Главная страница
Навигация по странице:

  • «Беседа господина и раба.

  • А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов


    Скачать 18.63 Mb.
    НазваниеА. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
    Анкорchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
    Дата12.03.2017
    Размер18.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
    ТипДокументы
    #3672
    страница18 из 84
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   84
    Нисхождение Иштар. Это земледельческий календарный миф. Такие мифы были у всех народов. Они объясняли смену времен года и годовой цикл земледельческих работ. В Шумере это миф об Иннане и
    Думузе. В Вавилонии ему соответствовал миф об Иштар и Там музе.
    Таммуз— возлюбленный И ш тар— умирает и уходит в страну без возврата, в подземное царство мертвых, где царствуют Нергал и
    Эрешкигаль, ненавидящая свою младшую сестру Иштар. Поэтому
    когда Иштар, желая вернуть Таммуза, нисходит в мертвое царство,
    Эрешкигаль насылает на нее 60 болезней и задерживает. На земле нет больше богини плодородия и любви, не рождаются ни животные, ни люди. Боги встревожены. Не станет людей — кто будет приносить им жертвы Поэтому они вынуждают Эрешкигаль отпустить и Иштар, и
    Таммуза. На земле снова наступает весна — пора любви.
    Сказание о Гильгамеше. Эпос о Гильгамеше — величайшее поэтическое произведение древневосточной литературы. Песни о Гильгаме­
    ше записаны клинописью на глиняных табличках на четырех древних языках Ближнего Востока шумерском, аккадском, хурритском и хеттском. Древнейшие тексты шумерские. Им три с половиной тысячи лет. Чуть моложе первые сохранившиеся записи аккадской поэмы о
    Гильгамеше. Окончательная версия поэмы сложилась впервой половине I тысячелетия до н.э. Соответствующий текст сохранился. Это и есть Эпос о Гильгамеше, или Овсе видавшем. Если «Энума элиш» — пример религиозно-мифологического мировоззрения, то Эпос о Гиль­
    гамеше» — выражение художественно-мифологического мировоззрения. В центре эпоса человек-богоборец, претендующий на бессмертие.
    Гильгамеш— правитель шумерского города Урук. Он тиран своих подданных. Даже боги боятся его. Желая его ослабить, они творят равного ему по силе соперника, богатыря Энкиду. Это дитя природы. Он понимает язык зверей. Хитрый Гильгамеш подсылает к Энкиду блудницу. Она совращает Энкиду, ион утрачивает первобытную связь с природой, звери от него отворачиваются. Отныне сила Энкиду не превосходит силы Гильгамеша. Их борьба заканчивается дружбой. Вместе они совершают много подвигов. Гильгамеш перехитрил богов. Тогда боги насылают на Энкиду смерть. И неуемный Гильгамеш впервые осознает и свою смертность. С этого начинает пробуждаться самосознание Гильгамеша. Перед лицом смерти друга Гильгамеш сетует И сам я не так ли умру, как Энкиду? Тоска в утробу мою проникла, смерти страшусь и бегу в пустыню. Устрашился я смерти, не найти мне жизни, словно разбойник брожу в пустыне. Как же смолчу я, как успокоюсь Друг мой любимый стал землею Также, как они я не лягу ль, чтобы не встать вовеки веков (Эпос о Гильгамеше. МЛ, 1961. С. 57, 59).
    Гильгамеш отправляется в путешествие за бессмертием к Утнапиш- ти. Это аккадский Зиусидру. Утнапишти-Зиусидру некогда получил от богов дар бессмертия. Он вручает Гильгамешу траву бессмертия, но тот на обратном пути ее теряет.
    В эпосе о Гильгамеше с большой силой прозвучала мировоззренческая тема жизни и смерти, тема трагизма бытия человека. Человек осознает свою конечность на фоне бессмертия богов и вечности мироздания. Необузданный нрав деспота Гильгамеша обуздывается сознанием своей смертности, не утрачивая при этом своего деятельного
    начала. Гильгамеш начинает благоустраивать свой город. В нем зарождается догадка, что бессмертие человека в его делах, в его творчестве.
    «Беседа господина и раба. Профилософия Вавилонии содержала в себе не только мифологическое мировоззрение и начатки научного знания и соответствующего мышления, но и момент разочарования в авторитарной религиозной идеологии раннеклассового общества. В Беседе господина и раба о смысле жизни вельможа, попавший в немилость у царя, советуется со своим рабом. Здесь отражено сознание тщетности жизни. Все тщетно и надежда на щедрость царя, и надежда на радость пиршества, и надежда на любовь женщины, и надежда на благородство людей, и, наконец, надежда на посмертное воздаяние и на саму жизнь после смерти.
    Однако дальше сомнения и отчаяния предфилософская мысль
    Вавилонии не идет. Это мировоззрение обращается против самого себя и проповедует бездумье. Господин приходит к выводу, что надо ни о чем думать и прожигать свою короткую жизнь. Беседа господина и раба — свидетельство глубокого кризиса авторитарного религиозно­
    мифологического мировоззрения ив тоже время бессилия мировоззренческой мысли подняться в условиях общества бронзового века на второй, философский уровень, где осознание своей смертности человеком компенсируется сознанием бессмертия человеческой мысли.
    Египет
    Древнеегипетская история хронологична. Древние египтяне были народом с хорошо развитым чувством времени. Нам известны имена и годы правления всех царей Египта — фараонов. История Древнего Египта распадается на Древнее, Среднее и Новое царства. К Древнему царству относятся первые восемь династий царей Египта, это 2900—
    2200 гг. до н.э. Среднее царство — IX—XVI династии, 2230— 1600 гг. до н.э. Новое царство период правления XVII—XX династий,
    1600— 1100 гг. до н.э. Затем следует смутное время Позднего Египта, когда завоеватели сменяли друг друга. Однако счет династий продолжался. История суверенного Египта заканчивается XXVI династией
    (665—525 гг. дон. эВ это время столицей Египта был Саис. Поэтому Египет времен XXVI династии называется Саисским Египтом.
    Источники. Это иероглифические тексты на папирусе. Папирус далеко не так прочен, как глиняные таблички Месопотамии, которые от огня только твердеют. Однако в условиях сухого египетского климата папирус сохранялся хорошо. До сих пор еще находят древние египетские рукописи. Среди них выделяются Тексты пирамид, Текст о саркофагах, Книга мертвых, Британский папирус № 10188»; Лондонский (Ринда), Московский (В. С. Голенищева) и Берлинский
    математические папирусы и ряд других. Папирусы имеют форму свитков.
    Начатки наук. Древнеегипетская наука наглядна. Она воплощена в египетских пирамидах. Крупнейшая из них — пирамида Хеопса — имеет высоту в 146 м. Она сложена из двух с половиной миллионов известняковых и гранитных блоков весом от 2,5 дот. До сих пор остается загадкой, как смогли их высечь из скал, доставить и уложить. Пирамиды точно ориентированы по сторонам света. Египетские пирамиды — плод эксплуатации фараонами своего народа. Имеются сведения, что пирамиду Хеопса строили 30 тыс. человек в течение двадцати лет. Вдень они должны были изготовлять, доставлять и укладывать полтысячи блоков. Во времена строительства пирамид египтяне знали такое число, как миллион. Оно иероглифировалось фигуркой человека с поднятыми от изумления руками, за человеком виднелась пирамида. Потом это число забыли за ненадобностью.
    Сохранилось 36 оригинальных математических текстов Древнего Египта. Самые ранние из них относятся к середине четвертого тысячелетия до н.э., поздние первому тысячелетию н.э. Из этих 36 текстов 16 явно написаны ранее первого тысячелетия до н.э. Наиболее интересные из них — Лондонский и Московский математические папирусы. Оба папируса датируются временем XI династии, или, согласно нашему летосчислению, XIX в. до н.э. Это эпоха Среднего царства. Тексты папирусов местами испорчены.
    Содержание папирусов — задачи прикладной математики разложение некоторых дробей на суммы дробей с единицей в числителе задача хау (куча, соответствующая решению линейного уравнения вида ах+вх+... + х=в, задача «тунну» по определению разности между долями при неравном распределении (например, 100 хлебов надо разделить между пятью лицами так, чтобы полученные доли находились в арифметической прогрессии и чтобы одна седьмая суммы трех больших чисел равнялась бы сумме двух меньших вычисление площадей и объемов. Уже вначале второго тысячелетия до н.э. египтяне могли вычислить объем цилиндрической житницы. Обозначим ее диаметр через а а высоту через Ъ. Египетские математики решали эту задачу как бы по формуле (а — | а в Из этого следует,
    что египтяне знали как бы число пи и принимали егоза. Московский математический папирус содержит, в частности, задачу на вычисление объема усеченной пирамиды с квадратным основанием. Одна из задач Берлинского математического папируса такова, что ее выражение в алгебраической форме дало бы два уравнения с двумя неизвестными, причем одно уравнение было бы квадратным. Оно выглядело бы как
    100. Другое уравнение ух Дается правильный ответ 8 и Все эти задачи на вычисление. Они прямо связаны с практикой. Умение разлагать дробина суммы дробей с единицами в числителе
    было необходимо для повседневной жизни. Например, надо разделить
    7 хлебов на 8 рабочих. Знание того, что каждый рабочий должен получить 7/8, практически бесполезно, семь восьмых не отрежешь. Но если мы представим 7/8 как сумму трех дробей с единицами в числителе, те. как 1/2+1/4+1/8, то можно сообразить, что четыре хлеба надо разрезать пополам (чтобы каждый из восьми получил по полбуханки, надо употребить четыре хлеба, два хлебана четыре части (чтобы каждый получил по четвертина это надо два хлеба) и один оставшийся хлеб — на восемь частей, а затем дать каждому из восьми полбуханки, четверть буханки и одну восьмую буханки.
    Можно ли считать наукой такого рода задачи на вычисление, вопрос спорный. Многие ученые отказываются называть и вавилонскую и древнеегипетскую математику наукой. Но существуют и противоположные мнения. Н. Бурбаки высоко оценивает вавилонскую и древнеегипетскую математику. Теперь уже нельзя сомневаться в существовании сильно развитой доэллинской математики. Не только понятие целого числа и меры величины (сами по себе уже очень абстрактные) употребляются в самых древних из дошедших до нас текстах Египта и Халдеи, но и вся вавилонская алгебра с ее изящными и уверенными приемами не может рассматриваться в виде простой совокупности задач, решенных эмпирически, на ощупь. И если в текстах мы еще не находим ничего похожего на доказательства в формальном смысле слова, все же имеются все основания полагать, что открытие таких приемов решения, общность которых видна из частных применений к числовым примерам, не могло иметь места без хотя бы минимального количества логических рассуждений (Очерки по истории математики. МС. Как китайские и вавилонские, таки древнеегипетские астрономы вели регулярные наблюдения за небом. Это тоже имело практическое значение. Например, начало наиважнейшего для Египта события — ежегодного разлива Нила совпадало во времени с появлением на египетском небе самой яркой звезды — Сириуса. Египтяне определили эклиптику — видимый путь Солнца на фоне созвездий и разделили ее на двенадцать частей, образовавших Зодиак, те. круг зверей. В течение полутора тысяч лет египетские астрономы зарегистрировали
    373 солнечных и 832 лунных затмения. Это позволило заметить периодичность затмений и научиться их предсказывать. О причинах затмений тогда, разумеется, не имели никакого представления. Созерцание неба позволило создать календарь. Сначала древнеегипетский календарь состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый, вначале года добавлялось пять священных дней, не принадлежавших ник какому месяцу. Затем был создан солнечно-лунный календарь. Для приведения в соответствие лунного года с солнечным девять разв двадцать пять лет вставлялся тринадцатый месяц. Время суток измерялось водяными клепсидра) и солнечными часами
    Медицинские папирусы Эберса и Смита говорят о выделении медицины из лечебной магии.
    Жрецы и писцы. Древнеегипетская наука была делом жрецов. Светская интеллигенция — писцы зависели от жрецов и решали сугубо практические задачи. Профессия писца была высокочтимой. В древнеегипетском стихотворении Прославление писцов сказано Мудрые писцы не строили себе пирамид из меди и надгробий из бронзы. их пирамиды книги поучений, их дитя тростниковое перо, их супруга — поверхность камня. Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех, кто повторяет имена писцов, чтобы на устах была истина. Человек исчезает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с земли, но писания заставляют вспомнить его устами тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, лучше гробниц на Западе, лучше роскошного дворца, лучше памятника в храме (Лирика Древнего Египта. МС, Однако в этом стихотворении писцы не отделены от жрецов. Писцы названы жрецами заупокойных служб. А в Вавилонии и жрец, и писец обозначались одними тем же клинописным знаком. Вся древнеегипетская и вавилонская наука была сакральной, она принадлежала жрецам -хранителям религиозно-мифологических тайн. Противоречие между мифологическим мировоззрением и начатками наук было противоречием между функциями жрецов. Даже занимаясь наукой, египтяне смотрели на мир в целом сквозь мифы. Иначе они не сгруппировали бы звезды в гигантские длинные созвездия. В таком видении ночного неба, сказалось их мифологическое представление о небе как вытянутом теле богини неба Нут. -Древнеегипетская мифология. Сначала египтяне почитали животных, а затем их боги стали зверолюдьми. На этом внешняя антропо- морфизация древнеегипетских богов закончилась. Здесь мифология была связана с культом. Нов разных местностях Египта почитались разные боги, поэтому если водном месте миф считался религиозным, тов другом — нерелигиозным. В Мемфисе — столице Древнего царства почитался Птах, в Фивах — столице Среднего и Нового царства —
    Амон, в Гелиополе — бог Солнца Ра.
    Теогонии. Гелиопольская теогония положила в начало мироздания первородный хаос Нун, породивший из себя Ра. Последний, совокупившись с самим собой, изрыгнул бога воздуха Шуи его женский коррелят Тефнут. В свою очередь, Шуи Тефнут породили землю, небо и еще семерых богов, в их числе Осириса и Изиду, Сета и Нефтиду. Воздух Шу разделил Небо и Землю, подняв богиню неба Нут над богом земли Гебом.
    Люди, как это и должно быть в религиозно-мифологическом мировоззрении третьестепенные персонажи теогонии. Они созданы богом Солнца Ра из его слез
    Жрецы Древнего Египта таки не смогли изжить крайнего политеизма. Они смогли лишь уменьшить число богов, отождествив некоторых из них.
    Правда, Аменхотеп IV ввел культ единого бога Атона и стал называть себя Эхнатоном. Эхнатон — блеск Атона». Эхнатон построил новую столицу Египта — Ахетатон (горизонт Атона). Но реформа не привилась. Она встретила сопротивление жрецов — антагонистов фараонов. При преемнике Эхнатона Тутанхамоне (находка его нераз­
    грабленной гробницы была археологической сенсацией нашего века) политеизм восторжествовал над монотеизмом. Это было в конце XV в. до н.э.
    Исида и Осирис. Вавилонскому мифу об Иштар и Таммузе в Древнем Египте соответствовал миф об Изиде и Осирисе. Осирис олицетворяли жизнь, и смерть. Осирис — олицетворение Нила, источника всего живого в Египте. Он же судья в царстве мертвых.
    Нил-Осирис борется со своим братом Сетом — олицетворением пустыни. Сет обманул Осириса, заключил его в ф об и пустил вниз по течению Нила. Сестра-жена Осириса Изида (в Египте фараоны женились на своих сестрах) отправляется на поиски мужа. Она только что родила сына Гора. Сет расчленяет тело Осириса и повсюду его разбрасывает. Исида собирает части тела своего супруга. Один из богов подземного царства Анубис и сын Осириса Гор оживляют Осириса. Гор побеждает Сета. Эта вечная периодическая борьба Осириса и Сета отражала смену времен года в Египте разлив Нила, время сева, время созревания и уборки урожая и период засухи (апрель — июнь Осирис в гробнице — это спад Нила вовремя засухи, а разбросанные члены его оставшиеся после разлива Нила мелкие озера, болота, лужи возрождение Осириса и победа Гора над Сетом новый разлив, торжество жизни.
    Но Осирис — не только жизнь, но и смерть. У древних египтян был сильно развит погребальный культ. Считалось, что после смерти тела душа может полноценно существовать лишь при условии его сохранения. Отсюда обычай мумификации, строительство городов мертвых — некрополей, а также гигантских пирамид — грандиозных саркофагов некоторых фараонов.
    Египтяне различали в человеке несколько сущностей: его тело, его имя — «рен», его душу — «ба», его другую душу — ка. В подземном царстве мертвых душа предстает перед Осирисом. Судья взвешивает сердце души, на вторую чашу весов кладется статуэтка Правды. Если она поднималась вверх, то душу тут же пожирало адское чудовище. В Противном случае душа сохраняла жизнь. Это и была ка — жизненное начало. Если сердце души признавалось безгрешным, душа покойного отправлялась на поля Иалу, которые в отличие от египетских полей никогда не страдали от засухи
    Лирика Древнего Египта. Лирика Древнего Египта весьма развита. В некоторых своих мировоззренческих частях она соответствовала Беседе господина и раба. Там также, как ив этом вавилонском произведении, звучат сомнения в истинности религиозно-мифологи­
    ческой картины мира, в ценности загробного существования. В Песне арфиста сказано Никто еще не приходил оттуда, чтобы рассказать, что там, чтобы поведать, чего им нужно, и наши сердца успокоить. В песне подчеркивается, что никто из умерших не вернулся обратно. Поэтому, покаты жив, надо следовать желанию своего сердца.
    Однако в другом произведении выражена твердая убежденность в существовании загробного мира. Это Похвала смерти. Там говорится Время, как сон, промелькнет и Добро пожаловать — скажут в Полях Заката пришельцу (Лирика Древнего Египта. С. 82.). Эти Поля помещались египтянами на западе.
    Элементы философии. Нив Вавилонии, нив Древнем Египте философия таки не возникла. Но элементы ее были. В Беседе господина и раба, в Песне арфиста, в Споре разочарованного со своей душой хотя и нет конфликта с верой, но все же есть элемент сомнения в социоантропоморфическом мировоззрении, скептицизм и пессимизм. Это говорит о начавшемся кризисе религиозно-мифологи- ческого мировоззрения в Вавилонии ив Египте. Начинался здесь и процесс демифологизации. Шумеро-аккадские Абзу (Апсу) и Мумму, древнеегипетский Нун и др. уже многое потеряли от своей прежней сверхъестественности.
    Сансский Египет. Древний Египет оказал большое влияние на культуру Эллады. В середине первого тысячелетия до н.э. Египет и
    Эллада были тесно связаны. Фараоны династии, придерживаясь греческого образа жизни, вели филоэллинскую политику. Предпоследний фараон этой династии был женат на гречанке. Он разрешил грекам основывать в Египте колонии. Греки сохранили уважение к Египту как источнику мудрости даже тогда, когда они ив науках, ив мировоззрении оставили египтян далеко позади себя.
    В 525 г. до н.э. Египет был захвачен персами. И почти на две с половиной тысячи лет Египет становится игрушкой в руках разных завоевателей персов, греков, римлян, арабов, турок, англичан. Персидское завоевание отбросило Египет далеко назад, также как отбросило оно назад немного ранее развитие Вавилонии. Ростки философского мировоззрения были погублены.
    Финикия
    Финикия находилась на территории нынешнего Ливана.
    Как и все развитые части полосы древней цивилизации, Финикия начала с неолита, прошла халколит, или энеолит, те. меднокаменный веки достигла меднобронзового века
    В отличие от Китая и Индии, Вавилонии и Египта, которые были речными цивилизациями, Финикия, как и Древняя Греция, была морской цивилизацией.
    Финикийские корабли плавали по всему Средиземноморью и даже выходили в Атлантический и Индийский океаны.
    Есть сведения, что финикийцы по приказу египетского фараона
    Нехо в VII в. до н.э. обогнули Африку и достигли Индии, те. прошли путь, который европейцы (португальцы) проделали лишь в конце XV в.
    Финикийские купцы держали в своих руках всю средиземноморскую торговлю почти тысячу лет начиная с крушения критской морской державы в XV в. до н.э. и кончая Великой греческой колонизацией в VIII—VII вв. до н.э. У Гомера греки и думать не смеют о морском соперничестве с финикийцами. До VIII—VII вв. до н.э. Средиземное море было финикийским.
    Финикийцы колонизировали территорию современного Туниса и создали там финикийское государство Карфаген, просуществовавшее до середины II в. до н.э. и перед своей гибелью чуть не победившее Рим (Ганнибал). Финикийцы заняли острова Сардинию и Корсику и уже в VI в. до н.э. столкнулись с греками в Сицилии.
    Финикия не была монолитным государством. Это был союз торговых городов, некоторые из них (Библ, Угарит) возникли еще в четвертом тысячелетии до н.э. Многие из этих древних городов существуют и сейчас Берит — Бейрут, С идон— Сайде, Тир Сур. Эти города конкурировали и даже враждовали между собой.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   84


    написать администратору сайта