Комарова_А.И.История_и_методология_юридических_наук.. А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие
Скачать 1.26 Mb.
|
Тема 15. Проблема правопонимания. Основные вопросы темы: 1. Классификация понятий и понимание права О.Э. Лейста. 2. Нормативистская и социологическая теории правопонимания. 3. Легистский тип правопонимания. 4. Юридическое правопонимание: естественно-юридический подход, либертарно-юридический подход. 1. Проблемы правопонимания традиционно относились и относятся к числу наиболее важных в отечественной и зарубежной юридической науке про- блем, поскольку вопрос о понятии права – исходный, ключевой: в зависимо- сти от его решения понимаются и трактуются все иные правовые явления. Правопонимание - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целост- ному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представление о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов. Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы: важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления. В содержании правопонимания основу составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволения, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В истории правовой мысли сформировалось несколько подходов в понима- нии права. Каждая из существующих теорий имеет свои преимущества и не- достатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием че- ловеческого общества и свидетельствует о необходимости и социальной цен- ности права в жизни людей. 110 Правопонимание – это цельная, взаимосвязанная концепция правовых идей, обладающих особым набором свойств. Многие видные юристы и философы обращались к этому вопросу с древнейших времен. Типологию правопонимания, т.е. определенную классификацию различных видов трактовки права и их разбивку на однотипные (однородные) группы, можно проводить по разным основаниям (критериям). С точки зрения опре- деления предмета философии права существенное значение имеет выделение основных типов правопонимания. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исходить из того, что современ- ное развитие правопонимания происходит не само по себе, а в конкретно- историческом контексте, которые многие представители и юридических, и гуманитарных наук называют "постмодерн". Рассмотрим его. В связи с этим необходимо указать на два важнейших принципа современно- го, постиндустриального научного познания: принцип верификации и прин- цип фальсификации (Мах, Э. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн). Еще в 1975 г. профессор Е.А. Лукашева говорила о применимости разных подходов к пра- ву, об условности и ограниченности любого определения. В этом же ключе рассматривает проблемы правопонимания и профессор О.Э. Лейст, согласно которому каждое из правопониманий имеет свои основания, поэтому они существуют одновременно и имеют сторонников, каждая из концепций выражает реальную сторону права и служит его осуществлению. Более того, все понимания права столь же верны, сколь и оспоримы . Таким образом, можно сказать, что отсутствие общепринятых типов право- понимания – это не проблема, не свидетельство его кризиса, а необходимое условие существования права. 2. В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) пра- ва - норма права, правосознание, правоотношение -сформировались норма- тивистская и социологическая теории . Нормативный подход говорит, что право есть не что иное, как система норм, правил поведения, которые устанавливаются государством, т.е. все зависит 111 от государства. Такой подход господствовал в нашей стране в период с 1930- х по 90-е года. Нормативистская теория основана на представлении о том, что право - это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных ак- тах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с "основной нормой": право - формально- логическая основе правосознания граждан. Социологическая теория права зародилась в середине XIX столетия. Наибо- лее видными представителями социологической юриспруденции были JI. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматри- вает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. Критически же в этой теории надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно- гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права - интереса - с самим правом. Каждая из существующих теорий имеет свои преимущества и недостатки. Так, социологический подход сформировался преимущественно в 20 веке и в основном в американской правовой мысли. В соответствии с этим подходом право рассматривается не только как нормы, установленные государством, а скорее, как сами общественные отношения, складывающиеся в обществе, т.е. мерой всех вещей является общество. 3. Для легистского типа правопонимания характерно отождествление права (как определенной объективной сущности, независимой от воли и произвола официальной власти) и закона (как принудительно-обязательного установле- ния власти). Для легизма и в целом "юридического позитивизма" весьма характерны пре- небрежение правами человека и гражданина, апология власти и гипертрофия 112 ее нормотворческих возможностей. В новое время это обосновывает апологет абсолютистского государства Т. Гоббс. В дальнейшем такое правопонимание было взято на вооружение представи- телями различных направлений так называемого "юридического позитивиз- ма" (и неопозитивизма), который по существу является именно легистским позитивизмом (и неопозитивизмом). К основным идеям и положениям "юридического позитивизма" относятся трактовка права как творения власти, властная принудительность. Подобные представления в XIX в. развивали Д. Остин, Ш. Амос и др. в Англии, Б. Виндшайд, К. Гербер, К. Бергбом, П. Лабанд, А. Цительман и др. в Германии, Кабанту и др. во Франции, Е.В. Васьковский, А.Х. Гольмстен, Д.Д. Гримм, С. В. Пахман, Г.Ф. Шершеневич и др. в России. В ХХ в. этот подход представ- лен такими направлениями "юридического" неопозитивизма, как "реформи- рованная общим языковедением юриспруденция" В. Д. Каткова, "чистое уче- ние о праве " Г. Кельзена, "концепция права" Г. Харта и т.д. Своим приказом государственная власть порождает право - таково кредо данного типа правопонимания. В легистско-позитивистской трактовке за приказом государственной власти признаются магические возможности (выявление специфики права, его отли- чия от иных социальных норм и т.д.). 4. Для юридического типа правопонимания характерна та или иная версия различия права и закона. При этом под правом имеется в виду нечто объек- тивное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавли- вающей власти, то есть определенное, отличное от других социальное явле- ние. В рамках юридического правопонимания среди прочих существуют: Естественно-правовой подход. С точки зрения естественно- правового подхода, право – это право, извне преданное человеку и приоритетное к человеческим установлениям. 113 Либертарно-юридический подход, разработанный Нерсесянцем В.С. Согласно данному подходу под правом понимается нормативное выражение принципа формального равенства, под которым, в свою очередь, подразуме- вается единство трех компонентов: равной для всех нормы и меры, свободы, справедливости. Для сторонников юснатуралистского подхода естественное право как един- ственно подлинное, разумное, нравственное и справедливое право дано са- мой природой и коренится в объективной природе - в природе бога или чело- века, в физической, духовной или социальной природе, в "природе вещей" и т.д. В основе либертарно-юридического типа правопонимания лежит принцип формального равенства. Либертарно-юридическое правопонимание включает в себя не только пони- мание права (как сущности права, так и правового явления в форме правово- го закона), но и правовое понимание государства как институционально- властной формы выражения и действия принципа формального равенства, как правовой формы организации всеобщей публичной власти. В либертарно-юридической теории правопонимания и концепции философии права преодолены присущие юснатурализму и легизму антагонистические крайности и недостатки при трактовке проблем различения и соотношения правовой сущности и правового явления, права и закона. Данное принципиальное обстоятельство свидетельствует о том, что либер- тарно-юридический подход выражает теоретически более развитую, чем юс- натурализм или легизм, концепцию правопонимания и трактовки предмета философии права. Тысячелетний путь развития российского права не завершен. Российское право, как и российская государственность - это единый процесс с множе- ством нюансов. 114 В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функ- ции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и государство раз- виваются. 115 Тема 16. Проблема сущности в праве. Основные вопросы темы: 1. Применение категории сущности к познанию правовых явлений. 2. Сущность права. 3. Понятие и виды форм права. Соотношение сущности права и форм права. 1. Начиная с античных времён, человечество затрачивает громадные интел- лектуальные усилия ради того, чтобы познать сущность права, его природу и универсальный смысл. В настоящее время подходы к пониманию права рас- сматриваются с учётом противостояния двух глобальных традиций мировой правовой мысли, одна из которых представлена естественным правом, другая – юридическим позитивизмом. Противоречия данных традиций является зна- чительным в изучении правой идеологии. В связи следует остановиться на рассмотрении методологических проблем определения сущности права. В советской литературе под сущностью права понималась возведенная в закон воля господствующего класса. Т.е. сущность права рассматривалась как сущ- ность исторических типов права различных общественно-экономических формаций (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое право) и не давала общего определения понятия сущности права. Различение двух сущностей породило ряд затруднений. Можно утверждать, что имеет место тенденция бесконечного процесса углубления познания в области сущности права, а не существование нескольких сущностей права. При исследовании классовой сущности права речь идет обычно не столько о сущности, сколько о причинах возникновения права (оно возникло вместе с классовым делением общества) и о его содержании (право выражает пре- имущественно или исключительно волю и интересы политически господ- ствующей части общества). Понимание сущности права постигается не толь- ко изучением права в связи с местом человека среди других людей и их объ- единений, с особенностью всего комплекса социальных отношений, но и фи- лософией права. В соответствии с принципами философа И. Канта сущность 116 права может быть постигнута только философским разумом. В процессе ста- новления и развития гражданского общества сложились три основных под- хода понимания права – позитивно-нормативный, естественно-правовой и социологический. Есть и другая классификация подходов. Начало стабильно- го развития общества, государства, права повышает значение позитивного правопонимания. Несмотря на имеющиеся противоречия в основных подхо- дах, каждый из них является необходимым противовесом для других подхо- дов, не дающий впасть в крайность, уйти за пределы права к беззаконию и произволу. Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод: право это сложная для по- нимания нормативно-регулятивная система, имеющая множество пониманий, содержание которых зависит от доминирования в определенный период че- ловечества одной из фундаментальных правовых неразрывно связанных между собой уровней: правовой нормы (позитивно-нормативный подход), правового отношения (социологический подход) и правовой идеи (естествен- но-правовой подход). В рамках теории государства и права различают две стороны формы права – внутреннюю и внешнюю. Существуют различия между правом как мерой свободы (является показателем качества правопо- рядка) и правом как регулятором общественных отношений (является ин- струментом поддержания правопорядка. 2. Сущность права – главная, внутренняя, относительно устойчивая каче- ственная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании соци- альных ценностей, идей, определяющих природу права. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. Существующие в юридической науке под- ходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Основоположники философии, вы- дающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоци- альной справедливости: 117 Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота – это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справед- ливое – одно и то же. Право – есть справедливость, выраженная в реа- лизации разумно взвешенных интересов всех членов общества. Платон: "справедливость – это сочетание трех добродетелей – мудро- сти, мужества, умеренности. Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установ- лены в интересах нескольких человек". Аристотель: право – это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. В определении сущности права значительны два основных подхода: классо- вый и общесоциальный. Классовый подход: право это совокупность общеобязательных, формально определенных юридических норм выражающих волю определенного класса. Общесоциальный подход (общечеловеческий): право служит компромиссом различных социальных групп, выражает интересы всего общества в целом. Существуют и иные подходы: религиозный (в праве преобладают интересы религии); расовый подход (право выражает и защищает интересы одной ти- тульной расы). Проблемы сущности права активно обсуждаются в юридической науке. Это – основной вопрос правопонимания. В зависимости от ответа на него решают- ся все иные проблемы понятия, содержания и эффективности использования права. Причем актуальность исследования сущности права связана не только со сложностью глубинного теоретического анализа самого явления, его явно выраженной политической значимостью, но и динамикой сущности, ее трансформацией применительно к разным историческим условиям. Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни. 3. Понятие и виды форм права. Источники права. 118 Для начала следует отметить, что понятие "правовая форма" используется для обозначения связи права с иными социальными процессами. Вообще, под правовой категорией "форма права" подразумеваются определенные способы внешнего выражения права, а точнее конкретной правовой нормы. Назначе- ние формы права состоит в упорядочении содержания правовой нормы, при- дании ей государственно-властного характера. В рамках теории государства и права различают две стороны формы права – внутреннюю и внешнюю. Под внутренней формой права понимается сама структура права, система правовых элементов – нормативные предписания (норма права), институты права, отрасли права. Под внешней формой права понимается комплекс юридических источников, которые формально закреп- ляют правовые явления, а также тем самым позволяют ознакомиться с их ре- альным содержанием и пользоваться ими. Относительно внешней стороны формы права, т.е. комплекса юридических источников, в российской правовой системе утвердились следующие виды формы права: Правовой обычай – это одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. По своей природе правовой обычай как форма права довольно консервативен, т.к. он исторически предшествовал закону как правовому источнику. Правовой прецедент – это решение уполномоченного государ- ственного органа, которое принимается в качестве образца при после- дующем рассмотрении аналогичных судебных дел. К числу видов пра- вового прецедента относятся разъяснения Конституционного, Верхов- ного и Высшего Арбитражного Судов. Подобные разъяснения кладутся в основу разрешения конкретных юридических споров всеми нижесто- ящими судебными органами. Следует отметить, что правовой прецедент может быть как су- дебный, так и административный. 119 Договор с нормативным содержанием – это такой договор, кото- рый имеет правовое значение. Нормативные договоры получают рас- пространение во всех отраслях российского права. В теории правове- дения нормативные договоры подразделяются на следующие виды: внутригосударственные и международные; учредительные и обычные; типовые и текущие. Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке, со- держащий нормы права официальный акт-документ компетентного государственного правотворческого органа. Вообще, нормативно- правовой акт – это основная и наиболее совершенная форма права. Нормативно-правовой акт как юридический источник обладает следующими характерными чертами: исходит от государства, т.е. выражает государственную волю общества; его основное содержание составляют типичные нормативные предписания, которые обладают определенной юридической силой и устанавливают единый, государственно-властный порядок регулирова- ния юридически значимых общественных отношений; имеет строго определенную документально-письменную форму, а также использует только установленные символы и реквизиты, кон- кретную терминологию; принимается и осуществляется в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке; его реализация обеспечивается комплексом мер государственного правового воздействия. Понятие "источник права" подразумевает под собой истоки формирования права, систему факторов, которые предопределяют содержание и формы вы- ражения права. Вообще, в теории государства и права различают следующие виды правовых источников: 120 материальные источники права – данная группа источников за- ложена в системе объективных потребностей общественного развития; идеальные источники права – состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влия- нием многих юридически значимых обстоятельств; юридические источники права – это результат осознания обще- ственных потребностей, получивший закрепление в юридических (пра- вовых) актах. Кроме приведенной выше классификации, следует также отметить, что юри- дические источники права могут быть объективными и субъективными, а также главными и второстепенными (дополнительными). Основными юри- дическими источниками, в частности, являются Конституция, законы и иные нормативные акты, а в качестве второстепенного источника права использу- ется судебная практика. |