Главная страница

А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов


Скачать 18.63 Mb.
НазваниеА. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Анкорchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
Дата12.03.2017
Размер18.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
ТипДокументы
#3672
страница17 из 84
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   84
Начало философии в Японии
В гражданской истории Японии просматриваются три больших периода 1) патриархальное первобытнообщинное общество, 2) феодальное общество (середина VI в середина XIX в. н.э.), 3) период Новой и Новейшей Японии ( с середины XIX в.).
Внутри второго периода различают ранний феодализм (династии
Асука, 552—645; Нара, 645—794; Хэйан, 794— 1185), зрелый феодализм династии Камакура, 1185— 1333, и МуромотиДЗЗЗ— 1578) и поздний феодализм (династии Мамояма, 1573— 1614, и Эдо, 1614— В мировоззренческом отношении первый период — добуддийский, а второй и третий — буддийские.
Добуддийский период. Первое время Япония в своем культурном развитии значительно отставала от Китая. Поэтому, начиная св. н.э., Япония испытывала сильное влияние тогда более зрелой, чем японская, китайской культуры периода династии Хань (206 г. до н.э.—
220 г. н.э.) и культуры последующих династий. В 405 г. Япония, все еще не имеющая письменности, принимает в качестве официального
языка китайский языки китайскую письменность. С приходом корейских и китайских переселенцев в Японию проникает конфуцианство.
Но мировоззрением рядовых японцев остается ранняя японская мифология. Она сохранилась в письменном памятнике VIII в, известном под названием «Кодзики» (Записки древности»).
Для древней японской мифологии характерны культ природы
(натуризм) и ее одушевление (анимизм. Центральное место в поклонении природе занимает культ Солнца.
Поклонялись, однако, и Луне, и стихиям в их различных проявлениях. А также деревьям, цветам, источниками т.д. Вся природа населялась духами гор, рек, дождя, ветров, деревьев. Это натуризм.
Синто. (Синто — Путь богов. Традиционный японский культ син­
то возник как синтез японского анимизма и шаманства. Синто — поклонение сонму богов. Главное божество Аматэрасу (ударение на первом слоге) — богиня Солнца. Солнце представляется как владычица небес со своим царским двором и советом богов. Появились синтоистские храмы. Религиозных изображений в них не было. Для синто характерен культ императора (тэнио) и его предков (тэниосум). Династический синтоизм — культ, отправлявшийся императорской семьей, как находящейся в родстве с богами. Храмовый синтоизм — культ различных богов в храмах. Домашний синтоизм — культ богини
Аматэрасу с ее киотами (от греч. kibotos — ящик, ковчег) с различными священными предметами. Народный синтоизм содержит представления о домовых и т.д.
Только в 1945 г. церковь в Японии отделилась от государства и был упразнен культ императоров. Теперь династический культ личное дело императорской семьи. В настоящее время в Японии около 10 миллионов неосинтоистов.
«Кодзики». «Кодзики» — священная книга синтоизма. Впервой части «Кодзики» описывается изначальное состояние мира как состояние хаоса, далее, отделение неба от земли. Этот начальный период связан с первой троицей божеств, пребывающих вскрытом состоянии.
Вторая часть «Кодзики» повествует о конфликтующей между собой паре богов Идзанаги (мужское божество) и Идзанами (женское божество, соответственно олицетворяющих созидание, добро и свети разрушение, смерть и тление, а вообще загробный мир как мир скверны.
Идзанаги порождает бога Луны Цукуёми, богиню Солнца Амате- расу и бога водной разрушительной стихии Сусаноо.
Конфликт между Идзанаги и Идзанами повторяется как конфликт между Аматэрасу и Сусаноо.
Боги сходят на Землю и роднятся с людьми.
Япония — страна восьми больших островов создана Идзанаги и Идзанами.
Буддийский период. В этот период государственной религией Японии становится синтоизм.
Вместе стем в 552 г. в Японии получает официальное признание и буддизм в его северной разновидности — в форме китаизированной махая ны.
Буддизм проникает в Японию из Китая через корейский полуостров. Выше уже говорилось о том, что в 405 г. Япония принимает в качестве официального языка китайский. В Японию приезжают китайские и корейские архитекторы, скульпторы, живописцы. Строятся буддийские монастыри. Со своей стороны японцы начинают посещать Китай. В 607 г. к китайскому двору прибывает японское посольство. В Китай посылают японцев в качестве студентов.
В 645 г. государственная собственность на землю преобразуется в собственность отдельных феодалов (переворот Тайка» — начало династии Нара).
Во второй половине IX в. появляется собственная японская письменность, которая сменяет китайскую (правда, китайский язык остается языком исторических, юридических и теологических документов. В 894 г. до н.э. связь Японии с Китаем прекращается.
Китаизированный буддизм японизируется. Боги Синто истолковываются как часть буддийского пантеона.
Возникает некое Рёбо-синто (двухчастное синто). Богиня Солнца
Аматэрасу приравнивается к Будде Вайрочане, который занял главное место в эзотерическом пантеистическо-монистическом буддизме, учившем, что вся вселенная — проявление духовной и материальной субстанции Будды Вайрочаны. В этой разновидности буддизма обряды носят мистический характер. Они рассматриваются как способом установления мистического союза с Буддой. Главное состоит в достижении мистического ощущения вечности Будды.
Эзотерический буддизм был представлен двумя сектами Тэндай заимствован из Китая в VII в) и Сингон (произошел от тантрийского буддизма Центральной Азии).
Государственные власти стремились ослабить влияние буддизма
БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ
ПРОФИЛОСОФИЯ
Иран
Населявшие Иранское плоскогорье народы — мидяне и персы — значительно отставали от ариев Индии, шумер и аккадцев Вавилонии, от древних египтян. Вначале тысячелетия до н.э., когда в Индии, а тем более в Вавилонии давным-давно существовали раннеклассовые государства, на Иранском плоскогорье лишь только сложились союзы племен мидийских и персидских. Персы принадлежали к индоевропейской группе народов, были близки к индийским ариям, пришедшим в Индию именно с Иранского плоскогорья. Однако в Индии, испытав влияние древней культуры Мохенджо-Даро, арии намного опередили персов. Тем не менее (начиная уже св. до н.э.) мидяне, а затем и персы начинают играть значительную, а затем и определяющую роль в западной части полосы древней цивилизации. В этом веке мидяне покоряют персов, а затем в союзе с халдеями неожиданно уничтожают некогда могущественнейшую ассирийскую сверхдержаву.
В VI в. персы (Кир Старший) берут верх над мидянами и создают свою персидскую сверхдержаву, история которой связана с династией
Ахеменидов ( 558—330 гг. до н.э.). Ахемениды во второй половине VI в. до н.э. порабощают часть Средней Азии, северо-западную Индию,
Вавилонию, Лидию, древнегреческие малоазийские области Ионию и
Эолиду, Египет, греческие острова Эгейского моря, а затем вторгаются и на Балканский полуостров, подчиняя себе Македонию и Фракию. Входе греко-персидских войн ( 500—449 гг. дон. э) персы дошли до Афин и разрушили их. Однако вскоре колоссальная монолитная Персидская деспотия потерпела сокрушительное поражение от маленькой и раздробленной, но свободолюбивой Эллады.
В конце IV в. до н.э. Персидская империя была полностью разрушена македонянами и греками, возглавляемыми Александром Маке­
донским.
Империя Ахеменидов— типичная восточная деспотия. Правда,
Ахемениды терпимо относились к религиям завоеванных народов. Поэтому вавилоняне называли Кира посланником бога Мардука, евреи — мессией бога Яхве и т. д. В целях унификации громадной многоплеменной империи была создана система дорог, были введены единое налоговое обложение, административная система с делением империи на сатрапии, единый государственный арамейский язык, государственная почта, общее законодательство, единая денежная система (около 517 г. дон. э. Была пущена в обращение золотая монета — дарик.
Тем не менее на развитие науки и профилософии в древних центрах цивилизации — в Египте и Вавилонии — персидское нашествие оказало самое пагубное влияние. Ростки профилософии там были затоптаны. Что это могло быть ив Вавилонии, ив Древнем Египте, подтверждает пример Ионии — малоазийской части тогдашней Элла­
ды, где ко времени персидского нашествия уже кое-где возникла философия — первая философия в западной части полосы древней цивилизации. С приходом персов ионийской философии пришел конец, и не будь европейской Греции, мы бы ничего не знали об ионийской философии. Персы оставались на уровне мифологического мировоззрения. Их профилософия была слабой.
Ирапская мифология. Мифология мидян и персов сходна с мифологией этнически родственных им ариев в Древней Индии. Иранская мифология подобна ведийской у них есть общие сюжеты, общие боги, например Митра. Однако наблюдается инверсия в названии если у ариев Индии асуры— демоны, ад ева— боги, то у персов асуры
(ахуры) — боги, а дева ( дэвы) — демоны.
Религия и мифология персов известны под названиями зороастризма (от имени ее легендарного основателя Заратуштры, или в греческом варианте — Зороастра) и маздеизма (от имени верховного бога персов Ахура-Мазды, иначе говоря, ахура по имени Мазда).
«Авеста». Священная книга персов — Авеста написана на сакральном авестийском языке. В течение тысячелетия Авеста существовала только устно, в народной памяти и передавалась от одного поколения к другому путем запоминания на слух. Письменного текста не было. Записывалась она также в течение тысячелетия (отв. до н.э. до VI в. н.э.). Многое было утрачено.
«Авеста» трехчастна. Она содержит в себе 1) «Яшты» (яшт — гимн отдельному божеству 2) «Ясну» (ясна — молитва, где отдельные главы — «Гаты» Заратуштры, и как дополнение к «Ясне» — «Висперед»;
3) «Видевдат» (Закон против дэвов»).
Для зороастризма характерен дуализм, оказавший затем большое влияние наряд мировоззрений Ближнего Востока (например, на манихейство. Это дуализм и даже антагонизм асуров и дэвов, богов и демонов, добра и зла. Силы добра и света возглавляет вышеупомянутый
Ахура-Мазда (в греческом варианте — Ормузд), силы зла и тьмы —
Анхра-Майнью (греч Ариман). Все мироздание арена борьбы этих двух самостоятельных' и равномощных начал. Однако добро должно победить. В этом смысл мировой истории, подчиненной моральному закону (арта). Антагонизм добра и зла конкретируется как антагонизм света и тьмы, воды и засухи, оазиса и пустыни, порядка и беспорядка, здоровья и болезни, жизни и смерти, благочестия и скверны, правды и лжи, труда и разбоя, оседлости и кочевья. Человек в принципе свободен стать на ту или другую сторону. Он может способствовать победе как добра, таки зла. Но способствовать победе добра может не всякий, а только высоконравственный, прежде всего искренний и правдивый человек. Лицемерие и ложь служат Ариману. Основной нравственный закон Заратуштры: Чистота мысли, слова и действия, — или Благая мысль, благие слова, благие дела».
Позднее дуализм зороастризма был преодолен зерванизмом, принявшим в качестве первоначала всего сущего Зерван (время. От
Зервана якобы произошли и Ормузд, и Ариман.
Вавилония
Территория Месопотамии, или Междуречья, состоит из двух частей северного предгорья и южной низменности. Она была заселена уже в период палеолита. В IV тысячелетии до н.э. в южную, болотистую, часть Месопотамской низменности пришли шумеры, в среднюю ее часть — аккадцы. В III тысячелетии до н.э. шумеры южнее, аккадцы севернее образовали ряд самостоятельных городов-государств. В середине III тысячелетия до н.э. все шумерские города были объединены
Лугальзагеси, аккадские — Саргоном I. Из последующей борьбы этих объединений победителем вышел Аккад. Он подчинил себе всю Месопотамскую низменность. Но шумеро-аккадская держава просуществовала недолго. Месопотамия не была защищена естественными преградами и находилась в центре переселения народов. Пришлые гутии разрушили аккадскую державу. Возникшее позднее шумерское государство III династии Ура было уничтожено аморитами и эламита­
ми, из борьбы аморитов и эламитов победителями вышли первые. Они создали свое государство со столицей в Вавилоне. Древневавилонское царство (1894— 1595) достигло своей вершины при Хаммурапи (1792—
1750). В середине II тысячелетия до н.э. оно было разрушено хеттами и касситами. Касситская династия (1518— 1202) изучена слабо. В VII в. до н.э.жившие в северной, предгорной части Месопотамии ассирийцы образовали первую ближневосточную сверхдержаву
простирающуюся от Ирана до Египта. Второй расцвет Вавилонии —
Нововавилонское царство (612— 538). Оно было разрушено персами.
На всем протяжении своей истории, начиная с городов-государств
Шумера и Аккада и кончая Нововавилонским царством, культура
Вавилонии — типичный пример культуры бронзового века».
Источники. Это клинописные тексты на камне и на глиняных табличках на шумерском, ассиро-вавилонском (аккадском) языках. Таблички найдены в большом количестве. Библиотека ассирийского деспота Ашшурбанипала содержала 30 тыс. табличек. Недавно итальянские археологи нашли на территории современной Сирии глиняную библиотеку правителей древнего города Эбла (XXIV в. дон. э. Это историческая находка.
На таблички клинописью (сырая глина другого способа письма не допускала) наносились разные тексты. Среди них и деловые документы, и законы, и исторические записи, и медицинские рецепты, и языковые словари, и математические задачи, и гимны в честь богов. На этих же глиняных табличках были зафиксированы первые древнейшие научные и мировоззренческие тексты. Они и составляют шумерскую и аккадо- вавилонскую профилософию.
Начатки наук. На территории Месопотамии наука зарождается рано. Более сотни найденных математических текстов относится ко времени Древневавилонского царства. Среди них таблицы умножения, обратных величин, квадратов и кубов чисел, таблицы с "типовыми задачами на вычисление -сих решениями. В этих математических документах перед нами уже позиционная система счисления, в которой цифра имеет разное значение в зависимости от занимаемого ею места в составе числа. Шумерская и аккадо-вавилонская система счисления была шестидесятеричной. Для изображения чисел существовало всего два знака клин изображали дальнейшие степени от 60; крючок — 10; 60x10; 3600x10 и т. п.
Уже во II тысячелетии до н.э. ученым Вавилона были известны приближенные значения отношений диагонали квадрата к его стороне и окружности к радиусу. Они умели решать задачи, соответствующие квадратными некоторым кубическим уравнениям, умели измерять объемы параллелепипеда, цилиндра, усеченного конуса и пирамиды.
Древневавилонские астрономы вели систематические наблюдения за небом. Залет (ко времени Александра Македонского — по конец IV в. до н.э.) была установлена периодичность затмений, что позволяло их предсказывать. Лунно-солнечный календарь был создан здесь вначале тысячелетия до н.э. Сохранился указ Хаммурапи о дополнительном месяце. Это делалось для подтягивания лунного года из 12 лунных месяцев (354, 36 суток) до солнечного (365,24 суток. Позднее было открыто, что восемь солнечных лет по количеству суток приближаются к 90 лунным месяцам
Найденные медицинские тексты показывают выдедение медицины из лечебной магии.
В связи с развитием наук зарождаются более рационализированные навыки мышления, подготавливается философское мировоззрение. Однако философия в Вавилонии все жене возникает. Даже в период
Нововавилонского царства вавилоняне рассматривали мироздание в контексте мифов. Как часть религиозной идеологии, наука, находившаяся в руках жрецов, носила сакральный характер. Ее развитие приостановилось. Наука и критическое мышление не получили своего выражения в мировоззрении.
Шумерская мифология. В мифологическом образе Абзу шумеры олицетворяли пресноводный хаос, именно его они нашли в южной части Месопотамии тростниковые болотистые джунгли, набитые москитами, змеями, львами и другой живностью. В недрах Абзу зародилась праматерь Намму. Абзу и Намму лишь слегка демифоло­
гизированы. Третье звено шумерской теогонии — гигантская гора Курс глиняным основанием и оловянной вершиной. Это неслучайно. Там, где жили шумеры, почва глинистая, а раскаленное небо похоже на жидкое олово. Шумеры делали из глины и дома, и книги.
Таковы три первых звена шумерской теогонии. Они космогоничны, особенно третье, где олицетворения вообще нет. Однако далее следует настоящая теогония. В основании горы оказывается богиня земли Ки, а на вершине бог неба Ан. Ани Ки, Небо и Земля, порождают воздух, те. богиню воздуха Нинлиль и бога воздуха Энлиля. Именно
Энлиль разделил Небо и Землю, поднял Ан над Ки. Так образуется космическое зияние, та сцена, на которой далее развертывается жизнь людей и богов. Другой сын Ани Ки — Энки — бог подземных води мирового океана. Внуки Неба и Земли — бог Луны Наннар, бог подземного царства Нергал и др. Правнук — бог Солнца Уту; правнучки богиня подземного царства Эрешкигаль— супруга своего дяди
Нергала, и Иннана — богиня планеты Венера, царица неба, богиня любви и плодородия.
Было бы слишком утомительно перечислять других богов шумерской мифологии. В этой кровнородственной системе и осваивались явления природы. Солнце происходило от Луны, Луна — от воздуха, воздух — от Земли и Неба. Как ни фантастична такая картина, она позволяла как-то ориентироваться в мироздании.
Что же касается людей, то их создал вышеупомянутый Энки, брат
Энлиля, сын Ана и Ки. В отличие от Абзу — пресноводного хаоса,
Энки — это освоенная людьми стихия воды. Энки мудри добр к людям. Он заселяет Тигр и Евфрат рыбой, леса — дичью, учит людей земледелию и строительству. Остальные боги враждебны к человеку. Задумав погубить людей, они учиняют всемирный потоп. Энки предупреждает о нем некоего Зиусидру, и этот шумерский Ной спасается
сами спасает своих ближайших родственников. Таковы шумерские истоки библейского мифа о всемирном потопе.
Шумерская мифология знала и прототип библейского рая. В стране
Дильгун нет ни зла, ни болезней, ни смерти.
Аккадо - вавилонская мифология. Она сложилась на основе шумерской. Шумерскому Ану соответствует аккадский Ану, Энлилю соответствует Эллиль, Иннане — Иштар, Энки — Эа. Однако аккадский бог Солнца — Шамаш отличается от Уту. Были и другие расхождения между шумерской и аккадской мифологиями.
Наиболее значительным явлением аккадо-вавилонской и вообще месопотамской мифологии является теогоническая поэма «Энума элиш» (Когда вверху. Она записана на семи глиняных табличках, найденных в библиотеке Ашшурбанипала. Поэма начиналась так Когда вверху небеса небыли названы и не имела названия внизу земля, а изначальный Апсу, их родитель, Мумму, мудрый его советники Тиамат, родившая всех, вместе воды мешали, когда еще небыли сформированы деревья и не был виден тростник, когда никто из богов еще не появился, когда имена еще небыли названы, не определилась судьба, тогда боги были созданы посредине небес».
Новые боги стремятся внести порядок в хаос, олицетворяемый в смутных образах Апсу, Мумму и Тиамат. Упорядочить первородный хаос значило прежде всего отделить влагу от тверди, воздух от огня. Аккадский Энки — бог Эа усыпляет Апсу и расчленяет его. Он же связывает Мумму. Однако третье лицо хаоса — Тиамат плодит чудовищ и склоняет на свою сторону бога Кингу. Все новые боги в ужасе. Лишь сын Эа бог Мардук решается сразиться с Тиамат и ее союзниками. Но предварительно он вырывает у деморализованных богов согласие на свое господство. Так вавилонские жрецы обосновали возвышение дотоле рядового городка Вавилона над другими городами Мардук был богом города Вавилона, другие боги — богами других городов. Это пример идеологической функции мифологии в условиях раннеклассо­
вого общества. Мардук победил Тиамат. Он рассек ее тело на две половины. Из нижней Мардук сотворил землю, из верхней — небо. Далее бог Вавилона сын Эа создает созвездия, времена года и двенадцать месяцев, животных, растений и человека.
Человек двойствен. Его тело состоит из глины с примесью крови казненного Мардуком бога-предателя Кингу. Его душа — плод дыхания Мардука.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   84


написать администратору сайта