Главная страница

Методология. А. М. Новиков д. А. Новиков методология


Скачать 3.22 Mb.
НазваниеА. М. Новиков д. А. Новиков методология
Дата17.03.2022
Размер3.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМетодология.pdf
ТипДокументы
#401829
страница44 из 49
1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   49
Глава 7. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По ходу изложения материала настоящей работы нам уже приходилось неоднократно сравнивать отдельные аспекты организации различных видов деятельности. Здесь же, в данной главе, мы попытаемся провести такое сравнение сис- темно, в логике основных положений, изложенных в нашей работе, а именно, рассмотрев основные характеристики, логическую структуру и организацию процесса деятельности
(его временнýю структуру), что, в частности, отражено в
Табл. 15 – Табл. 17.
Из этих таблиц видно, что, во-первых, организация и на-
учной, практической и художественной деятельности пред- ставляет собой целостные системы с четко определенными логической структурой, характеристиками и процессом осу- ществления. Во-вторых, что структурные компоненты орга- низации этих трех видов деятельности, в основном, едины. В- третьих, что содержание этих компонентов зачастую совпа- дает, а в других случаях имеет свою специфику. И все они укладываются в логику современного проектно- технологического типа организационной культуры.
Наиболее принципиальным различием в организации на- учной и практической деятельности является, наверное, то обстоятельство, что в научно-исследовательской деятельно- сти нельзя однозначно определить в каждом конкретном проекте ее цель. Новое научное знание должно появиться лишь в результате этой деятельности, в результате реализа-

594
Глава 7
ции проекта. Более четко определяется исходный материал – те научные знания, которые уже накоплены к моменту начала научного исследования. Возникает как бы парадокс: для того, чтобы организовать деятельность, организовать научно- исследовательский проект, необходимо иметь конечную цель как нормативно заданный результат деятельности, результат реализации проекта. Но в таком виде в научном исследовании цель нормативно задана быть не может. В связи с этим цель научного исследования формулируется, как правило, некон- кретно, в глаголах, так сказать, несовершенной формы: ис- следовать, сформулировать и т.д.
В практической деятельности также, как правило, не да- ется конкретных и определенных представлений о результате деятельности, результате реализации того или иного проекта.
Однако требования к результату всегда таковы, что прибли- жают его хотя бы к такому уровню определенности, при котором уже можно принимать решение о реализуемости и новизне проекта. Последний всегда можно соотнести с пред- шествующими образцами, близкими по типу и масштабам, или с реальным состоянием рассматриваемого процесса.
В целом, наука и практика в современных условиях раз- вития общества в отношениях друг к другу стали подобны противоположным полам, необходимым для воспроизведения потомства – дальнейшего развития цивилизации.
В науке знание о том, что именно мы не знаем, быть мо- жет, не менее важно, чем само позитивное знание. Правда, вокруг таких результатов часто возникает атмосфера непри- ятия. Ведь даже физики, говоря, что отрицательный результат
тоже результат, чаще желают просто утешить коллегу- неудачника, а сам отрицательный результат стараются обхо- дить стороной. Однако в науке сложность из-за непонимания расценивается, как правило, как временно неустранимое и терпимое явление. А сам исследователь чаще всего в любой момент может «сманеврировать» – сменить предмет или метод исследования и т.д.

Сравнительный анализ организации ...
595
В практической же деятельности сложность из-за непо- нимания чаще всего расценивается как неприемлемый вари- ант, ведущий к недопустимой отсрочке решения той или иной проблемы. И практикам, как правило, проблемы приходится решать «в лоб». Не потому ли управленцы в любой области практической деятельности сплошь и рядом прибегают к интуитивным и волевым решениям, зачастую неудачным. И не из-за отрицательного ли опыта (в целом) таких решений в последнее время наблюдается быстрое сближение образа мышления управленцев, других практических работников и ученых, повышение роли научных методов в практической деятельности.
Об этом, в частности, свидетельствует произошедший за последние годы огромный (в несколько раз) рост числа кан- дидатских и докторских диссертаций, защищаемых специа- листами-практиками, в первую очередь руководителями фирм, предприятий учреждений и работниками органов управления.
С другой стороны, и наука в последние десятилетия уст- ремилась к практике, стала с ней сближаться. Появилось даже новое понятие – «практикоориентированная наука». И, оче- видно, процесс взаимного сближения науки и практики явля- ется одним из характерных признаков нашего времени.
Если теперь обратиться к художественной деятельности, то по сравнению с научной и практической деятельностью здесь мы имеем относительно большую свободу выбора ху- дожником целей своей деятельности (кроме артистов), ог- ромное многообразие форм, методов и средств деятельности, и, в то же время, существенную неоднозначность критериев оценки результатов деятельности.
Перейдем теперь к сравнению методологии этих трех рассмотренных видов деятельности с методологией учебной деятельности.
Как видно из Табл. 15 – Табл. 17, организация учебной деятельности принципиально отличается от организации научной, практической и художественной деятельности.

596
Глава 7
Действительно, если эти три вида деятельности являются трудовыми, профессиональными деятельностями, то учебная деятельность имеет совсем другую природу – она направлена не на предмет, а на самого субъекта, «на себя». В учебной деятельности наличествуют все типы организационной куль- туры: традиционная, ремесленная, научная (профессиональ- ная), проектно-технологическая. В то же время, обращает на себя внимание тот факт, что в учебной деятельности много компонентов, сходных с научной деятельностью, особенно в части методов. Это понятно – ведь даже этимологически
«учение» и «ученый» – слова однокоренные. И та и другая деятельность направлена на освоение нового – объективно нового научного знания в первом случае, и субъективно но- вого опыта во втором. Научная деятельность органически связана с учением – как только ученый перестает учиться, он перестает быть исследователем.
Ну и совершенно обиняком от организации всех этих че- тырех видов деятельности находится организация игровой деятельности. Последняя является видом непродуктивной деятельности и направлена на процесс. Кроме того, она стро- ится преимущественно на традиционном типе организацион- ной культуры.
Следует отметить, что составление сводных таблиц типа
Табл. 15 – Табл. 17 является довольно удобным методом анализа. Во-первых, для самих авторов – в процессе состав- ления таблиц им пришлось уточнять многие позиции в тексте книги. Во-вторых, наверное, и для уважаемого Читателя – эти таблицы делают сразу наглядным, обозримым все основное содержание данной работы.

Табл. 15
Характеристики деятельности
Характе-
ристики
Организация
научной
деятельности
Организация
практической
деятельности
Организация
художественной
деятельности
Организация
учебной
деятельности
Организация
игровой
деятельности
Особенности деятельности
1. Ограниченность цели научной работы; цель ставится заблаго- временно;
2. Преемственность исследований;
3. Строгость поня- тийно- терминологическо- го аппарата;
4. Обязательность публикации резуль- татов;
5. Плюрализм научных мнений;
6. Коммуникативно сть научной дея- тельности (комму- никации в науке);
7. Внедрение результатов в практику.
1. Уникальность и непредсказуемость, наличие свободы воли;
2. Адаптивность;
Способность к целеобразованию, цели продуктивной деятельности фор- мулируются в процессе самой деятельности;
4. Способность противостоять разрушительным тенденциям; самоор- ганизация, самораз- витие.
1. Наличие специфических способностей;
2. Синкретизм
(интегратив- ность) деятель- ности;
3. Личностный тип отражения;
4. Свобода выбора цели;
5. Высокая степень риска неудачи.
1. Направленность на освоение других видов деятельности;
2. Направленность на самого себя, на субъек- та;
3. Постоянная иннова- ционность;
4. Ограниченность свободы воли;
5. Влияние возрастной сензитивности;
6. Последовательное освоение способов деятельности, свойст- венных всем типам организационной культуры;
7. Соответствие образовательным парадигмам того или иного исторического периода.
1. Свободная деятельность;
2. Выход из рамок реальной жизни;
3. Наличие специфических рамок простран- ства и времени;
4. Эмоциональное и волевое напря- жение;
5. Наличие правил;
6. Обособленност ь и таинствен- ность;
7. Наличие явления «заигры- вания», «плена» игры, азарта;
8. Добровольное объединение людей в ассоциа- ции, команды.

Характе-
ристики
Организация
научной
деятельности
Организация
практической
деятельности
Организация
художественной
деятельности
Организация
учебной
деятельности
Организация
игровой
деятельности
Принципы деятельности
Принципы научного познания:
1. Принцип детер- минизма;
2. Принцип соот- ветствия;
3. Принцип допол- нительности.
1. Принцип иерар- хичности;
2. Принцип целост- ности;
3. Принцип комму- никативности;
4. Принцип исто- ричности;
5. Принцип необхо- димого разнообра- зия.
1. Принцип отражения и выражения;
2. Принцип отражения и преображения
1. Принцип трансляции культуры;
2. Принцип социализа- ции;
3. Принцип последова- тельности;
4. Принцип самоопре- деления.
1. Принцип отражения и преображения;
2. Принцип самовыражения;
3. Принцип развития.
Условия деятельности
Мотивационные, кадровые, материально-технические, научно-методические, организационные, финансовые, нормативно-правовые, информационные.
Общечеловеческие этические, гигиенические и другие нормы.
Нормы:
1) общие;
2) специфи- ческие
Нормы научной этики
Нормы профессио- нальной этики
Школьные гигиениче- ские нормы

Табл. 16
Логическая структура деятельности
Структур-
ные
компоненты
Организация
научной
деятельности
Организация
практической
деятельности
Организация
художественной
деятельности
Организация
учебной
деятельности
Организация
игровой
деятельности
Субъект
Исследователь
Специалист- практик
Художник в широ- ком смысле: живо- писец, артист, архитектор, музы- кант и т.д.
Обучающийся
Игрок
Объект
Объект исследо- вания, вычленяе- мый самим исследователем
Целостный трудовой (произ- водственный) процесс
Тема произведения: объектная, культур- но-типологическая, субъектная
Объективная реальность и культура
Отсутствует.
Деятельность направлена на процесс
Предмет
Предмет исследо- вания как идеали- зированный аспект объекта, как мысленный конструкт, вы- страиваемый самим исследова- телем
Объект и предмет деятельности не различаются, выступают как синонимы
Конкретно- художественная тема произведения как предмет дея- тельности
Предмет учения как идеа- лизированный в учебных целях аспект объекта, изучаемый в данный конкретный момент
Отсутствует.
Деятельность направлена на процесс
Результат
Объективно новое научное знание
Достижение новых эффектив- ных результатов трудовой (произ- водственной) деятельности
Новое произведение искусства (новый художественный образ)
Новый субъективный опыт
В большинст- ве игр отсут- ствует. В состязатель- ных играх – выигрыш или проигрыш

Структур-
ные
компоненты
Организация
научной
деятельности
Организация
практической
деятельности
Организация
художественной
деятельности
Организация
учебной
деятельности
Организация
игровой
деятельности
Индивидуальные и коллективные
1. Организационная культура как всеобщая форма организации деятельности. Современный проектно- технологический тип организационной культуры.
2. Проекты как завершенные циклы деятельности, их фазы, стадии и этапы (см. Табл. 5 и Табл. 10).
Формы организации деятельности:
1) по числу участников;
2) по органи- зации про- цесса дея- тельности;
3) специфиче ские формы
Научные школы как формы орга- низации коллек- тивной научной деятельности.
Институциональ- ные формы организации коллективной научной деятель- ности: сектора, лаборатории, отделы, кафедры, факультеты, НИИ,
ВУЗы и т.д.
Институциональ- ные и нефор- мальные формы организации трудовой (произ- водственной) коллективной деятельности: фирмы, предпри- ятия, корпорации и т.д.
Иерархия классифи- каций форм:
1. По основанию видов искусств
(архитектура, живопись, музыка и т.д.).
2. Жанр:
-по основанию тематической близости;
- по основанию особенностей композиции;
- по основанию эстетических признаков.
3. Элементарные формы.
Классификация форм учебной деятельности по:
1) способу получения образования;
2) количеству образова- тельных учреждений;
3) системам обучения;
4) механизму декомпози- ции содержания образова- ния;
5) основанию непосредст- венного или опосредован- ного общения с педагогом и/или учебными материа- лами;
6) числу педагогов, прово- дящих занятие;
7) постоянству или эпизо- дичности работы педагога с обучающимися;
8) месту проведения занятий;
9) основанию «монолог- диалог»;
10) целевой направленно- сти;
11) видам учебных занятий.
Каждая разновид- ность игры является особой формой игровой деятельности.

Структур-
ные
компоненты
Организация
научной
деятельности
Организация
практической
деятельности
Организация
художественной
деятельности
Организация
учебной
деятельности
Организация
игровой
деятельности
Методы деятельности:
1) теоретичес кие методы- операции;
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализа- ция, индукция, дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент, воображение, фантазия, мечта.
2) теоретичес кие методы- действия;
Диалектика как всеобщий метод
Анализ систем знаний, теория в функции метода, доказательство, дедуктивный
(аксиоматический) метод, индуктив- но-дедуктивный метод построения теорий, методы выявления и разрешения противоречий, постановки проблем, построе- ния гипотез, исследовательские подходы
Прогнозирование
Специфические методы проекти- рования систем, их оценки (само- оценки), и реф- лексии по фазам, стадиям и этапам в Табл. 17.
1. Методы наглядно- действенного, наглядно-образного и визуального образного мышле- ния.
2. Художественный метод как универ- сальная художест- венная система: метод классицизма, романтизма и т.д.
3. Художественный стиль: как крупный исторический этап развития искусства; как определенная художественная школа; как нацио- нальные особенно- сти искусства и литературы; как индивидуальная творческая манера художника.
Диалектика, научные теории в функции метода, анализ систем знаний, выявление и разрешение противоречий, постановка проблем, построение гипотез.

Структур-
ные
компоненты
Организация
научной
деятельности
Организация
практической
деятельности
Организация
художественной
деятельности
Организация
учебной
деятельности
Организация
игровой
деятельности
Изучение литературы, документов, результатов деятельности, наблюдение, измерение, опрос (устный и письмен- ный), экспертные оценки, тестирование
3) эмпиричес кие методы- операции;
В технологиче- ской фазе – методы произ- водственной деятельности
4) эмпиричес кие методы- действия
Отслеживание объекта, обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта, опытная работа
В общем виде выделение эмпири- ческих методов художественной деятельности пока не представляется возможным
Эмпирические методы- операции учения: изучение литературных и докумен- тальных источников, наблюдение, учебные опыты и эксперименты, конспектирование, рефери- рование, подготовка докладов и сообщений, сочинения, учебное конст- руирование, упражнение, метод примера, устные методы – монологические и диалогические. Эмпириче- ские методы-операции обучения: сократический метод, репродуктивное, догматическое обучение, сообщающее, развивающее, программированное, проблемное обучение, задачная, продуктивная система обучения, система проектного, контекстного- обучения, имитационнаая, информационная система обучения.
Наблюдение, эксперимент, упражнение, конструиро- вание, метод примера, имитация

Структур-
ные
компоненты
Организация
научной
деятельности
Организация
практической
деятельности
Организация
художественной
деятельности
Организация
учебной
деятельности
Организация
игровой
деятельности
Эксперимент
В технологиче- ской фазе – производствен- ные технологии
Технология учения – tabula rasa
Эмпириче- ские методы- действия: моделирова- ние, импрови- зация, проек- ты, индивидуаль- ный стиль артиста, система игры
Средства деятельности
Материальные, информационные, логические, математические, языковые

Табл. 17
Формы организации структуры процесса деятельности
(жизненный цикл проекта как временнáя структура деятельности)
Виды деятельности
Научная
Практическая
Художественная
Учебная
Игровая
Формы организации
Фазы
Стадии
Этапы
Научно-
исследовательский
проект
Проект
Художественный
проект
Образова-
тельная
программа
Игра
1.1.1. Выя вление противо- речия
Научное противоре- чие в практике или в системе научного знания
Противоречия в практике. Опреде- ление главного звена проблемной ситуации
1.1.2. Фор мулиро- вание проблемы
Научная проблема как «знание о незнании»
Проблема как крупная практиче- ская задача
Противоречия и проблемы объек- тивной реальности вскрываются, отражаются и выражаются, но не решаются
1.1.3. Опр еделение пробле- матики

Проблематика как определение последствий разрешения проблемы для окружающей среды, надсистем, подсистем
Создание художе- ственного образа непосредственно ориентировано на восприятие его той или иной категори- ей людей. Но последнее трудно прогнозируемо
1. Про екти- рова- ние
1.1. Кон цепту- альная
1.1.4. Опр еделение целей
Определение целей научного исследо- вания. Цель, как правило, детерми- нирована проблемой и предметом иссле- дования
Определение целей проектируе- мой системы как антипода пробле- мы: «без проблемы нет системы» Цель многовариантна, в известной мере устанавливается интуитивно
Цель подвижна, часто трансформи- руется в процессе создания художест- венного образа
Проектиро- вание осуще- ствляется преимущест- венно сто- ронними людьми: разработчи- ками содер- жания образования, авторами учебников, преподавате- лями и т.д.
Подго- тови- тельная фаза

Виды деятельности
Научная
Практическая
Художественная
Учебная
Игровая
Формы организации
Фазы
Стадии
Этапы
Научно-
исследовательский
проект
Проект
Художественный
проект
Образова-
тельная
программа
Игра
1.1.5. Выб ор крите- риев
Критерии достовер- ности научного знания:
1) общие критерии научности знаний: истинность, интер- субъективность, системность;
2) критерии оценки результатов теоре- тического исследо- вания: предмет- ность, полнота теории, ее непроти- воречивость, интер- претируемость, проверяемость, достоверность;
3) критерии оценки результатов эмпи- рического исследо- вания определяются
(как правило) самим исследователем на основе определен- ных правил. Ис- пользуется также метод экспертных оценок. Достовер- ность результатов подтверждается статистическими критериями
Критерии эффек- тивности проекта чаще всего высту- пают как «количе- ственные модели качественных целей». Критерии устанавливаются самими участни- ками, возможно, с использованием экспертных оценок, но зачас- тую на интуитив- ной основе
Известная услов- ность критериев оценки художест- венного образа.
Иерархия критери- ев:
1. художествен- ность;
2. соответствие эстетическому идеалу и эстетиче- скому вкусу;
3. критерии- признаки: типич- ность, идейность, народность

Виды деятельности
Научная
Практическая
Художественная
Учебная
Игровая
Формы организации
Фазы
Стадии
Этапы
Научно-
исследовательский
проект
Проект
Художественный
проект
Образова-
тельная
программа
Игра
1.2.1. По- строение моделей
Познавательная модель: гипотеза как предположительное научное знание, как модель возможного нового научного знания (системы знаний)
Прагматические модели как рабо- чие представления будущей системы.
Условия дальней- шей реализации моделей:
1) ингерентность
(согласованность со средой);
2) простота;
3) адекватность
(адекватность цели и критериям).
Методы построе- ния моделей: метод сценариев, графические методы, метод дерева целей, деловые игры, метод мозгового штурма и др.
Модель как образ будущей художест- венной системы, как единство идеального и материального.
Условия:
1. Ингерентность
2. Простота.
3. Адекватность.
Методы построения моделей: типиза- ции, условности, мысленный экспе- римент, метод сжимания про- странства и време- ни
1.2. Мо делиро- вания
1.2.2. Опт имизация
Уточнение, конкре- тизация научной гипотезы в ходе исследования. Как правило, проверяет- ся одна- единственная гипотеза
Сокращение числа альтернатив.
Нахождение среди множества альтер- натив наилучших в заданных услови- ях. Проверка отобранных моделей на устой- чивость и адекват- ность
Отбор вариантов будущего художе- ственного образа
Проектиро- вание осуще- ствляется преимущест- венно сто- ронними людьми: разработчи- ками содер- жания образования, авторами учебников, преподавате- лями и т.д.
Процесс подго- товки игры
(фаза необяза- тельная)

Виды деятельности
Научная
Практическая
Художественная
Учебная
Игровая
Формы организации
Фазы
Стадии
Этапы
Научно-
исследовательский
проект
Проект
Художественный
проект
Образова-
тельная
программа
Игра
1.2.3. Выб ор (при- нятие решений)

Выбор единствен- ной модели для реализации проек- тируемой системы.
Методы: эксперти- зы и др.
Выбор осуществля- ется только едино- лично художником или руководителем художественного коллектива
1.3.1. Дек омпози- ция
Формулирование задач исследования как целей решения отдельных подпроб- лем в соответствии с определенной общей целью исследования и построенной гипотезой при наличии у исследо- вателя определенной свободы выбора
Процесс разделе- ния общей цели проектируемой системы на от- дельные подцели- задачи, охваты- вающие весь комплекс решае- мых задач. В иерархических системах даль- нейшее дробление задач на подзадачи
Расчленение всей работы по реализа- ции модели на пакет детальных работ для их рациональной организации: создание чернови- ков, набросков, этюдов, отработка мизансцен и т.п.
1.3. Кон струи- рования
1.3.2. Агр егирова- ние

Агрегирование как процесс согласо- вания отдельных задач реализации проекта между собой. Основные методы агрегиро- вания: определе- ние конфигурато- ра, использование классификаций
Композиция - метод построения худо- жественного произведения как единого целого на основе связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласован- ных между собой.
На этапе компози- ции завершается, в основном, создание художественного произведения

Виды деятельности
Научная
Практическая
Художественная
Учебная
Игровая
Формы организации
Фазы
Стадии
Этапы
Научно-
исследовательский
проект
Проект
Художественный
проект
Образова-
тельная
программа
Игра
1.3.3. Исс ледование условий
(ресурс- ных возмож- ностей)

Исследование мотивационных, кадровых, финан- совых и др. усло- вий реализации проекта в целом и по каждой задаче в отдельности
Свойственно лишь отдельным видам искусств: архитек- тура, кинематогра- фия и т.д.
1.3.4. По- строение програм- мы
Создание програм- мы (методики) научно- практического исследования
Создание про- граммы реализа- ции проектируе- мой системы как конкретного плана действий в опре- деленных услови- ях и в установлен- ные
(определенные) сроки. Методы: определения основных вех, календарно- сетевого планиро- вания
Свойственно лишь отдельным видам искусств: архитек- тура, кинематогра- фия и т.д.
1.4. Тех ноло- гиче- ской подго- товки
1.4.1. Тех нологиче- ской подготов- ки
Подготовка необхо- димых рабочих материалов: иссле- довательской аппаратуры, ком- плектов тестов, бланков протоколов наблюдений и т.д.
Подготовка рабочих материа- лов, необходимых для реализации проекта: методи- ческих разработок, программного обеспечения, должностных инструкций и т.д.
Свойственно лишь отдельным видам искусств: архитек- тура, кинематогра- фия и т.д.

Виды деятельности
Научная
Практическая
Художественная
Учебная
Игровая
Формы организации
Фазы
Стадии
Этапы
Научно-
исследовательский
проект
Проект
Художественный
проект
Образова-
тельная
программа
Игра
2.1.1. Тео ретиче- ский
Теоретический этап исследования:
1) анализ и система- тизация литератур- ных данных;
2) отработка поня- тийного аппарата;
3) построение логической структу- ры теоретической части исследования.

2.1. Реа лизация модели
2.1.2. Эмп ириче- ский
Опытно- экспериментальная работа, осуществ- ляемая, в основном, эмпирическими методами исследо- вания
Опытная работа по реализации систе- мы. Методы – методы производ- ства, производст- венные техноло- гии, методы оперативного управления
2.2.1. Апр обация результа- тов
Апробация резуль- татов исследования в докладах и высту- плениях на конфе- ренциях, семинарах, симпозиумах и т.д.

2. Тех ноло- гиче- ская
2.2. Оф ормле- ние резуль- татов
2.2.2. Офо рмление результа- тов
Написание и публи- кация результатов в формах научно- литературной продукции: статей, монографий, мето- дических пособий и т.д.

В художественной деятельности в большинстве случаев технологи- ческая фаза слива- ется с фазой проек- тирования, отделить одну от другой, как прави- ло, невозможно
Последова- тельное решение учебных задач как учебных минипроек- тов
Процесс игры

Виды деятельности
Научная
Практическая
Художественная
Учебная
Игровая
Формы организации
Фазы
Стадии
Этапы
Научно-
исследовательский
проект
Проект
Художественный
проект
Образова-
тельная
программа
Игра
Критический анализ результатов, полу- ченных в исследова- нии; признание результатов научной общественностью: широта применения результатов в практике
Самооценка результатов реализации проек- та; экспертиза с привлечением независимых экспертов
Конгломерат оценок художест- венного образа: самооценка худож- ника; оценка непосредственных потребителей,
«реципиентов» художественного образа; оценка профессиональной критики; оценка
«вторичных» институтов – музеев, художест- венных аукционов и магазинов и т.д.
Рефлексия как способ осознания целостности своей собственной деятельности, ее целей, содержания, форм, способов, средств; как последовательное движение в рефлексивном плане: «остановка»,
«фиксация», «отстранение», «объективизация», «оборачивание»
3. Реф лек- сив- ная:
Оцен- ка (в том числе
– само- оцен- ка, само- оцен- ка ре- зульта тов)и реф- лек- сия


Научная рефлексия как способ построения новых систем знаний

Оценка, самооценка, рефлексия
Само- оценка, само- оценка резуль- татов, рефлек- сия

Обучение основам методологии
611
1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   49


написать администратору сайта