А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Скачать 18.63 Mb.
|
Жизнь и сочинения Эмпедокла. Эмпедокл жил в Сицилии, в городе Акрагасе (позднее это латинский Агригент). Диоген Лаэртский относит акмэ Эмпедокла к й олимпиаде (444—441 гг. до н.э.). Эмпедокл — современник пифагорейца Филолая и элеата Зенона. Учителя Эмпе докла — пифагорейцы, а также Ксенофан и Парменид. Эмпедокл был допущен пифагорейцами на их занятия в качестве «пифагорика», те. не-члена Союза, ноне оправдал их доверия, предав огласке то, что услышал. После этого пифагорейцы приняли закон, запрещающий участвовать в их занятиях эпическим поэтам, в том числе и Эмпедоклу — автору философских поэм. Традиция говорит об Эмпедокле как ораторе, риторе, враче, инженере, поэте и философе. Историк Тимей (IV—III вв. до н.э.), описывает Эмпедокла как противника личной власти и сторонника демократии. Как человек Эмпедокл был тщеславен и выдавал себя за божество. Он хотел, чтобы люди думали, что боги взяли его живым на Олимпа потому, чувствуя приближение смерти, бросился в кратер Этны. Но вулкан выбросил одну из его медных сандалий, и замысел Эмпедокла не удался. Стихотворения и трагедии Эмпедокла погибли. Мы знаем только, что водном из своих стихотворений Эмпедокл описал переправу персидского царя Ксеркса, идущего войной против греков, через Геллеспонт. В Гимне Аполлону Эмпедокл видит в образе одного из олимпийских богов олицетворенное Солнце. Эмпедокл — автор двух философских поэм О природе и Очищения. Первая сохранилась в отрывках довольно крупных, от второй дошло до нас совсем немного. Взгляды Эмпедокла описаны в обширной доксографии. Начала. Примиряя ионийцев и италийца Ксенофана ( в своей физике он следовал ионийской традиции, Эмпедокл принимает в качестве первоначала мироздания все четыре традиционные стихии, которые он называет четырьмя корнями вещей. Земля, вода, воздух и огонь равны и все одинаково древнего рода (17, 27). Эти первоначала друг в друга не превращаются. Эмпедокл поэтически конкретизирует первоначала в таких образах, как бурное море и темная, хладная влага (вода, как сокровенное твердое мира начало (земля, как горячее и лучезарное Солнце ( огонь) и как бессмертная высь, сиянием дня залитая и необъятное небо (воздух. Кроме того, * См. также Чанышев АН Материализм Эмпедокла / / Вестник МГУ. Серия VIII. Философия. 1976. № 1. отдавая дань мифологии, Эмпедокл отождествляет четыре корня с такими богами, как Зевс, Гера, Аид и Нестис — сицилийское божество воды. Все остальные боги возникают от этих корней. Все, что ни есть в мироздании, — то или иное сочетание разных доз корней. Например, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырех' частей огня, а нервы — из двух частей воды, одной части земли и одной части огня. Вообще у Эмпедокла каждый член существует в силу известного отношения. В крови все четыре корня перемешаны наиболее равномерно. Любовь и ненависть. Эмпедокловы корни вещей, даже огонь, пассивны. Поэтому все процессы в мироздании Эмпедокл объясняет борьбой двух антагонистических начал. Эти начала не физические, а психические. Это, во-первых, Фили я любовь (другие ее имена — Гармония, Радость и Афродита, однако не мифологическая богиня любви, а космическая сила, которая обегает недра стихий, чего, говорит Эмпедокл о себе с гордостью, не понял до него ни один смертный мужи, во-вторых, Нейкос — ненависть, или гнев. Любовь — космическая причина единства и добра. Ненависть — причина множества и зла. Любовь соединяет разнородное и разделяет однородное. Ненависть разделяет разнородное и соединяет однородное. Стихии во гневе. разновидны и врозь существуют, нов любви сочетаются, страстью пылая взаимной ( 21, 7 — 8 ). Обе силы акосмичны. Четыре фазы космического цикла. В своей вечной борьбе Филия и Нейкос попеременно одерживают верх. Впервой фазе побеждает любовь, ненависть же вытеснена за пределы мира. В этом состоянии мироздание — сфайрос (шар. Там ни быстрых лучей Гелиоса узреть невозможно, ни косматой груди земли не увидишь, ни моря так под плотным покровом Гармонии (те. любви. — А. Ч там утвердился шару подобный, окружным покоем гордящийся сфайрос». В этом состоянии все четыре стихии равномерно перемешаны, они фактически как таковые не существуют, что противоречит утверждению Эмпедокла о вечности его первоначал, корней вещей. Акосмична и третья фаза во вращении вихря стихий. Безраздельное господство ненависти полностью обособляет стихии, и однородное соединяется (и, действительно, в ненависти нет соперничества, как в любви. Космичны лишь вторая ( неустойчивое равновесие любви и ненависти) и четвертая неустойчивое равновесие ненависти и любви) фазы. Все происходящие внутри второй и четвертой фаз процессы имеют общую направленность от единства и блага ко множеству и злу (вторая фаза) и от множества и злак единству и благу (четвертая фаза. Судя по биологическим представлениям Эмпедокла, можно думать, что человечество живет в четвертой фазе вращения вихря. Смена фаз, этот черед роковой, происходит вечно и по воле судьбы. У Эмпедокла нет ясности в вопросе о том, распространяется ли организованность на все сущее или же космос находится в середине вечно хаотической материи об этом говорит Аэций). Таковы четыре фазы вращения космического вихря, таков круг времен. Очевидно, что Эмпедокл представлял себе мироздание как вечно повторяющуюся смену фаз. Второй синтез. Сочетая ионийскую философскую традицию с италийской, Эмпедокл равно говорил об изменчивости и неизменности мира, но фактически в разных отношениях и частях. Мир неизменен в своих корнях ив пределах круга временно изменчив на уровне вещей и внутри круга времен». Эмпедокл принимает закон сохранения бытия элеатов. Он отстаивает этот закон от возражений глупцов, говоря Глупые Как близорука их мысль, коль они полагают, будто действительно раньше не бывшее может возникнуть, иль умереть и разрушиться может совсем то, что было (11, 1— 3). Слова рождение и смерть Эмпедокл заменяет терминами «смешенье» и «разделенье». Он говорит Нет никакого рожденья, как нет и губительной смерти есть лишь смешенье одно с разделеньем того, что смешалось. Что и зовут неразумно рождением темные люди (8, 2—4). Смешиваются и разделяются корни вещей, но к ним ничто не прибавится, в нйх ничто не иссякнет». Эмпедокл пытается обосновать вечность корней. Корни вещей не погибают, потому что в противном случае было бы непонятно, почему они существуют Если бы гибли они беспрерывно, их нынче б не стало. Для их гибели, кроме того, в мироздании нет свободного места, те. пустоты, наличие которой Эмпедокл отрицает. В случае гибели, корней мир не мог бы возникнуть Что и откуда тогда бы Вселенную снова воздвигло Этот риторический вопрос философа как бы подытоживает стихийно-материалистический характер воззрений Эмпедокла. Метемпсихоз. Вместе стем Эмпедокл разделяет орфико-пифаго- рейское учение о переселении душ. Он вполне серьезно рассказывает о своих прошлых воплощениях, говоря Был уже некогда отроком я, был девой когда-то, был кустом, были птицей, и рыбой морской бессловесной (117, 1—2). Возможность такого единства живой природы Эмпедокл объясняет тем, что во всем есть разумности доля и мысли, которая в «Очищениях» превращается в некий священный ум, ум, мыслями быстрыми вкруг обегающий все мирозданье» (134, 5). Этот ум подобен богу Ксенофана. Он неантропоморфен. Нов поэме О природе разумность присуща не богу, а всем тварям по воле судьбы. Гносеология. Эмпедокл находит материальный носитель мышления в крови, в которой четыре корня вещей наиболее равномерно перемешаны. Он говорит В бурных волнах обегающей крови питается сердце в нем же находится то, что зовем мы так часто мышленьем: мысль человека есть кровь та, что сердце вокруг омывает. Эмпедокл утверждал, что все познается подобным ему в человеке Землю землею мы зрим и воду мы видим водою, дивным эфиром эфир, огнем же огонь беспощадный (109, 1—2). Космическую любовь и ненависть человек познает своей любовью и своей ненавистью. Это пережитки антропо морфизма. У Эмпедокла можно заметить различение обьщенного сознания и сознания, выходящего на уровень мировоззрения. Предмет мировоззрения — целое, незримое оку и невнятное уху, это целое даже умом необъемлемо» (106). Человек познает лишь ту малую часть его, на которую натолкнулся своим сердцем на суетной стезе своей ограниченной жизни. Поколение людей не прочнее струи дыма. Свое учение Эмпедокл оценивает лишь как то, что способна прозреть смертная мысль. Доскональное знание мира — привилегия ума, мыслями быстрыми обегающего все мирозданье» (106), Эмпедокл непоследователен в своей гносеологии, как ив своем стихийном материализме. Объяснение органической целесообразности. Эмпедокл живо интересовался биологической проблематикой. Он — продолжатель дела Анаксимандра и Менестора. Эмпедокл размышлял над тем, что раньше возникло — фауна или флора, животные или деревья. Интересовал его и вопрос сходства детей с родителями. Великая заслуга Эмпедокла в биологии — постановка и попытка научного решения вопроса о происхождении органической целесообразности. Анаксимандр говорило зарождении живого из неживого вообще, Эмпедокл — о зарождении нецелых живых организмов, а отдельных органов. Таким-то образом и решает Эмпедокл вопрос о том, что первым возникло целое или часть У него первыми возникают части отдельные органы и части тела. В поэме Эмпедокла О природе мы читаем Выросло много голов, затылка лишенных и шеи, голые руки блуждали, не знавшие плеч, одиноко очи скитались по свету без лбов. Далее, по мере возрастания силы любви в мире (из чего следует, что все это происходило в четвертой фазе мирового цикла, которая соединяет разнородное, дотоле отдельные органы стали, как попало, сходиться друг с другом, образовывая по большей части случайные чудовищные и нежизнеспособные сочетания. В поэме сказано Крупно тогда одинокие члены сошлись, как попало, множество также других прирождалося к ним беспрерывно. Множество стало рождаться двуликих существ и двугрудых, твари бычачьей породы с лицом человека явились, люди с бычачьими лбами, создания смешанных полов женской природы мужчины, с бесполыми членами твари. Однако случайно некоторые из этих произвольных сочетаний органов и частей тела оказались удачными, и эти комбинации выжили. Остальные же погибли. Выжили те, чьи органы так хорошо подошли друг к другу, как если бы кто-то создал эти организмы по заранее продуманному плану, целесообразно. На самом деле никакого проектировщика не было, все произошло естественным путем, правда, с громадной затратой времени и вещества, но природе не надо экономить. У Эмпедокла мы находим смутную догадку о естественном отборе — этот отбор прошли лишь наиболее приспособленные. Скорость света. Еще более удивительна догадка Эмпедокла о том, что свет распространяется с большой, по конечной скоростью. Даже Аристотель стоит здесь ниже Эмпедокла. Он с ним несогласен. Однако он точно передает гипотезу сицилийского материалиста. Аристотель писал «Эмпедокл и всякий другой, придерживающийся того мнения, неправильно утверждали, будто свет передвигается и распространяется в известный промежуток времени между землей и небесной твердью, нами же это движение не воспринимается. Поздний античный философ Филопон более конкретен «Эмпедокл говорил, что свет, будучи телом, вытекающим из светящегося тела, бывает сперва в промежуточном пространстве между землей и небом, затем приходит к нам, остается же незамеченным такое движение его вследствие своей скорости. Отсюда можно заключить следующее Эмпедокл считал, что мы не воспринимаем скорость света, потому что она очень велика. Так оно и есть. Свет, как известно, распространяется со скоростью триста тысяч километров в секунду, поэтому движение света в земных масштабах заметить чрезвычайно трудно, однако требуется несколько минут, чтобы свет Солнца достиг Земли АФИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ А НА К САГО Р Теперь мы временно покинем Великую Элладу». Вовремя греко персидских войн (500—449 гг. до н.э.) Афины были разрушены Ксер ксом, однако победоносное для греков окончание этих войн способствовало возвышению Афин и Атгики, столицей которой они были, образованию большого союза древнегреческих полисов во главе с Афинами Напомним, что до греко-персидских войн во второй половине VI в. до н.э. произошло порабощение всей малоазийской Эллады И прилегающих к Малой Азии греческих островов персами. Милет, Эфес, Колофон и Клазомены, острова Самос и Лесбос и другие эолийские и ионийские полисы были лишены персами самоуправления, поставлены под власть угодных персам тиранов и обложены тяжелой данью. Порабощения избежали лишь фокейцы и теосцы, которые заблаговременно бежали первые — в Великую Элладу», где основали уже известную нам Элею, вторые — во Фракию. Порабощения избежали и эмигранты-одиночки из различных малоазийских полисов. Таковым был, как мы знаем, Ксенофан. Пифагор, покинув Самос при Поликрате, не смог туда вернуться после пребывания в персидском плену, потому что после казни Поликрата персами Самос был ими опустошен. Основные вехи греко-персидских войн — антиперсидское восстание малоазийских полисов в 500—495 гг. до н.э., кончившееся трагическим для них поражением, после чего Иония перестала быть одной из передовых областей Эллады; первый персидский поход в Аттику, кончившийся сокрушительным поражением персов при Марафоне в 490 г. дон. э второй персидский поход Ксеркса в 480—479 гг. с легендарной битвой при Фермопилах, прорывом персов в Среднюю Грецию, опустошением ими Аттики и разрушением Афин и, наконец с разгромом персидского флота афинским флотом у Саламина в 480 г, что стало переломным событием всех греко-персидских война затем и поражением персидской армии при Платеях в 479 г. На этом кончается первое двадцатилетие греко-персидских война в последующее тридцатилетие греки перешли в наступление. Поэтому период расцвета классической Греции — ее знаменитое пятидесятилетие — начинается уже в 479 г. до н.э. с победы греков при Саламине и продолжается дог. до н.э.— до начала злосчастной для Эллады и особенно для Афин внутригреческой Пелопоннесской войны между Спартой и Афинами (431—404 гг. до н.э.), от которой выиграли лишь персы. До этой войны Эллада переживала, как мы уже сказали, расцвет, продолжавшийся около пятидесяти лет. Вершиной же этого пятидесятилетия стало для Афин правление Перикла. При Перикле рабовладельческая демократия достигла своего наивысшего расцвета. Все государственные должности замещались по жребию, отправление гражданами своих общественных обязанностей оплачивалось государством. Верховным органом государства стало народное собрание (экклесия), в котором участвовали все афинские граждане, достигшие 20 лет. Право на участие в народном собрании не было ограничено имущественным цензом. При Перикле Афинский морской союз превратился в Афинскую Архэ, где греческие города — члены союза оказались на положении афинских подданных. Вокруг Перикла сгруппировались выдающиеся ученые, архитекторы, скульпторы, художники, философы. Среди них отец истории Геродот (ок. 485—425 гг. до н.э.), происходивший из малоазийского полиса Галикарнаса. Он описал предысторию греко-персидских войн и первое их двадцатилетие с позиций Афин. В этот кружок входили скульптор Фидий (490—432 гг. до н.э.) — создатель семнадцатиметро вой бронзовой статуи Афины Промахос (сражающейся впереди, а также деревянной, но покрытой золотом и слоновой костью статуи Афины Парфенос (девы) и четырнадцатиметровой статуи Зевса в Олимпии. Афина Промахос доминировала над одним из самых больших творений мирового зодчества — над также созданным при Перик ле афинским Акрополем, в главном храме которого — Парфеноне — находилась статуя Афины Парфенос (отсюда название храма. Культ Афины в Афинах закономерен, ибо этот полис носил ее имя. В век Перикла» в Афинах развернулась деятельности древнегреческих трагиков Софокла (ок. 496—406 тт.) и Еврипида (ок. 480— 406 гг.) Их предшественником был Эсхил (525/4—456/5 гг.). В трагедии Эсхила Прикованный Прометей титан Прометей, одаривший людей огнем, принес также искусство письма, искусство счисления, знание ремесел и наук. Зевс же как воплощение грубой силы приказывает Гефесту, сопровождаемому аллегорическими фигурами Силы и Насилия, приковать Прометея к скале. В недошедшей до нас второй части трилогии о Прометее — в трагедии Освобожденный Прометей — Геракл освобождает Прометея. Для Эсхила характерно художественно-мифоло гическое мировоззрение, философское же его почти не коснулось. Тем не менее и у него Зевс эволюционирует от традиционного олимпийского бога до божества, пантеистически сливающегося с космосом. Софокл использует те же мифологические сюжеты, что и Эсхил. Трагедии Эсхила и Софокла укрепили позиции мифологического мировоззрения в консервативных, по сравнению с ионийскими и великогреческими городами, Афинах, отстающих от Дальнего Востока и Дальнего Запада греческого мира в своем мировоззренческом развитии. Эсхил и Софокл дали мифологическому мировоззрению вторую жизнь. Неслучайно поэтому в конце эпохи Перикла незадолго до начала Пелопоннесской войны в Афинах был принят закон, приравнивающий к государственному преступлению непочитание богов и объяснение небесных явлений естественным образом. В соответствии с этим законом едва не казнили Анаксагора. Но затем был казнен Сократ, который никогда ничему о природе не учил. Поэтому же закону был подвергнут преследованию Протагор, а значительно позднее — Аристотель. Афины, ставшие во второй половине V в. до н.э. в силу своего военного, политического и экономического положения культурным центром Эллады, а затем сохранявшие это положение культурного центра после утраты своих политических привилегий, никогда небыли свободным в мировоззренческом отношении городом. Неслучайно Платон боялся высказываться о мифах и призывал в интересах безопасности верить в них слепо. Анаксагор. Анаксагор тоже входил в кружок Перикла. Можно считать, что с него и началась философия в Афинах. По Плутарху, Анаксагор вдохнул в него (Перикла. — А. Ч величественный образ мыслей, возвышавший его над уровнем обыкновенного вожака народа, и вообще придал его характеру высокое достоинство. Анаксагор происходил из ионийского полиса Клазомены. Перикл пригласил Анаксагора в Афины по совету своей жены Аспазии, которая сама происходила из Милета. Враги Перикла, не осмеливавшиеся прямо нападать на великого государственного деятеля, отыгрывались на его друзьях. Фидий был ложно обвинен в краже золота, отпущенного ему для изготовления статуи Афины Парфенос. Анаксагора же усилиями политического противника Перикла Клеона обвинили в безбожии. Перикл отвел угрозу от Анаксагора, но клазоменцу пришлось покинуть Афины и вернуться в Ионию, где он основал для детей школу и завещал, чтобы годовщина его смерти отмечалась школьными каникулами. К образу философа Анаксагор прибавил новые штрихи. Он грворил, что родился для того, чтобы созерцать Солнце, Луну и небо — свою истинную родину. Ради философии Анаксагор отказался от своих земельных владений в родном полисе, от своего высокого там положения и оказался в Афинах в роли бесправного иногородца. Кроме Перикла учениками Анаксагора были афинский трагик Еврипид, Метродор из Лампсака, Архелай и др. Он оказал влияние на Демокрита и на Сократа. Анаксагор — автор прозаического сочинения О природе, которое было написано «прйятным и возвышенным языком (Диоген Лаэрт ский). От этого труда сохранились лишь фрагменты — главным образом из первой его части, где говорилось о началах. Аристотель сообщает, что Анаксагор был старше Эмпедокла по возрасту, но моложе его по делам. Проблема |