильгельм

  • Ленин (Ульянов) Владимир Ильич

  • Флавий Пётр Савватий Юстиниан

  • Комарова_А.И.История_и_методология_юридических_наук.. А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие


    Скачать 1.26 Mb.
    НазваниеА. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие
    Дата11.04.2023
    Размер1.26 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКомарова_А.И.История_и_методология_юридических_наук..pdf
    ТипУчебное пособие
    #1052983
    страница15 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    ПЕРСОНАЛИИ
    Аристотель
    Аристотель из стагиры (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, одна из центральных фигур античной мысли. Ари- стотель внес решающий вклад практически во все отрасли существовавшего тогда знания, написал более 150 научных трудов. Главный философский труд
    – "Метафизика". Ядром философии Аристотель считал онтологию – учение о сущем. Основа сущего – первоматерия: разлагается на четыре элемента: огонь, воздух, воду и землю. Действительность – единство телесного (мате- риального) и идеального (формообразующего Источник движения Аристо- тель усматривал в перводвигателе (идея Бога). Цель жизни человека философ видел в достижении добродетели. Он отвергал в качестве главных жизнен- ных целей обретение власти или самодовлеющее стремление к наслаждени- ям. Достойной свободного гражданина жизнью он считал либо практическую
    (наполненную политической деятельностью), либо теоретическую (посвя- щенную, созерцанию и размышлению). Гарантия добродетельной жизни за- ключается в том, чтобы избегать крайностей: чрезмерной роскоши и полного отречения от земных благ. Недостаточно знать, что есть добродетель, надо следовать ей. Идеалом философа было государство, опирающееся на частную собственность, моральные добродетели и рабов. В искусстве Аристотель ви- дел важное средство правдоподобного воссоздания действительности.

    180
    Гоббс Томас
    Гоббс Томас (1588-1679) – английский философ. Окончил Оксфордский уни- верситет. В период гражданской войны в Англии находился в эмиграции во
    Франции (1640-1651). Значительным вкладом в мировую философию являет- ся социальное учение Т. Гоббса, в котором исходным понятием было "есте- ственное право", т.е. право человека защищать любыми средствами свою жизнь и благосостояние, поскольку "природа создала людей равными в от- ношении физических и умственных способностей". Согласно Т. Гоббсу, гос- подство "естественного права" с наибольшей силой проявляется в естествен- ном состоянии человеческого общества, когда в нем еще нет ни государ- ственности, ни морали. Такое состояние общества представляет собой непре- рывную "войну каждого с каждым" и является неустойчивым, грозя челове- честву самоистреблением. Возникает необходимость перехода к стабильному гражданскому, государственному состоянию общества. Этот переход осу- ществляется путем общественного договора: все члены общества безогово- рочно уступают свои права главе государства, взамен чего он гарантирует им безопасность.

    181
    Декарт Рене
    Декарт Рене (латинизированное имя Картезий) (1596-1650) – французский философ и математик. Во время службы в армии начал создавать свою "но- вую философию" и разрабатывать ставшее знаменитым "Рассуждение о ме- тоде". Однако философская слава оказалась неспокойной: с трудом избежав нескольких арестов, изведав изгнание и сожжение своих книг, Р. Декарт прожил скитальческую жизнь, 39 раз вынужден был менять место житель- ства. Преследования продолжались даже в образцовой Голландии, где Р. Де- карт провел два своих самых плодотворных десятилетия. Его труды, в том числе знаменитые "Правила для руководства ума", были внесены римским папой в список запрещенных книг, а блистательный "король-солнце* Людо- вик XIV запретил ему преподавание картезианства на всей территории Фран- цузского королевства. Так отечество отблагодарило того, кто открыл новую эпоху в философии. Р. Декарт сформулировал свой знаменитый принцип "Мыслю, следовательно, существую": можно усомниться во всем, но то, что я, сомневающийся, мыслю и существую, очевидно.

    182
    Демокрит
    Демокрит из Абдер
    (
    ок. 460 - ок. 371 гг. до н.э.) – крупнейший древнегрече- ский ученый-энциклопедист, философ. Ему принадлежало около 70 работ, включавших все области современного ему знания. Однако большая часть сочинений Демокрита была утрачена в первые века новой эры, и до нас до- шло лишь около 300 подлинных цитат. Его философия оказала сильное влия- ние на развитие европейской философской и естественнонаучной и правовой мысли. Демокрит построил первую целостную философскую систему, вклю- чавшую учение об атомарности бытия, теорию познания, учение о проис- хождении космоса, о душе, этику. Демокрит разграничил в познании чув- ственную и рассудочную стороны. Демокрит придерживался идеи множе- ственности миров и их неоднородности: в иных нет ни Луны, ни Солнца, в иных подобные светила многочисленны; миры находятся на различной ста- дии развития – одни только возникают в виде атомарных вихрей, другие уже пребывают в расцвете, третьи гибнут, сталкиваясь друг с другом. Философ отграничил живое от неживого, введя представление об одушевленности.
    Демокрит проводил аналогию между человеческим организмом и космосом, а применительно к человеку он впервые употребил слово "микрокосм".

    183
    Ильин Иван Александрович
    Ильин Иван Александрович (1882-1954) – русский религиозный философ и правовед. Родился в Москве в дворянской семье. Окончил юридический фа- культет Московского университета. В 1922 г, был выслан за рубеж, жил в
    Германии, бежал от нацизма в Швейцарию. И. А. Ильин требовал от иссле- дователя живой любви к предмету, и это можно считать методом его иссле- дования. Он полагал, что мыслитель должен соединять в себе чувства и ра- зум в служении божественно-предметному ритму своего народа. Привержен- ность И. А. Ильина государственности и монархии – это протест против хао- са и дезорганизации как итога любой революции. Согласно его концепции, революции лишь меняют господина и приводят к власти людей, неспособных к созидательной работеГосударство – это союз духовно "сопринадлежащих" друг другу людей, племен, наций, объединенных ради общих целей и интере- сов.

    184
    Кант Иммануил
    Кант Иммануил (1724-1804) – немецкий философ, основоположник немецкой классической философии. Родился в Кенигсберге (ныне Калининград), где и провел всю жизнь. После окончания философского факультета Кенигсберг- ского университета (1745) 9 лет работал учителем, в 1755-1770 гг. стал до- центом, в 1770-1796 гг. – профессором университета. Современники призна- ли его первым философом Германии. В творчестве И. Канта различают два периода: "докритический" и "критический" (период создания оригинальной философской системы). Основные произведения второго ("критического") периода – "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума"
    (1788) и "Критика способности суждения" (1790). Философ выступил против противопоставления сенсуализма и рационализма, которые источником зна- ния признавали либо чувственный опыт, либо интеллект. "Ни одну из этих способностей – считал И. Кант – нельзя предпочесть другой. Исходной пред- посылкой этики И. Канта является представление о человеке как свободном существе и высшей цели существования. И. Кант сформулировал высшую моральную заповедь ("категорический императив"): "Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим есте- ственным законом". В социологических воззрениях философ выше всего ста- вил необходимость достижения человечеством всеобщего правового состоя- ния и вечного мира между народами.

    185
    Лейбниц Готфрид Вильгельм
    Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) – немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Изучал юриспруденцию и философию в
    Лейпцигском и Йенском университетах. Основа философской системы Г.
    Лейбница – учение о монадах (монадология). Монада – простая, неделимая субстанция. Каждая монада – самостоятельная единица бытия. Это связано с "предустановленной гармонией" в устройстве мирового целого, заложенной
    Божественной волей. Г. Лейбниц различал монады трех видов: монады "нижней ступени" с пассивной способностью восприятия образуют "неясные представления"; монады "средней ступени" способны иметь ощущения и от- носительно ясные представления; и, наконец, высшие монады (монады-духи) наделены полноценным сознанием.

    186
    Ленин (Ульянов) Владимир Ильич
    Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) – русский революционный деятель, публицист, теоретик марксизма, создатель и первый руководитель
    Советского государства, лидер Российской коммунистической партии (боль- шевиков). В 16 лет В. И. Ленин порвал с религией. В конце 80-х гг. он начал изучать работы Н. Г. Чернышевского, Г. В. Плеханова, затем К. Маркса и Ф.
    Энгельса и постепенно стал убежденным марксистом. Основной философ- ский труд В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" представляет собой изложение и защиту основных положений диалектического и истори- ческого материализма. В. И. Ленин подверг аргументированной критике не- которые направления западной философии конца XIX – начала XX вв., оце- нил их как реакционные, проследил их связь с традиционно идеалистически- ми и агностическими доктринами Дж. Беркли, Д. Юма, И. Канта. При рас- смотрении различных философских направлений он призывал за "гносеоло- гической схоластикой" видеть "борьбу партий в философии". "Философские тетради" (1914-1915) содержат ленинские выписки и конспекты работ многих мыслителей от древности до современников, а также его собственные заме- чания и наброски. Он рассматривал диалектику как единственно правиль- ную, подтвержденную всеми научными данными теорию развития. Относи- тельно философских идей прошлого он подчеркивал необходимость кон- кретно-исторического подхода к их оценке. В этике В. И. Ленин считал воз- можным подчинение нравственных норм классовой и политической целесо- образности. Во взглядах на искусство выделял прежде всего его обществен-

    187 ное значение. В собственных эстетических пристрастиях В. И. Ленин тяготел к критическому реализму XIX в. Подчеркивая преемственность в развитии культуры и необходимость брать все лучшее из дореволюционного наследия,
    В. И. Ленин в то же время настаивал на беспощадной борьбе со слепым рели- гиозным фанатизмом и мракобесием церковников, вставших против совет- ской власти.

    188
    Маркс Карл Генрих
    Маркс Карл Генрих (1818-1883) – немецкий философ, ученый, революцион- ный деятель. Родился в семье адвоката. Закончил юридический факультет
    Берлинского университета (1841), где изучал философию и историю. В 1841 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Различие между натурфилосо- фией Демокрита и натурфилософией Эпикура". Сотрудничал, а затем стал редактором "Рейнской газеты". В те же годы познакомился с работами Л.
    Фейербаха и Г. Гегеля. В 1843 г. переехал в Париж, потом в Брюссель. Вме- сте с Ф. Энгельсом основал там "Союз коммунистов" (1847). В 1864 г. при его непосредственном участии Ф.Энгельса было организовано Международ- ное товарищество рабочих (I Интернационал), которым К. Маркс руководил до 1872 г. Умер в возрасте 64 лет. В области теории познания подытожил наработки предшествующих философов и на их основе сформулировал сов- местно с Ф. Энгельсом методы научного познания мира природного (диалек- тический материализм) и мира социального (исторический материализм). В области социального познания К. Маркс стоял на позициях диалектико- материалистического понимания истории человеческого общества как едино- го, закономерного процесса, имеющего свой внутренний источник развития
    (им является диалектическое взаимодействие производительных сил и произ- водственных отношений) и в то же время всецело зависящего от внешних, природных условий. К. Маркс создал учение о классовой борьбе как движу- щей силе истории в условиях классового общества; сформулировал основные

    189 моменты учения о государстве. Полагая, что господствующие классы добро- вольно никогда власть угнетенным классам не отдадут, К. Маркс разработал теорию социальной (социалистической) революции. Исходя из этого, он за- ложил основы теории коммунизма, сформулировал главные принципы ново- го общественного строя и подчеркнул, что каждый народ изберет свой путь к построению коммунистического общества, но первыми к нему придут инду- стриально развитые страны.

    190
    Платон
    Платон - Великий древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Ари- стотеля.
    Родился в 427 г. до н.э. предположительно в Афинах (или на о. Эгина). Умер в 347 г. до н.э. С 408 г. до н.э. стал слушателем Сократа. Платон писал, что его диалоги – всего лишь записи речей Сократа. Наиболее известные диало- ги: "Государство", "Законы", "Федон", "Кратил", "Пир", "Тимей", "Федр",
    "Софист". В диалоге "Софист" представлена диалектика пяти основных кате- горий: движения, покоя, различия, тождества и бытия.
    Учение Платона о государстве. На представлениях о трёх частях души осно- вана государственная философия Платона. Каждой из этих трёх частей сле- дует стремиться к собственной добродетели. Добродетель разума – мудрость, добродетель воли – мужество, добродетель чувства – воздержность. Из гар- монии этих трёх качеств возникает наивысшая форма блага – справедли- вость. Подобно частям человеческой души и соответственно им, идеальное государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждое из них имеет свою особую обществен- ную цель. "Справедливость – говорит Платон – водворится только тогда, ко- гда философы станут царями или цари философами". Высший, правящий класс, по его мнению, должен с малолетства получать от государства фило- софское образование и воспитание. Поэтов, художников и вообще все произ- ведения умственного творчества следует подчинить строгому правитель- ственному надзору, чтобы в обществе распространялись лишь благородные,

    191 полезные произведения, полные добрых нравственных примеров. Не только политическая, но и личная каждого гражданина должна всецело регулиро- ваться государством – вплоть до установления коммунистической общности имуществ и женщин. Нормальная семья в идеальной республике Платона от- меняется. Сношения между полами тоже регулируются государством. Дети сразу после рождения передаются в общественные воспитательные дома, так что они не знают своих родителей, а взрослые – тех, кого они родили. Мате- риальные блага, выработанные низшим, трудящимся классом, распределяют- ся под государственным контролем. В общем, политическая философия Пла- тона ратует за всецелое порабощение всякого индивида обществом – так, чтобы он служил только коллективным, а не своим личным интересам.

    192
    Сократ
    Сократ (ок. 470–399 гг. до н.э.) - величайший философ, воспитавший целую плеяду учеников – основателей философских школ, но заявлявший, что знает только, что ничего не знает, Сократ считал, что мудрость заключена не в глу- боких познаниях, а в следовании даймону – внутреннему голосу, голосу ду- ши, совести. Он не навязывал истину, а помогал ученикам найти ее самим в собственной душе. Встреча с Сократом становилась для человека встречей с самим собой. Его простые вопросы до сих пор заставляют нас переосмысли- вать свою жизнь.

    193
    Фома Аквинский
    Фома Аквинский (лат. Thomas Aquinas, итал. Tommaso d'Aquino); родился примерно в 1225, философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схола- стики, основатель томизма, с 1879 года признан наиболее авторитетным ка- толическим религиозным философом, который связал христианское вероуче- ние (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
    Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего – в сверхъесте- ственном откровении.

    194
    Юлий Павел
    Юлий Павел (лат. Julius Paulus, годы рождения и смерти неизвестны) – древ- неримский юрист первой половины III века. Является одним из самых из- вестных древнеримских правоведов. Часто именуется только по второму имени – Павел. Иногда с уважительным прозвищем Prudentissimus (лат. prudentia – предвидение, мудрость, благоразумие). Павел упоминается как ученик Сцеволы в качестве адвоката. Был членом императорского совета вместе с Папинианом, стал префектом преторианской гвардии в качестве то- варища Ульпиана при римском императоре Александре Севере.
    Вместе с Ульпианом является виднейшим представителем эпохи "эпигонов" юриспруденции, начавшейся со времени смерти Папиниана, когда прекрати- лось оригинальное творчество юристов и началась усиленная дополнениями компилятивная обработка прежнего богатого материала. Павел написал мно- жество работ по различным вопросам права (86 сочинений, около 300 книг), которые отличались точностью юридического анализа и энциклопедическим охватом всего предшествующего правового материала. Эрудиция, сила и са- мостоятельность мысли, не подавленная массой материала, который Павел обработал, уменье критически отнестись к чужим мнениям и смело сказать свое, не стесняясь авторитетом, наконец, попытки охватить казуистический материал абстрактными построениями составили характерные черты этих сочинений, пользовавшихся огромным распространением и авторитетом.

    195
    Наиболее крупные сочинения Павла: Комментарий к преторскому эдикту– в
    80 книгах, свободное изложение норм преторского права с общими учениями об его институтах.
    Трактат о гражданском праве – в 16 книгах, представляющих самостоятель- ный очерк права, изложенный по системе Сабина.

    196
    Флавий Пётр Савватий Юстиниан
    Флавий Пётр Савватий Юстиниан (лат. Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus), более известный как Юстиниан Великий . Юстиниан, полководец и реформа- тор – один из наиболее выдающихся монархов поздней античности. Его правление знаменует собой важный этап перехода от античности к Средне- вековью. Важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов – свод Юс- тиниана . В 529 году Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах,.
    Во время правления Юстиниана произошли крупнейший бунт в истории Ви- зантии и Константинополя – восстание Ника, спровоцированное налоговым гнётом и церковной политикой императора

    197
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта