Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 8. Современное состояние и тенденции развития юридической науки за рубежом.

  • Комарова_А.И.История_и_методология_юридических_наук.. А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие


    Скачать 1.26 Mb.
    НазваниеА. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие
    Дата11.04.2023
    Размер1.26 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКомарова_А.И.История_и_методология_юридических_наук..pdf
    ТипУчебное пособие
    #1052983
    страница5 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    Тема 7. Основные идеи и концепции мусульманского права.
    Основные вопросы темы:
    Вступление.
    1. Соотношение мусульманского права и системы национального пра- ва.
    2. Влияние западного права на национальные системы права мусуль- манских государств.
    3. Доктрина мусульманского права, ее влияние в мусульманском мире.
    Мусульманское право сформировалось в период разложения родоплеменной организации и становления феодального общества в Арабском халифате в
    VII– Х вв. Возникновение и развитие мусульманского права, его источники, структура и механизм действия отражают взаимодействие двух начал – рели- гиозно-этического и собственно правового. Так, в составе мусульманского права выделяются две группы взаимосвязанных норм. Первую группу со- ставляют юридические предписания Корана и Сунны – собрания юридически значимых преданий (хадисов) о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммеда. Вторую группу составляют нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе "рациональных" источников, прежде всего единогласного мнения ("иджма") наиболее авторитетных пра- воведов, умозаключения по аналогии ("кияс"). В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы, особенно те, которые зафиксирова- ны в Коране. С течением времени все отчетливее ощущалась недостаточ- ность конкретных предписаний Корана и Сунны, а также нормативных ре- шений сподвижников пророка. Поэтому начиная с VIII в. главную роль в ликвидации пробелов и приспособлении положений указанных источников к потребностям общественного развития постепенно взяли на себя правоведы – основатели правовых школ-толков и их последователи.
    К началу VIII в. мусульманско-правовая доктрина только начинала склады- ваться. Первым шагом на пути ее возникновения явился "рай" – относитель- но свободное усмотрение, которое применялось при толковании норм Корана

    60 и Сунны и формулировании новых правил поведения в случае их молчания.
    Мусульманские ученые-юристы часто приводят предание, свидетельствую- щее о том, что пророк всячески поощрял "иджтихад" – свободное усмотрение судьи в случае молчания общепризнанных источников мусульманского пра- ва. С развитием теории методологии права иджтихад стал обозначать дости- жение высшей ступени знания, дающей право самостоятельно решать вопро- сы, обойденные в Коране и Сунне, а муджтахида-ми стали называть лиц, по- лучивших такое право. Бурное развитие иджтихада в VIII-Х вв. привело к тому, что мусульманские ученые-юристы сформулировали большинство конкретных норм и общих принципов мусульманского права. Роль основного источника мусульманского права закрепилась за его доктриной. С XI в. му- сульманское право развивалось в рамках нескольких правовых школ-толков.
    В различных районах халифата на протяжении веков сложились многочис- ленные школы (мазхабы) мусульманского права суннитского (ханифитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская и др.) и шиитского (джафаритская, ис-маилитская, зейдитская и др.) направлений, названные так в честь их ос- нователей – Абу Ханифы (699–767), Малика бен Анаса (713–795), аш-Шафии
    (767–819), Бен Ханбала (780–855) и т.д. Эти школы при общих исходных по- зициях используют различные рациональные способы формулирования пози- тивного права и на их основе применяют различные юридические нормы по частным вопросам. Наибольшим авторитетом пользуется ханифитская шко- ла, считающаяся среди мусульманских юристов наиболее гибкой.
    В течение первых двух-трех веков "периода традиции" в целом завершилось формирование мусульманского права, ставшего практически правом той или иной школы. Мусульманское право исходило из того, что законодательная власть принадлежит муджтахи-дам. Была разработана концепция "верховен- ства шариата", в соответствии с которой глава государства во всех своих дей- ствиях связан нормами мусульманского права, сформулированными муджта- хидами. Более трех с половиной столетий, последовавшие за османским за- воеванием в начале XVI в. большей части арабского мира, не оставили за-

    61 метного следа в истории мусульманской политической мысли. Традицион- ный характер мусульманских политических взглядов остался без заметных изменений и на протяжении первой половины XIX в. – в период, когда в арабских странах в целом преобладало религиозное мировоззрение, а также сохранялись практически нетронутыми политические традиции, освященные османским исламом. Перелом произошел только к концу столетия. Осново- положником идейного течения исламской реформации по праву считается
    Джемаль ад-Дин аль-Афгани (1839–1897), молодые годы которого прошли в
    Афганистане. В основе политико-правовых воззрений аль-Афгани лежит его общий подход к исламу. Решительно отвергая атеизм, аль-Афгани отстаивал возрождение ислама, освобождение его от "новшеств", которые исказили его истинную суть и привели мусульман к отсталости. По его мнению, рацио- нальное толкование Корана позволяет понять основы идеального обществен- ного и политического строя. Возвращаясь в поисках лучшей модели государ- ства к кораническим принципам власти, аль-Афгани безоговорочно отвергал абсолютизм. Власть сильного справедливого монарха должна быть сбаланси- рована такими институтами, как конституция и парламент, обеспечивающи- ми участие народа в осуществлении власти. Влияние ислама на политико- правовые воззрения аль-Афгани ярко проявилось в его взглядах на шариат.
    Придавая особое значение шариату, аль-Афгани рассматривал его в качестве основной силы, направляющей жизнь мусульман, а степень соблюдения его норм считал единственным критерием различий между людьми.
    Конец XIX в. явился переломным периодом в эволюции исламских полити- ческих и правовых идей на Арабском Востоке. Выдвинутые в это время кон- цепции и подходы к анализу государства и права предопределили развитие арабо-исламской политической и правовой мысли. Классическая мусульман- ская политическая теория вновь вышла на передний план в связи с отделени- ем церкви от государства в кема-листской Турции в 1922 г. и последовавшей спустя два года официальной отменой халифата. В центре острой дискуссии оказался вопрос о сущности халифата. Наиболее серьезные теоретико-

    62 религиозные аргументы в пользу возрождения халифата выдвинул Мухаммед
    Рашид Рида (1865–1935),опубликовавший в 1922 г. знаменитый трактат "Ха- лифат, или Великий имамат", который и ныне считается фундаментальным исследованием по мусульманской теории государства. В своей книге Рашид
    Рида стремился восстановить "истинную" концепцию халифата без искаже- ний и фальсификаций, привнесенных в нее в угоду недальновидным прави- телям, и на этой основе доказать преимущество халифата перед иными фор- мами правления, противопоставить мусульманско-правовой институт кон- сультации европейским принципам демократии. Исследование Рашида Риды явилось, пожалуй, последней серьезной попыткой возродить классическую концепцию халифата в ее наиболее полном виде и, что самое важное, дока- зать на этой основе необходимость возврата к мусульманской форме правле- ния. В дальнейшем возникла прямо противоположная теория мусульманско- го государства, согласно которой халифат не имеет ничего общего с исла- мом. Наиболее настойчиво данную точку зрения отстаивал шейх египетского мусульманского университета "Аль-Азхар" Али Абдель Разек (1888–1966) в своей книге "Ислам и основы власти", опубликованной в 1925 г.
    1. Мусульманское право – одна из основных мировых систем права (наряду с континентальным и англосаксонским), сложившаяся в своей основе в эпоху становления феодального общества в Арабском халифате в VII- X вв. и бази- рующаяся на религиозных установлениях и предписаниях ислама. Мусуль- манское право основывается, в первую очередь, на двух фундаментальных источниках – Коране и сунне. Коран и сунна представляют для мусульман вечные источники направляющих указаний и неизменную сердцевину, суть
    Закона, гарантирующего постоянство и стабильности исламского образа жизни в изменяющемся и движущемся мире. Тот факт, что Коран и сунна дают некоторые фундаментальные принципы регулирования отношений между мусульманами и не мусульманами в благоприятных, мирных ситуаци- ях, не оставляет сомнений в том, что раздорам между, ними не придается особого значения. В Коране есть аяты, которые показывают, что изначальной

    63 и постоянной сутью отношений между мусульманами и не мусульманами яв- ляется мир и взаимопонимание, а, вовсе не вражда и война. Коран ясно ука- зывает мусульманам путь стремления к миру, если их противник стремится к тому же.
    Мусульманское право, будучи частным правом, отличается от всех других правовых систем и его отношением к существующей политической власти.
    Закон во всех других системах признается таковым только тогда, когда он установлен политической властью, то есть, он всегда является продуктом ор- ганов политической власти и государственного аппарата.
    В мусульманском праве, напротив, государство и политическая власть сами являются продуктом Закона, причем не только в историческом плане, но и чисто в теоретическом. Здесь Закон предшествовал государству. Вот почему в исламской истории никогда не было формального процесса законодатель- ства, существовали органы, известные как Шура (Совет) или Ахль-ал-Халь валь-Аку (Совет решения и договора) в различных мусульманских государ- ствах. Однако они не исполняли никаких законодательных функций. Разви- тие права в исламе всегда было независимым от правительства. Верховный закон (Основной закон) всегда определялся Кораном и сунной, а все, что вы- ходило за рамки этого, признавалось недействительным. При этом обязан- ность определять, выходит ли закон за рамки Высшего закона, всегда лежала на правоведах и муфтиях. В современных условиях правовые доктрины госу- дарств, проповедующих ислам, рассматривают единую систему шариата не как изолированную, раз и навсегда данную концепцию, а как развивающуюся субстанцию, тесно связанную с другими общностями, в том числе и в право- вой сфере.
    2. Начиная со второй половины XIX в., в положении М.п. произошли серьез- ные изменения, связанные прежде всего с тем, что в правовых системах наиболее развитых мусульманских стран оно постепенного уступило веду- щее место законодательству, основанному на рецепции западноевропейских образцов. Феодальное по своей сущности и неопределенное, архаичное по

    64 форме М.п. в этих условиях оказалось более не в состоянии отвечать потреб- ностям регулирования широкого круга общественных отношений, сохранив свою монополию лишь в регламентации вопросов личного статуса. В своем наиболее радикальном виде эти изменения коснулись правовой системы
    Египта. Политика наместника турецкого султана в Египте Мухаммеда Али и его последователей была объективно направлена на развитие капиталистиче- ских отношений и в правовой сфере выразилась в 70-80-х гг. XIX в. в изда- нии ряда крупных законов, кодексов - гражданского, торгового, уголовного, морского и уголовно-процессуального - для смешанных (1875) и националь- ных (1883) судов на основе заимствования западноевропейских образцов
    (главным образом французских). В Сирии, Ливане, Ираке изменения право- вых систем не были столь глубокими. Здесь, несмотря на принятие ряда за- конов - земельного, уголовного, процессуального кодексов - область приме- нения М.п. оставалась очень широкой. Более того, именно в это время была проведена кодификация норм шариата путем издания Маджаллы, которая действовала в Турции до 1926 г., в Ливане - до 1931 г., в Сирии - до 1949г., в
    Иране - до 1953 г., в Иордании - до 1976 г. В настоящее время частично ее действие сохраняется в Израиле, Кувейте и на Кипре.
    Итак, к середине XX в. правовые системы наиболее развитых арабских стран с некоторыми отступлениями стали строиться по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан, страны Магри- ба и англосаксонскому - Ирак, Судан. За М.п. здесь сохранилась роль регуля- тора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений сре- ди мусульман (иногда и не мусульман), что объясняется все еще сохранив- шимися пережитками феодализма и глубоким влиянием ислама на обще- ственное сознание. В настоящее время ни в одной из рассматриваемых стран
    М.п. не является единственным действующим правом. С другой стороны, ни в одной мусульманской стране оно не потеряло полностью своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет, по- жалуй, лишь Турция, где в 20-х гг. нашего века после официальной отмены

    65 халифата М.п. во всех отраслях (в том числе и в сфере регулирования брач- но-семейных отношений) было заменено законодательством буржуазного типа.
    3. Считается, что становление классического М.п. связано с разработкой фикхом-доктриной основополагающих правовых понятий, категорий и кон- струкций на основе интерпретации шариата.
    Сложились два основных подхода к правовому осмыслению последнего. Од- ни мусульманские юристы стремились формулировать правовые оценки пу- тем максимально точного следования Корану и сунне, а другие предпочитали "извлекать" право из шариата на основе широкого использования рациональ- ных методов толкования его смысла, а не букв. Сочетание этих двух подхо- дов легло в основу учения об источниках фикха о методах формулирования правовых решений (усуль аль-фикх). Ставшее стержнем мусульманской кон- цепции права, это учение исходит из того, что основными источниками права
    (фикха) являются Коран и сунна, которые либо непосредственно содержат конкретные правила поведения.
    На протяжении столетий сама доктрина непосредственно являлась ведущим источником мусульманского позитивного права. Имеется достаточно осно- ваний для вывода о том, что если исходные начала мусульманско-правовой теории носят преимущественно религиозный характер, то в самом позитив- ном М.п. как системе действующих юридических норм заметно преобладают рациональные моменты.
    Концепция исламского права является отличной от западной, в которой закон рассматривался как воля монарха или правителя, облеченная в правовую форму. Поскольку право в исламе носило частный, негосударственный ха- рактер, мусульманские правоведы II века Хиджры (мусульманской эры) пер- выми заложили основы правовой науки. К середине II века исламское право достигло такой ступени развития, что различные его отрасли стали разви- ваться в качестве самостоятельных правовых дисциплин, таких, как между- народное, административное, финансовое, процессуальное право. Это проис-

    66 ходило в тот период, когда в других странах практически не существовало четких концепций права как сферы, отличной от этики и политики.
    К началу II века ислама (VIII век нашей эры) эти независимые отрасли права получили дальнейшее развитие и вскоре уже четко отделились друг от друга под разными названиями. Однако их общей основой служил шариат. Соглас- но учению исламских правоведов, шариат – это всеобъемлющая, всесторон- няя правовая система, которая охватывает многообразие сторон жизни чело- века. Поэтому ее сфера значительно шире, чем у светского права. В исламе нет различия между религиозным и светским, между мирским и духовным.
    Это всеобъемлющий кодекс правил поведения, которым следуют люди во всех сферах жизни. Термин шариат означает некое собрание поучений Про- рока ислама, которое может быть выражено в виде Слова Аллаха, т.е. в Ко- ране, либо на примере поведения самого Пророка, т.е. в сунне.
    Шариат включает в себя божественные указания в трех сферах:
    1) общие правила, мировоззрение ислама. Они определяют позицию и поведение, придают всем действиям индивида осмысленность и целе- направленность;
    2) правила, определяющие внутреннее поведение человека, т.е. мир чувств и духовной деятельности;
    3) кодекс практического поведения гражданина в личной, семейной, общественной, экономической и других сферах жизни.
    Именно эта последняя часть шариата, известная под названием фикх, опре- деляется как исламское право. Оно основано на фундаментальных принци- пах, содержащихся в Коране, конкретизированных, дополненных и проде- монстрированных на конкретных примерах из жизни Святого Пророка.
    Наука фикх подразделяется на две основные области:
    1) корни или основы (усул – методология и принципы толкования Ко- рана);
    2) ветви или отрасли (фуру – позитивное право).

    67
    Развитие концепции фикха связано, прежде всего, с именем Мухаммеда ибн
    Идриса аш-Шафии (умер в 820 г.), который в трактате "ар-Рисала", вошед- шем в сборник Китаб ал-умм, изложил основы фикх-юриспруденции и впер- вые разработал достаточно четкие определения и систему источников фикх- права. Классическая теория исходит из того, что Коран и сунна Пророка яв- ляются основными источниками фикх-права, свод законов фикха, и называ- ется обычно исламским правом, которое охватывает всю человеческую дея- тельность во всех ее многообразных проявлениях.
    Мусульманские правоведы разделили содержание свода законов ислама на следующие области:

    правила и нормы, имеющие отношение к поклонению Аллаху;

    семейное право ислама;

    гражданское право в исламе или, используя термин фикха, зако- ны о сделках и регулировании взаимоотношений, также занимает в ис- ламском праве важное место;

    административное и конституционное право ислама;

    уголовное право ислам;

    процессуальное право ислама;

    международное право ислама также являлось достижением му- сульманских правоведов;

    правила, определяющие социальное поведение мусульман. Этот раздел права регулирует поведение, обычаи и взаимоотношения му- сульман в общественной жизни. В нем показывается, каких норм они должны придерживаться в пище, сексуальных отношениях, одежде и т.д.

    68
    Тема 8. Современное состояние и тенденции развития юридической
    науки за рубежом.
    Основные вопросы темы:
    1. Современные политические и правовые учения в западной Европе и
    США.
    2. Постмодернистские государственно-правовые идеи в Европе и США.
    Идеи "открытого общества". К.Поппер ("Открытое общество и его вра- ги") и Ф.Фукуяма ("Конец истории").Упразднение государства и "об- щество кочевников" Ж.Аттали. Обоснование перехода власти от госу- дарства к транснациональным корпорациям.
    3. Политико-правовые взгляды американских неоконсерваторов.
    4. Диспенсациализм и десакрализованное христианство.
    5. "Manifest Destiny" как обоснование глобальной роли США. Теории "экспорта демократии".
    1. Основные черты и тенденции развития современной западной политико- правовой идеологии определялись столетие назад. Составной частью этих процессов явился кризис классического либерализма, исключавшего вмеша- тельство государства в экономическую жизнь, демократизация общественной жизни в наиболее развитых странах конца XIX – начала XX в. Появление на европейском континенте первых фашистских режимов заставило теоретиков политико-правовой мысли внести существенные коррективы в классифика- цию форм государства. Наиболее влиятельными течениями в буржуазной со- циально-политической мысли XX в. являются неолиберализм и консерва- тизм, концепции плюралистической демократии, концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия. Левые направления и те- чения в современной идеологии представлены различными доктринами со- циализма, коммунизма и так называемым левым радикализмом (концепции "новых левых", левацкий экстремизм и т.п.). Противоположный полюс обра- зуют теории, получившие обобщенное название правого радикализма (фа- шизм и неофашизм, "новые правые", расизм). Формирование идей концепции

    69 социального государства и политики всеобщего благоденствия проходило параллельно с развитием социального законодательства в странах Западной
    Европы и США. Инициаторами реформ в области социального обеспечения, как правило, выступали левые силы – партии социалистической ориентации и профсоюзы.
    Идеи государства благоденствия и сам этот термин впервые появились в об- щественно-политической мысли Германии в 80-е гг. XIX столетия. Под по- литикой социального благоденствия в 40–50-е гг. понимали программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддерж- ки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам. Государ- ства благоденствия, согласно его концепции, обладают рядом общих призна- ков. Для государств социального благоденствия характерна тенденция к де- мократизации политической жизни. Более обстоятельно эту тему осветил американский социолог Даниел Белл в своей книге "Конец идеологии". Не- достатком современной политики, направленной на достижение обществен- ного благополучия, Д.Белл считал то, что она проводится в рамках отдель- ных государств. В некоторых концепциях эти идеи были соединены с пред- ставлениями о конвергенции социализма и капитализма как общественно- экономических систем. Экономический кризис 70-х гг. и последовавшие за ним события опровергли многие положения, содержавшиеся в теории госу- дарства благоденствия. В настоящее время она утратила целостный характер и развивается преимущественно в исследованиях, посвященных отдельным проблемам общественной жизни.
    2. Вышеназванные политико-правовые теории, в частности, в Европе и США сменили постмодернистские государственно-правовые идеи.
    Постмодерн – социологическая, историко-философская концепция восприя- тия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к тради- ционным реалистическим концепциям. Постмодернизм как специфическое явление в истории государства и права был выделен западными теоретиками

    70 в конце 1980-х гг. Понимание постмодернизма разработали французские фи- лософы-постструктуралисты: М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, опираясь на концепцию постиндустриальной цивилизации. Огромная палитра работ философов, правоведов государственно-правовой постмодернистской про- блематики в Европе и США скорее напоминают абстрактное мудрствовании.
    Об этом свидетельствуют следующие труды: "Открытое общество и его вра- ги" К. Поппера, "Конец истории" Ф. Фукуямы, "На пороге нового тысячеле- тия" Ж. Аттали и др.
    Карл Раймунд Поппер (1902–1994 гг.) – австрийский и британский философ и социолог. Один из самых влиятельных философов науки XX столетия. В работе К. Поппера "Открытое общество и его враги" (The Open Society and Its
    Enemies, 1945), анализировались скрытые тоталитаристские мотивы в учени- ях Платона, Гегеля и Маркса. Эта книга, которую Поппер называл своим "вкладом в военные действия", создала ему репутацию всемирно известного исследователя, который анализирует роль Платона, Гегеля и Маркса в фор- мировании идейной базы тоталитаризма, критикует претензии на знание "объективных законов" истории и радикальное преобразование общества на "научной основе", рассматривает его развитие со времен демократической античности до критики платонизма, марксизма, тоталитаризма ("закрытое общество"), историцизма и выступает в защиту демократии. В этом труде
    Поппер обосновывает идею "открытого общества" – общества, основанного на демократии и критическом мышлении индивидов. Постмодернистские государственно-правовые идеи развивал в своем творчестве и известный американский политолог и геополитик Фрэнсис Фукуяма. Его нашумевшая работа "Конец истории" (1989 г.) может рассматриваться не только как по- пытка дать критическое описание коммунистическому типу общества но и как прогноз на будущее. Акцент сделан именно на "исчерпанность" система- тических альтернатив Западу, ведь именно Запад, по мнению автора, в сего- дняшнем мире остается сообществом с превосходящим остальные своим ав- торитетом, и своей моралью, чем подтвердил свою приверженность ценно-

    71 стям лишь одного из существующих сообществ - западного. подверглась критике как идеалистическая и несколько упрощенная. Представитель пост- модернистских государственно-правовых идей, французский экономист, пи- сатель и крупный политический деятель Жак Аттали (р. 1 ноября 1943 г.) яв- ляется автором десятка известных книг, в которых он разбирает эволюцию современного общества, а также исследует сущность его экономической, по- литической, социальной и идеологической организации. В книге "Общество кочевников", согласно Аттали, глобализация порождает новую кочевую эли- ту, которая необходимо должна быть оторванной от своих национальных корней: осуществится упразднение государства, нищета по-прежнему будет сочетаться с богатством, но только уже в глобальном масштабе.
    3. Неоконсерватизм (англ. neoconservatism) – идеология той части консерва- тивных политиков в США, которые в начале 1970-х годов выступают за ис- пользование экономической и военной мощи США для победы над враждеб- ными к США режимами и установление в этих государствах демократии. К
    1980-м годам большинство неоконсерваторов поддержали политику прези- дента Рональда Рейгана по увеличению военных расходов и более жесткому противостоянию СССР, "войну против терроризма", отправку американских войск в Афганистан и вторжение в Ирак. Основные положения современной неоконсервативной концепции были изложены Уильямом Кристолом и Ро- бертом Каганом в 1996 году. Суть их была выражена в следующем: США призваны осуществлять "гуманную глобальную гегемонию" во всём мире на основе своего международного влияния и авторитета.
    4. Как известно, Библия продолжает оставаться священной книгой христиан- ского сообщества, занимает такое выдающееся, уникальное место, что ни од- на книга не может с ней сравниться. Такой особенный социальный статус
    Библии придает ее основным реалиям, феноменам, персонажам сакральный характер.
    Под сакрализацией (от лат. sacer – священный, обрядовый) понимается при- дание предметам, действиям или состояниям сознания человека сверхпри-

    72 родного и сверхсоциального значения, в результате чего они выводятся за пределы "естественных" связей и вовлекаются в связь с особым личностным, бесконечным и творящим началом, чаще всего – Богом. Процесс десакрали- зации является обратной стороной сакрализации и обозначает процесс куль- турно-исторического или рационально-личностного выведения сакральных предметов из вертикали Бог – мир.
    Десакрализация – это вид профанации, когда сакральный предмет вырывает- ся из всеобщей связи и умаляется до своего единичного состояния, библеиз- мы начинают обрастать новыми смыслами, порою прямо противоположными исходным. Именно эти механизмы используются в постмодернистских поли- тико-правовых теориях, паразитирующих на сложностях геополитических проблем современности.
    5. Англ. Manifest Destiny (явное предначертание или предопределение Судь- бы, а конкретнее: предопределенная Судьба Америки) - крылатое выражение, своеобразный политико-идеологичесвкий манифест, служащий для оправда- ния американского экспансионизма. Идея о предопределенной судьбе Аме- рики проходит через всю ее историю. Это - философия, охватывающая аме- риканскую историю в целом. Однако, в 1839 г. демократический лидер и влиятельный редактор по имени Джон О’Салливан попытался объяснить американское стремление к экспансии и оправдать претензии США на новые территории. Так возник термин manifest destiny, который стал самым акту- альным слоганом на протяжении американской истории: при осваивании ди- кого Запада, накануне испано-американской войны. Доктрина предопреде- ленной судьбы строилась на идее всеобъемлющей веры в американское куль- турное и расовое превосходство. Американский публицист Карл Шурц в ста- тье в 1893 году отразил мнение той части населения, которая выступала про- тив неограниченной экспансии США, что может оказаться угрозой целостно- сти самого государства и других государств мира. Это подтверждается реа- лиями современной международной политики США.

    73
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта