Главная страница
Навигация по странице:

  • Первоначала.

  • Периодизация античной философии.

  • А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов


    Скачать 18.63 Mb.
    НазваниеА. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
    Анкорchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
    Дата12.03.2017
    Размер18.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
    ТипДокументы
    #3672
    страница21 из 84
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   84
    Элементы философии в орфизме. Это прежде всего нарастание элементов демифологизации в орфической генетической картине мира. В некоторых версиях орфизма Гея и Уран как земля и небо возникают непосредственно из космического первояйца. В орфизме зарождается монопантеизм (тогда как для мифологии как таковой характерен полипантеизм, в соответствии с которым те или иные боги отождествляются с теми или иными частями природы, мироздания. Орфический Зевс объемлет все мироздание и вмещает его в себе. Отсюда, казалось бы, недалеко и до философий. Однако орфизм сам по себе в философию не превращается. Он продолжает существовать и после возникновения философии как элемент парафилософии. Он не идет далее монопантеизма.
    Этот монопантеизм как единовластие Зевса отразился ив художе- ственно-мифологическом мировоззрении как составной части античной парафилософии — в древнегреческих трагедиях. У Эсхила сказано Зевс есть эфир, и небо — Зевс, и Зевс — земля. Зевс — все на свете (Гели ады»), Естественно предположить, что такое представление о тотальном распространении власти Зевса у Эсхила — результат влияния орфиков.
    Ф ерекид
    К орфической космотеогонии примыкает мировоззрение Фереки- да. Его мифология — плод сознательного мифотворчества. Родина
    Ферекида — небольшой остров Сирое, расположенный неподалеку от
    Делоса — центра общегреческого культа Аполлона. Ферекид жил поданным разных источников в середине VII вили вначале в. до н.э. Рассказывают, что он учился по каким-то финикийским книгам, путешествовал по Элладе и Египту. Ферекид прославился предсказаниями падения города Мессения в войне, кораблекрушения и особенно землетрясения. Он якобы мог предсказать землетрясение затри дня по вкусу воды из глубокого колодца (недавно было открыто, что перед землетрясением в подземных водах действительно изменяется концентрация газов и изотопный состав химических элементов).
    Ферекид первым в Элладе стал писать прозой. Его труд назывался
    «Гептамихос» (Семь пещер. От этого труда сохранились лишь небольшие фрагменты.
    Первоначала. Ферекид принял за первоначала Зевса, которого он называет Засом, Хтонию и Хроноса. Он пытается осмыслить имена богов, а также упростить мифологическую картину мира путем отождествления некоторых богов. Именуя Зевса Засом, Ферекид сводил Зевса к земле, ведь на Кипре божество земли Гея (у Ферекида — Ге) именовалось За. Гею же Ферекид связал с Хтонией. У Ферекида
    Хтония — девичье имя Геи. Осмысливая имя Кроноса, Ферекид превратил Кроноса в Хроноса (время. Зас становится Зевсом в качестве жениха Хтонии, которая в качестве невесты Зевса приобретает имя
    Геи. Отсюда другое название того же труда Ферекида — Смешение богов. У Ферекида боги утрачивают свои четкие контуры и начинают смешиваться друг с другом. Это говорит о кризисе антропоморфического мифологического мировоззрения.
    Трн первоначала. Три первоначала Ферекида близки к естественным явлениям. Поздний античный философ-христианин Эрмий (Гермий) не без основания увидел в Засе Ферекида творческую силу огня (эфира, в Хтонии — землю как пассивный предмет труда, а в Хроносе — время, в котором все происходит.
    Космотеогония. В сохранившемся фрагменте «Гептамихоса» сказано, что «Хтония получила имя Геи, так как Зевс далей Землю в качестве
    свадебного подарка (ДК 7, В 1)*. Зевс создал землю и океан (Ферекид называет его Огеном), вышивая их на свадебном покрывале (в те времена существовал обычай невеста обменивала свое свадебное покрывало на покрывало, вышитое ее женихом. Далее Хронос производит воздух (пневму), огонь и воду (см. А 8) из своего семени. Вода, воздух и огонь у Ферекида уже естественные стихии. Но земля все еще мифологически зашифрована в образе Геи-Хтонии.
    Земля, вода, воздух и огонь распадаются далее на пять частей, из которых возникают, однако, неестественные виды, а сверхъестественные существа. Это Океаниды, Офиониды, Крон иды, полубоги-герои и духи-демоны. Офиониды олицетворяли темные хтонические силы. Их возглавляет змий Офионей. Они выступают против Зевса, который после жестокой космической войны свергает их в Тартар. В этой борьбе Зевса поддерживали Крониды, те. титаны во главе с Кроном.
    Вечность первоначал. Мировоззрение Ферекида не настолько ми­
    фологично, как мировоззрение Гомера, Гесиода и орфиков, ибо Фе' рекид провозгласил вечность первоначал мироздания. Известно, что сочинение Ферекида начиналось словами «Зас и Хронос были всегда, а вместе сними и Хтония» (7 В 1). Поэтому в своей Метафизике Аристотель называет Ферекида в числе тех древних поэтов-теологов, у кого изложение носит смешанный характер, поскольку они не говорят обо всем в форме мифа (XIV 4) не случайно.
    «Семь мудрецов
    . Большую роль в формировании античной философии сыграли семь мудрецов. Слова семь мудрецов ставят к кавычки, потому что этих мудрецов было больше существовали различные списки мудрецов, нов каждом списке их было обязательно семь. Здесь проявилась характерная для профилософского сознания магия чисел, которую мы находим и у Гесиода. Его поэма называлась Труды и дни, ведь в ее в конце Гесиод рассказывает о том, какие дни месяца благоприятны, а какие неблагоприятны для тех или иных дел.
    Т. е. гл. 7, разд. В, § 1. ДК — условное сокращенное наименование труда немецкого ученого Германа Дильса, выбравшего из произведений в основном поздних античных писателей цитируемые ими изречения ранних греческих философов, живших до Сократа, досократиков, а также сведения о жизни и учениях этих философов, труда, продолженного его учеником Вальтером Кранцем. Эти Фрагменты досократиков» Г. Дильса переведены с третьего издания А. Маковельским (см. Досократики. Казань,
    1914—1919. Ч. 1—3). Однако профилософский период в история античного мировоззрения у А. Маковельского отсутствует, так как он отсутствовал в третьем издании у самого Г. Дильса. Ныне «Досократики» А. Маковельского — библиографическая редкость. Эго же относятся и к Софистам — завершающей части перевода А. Ма­
    ковельского, вышедшей двумя выпусками малым тиражом в 1940 — 1941 гг. в Баку
    Разные источники называют разные имена семи мудрецов. Самый ранний из дошедших до нас списков принадлежит Платону. Это уже в. до н.э. В диалоге Платона «Протагор» о мудрецах сказано К таким людям принадлежали и Фалес Милетский, и Питтак Митилен- ский, и Биант из Приены, и наш Солон, и Клеобул Линдийский, и
    Мисон Хенейский, а седьмым между ними считался лаконец Хилон»
    (343 А. Диоген Лаэрций сообщает, что имена семи мудрецов были официально провозглашены в Афинах при архонте Дамасии (582 г. до н.э.). Правда, у Диогена Лаэрция место малоизвестного Мисона с большим на то правом занимает Периандр — коринфский тиран. Полагают, что Платон вывел Периандра из состава семи из-за своей ненависти к тирании и тиранам. Были и другие списки. Ново всех семерках неизменно присутствовало четыре имени Фалес, Солон,
    Биант и Питтак. Со временем имена мудрецов были окружены легендами. Например, Плутарх в своем произведении Пир семи мудрецов описал их явно вымышленную встречу в Коринфе у Периандра.
    Время деятельности семи мудрецов — конец VII в. и начало VI в. до н.э. Это конец четвертого (после Эгейского неолита, Критской и
    Микенской Греции и гомеровской Греции) периода в истории Эгейского мира — периода архаической Греции (VIII—VII вв. до н.э.) и начало пятого периода. В VI в. до н.э. Эллада вступает ввек железа. На основе отделения ремесла от земледелия расцветает античный полис — город-государство, в котором входящие в полис сельские местности экономически и политически подчинены городу. Развиваются товар­
    но-денежные, вещные отношения между людьми. Начинается чеканка монеты. Власть евпатридов, благородных, ведущих свой род от героев детей бога или богини, а тем самым мифологически обосновывающих свое право на господство, в ряде наиболее передовых полисов свергается. Ее место занимает тирания. Тираническая антиаристократическая форма правления устанавливается в Мегаре во второй половине VII в. до н.э., в Коринфе, Милете ив Эфесе в конце VII в. до н.э., в
    Сикионе ив Афинах — вначале в. до н.э. Вначале в. до н.э. в Афинах была проведена реформа Солона. Отныне основой социального расслоения там стало не происхождение, а имущественное положение. Было отменено и запрещено долговое рабство. Афиняне, проданные за долги на чужбину, были выкуплены и возвращены на родину. Отмена долгового рабства сыграла громадную роль в прогрессивном развитии древнегреческого общества.
    Житейская мудрость. Выше мы приводили мудроеть семи мудрецов как пример житейской мудрости. В своих истоках это мудрость фольклора, мудрость, выраженная в анонимных пословицах и поговорках, поднимающихся иногда до большой обобщенности и глубины в понимании человека и типичных житейских ситуаций. Этим, как мы помним, особенно отличалась китайская профилософля и даже философия. Но то, что для Китая было судьбой, для Эллады было лишь
    эпизодом. Сознательная и авторская житейская мудрость семи мудрецов, а ранее Гесиода — начало мирской этики. Все высказывания семи мудрецов никак не связаны с мифами, с авторитетом богов, они плод практического рассудка, а поэтому относятся ко второй, научной, части профилософии. Однако в отличие от древнекитайской и древнеиндийской, древнегреческая философия возникла не как этика, а как натурфилософия, а лучше сказать, «фисикофилософия».
    Мирская этика семи мудрецов свидетельствует о кризисе мифологического сознания, мифологического вида мировоззрения, социальная функция которого состояла, как мы уже сказали, в обосновании права землевладельческой аристократии на господство над земледельцами. Со временем начинают складываться первые еще очень наивные, но все же немифологические системы взглядов. Нона первых порах миру богов и героев противопоставляется житейская мудрость, осмысление обыденной жизни в афоризмах, в которых нет ничего от сверхъестественного мира. Это чисто житейская практическая мудрость, но достигшая своего обобщения в сжатых мудрых изречениях.
    Такие афоризмы, или гномы, Аристотель определяет как высказывания общего характера. Гномы пользовались большой известностью. Изречения ничего сверх меры и познай самого себя были даже высечены над входом в дельфийский храм Аполлона.
    Трн вида гном. В лице своих мудрецов античное мировоззрение обращается от мифологических теогоний к человеку. Уже в гесиодовых Трудах и днях зарождается нравственная рефлексия, осознание механизма общественных запретов и предписаний, дотоле работавшего стихийно. Но ив гномах можно увидеть зарождение древнегреческой этики. Конечно, этика это учение о нравственности, а не сама нравственность, но нравственное самосознание — это уже начало этики. Античная мифология не отличалась ни высоким нравственным уровнем, ни морализированием. Выше говорилось, что у Гомера все в нравственном отношении безразлично, кроме мужества — этой главной и единственной добродетели и трусости — главного и единственного порока. Укоры совести Одиссею неведомы. Между тем совесть — это переживание расхождения между должными сущим в поведении человека. Конечно, нередко случается, что должное оказывается мнимым — плодом скорее предрассудка, чем разума, поэтому сами по себе укоры совести еще ничего не говорят о подлинности или нрподлин- ности должного. Ноу Одиссея вообще нет никакого преставления о должном.
    В основе складывающихся этических норм лежал один важнейший принцип. Он был четко выражен уже Гесиодом: Меру во всем соблюдай Поэтому зло было понято как безмерность, а благо — как умеренность. Нравственную безмерность греки называли «побрис» — наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление. Отсюда такие гномы, как изречение Солона Ничего сверх меры и изречение

    Клеобула Мера — наилучшее. В этом же роде и более конкретные изречения, например советы Бианта — Говори к месту, Хилона — Не позволяй своему языку опережать твой разум, Питтака — Знай свое время и т. д. Все эти гномы служили проповеди гармонизации отношений между людьми путем их самоограничения.
    К этим гномам примыкала гномическая (назидательная) поэзия
    Фокилида Милетского, Феогнида Мегарского и других поэтов-мора- листов. Среди них мы снова находим некоторых из семи мудрецов.
    Хилону приписано двести стихов, Питтаку — шестьсот, а Клеобулу — три тысячи. Выдающимся поэтом был мудрец и законодатель Солон.
    Вообще говоря, античная профилософская лирическая поэзия также сыграла свою роль в формировании философии. В лирике происходит пробуждение личного самосознания, тогда как в эпосе личность поглощена родом. В этом мысле лирика ближе к философии, чем эпос. Мифология — дело родового сознания, а философия — личного.
    Профилософская лирика в Элладе — это в основном лирика ионийских поэтов конца VIII—VII и начала VI в. до н.э. Она представлена именами Каллина из Эфеса, Тиртея из Милета, Архилоха с Пароса,
    Терпандра с Лесбоса, дорическим лириком Алкманом Спартанским — лидийцем из Сард, Алкеем и Сапфо с Лесбоса, Стесихором, Симонидом из Аморгоса, Мимнермом из Колофона.
    Второй вид гном — это нечто большее, чем нравственные предписания и запреты. Сюда прежде всего относится гнома Познай самого себя Она имела не только нравственный, но и мировоззренческо-фи- лософский смысл, который, правда, был раскрыт лишь Сократом в в. до н.э.
    Третий вид гном — гномы Фалеса. Фалес — первый во всех списках семи. Он же первый древнегреческий, а тем самым древнеза­
    падный философ. Фалесу приписаны такие мудрые и уже мировоззренческие изречения, как Больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит, Быстрее всего ум, потому что он все обегает, Сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть, Мудрее всего время, потому что оно все открывает и некоторые другие.
    Да, именно Фалес распространил ту форму всеобщности, которая была достигнута в гномах, на мировоззрение. В этом ему помогли и занятия науками. Фалес был не только первым среди мудрецов, но и первым античным ученым
    ИОНИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ*
    Зарождение античной науки. Несмотря на наличие в профилософ- ские времена в Элладе различных специальных знаний, древнегреческая наука возникает одновременно с философией. Однако античная традиция единодушна в том, что первые античные философы прошли предварительное обучение в Египте и частично в Вавилонии, где они усвоили достижения ближневосточной протонауки. Согласно известному мифу, сама Европа финикиянка, похищенная Зевсом. Брат Европы Кадм, оказавшись в Греции в поисках сестры, не только основал Фивы, но и принес грекам финикийский алфавит.
    Генезис античной философии. Гениальные ученики быстро превзошли своих учителей. Уже первые античные философы стали перерабатывать афро-азиатскую вычислительную математику в дедуктивную науку. На этой основе и стало возможным возникновение античной философии как рационализированного мировоззрения, ищущего субстанциальную основу мироздания. Философия в Элладе зарождается как стихийный материализм, как натурфилософия на основе собственной мировоззренческой и ближневосточной научной про­
    философии в условиях антиаристократической реформы.
    Философия в Элладе возникает как мировоззрение промышленно­
    торгового городского класса, демоса, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Связь с производством, получившим возможность резкого ускорения развития в связи с переходом к железу, развитие товарно-денежных, вещных отношений, городская культура, классовая борьба, переход от авторитарных аристократических к тираническим, а через них и к демократическим формам государственного устройства, пробуждение личности и личной иници-
    См.: Михайлова Э.Н., Чанышев АН Ионийская философия. М, 1966.
    ативы — все это способствовало реализации той возможности возникновения философии, которая была заложена в профилософии.
    Античная философия. Вместе стем античная философия в целом — философия рабовладельческого общества, что наложило на нее неизгладимую печать. Попытка мировоззренческого обоснования социального института рабства, духовный аристократизм, все же невысокий уровень дедуктивной науки, отсутствие методов экспериментального исследования, созерцательность и умозрительность подавляющего большинства философских доктрин, отсутствие непосредственной связи с практикой в результате презрения к производственной деятельности — все это ограничивало возможности античной философии.
    Вместе стем античная философия — грандиозная попытка построить рационализированную картину мира, разумно решить основной вопрос мировоззрения, при этом в древнезападной философии имелись в зародыше почти все дальнейшие разновидности философских видов мировоззрения, как философского идеализма, таки философского материализма.
    Периодизация античной философии. Древнезападная, античная, сначала только греческая, а затем и римская, философия существовала в течение более чем тысячелетия (св. до н.э. по VI в. н.э.). За это время она прошла, как и вся античная культура, замкнутый цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода
    1) протофилософия — период зарождения и формирования (VI в. до н.э.); 2) зрелость и расцвет (V—IV вв. до н.э.), 3) закат греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (III—I вв. до н.э.) и 4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (I—-V н.э.).
    Источники. Античная философская литература сохранилась в общем плохо. Все труды философов первого периода погибли, от них уцелели лишь фрагменты, и то благодаря тому, что они приводились в трудах тех более поздних античных авторов, которым удалось пробиться сквозь тьму веков. Труды большинства философов второго периода также целиком до нас не дошли. Исключение составляют лишь произведения Платона и Аристотеля. Такая же картина наблюдается ив третьем ив четвертом периодах, однако там число философских трудов, дошедших до нас целиком, больше. Например, удивительно, что полностью сохранилась философская поэма античного материалиста Лукреция Кара О природе вещей. Таким образом информация, полученная из вторых рук, составляет большую часть нашей информации в случае древнезападной, как, впрочем, и древневосточной философии. Но информация, полученная из поздних источников, кишит противоречиями, ошибками и модернизациями. Такая информация в основном принадлежит так называемым доксографам, те.
    «описывателям мнений, неспособным на сколько-нибудь серьезный
    анализ. Впрочем, имеются и более надежные источники наших знаний о древнейшей греческой философии.
    Это прежде всего сочинения Платона и Аристотеля. В Метафизике Аристотеля содержится первый очерк истории античной философии, правда, лишь водном аспекте — в аспекте аристотелевского учения о первопричинах. Мысли Платона и Аристотеля следует скорее относить к логической, чем к эмпирической концепции истории философии. Начало подлинной доксографии можно найти, пожалуй, у Теофраста, ученика Аристотеля, который описывает учения философов по проблемам в своем труде Мнения физиков, хотя, к сожалению, этот труд дошел до нас в его небольшой части, причем в отличие от Аристотеля, Теофраст не подгонял историко-философский материал к своей концепции.
    Хотя труд Теофраста не дошел до нас целиком, он был использован такими поздними античными авторами, как Псевдо-Плутарх, Арий
    Дидим, Филодем, Цицерон, Александр Афродисийский, Симпликий, Ипполит, Сотион, Диоген Лаэрций и др. В конце II в. до н.э. неизвестный автор сделал извлечение (эпитомэ) из труда Теофраста. Оно тоже погибло, но прежде успело стать основой для труда другого неизвестного стоика середины I в. до н.э. Этот труд получил условное название «Ветуста плацита» — Древние изречения. На него опирались Цицерон, Филон, Филопон, Аэций, Макробий, Аммиан, автор Гомеровских аллегорий, Цельс, Варон, Энесидем, Тертуллиан и др. В свою очередь на Аэция опирались Стобей, Теодорит, Немесий,
    Псевдо-Плутарх — автор работы «Плацита». А эта работа послужила источником для Евсевия, Псевдо-Галена, Афенагора, Ахилла, Кирилла, аль Харастани.
    Самостоятельный источник по философам первого периода составляет работы Секста Эмпирика (II —III вв.). Имеют значение и сочинения некоторых раннехристианских писателей II — V вв.— Ири- нея, Ипполита, Климента, Оригена, Епифания, Арнобия, Августина и др.
    Имея дело с доксографическим материалом, следует учитывать, что смысл терминов со временем изменялся. Уже Аристотель не всегда правильно понимал некоторые термины более ранних античных фи­
    лософов.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   84


    написать администратору сайта