Комарова_А.И.История_и_методология_юридических_наук.. А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие
Скачать 1.26 Mb.
|
Тема 3. Юриспруденция Древнего Рима, ее влияние на европейскую юриспруденцию Основные вопросы темы: Вступление. 1. Юридическая мысль Древнего Рима: Павел, Ульпиан, Гай. Отноше- ние к праву и юридическому знанию. Прагматический характер юрис- пруденции Древнего Рима. 2. Логические основания "римского" правового мышления. Понятия, юридические конструкции и классификации в римском праве. Кодифи- кация Юстиниана и ее значение для развития западной юриспруден- ции. 3. Философские и логические основания догматического юридического мышления: античная эллинистическая рациональность, стоики и "апо- диктическая логика". 4. Основные школы римской юридической науки. Римское право и юридическое государствоведение. 5. Расцвет и упадок римской юриспруденции. История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в соци- ально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима за долгое время. Саму историю Древнего Рима принято делить на три периода: цар- ский (754–510 гг. до н.э.), республиканский (509-28 гг. до н.э.), император- ский (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.). Причем единая Римская империя в 395 г. н.э. была окончательно разделена на Западную (столица – Рим) и Восточную (столица – Константинополь) империи, и последняя (Восточная Римская, Ви- зантийская империя) просуществовала до 1453 г. Политико-правовые инсти- туты и воззрения в Древнем Риме развивались на протяжении долгой исто- рии в условиях острой борьбы между различными слоями населения – пат- рициями и плебеями, нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и не- имущими, оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами 35 (сторонниками свободных низов), свободными и рабами. В общетеоретиче- ском плане древнеримская политико-правовая мысль находилась под замет- ным воздействием соответствующих древнегреческих концепций. Примеча- тельно, что, когда в середине V в. до н.э. плебеи потребовали составления писаного законодательства, в Грецию были направлены римские посланцы для ознакомления с греческим законодательством и особенно с законами Со- лона. Результаты этого ознакомления были использованы при составлении важного источника древнеримского права – знаменитых Законов XII таблиц (первые десять таблиц были приняты в 451 г. до н.э., две последние – состав- лены и приняты в 450–449 гг. до н.э.). Значительное влияние на древнерим- ских авторов оказали взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков, Полибия и многих других греческих мыслителей. Так, общефило- софские воззрения Демокрита и Эпикура, представления Демокрита о про- грессивном развитии людей от первоначального естественного состояния до создания упорядоченной политической жизни, государства и законов, мысль Эпикура о договорном характере государства и права были восприняты и развиты Титом Лукрецием Каром (99–55 гг. до н.э.) в его известной поэме "О природе вещей". В своих теоретических построениях римские авторы ис- пользовали естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и политической справедливости, о формах государства, о "смешан- ной" форме правления и т.д. Римские авторы не ограничивались лишь про- стым заимствованием положений своих предшественников, а развивали их дальше с учетом специфических социально-политических условий и задач римской действительности. Например, характерная для древнегреческой мысли идея взаимосвязи политики и права получила свое дальнейшее разви- тие и новое выражение в трактовке Цицероном государства как публично- правовой общности. Представление греческих стоиков о свободном индиви- де было использовано римскими авторами (Цицероном и юристами) при со- здании, по существу, новой концепции – понятия юридического лица (право- вой личности, персоны). Значительным достижением древнеримской мысли 36 было создание самостоятельной науки – юриспруденции. Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс политико-правовой проблемати- ки в области общей теории государства и права, а также отдельных юридиче- ских дисциплин (гражданского права, государственного и административно- го права, уголовного права, международного права). 1. Юриспруденция как самостоятельная наука возникла в Древнем Риме. Первоначально право понималось как божественное, сакральное явление и обозначалось термином fas. Занятие этим правом у римлян находилось в ве- дении понтификов – одной из коллегий жрецов. Возникновение светской юриспруденции относится к концу IV – началу III в. до н.э. и связано с име- нем Гнея Флавия. В отличие от сакрального права (fas) светское, человече- ское право именовалось ius. Знание (и познание) этого права и стало предме- том юриспруденции. Соответственно знатоки права (в его практическом и теоретическом проявлениях и значениях) стали именоваться юристами. Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выда- ющимися были Гай (II в.), Папиниан (II-III вв.), Павел вв.), Ульпиан вв.) и Модестин вв.). На относительно раннем этапе своего развития римское право обнаружило потребность к обобщению юридических понятий, конструкций, их классифи- кации, унификации источников права и вытекающих из них правовых норм. В конце II – начале III вв. юристом Папирием Юстом был составлен система- тический сборник постановлений императора Марка Аврелия в 20 книгах. Другой известный юрист – Юлий Павел – свел воедино все к тому времени обнародованные декреты императоров. В начале IV в. был составлен Кодекс Григориана. Несколько позднее был составлен еще один аналогичный Ко- декс Гермогениана, служивший как бы продолжением предыдущего, охваты- вая постановления за 291–365 гг. Но и тот, и другой были частными кодифи- кациями, правда, получившими официальное признание. В V в. при импера- торе Феодосии был издан уже официальный сборник императорских консти- туций – Кодекс Феодосия (438 г.) в 16 тематических книгах. Все впослед- 37 ствии изданное императорами обобщалось в виде собраний т.н. новелл – Novellae leges. Единственным памятником полной древнеримской научной системы права являются Институции Гая (II век н.э.). В 426 г. н.э. император Валентиниан III признал его мнения наряду с суждениями Папиниана, Ульпиана, Моде- стина и Павла источником права, которым надлежало пользоваться судьям при вынесении решений. 2. Но с падением Западной Римской империи в исторической жизни римско- го права образовалась своего рода пауза. Ситуация стала меняться только с приходом к власти императора Юстиниана (527–566 гг.). Юстиниан был по- следним императором, который сумел объединить большие части Восточной и прежней Западной римской империи. Понимая, что государство основыва- ется не только на силе оружия, но и на праве, Юстиниан пытался вернуть стабильность римскому государству путем создания единой правовой систе- мы. В ходе проведения политических и правовых реформ им была реализо- вана и всеобъемлющая кодификация права, которая и создавала единую пра- вовую систему. Сочинения римских юристов в VI в. стали важной частью кодификации Юстиниана (Corpus luris Civilis), которая включала в себя: 1) Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения (для этой части были использованы "Институции" Гая, а также работы Уль- пиана, Флорентина и Марциана); 2) Дигесты (или Пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (от I в. до н.э. по IV в. н.э.), при- чем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составляют более 70% всего текста Дигест; 3) Кодекс Юстиниана (собрание императорских консти- туций). Именно собрание текстов римских юристов обеспечило кодификации Юстиниана то выдающееся место, которое она занимает в развитии права и правовой мысли. Дигесты Юстиниана на долгое время стали основным писа- ным источником права в Риме, оказали благотворное влияние на правовую науку. 38 3. Существенный вклад римские юристы внесли в изучение проблем теории права и государства, в разработку основополагающих понятий, принципов и концепций юриспруденции, в обоснование предмета и метода юридических исследований. Разработка юридической догматики (догмы действующего права, принципов, приемов и правил его анализа, классификации, системати- зации и толкования его источников и т.д.) при этом сочеталась с исследова- нием целого ряда фундаментальных общетеоретических проблем права и государства. Предметная сфера формировавшейся юриспруденции с самого начала включала в себя не только учение об источниках действовавшего по- зитивного права, но и теорию естественного права Именно такое юридиче- ское правопонимание (различение и соотношение естественного и позитив- ного права), лежащее в основе римской юриспруденции, предопределило предметный профиль и научный статус юридической науки как юриспруден- ции (правоведения). В этом плане римская юридическая мысль опиралась на достижения древнегреческих учений о праве и государстве. 4. После завоевания Древней Греции Древним Римом центр развития, право- вой науки постепенно переместился в Древний Рим. Процесс ее формирова- ния, развития шел по трем направлениям. Первое направление составила разработка закономерных основ государства и права, второе – разработка принципов и норм позитивного публичного и частного права, третье – создание специальных образовательных юридиче- ских учреждений, ориентированных на подготовку квалифицированных кад- ров – политиков, юристов-практиков и юристов-ученых. Вклад римских фи- лософов и мыслителей в дальнейшее развитие политико-правовых идей древнегреческих мыслителей состоял прежде всего в разработке основопола- гающих проблем сущности государства и права. Наиболее плодотворными в этом направлении были исследования Цицерона (106–43 гг. до н.э.), Сенеки (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.), Марка Аврелия (121–180 гг. н.э.), других древнерим- ских философов и юристов. Раскрывая соотношение закона, права и справед- ливости, Цицерон исходил из признания соответствия права Божественной 39 воле. Он напрямую связывает право с законом, который имеет Божественный характер и определяет поведение человека. Следовательно, по его мнению, право должно соответствовать закону. При этом впервые в истории правовой науки Цицерон выделил и обосновал один из ведущих принципов права – принцип формального равенства: право устанавливает формальное равенство между фактически неравными и различными между собой людьми. Как и Цицерон, Сенека признавал индивидов равными, поскольку все они, будучи членами единого мирового целого, безусловно, равны между собой фактически, даже преступники – люди. Одновременно Сенека признавал лю- дей существами беспомощными, слабыми, постоянно погруженными в грех и зло, практически не способными выбраться из этого состояния. Марку Авре- лию удалось воплотить мечту Платона о совмещении должности царя и фи- лософа. Период правления Марка Аврелия признается "золотым веком" Древнего Рима. В работе "Наедине с собой" он разрабатывает основные идеи стоицизма – принципы равенства и служения людям. Римские юристы постоянно помнили о своих жреческих корнях и высоком призвании. Об этом хорошо сказал Ульпиан (II–III вв. н.э.), один из знамени- тых римских юристов: "По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о справедливости, возвещаем понятия добра и эквивалента". Эти же мотивы присутствуют и в ульпиановском определении юриспруденции, данном им в I книге "Институций": "Юриспруденция есть познание божественных и чело- веческих дел, знание правового и неправового". Как предмет юриспруденции право (ius) – это справедливое право: оно спра- ведливо по своему смыслу и понятию. Оно восходит к справедливости (iustitia). 5. Юриспруденция как наука о праве включала в себя и правовую трактовку проблем организации и деятельности государства, юридическое учение о государстве (юридическое государствоведение). В целом для римской юрис- пруденции характерно именно правовое понимание и толкование государ- ства, правовое определение полномочий и обязанностей должностных лиц и 40 учреждений. Согласно римской юриспруденции, государство стоит не вне и над правопорядком, а внутри него в качестве его составной части. Таким об- разом, рецепция римского частного права сыграла ключевую роль в развитии романо-германской и производных правовых семей и позволила укрепиться европейской правовой науке. Многие современные понятия и правовые кон- струкции начинают свое развитие именно из римского права. Существенный вклад римские юристы внесли в изучение проблем теории права и государ- ства, в обоснование предмета и метода юридических исследований. Своего расцвета римская юриспруденция достигает в последний период рес- публики и особенно в первые два с половиной века империи. Со второй по- ловины III в. намечается упадок римской юриспруденции, в значительной мере связанный с тем, что приобретение императорами законодательной вла- сти прекратило правотворческую деятельность юристов. Со времени Диокле- тиана императоры, получив неограниченную законодательную власть, пере- стали давать юристам ius respondendi. Правда, положения юристов классиче- ского периода сохраняли свой авторитет и в новых условиях. Созданная уси- лиями римских юристов юриспруденция стала фундаментом всего последу- ющего развития юридической науки. 41 Тема 4. Идеи права в учениях Средневековья и Возрожденья. Основные вопросы темы: Вступление. 1. Юриспруденценция Средневековья. 2. Рецепция римского права средневековыми юристами. Дигесты и их значение для становления западной юридической науки. Конфликт права и закона. 3. Гуманистическое направление в юриспруденции. Юридические уни- верситеты как центры юридической мысли. В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем ты- сячелетнюю эпоху (V–XVI вв.). Политические и правовые учения в Западной Европе рассматриваемой эпохи постоянно видоизменялись. Происходившие в них перемены, существенные сдвиги являлись закономерным следствием серьезных перемен, сопровождавших эволюцию социально-экономических и политических систем феодального общества в странах Западной Европы. Три крупных исторических этапа включает в себя эта эволюция. Первый – раннефеодальный (конец V – середина XI в.); феодализм только еще консо- лидируется и упрочивается как новая общественно-экономическая формация; в рамках данного этапа государственность сначала организуется в большие, но весьма слабо интегрированные в единое целое монархии, а потом распа- дается на конгломераты раздробленных политических образований. Второй этап – пора полного развития феодального строя, фаза его расцвета (середина XI – конец XV в.); для этого периода типичны централизованные сословно- представительные монархии. Третий – позднее Средневековье (конец XV – начало XVII в.); полоса заката, упадка феодализма и зарождения капитали- стических общественных отношений; государственность на этом, последнем этапе феодальной формации строится по преимуществу как абсолютная мо- нархия. Поэтапный характер развития феодального общества во многом предопределял особенности и динамику средневековой западно-европейской политико-юридической мысли. 42 Своеобразие последней придавал также факт исключительно сильного влия- ния на нее христианской религии и римско-католической церкви. Эта цер- ковь практически безраздельно господствовала в сфере духовной жизни на протяжении почти всех Средних веков. В руках священнослужителей поли- тика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались прикладными отраслями богословия. На протяжении всей политической истории западно- европейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско- католической церковью, папством и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Обосновывая политические притязания церкви, ее идеологи утверждали, что могущество государей происходит от церкви, а она получила свой авторитет непосредственно от Христа. Отсюда проистекает безусловная обязанность христианских государей подчиняться главе христианской церкви. Различные идейные течения, в которых выражался протест против засилья официальной церкви, эксплуатации и произвола светских феодалов (плебейские и бюргер- ские ереси), тоже, в общем, не выходили за рамки религиозного мировоззре- ния. Правда, социально-политические программы, рождавшиеся в лоне этих оппозиционных движений, резко отличались от общественно-классовых установок идеологов феодализма. Складываясь и развиваясь на почве феодальных отношений, под колоссаль- ным воздействием христианства, католической церкви, политико- юридическое знание средневековой Западной Европы вместе с тем воспри- няло и продолжило ряд существенных идей античной политической и право- вой мысли. К числу подобного рода идей относят, в частности, представле- ние о государстве как о некоем организме, положение о правильных и непра- вильных государственных формах и об их круговороте, идею естественного 43 права как нормы, вытекающей из природы вещей, положение о высокой зна- чимости закона для устройства нормальной государственной жизни и др. 1. Начало эпохи Средневековья чаще всего связывается с падением Римской империи под ударами варваров и с переходом от рабовладения к феодально- му способу производства, а конец – с Новым временем, эпохой становления промышленного производства, основанного на наемном труде рабочих. Средневековье подразделяется на три стадии: раннее (IV–IX вв.), классиче- ское (X – первая половина XIV в.) и позднее (XIV – вторая половина XVII в.), завершившее свое существование в связи с укреплением буржуазного спосо- ба производства. Эпоха Средневековья была не самым плодотворным перио- дом правовой науки. Наоборот, первоначально достижения античной право- вой науки, равно как и позитивного права, были преданы забвению в странах Западной Европы, за исключением Византии. Основу политико-правовой науки Средневековья, в истории которой принято выделять две стадии: пат- ристику (II–VIII вв.) и схоластику (XII–XIII вв.) определяет средневековая христианская философия. Под заметным влиянием римской юриспруденции развивалась юридическая мысль в средневековой Западной Европе. Для средневековых юристов рим- ское право и римская юриспруденция были исходным пунктом их теоретиче- ской и комментаторской деятельности. Кодификация римского права являет- ся одним из важнейших достижений средневековой правовой науки, имею- щим огромное историческое значение. В начале 2-го тысячелетия с развитием городов, цеховой промышленности и торговли в странах Западной Европы возникла потребность в нормах права, способных надлежащим образом закрепить права и обязанности участников имущественных предпринимательских отношений и обеспечить им надле- жащую правовую защиту. Потребности в праве, способном упорядочить дей- ствия участников экономических отношений, были удовлетворены посред- ством рецепции римского права, начало которой положили юристы Болон- ской школы, сформировавшейся в конце XI в. 44 2. Процесс рецепции римского права длился несколько столетий и проходил в несколько этапов. На этапе (XII–ХШ вв.) представителями Болонской шко- лы и их последователями были вызволены из забвения Дигесты. На этапе XIV–XV вв. рецепции римского права характеризовались стремлением юри- стов, образовавших школу комментаторов {постглоссаторов), органично со- гласовывать положения права с особенностями частноправовых отношений эпохи Средневековья. Благодаря усилиям глоссаторов и постглоссаторов римское право получило второе рождение и стало широко применяться в странах Западной Европы. Известными представителями школы глоссаторов были Ирнерий, Булгар, Рогериус, Альберикус, Бассианус, Пиллиус, Ваккари- ус, Одофредус, Ацо. Избранные глоссы всей школы были изданы Аккурси- усом в середине XIII в. (Glossa Ordinarm). Постглоссаторы (или комментаторы), занявшие доминирующие позиции в европейской юриспруденции в XIII–XV вв., основное внимание уделяли комментированию самих глосс. Представители школы постглоссаторов (Ра- ванис, Луллий, Бартолус, Балдус и др.), стремились дать логическую разра- ботку такой системы общих юридических принципов, категорий и понятий. В отличие от глоссаторов постглоссаторы вновь обращаются к идеям есте- ственного права и соответствующим учениям римских юристов и других своих предшественников. Соответствие требованиям естественного права выступает в качестве критерия для признания соответствующих норм пози- тивного права (норм законодательства и обычного права). Правоположения, развитые и обоснованные юристами постглоссаторской школы, получили широкое признание не только в теоретической юриспру- денции, но и в правовой практике. К началу XVI столетия схоластические приемы изучения римского права утрачивают общественные симпатии. В юриспруденции заметно ослабевает влияние школы постглоссаторов и начинает складываться новое гуманисти- ческое направление, представители которого свою непосредственную задачу видели в максимально бережном отношении к текстам римского права и в 45 точном раскрытии смысла его правоположений, норм права. Представители этого направления (Будаус, Альциатус, Цазий, Куяций, Донелл, Дуарен и др.) вновь сосредоточивают внимание на тщательном изучении источников рим- ского права. Юристы XVI в. по преимуществу являются легистами, высту- пающими против феодальной раздробленности, за централизацию государ- ственной власти, единое позитивное право. В позднем средневековье римское право стало конкурировать с националь- ным (Франция, Германия) и нередко менялось под воздействием этой кон- фронтации. В Германии реципированное римское право получило наимено- вание "современное римское право". С начала XVI в. в юриспруденции заметно ослабевает влияние школы постг- лоссаторов и начинает складываться так называемая гуманистическая школа (гуманистическое направление в юриспруденции). Представители этого направления (Будаус, Альциатус, Цазий, Куяций, Донелл, Дуарен и др.) вновь сосредоточивают внимание на тщательном изучении источников дей- ствующего права, особенно римского права. Для юристов гуманистической школы право – это прежде всего право позитивное, законодательство. Юри- сты XVI в. по преимуществу являются легистами, выступающими против феодальной раздробленности, за централизацию государственной власти, единое светское законодательство, кодификацию действующего позитивного права. Скептическое отношение представителей гуманистической школы к есте- ственному праву, однако, не означало полного отрицания естественноправо- вых идей и представлений. Ряд юристов этого времени (например Донелл и др.), характеризуя место и роль римского права среди источников действую- щего права, расценивали его в качестве "лучшей объективной нормы есте- ственной справедливости". Вместе с тем в теоретическом плане средневеко- вые юристы внесли заметный вклад в процесс развития юриспруденции как с позиций юснатурализма, так и под углом зрения позитивного права, разра- ботки его догмы. Они значительно обогатили понятийный и теоретико- 46 познавательный аппарат юридической науки, углубили понимание ее пред- мета. В XII в. Фридрих Барбаросса, германский император, назвал римское право "всемирным правом". В XVI в. его называли "писаным разумом" и "юрис- пруденцией, висящей в воздухе". В XIX в. юрист Моддерман (1888 г.) назвал его "правом общим, высшим и научным". 3. Признание обществом и государством права в качестве важнейшего регу- лятора отношений в возрождающихся сферах экономики и торговли и дей- ственного средства разрешения конфликтов между участниками имуще- ственных отношений порождает острый дефицит в юристах. Дефицит в юри- дических кадрах был преодолен посредством создания специальных юриди- ческих образовательных учреждений – университетов. Первым университе- том, специализировавшимся на подготовке юридических кадров, был Болон- ский университет, основанный неким Пепо в конце XI в. Вскоре университет стал пользоваться успехом благодаря тому, что право в нем преподавалось в качестве основного предмета. В целом ряде юридических школ того времени (X–XI вв.), возникших в Риме, Павии, Равенне и других городах, в ходе изу- чения источников действующего права значительное внимание уделялось со- отношению римского и местного (готского, лангобардского и т.д.) права. При этом нормам, принципам и положениям римского права стали придавать универсальное значение. Этот поворот от оценки тех или иных норм с точки зрения aequitas к изучению римского права как именно источника позитивно- го права связан прежде всего с деятельностью юристов Болонского универ- ситета, возникшего в конце XI в. и вскоре ставшего центром тогдашней юри- дической мысли. В этом же направлении развивалась юриспруденция и в других университетах (в Падуе, Пизе, Париже, Орлеане) того времени. Признание обществом и государством права в качестве важнейшего регуля- тора отношений в возрождающихся сферах экономики и торговли и дей- ственного средства разрешения конфликтов между участниками имуще- ственных отношений порождает острый дефицит в юристах, способных на 47 высоком профессиональном уровне разрешать конфликты и выносить обос- нованные, справедливые решения. Дефицит в юридических кадрах был пре- одолен посредством создания специальных юридических образовательных учреждений – университетов. Первым университетом, специализировавшим- ся на подготовке юридических кадров, был Болонский университет, основан- ный неким Пепо в конце XI в. Вскоре университет стал пользоваться успехом благодаря тому, что право в нем преподавалось в качестве основного предме- та. Традиции и методика преподавания юриспруденции в Болонском универ- ситете были заимствованы другими аналогичными учебными заведениями Италии, Франции, Испании и других западноевропейских стран. Университе- ты были образованы в городах Виченце (1203), Ареццо (1215), Париже (1215), Монпелье (1220), Падуе (1222), а также в Испании (1218). Процесс формирования сословия юристов в странах Западной Европы неиз- бежно потребовал дальнейшего развития правовой науки, способной рас- крыть природу права, его возможности и пределы в правовом регулировании экономических и политических отношений в условиях феодального строя. |