Главная страница
Навигация по странице:

  • РАЗДЕЛ 2. ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ В ИСТОРИИ И ФИЛОСО- ФИИ НАУКИ. Тема 12. Понятие методологии в истории и философии науки.

  • Комарова_А.И.История_и_методология_юридических_наук.. А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие


    Скачать 1.26 Mb.
    НазваниеА. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие
    Дата11.04.2023
    Размер1.26 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКомарова_А.И.История_и_методология_юридических_наук..pdf
    ТипУчебное пособие
    #1052983
    страница7 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16
    Тема 11. Российская юридическая наука на современном этапе.
    Основные вопросы темы:
    1. Методологический и мировоззренческий кризис в российской юри- дической науке на рубеже 90-х годов XX века.
    2. Новые задачи российской юридической науки в условиях рыночных реформ.
    3. Российская правовая наука и юридическое образование в эпоху гло- бализации.
    4. Некоторые итоги и достижения российской юридической науки на современном этапе.
    1. Современный период российской правовой науки берет начало с 1991 г., с того момента, как Советское государство официально перестало существо- вать. Российская Федерация, будучи его правопреемником, способствовала переходу российской правовой науки на следующий, современный этап раз- вития. В конце XX столетия юридическая наука переживает жесточайший и вполне закономерный кризис.
    Зарубежные связи российской юридической науки, выстраивавшиеся еще во времена Советского Союза, практически прекратили свое существование.
    Система высшего юридического образования зачастую остается едва ли не реальным единственным подспорьем юридической науки.
    На практике методологический плюрализм правовых исследований породил три негативных последствия: переход определенной части российских право- ведов на методологию научного познания, основанную на применении, в определенной мере, релятивистских методов (герменевтики, феноменологии, синергетики и др.), не способных обеспечить получение углубленных теоре- тических знаний; огульную критику диалектико-материалистического мето- да, практики его применения советскими правоведами; снижение качества научных правовых исследований.

    86
    Юридическая литература изобилует негативными и по преимуществу аб- страктными оценками материалистической теории государства и права и диалектико-материалистического метода научного познания.
    Немалая часть современных российских правоведов красноречиво, бездока- зательно и потому несправедливо обвиняют непонятый ими марксизм, его теорию и методологию правовой науки.
    2. В эпоху рыночных реформ перед российскими правоведами стала обще- теоретическая задача обрести подлинное, научно обоснованное понимание права. Определились три направления.
    Одна часть теоретиков права, верящая в способность современных реляти- вистских методов вывести правовую науку из кризисного состояния, призы- вает российских правоведов освоить эти методы. Значительная часть россий- ских правоведов полагает возможным продолжить дальнейшее развитие пра- вовой науки с позиций теории и методологии юридического позитивизма.
    Определенная часть правоведов полагает необходимым более основательно исследовать теорию и методологию материалистической теории права, осно- вы которой были заложены еще полтора столетия назад К. Марксом и Ф. Эн- гельсом, так как диалектико-материалистический анализ современных про- блем организации и функционирования государства и права представляет один из оптимальных путей вывода юридической науки из ее сегодняшнего кризиса.
    3. Если в социалистические времена воспринималась в основном одна из за- падных футурологических теорий XIX в., а конкретный нормативно- правовой материал чаще всего не заимствовался или заимствовался очень фрагментарно, то суть нынешней (пятой по счету) волны модернизации пра- ва в России – в тотальной рецепции западного опыта.
    В конце ХХ в. в России пропуск в западное "Будущее" опять был найден в точном воспроизведении в стране государственно-правовых порядков запад- ного мира. При этом рецепция Россией западного правового опыта свершает- ся в условиях "глобализации".

    87
    Выделились субъекты, свободно перемещавшиеся по всему миру, своей ак- тивностью охватывавшие почти все его уголки, в конце ХХ в. темп жизни
    России и направление ее развития как, впрочем, и других стран стали опре- деляться "глобальным миром".
    Фактором "глобализации" стала деятельность международных публичных организаций. Таким образом, у России нет выбора, если она желает "встро- иться" в современный "глобальный мир", она должна будет допустить на свою территорию его субъектов. Если не сделать это, Россия рискует превра- титься в режим-"изгой". Иными словами, в условиях глобализации Россия в конце ХХ в. стала частью стремительно унифицирующегося в правовом от- ношении мира.
    Поэтому относительной однородностью права обладают лишь развитые страны. Для стран, не принятых западным сообществом в число развитых, в том числе и для России, унификация государственно-правовых институтов в соответствии с западными стандартами не может приобрести всеобщие мас- штабы.
    Унификация права стран, не полностью интегрированных в западный мир, обретает специфические формы. Если еще в XIX в. в теории и в государ- ственной практике торжествовала точка зрения, согласно которой нацио- нальное обладает приоритетом над международным и суверенитет государ- ства не должен ограничиваться, то в ХХ в., фактически, утвердился принцип примата международного права над национальным. Международное право превратилось в инструмент унификации национальных правовых систем.
    Итак, глобализация является вызовом для традиционных атрибутов сувере- нитета России и ее государственно-правовой системы. Возможен ли соб- ственный путь государственно-правового развития России?
    В настоящее время реальными являются три основных сценария развития правовой системы России.
    Первый сценарий – правовой изоляционизм.

    88
    Второй сценарий – включение России в состав вновь формирующихся "глобальных империй".
    Третий сценарий развития российского государства и права – сценарий превращения России в метрополию в одной из новых постмодернист- ских "глобальных империй", формирующих новые системы ценностей и облекающих их в специфическую государственно-правовую форму.
    Этот сценарий наиболее трудно реализуем. Поскольку превращение российского государства и права в образец для других стран во многом связано с общим уровнем развития российского общества, включая та- кие сферы социальной жизни как культура, экономика, политика и пр.
    Следовательно, одного только "исправления законов" для превращения
    России в центр какой-либо новой "глобальной империи" явно недоста- точно.
    Ясно, что выбор между ними придется делать под сильным давлением "гло- бального мира". Также ясно, что осуществление любого сценария будет со- провождаться массированным заимствованием чужого государственно- правового опыта или, уж во всяком случае, с учетом этого опыта.
    4. В современных условиях положено начало революции в правовой науке и юридической практике: совершенствование методологии научного познания, углубленное изучение политико-правовых процессов в их непосредственном бытии, реальной жизни, в том числе с применением методов социальных правовых исследований, привело к выделению из общей теории права про- блематики, связанной с деятельностью государства, и обособлению ее в са- мостоятельную науку – политологию, ориентированную на изучение полити- ческих систем, соотношения государственной власти и общественных власт- ных институтов, политического поведения граждан и иных лиц.
    Значительные изменения произошли и в составе отраслевых юридических наук в связи с появлением таких новых отраслей науки, как наука информа- ционного права, юридическая техника, криминалистика, экология, наука му- ниципального права, наука корпоративного права.

    89
    В настоящее время активно обсуждается вопрос о создании науки образова- тельного права, медицинского права и др. В современных условиях суще- ственно меняются акценты в правовой политике государства. С юридической арены окончательно уходит либеральное представление о государстве как "ночном стороже". Как международными, так и национальными актами на государство возлагается обязанность не только защищать права и свободы граждан, но и создавать необходимые материальные и иные условия для их реализации.
    Соответственно, правовое государство должно быть не только правовым и демократическим, но и социальным. С учетом этой ведущей тенденции раз- вития современного права вносятся необходимые коррективы в методы пра- вового регулирования и предмет отдельных отраслей права.
    В настоящее время идет интенсивный процесс коррекции федерального за- конодательства: принимается значительное количество новых законов, вно- сятся изменения и дополнения в уже существующие. К сожалению, процес- сы, происходящие в юридической науке, не стали пока поводом для серьез- ных раздумий на высшем государственном уровне. Хотя предпринимаются предпосылки к реформированию юридического образования, для выведения его на новый качественный уровень.
    Состояние информационного обеспечения российской юридической науки так же оставляет желать лучшего. Среди издаваемой юридической литерату- ры, в основном преобладают обзорные труды.
    Безусловно как и во все времена, в начале XXI века, на развитие юриспру- денции, как юридической науки, огромное влияние оказывает политическая ситуация в стране. Власть, на наш взгляд, в нашем государстве доминирует над правом, и всегда доминировала. Не смотря на то, нас уверяют, что Рос- сийская Федерация является демократическим государством. Но ведь в "де- мократическом обществе" правовые процедуры складываются в единую си- стему, которую власть не в состоянии произвольно нарушить, а у нас же не- редко происходит все наоборот.

    90
    Таким образом, видимая сторона правовой науки - это теории, положения, выводы и прочее, а скрытая сторона - это совокупность политических инте- ресов и моральных ценностей, которые могут объяснить, почему правовые теории по своей сущности такие, а не другие.
    Итак, юридическая наука в наши дни вынуждена встраиваться в новые соци- ально - экономические реалии. В наших сегодняшних условиях именно по- тенциал научного знания в области юриспруденции становиться ведущей производительной силой.
    Имеются определенные доказательства влияния науки, как на правотворче- ство, так и на правоприменение.

    91
    РАЗДЕЛ 2. ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ В ИСТОРИИ И ФИЛОСО-
    ФИИ НАУКИ.
    Тема 12. Понятие методологии в истории и философии науки.
    Основные вопросы темы:
    1. Понятие методологии в истории и философии науки. Единство онто- логии, методологии, логики.
    2. Особенности методологии юридической науки как одной из обще- ственных наук.
    3. Единство философского, исторического и теоретического знания в юридической науке.
    1. Наука как одна из форм самосознания культуры на разных этапах своего исторического развития выражается в разных рефлексивных формах. Если формой самосознания классической науки вплоть до середины XIX в. был онтологизм (рефлексия над связкой "знание - объект"), с середины XIX до
    XX вв. - гносеологизм (рефлексия над связкой "субъект - объект"), то форма самосознания, характерная для неклассической науки - методологизм (ре- флексия над связкой "субъект - знание").
    Возрастание роли методологического сознания связано с тем, что методоло- гическая культура в современную эпоху оказывается необходимой предпо- сылкой любой человеческой деятельности, и в первую очередь деятельности научной как высшего проявления интеллектуальной культуры.
    Понятие "методология науки", имеющее наличие разных точек зрения, озна- чает знание об условиях, способах, средствах осуществления научной дея- тельности. Но поскольку наука является теоретической формой знания, то методология науки оказывается своеобразной теорией, включающей знание о принципах, нормах, образцах, идеалах, критериях научной деятельности, а также о природе, сущности, формах, структуре научного знания, механизме и движущих силах его развития.

    92
    Первой исторической формой типов методологического анализа служила ло- гика. Зародившись в недрах греческого стиля философствования, эта форма господствовала вплоть до начала XX в.
    В рамках формально-логического подхода разрабатывал свое учение о мето- дах и Аристотель. Послекантовское методологическое сознание также фор- мируется на основе и посредством логики. С неокантианцев Марбургской и
    Баденской школ начинается процесс отделения методологии от логики и воз- ведения ее на уровень философского анализа и других измерений знания.
    Разработке философской методологии содействовал ряд западных и отече- ственных методологических школ: методологический критицизм К. Поппера, англо-американская историческая школа, методологические школы Г.П.
    Щедровицкого, В.С. Библера, Ю.М. Лотмана, В.С. Степина и др.
    Со второй половины XX в. методология окончательно отделилась от логики и философии и превратилась в специфическую форму самосознания науки, существующую на стыке разных дисциплин.
    Содержание этого современного типа методологического анализа определя- ется в основном двумя новыми методологическими парадигмами - систем- ным подходом, предложенным создателем теории систем Л. фон Берталанфи и отечественным ученым и философом А.А. Богдановым, и синергетикой, сочетающей системно-информационный, структуралистский подходы с принципами самоорганизации.
    Зачатки методологических знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях развития культуры: в Древнем Египте, в учениях Гераклита, Сократу, Плато- на и Аристотеля.
    До нового времени проблемы методологии не занимали особого места в си- стеме знания и включались в контекст натурфилософских и логических по- строений Декарта и других философов.
    Ограниченность как рационалистического, так и эмпирического направлений в методологии была выявлена немецкой классической философией (Кант,
    Фихте, Шеллинг, Гегель).

    93
    Рациональные принципы методологии предшествующих эпох были обобще- ны и переработаны на последовательно материалистической основе в марк- систской философии.
    В 20 в. произошел быстрый рост методологических исследований, что обу- словило разработку таких методов и средств, которые могли бы обеспечить эффективное взаимодействие и синтез методов различных наук (системный подход, теоретическая кибернетика, концепция ноосферы В.И. Вернадского и др.).
    Конструктивная роль материалистической диалектики как методологии утверждала и развивала единство онтологического, гносеологического и ло- гического аспектов отражение предмета философии в теории и практике по- знания действительности системой наук и прежде всего общественных наук, к каким относится и юриспруденция.
    2. Методология - это система методов познания и практики, т.е. система принципов, правил, приемов, способов и средств организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
    Исходя из этого определения: методология научной деятельности - это си- стема методов (принципы, правила, приемы, способы и средства), в частно- сти, познания (отражение) объектов внешнего мира и организации (форми- рования) систем научных знаний, практической деятельности.
    Методологию юридической науки можно определить как систему принципов и способов организации, построения и осуществления теоретико- познавательной юридической деятельности в области исследования государ- ственно-правовой действительности, а также учение об этой системе.
    Методология современной юридической науки представляет собой сложное и многоплановое образования, которым охватываются: проблемы структуры научного знания вообще и научных правовых теорий особенно; законы воз- никновения, функционирования и изменения научных правовых теорий; по- нятийный каркас юридической науки и ее отдельных дисциплин; структура и операционный состав методов юридической науки; анализ ее языка, фор-

    94 мальных и формализованных методов исследования (методики и процедуры исследовательской деятельности), типологии систем научного правового знания и т.д.
    Такой общий характер методологии правоведения предполагает ее приспо- собления, адаптации к специфике каждого исследуемого юриспруденцией объекта; методология правоведения имеет ряд компонентов: мировоззренче- скую позицию (тип научного мышления), общие теоретические принципы
    (парадигмы), систему методов и средств познания, учение о ней.
    Эти компоненты органически между собой связаны, взаимопроникают и обо- гащают друг друга; ядром методологии правоведения есть единство и взаи- мопревращения диалектики, гносеологии и логики, каждая из которых несет на себе вполне определенное методологическое нагрузки.
    Структурно методология правоведения имеет несколько уровней: мировоз- зренческий, что определяет главные направления и общие принципы позна- ния в целом; общенаучный (междисциплинарный), который используется при познании особой группы однотипных объектов; конкретно-научный, ко- торый применяется в процессе познания специфики отдельного объекта группой наук; специально-научный - свойственный изучению определенных свойств объекта в пределах конкретной науки; уровень процедур и методик - присущие конкретному научному исследованию с исследования того или иного свойства объекта.
    Важное место в структуре методологии юридической науки занимают ее тео- рии и понятийно-категориальный аппарат.
    Различные классификации методологии правоведения не являются изолиро- ванными, а взаимопроникают и взаимодействуют, обогащают друг друга.
    Поэтому построение различных классификаций или выделение различных структур методологии правоведения не является самоцелью, а обусловлена необходимостью установления взаимосвязей между компонентами методо- логии, установление их подчиненности (иерархическая структура) или связей координации (горизонтальная структура) для правильного выбора, упорядо-

    95 чение "арсенала", "инструментария" методологических принципов, приемов, правил, средств юридических исследований согласно природы объекта и особенностей определенной системы научного правового знания.
    В итоге следует отметить, что комплексно используются различные методы, предусматривающие определение их последовательности. Таким образом, в ходе научных исследований правовой науки складывается целая система по- следовательных, целенаправленных действий, которые объединяются поня- тием "исследовательская деятельность".
    3. Особенности методологии юридической науки выражаются в единстве фи- лософского, исторического и теоретического знания.
    Рассматривая вопрос методологии философского знания, отметим, что метод
    – это форма практического и теоретического освоения действительности, ис- ходящего из закономерностей движения изучаемого объекта, а методология – это учение, или наука, о методе (методах) и принципах познания.
    Методология представлена двумя частями: а) учение об исходных основах, принципах познания (эта часть непо- средственно связана с философией, мировоззрением): б) учение о приемах и способах исследования (здесь рассматриваются частные методы познания, вырабатывается общая методика исследова- ния).
    Но существует проблема соотношения философского и научного (теоретиче- ского) знания как в определении методологии как категории общего, так и как категории особенного – методологии юридической науки..
    Мировоззренческий анализ науки сосредоточивается на проблемах, связан- ных с факторами социокультурной детерминации науки.
    Попытки превратить философию в "особую" науку, "науку наук", возвыша- ющуюся над всеми остальными знаниями основаны на стремлении человека к целостному знанию.
    История развития методологии науки в целом, включая и методологию юри- дической науки, поднялась до уровня раскрытия единства, взаимообуслов-

    96 ленности типов рациональности – формальной и диалектической логики, фи- лософского, исторического и теоретического знания.
    Философия науки раскрывает свою сущность присутствием в каждой из наук, и в юридической - юриспруденции также. Она определяет ценностные значения, социальные последствия причинно-следственных связей, опреде- ляет место человека в мире, обладает национальной определенностью, обо- гащается за счет мирового философского опыта, и потому, как и любая наука, она интернациональна, имеет общечеловеческое всеединство.
    В XX в. произошел быстрый рост методологических исследований.
    Возрождается конструктивная роль материалистической диалектики как ме- тодологии на основании того, что она показывает единство онтологического, гносеологического и логического аспектов отражения предмета философии в теории и практике познания действительности системой наук и прежде всего общественных наук, к каким относится и юриспруденция.

    97
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16


    написать администратору сайта