Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 18. Проблема понимания.

  • Комарова_А.И.История_и_методология_юридических_наук.. А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие


    Скачать 1.26 Mb.
    НазваниеА. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие
    Дата11.04.2023
    Размер1.26 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКомарова_А.И.История_и_методология_юридических_наук..pdf
    ТипУчебное пособие
    #1052983
    страница10 из 16
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16
    Тема 17. Проблема истины.
    Основные вопросы темы:
    1. Социологический и гносеологический подход к научной истине. Ос- новные концепции истины.
    2. Критерии истины. Проблема критериев истинности в правовой тео- рии.
    3. Проблема истины в юридической науке. Истина в юридической науке как проблема метода.
    1. Познание своей целью считает получение полного, исчерпывающего зна- ния о каком-либо предмете или явлении. Такое знание в философии называ- ется истиной. Истина – это отражение в сознании человека всех признаков, свойств, отношений и связей какого-либо предмета, явления, состояния.
    Истина – это адекватная информация об объекте, которую получают посред- ством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуют с точки зрения ее достоверности. Утверждение, что истина является адекватным отражением реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, которая связана с прогностическим измерени- ем.
    В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на крите- рий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания). Прак- тика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации для познания.
    Основные концепции истины. Концепция французское – conception (концеп- ция). Латинское – concipere (собирать). Существительное заимствовано из французского языка в первой четверти XIX в. Концепция – определенный способ понимания и объяснения каких-либо фактов, явлений; основная идея их обоснования. Производное: концептуальный.
    Концепции истины: когерентная, корреспондентская, конвенциональная, прагматическая и др.

    122
    Корреспондентская или классическая концепция трактует истину как соответствие знания своему объекту.
    Когерентная к.и. усматривает критерий истинности нового знания в его логической согласованности с уже известным, надежно доказанным знанием или с более общей, охватывающей системой знания.
    Конвенциональная к.и. предлагает оценивать знание как истинное, если оно разделяется большинством людей или является результатом со- глашения (конвенции) ученых. Прагматическая К.и. рассматривает знание как истинное, если оно полезно, выгодно субъекту.
    Экзистенциалистская к.и. трактует истину как "правду, которая у каж- дого своя".
    Конвенциональная, прагматическая и экзистенциалистская к.и. содер- жат в себе наряду с рациональными моментами столь значительный момент субъективизма, что их впору рассматривать не как критерии истины, а как индикаторы возможного заблуждения.
    Чтобы преодолеть парадокс лжеца и сделать определение истины логически непротиворечивым, необходимо, по мнению Тарского, перейти от естествен- ного к формализованному языку - метаязыку.
    Истина, с философской точки зрения, одновременно: субъективна и объек- тивна (этот человек порядочный); абстрактна и конкретна (человек вообще – не существует); относительна и абсолютна (пример с атомом).
    Заблуждение – ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.
    Ложь – намеренное искажение верного.
    2. Основным критерием истины в познании выступает практика, т.е. матери- альная, чувственно-предметная деятельность людей. Этот критерий обладает по меньшей мере двумя достоинствами:
    1) апеллируя к материальному началу, он выводит нас за пределы чи- сто идеальной познавательной деятельности, т.е. обладает свойством объективности;

    123 2) позволяет обосновать предельную для человечества общность (все- общность) суждений, ибо включает весь многомиллионолетний исто- рический его опыт.
    Итак, главным критерием истинности наших знаний является практика.
    Понятие истины достаточно полно разработано в философии, однако в юрис- пруденции актуальные вопросы проблемы истины как в правовой теории, так и в правоприменительной практике требуют глубоких исследований с ис- пользованием достижений философской и правовой науки.
    В настоящее время активно исследуются различные аспекты понятия науч- ной истины.
    В повседневной жизни люди чаще всего используют понятие истины в м зна- чении истины относительной. Этот термин отражает неполное, неточное, не- завершенное знание о предмете. И всё же есть одно существенное отличие "бытового" понятия истины и собственно лжи: истина всегда предполагается объективной.
    Многие исследователи утверждают, что в основу правоприменительной практики сегодня положен принцип формальной истины. Принцип формаль- ной истины освобождает познающего субъекта от необходимости непредвзя- того и полного использования своих возможностей познания (чувственного восприятия, логического мышления и т.д.), от исследования всех возможных, пусть и не представленных сторонами исследовательского процесса, доказа- тельств, могущих свидетельствовать о фактических обстоятельствах дела.
    Из этого же следует, что формальная истина не отвечает критерию объектив- ности и, по сути, является ложью. Кроме того, этот принцип означает попра- ние справедливости. Часто учёные путают понятия "относительная истина" и "формальная истина". В действительности эти понятия диаметрально проти- воположны. Первое - это истина, второе есть ложь.
    3. В специальной литературе давно замечено, что проблема истины в юриди- ческой науке и практике составляет важную часть методологии правоведе- ния.

    124
    Тем не менее, пока она в той или иной мере изучена только относительно правовых норм (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, Р.О. Халфина), правоприменения
    (С.С. Алексеев, И.Я. Дюрягин, П.Е. Недбайло) и доказывания по уголовным и гражданским делам (В.Д. Арсеньев, М.А. Гурвич, О.В. Иванов, П.Ф. Паш- кевич, М.С. Строгович и др.).
    В общественной жизни и юридическая наука, и правореализация необходимо связаны с познанием определенных явлений (объектов) внешнего мира, осу- ществляемым на основе теории отражения, единства диалектики, логики и теории познания.
    Несмотря на сложность получения истинных знаний о многих свойствах гос- ударственно-правовой действительности, познаваемых в юридической науке и практике, такие знания возможны и необходимы. При этом речь идет о до- стижении именно объективной истины.
    Основная задача правовой гносеологии состоит в изучении предпосылок и условий достоверного познания права, в достижении истинного знания о праве и правовых явлениях.
    1. В основе легистской (юридико-позитивистской) гносеологии лежит принцип признания (и знания) в качестве права лишь того, что является приказанием, принудительно-обязательным установлением официаль- ной власти.
    2. В гносеологическом плане естественно-правовой подход представля- ет собой исторически первую попытку теоретического (философско- правового, научного) осмысления объективной природы права, пости- жения его истины. Этот путь познания приводит к различению есте- ственного и позитивного права в качестве мыслительной предпосылки и исходной познавательной схемы в сфере теоретического понимания и изучения права. Следствием разрыва между естественным и позитив- ным правом является присущий юснатуралистскому подходу правовой дуализм, т.е. допущение параллельного существования и одновремен- ного действия и естественного права, и позитивного права.

    125 3. В основе либертарно-юридической гносеологии лежит общая теория различения и соотношения (совпадения или несовпадения) права и за- кона, которая в теоретически развитой форме выражает все основные познавательно-значимые аспекты и варианты понимания права как сущности и как явления. Это позволяет в рамках либертарной гносео- логии учесть в надлежаще преобразованном виде все то ценное в тео- ретико-познавательном плане, что имеется в других концепциях. Такой юридико-гносеологический подход позволяет выявить различие и со- отношение объективной сущности права и субъективного (властно- волевого) процесса формулирования закона (актов позитивного права) и проанализироватьпозитивацию права как творческий процесс обще- обязательной нормативной конкретизации правового принципа фор- мального равенства применительно к конкретным сферам и отношени- ям правовой регуляции.
    Важным направлением и составной частью либертарно-юридической гносео- логии, как это видно из всего предшествующего изложения, является право- вое понимание государства как институционально-властной формы выраже- ния и действия принципа формального равенства. Это теоретико- познавательное положение о понятийном единстве права и государства имеет фундаментальное значение для научного определения и предмета философии права, и предмета юриспруденции в целом как единой науки о праве и госу- дарстве.

    126
    Тема 18. Проблема понимания.
    Основные вопросы темы:
    1. Истоки герменевтического метода. Эпистемологические модели гер- меневтического исследования текста.
    2. Понятие юридического текста. Проблема толкования юридического текста.
    3. Проблема понимания в праве. Интерпритация. Сообщение и метасо- общение в правовой коммуникации.
    4. Юридические техники и язык права. Юридическая терминология.
    5. Парадигмальный и синтагматический аспекты значения юридиче- ских понятий.
    6. Проблемы взаимодействия и взаимовляния правовых систем в кон- тексте глобализационного процесса.
    1. Проблемы понимания впервые были подняты в философии неокантиан- ства. Понимание как метод гуманитарных наук было противопоставлено объяснению как методу естественных наук. В современной философии по- нимание исследует герменевтика.
    Предмет герменевтики - феномен понимания, которому придается универ- сальное значение. Юридическая герменевтика – методы толкования в праве, область теоретических, практически значимых знаний об интерпретационной деятельности в праве, о правовой коммуникации, то понимании и толковании в сфере права.
    Юридическая герменевтика имеет в качестве своих теоретических основа- ний:

    философскую герменевтику (Дильтей, Шлейермахер, Шеллер,
    Бетти, Хайдеггер);

    семантику – наука о смыслах понятий; аналитическую филосо- фию;

    лингвистику;

    лингвистическую философию.

    127
    Термин герменевтика происходит от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между олимпийскими богами и людьми, сообщая и истолковывая людям волю богов. В средневековой философии герменевти- ка развивалась в рамках интерпретации и понимания священных текстов. В современном значении под герменевтикой понимается теория и практика ис- толкования текстов, философия понимания.
    Классическая герменевтика XIX века (Ф. Шлейермикер, В. Дильтей) обнару- живает, что особенностью феномена понимания является его циклический характер, что выразилось в понятии "герменевтического круга", или круга понимания. Понимание движется от целого к части а, затем, снова к целому и, с другой стороны, от части к целому, и снова к части.
    Цель классического герменевтического анализа - разорвать герменевтиче- ский круг и достичь полного абсолютного понимания.
    Неклассическая герменевтика зарождается в XX веке и ее представителями считаются М. Хайдеггер, Г.Г. Гадамер, П. Рикер. Понимание М. Хайдеггером и Г.Г. Гадамером рассматривается предельно широко как фундаментальная онтологическая характеристика человеческого существования. Человек жи- вет понимая. Понимание онтологично, носит языковой характер, диалогично.
    Неклассическая герменевтика полагает, что разорвать герменевтический круг невозможно и не нужно, поскольку нельзя достичь полного абсолютного по- нимания. Отсюда протекает идея о том, что процесс понимания вечен и бес- конечен.
    В противовес прежней герменевтике, которая различала процедуры понима- ния, истолкования и применения, Гадамер показывает, что на самом деле все эти процессы тождественны. Понимание является истолковывающим, а ис- толкование - понимающим. Интерпретация текста состоит, таким образом, не в воссоздании первичного, авторского смысла текста, а в создании смысла заново тексты пишутся заново в момент их чтения и интерпретации.

    128
    В процессе понимания человек, прежде всего, понимает самого себя. Точнее, одновременно с пониманием текста, то есть мышления другого, человек по- нимает самого себя. Я понимает себя только через Другого и как Другого.
    2. Проблемами толкования в праве в советское время занималась ТГП. С конца 1990-х годов преподается философия права. В круг ее исследователь- ских интересов входили и входят проблемы толкования закона – текстов норм.
    В ТГП созданы развернутые классификации видов толкования текстов норм, процессуально значимые аспекты толкования закона. Но в этих классифика- циях отсутствуют такие рубрики как: толкование актов индивидуального ре- гулирования; интерпретации юридического смысла событий, действий, по- ступков; когнитивные (мыслительные) аспекты интерпретационной деятель- ности.
    К основным понятиям юридической герменевтики относятся: текст, интер- претация, толкование, герменевтический круг.
    Текст – вербально-знаковая система; свойствами текста обладают не только вербально-знаковые системы, но и события, действия, любые фрагменты ре- альности.
    Интерпретация – мыслительная деятельности, нацеленная на извлечения из текста скрытого смысла, прямо в нем не сформулированного. Понятие ин- терпретация – родовое, а толкование – видовое (во фразеологии русского языка). Слово "толкование" используется только для вербальных текстов
    (знаковые, символические).
    Слово "интерпретация" имеет более широкое применение: толкование вер- бальных текстов; интерпретация событий и действий.
    В юриспруденции слово "толкование" употребляется в следующем смысле: толкование всегда адресовано какому-то субъекту права, поэтому всегда тре- бует обоснования; толкование носит апелляционный характер – обращение к кому-нибудь; вариант, толковательная версия, предъявленная в этих ситуа-

    129 циях некоей другой стороне, всегда является результатом выбора их спектра интерпретационных версий.
    На протяжении многих веков предпринимались многочисленные попытки интерпретации правовых текстов, имеющих знаково-символическую приро- ду.
    Предназначение современной юридической герменевтики заключается, в ос- новном, в поиске и реализации смысла правового текста, изучении проблем множественности смыслов и толкования. Правовое регулирование и его эле- менты выступают как идеальные объекты, внешняя форма выражения обще- ственного сознания, которая подлежит уяснению и применению.
    3. Платформу для адекватного понимания и взаимопонимания предлагает "семиосоциопсихология", обосновывающая социальную значимость диало- гической модели коммуникации, а также наличие в любом целостном, за- вершенном коммуникативном акте латентной структуры коммуникативно- познавательных программ, ориентированных на интенциональность ("равно- действующую мотивов и целей") коммуникатора.
    Понимание связано со "смысловым контактом", то есть с ментальным "осво- ением" интенциональности коммуникатора, а взаимопонимание – с общени- ем, при котором "смысловые доминанты" понимаются сторонами адекватно
    (речь идет не о согласии – только о понимании).
    Объекты понимания: информация, сведения, знания об окружающем или внутреннем мире субъекта, смысл, передаваемый информацией.
    Сообщение – содержание в буквальном смысле. Есть три жанра сообщений: инструкция, оповещение, приказ. Особым жанром является текст юридиче- ских норм.
    Метасообщение – несформулированное в тексте содержание, которое может быть выявлено в результате интерпретации.
    4. Знание слова, выражения – это соотношение слова и образа в сознании (Б.
    Рассел). Значение слова, выражения – это способ его употребления в языке.
    Согласно лингвистической теории языковых игр, разговорный язык делится

    130 на специфические области. Бывает, что одно и то же слово меняет свой смысл в разных языковых областях. Значение слов и выражений – это способ реакции на данное слово, выражение.
    В ХХ веке происходит очень бурное развитие науки и техники, что привело к быстрому развитию соответствующих терминологий. Основу любой науки составляют - термины. Само слово "термин" происходит от латинского "tеrminus",что обозначает предел, граница. Филологи и языковеды дают са- мые разные определения этому понятию.
    Правовая терминология характеризуется особенностью законодательного стиля, а терминологическая развитость законодательства свидетельствует об уровне культуры государства и народа, в общем.
    Распространенность терминологии в законодательном языке, его, так сказать, терминированность, в решающей мере обусловлена свойствами права.
    Юридическая терминология способствует тому, что происходит точное и яс- ное формулирование правовых предписаний, достижение максимальной ла- коничности юридического текста.
    Для того, чтобы более четко опиcать юридичеcкие терминологичеcкие cиcтемы нужно разработать оcобую терминологичеcкую клаccификацию в данной предметной облаcти, в cвязи c этим, и возникает такая необходимоcть выбора-клаccификационных оcнований.
    5. Значение понятия - это его объем, т.е. класс предметов, которые обознача- ются этим понятием. Смысл понятия - это совокупность свойств, при нали- чии которых предмет может быть назван данным понятием. В юриспруден- ции различение значения и смысла понятий имеет большое методологиче- ское значение: законодатель употребляет в нормах термины, которые не имеют четко определенного смысла (например, понятие фашизма). Очень важно, чтобы эксперты, филологи, лингвисты основывали свои заключения не только на словарных данных, но и на современных теориях значения по- нятия. Этим занимается юридическая герменевтика.

    131 6. Теоретически мировое сообщество поощряет культурно-цивилизованное многообразие, выступает за свободу слова, плюрализм и равные возможно- сти в самоопределении и самореализации каждой культуры. Глобальный мир ведет наступление на идеалы и ценности традиционных культур, что может привести к их гибели. Весьма спорным представляется мнение, что глобали- зация может привести к образованию однородной системы. В условиях мно- гогранности мира, сосуществование огромного множества культур и цивили- заций их мирное взаимодействие может обеспечиваться только принципами верховенства закона, прав и свобод человека, и, что не менее важно толе- рантности.
    Сейчас прослеживается устойчивая тенденция к более высокому уровню вза- имодействия международного и внутреннего права на всех стадиях суще- ствования. Документы ООН подчеркивают значение сохранения многообра- зия цивилизаций. Культуру мира и диалог между всеми цивилизациями сле- дует активно поддерживать". Речь идет о создании такой правовой системы, которая обеспечила бы нормальное функционирование как взаимосвязанных национальных обществ, так и диалог между всеми цивилизациями мирового порядка, способного создать условия для решения глобальных проблем. В поисках общего лежит признание многообразия. А сейчас, когда современ- ный мир стремительно развивается и усиление взаимного влияния правовых систем просто неизбежно, роль сравнительного правоведения трудно пере- оценить.

    132
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16


    написать администратору сайта