Главная страница
Навигация по странице:

  • Ионийская философия.

  • Анаксимандр.

  • Космогония.

  • Происхождение жизни.

  • А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов


    Скачать 18.63 Mb.
    НазваниеА. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
    Анкорchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
    Дата12.03.2017
    Размер18.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
    ТипДокументы
    #3672
    страница22 из 84
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   84
    Иония. Если принять, что античная философия — плод древнегреческой мифологической мировоззренческой и ближневосточной научной профилософии, то факт зарождения древнезападной философии именно в Ионии неудивителен. «Иония,— сказал АИ. Герцен,— начало Греции и конец Азии. В VIII—-VII вв. до н.э. Иония — передовая часть Эгейского мира. Она была расположена на западном побережье полуострова Малая Азия и состояла из двенадцати самостоятельных полисов. Эго Милет, Эфес, Клазомены, Фокея и др. Иония — родина эпической поэзии. Ионийцем был Гомер. Ион и я — родина
    лирики. Ионийцами были первые логографы, те. пишущие слова подразумевается — прозой) и первые историки. Среди них Кадм
    Милетский, автор книги Основание Милета», географ Гекатей Ми­
    летский сего Описанием земли, историк Геродот.
    Двухсотлетнему расцвету ионийской культуры положило конец персидское завоевание. Восстание ионийцев в 496 г. до н.э. было жестоко подавлено, Милет разрушен.
    Однако и после своего крушения Иония поставляла умы собственно
    Элладе. Из Галикарнаса вышел Геродот, из Клазомен — Анаксагор, из
    Милета — Архелай, Эвбулид и, возможно, Левкипп, с острова Самоса после Пифагора — Мелисс, Эпикур, Аристарх.
    Ионийская философия. «Ионикэ философия (Диоген Лаэрций) была представлена в основном Милетской школой и философом-оди- ночкой Гераклитом. Ионийская философия в целом стихийно-мате­
    риалистична и наивно-диалектична, что не исключает наличия в ней элементов идеализма.
    Ионийская философия — это протофилософия. Для нее характерны еще отсутствие четкой поляризации на материализм и идеализм, чем и объясняются стихийность ее материализма и уживчивость его с зачатками идеализма, наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской терминологии и связанная с этим иносказательность, представление физических процессов в контексте моральной проблематики, что свидетельствует о том, что и античная философия в известной мере рождается как этика.
    Однако ионийская философия — философия в основном смысле этого слова, потому что уже первые ее творцы стремились понять то или иное начало как субстанцию. Отсюда определенная системность их воззрений, причем наивно материалистическая, потому что утверждаемые ими начала таили иная форма вещества, а не духа. Ионийскую философию следует считать таковой и потому, что форма ее, несмотря на пережитки мифологической образности, все же рациональна, ибо она выражалась в рассуждениях и зачатках мышления в понятиях, которые явно просвечивают сквозь образность. Вода, земля, воздух, огонь, логос, необходимость — все это уже демифологизиро­
    ванные образы, вступившие на грань понятий. Уже предфилософская мифология свидетельствует о рождении философии — в образе того самого сына Зевса, которого отец так боялся. Этот сын Зевса и Метиды — логос, разумное слово, которое вынесло свой приговор мифами эпосам.
    Ионийская философия антимифологична и сверхмифологична. Она — мировоззрение торгово-ремесленных слоев городского населения, боровшегося за власть против аристократии настолько успешно, что даже царь Гераклит отказался от своих прав в пользу брата и стал ионийским философом, хотя и презиравшим демос, но все же миро
    воззренчески оправдывавшим те социальные преобразования, которые происходили в Элладе в VI в. дон. э. и известное подобие которой мы уже наблюдали в Индии ив Китае.
    Если мифологическое мировоззрение остановилось у Гесиода на предельно обобщенном вопросе о генетическом начале всего сущего ведь Гесиод спрашивал у муз о том, что первым возникло, то первые философы идут дальше и ставят вопрос о субстанциальном начале всего сущего, о том едином начале, которое не только все из себя рождает, но и как субстанция, как сущность лежит в глубине всех без исключения явлений. Ионийские философы монисты, их первоначало всегда одно. Оно вещественно, но также и разумно, даже божественно. В этих представлениях и коренились зачатки идеализма и философской теологии. Однако сильнее был культ разума, мышления, те. та способность, благодаря которой и существует сама философия как системно-рационализированное мировоззрение.
    Основной вопрос мировоззрения в ионийской философии постепенно начал принимать форму основного вопроса философии, хотя этот процесс завершится позднее, лишь в V в. до н.э. (о чем пойдет речь ниже).
    Милетцы
    Первой философской школой Эллады, а тем самыми Европы была
    Милетская школа, которая возникла, однако, в Малой Азии.
    Фалес. Основателем философской школы в Милете считается
    Фалес. О Фалесе как мудреце уже упоминалось. Фалес был тесно связан с ближневосточной культурой. Он — первый математики физик в
    Ионии. Существовало даже предание, что Фалес был финикийцем, ставшим гражданином Милета. Более правдоподобна версия о финикийских предках Фалеса. Фалес жил в самом конце VII — первой половине VI в. до н.э. Он предсказал год полного для Ионии солнечного затмения, которое, как определила современая астрономия, имело место 28 мая 585 г. до н.э. Известно также, что Фалес был провозглашен первым из семи мудрецов в 582 г. до н.э. Не чуждался они политической деятельности, был патриотом Ионии. Фалес настоятельно советовал ионийским полисам объединиться перед лицом угрозы внешней агрессии сначала против Лидии, а затем против Персии. Но советам философа, как это будет потом часто, не вняли. В борьбе Лидии с Персией Фалес, понимая, что Персия более опасный враг, чем Лидия, помогал последней как инженер. Он помог Крезу, царю Лидии, перейти через реку Галис, посоветовав вырыть водоотводный канал, понизивший уровень воды в реке.
    Фалес дожил до глубокой старости.
    В античности ему были приписаны сочинения в прозе О началах, О солнцестоянии, О равноденствии, Морская астрология. Сами
    эти названия говорят о Фалесе как об ученом и философе, искавшем физическое начало мироздания. К сожалению, от этих трудов дошли до настолько их названия.
    Фалес как ученый. Поздняя античная традиция единодушна в том, что все свои первоначальные научные знания Фалес почерпнул в Азии ив Африке, те. в Вавилонии, Финикии и Египте. Прокл утверждает, что Фалес принес в Элладу из Египта геометрию. Ямвлих говорит, что свою мудрость Фалес почерпнул у жрецов Мемфиса и Диополиса. Согласно Аэцию, Фалес занимался философией уже в Египте. Он прибыл в Милет уже далеко немолодым человеком.
    В античной традиции Фалес — первый астроном и математик. Младший современник его, Гераклит, знает Фалеса лишь как астронома, прославившегося предсказанием солнечного затмения. Однако, как и вавилоняне и египтяне, он не понимал того, что действительно происходит на небе вовремя затмений. Его представления о небе были совершенно неверными. Фалес просто опирался на ту периодичность замечаний, которую обнаружили жрецы Аккада, Шумера, Египта.
    Фалесу приписывалось также открытие годового движения Солнца на фоне неподвижных звезд, определение времени солнцестояний и равноденствий, понимание того, что Луна светит ( как все философо- веды ив том числе историки философии) не своим светом, и т. п. В небесных телах он видел воспламенившуюся землю. Фалес разделил небесную сферу на пять зон. Он ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, отчего пять дней выпадали из месяцев и были помещены в начало года так, как это было принято в те времена в Египте.
    В области геометрии Фалес установил ряд равенств вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, разделенных диаметром частей круга. Фалес вписал вкруг прямоугольный треугольник. Ученым жрецам Вавилонии и Египта это было известно, но для Эллады стало открытием. Однако принципиально новое состояло в том, что уже Фалес стал преподавать математику не только в эмпирической, но ив отвлеченной форме.
    Как физик Фалес пьггался понять причину летних разливов Нила. Он ошибочно нашел ее во встречном пассатном ветре, который, затрудняя движение воды Нила, вызывал повышение его уровня. Нил же разливается в результате летнего таяния снегов водном его истоке и летних дождей в другом, эти верховья были найдены с громадными жертвами со стороны энтузиастов-путешественников только в прошлом веке.
    Фалес как философ. Самая ранняя информация о Фалесе как философе пришла к нам от Аристотеля. В аристотелевской Метафизике сказано Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи то, из
    чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете уходят, причем основное пребывает, а по свойствам своим меняется, это они и считают элементом и началом вещей. И поэтому они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется. Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, но Фалес — родоначальник такого рода философии — считает ее водою (Аристотель. Метафизика. Кн. I. Гл. 3. Далее — Метаф., I, 3). Таким-то образом и осмыслил Аристотель суть учения первых философов, которых мы называем стихийными материалистами.
    Вода Фалеса — философское переосмысление гомеровского Океана, шумего-аккадского Абзу (Апсу). Правда, название его сочинения О началах допускает, что Фалес поднялся до понятия первоначала, иначе он не стал бы философом. Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю — в этой форме они представляет субстанциальность воды, она буквально пребывает подо всем, на ней все плавает.
    С другой стороны, это непросто вода, а вода разумная, божественная. Мир полон богов (политеизм. Однако эти боги действуют в мире силы, они также души как источники самодвижения тел. Так, например, магнит имеет душу, потому что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. Сказанное можно подытожить словами Диогена Лаэртского о Фалесе: Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленными полным божеств (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. МС. Далее Д Л . С. Стихийный материализм Фалеса содержал в себе возможность позднейшего раскола. Божество космоса разум. Перед нами здесь не только антимифологичность Фалеса, поставившего на место Зевса разум, логос, сына Зевса, который отрицал своего отца, но и заложенная в протофилософском учении возможность идеализма.
    Онтологический монизм Фалеса связан сего гносеологическим монизмом всезнание надо сводить к одной единой основе. Фалес сказал Многословие вовсе не является показателем разумного мнения. Здесь Фалес высказался против мифологического и эпического многословия. Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, такты уймешь пустословие болтливых людей. Таков девиз первого древнезападного философа, его философское завещание.
    Анаксимандр. Анаксимандр — ученики последователь Фалеса. О его жизни мы почти ничего не знаем. Он автор первого философского сочинения, написанного прозой, которое положило начало многим одноименным трудам первых древнегреческих философов. Сочинение
    Анаксимандра называлось Пери фюсеос», те. О природе. Самоназвание этого и одноименных ему сочинений говорит о том, что первые древнегреческие философы, в отличие от древнекитайских и
    древнеиндийских, были прежде всего натурфилософами, или, точнее говоря, физиками (сами античные авторы называли их фисиологами).
    Анаксимандр написал свое сочинение в середине VI в. до н.э. От этого сочинения сохранилось несколько словосочетаний и один цельный небольшой отрывок, связный фрагмент. Известны названия других научных трудов милетского философа Карта земли и Глобус. Философское учение Анаксимандра известно из доксографии.
    Начало. Алейрон. Именно Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего до понятия «архэ», те. до первоначала, субстанции, того, что лежит в основании всего сущего. Поздний доксограф Симпликий, отделенный от Анаксимандра более чем тысячелетием, сообщает, что
    «Анаксимандр первый назвал началом то, что лежит в основе. Такое начало Анаксимандр нашел в некоем алейроне. Тот же автор сообщает, что Анаксимандр учил Начало и основа всего сущего — апейрон»
    /ДК. А 91/. Апейрон означает беспредельный, безграничный, бесконечный. Апейрон — средний род от этого прилагательного, это нечто беспредельное, безграничное, бесконечное.
    Все древние авторы согласны стем, что апейрон Анаксимандра материален, веществен. Но трудно сказать, что это такое. Одни видели в апейроне «мигму», те. смесь (земли, воды, воздуха и огня, другие —
    «метаксю», нечто среднее между двумя стихиями — огнем и воздухом, третьи полагали, что апейрон — это нечто неопределенное. Аристотель думал, что Анаксимандр пришел к идее апейрона считая, что бесконечность и беспредельность какой-либо одной стихии привела бык ее предпочтению перед тремя другими как конечными, а потому свое бесконечное Анаксимандр сделал неопределенным, безразличным ко всем стихиям. Симпликий находит два основания. Как генетическое начало апейрон должен быть беспредельным, дабы не иссякнуть. Как субстанциальное начало апейрон должен быть беспредельным, дабы он мог лежать в основе взаимопревращения стихий. Если стихии превращаются друг в друга (а тогда думали, что земля, вода, воздух и огонь способны друг в друга превращаться, то это означает, что у них есть нечто общее, что само по себе не является ни огнем, ни воздухом, ни землей, ни водой. А это и есть апейрон, но уже не столько пространственно безграничный, сколько безграничный внутренне, те. неопределенный.
    Сам по себе апейрон вечен. По сохранившимся словам Анакси­
    мандра мы знаем, что апейрон не знает старости (В 2), что он бессмертен и неуничтожим» (В 3). Он находится в состоянии вечной активности и вечного движения. Движение присуще апейрону как неотделимое от него свойство.
    Космогония. Апейрон — не только субстанциальное, но и генетическое начало космоса. Из него не только состоят все в сущности в своей основе, но и все возникает. Анаксимандрова космогония принципиально отличается от вышеизложенных космогоний Гесиода и
    орфиков, которые были теогониями лишь с элементами космогонии. У Анаксимандра никаких элементов теогонии уже нет. От теогонии остался лишь атрибут божественности, но только потому, что алейрон, как и боги мифологии, вечен и бессмертен.
    Апейрон сам все из себя производит. Находясь во вращательном движении, апейрон выделяет из себя такие противоположности, как влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих главных свойств образуют землю (сухое и холодное, воду (влажное и холодное, воздух (влажное и горячее, огонь (сухое и горячее. Затем в центре собирается как тяжелейшее земля, окруженная водной, воздушной и огненной сферами. Происходит взаимодействие между водой и огнем, воздухом и огнем. Под действием небесного огня часть воды испаряется и земля выступает частично из мирового океана. Так образуется суша. Небесная сфера разрывается натри кольца, окруженных плотным непрозрачным воздухом. Эти кольца, говорил Анаксимандр, подобны ободу колеса колесницы (мы скажем подобны автомобильной шине. Они полые внутри и наполнены огнем. Находясь внутри непрозрачного воздуха, они невидимы с земли. В нижнем ободе множество отверстий, сквозь которые просматривается заключенный в нем огонь. Это звезды. В среднем ободе одно отверстие. Это Луна. В верхнем также одно. Это Солнце. Время от времени эти отверстия способны полностью или частично закрываться. Так происходят солнечные и лунные затмения. Сами ободы вращаются вокруг Земли. Сними движутся и отверстия. Так Анаксимандр объяснял видимые движения звезд, Луны, Солнца. Он искал даже числовые отношения между диаметрами трех космических ободов или колец.
    Эта картина мира неверна. Но все же поражает в ней полное отсутствие богов, божественных сил, смелость попытки объяснить происхождение и устройство мира из внутренних причини из единого материально-вещественного начала. Во-вторых, здесь важен разрыв с чувственной картиной мира. То, как мир нам является, и то, что он есть, не одно и тоже. Мы видим звезды, Солнце, Луну, ноне видим ободов, отверстиями которых являются и Солнце, и Лупа, и звезды. Мир чувств должен быть исследован, он лишь проявление действительного мира. Наука должна пойти дальше непосредственного созер­
    цания.
    Происхождение жизни. Анаксимандру принадлежит также первая глубокая догадка о происхождении жизни. Живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли на сушу и сбросили с себя чешую, став сухопутными. От животных произошел человек. В общем все это верно. Правда, у Анаксимандра человек произошел не от сухопутного животного, а от морского. Человек зародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громадной рыбы. Родившись взрослым (ибо ребенком он не мог бы выжить один без родителей, первочеловек вышел на сушу.
    Материализм и диалектика Анаксимандра. Материалистический монизм (напомним, что монизм учение, согласно которому все возникло из одного начала) мировоззрения Анаксимандра поражал самих древних греков. Античный автор Псевдо-Плутарх подчеркивал
    «Анаксимандр... утверждал, что апейрон— единственная причина рождения и гибели (А 10). Христианский теолог Августин горько сетовал на Анаксимандра зато, что тот ничего не оставил божественному уму (А Диалектика Анаксимандра выразилась в учении о вечности движения апейрона, о выделении из него противоположностей, об образовании четырех стихий из противоположностей, а сама космогония — в учении о происхождении живого из неживого, человека от животных, те. в общей идее эволюции живой природы.
    Эсхатология. Напомним, что эсхатология (эсхатологическая мудрость) — это учение оконце мира. «Эсхатос» — крайний, конечный, последний. Об этом мы узнаем из сохранившегося фрагмента Анакси­
    мандра. Там сказано Из чего происходит роВДение всего сущего, в тоже самое все исчезает по необходимости. Все получает возмездие друг от друга) за несправедливость и согласно порядку времени В 1). Слова друг от друга потому стоят в скобках, что они в одних манускриптах есть, а в других их нет. Так или иначе, поэтому фрагменту мы можем судить о форме анаксимандрова сочинения. По форме выражения это не физическое, а правовое и этическое сочинение. Отношение между вещами мира выражено в этических терминах.
    Дж. Томсон думал, что выражение получает возмездие взято из этическо-правовой практики родового общества. Это формула урегулирования споров между соперничающими родами. Так что первые греческие философы не так уж абсолютно отличались от китайских и индийских. Но этической у греческих философов была лишь форма, в которой представлялся, однако, физический Мир, мир природы, а не мир человека. Но то, что мир природы представлялся через мир человека, есть нечто иное, как пережиток социоантропоморфического мировоззрения, что вообще свойственно протофилософии. Однако олицетворения уже нет, нет и полной антроподорфизации.
    Этот фрагмент вызвал немало различных истолкований. В чем вина вещей В чем состоит возмездие. Кто перед кем виноват Те, кто не принимает выражение друг от друга, думают, w o вещи виновны перед апейроном зато, что они из него выделяются. Всякое рождение есть преступление. Все индивидуальное виновно перед первоначалом зато, что покидает его. Наказание же состоит в том, что апейрон поглощает все вещи в конце срока мира. Те же, кто принимает слова друг от друга, думают, что вещи виновны не перед апейроном, а друг перед другом. Третьи же вообще отрицают возникновение вещей из апейрона.
    В греческом тексте выражение из чего стоит во множественном числе, а потому под этим из чего не может подразумеваться апейрон, а вещи рождаются друг из друга. Такое истолкование противоречит космогонии Анаксимандра.
    Мы думаем, что вещи, возникая из апейрона, виновны друг перед другом. Их вина состоит не в рождении, а в том, что они нарушают меру, в том, что они агрессивны. Нарушение меры есть разрушение меры, пределов, что означает возвращение вещей в состояние безмерности, их гибель в безмерном, те. в апейроне.
    Апейрон Анаксимандра самодостаточен. Апейрон, гордо заявило первоначале и субстанции мироздания милетский философ, все объ- емлет и всем управляет. Апейрон не оставляет места для богов и других сверхъестественных сил.
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   84


    написать администратору сайта