Комарова_А.И.История_и_методология_юридических_наук.. А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие
Скачать 1.26 Mb.
|
Тема 1. Юридические науки в системе научного знания. Основные вопросы темы: 1. Понятие, предмет, метод и система юридической науки. 2. Связь юридической науки с философией и историей. Соотношение предмета юридической науки с предметами общественных, техниче- ских, естественных наук. 3. Функции и практическая значимость юридической науки. 1. Научное познание является особой сферой человеческой деятельности, в которой вырабатываются новые знания о действительности, путях и сред- ствах совершенствования. Отличие науки от обыденного познания заключается в том, что: ее исследования не сводятся к объектам обыденного опыта; науке присущ специфический аппарат процедур и методов, ис- пользуемых специалистами для получения и проверки знаний; научное знание - это всегда систематизированное знание; научное знание всегда имеет общезначимый характер, является доступным для всех, кто имеет соответствующую подготовку; о науке в собственном смысле этого можно говорить лишь тогда, когда процесс получения новых знаний и их систематизации становит- ся не просто средством деятельности людей (так это было уже в начале человеческой истории), а одной из ее самостоятельных целей: наука является мощной преобразовательной силой общества. Науку разделяют на науки: естественные (биологические); технические; общественные (социальные, гуманитарные). В число общественных наук входят и юридические. 18 Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве в целом и от- дельных сторонах государственно-правовой действительности. Юридическая наука как специализированная отрасль знаний в сфере обществоведения име- ет еще и другие определения: юриспруденция или правоведение. Термин "юриспруденция" возник в Древнем Риме в конце IV – начале III века до н.э. (лат. jurisprudentia – знание права) и сейчас употребляется в значени- ях: науки о праве и государстве, т.е. юридической науки, иначе – теоретической деятельности в области права; профессиональной практической деятельности юриста (судья, прокурор, следователь, нотариус, адвокат и т.д.). Сущность понятия юридической науки может быть раскрыта через постиже- ние объекта, предмета, метода и функций. Объектами юридической науки являются государство и право – фактически два объекта. Однако, принято считать, юриспруденция, как и всякая наука, имеет один предмет изучения государство и право. Если предмет юридиче- ской науки – объективные свойства права и государства в их понятийно- юридическом постижении и выражении, общие и частные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их структурном разнообразии, то предмет каждой отдельной юридической науки – какой-либо определенный элемент юридической действительности. Метод юриспруденции представляет собой способ юридического познания, создания и организации юридического знания. Основной метод юридической науки – философская диалектика. В системе общественных наук юридическая наука (юриспруденция, правове- дение) выступает как единая отрасль знаний, которая представляет собой си- стему взаимосвязанных юридических наук и по сферам проявления может быть дифференцирована на циклы наук: теоретико-исторические (теория права и государства, история государства и права и др.); 19 государствоведческие (государственное право, административное право и др.); цивилистические (гражданское право, гражданский процесс, ар- битражный процесс, семейное право и др.); криминалистические (уголовное право, уголовный процесс, ис- правительно-трудовое право и др.); международное право (частное и публичное), а также науки, изу- чающие государство и право зарубежных стран. Каждая из указанных наук является юридической, имеет свой предмет и ме- тоды изучения: вместе они входят в понятие "юридическая наука". Таким об- разом, юридическая наука (правоведение) – единая и вместе с тем дифферен- цированная наука. Государство и право в своем развитии оказывают влияние на юридическую науку. Все это стимулирует появление на древе юридического знания новых научных направлений. 2. Знания юридической науки, с одной стороны, основываются на достиже- ниях других общественных наук, с другой, взаимообогащают другие обще- ственные науки и также проверяются практикой. Это обусловлено тем, что юридическая наука - это: общественная наука, имеющая прикладной характер; наука, обладающая свойствами точных наук; наука, воплощающая в себе достоинства наук о мышлении. А так как главное предназначение теоретической юриспруденции – быть научным ориентиром для практики государственного и правового строитель- ства на основе познания и осознания соответствующих общественных про- цессов и явлений, она вбирает в себя качества всех основных областей чело- веческих знаний, тесно взаимодействует с философией, политологией, эко- номической теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагоги- кой и т.д. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции юридической науки, Юридическая наука весьма активно использует 20 философские (всеобщие) методы: диалектику; категории и понятия филосо- фии и т.д. В свою очередь, юридическая наука дает конкретный материал о государстве и праве для широких философских обобщений. Юридическая наука рассматривает государственно-правовые явления, правовые реалии в контексте политической среды. С другой стороны, политология подчас ис- пользует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социаль- ными институтами, как государство и право. Между юридической наукой и экономической теорией, философией, историей, социологией, психологией и иными гуманитарными науками существует тесная связь. Они взаимообога- щают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные поня- тия так и сугубо специальные и др. Так как в системе юридических наук тео- рия государства и права занимает особое место, общность теории государ- ства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматрива- ют государство и право в целом. Различие выражается в том, что историко- правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке. Теория же дает обобщение этих процессов, иссле- дует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. Вместе с тем юридическая наука формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, в том числе достижениями и технических наук. Вза- имодействие же юридической науки с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и правовых реалиях общественной жизни. Неразрывная связь существует также между юридической наукой и экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической мысли, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей. Особенно тесно соприкасается юридическая наука с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира. В свою очередь, политология использует положения и выводы теории государства и права по вопросам понимания политической власти и государ- ства, политического режима, законности и правопорядка и т.д. Теорию госу- 21 дарства и права как область юриспруденции можно рассматривать как поли- тико-юридическую науку. Методологически объединяя и обобщая данные всех отраслей правоведения, юридическая наука в целом играет ведущую роль в общетеоретической подготовке студентов, активно способствует фор- мированию профессионально подготовленных юридических, управленческих кадров на основе правовой и общечеловеческой культуры. 3. В настоящее время возрастает значение юридической науки для государ- ственного строительства, правотворческой и правоприменительной практи- ки. Одной из первоочередных задач юридической науки является разработка проблем системы законодательства, его развития в условиях коренных изме- нений в сфере государственно-правовой жизни общества. Особенности теории юридической науки состоят в том, что она является: гуманитарной; политико-юридической; теоретической. Основные направления воздействия правовой науки на другие сферы граж- данского общества понимаются как функции. Онтологическая (онтология – понятие сущего) – выражается в познании и объяснении явлений и процессов государственной и право- вой жизни общества. Эвристическая (эвристика – искусство нахождения истины) – вы- ражается как в глубинном познании основных закономерностей госу- дарственно-правовой жизни. Прогностическая – выражается в предвидении ("взгляд в буду- щее") дальнейшего развития права и государства на основе адекватного отображения его объективных закономерностей. Методологическая – выражается в формировании понятийного аппарата системы юридических наук, создании универсального юри- дического языка. 22 Идеологическая – состоит в выработке фундаментальных идей о путях прогрессивного развития государства и права, воздействующих на правовое сознание граждан и общества. Политическая – выражается во влиянии на формирование поли- тического курса государства, политической системы общества и в обеспечении их научности, в формировании политической культуры граждан. Научно-прикладная – состоит в выработке рекомендаций для практического решения задач государственно-правового. Реализуя задачи, связанные с практикой государственно-правовой жизни, юридическая наука, является необходимым социокультурным институтом современного гражданского общества, правового государства. 23 Тема 2. Античные истоки европейской юриспруденции. Основные вопросы темы: Вступление. 1. Зарождение идей права в Древней Греции. Возникновение юриспру- денции как самостоятельной науки. 2. Сократ и его влияние на европейское правосознание. 3. Платоновские образы права и их воспроизведение в европейском правопонимании. 4. Политико-правовая теория древнегреческого философа Аристотеля. 5. Идеи софистов и их воспроизведение в европейском праве. Политика, государство, право, законодательство являются объектами иссле- дования различных гуманитарных наук – юриспруденции, философии, со- циологии, политологии, этики и т.д. В системе юридических наук и юриди- ческого образования история политических и правовых учений является са- мостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно историческо- го и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специ- фический предмет – история возникновения и развития теоретических зна- ний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политиче- ских и правовых теорий. В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история политических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных ис- торико-теоретических предпосылок развития современного политико- правового знания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права. Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено в конечном счете той тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответству- ющих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических пред- метно-методологических позиций юридической науки в целом, представля- ющей собой единый комплекс государствоведения и правоведения. Полити- 24 ческие и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов на Востоке и на Западе – у древних египтян, индусов, ки- тайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. – восходит к мифоло- гическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития воззрения, условно име- нуемые как политические и правовые, еще не успели выделиться в относи- тельно самостоятельную форму общественного сознания и представляли со- бой составной момент целостного мифологического мировоззрения. Земные порядки согласно древним мифам – неразрывная часть общемиро- вых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. В рус- ле такого понимания и освещается в мифе тема земной жизни людей, их об- щественного и государственного устройства, их взаимоотношений между со- бой и с богами, их прав и обязанностей. Та или иная версия божественного происхождения земной власти и порядка является, таким образом, общеобя- зательной моделью соответствующего их устроения и одновременно господ- ствующей идеологией. В мифах ряда народов говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые затем научили людей искусству управления и передали власть земным правителям. Согласно древневавилон- ским и древнеиндийским мифам боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и люд- ских судеб. Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый истинный бог нахо- дится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем. Заслуживает внимания используемое здесь представле- ние о договорном характере власти. Законы еврейского народа, по священ- ному учению евреев, получены Моисеем прямо от бога. Весьма оригинален древнекитайский миф о божественном происхождении и характере земной власти, согласно которому именно персона верховного 25 правителя Поднебесной (т.е. императора Китая) является единственной точ- кой связи с высшими, небесными силами. Шумерские и вавилонские прави- тели и законодатели настойчиво подчеркивали божественный характер своей власти и своих законов, их соответствие неизменным божественным уста- новлениям и справедливости. Эти представления широко отражены в извест- ном древневавилонском политико-правовом памятнике XVIII в. до н.э. – За- конах Хаммурапи. Мифические представления древних персов нашли позже свое развитие и выражение в зороастризме. Основателем этого религиозно- этического течения был Заратустра (VIII в. до н.э.). Государство согласно зо- роастризму должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда. Монарх – служитель Ормузда, он должен защищать подданных от зла и, бо- рясь против зла в государстве, насаждать добро. При всей своей специфике религия тематически и хронологически следует за мифом и является по от- ношению к первичным мифам о богах последующим, вторичным образова- нием. Мифический теизм предшествует религиозному теизму и теологии. Проистекающая отсюда преемственность между мифом и религией (преем- ственность, значимая также в области политико-правовых воззрений и прямо проявляющаяся, например, в виде учений о божественном характере власти и порядка, о божественном праве и т.п.) очевидна. Теистический подход, воспринятый религией от мифа и основательно в ней переработанный, повсеместно стал заметным и влиятельным направлением политико-правовой мысли, чье воздействие в модифицированных формах продолжается и в наши дни. Под заметным влиянием мифологических и ре- лигиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, ко- торое на протяжении многих веков занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского общества. Зачатки идео- логии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников II тысячелетия до н.э., именуемых в целом Ведами. В Ведах говорится о деле- нии общества на четыре варны (сословия), которые созданы богами из Пу- 26 руши (мирового тела и духа). Мировой закон (рта) согласно такой мифологи- чески-органической концепции определяет конституцию (строение) обще- ства, место, роль и положение (в том числе и правовое положение) различ- ных варн (сословий), а следовательно, права и обязанности также и членов этих варн. Брахманизм получает свое дальнейшее развитие и конкретизацию в другом памятнике древнеиндийской мысли – в Упанишадах, возникновение которых относится к IX-VI вв. до н.э. Все варны и их члены должны согласно Ведам и Упанишадам следовать божественно предустановленной для них дхарме (дхамме) – закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Причем господству- ющее положение брахманов в обществе и государстве предопределяло также и руководящее значение брахманистских толкований социального и полити- ко-правового смысла дхармы применительно к членам различных варн. Идеологией брахманизма пронизаны многочисленные дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники, которые составлялись различными брахманистскими школами. Примерно ко II в. до н.э. относится письменное оформление на основе более древних источников известного политико- правового памятника – "Законов Ману". В "Законах Ману" воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении об- щества на варны, их неравенстве и т.д. Особое значение придается обоснова- нию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы. Примечатель- но, что при всем своем высоком и даже божественном статусе царь, по "За- конам Ману", должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлени- ям. С критикой ряда основных положений Вед, Упанишад и брахманистской идеологии в целом в VI в. до н.э. выступил Сиддхартха, прозванный Буддой (Просветленным). Он отвергает мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие согласно Будде зависят от собственных усилий людей. С позиций признания 27 нравственно-духовного равенства всех людей Будда и его последователи подвергли критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства. Традиционно-теологическому брахманистскому толкованию дхармы (дхам- мы) буддизм противопоставил свой, во многом рационалистический подход к этому ключевому понятию тогдашней политико-правовой мысли и идеоло- гии в целом. В интерпретации буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Уже в начале своего зарождения многие идеи буддизма имели актуальное социально- политическое значение и звучание. С ростом числа сторонников буддизма и укреплением их позиций это значение все более усиливалось. Постепенно идеи буддизма стали оказывать влияние на государственную политику и за- конодательство. Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнеки- тайской философской и общественно-политической мысли, считается Лао- Цзы (VI в. до н.э.). Его взгляды изложены в произведении "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесно- го владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны. Все недостатки современной ему культуры, социально-политическое нера- венство людей, бедственное положение народа и т.д. Лао-Цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против существующего положе- ния дел, он вместе с тем все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать спра- ведливость. В такой трактовке дао выступает как естественное право непо- средственного действия. Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551–479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге "Лунь юй"("Беседы и высказывания"), состав- ленной его учениками. 28 Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально- патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие за- висят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерар- хия строится на принципе неравенства людей. Тем самым Конфуций высту- пал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством. Правда, его политический идеал состоял в правлении аристократов добродетели и зна- ния, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая им идеальная кон- струкция правления отличалась от тогдашних социально-политических реа- лий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом. Но в целом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные кри- тические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и ком- промиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам. Основатель моизма Мо-цзы (479–400 гг. до н.э.) развивал идею естественно- го равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. Следование небесному образцу Мо-цзы называл также "почитанием мудрости как основы управления". В поисках "единого образца справедливости" Мо-цзы выдвинул идею договорного происхожде- ния государства и управления. Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в. до н.э. "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан"). Ряд глав трактата напи- сан самим Гунсунь Яном (390–338 гг. до н.э.), известным под именем Шан Ян. Этот видный теоретик легизма и один из основателей школы "законни- ков" (фацзя) был правителем области Шан во времена циньского правителя Сяо-гуна (361–338 гг. до н.э.). В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, 29 что посредством насильственных мер их можно подчинить желательному "порядку". 1. Первые наиболее значимые результаты становления правовой науки связываются с деятельностью семи греческих мудрецов VI-IV вв. до н.э. (Фалес Милетский, Солон Афинский, Питтак из Мителены и др.). Уже в древности различали два поколения софистов: старших (Прота- гор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.) софистов. Многие из старших софистов при- держивались в целом демократических воззрений. Среди младших со- фистов наряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании). Глубокие и систем- ные знания о государстве и праве, заложившие основы правовой науки, были представлены величайшими мыслителями древности: Сократом, Платоном и Аристотелем. Ими были поставлены и даже частично ре- шены основные вопросы правовой науки. 2. Сократ (469-399 гг. до н.э.) - одна из интереснейших и популярней- ших фигур в духовной истории человечества. Политико-правовые взгляды Сократа: Сократ стремился к рациональному обоснованию природы госу- дарства и права. Сократ различал естественное право и позитивный закон. Сократ развивал принцип верховенства законов над всеми сфе- рами государственной и общественной жизни, тождества законного и справедливого: что справедливо, то и законно. Сократ утверждал, что моральные качества (добродетели) имеют объективную природу и не зависят от субъективной оценки человека: мораль и истина тождественны. Оптимальной формой правления Сократ считал аристократию (правление знающих, интеллектуальной элиты общества). 30 Отрицательно относился к крайней демократии: демократическое правление он считал не компетентным. Худшей формой правления Сократ считал тиранию. Признавал верховенство интересов государства по отношению к личности. В 399 году до н.э. видные государственные деятели выдвигают против Со- крата обвинение в безбожии. Осужденный на смерть, Сократ остается верен своим принципам и отказывается от подготовленного побега. Особая док- трина естественного права, разработанная Сократом и развитая Платоном, Аристотелем, стоиками и христианскими мыслителями (особенно Фомой Аквинским), может быть названа классической доктриной естественного права. Влияние Сократа сказывается в таких высших достижениях греческой политико-правовой мысли, как политическая философия Платона и полити- ческая наука Аристотеля. 3. Основные положения Сократа о справедливости, праве и законе были раз- виты его учеником Платоном (427–347 гг. до н.э.). Согласно платоновской философии, "истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи", истинное познание – это познание бытия, т.е. мира идей. Оно Доступ- но лишь "редким людям" – философам. Толпе же, считал Платон, не присуще быть философом. Мир идей – смыслообразующий контекст мира вещей и яв- лений. Идеальное государство и разумные, справедливые законы трактуются Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни. Различение естественного права и закона Платон, как и Сократ, трактует не в плане их противопостав- ления и разрыва. Эти положения в дальнейшем были восприняты и развиты в учении Аристотеля о двух видах справедливости – справедливости уравни- вающей и справедливости распределяющей. Правление философов и дей- ствие справедливых законов для Платона в "Государстве" – два взаимосвя- занных аспекта одного идеального проекта. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все бла- 31 га, какие только могут даровать государствам боги" (Законы, 715 d). Как творчество Платона в целом, так и многие положения его правопонимания оказали большое влияние на последующее развитие философско-правовой мысли. 4. Политико-правовая теория, философские воззрения древнегреческого фи- лософа Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) сформировались в ходе полемики с Платоном. Аристотель считал, что Платон глубоко заблуждался, допустив существование особого мира идей, или понятий. Порвав с наивным плато- новским идеализмом, препятствовавшим развитию естественнонаучных зна- ний, Аристотель приступил к созданию системы идеалистической метафизи- ки. Изучение природных закономерностей у Аристотеля подменяется телео- логией – учением о целесообразном строении мира. Положение о предуста- новленных в природе целях составило методологическую основу политико- правовой теории Аристотеля. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, суще- ствующие от природы. Уже самой методологией исследования государства и права эта концепция была направлена против демократических учений о воз- никновении и совершенствовании общества. Аристотель дает государству следующее определение: государство – это "общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. В обоснование рабства Аристотель приводит несколько доводов. Ре- шающий среди них – естественные (природные) различия между людьми. Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыс- кать совершенное государственное устройство. К правильным государствам относил монархию, аристократию и политию; к неправильным – тиранию, олигархию и демократию. Новым в теории Аристотеля было то, что он попы- тался свести все многообразие государственных форм к двум основным – олигархии и демократии. В олигархии власть принадлежит богатым, в демо- кратии – неимущим. Коренная причина политической неустойчивости, мяте- жей и смены форм государства заключается в отсутствии надлежащего ра- 32 венства. Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ. Политические симпатии Аристотеля – на стороне политии, смешанной фор- мы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии. Право- вая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливо- стью, подчеркивая тем самым его связь с государством как моральным об- щением между свободными гражданами. "Закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов". 5. Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с именами софистов, выступивших в V в. до н.э. в условиях укрепления и расцвета античной демократии. Наименование "софист" происходит от слова "софос" (мудрый). Софисты не составляли какой-то единой школы и разви- вали различные философские, политические и правовые взгляды. Славой многознающего софиста, великого спорщика и блестящего оратора пользовался Протагор (481–411 до н.э.). Протагор делал выводы о правомер- ности и справедливости демократического строя. Демократическая идея Протагора и вместе с тем максима его политико-правовой концепции состоят в том, что существование государства предполагает причастность всех его членов к человеческой добродетели, к которой он относит справедливость, рассудительность и благочестие. Горгай (ок. 483–375 до н.э.) был наряду с Протагором одним из наиболее знаменитых софистов. Высоко оценивая достижения человеческой культуры, Горгий относит к их числу и "писаные законы, этих стражей справедливо- сти". Высоко оценивал Горгий благо мира, который, по его выражению, яв- ляется "другом всего прекрасного и хорошего". Гиппий из Элиды (460–400 до н.э.) первым среди софистов в духе естествен- но-правового учения резко противопоставил природу (фюсис) и полисный закон (номос). 33 Естественно-правовые представления развивал (около 400 г. до н.э.) и софист Антифонт. Обосновывая положение о равенстве всех людей по природе, он ссылается на то, что у всех людей – эллинов и варваров, благородных и про- стых – одни и те же естественные потребности, веления же природы прино- сят человеку свободу. Воспитание людей в духе требований природы Анти- фонт расценивал в качестве необходимого условия достижения единства граждан в вопросе о государственных порядках и законах. Фрасимах из Халкедона был одним из самых ярких и знаменитых софистов младшего поколения. Политика, по Фрасимаху – область проявления челове- ческих сил и интересов, сфера человеческого, а не божественного действова- ния. Нравственные основы политики отвергал софист Пол Агригентский, ученик Горгия. Его интересовали прежде всего опыт практической политики, эмпи- рическая реальность государственной жизни. Софист Ликофрон характеризовал государственное общение как результат договора людей между собой о взаимном союзе. Другой софист младшего поколения Алкидам Элейский (первая половина IV в. до н.э.), ученик Горгия, развивал мысль о равенстве всех людей, включая и рабов. Ему приписывают- ся следующие знаменательные слова: "Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом". Софистами в V–IV вв. до н.э. были продолжены поиски естественных основ права и закона в самой природе че- ловека и человеческого общества. |