А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Скачать 18.63 Mb.
|
Мировоззрение. Финикийцы, как и аккадцы, принадлежали к семитской группе народов, и неудивительно, что финикийская культура находилась под влиянием шумеро-аккадской, вавилонской культуры. Мы находим там немало шумеро-аккадских богов. Финикийцы поклонялись таким богам, как уже известные нам Энлиль, Мардук. Собственно финикийские боги — Ваал, Ашур. Ранее было принято считать финикийским богом и то, что носило имя МолЕх (древнееврейское Моек, древнегр. Мо ох, отсюда наше МолОх), но теперь думают, что это не имя божества, а название ритуала сожжения детей их бросали живьем в горящую печь, дабы умилостивить богов). У финикийцев были и космогонические мифы. К сожалению, они дошли только в пересказах. Угаритский миф рассказывает о боге, который сидел на воде, как птица на яйцах. Ив конце концов высидел жизнь. В этом мифе находят один из прототипов библейского космогонического мифа о том, как Дух Божий носился над водами. Согласно другому мифу, Бог создал мир из хаоса, представленного в виде яйца, которое разрезается на две части из нижней части создается Земля, а из верхней — Небо. Сохранились сведения о финикийском профилософе Санхуниато- не Алфавит. Самая главная заслуга финикийцев — создание консонантного алфавита, от которого пошел фонемный алфавит греков, давший начало и латинской письменности, и славянской кириллице. Влияние Ф иникии на Грецию и на Европу велико. Сама Европа — дочь финикийского царя — была похищена Зевсом в образе быка из Финикии. Первый философ Греции, а значит и Европы, Фалес то лисам происходил из Финикии, то ли предки его были выходцами оттуда. В середине I тысячелетия до н.э. в наиболее культурно- и социаль- но-экономически развитых частях всей полосы древней цивилизации создаются благоприятные условия для возникновения философии. По сравнению стремя предшествующими ему столетиями пишет историк науки Дж. С артон— VI в. дон. э период гораздо большей активности, когда создается впечатление настоящего взрыва интеллектуальной энергии, и не только водном месте, но повсеместно в Греции, в Иудеев Вавилонии, в Индии, в Китае (Sarton G. Introduction to the History of Science. Baltimore, 1927. Vol.l. P.65). Однако философия как новая форма духовности и высший вид мировоззрения возникает не повсеместно, а лишь в Китае, в Индии ив Греции. Остальные культуры полосы древней цивилизации останавливаются на уровне профилософии. Классические формы древняя философия приобрела в Древней Греции F .4 t i l * ] I. T И П Г У Ч п Г ^ З о ! " I r ^ n Начало философии в Европе ПРОФИ ЛОС О ФИ Я * Гомер В ранней древнегреческой истории можно выделить эпохи неолита и бронзы, а внутри бронзового века — Критское (первая половина II тысячелетия дон. э, Микенское (вторая половина II тысячелетия дон. э) и Гомеровское (начало I тысячелетия дон. э) раннеклассовые общества азиатского типа. Гомеровская Греция — Эллада после дорийского завоевания — была шагом назад по сравнению с ахейской Микенской Грецией, частичным возвращением к первобытнообщин ному строю периода его разложения. Поэтому сложившийся в это время гомеровский эпос — преломление раннеклассового аристократического микенского строя в более примитивном дорическом сознании. Гомеровский вопрос — вопрос об авторстве и происхождении «Илиады» и Одиссеи, обычно связываемых с именем Гомера,— выходит за пределы нашего рассмотрения. Мировоззренческое значение гомеровского эпоса. Этот эпос — прекрасный пример социоантропоморфического мировоззрения, в котором художественный, мифологический и религиозный элементы представлены в единстве. Но все-таки это скорее художественно-ми фологическое, чем религиозно-мифологическое мировоззрение, потому что в центре эпоса люди или полубоги-герои, боги же находятся на периферии, они соучастники человеческой драмы, их интересы переплетены с интересами людей. Правда, собственно мировоззренческие вопросы и сам основной вопрос мировоззрения в гомеровском эпосе затрагиваются лишь походя. Выявление мировоззренческих вкраплений в художественный текст — такова первая задача изучающего гомеровский эпос как одну из форм античной профилософии. « Подробнее см Чанышев АН Эгейская предфилософия. М. 1970. Начала. Проблема начала мироздания во времени — одна из главных проблем мифологического мировоззрения. Для мифологии проблема начала — это вопрос о космическом родоначальнике или родоначальниках, сверхъестественной супружеской паре, олицетворяющей те или иные казавшиеся исходными явления природы. Такую пару Гомер находит в боге Океане и богине Тефиде. Океан — предок богов (Ил. XIV, 201), именно от него все происходит (Ил. XIV, 246). Этот Океан уже значительно демифологизирован и деантропоморфи- зирован. В эпосе больше говорится о его естественной, чем о его сверхъестественной ипостаси. Это опоясывающая землю пресноводная река. Она питает ключи, колодцы и другие реки. Одним из своих рукавов — Стиксом — Океан протекает через подземное царство. Космологая. Космология Гомера мифологически примитивна. Мироздание состоит из трех частей неба, земли и подземелья. Небо и подземелье симметричны по отношению к земле глубочайшая часть подземелья — Тартар — настолько же удалена от непосредственно расположенного под землей Аида, насколько вершина неба отстоит от поверхности земли. Земля — неподвижная круглая плоскость. Небосвод медный. В значительно меньшем числе случаев он определяется как железный (железо еще только входило в обиход. Пространство между небосводом и землей наполнено вверху эфиром, а внизу — воздухом. Небосвод поддерживается столбами. Их охраняет титан Атлант. Солнце — это бог Гелиос, Луна — богиня Селена, ее сестра Эос — богиня зари. Созвездия, погружаясь временами в Океан, омываются в нем и обновляют свой блеск. Подземелье состоит из Эреба, Аида и Тартара Вход в Эреб находится за Океаном. Социоантропоморфизм._В гомеровском эпосе почти все природное и многое из человеческого и социального имеет свою сверхъестественную антропоморфную ипостась. Сверхъестественные мифологические личности находятся между собой в отношениях кровного родства. Например, бог сна Гипнос — брат-близнец бога смерти Танатоса, бог ужаса Фобос — сын бога войны Ареса. Земля, вода и небо (воздух и эфир) олицетворяются братьями Аидом, Посейдоном и Зевсом. Медицина представлена богом Пеаном, безумие Атой, мщение Эри ниями, раздор Эридой и т. п. Все эти существа уже не полулюди-полузвери, как боги Древнего Египта. Они полностью ант- ропоморфиэированы. Однако рудименты зооморфизма, звероподобия сохраняются боги могут принимать образ птиц, Гера представляется волоокой, в древнейшем пласте Одиссеи сохраняются образы фантастических существ, сочетающих черты человека и животного. Человекоподобие богов касается и их нравственных качеств. Моральный уровень богов низок. Боги телесны, их можно ранить, они испытывают боль. Однако боги отличаются от людей вечной молодостью и бессмертием. У них особая кровь. Они питаются нектаром и амброзией, передвигаются со скоростью мысли. Богине творцы мироздания нив целом, нив его частях. Они лишь сверхъестественные двойники естественных процессов и явлений. Олимпийская религия. Это официальная религия древнегреческих полисов. Название происходит от горы Олимп (в Фессалии), на которой, по представлениям древних греков, обитали боги. Уходящая в облака снежная вершина Олимпа была древним грекам также недоступна, как и небо. Главных олимпийских богов было двенадцать. Это 1) Зевс, 2) его брат Посейдон ( Аид — как бог страшного царства мертвых на Олимпе не бывал, сестры Зевса 3) богиня домашнего очага Гестия, 4) богиня земного плодородия Деметра, 5) сестра-жена Зевса Гера, дети Зевса 6) Афина, 7) Афродита, 8) Аполлон, 9) Гефест, 10) Гермес, 11) Арес, 12)Геба. Антропология. О происхождении людей в эпосе ничего не говорится. Люди изображаются в противопоставлении богам. Жизнь их коротка, полна скорбей и зависит от произвола богов. Обязанность людей — приносить богам жертвы, умилостивляя их и умоляя о помощи. Однако боги свободны принять жертву или отклонить ее. При этом они руководствуются скорее своими страстями, чем разумом и нравственными соображениями. Полианимизм. В человеке различаются тело и три вида духа. Один из них — псюхе. Это душа как таковая. Она подобна телу, это его двойники образ (эйдолон), только лишенный плотности и непроницаемости. «Псюхе» — начало жизни и источник движения тела. Она покидает тело после его смерти и перемещается в Аид. Другой вид духа — «тюмоо. Это аффективно-волевая часть духа. Третий видно о о . Это ум. «Псюхе» разлита по всему телу, «тюмос» находится в груди, «ноос» — в диафрагме. Богами людям присущи все три вида духовности, животным — только два первых. Судьба. Это важнейший момент эпоса. Судьба обозначается древнегреческими словами «мойра», «мороо, «ананке» и «айса». Образ судьбы в значительной степени деантропоморфизирован. Судьба не поддается умилостивлению. Она могущественнее богов. Правда, взаимоотношения богов и судьбы представлены в эпосе неоднозначно. Но преобладает все же представление о зависимости от судьбы не только людей, но и богов. Богоборчество. Гомеровский эпос — пример именно художествен но-мифологического мировоззрения. В его центре — жизнь и история людей. Наряду с мыслью о зависимости людей от богов в эпосе имеются и богоборческие тенденции. Богоборец Диомед ранит Афродиту. Он готов сравняться с богами. Брешь между богами и людьми заполняют герои, полубоги-полулюди, у которых один из родителей бог или богиня. Например, Ахилл — сын царя Пелея и богини Фетиды. Герои смертны. Они живут среди людей и как люди, превосходя их, правда, своим героизмом Элементы философии. Элементы философии в гомеровском эпосе можно усмотреть в деантропоморфизации Океана и Судьбы, в подчинении богов безличной судьбе, в богоборческих мотивах ив прославлении разумности. Это одно из высших человеческих качеств. Загробная жизнь хуже земной. В Аиде «псюхе» ведет призрачное существование, там только тени умерших людей, сознанья лишенные, реют (Од. XI, 475— 476). Ахилл предпочитал бы быть батраком на земле, чем царем в подземелье. Гесиод Личность и сочинения. Если Гомер полулегендарен, то Гесиод — историческая личность. Его произведения — плод индивидуального творчества. Однако в мировоззренческой части своего творчества Гесиод скорее систематизатор мифов, чем их творец. Он жил в Беотии в деревне Аскра (неподалеку от Фив. Его отец бежал туда из малоазийской Эолиды, спасаясь от кредиторов. Оказавшись в Аскре, которую Гесиод называет нерадостной, отец поэта стал земледельцем. Сам Гесиод — крестьянин с типичной мелкособственнической психологией. Сего именем связывают две поэмы Труды и дни и Теогонию. Первая образец художественно-мифологического мировоззрения. В ней главное внимание уделяется человеку и его нуждам. Мифы о богах выполняют лишь служебную функцию. В Трудах и днях Гесиод рассказывает о своем конфликте с братом. Сама поэма — наставление Гесиода своему непутевому брату Персу. Тот промотал свою долю наследства, а потом нагло отсудил себе и долю Гесиода. Гесиод испытал на себе социальную несправедливость. Отсюда пафос этой поэмы. Гесиод голодал. Но его спасли честность и трудолюбие. Призывая своего брата к честному труду, он описывает для него цикл земледельческих работ в Беотии. Вторая поэма — пример религиозно-мифологического мировоззрения. Теогония — повествование о происхождении богов. На нее оказала влияние шумеро-аккадская теогоническая поэма «Энума элиш». Так как боги олицетворяют явления природы и общественной жизни, это также повествование о происхождении мироздания и людей, о месте последних среди богов — проявление основного вопроса мировоззрения. Повествование ведется сначала от имени Гесиода. Он формулирует важнейший мировоззренческий вопрос, отвечает на него не сам Гесиод, а геликонские музы. Таким образом, Теогония в большей своей части написана от лица Муз. Социальные вопросы. Если гомеровский эпос — отражение ранне классовой микенской героики в более примитивном сознании человека гомеровской Греции — выражал в основном аристократические идеалы, то Гесиод — крестьянин. Он апологет труда. Он изобретает даже вторую Эриду — богиню трудового соревнования (у Гомера Эрида — богиня раздора. Историческое время Гесиода более позднее, чем время Одиссеи, а тем более «Илиады». В поэме Труды и дни Эгейский мир уже был знаком с товарно-денежными, вещными отношениями. Там вопреки политическому господству аристократии, евпатридов, ведущих свой род от героев, возрастает экономическое господство богачей-нуворишей. В обьщенной жизни богатство расходится со знатностью. В этом обществе быть бедным стыдно, тогда как взоры богатого смелы. Перед крестьянином два пути или, потеряв свой клочок земли, стать батраком, или же, разбогатев, скупать чужие участки. Гесиод признает не всякое богатство. Одно дело богатство, добытое силой и обманом. Другое то, что приобретено честным трудом. Однако этот идеал честного труда расходится стем, что Гесиод видит в жизни. Там царит произвол сильного. Антагонистические отношения внутри этого общества Гесиод выражает в басне о соловье и ястребе. А дальше будет хуже. Пророчество Гесиода мрачно Правду заменит кулак. Где сила, там будет и право. Стыд пропадет. От зла избавленья не будет (Труды и дни, 185—201). Гесиод отразил имущественное расслоение деревни и распад общины. Лучшие времена — золотой век — позади. Пять поколений. Историческая концепция Гесиода выражена в легенде о пяти поколениях людей золотом, серебряном, бронзовом, героическом и железном. Золотое и серебряное поколения относятся ко временам господства Крона — отца Зевса, три последних — ко временам Зевса — сына Крона, «отцеборца». Первое поколение было создано вечными богами из золота. Жили те люди, как боги (112). Последующие поколения были хуже и хуже. Наконец, настало время железа Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжелые дадут им боги (176— 178). Здесь ярко отражено начало века железа. Исторический пессимизм Гесиода — мировоззренческое осознание древнегреческим крестьянином своей социальной обреченности в классовом обществе, когда община распадается, земля становится предметом купли и продажи. Однако пессимизм Гесиода не беспросветен. Он выражает желание родиться не только раньше, в золотом веке, но и позднее, после гибели железного поколения. Предвестником этой гибели будет рождение седых младенцев». Прометей и Пандора. Прометей — сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса — подарил людям огонь. Он похитил его у Зевса. Зевс наказал Прометея, но огонь у людей отнять не смог так в мифе выражается мысль о необратимости прогресса. Зевс может лишь компенсировать полученное людьми благо новым злом. Зевс ненавидит людей. Он приказывает другим богам создать женщину. Имя этой первой женщины Пандора (те. всеми одаренная. Она прелестна, ноу нее двуличная, лживая душа (68). От нее произошел женщин губительный род (Теогония, 591). Будучи любопытной, Пандора, заглянув в сосуд, где были заключены беды, выпустила их на волю. Поспешно закрывая крышку, она сумела удержать одну лишь надежду. Поэтому только одна надежда на лучшее будущее поддерживает людей, одолеваемых бесчисленными бедами. Нравственные идеалы. Начало античной этики можно, позкалуй, вести от поэмы Гесиода Труды и дни. У Гомера люди и боги безнравственны. У них нет ничего святого. Там есть лишь одна добродетель — храбрость и лишь один порок — трусость. Одиссей не затрудняется в выборе средств. Укоры совести ему неведомы. Он хитер. Свою хитрость Одиссей унаследовал от своего деда Автолика — обманщика и вора. Позднее, в V в. дон. э, в пьесе Софокла «Филоктет» Одиссей представлен как полный негодяй. Это говорит о развитии к тому времени нравственного сознания эллинов. Такое развитие началось с Гесиода. Именно он выдвигает тезис о том, что человек теми отличается от животного, что животное не знает, что такое добро и что такое зло, а человек знает. Гесиод говорит Звери. не ведают правды. Людям же правду Кронид даровал — высочайшее благо (Труды и дни, 277—279). Однако происходящее в реальной жизни противоречит и человеческой природе, и закону Зевса. У Гесиода резко выражено противоречие между сущими должным. В сущем ситуация такова, что нынче ж и сам справедливым я быть меж людьми не желал бы, да заказал бы и сыну (там же, 270—272). Разрешить это противоречие Гесиод не может. У него ведь даже нет идеи загробного воздаяния. Награда и возмездие возможны только в этом мире. Гесиод рисует образ справедливого государства. Оно процветает. А несправедливое государство гибнет. Также и на уровне человека под конец посрамит гордеца праведный (217—218). Но все это только в долженствовании. Гесиоду остается лишь выразить надежду, что Зевс не всегда терпеть это будет (273). Реальный же моральный кодекс Гесиода сводится к норме соблюдения меры. Гесиод учит Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай. Для Гесиода — мелкого собственника-земледельца — это означало соблюдение бережливости, расчет во всем, трудолюбие. Даже отношение с богами Гесиод подчиняет расчету Жертвы бессмертным богам приноси сообразно достатку (336). Реальный моральный кодекс Гесиода включает также предписание не обижать чужестранца, сирот, старого отца, не прелюбодействовать с женой брата. Поэма Труды и дни пользовалась в Элладе большим успехом. Она сохранилась целиком. Для древних греков она была сокровищницей моральных сентенций и полезных советов. «Теогония». Вторая поэма сугубо мифологична. Большая часть текста вложена в уста Муз, к которым Гесиод вой строке поэмы обращается с вопросом о том, что в мироздании прежде всего зародилось. Отвечая на этот мировоззренческий вопрос, геликонские музы рисуют грандиозную картину космогонии путем изображения генеалогического древа богов. Первоначало. У Гесиода находит свое завершение античный мифологический генетизм. Будучи не в состоянии объяснить природные и социальные явления по существу и имея естественную потребность в таком объяснении, первобытный человек находил объяснение в рассказе о происхождении олицетворяющего то или иное явление существа от других таких же существ путем биологического рождения — биологический генетизм. Гесиод — не первобытный человек. Но схема мировоззрения у него та же. Однако вопрос о происхождении мира достигает у него своего предельного выражения. Он спрашивает о том, что возникло в мироздании первым. Мифология обычно отвечает и на этот вопрос, но отвечает стихийно, сам этот вопрос не сформулирован и неосознан. Гесиод же этот вопрос осознал, сформулировали поставил. Это был шаг вперед в развитии мировоззрения. Но сама постановка вопроса по сути мифологична. Гесиода интересует, что возникло первым. Хаос. Отвечая на вопрос Гесиода, геликонские музы провозглашают, что первым возник Хаос Прежде всего во Вселенной Хаос зародился (Теогония, 116). Но это не Хаос как беспорядок, а Хаос как зияние. Древнегреческое слово хаос происходит от глагола «хайно» — раскрываюсь, разверзаюсь. Это первичное бесформенное состояние мира, зияние между землей и небом. Мифологические корни этого представления очевидны. Во многих мифологиях отсчет истории мироздания начинается с разделения неба и земли, с образования между ними зияния, свободного пространства. У Гесиода эта последовательность переворачивается, и само зияние между землей и небом оказывается раньше земли и неба. Хаос Гесиода дезантропоморфизирован еще больше, чем Океан Гомера, Абзу шумеров, Нун египтян. У Гесиода есть, однако, подход к идее субстанции. После возникновения мироздания хаос в виде великой бездны, «хасмы» лежит в основании мироздания. В этой хасме, говорит Гесиод, и от темной земли, и от Тартара, скрытого во мраке, и от бесплодной пучины морской, и от звездного неба все залегают один за другими концы и начала страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут (Теогония, 736—739). Из этого видно, что Гесиод в своей трактовке первоначала вплотную подходит к идее субстанциального первоначала, тек началу философии. Однако он все еще не философ. Он предфилософ. |