Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 6. Идеи права в классической немецкой философии. Истоки марк- систской концепции права.

  • Комарова_А.И.История_и_методология_юридических_наук.. А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие


    Скачать 1.26 Mb.
    НазваниеА. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие
    Дата11.04.2023
    Размер1.26 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКомарова_А.И.История_и_методология_юридических_наук..pdf
    ТипУчебное пособие
    #1052983
    страница4 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    Тема 5. Развитие идей права в учениях Нового времени и эпохи Просве-
    щения.
    Основные вопросы темы:
    1. Юриспруденция Нового Времени. Изменение концепции правопо- нимания и ее влияние на методологию права.
    2. Развитие теории естественного права как общефилософского направления юридической науки.
    3. Методы юридического и философского познания Нового времени.
    (М. Фуко).
    4. Юридическое образование в эпоху Нового времени.
    1. Правовая наука Нового времени, охватывающего XVII–XIX вв., характе- ризуется интенсивным развитием всех ее отраслей и превращением в разви- тую систему общих и отраслевых знаний о закономерностях функциониро- вания и развития государства и права. Она полностью обособляется от фило- софии и богословия и образует самостоятельную систему научных знаний.
    Правоведение приобретает статус социальной, общественной науки, при- званной исследовать процессы функционирования и развития государства и права и вырабатывать обоснованные рекомендации о путях совершенствова- ния политико-правовой практики, способствовать прогрессивному развитию общества и государства. Ее ведущими компонентами становятся общая тео- рия государства и права, история государства и права, а также науки граж- данского, административного, уголовного, финансового и иных отраслей права. Интенсивное развитие правовой науки объективно обусловлено про- цессами, связанными с переходом государственной власти из рук феодалов в руки буржуазии как экономически господствующего в этом обществе класса.
    Чтобы успешно решить эти проблемы, правоведам пришлось:

    изменить свои философские воззрения;

    модифицировать представления о сущности государства и права и их роли в жизни общества;

    49

    дополнить систему правовой науки рядом новых отраслевых наук конституционного, административного, финансового права;

    создать развитую систему внутринационального права.
    2. Начиная с эпохи Просвещения в Западной Европе умами философов овла- девает новое учение – рационализм, согласно которому основой бытия явля- ется не Бог, а разум человека. Наиболее полное обоснование это учение по- лучило в работах Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Спинозы и нашло благодатную почву в трудах виднейших представителей теории естественного права: Г.
    Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка. Правовая наука полностью обособляется от философии и богословия и образует самостоятельную систему научных зна- ний. Правоведение приобретает статус социальной, общественной науки, призванной исследовать процессы функционирования и развития государ- ства и права и вырабатывать обоснованные рекомендации о путях модифи- кации, совершенствования политико-правовой практики, способствовать прогрессивному развитию общества и государства. Ее ведущими компонен- тами становятся общая теория государства и права, история государства и права, а также науки гражданского, административного, уголовного, финан- сового и иных отраслей права. Основополагающий тезис теории естественно- го права о наличии естественных прав человека, имеющих приоритет перед волеустановленным правом государства, и обязанности государства следо- вать нормам естественного права послужил теоретической основой дальней- ших революционных преобразований правовой науки, государственной вла- сти и юридической практики.
    Правовое государство, обоснованное в работах И. Канта и Г. Гегеля, и по настоящее время выступает идеалом и конечной целью любого демократиче- ского государства.
    В этот же период государства Западной Европы начинали отказываться от применения римского права и создавать собственные кодифицированные ак- ты в сфере частного права. Пример этому подала Франция, подготовив и приняв Гражданский кодекс, который был воспринят в Бельгии, Нидерлан-

    50 дах, Италии, Польше. Однако Германия, а вслед за ней и другие страны раз- работали и приняли свои гражданские кодексы. Под лозунгами равноправия и свободы были проведены буржуазные революции в Нидерландах, Англии, во Франции и в других странах Западной Европы, приведшие к устранению сословных различий между членами гражданского общества, освобождению крестьян от крепостной зависимости, законодательному закреплению фор- мального равенства всех членов общества. Таким образом, законотворческая деятельность, ориентированная на формирование национального публичного и частного права, стала одним из важнейших направлений деятельности гос- ударств Западной Европы, а наличие развитой системы права – одним из зна- чимых показателей высокой правовой культуры общества и государства.
    3. Интенсивное развитие правовой науки объективно обусловлено процесса- ми, связанными с утверждением буржуазного общества и переходом госу- дарственной власти из рук феодалов в руки буржуазии как экономически господствующего в этом обществе класса. В этих условиях правовая наука должна была обосновать правомерность претензий буржуазии на государ- ственную власть.
    Чтобы успешно решить эту проблему, правоведам пришлось:

    изменить свои философские воззрения;

    модифицировать представления о сущности государства и права и их роли в жизни общества;

    дополнить систему правовой науки рядом новых отраслевых наук конституционного, административного, финансового права;

    создать развитую систему внутринационального права.
    По мере упрочения статуса буржуазных государств в качестве органа управ- ления делами общества и формирования системы буржуазного права, рево- люционная направленность и излишний демократизм теории естественного права становятся обременительными для государственной власти. В свою очередь, ученые-юристы не избежали соблазна оказать действенную помощь государству, создав в начале XIX в. позитивистскую теорию права, в основе

    51 которой лежало понимание права как любого властного веления государ- ственной власти, направленное на создание нормативных установлений. Од- ним из первых критиков теории естественного права был английский фило- соф и юрист И. Бентам (1748–1832), по убеждению которого правом являют- ся повеления и запреты, установленные государством, тогда как естествен- ные права представляют собой не более чем "анархические софизмы" дей- ствующего законодательства.
    Политико-правовая мысль уже в XIX в. преодолела позитивизм как консер- вативное правовое течение и разработала ряд доктрин, позволяющих более глубоко и точно раскрыть действительную сущность права. Практически од- новременно с позитивизмом в Европе основоположниками марксизма К.
    Марксом и Ф. Энгельсом были заложены основы материалистической теории права, раскрывающие генезис становления и развития права как социального явления и закономерности его функционирования в современном обществе.
    Обоснованная критика позитивистской теории права давалась и другими правовыми теориями, возникшими в Новое время, в том числе представите- лями социологической теории права, философии права, психологической теории права, тем не менее позитивистская теория права, поддерживая госу- дарство, неизменно сохраняла и по настоящее время сохраняет свое лидер- ство как по числу признающих ее правоведов, так и по интенсивности воз- действия на политико-правовую практику. В условиях Нового времени пра- вовая наука развивалась не только за счет теории государства и права. Одно- временно шло интенсивное развитие отраслевых юридических наук как вширь, так и вглубь, обусловленное закреплением конституционных основ буржуазного государства, разделения государственной власти на три ветви
    (законодательную, исполнительную, судебную) и господства права. Появи- лись новые отрасли публичного права: конституционное, административное, финансовое, муниципальное право – что, в свою очередь, потребовало обра- зования соответствующих отраслей правовой науки. В конечном итоге си- стема права и система правовой науки приобрели практически современный

    52 вид, большинство отраслей права и соответствующих отраслей науки, уже существовавших или возникших в этот период, действуют по настоящее вре- мя.
    4. Чтобы успешно справиться с процессами формирования национального позитивного права и обеспечить его эффективное действие, в том числе в сфере правосудия, государства вынуждены стимулировать развитие правовой науки и создавать образовательные учреждения для подготовки высококва- лифицированных юридических кадров. В Новое время формировалась си- стема юридического образования, которая с некоторыми изменениями дей- ствует и сегодня. Основной кузницей юридических кадров стали юридиче- ские факультеты университетов, при этом юридическое образование осво- бождалось от опеки церкви и выделялось из системы философского образо- вания. Учебные планы университетов основной акцент делали уже не на изу- чении римского права, а на анализе национального законодательства. К нача- лу XX в. юридическая наука представляла собой обширную систему знаний о праве, истории его возникновения и развития, его современном состоянии, практике реализации норм права в конкретных отношениях. Немало в ней имелось предложений о путях совершенствования общества, государства и права в ближайшей и отдаленной перспективе.

    53
    Тема 6. Идеи права в классической немецкой философии. Истоки марк-
    систской концепции права.
    Основные вопросы темы:
    1. Эмпирическое учение о позитивном праве И. Канта. Метафизика И.
    Канта: основные постулаты.
    2. "Деятельностная" диалектика Иоганна Фихте.
    3. Учение о праве Гегеля. Понятийное единство права и государства по
    Гегелю. Аналитическая юриспруденция.
    4. Типология права и государства марксистов.
    1. И. Канта по праву называют философом свободы, который проложил но- вые начала развития и определил направление юридико-политической мысли
    XIX века. Учение о праве Кант в основном изложил в работах: "Основы ме- тафизики нравственности" (1785); "Критика практического разума" (1788);
    "К вечному миру" (1795) и "Метафизика нравов в двух частях" (1797), где он с позиций "практического разума" дает рационалистическое обоснование учения о праве и государстве, о нравственном законе – законе должного, ко- торый называется у Канта категорическим императивом. Это – постулат мо- рального сознания, он никак и ниоткуда не выводится, а должен жить в душе каждого человека. Принцип приоритетности неотчуждаемых прав личности и положение о необходимости их законодательного закрепления (в юридиче- ском законодательстве) вытекают из всей этико-правовой концепции Канта, в основе которой безусловные, императивные категории: веления или запреты.
    Важное значение Кант придавал проблеме правопонимания и ее формули- ровке: правовой закон гласит, что поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сооб- разной со всеобщим законом. Под естественным правом Кант подразумевает естественные, прирожденные права личности, различает три правовые кате- гории: первая – естественное право, т.е. совокупность нравственных норм, или принципы, продиктованные практическим разумом; вторая – положи- тельное право, основанное на воле законодателя, которое должно соответ-

    54 ствовать естественному праву, т.е. требованиям категорического императива, и плюс сила принуждения; третья – справедливость, т.е. совокупность притя- заний индивида, не обеспеченных принуждением. Свобода, по Канту – это независимость от принуждающего произвола другого. Позитивное право должно соответствовать прирожденному. Право Кант разделяет на частное и публичное. Рассматривая их соотношение, он выступает как сторонник от- граничения гражданского общества от государства. Основным признаком права Кант считает формальное равенство: в гражданском обороте люди вы- ступают как лица, формально равные. Публичное право регулирует отноше- ния лиц как граждан. По Канту, главным в этих отношениях является право народа участвовать в принятии конституции. Но для соблюдения права необ- ходимо принуждение, а претворение принуждения Кант связывает с государ- ством. Отсюда Кант выводит идею правового государства, где соблюдены требования категорического императива.
    Кант различает гражданское общество и государство. Всемирная история представляется Канту историей прогресса человеческого рода вплоть до до- стижения цели всемирной истории – наисовершеннейшего государственного устройства. В основе учения Канта о праве и государстве лежит постулат: поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть в то же время прин- ципом всеобщего законодательства. Главную цель учения о государстве и праве Кант видит в том, чтобы поднять, возвысить право из мерзости окру- жающего его бесправия. Государство, по Канту, должно быть органом защи- ты прав личности.
    Право Кант разделяет на частное и публичное. Отсюда Кант выводит идею правового государства, где соблюдены требования категорического импера- тива. Либеральные традиции кантовского учения о правах и свободах чело- века и гражданина, идеи Канта о правовом государстве и правовом законе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации общества.

    55 2. Иоганн Фихте (1762–1814) немецкий философ. Фихте создал оригинальное субъективно-идеалистическое учение, согласно которому история - это диа- лектическая и активное взаимодействие абсолютного "Я" (самосознания че- ловечества) и индивидуального "Я" отдельного человека. На первый план
    Фихте выдвигает "практическую" философию - вопрос обоснования возмож- ности и пути достижения человеческой свободы, установление "справедли- вого" государственного устройства. Опираясь на жизненный опыт человека,
    Фихте предлагает отличать и противопоставить реальные события, происхо- дящим лишь в воображении. Философская система Фихте основывается прежде всего на признании активной практически-деятельной сущности че- ловека. Исходное понятие системы Фихте - "Я" выступает как творец всего сущего и одновременно как создатель знания о нем.
    Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъектно-деятельностного начала над естественным. Природа, по Фихте, существует ради того, чтобы образовывать возможности самореализации "Я". В конечном счете "Я" осва- ивает "не-Я" и достигает тождества с самим собой. "Не-Я" выступает как объект, который ограничивает свободу "Я" (культура, природа). Через пре- одоление этого препятствия происходит совершенствование "Я". Третий акт -
    "Я есть Я и не-Я" (синтез) - снятие противоположности субъекта и объекта, утверждения их тождества. Однако такое тождество не может быть достиг- нуто в течение конечного времени. Она является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество. Поэтому свою философию Фихте называет философской педагогикой, что ставит че- ловека "на свои собственные ноги" Не случайно, чувства, связывающего дея- тельность и свободу, называется совестью. Совесть не ошибается, является судьей всех убеждений. Требование поступать так, а не иначе, предъявляе- мым человеком (Я) к самому себе, основывается на ответственности и долга.
    Жизненный путь человека должен быть моральным, так опознавательными свойствами человека есть сознание и воля в их единстве. Ни один индивид не рождается нравственным, а должен себя таким сделать. Фихте утверждал,

    56 что наше назначение в обществе – это общее совершенствование, совершен- ствование самого себя посредством свободно использованного влияния на нас других.
    3. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) – гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху во всей истории философской и политическо-правовой мысли. В наиболее цельном и систематическом виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в "Фи- лософии права" (1820) – одном из самых значительных произведений в исто- рии политических и правовых учений.
    Философия права – важная составная часть всей гегелевской системы фило- софии, основная задача которой – научное познание государства и права. По
    Гегелю, система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию "особых прав" (от абстрактных его форм до конкретных).
    Более конкретное "особое право" первичнее абстрактного. На вершине иерархии "особых прав" стоит право государства. Гегель различает граждан- ское общество и политическое государство
    Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое госу- дарство, по Гегелю, являются; законодательная власть, правительственная власть и власть государя. Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Фило- софско-правовое учение Гегеля оказало заметное влияние на становление аналитической юриспруденции (юридической догматики, юридического по- зитивизма) – одной из первых в истории специальной общественной (гума- нитарной) науки, на последующее развитие политико-правовой мысли, на практическую правовую деятельность.
    4. Критерием типологии права и государства, позволяющим выявить и зако- номерные связи этих явлений как во времени, так и среди существующих государств и их правовых систем, согласно Марксу и Энгельсу является по- нятие "общественно-экономической формации". Под последней подразуме- вается исторический тип общества, основанный на определенном способе

    57 производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется по объективным причинам путем ниспровержения устаревших и установления новых, соответствующих достигнутому уровню развития производительных сил. Рабовладельческой, феодальной, буржуаз- ной, социалистической общественно-экономическим формациям соответ- ствует конкретный исторический тип государства и права.
    Рабовладельческое государство было орудием рабовладельцев, выполнявших функции защиты их собственности, захвата чужих земель и обращения насе- ления завоеванных земель в рабство. Феодальное государство и право при- шли на смену рабовладельческому, выступало мощным средством защиты сословных привилегий феодалов, их права собственности на землю, на вла- дение крепостными крестьянами и присвоение большей части произведен- ных ими материальных благ. Оно закрепляло жестокие, изуверские меры наказания преступников.
    В ходе буржуазных революций в XVI-XIX вв. феодальный тип государства и права заменяется на буржуазный, основанный на частной собственности на средства производства. Буржуазное государство продолжало такие функции феодального государства, как захват чужих территорий, удержание в пови- новении эксплуатируемых. Буржуазное право, будучи выразителем воли буржуазии, закрепляет выгодные ей порядки. Социалистическое государство и право приходят на смену буржуазному и основываются на общественной собственности на средства производства при плановом распределении госу- дарством благ, влечет к ликвидации класса эксплуататоров и эксплуатации человека человеком, предоставляет широкие социально-экономические права трудящимся, политическую власть рабочему классу и всем трудящимся при авангардной роли коммунистической партии.
    Наиболее прогрессивной формой жизнедеятельности людей, согласно марк- сизму, является коммунистическое общество, существующее без государства и права. Это безгосударственный, бесклассовый, бесправовой социальный организм, саморегулирующийся на основе высокого коммунистического со-

    58 знания и морали. Переход от одного исторического типа государства и права к другому совершается в ходе социальных революций, представляющих не- обходимый и закономерный этап в развитии общества.

    59
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта