Комарова_А.И.История_и_методология_юридических_наук.. А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие
Скачать 1.26 Mb.
|
Тема 13. Классическая научная рациональность и юридическая наука (Новое время). Основные вопросы темы: 1. Натурфилософские основания теории общественного договора. Ме- тодологические рефлексии над научным пониманием и их отражение в учениях о праве. 2. Классическая научная рациональность и ее влияние на теории есте- ственного права. 3. Классическая научная рациональность и воспроизведение ее прин- ципов в нормативистской, социологической и инструменталистской теориях права. 1. Эпоха Нового времени ознаменована подлинным рассветом юри-дической мысли. Это было связано с общей модернизацией и рационализацией культу- ры и общества, вытеснением теологического мировоззрения юридическим. Правоведение Нового времени с полным основанием можно назвать наукой о праве, поскольку таковое: во-первых, окончательно порывает с теологией и твердо встает на рельсы рационализма; во-вторых, отказывается от умозри- тельных, спекулятивных построений и утверждает в качестве методологии исследования опытное познание; в-третьих, юридическая наука оформляется как социальный институт, на рационалистических началах перестраивается преподавание юриспруденции в университетах. Классический период в развитии юридической науки представлен именами: голландского юриста, правового мыслителя Гуго Гроция (1583-1648 гг.), ав- тора фундаментального труда "О праве войны и мира", заложившего основы классической юридической науки в целом и науки международного права в частности; английского теоретика права Томаса Гоббса (1588-1679 гг.), авто- ра работы "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского", создателя оригинальной теории общественного договора; английского правового мыслителя Джона Локка (1632-1704 гг.), автора рабо- ты "Два трактата о правлении", создателя концепции естественных неотчуж- 98 даемых прав человека, одного из зачинателей либерализма; голландского философа, теоретика права Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632–1677 гг.), ав- тора работ "Политический трактат", "Богословско-политический трактат", разработчика идеи народного суверенитета; французского правового мысли- теля Жана Жака Руссо (1712-1778 гг.), автора сочинений "Об общественном договоре", создателя оригинальной концепции общественного договора и народного суверенитета; французского правоведа Шарля Луи Монтескье (1689 -1755 гг.) автора фундаментальной работы "О духе законов", создателя теории разделения властей, основателя юридической социологии; и др. Рождение юридической науки стимулируется, с одной стороны, развитием философии права, с другой стороны, расширением юридической практики. Также главным отличием правоведения Нового времени является его направ- ленность на опытное познание. Ведущие ученые - юристы XVII – XVIII вв. Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо стояли на позици- ях эмпиризма, т.е. выстраивали свои теории на основе опыта. В Новое время происходит подготовленное многовековой историей интел- лектуальной культуры рождение научной рациональности. В современной философии науки сложилась традиция выделять три основ- ные типа научной рациональности, совпадающие с тремя этапами развития науки: классический, неклассический, пост-неклассический. В.С. Степин (1. Степин В. С. Вопросы философии. - №10, 2006, - С. 54-55), выделяя критерии разграничения исторических форм научной рационально- сти, отмечает, что классическая рациональность находит философско- методологическое обоснование в учениях мыслителей XVII –XIX века – от Френсиса Бэкона и Рене Декарта до Эрнста Маха. Неклассическая наука об- ретает философско-методологический фундамент усилиями мыслителей XIX – XX века от Эрнста Маха до пост-позитивизма. Пост-неклассическая рацио- нальность осмысливается современными историками и философами науки. Классическая наука базируется на идее синкрезиса (нерасчлененности) соци- ально-гуманитарного и естественнонаучного знания. 99 Основания классического научного рационализма складываются в эпоху ранних буржуазных революций (Нидерланды, Англия), в контексте такого широкого общественно-политического движения как Просвещение. Деятельностное отношение к миру требовало познания его природы и кон- струирования способов управления ею. Именно эти цели лежали у истоков интеллектуального движения, зачинателем которого стал Николай Коперник (1473-1543 гг.), а основными "идеологами" - Галилео Галилей (1564-1642 гг.), Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.), Френсис Бэкон (1561-1626 гг.), Рене Декарт (1596-1650 гг.), Исаак Ньютон (1643-1727 гг.). Речь идет о научной револю- ции. В качестве исходного принципа классической научной картины мира пози- ционировался натуроцентризм (от лат. natura – природа). Правоведение Нового времени с полным основанием можно назвать наукой о праве, поскольку таковое: во-первых, окончательно порывает с теологией и твердо встает на рельсы рационализма; во-вторых, отказывается от умозрительных, спекулятивных построений и утверждает в качестве методологии исследования опытное познание; в-третьих, юридическая наука оформляется как социальный институт, на рационалистических началах перестраивается преподавание юрис- пруденции в университетах. Классический период в развитии юридической науки представлен именами: голландского юриста, правового мыслителя Гуго Гроция (1583-1648 гг.); ан- глийского теоретика права Томаса Гоббса (1588-1679 гг.; английского право- вого мыслителя Джона Локка (1632-1704 гг.); голландского философа, теоре- тика права Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632–1677 гг.; французского право- вого мыслителя Жана Жака Руссо (1712-1778 гг.); французского правоведа Шарля Луи Монтескье (1689 -1755 гг. и др. Рождение юридической науки стимулируется, с одной стороны, развитием философии права, с другой стороны, расширением юридической практики. 100 Главным отличием правоведения Нового времени является его направленно- стью на опытное познание. Ведущие ученые - юристы XVII – XVIII вв. Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо стояли на позици- ях эмпиризма, т.е. выстраивали свои теории на основе опыта. Актуализация рационального, деятельностного отношения человека к миру была обусловлена кризисом традиционализма, наращиванием темпов модер- низации, накоплением креативных смыслов в культуре: речь идет о научной революции. 2. Вместе с тем, юридическая наука Нового времени имела свои особенности. Дело в том, что правоведение Нового времени развивалось под эгидой клас- сической научной парадигмы, в частности: натуроцентризма, механицизма, механистического детерминизма, методологического монизма, сциентизма, гносеологического объективизма. Центральный принцип классической науки натуроцентризм в юридической науке XVII-XVIII веков отливается в форму концепции естественного права. Под естественным правом понималась совокупность прав, правил, ценно- стей, продиктованных естественной природой человека и независимых от конкретных социальных условий и государства. Одним из основателей нововременной школы естественного права и класси- ческой юридической науки является Гуго Гроций, который полагал, что для придания юриспруденции научной формы, необходимо отделить в простран- стве права то, что возникло путем установления, от того, что вытекает из са- мой его природы. Гроций был убежден, что следует различать естественную, неизменную часть права - естественное право и волеустановленные формы права - божественное право, государственные законы, право народов. Концепция естественного права Гроция опирается не только на принцип натуроцентризма - стержень учения Б. Спинозы, Т. Гоббса Дж. Локка Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье но и на принцип рационализма. 101 Таким образом, основатели классической юридической науки стояли на по- зициях натуроцентризма. Именно этот прием был присущ классической юриспруденции. Методологический монизм – квалификация естественнонаучного метода как единственно истинного – существенная особенность юридического мышле- ния Нового времени. Естественное право проникает в пространство университетской юриспруден- ции. На смену авторитарному стилю преподавания, связанному с обращени- ем к римскому праву как нерушимой догме, приходит стремление установить и изложить принципы права, являющиеся выражением рациональных начал. На базе нового правопонимания учеными правоведами была осуществлена систематическая научная разработка основных начал, теоретической разра- ботки законодательства. В конце XVIII – начале XIX века в результате социальных изменений, накоп- ления значительной информации натуроцентрическая парадигма в юриспру- денции отходит на второй план, начинается процесс осмысления дисципли- нарной специфики юридической науки, т.е. специфики ее предмета, метода и т.д. Значительный вклад в развитии правовой науки сделали немецкие философы Иммануил Кант (1724-1804 гг.), основоположник теории правового государ- ства и Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.), создатель концепции гражданского общества. Гегель формулирует ряд важных методологических положений относительно изучения права. Осмысление специфики юридической науки, утверждение метода историко- сравнительных исследований осуществляется во многом благодаря деятель- ности представителей исторической школы права – Г. Гуго, Ф. К. Савиньи, Г. Ф. Пухты. Существенную лепту в дело развития юридической науки внес английский правовед, создатель политико-правовой доктрины утилитаризма Иеремия Бентам (1748 -1832 гг.), автор работ "Введение в основания нравственности и 102 законодательства", "Фрагмент о государственном правлении", "Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств" и др. Обретение юриспруденцией самостоятельного дисциплинарного статуса обычно связывают с деятельностью представителей юридического позити- визма: Джон Остин (1790–1859 гг.) в работе "Определение области юриспру- денции", утверждает, что юриспруденция как точная наука должна дистан- цироваться от доктрины естественного права, смешивающей понятия права с законами природы, нравственными нормами, религией. XVII – первая половина XIX века – этап классической науки для юридиче- ской науки является, с одной стороны, периодом отделения юриспруденции от философии и теологии, с другой стороны периодом ее дисциплинарного самоопределения: осуществляется взросление юридической науки, обретение ею теоретической зрелости и практической значимости. 103 Тема 14. Неклассическая и постклассическая научная рациональность и юридическая наука (конец XIX-XX вв.). Основные вопросы темы: 1. Неклассический этап развития юридической науки. Юридический позитивизм, его ценностные основания. 2. Принцип конвенционализма в науке и юриспруденции. Марсистско- ленинская критика принципов конвенционализма. 3. Школа естественного права. Наука права и догматическая юриспру- денция. 4. Научная парадигма, парадигма юридической науки. 5. Постмодернизм как явление культуры и как исследовательская пара- дигма юридической науки. 6. Альтернатива классического и неклассического правопонимания. Постнеклассический научныцй рационализм. 1. Неклассический этап развития юридической науки обусловлен становле- нием нового типа научной рациональности. В.С. Степин выделяет в истории науки глобальные научные революции, ко- торые могут приводить к изменению типа научной рациональности. В исто- рии науки, по убеждению Степина, можно обнаружить четыре такие револю- ции. Четвертая глобальная научная революция, в ходе которой рождается но- вая постнеклассическая наука, начинается в конце XX века (последняя треть XX столетия) и продолжается в наши дни. Неклассическая наука формирует- ся в эпоху достижения зрелости индустриальной цивилизации, ее вступления в состояние кризиса. На смену классическому капитализму приходит капита- лизм монополистический. Для ученого XX века смысл научной деятельности гораздо в меньшей степени, чем для ученого XVII века измеряется ее соци- альной пользой. Нововременному сциентизму противопоставляется антисци- ентизм, как реакция на преувеличение роли науки в обществе. Обретение юриспруденцией самостоятельного дисциплинарного статуса обычно связывают с деятельностью представителей юридического позити- 104 визма, выявления значения принципа конвенционализма, роли догматиче- ской юриспруденции в становлении правовой науки. Юридический позитивизм возник во второй половине XIX в. в Западной Ев- ропе и России (А. Меркель, Д. Остин, Г. Шершеневич) и основан на фило- софском позитивизме. Пришел на смену теории естественного права, отверг деление права на естественное и положительное. Позитивисты предприняли концептуальное обоснование формально- догматического метода как главного, общего метода теоретической юрис- пруденции и на этой основе выработали определенное формально- догматическое понимание права в целом. Из всех внешних факторов, оказы- вающих воздействие на право, "позитивисты" признали государство, суве- ренную политическую власть законодателя, издающего нормы права. "Позитивисты" создали юриспруденцию свободы, равноправия и т.п.: в юри- дическом позитивизме нашел свое логическое завершение взгляд на право как на первооснову социальной жизни. Позитивизм - заметное направление в понимании права в России, во многих странах (Германия, Франция. Становление такого подхода к праву принято связывать с именем Д. Остина (1790–1859 гг.), утверждающим в работе "Определение области юриспруден- ции": предметом юриспруденции должно быть позитивное право, устанавли- ваемое политически господствующим для политически подчиненного. 2. Принцип конвенционализма в юриспруденции основывается на сущности конвенционализма (от лат. conventio – договор, соглашение) как философ- ской концепции, согласно которой научные понятия и теоретические постро- ения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными. Марксистско-ленинская критика конвенционализма основана на диалетико- материалистической методологии познания действительности. В отличие от обыденного знания наука осваивает не случайные, поверхност- ные связи, а изучает общее и закономерное. Она проникает в сущность пред- метов и процессов, не ограничиваясь явлением. 105 В методологии материалистической концепции права право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое яв- ление: право – это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством. 3. В рамках школы естественного права были разработаны категории есте- ственного состояния, общественного договора, разделения властей, заложен теоретический фундамент концепции народного суверенитета. Но централь- ное место, разумеется, принадлежит учению о естественном праве. Под естественным правом здесь понимается совокупность основополагаю- щих принципов и прав, вытекающих из самой природы человека и не зави- сящих от социальных условий. Сам по себе термин " естественное право " неразрывно связан с чрезвычай- ной популярностью естественных наук в Новое время и с тем, что естествен- нонаучная методология становится базой и для общественных наук. Нераз- рывна связь категории естественного права с требованием формального ра- венства: " естественное право " подчеркивает переход к новой структуре об- щества в европейских странах. Отношение правоведения к основным методологическим традициям, в том числе и к естественному праву высветило проблему науки права и догмати- ческой юриспруденции, сосредоточившей внимание на том, что догма права – это понятие юридической науки, означающее, во-первых, всю совокуп- ность существующих на данный момент в государстве правовых норм, то есть позитивное право в его данности, вне зависимости от каких-либо субъ- ективных оценок и критики, во-вторых, деятельность юристов по системати- зации, описанию и логическому истолкованию позитивного права, выявле- нию его основных принципов. 4. Парадигма научная (от греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных иссле- дований. Понятие П. получило широкое распространение после выхода в 106 свет книги американского историка науки Т. Куна "Структура научных рево- люций" (1962). Парадигмы юридической науки – "базис" знаний, интегрирующий в себе тео- рии государства и права, концепции, способы действия в юридической науке, модель, образец решения исследовательских задач правовой действительно- сти. 5. Постмодернистское мировидение характеризуется расплывчатостью и не- определенностью. Неотъемлемой его частью является представление о мире как разветвленном, бессвязном и бесформенном явлении, которое пролонги- руется за счет утверждения плюрализма и эклектизма как основополагающих принципов концептуализации. В постмодернистском видении задача человеческого разума отнюдь не сво- дится к реконструкции некоего, существующего в мире порядка, познание рассматривается как конструирование, интерпретация мира. Постмодерн утверждает идею автономии познающего разума, относительно любых уже сложившихся ценностно-смысловых систем, определяя его главную цель и ценность как смыслопорождающее творчество. Культура постмодерна, с ее ярко выраженным креативным началом, является неким важным смысловым контекстом. При рассмотрении постмодерна как исследовательской парадигмы необхо- димо исходить из того, что современное развитие правопонимания происхо- дит не само по себе, а в конкретно-историческом контексте, которые многие представители и юридических, и гуманитарных наук называют "постмодерн". В итоге становится важен не результат, а исследовательский процесс. А по- скольку современное правопонимание не может существовать вне современ- ного культурно-исторического контекста, то все вышесказанное характерно и для современной теоретической юриспруденции. 6. Неклассическая юридическая наука неотделима от принципов теоретиче- ской методологического плюрализма. 107 Процесс воплощения в юридическую науку принципов неклассической и пост-классической научной рациональности многоаспектен и обусловлен ее содержанием. Основания пост-неклассического научного рационализма формируются в контексте глобализации. Пост-неклассическая наука основывается на синте- тической научной картине мира. Пост-классическая научная культура выдви- гает идеалы метапарадигмальности научного познания, его теоретического и методологического универсализма. Специфика пост-неклассического понимания детерминизма этим не ограни- чивается, она также заключается пересмотре роли субъекта познания или во- обще человека в процессе эволюции мира. Пост-неклассическое видение глобальной эволюции заключается в том, что человеческое действие представляется не только включенным в мировую си- стему, но и способным влиять на ее развитие. Научное познание начинает рассматриваться в контексте его социальных по- следствий, соответственно требует соотнесения с гуманистическими ценно- стями. В конце XIX начале XX столетия широкое распространение получают ирра- ционалистические умонастроения, связанные с кризисом буржуазного обще- ственного порядка. Теоретическую форму эти умонастроения получают в философии Ницше, Шопенгауэра, Кьеркегора и др. Неклассическая наука преодолевает присущий классической науке дисци- плинарный синкретизм. Многообразие трактовок правой реальности рождает проблему ее целостно- сти и, соответственно, целостности объекта юридического познания. Про- блема целостности правовой реальности решается посредством введения принципа дополнительности . Таким образом, право определяется неклассической юриспруденцией как сложный, обладающей многоуровневой организацией, внутренне неоднород- ный объект. 108 В отличие от классической юридической науки, где право рассматривалось как статичный механизм, неклассическая юриспруденция позиционирует право как процесс. Помимо этого становление пост-неклассической науки связано с достижени- ем такой, следующей за индустриальным обществом ступени развития циви- лизации, как постиндустриальное - информационное общество. Итак, в своем развитии научный рационализм проходит три стадии: класси- ческую, неклассическую и пост-неклассическую. Сопоставление основных мировоззренческих идей и теоретико-методологических принципов, форми- рующихся на этих стадиях, позволяет выявить некоторый алгоритм истории научной рациональности. |